Для чего нужна customer journey map

Что такое Customer Journey Map?

Для чего нужна customer journey map. Смотреть фото Для чего нужна customer journey map. Смотреть картинку Для чего нужна customer journey map. Картинка про Для чего нужна customer journey map. Фото Для чего нужна customer journey map

Для чего нужна customer journey map. Смотреть фото Для чего нужна customer journey map. Смотреть картинку Для чего нужна customer journey map. Картинка про Для чего нужна customer journey map. Фото Для чего нужна customer journey map

директор по маркетингу

Объяснили, что такое «карта путешествия клиента» или Customer Journey Map, как и зачем бизнесу визуализировать путь клиента.

CJM: что это такое

Customer Journey Map или CJM («карта путешествия клиента») — визуализация опыта взаимодействия пользователя с брендом, его продуктом или услугой. «Карту путешествия» составляют от лица клиента. Визуально она выглядит как график, на котором отмечены:

Customer Journey — не воронка продаж, «карта путешествия» шире. Учитываются не только этапы, которые пользователь должен пройти до покупки, но и привычки, задачи, образ жизни, «боли» и страхи клиента.

Подключить Roistat бесплатно

Ценность Customer Journey Map в том, что такая визуализация помогает бизнесу:

Без CJM бизнесы могут даже не замечать небольших, но значимых деталей для пользователей. Например, часть пользователей отказывается от покупки в мебельном магазине, потому что парковка расположена далеко от выхода со склада — потенциальные клиенты не готовы оплачивать штраф за парковку в неправильном месте.

Как может выглядеть CJM:

Для чего нужна customer journey map. Смотреть фото Для чего нужна customer journey map. Смотреть картинку Для чего нужна customer journey map. Картинка про Для чего нужна customer journey map. Фото Для чего нужна customer journey map Пример CJM или Customer Journey Map для интернет-магазина, который продаёт кроссовки

Зачем нужна CJM

Визуализация пути клиента показывает контекст, в котором пользователь продвигается к покупке. С Customer Journey Map компания может:

По шагам: этапы построения CJM

Для создания «карты пути клиента» нужно проследить за поведением пользователя на всех этапах его взаимодействия с компанией.

Шаг 1. Составьте портрет клиента — усреднённый образ пользователя, которому интересен и нужен продукт компании. Образ должен быть максимально точным: пропишите пол, возраст, профессию, место жительства, а также привычки, интересы и другие характеристики.

Например, портрет клиентки книжного магазина может быть таким:

Для создания портрета клиента нельзя брать данные из головы. Видение компании может не совпадать с реальными покупателями. Соберите информацию из CRM, проанализируйте данные о визитах на сайт в сервисах веб-аналитики Яндекс.Метрике и Google Analytics, проведите интервью с лояльными клиентами и соберите обратную связь у недавних покупателей.

Если компания новая — можно опросить потенциальных покупателей: собрать квиз на сайте, задать вопрос в соцсетях, воспользоваться сервисом проведения опросов, таким как Яндекс.Взгляд.

Важно: может потребоваться создать несколько портретов клиента. Разные сегменты целевой аудитории могут вести себя и покупать по-разному. Например, молодые родители могут чаще покупать одежду в детском магазине часто, а аудитория клиентов 55+ — покупать игрушки и развивающие игры.

Шаг 2. Опишите идеальный путь клиента — путь клиента начинается задолго до того, как он заходит на сайт компании, и не всегда заканчивается на этапе покупки. Перед посещением страницы с товаром пользователь может пообщаться с родными или друзьями, поискать общую информацию в интернете. Сначала он может даже не знать, что решить его проблему поможет ваш продукт.

Например, книжный магазин уже определил портрет одного из сегментов своей целевой аудитории — женщины 31-45 лет. Маркетологи отбирают несколько клиенток, которые совершили покупку не более месяца назад, и проводят с ними глубинное интервью. Например, узнают:

Затем магазин прописывает путь пользователя.

Для чего нужна customer journey map. Смотреть фото Для чего нужна customer journey map. Смотреть картинку Для чего нужна customer journey map. Картинка про Для чего нужна customer journey map. Фото Для чего нужна customer journey map Пример описания идеального пути клиента

Кстати, в блоге мы рассказали, как CRM помогает бизнесу продавать.

Чтобы описать путь, попробуйте пройти его сами, посмотрите в сервисах веб-аналитики, из каких каналов и на какие страницы заходили пользователи, проведите интервью с действующими клиентами. Задайте им, например, следующие вопросы:

Шаг 3. Определите точки контакта компании с пользователями — все места, ресурсы компании, с которыми соприкасается аудитория. Например, это могут быть соцсети, сайт, реклама, email- и СМС-рассылки, офис продаж и другие.

Точки контакта могут быть как онлайн, так и офлайн. Листовка у перехода тоже считается.

Подумайте и запишите все возможные способы пользователя столкнуться с вашей компанией, даже если точка контакта кажется мелкой и незначительной. Как и в случае с предыдущими шагами — лучше опросить реальных клиентов. Бизнес может даже не задумываться, что лидов ему приводит давняя публикация на сайте регионального издания.

Например, на первом этапе клиенты книжного магазина могут искать информацию о книгах в интернете — читают отзывы о новинках. На этапе заказа они взаимодействуют с офлайн-магазином или с сайтом. Выяснить каналы коммуникации на каждом этапе помогут глубинные интервью. Заполним подробности по каналам и ключевым сообщениям для клиентов по нашему примеру с книжным магазином:

Для чего нужна customer journey map. Смотреть фото Для чего нужна customer journey map. Смотреть картинку Для чего нужна customer journey map. Картинка про Для чего нужна customer journey map. Фото Для чего нужна customer journey map Пример точек взаимодействия с клиентом

Шаг 4. Найдите, с какими проблемами сталкивается пользователь, и способы их преодоления — все трудности, которые мешают клиенту взаимодействовать с компанией и её товарами.

Проблема 1: пользовательница хочет пойти на курс танцев, но боится, что будет выглядеть смешно.

Решение 1: показать в соцсетях, как учителя работают с новичками; предложить индивидуальные или онлайн-занятия.

Проблема 2: пользовательница выбрала школу танцев, но её смущает цена.

Решение 2: предложить специальную скидку; предложить оплату за посещение занятия, а не абонемент.

Например, во время интервью книжный магазин узнал, что мешало пользователям перейти на следующий этап CJM, что было неудобным.

Дополнительно маркетологи компании оценивают каждый этап по важности. Например, книжный предлагает лучшее соотношение цена/качество на рынке, это уже известно широкой аудитории, поэтому меньше уделяет внимание отстройке от конкурентов. Но есть проблема со сбором отзывов — клиентов надо активно мотивировать вернуться на сайт и поделиться своими впечатлениями о книге.

Для чего нужна customer journey map. Смотреть фото Для чего нужна customer journey map. Смотреть картинку Для чего нужна customer journey map. Картинка про Для чего нужна customer journey map. Фото Для чего нужна customer journey map Пример проблем, оценки удовлетворённости клиентов, решений проблем

Шаг 5. Обновляйте CJM по мере необходимости — например, после добавления новой категории товаров, из-за роста популярности новых соцсетей, появления новых барьеров, как коронавирус. Путь поменялся — скорректируйте CJM.

Частые ошибки при разработке CJM

Составить Customer Journey Map без деления на сегменты. Нет смысла составлять «путь пользователя» для всех — в итоге он может получиться ни для кого. Например, сквозная аналитика нужна и предпринимателям, и маркетологам, при этом их «боли» отличаются.

Составить карту на основе своих ощущений. Данные можно собрать из исследований, сервисов веб- и сквозной аналитики, из интервью с пользователями и из CRM. Данные «из головы», догадки и предположения — это то, как компания хочет видеть путь клиента, а не его реальный путь.

Например, компания может думать, что чаще всего пользователи приходят на сайт с Instagram, но — момент истины в составлении «карты путешествия клиентов» — на самом деле компанию чаще находят в поиске Google.

Отметить на CJM только этапы продажи. Так у вас получится воронка продаж, но не Customer Journey Map. «Карте путешествия клиента» должна также отражать стадии до посещения сайта, например, «появление потребности в продукте», и стадии после продажи, например, «доставка товара клиенту».

Инструменты, которые помогут составить Customer Journey Map

В создании CJM могут участвовать маркетолог, продакт-менеджер, дизайнер, менеджер по продажам, аналитик. Начать составлять «карту путешествия клиента» можно на бумаге — схематично обозначить все этапы, которые нужно учесть.

Подключить Roistat бесплатно

Дальше Customer Journey Map можно перенести в Google Таблицу:

Собрали для вас шаблон CJM.

Google Таблицу всегда будет легко обновить, но визуализации в таком формате может быть недостаточно.

Детально проработанную Customer Journey Map можно сделать в графических редакторах: Figma, Photoshop, Illustrator. Редактировать такие CJM-карты сложно, особенно если какой-то из этапов пути резко изменится.

Также собрать CJM можно, например, в сервисах Miro, Сanvanizer, Uxpressia, Touchpoint Dashboard.

Customer Journey Map: кратко

На нашем Telegram-канале делимся полезными материалами по маркетингу и аналитике, кейсами клиентов, собираем познавательные дайджесты и анонсируем бесплатные обучающие вебинары. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Будьте в курсе новостей

Для чего нужна customer journey map. Смотреть фото Для чего нужна customer journey map. Смотреть картинку Для чего нужна customer journey map. Картинка про Для чего нужна customer journey map. Фото Для чего нужна customer journey map

Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram или подпишитесь по E-mail

Для чего нужна customer journey map. Смотреть фото Для чего нужна customer journey map. Смотреть картинку Для чего нужна customer journey map. Картинка про Для чего нужна customer journey map. Фото Для чего нужна customer journey map

Для чего нужна customer journey map. Смотреть фото Для чего нужна customer journey map. Смотреть картинку Для чего нужна customer journey map. Картинка про Для чего нужна customer journey map. Фото Для чего нужна customer journey map

Маркетинговая платформа сквозной аналитики,
привлечения трафика, повышения конверсии и лояльности

Источник

Составляем Customer Journey Map: советы и инструменты

Коммерческий автор Полина Кабирова в статье для блога Нетологии рассказала, как и зачем нужно создавать Customer Journey Map — карту взаимодействия потребителя с продуктом.

С использованием больших данных в маркетинге изменилось понимание клиента — появилась возможность определять его привычки, предпочтения, мотивы ещё до совершения покупки. Информация о том, кто, как и зачем покупает, помогает найти в работе слабые места. Данные подсказывают, как улучшить продукт и качество обслуживания, чтобы принести наибольшую пользу и покупателю, и компании. В маркетинге для организации данных о клиенте используются инструменты визуализации, например, Customer Journey Map.

Customer Journey Map — что это такое

Дословно Customer Journey Map (CJM) переводится как «карта путешествия клиента». Это его визуализированный опыт, история коммуникации с компанией с учётом мыслей, эмоций, целей, мотивов. Карта составляется от лица покупателя и выглядит как график с точками и каналами его взаимодействия с продуктом.

CJM отражает путь клиента к продукту, выявляет проблемные области и подсказывает, как увеличить продажи и повысить лояльность клиентов.

С помощью карты проявляются основные страхи и ожидания клиентов. Это главное отличие CJM от воронки продаж, в которой компания рисует линейное движение потребителя к продукту без обходных путей.

Чтобы составить карту, необходимо проследить за поведением клиента во всех точках пересечения с компанией. Для хорошего анализа нужно собрать достаточно информации о покупателе и самом продукте, а затем правильно зафиксировать её на карте. Вот пять основных шагов к созданию Customer Journey Map.

Для чего нужна customer journey map. Смотреть фото Для чего нужна customer journey map. Смотреть картинку Для чего нужна customer journey map. Картинка про Для чего нужна customer journey map. Фото Для чего нужна customer journey map

Для чего нужна customer journey map. Смотреть фото Для чего нужна customer journey map. Смотреть картинку Для чего нужна customer journey map. Картинка про Для чего нужна customer journey map. Фото Для чего нужна customer journey mapСобрать информацию

Для начала следует изучить аудиторию и продумать персонажей.

Персонаж — это собирательный образ покупателя, созданный на основе данных об аудитории. Он должен обладать реальными личностными качествами и чёткими целями.

Выделите шаблоны поведения клиентов и сформулируйте их главные характеристики от пола и возраста до места работы и интересов. На основе закономерностей соберите несколько портретов покупателей.

У каждого покупателя свой путь к продукту, поэтому «карту путешествия» лучше составлять для нескольких персонажей. Персонажи разных сегментов аудитории будут по-разному реагировать на цены, у них будут разные ожидания и впечатления. О том, как сегментировать аудиторию и создавать работающий портрет, уже рассказывали в блоге.

Для подробного описания пути необходима информация о действиях покупателя — его проблемы, сомнения и поиск вариантов, триггеры и отвлекающие факторы. Например, как клиент узнаёт о компании, с кем сравнивает цены, почему он расстраивается и в какой момент он полностью доволен.

Собирайте информацию из разных источников:

Кроме того, на этом этапе начните собирать внутреннюю информацию — особенности продукта, бизнес-цели компании и возможные проблемы на рынке.

Источник

Инструкция по составлению Customer Journey Map (CJM)

Компании не всегда задумываются о том, какой путь проходит клиент, чтобы приобрести продукт или услугу. С какими проблемами сталкивается, чего ему не хватает, какие чувства он испытывает на пути к покупке.

Это все связывается в сложную и длинную цепочку, где каждый элемент важен. Если что-то пошло не так на одном из этапов, цепочка прерывается, клиент начинает новый путь, но уже с конкурентами.

В маркетинге для анализа поведения клиента используется Customer Journey Map (CJM), можно перевести как “карта путешествий клиента”. Он позволяет оптимизировать процессы работы и снизить рекламные бюджеты.

Summary по теме CJM и SEO:

CJM позволяет компаниям понять кто их целевая аудитория, почему она покупает или уходит к конкурентам. Какие существуют точки контакта с клиентом и почему они работают/не работают. Голос специалиста колл-центра, наличие свободных парковочных мест, способ передачи визитки могут сыграть решающую роль в выборе клиента. Компании часто работают на поток и не задумываются о небольших, но значимых деталях. CJM помогает увидеть слабые места, найти пути их решения, внедрить полученные результаты.

С помощью опросов, исследований, анкет, наблюдений и иных способов сбора и анализа информации определите ЦА. Дальше есть 2 пути развития событий:

Можно более детально изучить продукт (услугу): характеристики, отзывы покупателей, конкурентов. Проанализировать цели покупателей и их ожидания.

На этом этапе важно получать информацию как от самих клиентов, так и от сотрудником, которые каждый день контактируют с ними и получают обратную связь.

Взаимодействие с клиентом может начаться раньше, чем он зайдет магазин или офис. До этого он мог посетить сайт, пообщаться с друзьями, увидеть рекламу. На каждом этапе у него будут разные цели, ожидания и проблемы, поэтому важно их разграничить.

Я предлагаю выделять следующие стадии:

Выбирайте подходящие под ваш тип бизнеса стадии.

Точки контакта — это разнообразные ситуации, места и интерфейсы соприкосновения клиента с компанией. Вы можете даже не догадываться насколько их много и как детально их можно рассмотреть. Для погружения в тему точек контакта советую прочитать вам книгу Игоря Манна и Дмитрия Турусина “Точки контакта”.

Точки контакта можно разделить на онлайн и оффлай. Для меня это наиболее удобная классификация. Подумайте, где клиент пересекается с вашей организацией. Запишите точки контакта. Обращайте внимание на все, даже то, что вам кажется слишком маленьким и неважным. Чем больше пересечений вы найдете, тем детальнее сможете проанализировать пустоты, слабые места. Помните, даже отсутствие взаимодействия может быть точкой контакта.

Примеры точек контакта:

Также на этом этапе можете отметить действия клиента при взаимодействии с точками контакта и в целом на этапе.

На каждом из этапов клиент встречается с различными проблемами. Они мешают ему перейти на следующий этап. Никто не любит трудности, хочется, чтобы все было быстро, легко, доступно. Поэтому чем больше барьеров, тем больше вероятность снижения лояльности к бренду и ухода к конкурентам.

Чтобы узнать о барьерах, нужно поставить себя на место клиента: думать и действовать как он. Только тогда вы узнаете о проблемах, с которыми сталкивается. Также хорошо проанализировать обратную связь, отзывы, жалобы, пожелания клиентов.

Будет полезно оценить ваши финансовые возможности для проведения изменений. Возможно, понадобится выделить первоочередные нововведения, на которые есть бюджет, а чуть позже закрыть другие пустоты.

Источник

Как привести клиента в нужное место или что такое CJM

Для чего нужна customer journey map. Смотреть фото Для чего нужна customer journey map. Смотреть картинку Для чего нужна customer journey map. Картинка про Для чего нужна customer journey map. Фото Для чего нужна customer journey map

Сегодня рассмотрим, что такое Customer Journey Map (CJM), зачем каждому бизнесу необходима своя карта клиентских путешествий, как ее построить, почему CRM-система не справится с этой задачей и при чем тут воронка продаж с теорией графов и UML-диаграммами.

Зачем вам CJM

Для чего нужна customer journey map. Смотреть фото Для чего нужна customer journey map. Смотреть картинку Для чего нужна customer journey map. Картинка про Для чего нужна customer journey map. Фото Для чего нужна customer journey mapРис. 1. Стадии процесса работы с клиентом в типичной CRM-системе

Однако, эта последовательность этапов не исчерпывает все многообразие контактов клиента с компанией, брендом или продуктом. В частности, CRM не позволит трассировать посетителя сайта от просмотра контента до совершения им конвертирующих действий: оставить заявку, сделать заказ и т.д. Или проследить офлайн-путь клиента в больнице, торговом центре, парке и прочих общественных местах. Решить такие задачи по проектированию, мониторингу и визуализации потребительского взаимодействия с продуктом, брендом или пространством поможет карта взаимодействия с клиентом или карта клиентских путешествий — Customer Journey Map (CJM) [1].

CJM отображает историю взаимодействия потребителя с компанией или продуктом через разные каналы в определенный период времени, с учётом его мыслей, эмоций, целей и мотивов с целью улучшения клиентского опыта. Можно выделить несколько основных задач построения CJM [2]:

Как построить Customer Journey Map: методы и средства

Прежде чем ответить на вопрос «Как построить CJM?», определим, что представляет собой карта путешествия клиента. Поскольку CJM отображает точки контакта с потребителем и переходы между ними, с точки зрения математики это типичный ориентированный граф, где вершины – это моменты взаимодействия, а соединяющие их ребра – процессы движения (рис.2). Ребра могут быть «взвешенными», показывая вероятность или стоимость перехода между вершинами [2].

Для чего нужна customer journey map. Смотреть фото Для чего нужна customer journey map. Смотреть картинку Для чего нужна customer journey map. Картинка про Для чего нужна customer journey map. Фото Для чего нужна customer journey mapРис. 2. Пример CJM

При отсутствии весов CJM можно рассматривать как вариант UML-диаграммы состояний (рис. 3).

Для чего нужна customer journey map. Смотреть фото Для чего нужна customer journey map. Смотреть картинку Для чего нужна customer journey map. Картинка про Для чего нужна customer journey map. Фото Для чего нужна customer journey mapРис. 3. UML-диаграмма состояний (state diagram)

На практике CJM редко изображается в виде UML-диаграммы состояний, а чаще рисуется от руки или с помощью графических редакторов и веб-сервисов для создания схем: MS Visio, XMind, Touchpoint Dashboard, Сanvanizer, Realtimeboard [3]. Можно даже создать карту в табличном виде в MS Excel или Google Sheets. Однако, если требуется отобразить множество точек контакта, например, чтобы отследить перемещение отдельного пользователя по сайту крупного интернете-магазина с обширным каталогом, ручной способ не подойдет. Для этой задачи потребуется автоматизированный анализ логов пользовательского поведения [2].

Но, независимо от выбранного способа и средства построения CJM, этот процесс состоит из следующих этапов:

Шаги 1-5 относятся к анализу текущего состояния (as-is), а 6-ой этап представляет собой задачу оптимизации бизнес-процессов – построение картины «как должно быть» (as-to-be), о чем мы поговорим в следующий раз. Читайте далее, чем Customer Journey Map отличается от service blueprint, а также каким образом эти понятия связаны с профессиональным руководством по бизнес-анализу BABOK.

Источник

Кому нужна Customer Journey Map: что это, чем полезна и как создать

Для чего нужна customer journey map. Смотреть фото Для чего нужна customer journey map. Смотреть картинку Для чего нужна customer journey map. Картинка про Для чего нужна customer journey map. Фото Для чего нужна customer journey map

Пользователи редко покупают при первом контакте с сайтом. И даже если это произошло, такой «быстрой» покупке предшествовали другие этапы — формирование потребности, поиск и выбор товара, принятие решения и только потом покупка.

Понимание этапов, которые проходит пользователь на пути к покупке, играет важную роль при работе над сайтом — проектировании, улучшении юзабилити и повышении конверсии.

Customer Journey Map — инструмент, который позволяет наглядно представить путь пользователя и проанализировать все нюансы: потребности, цели, боли, каналы и точки контакта с компанией, сложности и препятствия на пути к конверсии. Коллеги из PromoPult рассказывают, как применить CJM в своем бизнесе.

Customer Journey Map — что это такое и зачем нужно

Понятие Customer Journey Map (CJM) обозначает карту пути клиента — последовательность действий при взаимодействии с вашим сайтом: от самого первого контакта до продажи и повторных покупок.

Карта пути клиента похожа по своей сути на воронку продаж, но есть отличия:

классическая воронка продаж визуализирует только этапы от формирования потребности до покупки — осведомленность, интерес, решение, действие;

CJM же более подробная — описывает все взаимодействия клиента, учитывает сомнения, ожидания и цели клиента на каждом из этапов.

В чем польза CJM

Детальная карта пути пользователей важна для маркетологов, руководителей и собственников бизнеса — тех, кто принимает решение при проектировании и разработке сайта, развитии каналов коммуникации и планировании рекламных активностей.

CJM отвечает на ряд важных вопросов, которые позволяют понять, каким должен быть сайт, какую коммуникацию использовать в рекламе, какой сервис и дополнительные возможности нужны пользователям для успешного клиентского опыта.

В частности, проработанная CJM дает понимание:

как пользователи попадают на сайт;

как взаимодействуют с сайтом — что просматривают, сколько времени проводят на определенных страницах и на сайте в целом, какой функциональностью пользуются;

сколько времени занимает переход с одного этапа воронки на следующий, какой цикл покупки от первого контакта до оформления заказ;

какие проблемы возникают у пользователей на разных этапах взаимодействия с сайтом — недостаточно информации о товаре, способах оплаты и доставки, неработающие формы обратной связи, сложная форма оформления заказа;

какие целевые действия выполняют пользователи на каждом этапе взаимодействия — просмотр видеоролика о товаре, сохранение товара в избранное, добавление в корзину, подписка на рассылку, оформление заказа;

как устранить сложности, отвлекающие клиента от покупки и улучшить взаимодействие с сайтом — например, упростить форму оформления заказа и убрать лишние поля; добавить блок рекомендуемых товаров, чтобы дольше удержать пользователя на сайте.

Какая информация нужна для создания Customer Journey Map

Данные о пользователях

Для качественного построения Customer Journey Map нужно изучить все особенности целевой аудитории.

устройства и операционные системы пользователей.

Источником данных может служить CRM или системы аналитики. К примеру, данные по полу, местоположению, устройству и ОС можно посмотреть в отчете «Посетители» в Яндекс.Метрике:

Отчет «Посетители» в Яндекс.Метрике

Также в отчете можно посмотреть данные об активности пользователей на сайте:

дату первого и последнего визитов;

общее время, проведенное на сайте;

гистограмму активности пользователя;

количество достигнутых целей.

С помощью отчета «Аудитории» можно проанализировать источники трафика и посмотреть количество достигнутых целей и полученный доход по каждому из них:

Отчет «Аудитории» в Яндекс.Метрике

Боли и потребности ЦА

Потребности потенциальных клиентов напрямую влияют на путь клиента, поэтому их необходимо собрать и проанализировать. Лучший способ это сделать — собрать обратную связь от потенциальных и действующих клиентов:

проведите опрос в рассылке и аккаунтах соцсетей;

прозвоните постоянных клиентов и попросите поделиться впечатлением о покупке, а также обратной связью о том, что можно улучшить на сайте или в обслуживании;

проанализируйте отчеты менеджеров по продажам, которые ежедневно общаются с клиентами. Узнайте, какую обратную связь они получают от клиентов;

изучите отзывы о вашей компании. Если у вас еще нет отзывов, изучите отзывы о конкурентах. В Яндекс.Браузере вы можете просто зайти на сайт конкурента и посмотреть доступные отзывы, открыв всплывающее окно в адресной строке:

Потребности целевой аудитории можно выявить и при анализе поисковых запросов в вашей тематике, особенно — информационных. Это запросы вида «какую столешницу на кухню выбрать» или «в чем отличие дорогого увлажнителя воздуха от дешевого». Быстро и бесплатно собрать такие запросы можно при заведении SEO-проекта в системе PromoPult. В несколько кликов даже небольшой список опорных ключевых фраз можно расширить средне- и низкочастотными запросами. Для дополнения семантики есть парсеры поисковых подсказок и фраз-ассоциаций.

Данные из систем аналитики: источники трафика, достижение целей, поведение на сайте

К примеру, в Google Аналитике есть отчет «Визуализация последовательностей». Он представлен в виде воронки продаж и показывает, какие каналы использовались клиентами на каждом этапе и какие действия предшествовали конверсии.

Воронка в Google Analytics

В Яндекс.Метрике можно узнать, сколько времени проходит между первым посещением сайта и повторным заходом в отчете «Время с первого визита»:

Отчет «Время с первого визита» в Яндекс.Метрике

Как составлять карту пути пользователя

Перед составлением карты важно собрать как можно больше данных:

база текущих клиентов;

данные из систем аналитики — о поведении пользователей на сайте;

все каналы и точки пересечения клиентов с вашей компанией.

Затем действуйте по следующему плану:

1. Сегментируйте аудиторию. На этом этапе важно разделить аудиторию не по социально-демографическим признакам, а по поведению (при взаимодействии с вашим сайтом).

Сегментацию аудитории можно провести по таким признакам:

Потребности — проявляют интерес к бытовой технике, холодильникам и т. д.

Стадии принятия решения — думают о покупке вашего продукта, впервые знакомятся с продуктом, изучают детальную информацию о продукте, сравнивают цены, намереваются совершить покупку.

Критерии выбора — цена, технические характеристики, внешний вид, наличие гарантии и сервиса.

Рассмотрим пример. На сайт приходят люди из двух источников трафика:

Поисковая реклама — приходит «холодный» трафик, который впервые взаимодействует с сайтом. Эти пользователи изучают ассортимент, цены. В течение пары недель заходят на сайт еще несколько раз и через месяц делают покупку.

Соцсети компании — отсюда приходят «теплые» клиенты (которые долго следят за брендом и в курсе особенностей товара, а также текущих акционных предложений). Покупку совершают в течение 1-2 дней.

Здесь мы можем обозначить два сегмента:

Аудитория соцсетей — «теплая», готова к покупке.

Аудитория из поиска — находится на стадии рассмотрения, путь к покупке более долгий.

2. Для каждого сегмента постройте путь — последовательность действий от контакта с вашим сайтом и до покупки.

Обратите внимание! Путь клиента не заканчивается на этапе конверсии. После этого этапа начинается этап «Удержания» — когда клиент делает повторные покупки, рекомендует компанию (или продукт) знакомым, становится «адвокатом бренда». Этот этап важно учитывать в CJM, чтобы заранее проработать механизмы удержания клиентов.

Последовательность составления CJM:

Начните с крайних точек: первая — первый контакт с вашим сайтом, последняя — момент покупки.

Пропишите последовательность действий пользователей между первым контактом и последним. Это могут быть: повторные посещения сайта, оформление регистрации, обращение в чат, просмотр контактных данных и страницы с условиями оплаты, добавление товара в корзину и т.д.

Определите инструменты и каналы: как пользователь нашел сайт и перешел на него, какие инструменты на сайте использовал (например, обращался в онлайн-чат поддержки или звонил по контактному номеру).

Пропишите барьеры покупателя — все, что мешает пользователю перейти к покупке: недоступность свободных менеджеров при звонке по телефону, сложности в регистрации, непонятная форма оформления заказа и т.д.

Пример готовой CJM

Сервисы для создания Customer Journey Map

Карту пути клиента можно составить с помощью специальных сервисов, которые предоставляют готовые шаблоны. Это упрощает составление и помогает не упустить важные этапы контакта клиента с компанией.

Рассмотрим, как составлять CJM в сервисе Uxpressia.

Интерфейс сервиса Uxpressia

При создании нового проекта необходимо выбрать шаблон карты из доступных вариантов:

Общая карта пути клиента. Стандартный шаблон, подходит для большинства услуг. Содержит набор этапов, от осознания до ухода.

Карта пути пользователя мобильного приложения. Подробная визуализация всех этапов взаимодействия пользователя с приложением — от формирования интереса и установки приложения, до удаления. В шаблоне предусмотрено описание действий и целей пользователей, пользовательский опыт на каждом этапе взаимодействия, возможные проблемы и пути их решения.

Карта пути сотрудника. Шаблон подойдет для HR-специалистов и руководителей. Позволяет построить весь путь сотрудника от поиска работы до увольнения. Шаблон помогает учесть и структурировать цели и ожидания сотрудников, процессы и каналы, возникающие проблемы на разных этапах и идеи их решения.

Путь клиента в e-commerce. Предназначен для построения CJM под интернет-магазины и другие e-commerce проекты. Позволяет построить полный путь клиентов от первого контакта до постпродажного обслуживания и повторных покупок.

Также в сервисе есть шаблоны для конкретных ниш и направлений — например, CJM для e-commerce в сфере потребительских товаров.

Нам подходит шаблон «Путь клиента в e-commerce». Выбираем его и переходим к созданию карты.

Карта пути клиента представлена в виде таблицы. Столбцы — этапы, которые проходит пользователь при взаимодействии с компанией:

взаимодействие с рекламой (переход по объявлению);

осведомленность о продукте;

исследование (сравнение похожих вариантов по цене и другим параметрам);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *