Для чего нужна черная пятница
Что такое «Черная пятница»? 10 интересных фактов о Black Friday
«Черная пятница» — это день больших скидок во многих магазинах. Традиция устраивать распродажи в определенный день появилась в США, но успела распространиться по всему миру. Ярмарка Мастеров тоже запустила грандиозную распродажу — а мы расскажем вам о происхождении «Черной пятницы» и о том, как этот день проходит по всему миру.
1. Традиционно «Черная пятница» приходится на следующий день после Дня Благодарения. Раньше скидки устраивались только в пятницу, но все больше магазинов продлевают их на целые выходные или даже дольше. Поскольку теперь «Черную пятницу» празднуют во многих странах, ее все чаще устраивают не после американского праздника, а в другие дни.
2. В России «Черная пятница» впервые прошла в 2010 году. С каждым годом в этой акции участвует все больше магазинов — как оффлайн, так и в сети. Единый день проведения распродажи у нас не прижился, но чаще всего российская «Черная пятница» проходит в ноябре.
3. «Черная пятница» не является государственным праздником ни в одной стране, но в США многие работники берут отгул на этот день, чтобы прийти в магазин к открытию и купить желанную вещь по выгодной цене. Конечно, к продавцам и кассирам это не относится — работодатели стараются не давать им отгулы в дни распродажи, чтобы справиться с наплывом посетителей.
4. Несмотря на популярность «Черной пятницы», самое большое количество покупок в США приходится не на этот день, а на последнюю субботу перед Рождеством. Стоит отметить, что и в этот день многие товары можно купить со скидкой, а некоторые даже с большей, чем в «Черную пятницу» — например, цены на игрушки сильнее всего падают именно перед праздниками.
5. Традиция устраивать распродажи после Дня Благодарения возникла еще в 19 веке, но сам термин «Черная пятница» появился в Филадельфии в 1960-х годах. Он был впервые употреблен в газетной заметке о пробках на дороге в день скидок, из-за которых работники дорожных служб называли день «черным». Этот термин прижился и стал широко употребимым, несмотря на многочисленные попытки переименовать день в «Большую пятницу».
6. Согласно третьему закону Ньютона, на каждое действие есть противодействие. Так случилось и с «Черной пятницей» — рост ее популярности привел к появлению «Дня без покупок». Этот день приходится на «Черную пятницу», а поддерживают его активисты, выступающие против излишнего потребления.
7. Тем не менее, интерес к «Черной пятнице» растет с каждым годом — в прошлом году только в США покупки в дни скидок совершило более 170 миллионов человек! В общей сложности с пятницы по понедельник они потратили больше 6 миллиардов долларов.
8. Можно себе представить, какая давка и толчея творится в американских магазинах в день больших скидок. К сожалению, иногда не обходится без жертв: в 2008 году толпа покупателей насмерть затоптала одного из работников магазина.
9. В прошлом году количество людей, совершивших покупки на «Черную пятницу» в интернете, превысило количество покупателей в оффлайн-магазинах. Кажется, это не только удобно, но и куда безопаснее.
9. В связи с распространением интернет-покупок появился еще один день скидок — «Киберпонедельник». Он проходит в онлайн-магазинах по окончании «Черной пятницы» и последующих выходных, когда всеобщий ажиотаж немного утихает. В «Киберпонедельнике» обычно участвуют небольшие интернет-магазины и сайты по продаже техники.
10. Почему же «Черная пятница» вызывает такой ажиотаж? Дело в том, что скидки на товары в этот день могут достигать 90%! Некоторые недобросовестные магазины задирают цены, прежде чем выставить скидки. Ярмарка Мастеров позаботилась, чтобы такого не случилось, поэтому на нашей распродаже все скидки реальные.
В чем суть Чёрной Пятницы
Чёрная Пятница или Black Friday – это большая распродажа, которая проходит в разных странах в конце ноября. Скидки варьируются от 20 до 90%.
Купить в дни распродаж можно не только одежду или обувь. Большие скидки на смартфоны, планшеты, игрушки, украшения, книги. Со скидками можно купить авиабилеты, автомобили, арендовать гостиничный номер и получить всевозможные услуги.
Скидки на товары и услуги появляются как в обычных гипермаркетах, так и в онлайн-магазинах. Причем доля интернет продаж с каждым годом растет. Многим удобнее покупать на сайтах, чем идти за покупками в магазин.
Быстрая навигация по статье
Суть Чёрной Пятницы для продавцов и покупателей
Для покупателей суть Чёрной Пятницы заключается в возможности найти вещи по привлекательной цене. В дни распродаж товар могут выставить по даже себестоимости, ну, или как минимум с приличной скидкой от 20 до 70%. На некоторые позиции цена падает невероятно низко, скидки достигают 90%.
Суть Чёрной Пятницы для продавцов – освободить полки для новых товаров и, конечно, получить прибыль. Несмотря на то, что магазин скидывает цену, это все равно приносит ему выручку. Минимальная торговая наценка остается в любом случае, а ажиотажа среди покупателей позволяет продать много за короткий срок.
Страница Чёрной Пятницы ЗДЕСЬ >>
Когда будет Чёрная Пятница в России
В 2021 году: 26-28 ноября
В 2022 году: 25-27 ноября
В 2023 году: 24-26 ноября
Акция стартует каждую 4 пятницу ноября. Продолжается 3 дня, до конца воскресенья. Из-за большого спроса многие магазины расширяют границы Чёрной Пятницы и скидки начинаются с предыдущего дня – четверга. Растягивается распродажа иногда вплоть до среды на следующей неделе.
Полный список участников Чёрной Пятницы ЗДЕСЬ >>
Black Friday в Америке
Америка – родина распродаж. Именно там в конце 19 века появилось понятие скидок. Официально первая Чёрная пятница была проведена в США 1966 году. Ежегодно в дни распродаж люди штурмуют магазины, забывая о правилах поведения. В толпе можно получить синяки, отдавить ноги или получить другие увечья. Дело в том, что самые вкусные скидки обычно предлагают первым покупателям. Товар может закончится, и вы не успеете его купить. Поэтому люди стремятся ворваться в магазин в первых рядах.
Очереди могут выстраиваться за несколько дней до начала акции. Рекорд был поставлен одной американкой, которая решила купить со скидкой телевизор. Она начала ждать у дверей магазина за 2 недели до старта распродаж. Сегодня проблема с ожиданием распродажи решается просто. У всех крупных магазинов, которые участвуют в акции, есть свои сайты. Можно купить товар там в первые минуты распродажи и оформить доставку на дом или забрать из магазина через несколько дней, когда ажиотаж схлынет.
Если собираетесь покупать в иностранных онлайн-магазинах, уточните на сайте время старта распродажи. Учитывайте разницу в часовых поясах. Когда в США полночь и старт распродаж, в Москве уже 7 утра.
Чёрная Пятница в России
Россия присоединилась к мировой распродаже в 2013 году. Более 300 крупных российских магазинов ежегодно официально участвуют в этой акции.
Особенность русской Чёрной Пятницы в том, что она востребована в первую очередь в интернете. Соотечественники покупают не только у российских ритейлеров, таких как М.Видео, Озон, Эльдорадо. Наши покупатели очень активны на зарубежных торговых онлайн-площадках: Amazon, iHerb, Aliexpress, eBay.
Если вы собираетесь покупать в интернете, заранее зайдите на сайт магазина и уточните час, когда там начнется распродажа. Разные ритейлеры могу устанавливать свое время старта акции.
На что скидки в Чёрную Пятницу
Максимальный sale обычно делают на одежду, телефоны, электронные гаджеты, обувь, бытовую технику, игрушки. На эти товары изначально очень высокая накрутка (200-300%), поэтому продавцам есть куда сбрасывать цену.
Самые долгожданные скидки – на смартфоны. Традиционно к концу года производители флагманских телефонов выпускают новую версию гаджетов и всегда делают скидки в Чёрную Пятницу на новые и старые модели.
В ряду самых популярных покупок стоят различные новогодние украшения и подарки. На эту категорию тоже делают большие скидки. Это существенная экономия при подготовке к празднику.
