Для чего нужна бюрократия
Бюрократия и бизнес: как снизить бумажную волокиту
Многоуровневую бюрократическую систему России считают одной из главных проблем при ведении бизнеса. Она не только во многом усложняет развитие отечественного предпринимательства, но и провоцирует нарушения – все больше бизнесменов предпочитают «прятаться в тень», чтобы избежать трудностей с «канцелярщиной». О необходимости преодоления этой проблемы и снятия с предпринимателей груза ответственности говорят давно, но кардинальных изменений пока не наблюдается.
По результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, среди факторов, препятствующих открытию собственного дела в России, бюрократия занимает второе место (22% ответов) сразу после высоких налогов (25%). Отсюда и статистика, показывающая, что, по мнению 62% респондентов, вести честный бизнес в нашей стране невозможно.
Но действительно ли все так печально?
С одной стороны, государство пытается создавать условия, способствующие упрощению для предпринимателей начала официальной деятельности. Самый простой пример – регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Это несложная процедура, предусматривающая небольшой пакет документов в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». От заявителя потребуются: заявление (форма Р21001), ксерокопия всех страниц паспорта, квитанция об оплате госпошлины и уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) (в трех экземплярах), если необходимо.
УСН, кстати, тоже помогает снизить долю бюрократического бремени, поскольку заменяет оплату трех налогов (НДС, НДФЛ и налога на имущество) одним. Несложно подсчитать, во сколько раз это облегчает жизнь предпринимателя.
С другой стороны, именно малый бизнес с организационно-правовыми формами ИП и ООО в основном страдает от бюрократии. Большое количество надзорных органов и частые проверки, «замораживающие» работу предприятия, явно не идут тому на пользу. А с учетом коррупционной составляющей, нередко проявляющейся в ходе визита аудиторов, «тиски» сжимаются еще сильнее.
Спасаясь от перегруженного надзора и контроля, предприниматели «уходят в тень». Раз не позволяют существовать легально, обременяя поборами и бумажной волокитой, зачем платить и официальные налоги? – к таким выводам нередко приходят они. Звучит логично, но в то же время пугающе. В 2018 г. доля теневого сектора российской экономики составила около 20% ВВП, то есть порядка 20 трлн руб.
К чему это может привести в дальнейшем? Вероятнее всего, к увеличению налогов, которые лягут как раз на плечи «играющих в открытую» предпринимателей. А затем – к росту цен на продукцию, что совсем некстати, учитывая падение доходов населения страны с 2014 г.
Разумеется, проблема излишней бюрократизации волнует не только граждан и предпринимателей, она напрямую касается самих госорганов, и государство старается оптимизировать процесс документооборота, снижая количество бумаг там, где это возможно.
За последние годы многое сделано для того, чтобы уйти от излишних бюрократических процедур во взаимодействии с судебными и налоговыми органами. Например, процессуальные документы можно подать в арбитражные суды в электронном виде, как и сдать отчетность посредством Интернета, без визита в налоговые органы. Также есть возможность заказать через Интернет многие документы – это касается как бизнеса, так и частных лиц (выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРН). Благодаря указанным мерам снизилась нагрузка на офисы за счет уменьшения очных обращений и существенно возросла скорость обработки данных.
Многие подобные документы требуют подписи, в этом случае допустимо воспользоваться электронной цифровой подписью. ЭЦП надежнее рукописной подписи на бланке, которую намного проще подделать, и отличить подделку в состоянии только эксперт. Тем не менее от фальсификации ЭЦП тоже никто не застрахован, хотя подобные случаи очень редки. Доказательствами недействительности оформленной электронной подписи (в случае, если она поддельная) будут:
–квалифицированный сертификат (выдается в удостоверяющем центре, его нужно сохранить);
подписи получившего электронную подпись лица;
регистрационное дело в удостоверяющем центре.
ЭЦП необходима, чтобы обмениваться посредством Интернета не только информативными письмами, но и юридически значимыми документами (договорами, актами и т.д.). Для организации указанного документооборота можно использовать любой вид ЭЦП – в зависимости от целей, а также договоренности пользователя с другими участниками электронного обмена информацией.
При этом, как уже не раз отмечалось, участники данной формы документооборота экономят время и освобождают себя от многочисленных встреч, общаясь посредством Сети. Кроме того, для электронного документооборота характерны централизованная структура, систематизированное хранение электронных документов, процесс согласования также существенно упрощается.
«Забюрократизированность» наблюдается и при совершении сделок с недвижимостью в аспекте взаимодействия с Росреестром ввиду большого объема документов. Так, наиболее удобный способ оформить сделку с недвижимостью – заключить договор у нотариуса, который затем направит в электронном виде документы на регистрацию в Росреестр. Но оказание данной услуги занимает длительное время, необходимо отсканировать множество документов, поэтому нотариусы зачастую даже не стремятся ее оказывать. В данный момент стала доступна онлайн-регистрация договоров аренды.
В целом регистрация перехода прав на недвижимость – сложный и трудозатратный процесс, требующий изучения большого количества документов, поэтому говорить об упрощении в этой сфере пока рано.
Конечно, многочисленные документы, справки и проверки усложняют жизнь, но в то же время, если бы их не было, наблюдали ли бы мы изменения в лучшую сторону? Или, наоборот, ощутили бы снижение качества товаров и продукции, халатное отношение торговых точек к безопасности на производстве и противопожарным нормам?
Другое дело, что сложившийся механизм требует оптимизации. На мой взгляд, необходимо стремиться к обоюдному сотрудничеству между бизнесом и контролирующими органами, чтобы предписания Роспотребнадзора, Росздравнадзора и других служб выполнялись осознанно, а не «для галочки», а проверки ставили собой цель не оштрафовать собственника, а указать на недочеты и помочь их исправить. Не стоит забывать и о пересмотре перекрестных требований ведомств, «конфликтующих» друг с другом и создающих для бизнесменов лишние барьеры. К исключению подобных условий следует подойти с особой тщательностью.
Сегодняшняя ситуация с бюрократизацией переломная. Все больше ведомств переходят на взаимодействие в режиме онлайн, упрощают порядок оказания услуг, а значит – сложный документооборот, толстые папки и десятки справок постепенно уходят в прошлое.
Что такое бюрократия простыми словами
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Так сложилось, что слово «бюрократ» мы воспринимаем как нечто нарицательно-ругательное.
Но каково истинное значение понятия «бюрократия» знает далеко не каждый человек.
Девиз нашего блога: «Знать больше!», именно поэтому сегодня мы разберемся, что такое бюрократия, каковы ее виды, и существует ли идеальная бюрократия.
Бюрократия — это.
Суть понятия «бюрократия» кроется в его переводе. А произошло это слово от слияния французского «bureau» (канцелярия) и греческого «κράτος» (власть).
Прямой перевод – «канцелярская власть», т.е. власть людей, наделенных полномочиями управления. Полномочия передаются в форме специальных письменных указаний, приказов, распоряжений.
Представим следующую схему: есть государство (форма (республика, монархия и т.д.) не важна), есть его граждане (подданные), которые образуют общество. Государство – это форма политической власти, следовательно, чтобы осуществлять руководство обществом, необходим аппарат управления.
Основная функция аппарата управления – администрирование процессов. Такой аппарат называется бюрократическим, а граждане, работающие в нем – бюрократами. Как видите, ничего обидного и «ругательного».
Бюрократическая система имеет отношение не только к государству, но и к организациям различных правовых форм.
Почему она воспринимается негативно
Разберем данный вопрос на примере государственной бюрократической системы.
Чтобы не допустить хаоса во взаимоотношениях физических или юридических лиц и общества, государственная власть должна добиваться строго выполнения установленных правил.
Допустим, государство, решив мотивировать повышение рождаемости, устанавливает выплату материнского капитала на второго ребенка в семье. Как регулировать выплату мат.капитала, чтобы он выдавался строго по назначению?
Для этого создается специальный канцелярский порядок подачи заявок на выплату, определяется ряд документов, которые должны собрать родители ребенка. То есть им нужно пройти ряд бюрократических процедур.
Не стоит винить чиновничий аппарат за эти формальности, ведь именно они гарантируют, что материальная помощь попадет строго по назначению.
К сожалению, зачастую бюрократических «проволочек» становится в нашей жизни слишком много, поэтому мы начинаем воспринимать бюрократию как неминуемое зло.
Случается, что бюрократические препоны доводятся до абсурда: до сих пор существует практика, что инвалиды каждый год должны подтверждать свою инвалидность, чтобы получать пенсию, лекарства и другие льготы. Как будто за год ампутированная нога может отрасти, сахарный диабет излечиться и т.д.
Канцелярское (формальное) ведение дел присуще всем без исключения ветвям государственной власти.
