Для чего нужна cmr накладная
Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)
Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)
Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
Экспортно-импортные операции — весьма сложная сфера бизнеса. Кроме всего прочего, они сопровождаются рядом специфических документов. Один из них — накладная на международные перевозки CMR (ЦМР). Рассмотрим, в чем ее отличие от обычной ТТН и как правильно заполнять этот документ.
Что такое CMR
Можно сказать, что CMR — это товарно-транспортная накладная (ТТН) международного образца. Но «функционал» этого документа намного шире, чем у знакомой всем внутренней ТТН. ЦМР, в отличие от типовой ТТН, содержит не только сведения о поставщике, покупателе и грузе, но и множество другой дополнительной информации: сроки и особые условия поставки, информацию о таможенном оформлении и т.п.
Поэтому правильнее будет понимать, что CMR — не подвид ТТН, а форма многостороннего соглашения, связанного с осуществлением международных перевозок.
ЦМР должна обеспечить соблюдения всеми участниками перевозки требований конвенции от 19.05.56 «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)». Сама аббревиатура CMR соответствует сокращенному наименованию этого договора на французском языке.
На сегодня КДПГ (а значит и CMR) действует на территории более чем 50 государств, в т.ч. — практически во всех европейских странах. СССР подписал конвенцию в 1983 году, РФ в этом смысле является его правопреемником. Бывшие союзные республики СССР, став независимыми государствами, также присоединились к КДПГ в индивидуальном порядке.
Кто должен заполнять CMR
В транспортировке груза задействованы три стороны: поставщик, получатель и перевозчик. Все они принимают участие в оформлении международной накладной.
Оформление таможенной накладной ЦМР обязательно, если:
Однако КДПГ предусматривает несколько исключений, когда даже при выполнении указанных условий CMR не заполняется.
Не требуется использование ЦМР при:
Где взять бланк CMR
Форма CMR одинакова для всех стран-участниц КДПГ. Но практически в каждом государстве разработаны свои нормативные акты, регламентирующие ее заполнение.
В России это — письмо ФТС РФ от 02.05.2012 № 04-30/22006. В приложение к этому документу и содержится типовой бланк ЦМР.
Правила оформления CMR
Правила оформления CMR регулируются (в порядке приоритетности):
Высший приоритет в данном случае принадлежит КДПГ. Если государство присоединилось к этой конвенции, то все противоречащие ей нормы внутреннего законодательства и условия контрактов применяться не должны.
Каких-то специальных требований к заполнению СМР (шрифты, использование определенных авторучек и т.п.) письмо № 22006 не содержит. Общие правила заполнения первичных документов указывают только на то, что запись должна делаться таким образом, чтобы обеспечить сохранность информации при хранении в архиве.
Поэтому здесь можно использовать правила заполнения деклараций и оформлять ЦМР с помощью принтера или же авторучки черного/фиолетового/синего цвета.
Наименования граф в бланке СМР, применяемом в РФ, указаны на русском и немецком языках. А заполняют документ, как правило, на языке страны отправителя.
Обычно CMR оформляют в четырех экземплярах: для поставщика, покупателя, перевозчика и проведения расчетов.
Иногда копию ЦМР делают и для водителя. Если сделка сложная, в ней участвуют посредники, несколько перевозчиков и т.п., то для каждой «дополнительной» стороны тоже нужно изготовить экземпляр CMR.
Образец заполнения бланка накладной CMR
Рассмотрим пример заполнения бланка ЦМР:
Кто заполняет
Содержание графы
Несмотря на достаточно подробную форму CMR, она все равно не может учесть все нюансы, связанные с международными перевозками. Иногда возникают ситуации, не предусмотренные типовой формой. Для таких случаев служит графа CMR № 18, в которую участники сделки могут вносить свои замечания.
Например, водитель может указать, что упаковка груза недостаточно надежна, либо повреждена. Если же претензии к состоянию товара возникнут у получателя, то он тоже должен отразить это в ЦМР.
При отсутствии данных в 18 графе СМР считается, что груз по умолчанию доставлен в полном комплекте, надлежащего качества и без повреждений. Тогда в дальнейшем доказать какие-либо претензии по данной поставке будет практически невозможно.
Чем грозят ошибки в CMR и как их избежать
Неверное заполнение международной автомобильной накладной ЦМР может привести к проблемам как с государственными органами, так и в отношениях с партнерами по сделке.
Если не совпадают данные о товарах в инвойсе и CMR, то такой груз не пройдет таможенный контроль, а к владельцам могут быть применены штрафные санкции.
Также ошибки в ЦМР влекут за собой и конфликтные ситуации при приемке товара, расчетах между продавцом, покупателем и перевозчиком.
Как было показано выше — документ достаточно сложен, к тому же заполняется, как минимум, тремя сторонами сделки.
А если перевозчиков несколько, а в исполнении контракта задействованы посредники, то участников заполнения формы может быть еще больше. Следовательно — возрастает и вероятность появления ошибок.
Чтобы учесть все особенности заполнения ЦМР, необходимо быть опытным специалистом в сфере международной торговли.
Транспортная накладная CMR
Определение транспортной накладной CMR
В 1961 году была принята и вступила в действие Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ). Среди ее участников 55 государств. В основном это европейские страны и республики бывшего СССР.
Конвенция регулирует автомобильные перевозки, во время которых место отправления или место получения груза находится на территории одной из стран-участниц КДПГ. Подтверждением договора о перевозке является транспортная накладная CMR.
Конвенция не применяется (следовательно оформления накладной CMR не требуется) при перевозке:
Для чего нужна CMR?
Автотранспортная накладная CMR гарантирует, что в случае возникновения спора между отправителем, получателем и перевозчиком, разрешен он будет с применением норм Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом. CMR-накладная выполняет следующие функции:
Кто и когда заполняет CMR?
Оформление накладной ЦМР требуется в том случае, если соблюдены все из нижеперечисленных условий:
В случае несоблюдения хотя бы одного из этих пунктов сторонами договора о перевозке оформляются другие товаротранспортные документы, отвечающие целям и задачам контрагентов.
Так как CMR оформляется перед отгрузкой товара, обязанность по ее заполнению возлагается на грузоотправителя и перевозчика. Отправитель заполняет графы с информацией о себе, получаете, характеристиках груза, условиях оплаты, местах погрузки и разгрузки и так далее (графы с 1 по 15, а также 21 и 22).
Перевозчик указывает информацию о себе, других перевозчиках (если их участие необходимо), транспортном средстве своих замечаниях к грузу, если таковые имеются (графы с 16 по 19, 23, 25-29). Получатель товара лишь ставит отметку о дате и месте получения товара в 24 графе накладной.
Ответственность за правильность заполнения накладной в большинстве случаев несет отправитель груза. Однако несоответствие фактического положения дел с информацией, содержащейся в CMR, вызовет проблемы непосредственно у перевозчика при досмотре груза и транспортного средства.
Поэтому на практике за правильностью заполнения накладной внимательно следят как представители отправителя, так и представители перевозчика (или экспедитора), тщательно проверяя друг друга.
Основные пункты транспортной накладной CMR (ЦМР) по порядку:
Название компании, юридический адрес, номер телефона и другие реквизиты отправителя, перевозчика и получателя могут вноситься в ЦМР путем проставления штампов. Это не только позволяет сэкономить время на оформление документа, но и помогает избежать ошибок и опечаток.
Как получить бланк CMR?
Для перевозки партии товара одним автомобилем требуется несколько экземпляров накладной. Обычно заполняется 6 или 7 бланков:
Бланки накладных CMR можно купить в специализированных магазинах. Такие бланки продаются на специальной тонкой бумаге, которая одновременно выполняет роль копирки. Кроме того, бланки можно скачать и распечатать на обыкновенной офисной бумаге.
На практике бывали ситуации, когда сотрудники таможни не хотели принимать CMR, выполненные на офисной бумаге, и требовали у водителей или экспедиторов накладную на тонкой.
Это требование является абсолютно незаконным и пресекается указанием на то, что Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом не требует заполнения накладной на специальной бумаге.
Порядок заполнения CMR-накладной согласно конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ)
В первую очередь в накладную вносится вся информация, которая известна до момента отправки груза, а именно:
Следующей по порядку вносится информация на таможенном пункте пропуска (о прохождении таможенного контроля, выпуска груза и так далее).
Далее свою лепту в заполнение ЦМР вносит получатель груза, делая отметку в 24 графе о принятии груза в пункте назначения.
В последнюю очередь к заполнению приступают представители перевозчика. От них требуется указать в накладной конечную стоимость доставки груза по соответствующему договору.
О языке заполнения CMR. Если транспортировка груза осуществляется в пределах границ стран СНГ, накладную можно заполнять на русском языке. Почти всегда этого достаточно. Если одной из сторон договора является европейская или азиатская компания, ЦМР следует заполнять по-английски.
Образец заполнения бланка накладной CMR
Компании-перевозчики, работающие на международном рынке, могут без проблем предоставят пример CMR накладной (образец заполнения). Также можно ознакомиться с образцом транспортной накладной CMR ниже.
Часто встречающиеся ошибки при заполнении ЦМР-накладной
Неверно указан адрес
В накладной указываются юридические адреса отправителя и получателя грузов, а также фактические адреса загрузки и выгрузки товара. Безусловно, это совершенно разные локации. В результате ошибки при заполнении адресов грузовик может привезти товар не на склад, а прямо под дверь офиса получателя.
Отсутствие отметки о дате или времени загрузки
Нередко встречаются ситуации, когда отгрузка товара задерживается по совершенно разным причинам. Из-за такой задержки нарушаются сроки поставки. Обычно ответственность за нарушение сроков поставки в тексте договора прописывается весьма значительная.
Сторона, вины которой в запоздалой отгрузке нет, должна следить за точным указанием даты и времени фактической загрузки товара на транспортное средство.
Неверный код товара
Ошибка в указании кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) непременно вызовет проблемы на этапе таможенного оформления груза.
В этом случае нужно будет вносить изменения в документацию. Кроме того, что время, затраченное на исправление ошибки, может вызвать нарушение сроков поставки товара, все это время груз и транспортное средство должны находится на складе временного хранения, и за это также нужно будет заплатить.
Если есть сомнения в правильности указания кода товара, его можно проверить у любого таможенного представителя или напрямую обратившись в Федеральную таможенную службу.
Сколько листов CMR-накладной должно быть у водителя на руках?
Если у перевозимого груза один получатель, то водителю следует иметь прим себе шесть страниц CMR-накладной:
• одна страница предназначается получателю товара;
• две страницы нужны для конечного расчета стоимости услуг по перевозке (оба экземпляра остаются у перевозчика);
• для прохождения таможенного оформления требуется три страницы накладной.
В том случае, если получателей груза несколько, ЦМР-накладная заполняется на каждого получателя.
CMR страхование
Среди страховщиков и предприятий, участвующих в международной перевозке грузов автотранспортом, под CMR-страхованием понимают добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика, выполняющего международный рейс. Этот вид страхования не стоит путать со страхованием груза.
CMR страхование позволяет защитить перевозчика от необходимости возмещения убытков, связанных с повреждением или полной утратой груза в таких случаях:
Минусом такого вида страхования является то, что доказать вину перевозчика не всегда просто. Делать это нужно будет в судебном порядке. Дело в том, что страховые компании, защищая собственные интересы, запрещают перевозчику, заключившему с ними договоры страхования, признавать себя виновным в утере или повреждении груза.
Также стоит заметить, что страховая сумма, указанная в полисе CMR страхования, не всегда достаточна для покрытия полной стоимости груза.
Полис ЦМР-страхования также может включать в себя пункт о возмещении убытков, связанных с нарушением сроков поставки груза по вине перевозчика.
CMR-накладная. Что это и зачем нужно?
Автодорожная накладная CMR (фр. Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route — Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом) — транспортный документ, который, по сути, подтверждает наличие договора об автодорожной перевозке грузов. Но так ли все просто? Пояснить суть документа и возможные особенности оформления мы попросили начальника транспортного отдела «ТРАСКО» Александра Пятибрата.
«СMR — это международная накладная, законная формальность, которая всегда должна сопровождать груз», — ответят почти все участники ВЭД и перевозчики. И будут правы, но не до конца. Мы все привыкли к этим простым бланкам, в них нет ничего лишнего и есть все необходимое: что везем, откуда, куда, кто везет, на чем И к этому безусловно важному документу, бывает, незаслуженно относятся с пренебрежением. Его заполняют от руки, не слишком понятно, иногда не придавая значения ошибкам и последующей сохранности документа, проще говоря, мнут, рвут, теряют и относятся в целом просто как к источнику информации о перевозке и не более того. А на самом деле все не так просто.
давно, в 1956 году, в Женеве была принята некая Конвенция КДПГ — Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом. Цель была простая: навести порядок в автомобильных перевозках, а именно унифицировать юридические отношения между тремя основными участниками перевозок — отправителями, получателями и перевозчиками. В тексте конвенции были прописаны все основные моменты: что обязан делать каждый участник, кто за что и как отвечает и пр. И знакомая нам как раз и была принята как документ, подтверждающий наличие договора о перевозке груза. Нет, не наличие договора, который составляют и проверяют юристы в каждой компании, а общего документа, регулирующего отношения участников перевозок.
Проще говоря, в случае перевозки по к разрешению всех споров будет в первую очередь применяться текст Конвенции КДПГ, и будет не так важно, что написано в заявке на перевозку, какая была переписка между сторонами Сама форма бланка конвенцией не определена, установлено только содержание — в накладной должна быть информация об отправителе, получателе, перевозчике, местах загрузки/выгрузки, описание груза
Занимаясь внешнеэкономической деятельностью и международными перевозками, нужно помнить, что конвенция конвенцией, а жизнь, как всегда, сложна и многообразна.
«Сюрпризы» могут появиться, начиная с самой первой графы CMR — здесь указывается отправитель груза. Перевозчики из других стран в целях экономии «трехсторонних» разрешений
(для справки: например, польская компания при обмене разрешениями между странами всегда получит мало «трехсторонних» разрешений, по которым можно везти грузы, например, из Германии в Россию, и много «двусторонних» для перевозок из Польши в РФ)
после загрузки и заполнения CMR у реального отправителя груза в своей стране печатают новую CMR, где первая графа заполняется в стиле «SP Zoo по поручению Berlin GmbH», то есть реальный отправитель меняется на местную фирму, которая якобы по поручению немецкой фирмы, на самом деле отправившей груз, якобы отгрузила со своего склада в своей восточноевропейской стране товар перевозчику.
Помимо возможных проблем с расчетом таможенной стоимости груза такие махинации могут привести и к более серьезным бедам. Посудите сами, по накладной получается, что товар перегружался в одной стране, хотя на самом деле этого не было. Поручения тоже никакого, по сути, нет. Если в такой перевозке случится с дорогим грузом, последствия могут быть самые неожиданные, вплоть до полной его утраты.
Еще пример. В CMR редко указывают стоимость груза, но иногда она там есть, и это может быть сигналом о том, что стоимость груза является объявленной, то есть перевозчик будет нести ответственность в случае полной утраты груза в размере этой суммы. Без объявления стоимости груза ответственность ограничена конвенцией в размере 8,33 SDR (англ. SpecialDrawingRights, SDR, SDRs — искусственное резервное и платежное средство, эмитируемое МВФ; существует только в безналичной форме в виде записей на банковских счетах, банкноты никогда не выпускались) за 1 кг веса. Это, конечно же, немало, к примеру, за 20 тонн на сегодняшний день это будет около 15 млн рублей, но грузы бывают намного дороже.
В общем, не стоит недооценивать накладную CMR.
СМР. Тонкости оформления при экспорте
А теперь поговорим о втором очень важном и обязательном отгрузочном документе при экспортных поставках – СМР.
СМР (CMR) – это документ, отражающий основные сведения, касающиеся перемещения товара через границу. Говоря простым языком СМР – это товаро-транспортная накладная только при международных поставках. Кстати, очень часто именно из-за заполнения СМР многие зарубежные контрагенты обращаются к нам в компанию с просьбой сопровождать сделку. Не редкий случай: поставщик, никогда не работающий прежде на экспорт, утверждает, что сможет сделать УПД (универсальный передаточный документ), поставив там ставку 0% как необходимо контрагенту и возместить потом из бюджета (или поставить «псевдо-ноль» и ничего не возмещать, ведь прибыль свою итак уже получил), а вот как возникает вопрос об оформлении СМР – здесь его поджидает «тупик». Ведь данный документ содержит намного больше граф чем всем привычная товаро-транспортная накладная и имеет свои нюансы заполнения. А при неправильном оформлении налоговые органы конечно же выпишут штраф на приличную сумму.
Итак, на что же нужно обратить внимание при заполнении СМР? В данной статье помимо характеристики граф и описания заполнения обозначим какие графы обязательны, а какие нет. На практике точно знаем – не все в СМР обязательно фиксировать, а времени для участника ВЭД это экономит много.
Начнем с графы без номера – правая верхняя сторона документа. Здесь экспортер вручную вводит № СМР. Нумерацию все компании выбирают разную. Очень часто при экспортных поставках выбранная транспортная компания просит дать какой-либо конкретный номер, соответствующий их внутренней документации. Экспортер вправе отказаться и присвоить свой, либо воспользоваться их порядком. В нашей компании для упрощения системы ведения бухгалтерии мы присваиваем номер СМР такой же, как и номер универсального передаточного документа в отгрузке. Визуально так воспринимать документооборот намного легче, выглядит это, к примеру, так: УПД №060502 от 6 мая 2021 года, СМР №060502 от 6 мая 2021 года.
Так поставки не путаются между собой и всегда легко найти соответствующую УПД соответствующему СМР. Многие ведут нумерацию просто по порядку, но тут есть свой нюанс: менеджер может сделать документы «наперед», а поставка так и не состоится и в общей нумерации возникнут «пробелы».
После номера СМР заполняем графы «Отправитель» и «Получатель». Здесь все просто: наименование (организационно-правовую форму можно указывать сокращенно, дабы не занимать места в графе) фирмы продавца и покупателя, полный адрес (не забываем индекс и страну) и ИНН (БИН). Данные графы соответствуют наименованиям в УПД. Графы ниже – «Место разгрузки» и «Место и дата погрузки груза». Проставляем город, и обязательно снова страну в обеих графах. В графе № 4 также указываем дату. Это день, когда груз принят транспортной компанией или водителем к перевозке. В графе № 3 дату проставить не можем, т.к. не знаем сколько груз пробудет в пути. Дата прибытия проставляется уже в графе №24 непосредственно покупателем при получении.
Графа №5 – «Прилагаемые документы». Здесь прописываем экспортную документацию, но не обязательно обозначать полный комплект документов. Необходимыми являются № УПД и дата, а также № контракта и его дата. По желанию можно указать: спецификацию, инвойс, упаковочный лист, № грузовой таможенной декларации. Но это занимает время и увеличивает объем документа (может не вместится на одну страницу).
Графы № 6-9. Заполняются полностью обязательно если экспорт за пределы ЕАЭС. То есть проставляются знаки и номера, количество мест, род упаковки и наименование груза, например:
1. 2 места коробки ворота футбольные
Информация должна обязательно совпадать с данными в упаковочном листе!
Если экспорт в страны ЕАЭС, то тут нет таких жестких требований, на практике мы выяснили, что достаточно лишь наименования груза. И даже наименование можно ставить сокращенное. Если же в УПД груз называется со всеми марками, ГОСТами, размерами и т.д., то в СМР можно проставить краткое наименование, например:
В УПД: «сетка для футбольных ворот 7,5х2,5х1х2 м 100х100 мм безузловая 2,8 мм, белый/зелёный»
В СМР: «сетка для футбольных ворот».
Обязательная к заполнению графа при любых поставках – код ТН ВЭД. Здесь ставим десятизначный код, который совпадает с кодом в УПД и грузовой таможенной декларации.
Графы № 11 и 12 – вес и объем заполняются при поставках вне ЕАЭС. В числовом формате проставляем значения нашего груза. При экспорте в ЕАЭС допустимо оставить эти графы пустыми, однако иногда транспортные компании, принимающие груз к перевозке, настаивают на заполнении.
В графе № 13 заполняем только стоимость груза, полную, обязательно с указанием валюты, например:
«1 090 000,00 российских рублей» или «490,12 евро»
Графу № 14 оставляем пустой.
Графа №15 «Условия оплаты». Как правило, у обозначения «франко» проставлен «Инкотермс – 2010» автоматически. Но некоторые компании уже перешли на новый Инкотермс и проставляют его. Соответственно, проставляем «Инкотермс – 2020».
Графа №16. Здесь либо вручную экспортёр прописывает название транспортной компании, либо она сама проставляет штамп своей печати. Графа не заполняется, если груз к перевозке принимает не транспортная компания, а частный водитель. Он будет расписываться в соответствующей графе, об этом ниже.
Графы № 17,18,19, 20 – как правило, пустые. Но бывают частные случаи заполнения.
Графы № 22-24 заполняются соответствующими подписями и печатями уполномоченных лиц. Представитель экспортера, водитель и представитель покупателя проставляют свои обозначения. Экспортёр в момент отгрузки, водитель при приемке груза и его перевозке, а покупатель при получении товара. Кстати, время необязательно к заполнению.
Графа №25 и 26 – гос номера автомобиля и прицепа (если есть), а также их наименования, например:
«У500КР777 Hyundai Porter» – только автомобиль
«50A940OA 507190AA / DAF KRONE» – автомобиль с прицепом.
Графы № 27,28 и 29 – зачастую, пустые.
Вот так заполняется транспортный международный документ. Конечно, это общие рекомендации. Всегда заполнение зависит от множества факторов и в первую очередь от характера груза. Главное, помнить – данные вносимые в пакет документов должны совпадать. Информация в упаковочном листе отражать данные из СМР, СМР из УПД, УПД из счета, счет из инвойса, инвойс из контракта и т.д. Внимательно проверяйте документацию и налоговые проверки вам не страшны, а лучше обращайтесь в компанию
УВТК и мы возьмем все заботы о вашем грузе на себя!
Автор — Менеджер по ВЭД, Анастасия Розважаева