Где узнать про скидки
Невозможно заранее узнать, на что будут скидки. Магазины оставляют это в тайне. Но завесу приоткроют такие разделы на сайтах, как «Новости» или «Акции». Там публикуют информацию о предстоящих распродажах.
Чтобы первым узнать о горящих скидках, можно пойти двумя путями (или использовать оба):
1. Подпишитесь на рассылку. Если вы точно знаете, какие магазины и бренды вам будут интересны в Чёрную Пятницу, посетите их сайты и подпишитесь на email-рассылку или push-уведомления.
Черная пятница: история возникновения дня распродаж
Как возникла Черная пятница? Почему она называется именно так? Отвечаем на эти и другие вопросы о главном дне распродаж в году
В черную-черную пятницу…
Сейчас Черная пятница открывает сезон распродаж и покупок подарков. Однако изначально она имела гораздо менее позитивный смысл.
Выражение «Черная пятница» возникло во второй половине XIX века, и оно не имело ничего общего с шопингом. В пятницу 24 сентября 1869 года в США произошел крах рынка, вызванный падением цен на золото. Экономика Америки не могла оправиться от этого кризиса несколько лет.
Однако времена меняются, и спустя столетие первое значение «Черной пятницы» было позабыто. В 50-60-х годах XX века его начали использовать полицейские Филадельфии для обозначения… автомобильных пробок. Каждый год в пятницу после Дня благодарения город заполняли желающие купить новогодние подарки. Они вызывали заторы на дорогах и столпотворения в магазинах, провоцируя недовольство офицеров полиции.
Пандемия
В наши дни многие американцы берут выходной в Черную пятницу, чтобы вместе с семьей отправиться за покупками. В 50-х ситуация немного отличалась: сотрудники магазинов брали больничные из-за наплыва посетителей. Автор статьи 1951 года «Советы для хороших человеческих отношений с руководителями производства» описывает Черную пятницу так:
«Пятница после Дня благодарения – это болезнь, уступающая по своим последствиям только бубонной чуме. По крайней мере, так думают те, кому нужно выходить на работу в Черную пятницу. Половина сотрудников отсутствует, оправдываясь справкой о болезни».
Позитивный PR
Период после Дня благодарения и до Рождества – самый прибыльный для владельцев магазинов. Поэтому еще в 60-х бизнесмены задумались о том, чтобы придать выражению «Черная пятница» новый, более позитивный смысл. В Филадельфии проводились рекламные кампании, которые были нацелены на формирование положительного образа этого события. «Лучший день в году, чтобы отправиться за покупками с семьей» – так СМИ описывали Черную пятницу.
Была даже предпринята попытка переименовать «Черную пятницу» в «Большую пятницу», чтобы провести параллель с огромными скидками, но новое название не прижилось.
А что сейчас?
В настоящее время Черная пятница вышла за границы штата Филадельфия: похожие акции можно встретить по всему свету. Тем не менее, это событие все еще проходит наиболее масштабно в США. Черная пятница стала поводом для проведения разнообразных развлекательных событий, например, знаменитого Парада Дня благодарения Macy’s в Нью-Йорке. Впервые это мероприятие было организовано в 1924 году, чтобы привлечь посетителей в универмаг Macy’s на следующий день, в Черную пятницу.
Фото: NYC Russ / Shutterstock.com
Светлая и темная сторона Черной пятницы
Отношение к Черной пятнице неоднозначное.
У большинства американцев она ассоциируется с праздником, шансом совершить выгодные покупки. Некоторые издания даже называют Черную пятницу «лучшим днем для покупки телевизора».
Однако есть и противоположная точка зрения. В последние годы магазины США начинают отказываться от Черной пятницы, мотивируя это тем, что после Дня благодарения сотрудникам и покупателям лучше провести время с семьей. Плохую репутацию этому событию также создают случаи травм и смертей, которые происходят каждый год из-за давки на распродажах.
Тем не менее, Черная пятница остается самым прибыльным периодом в году. Согласно статистике, в США продажи составляют миллиарды долларов всего за день. Так возникла новая ассоциация с названием: «in the black» в английском языке означает «выйти в плюс», то есть получить прибыль.
Фото: Maria Mikhaylichenko / Shutterstock.com
Киберпонедельник
Черная пятница породила еще один день скидок. Интернет-магазины устраивают распродажи в понедельник после Дня благодарения, так как люди продолжают совершать покупки по инерции. Киберпонедельник придумали в начале XXI века владельцы онлайн-платформ, заметив, что продажи после Черной пятницы увеличиваются не только в оффлайн-магазинах. Тем не менее, многие блогеры и профессиональные баеры советуют покупать товары в Интернете и во время Черной пятницы. Так вы избежите столпотворения в торговых центрах и сможете сделать более продуманный выбор.
Черная пятница: что это такое и как сохранить трезвый ум в период тотальных распродаж?
Черная пятница в 2021 году стартует 26 ноября не только в России, но и по всему миру. Глобальный сброс цен будет действовать в течение нескольких дней. Многие люди ждут тотальной распродажи и уже начинают выбирать товары, чтобы успеть приобрести желанный предмет в числе первых. Как вовремя остановится и не купить лишнего, что такое осознанное потребление, рассказываем в нашем материале.
Фото: www.pexels.com
Что такое Черная пятница?
Черная пятница — это период больших скидок во многих онлайн и офлайн магазинах. Традиция проведения тотальных распродаж пошла из США и захватила весь мир. Обычно сбыт товаров по сниженным ценам проходит на следующий день после Дня Благодарения, который ежегодно праздную в США в четвертый четверг ноября. Ранее скидки в магазинах устраивали только по пятницам, но сейчас многие магазины продлевают распродажу на несколько дней.
В России Черную пятницу первый раз провели в 2010 году. Единого дня распродажи у нас в стане нет, но чаще всего он выпадает на ноябрь.
Скидки на различные предметы в этот день могут составить 70 и даже 90%. Отметим, что некоторые продавцы поступают хитро — намеренно повышают ценовую политику в преддверии распродажи, чтобы потом скинуть ее до обычных расценок.
Почему день скидок называется черным?
Понятие «Черная пятница» возникло в Филадельфии в 1960-х годах. В одной из газет вышла заметка о пробках на дороге в скидочный день, в результате которых дорожные службы между собой называли этот день черным. Людям употребление термина пришлось по вкусу и он прижился. С тех пор несколько раз предпринимались попытки переименовать мероприятие, например, в «Большую пятницу», но ничего не вышло.
Как черная пятница привела к дню без покупок?
Популярность ноябрьских распродаж привела к тому, что активисты, которые выступают против излишнего потребления, поддержали инициативу создания Всемирного дня отказа от покупок, который приходится как раз на 26 ноября. Акции, проходящие в этот день, призваны не только показать искусственно навязанную рекламой необходимость в приобретении многих товаров, но и напомнить о проблеме неравного распределения материальных благ в мире.
Впервые день протеста против сверхпотребления прошел в сентябре 1992 года в Канаде по идее рекламиста Теда Дейва. В США с 1997 года мероприятия в честь отказа от покупок проводят в «черную пятницу», а в странах ЕС на следующий день.
Фото: www.pexels.com
Несчастные случаи
Ссоры за товар, которые частенько заканчиваются драками, стали неотъемлемой частью ноябрьских распродаж. В истории «черных пятниц» есть несколько нелепых случаев, которые закончились трагично.
Первый громкий инцидент произошел в США в 2008 году. При открытии распродажи ошалелая толка покупателей сорвала двери супермаркета и насмерть затоптала одного из сотрудников торгового центра Walmart на Лонг-Айленде. Им оказался 34-летний Джимитай Дамур. Коллеги пытались оказать пострадавшему помощь, но не смогли добраться до него из-за большого наплыва людей. Травмы в процессе давки получили еще несколько человек. Одной из них стала женщина на восьмом месяце беременности, которую доставили в больницу с повреждениями разной степени тяжести.
Сейчас покупки в онлайне стали не только удобным, но и наиболее безопасным методом купить нужный товар на тотальной распродаже.
Что такое осознанное потребление и зачем оно нужно?
Осознанное потребление – сознательный подход к выбору и покупке различных предметов, а также разумное использование природных ресурсов и нематериальных благ с целью уменьшения негативного воздействия на окружающую среду.
В результате популяризации ненужных товаров происходит не только захламление собственного жилья, но и планеты в целом. Культура осознанного потребления помогает человеку избавиться от навязанных стереотипов и начать упорядоченную деятельность во благо общего будущего, например, сортировка отходов помогает сохранить природные ресурсы и сократить количество мусорных куч.
Некоторые действия мы делаем по привычке, но это не значит, что это правильно. Это относится и к смене гардероба. Покупая последние треды вы остаетесь в выигрыше только на некоторое время. Как осознанно подойти к покупке одежды:
Как не купить лишнего в черную пятницу?
Проблема ненужных трат в период масштабной распродажи заключается в нескольких факторах:
Для того, чтобы избежать внешнего воздействия следует:
Чеклист. Как провести Чёрную пятницу и ничего не забыть
Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.
Как развиваться в диджитал. Какие каналы сейчас в тренде. Как зарабатывать больше и поднимать чек за свои услуги.
Рассказываем про инструменты для email-рассылок. Обсуждаем лучшие примеры и механики. Говорим о деньгах. Публикуем вакансии.
Чёрная пятница — это первая пятница после Дня благодарения в США. С этого дня в европейских странах начинается сезон рождественских распродаж, ставший традицией еще с XIX века. Сейчас грандиозные скидки в этот день практикуют во многих странах мира, в том числе в России и странах СНГ.
В 2021 году Black Friday выпадает на 26 ноября. С этого дня стартуют трёхдневные интернет-распродажи. При грамотном подходе можно за период скидок получить практически месячную выручку, продвинуть бренд и расширить клиентскую базу. Рассказываем, как бизнесу эффективно продавать в онлайне на Чёрную пятницу, разбираем примеры предыдущих лет.
Планирование распродаж и скидок
Прежде чем формулировать предложения и создавать рекламные креативы, исследуйте свои возможности. В частности:
Но дать скидку недостаточно. Учтите, что бизнес-конкуренты тоже планируют Чёрную пятницу. Поэтому подумайте, какие дополнительные плюшки вы можете предложить клиенту. Например:
Можно предложить клиентам промокоды для получения дополнительных скидок. К примеру, промокоды на доставку:
На этапе планирования пригодятся данные прошлых лет и успешный опыт разных компаний. Постарайтесь собрать как можно больше информации для анализа:
Проанализируйте прошлогодний спрос в Google Trends — укажите ключевой запрос, связанный с определённым товаром, и посмотрите, каким спросом он пользовался в прошлую Чёрную пятницу. Здесь же можно сравнить популярность разных запросов.
По итогам подготовки у вас должны быть данные, чтобы создать выгодные предложения для клиентов. Но… о запуске рекламы ещё думать рано — сначала подготовьте площадку, на которую вы будете привлекать клиентов.
Подготовка сайта
И, конечно, придумайте интересный дизайн для заглавной иллюстрации. Традиционно для Black Friday в качестве основных цветов используют белый, чёрный и красный. Но строгих стандартов не существует, и вы можете креативить, используя различные сочетания цветов.
Например, Beeline под заглавным баннером описывал условия акции:
Баннер на Ozon выглядел достаточно просто, но сразу под ним размещены предложения товаров со скидками. А если кликнуть на баннер, открывалась страница со всеми товарами распродажи:
Промостраницы. Чтобы подробнее рассказать о Чёрной пятнице, можно создать отдельную страницу на сайте или landing page, на который вы будете вести пользователей с рекламы.
Пример заглавного экрана украинского интернет-магазина Kasta, на котором потенциальные клиенты могли подписаться на уведомления:
Можно предложить попытать удачу и выиграть суперскидку. Для этого разместите на главной странице сайта «колесо Фортуны». Под каждый сектор спрячьте разные объёмы дополнительных скидок, которые можно выиграть при вращении колеса.
Работа с существующими клиентами
Задействуйте каналы, которые вы используете для коммуникации с клиентами.
Мы рекомендуем запустить автоматическую цепочку писем примерно следующего содержания:
Что касается содержания, то постарайтесь быть максимально лаконичны — вряд ли подписчики будут изучать многостраничные письма. Всё самое важное должно быть понятно с первых строк.
Постарайтесь придумать такую тему письма, которая точно заставит адресата прочитать сообщение:
В чём вы не ограничены, так это в дизайне. Геймификация, яркие иллюстрации, необычный стиль — можно применить любые элементы оформления, которые помогут привлечь внимание пользователей и выделиться на фоне конкурентов.
Типы публикаций, которые могут привлечь внимание:
С помощью ретаргетинга вы можете «догонять» посетителей сайта и показывать им релевантную рекламу. Например, пользователь впервые пришёл на сайт в Чёрную пятницу и ушёл, так ничего и не купив. Покажите ему выгодное предложение в поиске или в контекстно-медийной сети и возможно он вернётся за покупкой.
Главное — не забудьте заранее установить на сайте пиксели для сбора данных для ретаргетинга. Показывайте посетителям объявления после совершения определённых действий – например, если они провели на сайте больше пяти минут или посетили какой-то раздел. Также можно показывать предложения с товарами, которые посетители просматривали в магазине.
Рассылайте сообщения только тем пользователям, которые ранее дали согласие на получение рассылки.
Не забудьте поправить скрипт после завершения распродажи.
Например, сервис «Контур» предлагал своим партнёрам скидку за рекомендацию сервисов для бизнеса:
Привлечение новой аудитории
Чёрная пятница — это период, когда можно значительно расширить охват аудитории и получить новых клиентов. В этот период люди активно изучают разные предложения и ищут информацию о скидках.
Контекстная реклама. Если вы уже используете контекстную рекламу, вам не обязательно запускать новую кампанию. Просто немного измените объявления:
При запуске новой кампании создайте несколько объявлений с наиболее выгодными предложениями и тестируйте варианты, своевременно отключая малоэффективные предложения.
Вы можете настроить автоматические правила для запуска и остановки кампаний. Однако регулировать ставки лучше вручную. У системы не будет достаточно времени, чтобы сделать верный анализ. Вы должны быть готовы оперативно внести изменения в настройки показов.
Правила запуска чёрнопятничной таргетированной рекламы такие же, как и в случае с контекстной рекламой: отслеживайте кампанию в реальном времени и оперативно вносите изменения.
SMM. Выше мы уже говорили о рекламных возможностях собственных сообществ. Но не стоит игнорировать и продвижение через другие группы. Можно найти крупные сообщества, в которых есть ваша аудитория, и договориться с админами о размещении рекламной записи.
Этот вариант привлекателен тем, что такие посты не блокирует AdBlock. А обычную таргетированную рекламу не увидят пользователи, которые используют различные блокировщики рекламы.
Чтобы отследить аудиторию от инфлюенсеров, можно использовать промокоды с дополнительной скидкой.
Предстартовая подготовка
В Чёрную пятницу всегда может что-то пойти не так. Например:
Могут возникнуть и другие форс-мажоры: закончился товар, исчерпан бюджет, «виснет» сайт. Заранее предусмотрите решения на случай непредвиденных обстоятельств и определите, кто может принять решение. В этом случае обсуждения с руководством и долгие согласования могут свести все положительные результаты к нулю.
Кроме того, обеспечьте быструю скорость ответов по всем каналам коммуникации. При необходимости подключите дополнительных сотрудников. Клиент, который обратится за помощью в этот период, должен получить моментальную поддержку вне зависимости от вашей нагрузки. В противном случае он просто уйдёт к конкурентам.
Накануне Чёрной пятницы проведите общее собрание команды. Предупредите коллег, что придётся усиленно поработать и это касается не только консультантов и операторов: маркетологам нужно следить за течением кампаний, разработчикам — за корректной работой сайта и т. д. Любой сбой сайта или процесса продаж в этот период — это провал всего мероприятия.
Напоследок, ещё раз проверьте:
…и начинайте принимать заказы и совершать продажи!