Свести бюрократию «на нет» невозможно, она гарантирует соблюдение порядка, но ее можно минимизировать, исключив из администрирования принцип «форма ради формы». К этому стремятся все развитые страны.
Кратко об истории бюрократии
С тех пор как начали создаваться отдельные государства, возникла необходимость в централизованном управлении. С изобретением письменности (около 4 тыс.лет назад) техническая сторона административного управления упростилась: достаточно издать приказ и поручить его реализацию (и контроль за выполнением) специальным людям, которые получают за это плату.
Бюрократия появилась уже в древнем Египте, получила развитие в древнем Китае и Римской империи. Бурное ее развитие в России началось при Петре Первом. Его нововведения касались не только «европеизации» страны, подъема экономики, но и администрирования. Централизация управления государством была введена именно им.
Может ли бюрократия быть идеальной?
Применение термина «бюрократия» по отношению к аппарату администрирования началось в 20 веке с «легкой руки» немецкого социолога и экономиста Макса Вебера.
Он вывел общие принципы «идеальной» бюрократии, призванной служить обществу. Вот эти постулаты:
Вебер считал, что бюрократия – это идеальный инструмент управления.
Действительно, если бы все сформулированные им принципы соблюдались, то так оно и было бы. Но влияние человеческого фактора способно превратить идеальный инструмент в тормоз развития.
Виды бюрократии
Принято различать 3 вида бюрократии, в зависимости от специфики организации деятельности:
Примером такой формы является организация управления в каком-либо министерстве (есть министр, есть заместители по определенным вопросам, есть рядовые сотрудники, выполняющие функции, связанные с профессиональной специализацией министерства).
На роль министра редко назначается специалист согласно роду его профессиональной деятельности. В основном этот человек является грамотным, опытным управленцем (администратором).
Недостатком классической формы является:
Служащий обязан отправить запрос вышестоящему звену, получить ответ, и, в зависимости от решения сверху, «разрулить» сложившуюся ситуацию. На это уходит время, и сама ситуация уже может стать не актуальной.
Примером может служить организация управления в медицинских или учебных заведениях. Глава такого учреждения – профессионал данного вида деятельности (поэтому он может компетентно контролировать работу своих сотрудников), его подчиненные также являются профессионалами, применяющие стандартный набор методик (программ) для работы.
К недостаткам можно отнести необходимость высокой профессиональной подготовки кадров (затраты на обучение).
Данная форма бюрократии обладает минимальным формализмом, она децентрализована и потому быстро реагирует на внешние факторы, оперативно решает поставленные задачи.
Примером может служить организация управления в научно-исследовательском институте, в юридической фирме и т.д.
Структура бюрократической системы
Структура классического бюрократического аппарата подчинена строгой иерархии. Это значит, что существует жесткая субординация по цепочке «сверху → вниз».
Если представить иерархию в виде геометрической фигуры, то она представляет собой пирамиду.
Достоинства и недостатки бюрократии
Рассмотрим плюсы и минусы классической формы бюрократии в следующей таблице:
достоинства | недостатки |
---|---|
возможность централизованного управления организацией, обществом, государством | искусственное расширение бюрократического аппарата ведет к повышению расходов на его содержание |
возможность апеллировать к вышестоящим органам при неудовлетворительной работе нижестоящих (благодаря пирамидальной структуре бюрократического аппарата) | отсутствие возможности самостоятельного принятия решений у нижних ступеней бюрократического аппарата (необходимо согласование с вышестоящими органами) ведет к замедлению решения насущных проблем |
чрезмерный формализм затрудняет получение гражданами требуемых услуг, тормозит выполнение каких-либо работ |
Читайте наш блог, это познавательно!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Думаю, что никто не будет спорить о необходимости процедур, их и выполняют чиновники.
Другой вопрос, что бюрократическая система зачастую иррациональна, можно сказать, что просто палки в колеса людям вставляет, вот такую систему нужно исправлять, но система же не существует сама по себе, она опирается на законы, значит нужно менять эти законы, вносить поправки, тогда и ведомства изменят внутренние процедуры на основании новых законов.
Конечно, нужно менять законы и вносить поправки, чтобы они работали на благо общества и шли в ногу со временем. Зачастую законы просто отстают от действительности. Вот тогда мы ругаем бюрократов, поскольку они действуют по законам.
Что такое бюрократия, в чем ее плюсы и минусы для народа и государства
Дословно – «власть письменного стола».
Уважаемые читатели, приветствую вас на блоге iklife.ru. Сегодня поговорим о том, что такое бюрократия и всегда ли это плохо. Бюрократия происходит от французского слова «бюро» – офис, канцелярский стол – и греческого «кратос» – власть. Дословно получается – власть письменного стола.
Бюрократией называют систему управления, которая основывается на документированности: каждое действие должно быть задокументировано, официально оформлено, чтобы можно было разобраться через суд, кто прав, а кто виноват.
Бюрократия появилась тогда, когда зародилась письменность. Это слово не всегда надо использовать в отрицательном значении.
Зачем нужен бюрократический аппарат
Чтобы было меньше несправедливости. Хотите получить пособие, потому что у вас многодетная семья – принесите справку, что у вас несколько детей. Хотите пособие по инвалидности – покажите медицинское заключение, что вы инвалид.
Если выяснится, что человек получил деньги, которые ему не причитаются – можно будет найти документ, который он предъявил, найти юриста, который ему этот документ дал, и взыскать с него штраф. И с этого человека тоже.
Без бюрократии нельзя
Как доказать, что офицер отдал приказ? Никак, документов никаких нет.
Офицер на свободе, солдат в тюрьме.
Три вида бюрократии
Классическая. Это когда на вершине человек с хорошими навыками управленца. Например, я учился в вузе, где ректором был бывший генерал-майор МВД. Да, он кандидат технических наук, но все-таки он 30 лет работал не в науке, а в МВД.
Люди с профессиональными навыками в классической бюрократии, конечно, тоже есть, их большинство, но они всегда подчиняются верховному «управленцу».
Мне рассказывали про кафедру, которую пять лет возглавлял доктор наук. Он был великим ученым, но с людьми работать вообще не умел. Он все время давал не те поручения не тем людям, не мог нормально отчитываться вышестоящему руководству, вовремя решать проблемы. Через пять лет его сместили.
Поэтому, наверное, и стоило делать ректором генерал-майора, а не ученого.
Профессиональная. Когда управляют именно профессионалы в своей сфере, а не просто хорошие управленцы.
Адхократия. Когда нет жесткой иерархии, низы могут решать проблемы не хуже верхов, если будет нужно. Адхократия очень гибкая, эффективная, но в ней может легко возникать хаос и всеобщая путаница.
Недостатки бюрократии
Бумаг бывает слишком много. Уходит много времени на то, чтобы их собрать, простоять в очередях, получить нужные подписи. Проблемы, которые надо решать срочно, решаются долго.
Иногда бумажная волокита создается для того, чтобы имитировать бурную деятельность. «Верхи» таким образом отчитываются еще более крупным «верхам» о том, как они хорошо работают: вот, смотрите, мы делаем это, это, это, а еще вот это, и все отчеты у нас есть.
В реальности же все эти отчеты ложатся на плечи рядовых сотрудников. В первую очередь, страдают от этого бюджетные организации: школы, больницы. Учителя, преподаватели вузов, врачи вместо своей работы заполняют бумажки.
Еще один недостаток – бывает сложно решать вопросы из-за строгой иерархичности. Низы не могут решить какой-то вопрос, потому что он «не в их компетенции», а до верхов не достучаться.
Третья проблема – коррупция. «Заплатите мне денежку», а то будете сто лет в очередях стоять.
Если смотреть в глобальном плане, то бюрократия ведет к расслоению общества, нарастанию недовольства, а потом – к митингам, революциям и кровопролитию.
Это все, что я хотел вам рассказать про бюрократию. Часто это слово используется в негативном значении, бюрократами называют чиновников, которые занимаются только бумажками и не решают проблемы народа.
Бюрократия — что это и как она работает
Когда говорят о бюрократии, часто имеют в виду что-то плохое. Она выглядит препятствием к нормальной жизни — тем, что ограничивает права простых людей, заставляя их чувствовать себя маленьким винтиком большого и сложного механизма. С другой стороны, это явление существует на протяжении всей истории человеческой цивилизации. А это означает, что она является чем-то важным и необходимым.
1. Что такое бюрократия простыми словами
Таким образом речь идёт о власти тех людей, которые являются частью механизма управления. Обычно речь идёт об обществе, хотя иногда этот термин может употребляться по отношению к сотрудникам фирм или организаций.
Бюрократия часто используют в тех случаях, когда считают, что соблюдение формальных правил в деятельности должностного лица считается более важным, чем фактическое исполнение своих обязанностей. Однако для правильного понимания этого явления необходимо понимать, что государству для управления гражданами необходим аппарат, который его реализует. Без существования таких людей общество существовать не может.
Негативный оттенок в восприятии бюрократии связан с тем, что, хотя представители этого слоя общества должны выполнять свои обязанности, но иногда, благодаря своему месту в механизме управления, присваивают себе властные полномочия.
Слово «бюрократия» используют для обозначения формализованного порядка действий и тех людей, которые его реализуют.
2. Когда появилась бюрократии — история
Некоторые явления можно глубже понять, изучив их историю. Бюрократия появилась вместе с государством. Впервые её можно было встретить тогда, когда возникали первые монархии: Древний Египет, Китай, Шумер и другие. В это время возникла необходимость в аппарате чиновников, которые могли бы реализовывать распоряжения монарха, ведали распределением благ и осуществляли учёт имеющегося богатства.
Впервые детальным изучением этого понятия впервые занялся социолог и экономист Макс Вебер. Он определил то, что по его мнению представляет собой идеальная бюрократия:
Вебер рассматривал бюрократию в качестве положительного явления. По его мнению, она предназначена для того, чтобы сделать управление максимально эффективным. Он полагал, что бюрократические структуры способны осуществлять управление идеальным образом.
Вебер не ограничивался исследованием того, какой она должна быть с идеальной точки зрения, а старался изучать её реальные особенности. В частности, он разделял бюрократию на рациональную и иррациональную. В первом случае он выделял следующие характеристические черты:
К иррациональным проявлением он относил ситуации, в которых функция управления и власть становились самоцелью, препятствуя выполнению поставленных задач. На практике это часто выражается в бездумной бумажной работе, ставшей самоцелью.
3. Разновидности бюрократии
Исследователи рассматривают три разновидности бюрократии:
3.1. Классический тип
В классическом типе бюрократии случае задачей является выполнение общих управленческих задач на основе следования общепринятым правилам.
Перечисленные факторы способствуют эффективности решения поставленных задач. Сильной стороной такого варианта бюрократии является эффективная организация работы на основе простоты и понятности каждого действия, включённого в систему.
Такая форма работы активно применяется в сфере государственного управления и активно используется в работе бюджетных организаций и предприятий, которые находятся в государственной собственности.
3.2. Профессиональные бюрократические структуры
Профессиональная бюрократия имеет свои преимущества, связанные с чёткой организации деятельности. В рассматриваемом типе структур они соединяются с теми, которые основаны на профессионализме и использовании интеллектуального потенциала работников.
Отличительными особенностями профессиональной бюрократии являются:
Такой вариант организации является более эффективным. Однако для своего функционирования он требует найма квалифицированных и людей творческого склада, эффективное руководство которыми требует высокого профессионализма руководителей.
3.3. Использование адхократии
Этот вид бюрократической организации можно рассматривать в качестве наименее формального варианта. В этом случае осуществляется временное объединение специалистов для решения конкретных задач. Для этого привлекают таких сотрудников, знания и опыт которых могут пригодится для выполнения работы.
При организации работ таким образом обычно отсутствует чёткая иерархия сотрудников. Форма организации работы выбирается такой, которая наилучшим образом будет соответствовать выполняемым задачам.
4. Почему бывают злоупотребления
Хотя обществу необходимо наличие лиц, которые выполняют управленческие задачи, тем не менее в этой сфере присутствуют злоупотребления. Они могут быть обусловлены различными причинами:
Для того, чтобы устранить проблемы в деятельности, нужно бороться с теми, кто совершает нарушения. Кроме того, важно совершенствовать действующие нормативные акты, устраняя неоднозначности и приводя их в соответствие с сегодняшними требованиями.
5. Зачем бюрократия нужна
Без неё государство не сможет выполнять свои функции. Например, при рождении второго ребёнка в России молодой семье предоставляется материнский капитал. Он может быть использован для строго определённых целей. Чтобы это проконтролировать, государство не выдаёт деньги на руки владельцу, а проверяет, на что он хочет его потратить и по его заявлению выполняет перечисление средств.
На всех стадиях этого процесса чиновники (работники Пенсионного фонда) выполняют определённую работу для того, чтобы обеспечить матери возможность использовать полученную сумму. Аналогичным образом бюрократия действует в других сферах жизни общества.
Негативное восприятие бюрократии обычно обусловлено тем, что простой человек часто ощущает зависимость от решений того или иного чиновника. Он должен выполнять свои должностные обязанности, следовать установленным правилам, но не обладать властью над гражданами.
Смотрите также видео «Развитие бюрократии»: