Для чего нужна читательская грамотность

Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать ее у школьника?

Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть фото Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть картинку Для чего нужна читательская грамотность. Картинка про Для чего нужна читательская грамотность. Фото Для чего нужна читательская грамотность

О функциональной грамотности и ее важнейшей разновидности — читательской грамотности — на вебинаре рассказал Виктор Федоров, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, учитель русского языка и литературы «Цифровой школы». Он является одним из авторов пособий по формированию функциональной грамотности, выпущенных издательством «Просвещение».

Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».

Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.

Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет по экспоненте. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.

Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.

Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.

Функциональную и читательскую грамотность можно сравнить с мышцами, которые необходимо накачивать, а успех зависит от вложенного времени и усилий.

Чтобы процесс формирования функциональной и читательской грамотности был более организованным и структурированным, авторским коллективом в сотрудничестве с издательством «Просвещение» была подготовлена серия специализированных задачников. В школах Москвы она уже успешно апробирована, есть отзывы учителей, которые с ними работают.

Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть фото Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть картинку Для чего нужна читательская грамотность. Картинка про Для чего нужна читательская грамотность. Фото Для чего нужна читательская грамотность

В основе каждого задачника — тексты, к каждому из которых прилагается блок заданий. Это тексты об особенностях мышления и поведения человека, страноведческие и художественные, о живой природе и техносфере. Предпочтение авторы отдают современным текстам. При подборе также учитывались результаты международных сравнительных исследований качества образования, использовался межпредметный подход. Зачастую обучение в рамках одного предмета происходит изолированно, но это неправильно с точки зрения функциональной грамотности. Наши жизненные задачи нельзя «уложить» ни в один предмет, и это означает, что при анализе предъявляемых текстов нужно опираться на разные знания.

С этим связан и принцип разнообразия ситуаций, контекстов, в которых ученикам предлагается поработать, — учебные, личные, деловые и другие. Используются разные источники информации, которые нужно между собой сравнивать и из которых можно заимствовать недостающую информацию. На материалах текстов можно демонстрировать разные приемы работы. Очень мало заданий, предполагающих однозначный правильный ответ, — в большинстве случае правильных ответов может быть больше одного, и это плохо укладывается в умы наших учеников, хорошо научившихся работать по шаблону и с трудом от него отходящих.

Еще одна особенность текстов — опора на личный опыт ученика. Чем скорее он узнает себя в той или иной ситуации, тем больше вероятность, что он будет внимательнее, сможет увидеть конкретные инструменты, помогающие улучшить собственную жизнь.

В описаниях международных исследований качества образования определены несколько уровней функциональной грамотности:

Среди ключевых элементов работы с текстом выделены следующие.

Авторы учебных пособий рекомендуют учителям вводить элементы заданий, ориентированных на формирование функциональной грамотности, в свою педагогическую практику. Начинать это делать нужно чем раньше, тем лучше.

Источник

Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности

Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?

Великий психолог и лингвист А. А. Леонтьев писал, что функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность — это, прежде всего умение работать с информацией.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых – читательская, математическая, естественно-научная.

Почему же среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место?

Мы живём в динамичном мире, и жизненные условия меняются постоянно. Каждый из нас наверняка оказывался в ситуации, когда, например, мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор, не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.

Всё это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет.Вывод прост: необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать её, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.

Считаю, что возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Это следствие бурного развития электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга.

Печальный и, я бы даже сказала,постыдный факт: российские учащиеся 15-летнего возраста по результатам исследования читательской грамотности занимают 41-43 место среди 65 стран.

Часто школьные знания в представлении ребенка имеют мало общего с реальной жизнью. Школьники учатся писать сочинения по шаблону, но готовы ли они составить деловое письмо, написать объяснительную или опубликовать вдумчивый грамотный пост в Instagram?

Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение.

Именно поэтому читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил.

Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если я не умею читать и не понимаю прочитанного, у меня, естественно, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у меня возникают учебные затруднения, мне не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к этому процессу, процессу познания? Цепочка вполне закономерная.

Развитие инновационных технологий, дистанционного образования приводит к появлению нового читателя – это молодое активное поколение 21 – века. А с новым читателем необходимо работать по – новому. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность.

В чем я вижу причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?

На мой взгляд,их много:

-Не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата).

-Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере).

-Нечитающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).

Как тогда изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению?

Думаю, для этого каждому нужно понять, в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира?

Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.

Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» «Финансовая грамотность для дошкольников» интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть фото Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть картинку Для чего нужна читательская грамотность. Картинка про Для чего нужна читательская грамотность. Фото Для чего нужна читательская грамотностьКонсультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть фото Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть картинку Для чего нужна читательская грамотность. Картинка про Для чего нужна читательская грамотность. Фото Для чего нужна читательская грамотностьКонсультация для воспитателей «Функциональная грамотность» Добрый день уважаемые коллеги! Прежде чем перейти к вопросу о функциональной грамотности, я «подъитожу» то, что звучало на заседании РП (М)О.

Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть фото Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть картинку Для чего нужна читательская грамотность. Картинка про Для чего нужна читательская грамотность. Фото Для чего нужна читательская грамотностьКонсультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.

Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть фото Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть картинку Для чего нужна читательская грамотность. Картинка про Для чего нужна читательская грамотность. Фото Для чего нужна читательская грамотностьЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть фото Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть картинку Для чего нужна читательская грамотность. Картинка про Для чего нужна читательская грамотность. Фото Для чего нужна читательская грамотностьМастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность» В своем мастер-классе я хочу рассказать вам как своими руками, изготовить кейс-лепбук. Лепбук- универсальное дидактическое пособие для.

Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть фото Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть картинку Для чего нужна читательская грамотность. Картинка про Для чего нужна читательская грамотность. Фото Для чего нужна читательская грамотностьПроект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.

Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть фото Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть картинку Для чего нужна читательская грамотность. Картинка про Для чего нужна читательская грамотность. Фото Для чего нужна читательская грамотностьКонсультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.

Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть фото Для чего нужна читательская грамотность. Смотреть картинку Для чего нужна читательская грамотность. Картинка про Для чего нужна читательская грамотность. Фото Для чего нужна читательская грамотностьСтенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности» Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.

Источник

Копилка приёмов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса

Копилка приёмов и способов формирования читательской грамотности

среди участников образовательного процесса

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:

различать свой личный опыт и реальность текста;

отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;

перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;

работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;

собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;

переформулировать вопрос и сообщения текста;

использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;

выражать свои мысли письменно.

Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения:

Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.

Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.

Познакомиться со структурой текста.

Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста.

Знакомство с оглавлением.

Использовать аннотации к текстам.

Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения:

Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.

Выделение важной информации. Определять главное можно в процессе чтения текста.

Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения:

Выделение смысловых частей читаемого текста.

Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.

Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.

Замена смысловых частей текста их эквивалентами.

Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.

Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю.

Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста.

Составление суждений учащихся.

Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.

Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного.

Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.

Приемы формирования ЧГ:

Приёмы работы с текстом при изучении нового материала

Приём «Лингвистическая сказка»

Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)

1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Используется, например, при знакомстве с причастием (6 класс):

Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.

Причастия бывают 1 и 2 спряжения.

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.

Причастия могут быть действительными и страдающими.

Действительные причастия могут иметь краткую форму.

Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Приемы активизации ранее полученных знаний

Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов.

Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.

Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы.

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Приемы графической переработки учебного материала

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.

Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Приемы, используемые при групповой работе:

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут).

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Например. Учитель ставит перед детьми проблему:

— Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова?

Обмен информацией в группах.

— Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.

Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)

— Какое слово может быть лишним? Почему?

— (Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).

— Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:

размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте;

сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом.

Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Перед чтением текста предлагается учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется прием маркировки текста : на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.

Прием «Выделяем существенные признаки»

Знакомое ученикам понятие определяется ими посредством перечисления его признаков, среди которых выделяются существенные и несущественные.

Прием позволяет научиться отвлекаться от частностей и выделять главное

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

Учитель обращается к ученикам с вопросом: «Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?»

Учитель записывает все называемые ассоциации.

Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу».

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: «Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка».

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v Знакомая информация

— Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.

Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *