Для чего нужна диагностика логопеда

Логопедическая диагностика

Речь – высшая психическая функция. Ее правильное развитие оказывает влияние на гармоничное взросление, становление личности, жизнь человека в обществе. Именно речевые нарушения наиболее заметны окружающим, тревожат родителей, мешают нормальной социализации, развитию и обучению ребенка.

Логопедическая диагностика детей в Центре им. Г.Е. Сухаревой

Логопедическое обследование – серьезная и ответственная процедура для всех: ребенка (подростка), его родителей (законных представителей), специалиста.

Специалист во время логопедического обследования выясняет уровень сформированности всех компонентов языковой системы – от звука до связного высказывания, от особенностей речевого и неречевого общения со сверстниками и взрослыми до возможности понимания обращенной речи и участия в организованной – игровой или учебной деятельности.

В зоне внимания логопеда находится голосовое и интонационное оформление речевого высказывания, мимика и жестикуляция, а для детей школьного возраста – навыки чтения и письма. Логопед должен выяснить, соответствует ли речевое развитие возрасту или отклоняется от нормы. В случае выявления речевых расстройств логопед определяет основную проблему (дефицит), нарушенные и сохранные звенья языковой системы и речевой деятельности, место речевого нарушения в общей структуре заболевания.

Залогом успешной логопедической диагностики является сотрудничество родителей со специалистом. Логопед может поинтересоваться особенностями поведения вашего ребенка, любимыми играми, игрушками, в школьном возрасте – особенностями режима и предпочтениями занятий того или иного рода. Такая информация нужна для формирования успешного контакта с пациентом, а также может понадобиться в дальнейшем для преодоления трудностей на занятиях. Постарайтесь вспомнить и, по возможности, заранее записать для встречи с логопедом, как развивалась речь малыша с рождения: были ли гуление и лепет, когда он произнес первые слова, как набирал словарный запас, были ли «откаты» или остановки в развитии речи и с чем, по вашему мнению, они были связаны. В процессе логопедической диагностики ребенку придется не только поговорить с логопедом, но и выполнить целый ряд различных заданий. Постарайтесь удержаться от естественного желания помочь, поддержать или подсказать сыну или дочери правильный ответ. Логопед не проводит тест на результат и не выставляет отметок. Специалист оценивает текущий уровень речевых достижений ребенка, перспективы, компенсаторные возможности, особенности реагирования и взаимодействия. Ваше вмешательство может создать дополнительные сложности или исказить картину.У взрослых способности к коммуникации гораздо выше, чем у ребенка, поэтому постарайтесь помочь логопеду: следите за его словами и невербальными сигналами к Вам, будьте готовы отреагировать на обращение.

Не удивляйтесь, если ребенку предложат выполнить задания, с которыми он уже сталкивался у других специалистов. Дело в том, что во время одной и той же деятельности врач, психолог, дефектолог и логопед оценивают разные – каждый свои – достижения и проблемы ребенка.

Обратите внимание, что основной целью логопедической диагностики является не просто констатация факта наличия или отсутствия речевого расстройства. Логопед обследует ребенка (подростка) для того, чтобы создать индивидуальную программу коррекционно-развивающей помощи, определить дальнейший образовательный маршрут и специальные образовательные условия в случае необходимости.

Источник

Для чего нужна первичная диагностика ребенка?

Приходя в наш центр, родители часто хотят, чтобы с ребенком начали работу сразу, в первый же день. Они уверяют, что знают о ребенке все, и не хотят тратить время и деньги на диагностику. Однако нужно понимать, что диагностирование важно для выстраивания индивидуального коррекционного маршрута. Мы расскажем, почему это так, и из чего состоит наша диагностика.

Давай знакомиться!

Знакомство ребенка со специалистом – очень важный момент для обеих сторон. На первой встрече ребенок может не пойти на контакт с «чужой тетей», испугаться и провести все время рядом с родителем. Тогда первое занятие не сложится, и время будет потеряно. Если же контакт установить удалось – а специалист делает для этого все возможное – последующая работа пойдет быстрее: «чужая тетя» уже не такая чужая. Кроме того, процесс знакомства сам по себе может рассказать специалисту о многом: в частности, о том, насколько у ребенка развиты коммуникативные навыки. Эти особенности логопед / психолог / дефектолог будет учитывать, разрабатывая план дальнейшей коррекционной работы.

Если ребенок не идет на контакт, специалист будет наблюдать ребенка со стороны – в его общении с родителем, который привел его на диагностику, или в свободной игре. Не стоит недооценивать продуктивность такого наблюдения: для наших опытных и грамотных логопедов оно не менее информативно.

Чего изволите?

При первой встрече специалисту важно выяснить, каких результатов родители ожидают от занятий и насколько реалистично они видят проблемы ребенка. Педагог сразу скорректирует запросы, не адекватные положению дел – профессионализм и опыт позволяет наиболее объективно оценить ситуацию. Бывает, например, так, что родители обращаются из-за неправильного звукопроизношения у ребенка, а на диагностике выявляется, что без решения поведенческих и психологических проблем к постановке и коррекции звукопроизношения просто не удастся приступить. Так что диагностика показывает, потребуется ли помощь других специалистов.

Сбор анамнеза

На первой встрече специалисту важно собрать анамнез – сведения из истории развития ребёнка, информация о занятиях, которые он посещал ранее. Изучение анамнеза часто занимает большую часть времени на консультации. Здесь может оказаться важной любая деталь из истории развитии ребенка до настоящего момента. Заболевания, которые перенёс ребёнок в своей жизни. Посещал ли логопедические занятия прежде. Ходит ли в ДОУ или центр развития. Чем любит заниматься дома. Как общается с родственниками и с другими детьми. Какие методы лечения применяются в настоящее время.

Опять же, анамнез может показать, потребуется ли помощь других специалистов или прохождение психолого-медико-педагогической комиссии.

Словом, детальное обсуждение истории развития ребенка и текущей ситуации необходимо для дальнейшей работы – а для этого обсуждения, в свою очередь, нужно много времени.

«Открой рот – скажи «ааа»

Диагностика включает разные задания для детей разных возрастов. У каждого задания своя цель. Собственно проверка звукопроизношения обычно занимает несколько минут и не требует особой подготовки. А вот грамматический строй речи обследуют (для выявления трудностей в словообразовании) по подобранному дидактическому материалу.

При работе с детьми, у которых полностью отсутствует речь и/или имеются особенности развития, чаще используется динамическая диагностика – наблюдение за ребенком в ходе нескольких занятий. Дело в том, что таким детям требуется 3-4 занятия, чтобы привыкнуть к специалисту и проявить свои возможности. Только после этого можно планировать работу и строить прогнозы. Иногда работа с детьми с поведенческими трудностями требуют проведения занятий без родителей. Это необходимо, чтобы специалист выстроил отношения с ребенком и стал для него достаточно авторитетным.

«Скажите, когда мой ребенок заговорит?»

Опытный и квалифицированный специалист знает, что с прогнозами нужно быть очень осторожным, что нельзя провоцировать необоснованных надежд со стороны родителей.

Родителям важно понять, что прогресс часто непредсказуем и зависит не только от качественной работы специалиста, но от их активной позиции. Те 2-3 часа в неделю, что ребенок проводит с логопедом, не дадут заметного и стойкого результата, если родители не отрабатывают с ребенком приобретенные им навыки на практике и не поддерживают его психологически. Помните: коррекция речи требует комплексного подхода, терпения и времени.

© « Центр коррекции речи Анны Белик »

Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам

Источник

Для чего нужна диагностика логопеда

Для чего нужна диагностика логопеда. Смотреть фото Для чего нужна диагностика логопеда. Смотреть картинку Для чего нужна диагностика логопеда. Картинка про Для чего нужна диагностика логопеда. Фото Для чего нужна диагностика логопеда

Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Патология речи оказывает негативное влияние на познавательную деятельность в целом, и на формирование личности в том числе (И.Т. Власенко, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова, С.Н. Шаховская и др.) [1].

В целях выявления особенностей развития речи детей, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, коррекции и развития используется логопедическая диагностика. Важным компонентом образовательного процесса является диагностика в целом, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей. Без педагогической диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом.

Педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества образовательного процесса. Логопедическая диагностика имеет схожие характеристики с педагогической диагностикой, однако главным ее предназначением является выявление речевых нарушений у детей того или иного возраста.

Комплексная диагностическая деятельность – это средство выявления особенностей и трудностей в развитии ребенка, под которые в перспективе выстраивается вся система коррекционно-воспитательной работы [2].

О чем могут свидетельствовать данные Министерства образования и науки Республики Казахстан? Не все дети охвачены дошкольным и предшкольным обучением и воспитанием, а ведь именно в этот период закладывается фундамент учебной мотивации и познавательных интересов. Так, на 100 мест в дошкольной организации приходится от 105 до 130 детей. Обязательную же программу предшколы получают 40 % пятилетних и 60 % шестилетних детей [2]. Данные могут свидетельствовать о том, что дети дошкольного возраста не только недополучают логопедическую помощь, но не обеспечиваются полностью дошкольной программой обучения и воспитания. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей, огромное значение представляет собой развитие речи и речемыслительной деятельности в целом. Если же на этом пути встречаются нарушения или недоразвития речи, отставания от возрастной и физиологической нормы, нужно своевременно, методично и организационно оказывать логопедическую помощь таким детям. Логопедическая помощь состоит из логопедической диагностики, основной части – логопедической коррекции, и подведении итогов коррекционной работы. В данной проблеме значительную роль играет диагностика, потому что именно правильная и организационная логопедическая диагностика начинает эффективное коррекционное логопедическое воздействие.

Доказано, что каждый школьник, который не имеет органические нарушения в развитии, может усвоить знания в объеме общеобразовательной программы, однако, не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают учебный материал. Слабая успеваемость – многогранное явление, имеющее сложную структуру и происхождение. Несмотря на накопленный школой опыт уменьшения, в ряде случаев недопущения отставания детей в учебе, эта проблема остается актуальной в педагогике, она широко освещается в литературе. Прогрессивные педагоги прошлого Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пестолацци, А. Дистерверг и другие уделяли большое значение природе ребенка, индивидуальному подходу в обучении и воспитании детей.

Один из известных дидактических принципов К.Д. Ушинского также предписывает всесторонне изучать школьника, что является первым шагом к решению проблемы слабой успеваемости. Отстающих учеников К.Д. Ушинский советовал учиться, справедливо полагая важной причиной неуспеваемости отсутствие соответствующих навыков.

Вскрыть причины учебных неуспехов и действовать против этих причин – одна из рекомендаций великого педагога. Фактически на выявление возможных причин слабой успеваемости была направлена разработка условий хорошего учения Л. Н. Толстого. К этим условиям он относил, в частности, охоту к учению, сочетание новизны и доступности изучаемого материала, отсутствие отвлекающих посторонних возбудителей, ощущение ребенком учебных успехов.

В отечественных психолого-педагогических исследованиях рассматриваются различные аспекты проблемы обучения слабоуспевающих учащихся: определение видов слабой успеваемости и поиск ее причин, выявление типов и характерных признаков слабоуспевающих учеников. Это Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, А.М. Гельмонт, Л.И. Божович, Н.Г. Лусканова, З.И. Калмыкова, Н.П. Локалова, Н.А. Менчинская, Л.С. Славина, В.С. Цетлин и др. Авторами анализируется возможности повышения успеваемости отстающих учеников по отдельным предметам, показывается необходимость дифференцированного и индивидуального подхода, изучаются особенности проявлений различных психических функций, обучаемость детей, общие и специфические умственные способности [3].

Опытные учителя начальных классов своевременно выявляют учеников с недостатками речи, упорно ведут работу над преодолением имеющихся у них нарушений устной и письменной речи и достигают хорошей успеваемости. Однако чаще педагогами недостатки речи у учащихся не связываются с их успеваемостью по письму и чтению. Неуспеваемость или слабая успеваемость по родному языку в большинстве случаев объясняются либо невниманием учеников, их рассеянностью, либо недобросовестным отношением к учебной работе. В связи с этим учащееся с недостатками речи не всегда получают необходимую помощь, что нередко приводит к стойкой неуспеваемости. Наблюдаются и такие случаи, когда учителя, стремясь помочь учащимся исправить их речевой недостаток, используют те же приемы обучения, что и при работе с нормально говорящими учащимися. Но особенности нарушения речи у детей обуславливают дополнительные специфические задачи при их обучении, касающиеся как методов, так и организации форм обучения.

Организация учебной деятельности как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Процесс обучения предполагает анализ и обобщение признаков изучаемого предмета, в частности –родного языка как знаковой системы.

Основа для развития слабой успеваемости может закладываться в первые учебные недели, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе. Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях. Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки (А.В. Запрожец и др.), нравственно-волевого воспитания (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.), воспитания готовности к позиции школьника (И.А. Домашенко, В.А. Гелло, И.В. Имедадзе, М.И. Лисина и др.). Кроме того, изучаются взаимоотношения различных компонентов готовности (Н.И. Гуткина, А.К. Маркова, Л.М. Цеханская); рассматриваются соотношение понятий «школьная зрелость» и «готовность к школе», а также вопросы преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева) [4].

Как показало разностороннее изучение, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении, а иногда даже и криминального поведения. По оценкам психологов на успеваемость влияют 200 факторов, но существуют факторы, воздействие которых на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Эти факторы – чтение и письмо. Л.Г. Кобзарева, Т.И.Кузьмина также ставят на первое место по частоте – нарушения чтения и письма [34]. А.Н. Корнев приводит данные англо-американской литературы, подобные состояния встречаются у 15-20 % детей школьного возраста [35]. В отечественных исследованиях приводится следующий показатель – 13 % детей (М.С. Грушевская), который дает представление о том, насколько многочисленна категория детей, нуждающихся в специализированной медицинской и психолого-педагогической помощи.

Важнейшим условием школьной адаптации является успешное овладение орфографически правильным письмом. Л.С. Выготский отмечал, что грамотное письмо помогает ребенку подняться на высшую степень в развитии речи [36]. Вместе с тем, отмечается, что у детей с речевой патологией выявляются значительные трудности овладения программным материалом по родному языку, а так же большое количество орфографических ошибок на письме. (Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.).

Исследователи относят низкий уровень развития речи к одним из предпосылок школьной дезадаптции, а именно: бедность языковых форм, ограниченность лексического запаса, наличие аграмматических фраз, недостаточное развитие мелкой моторики, несформированность пространственной ориентировки, координации в системе «рука» – «глаз» др. Несформированность фонематического слуха встает преградой перед формированием навыков чтения и орфографически правильного письма. Дети, имеющие трудности в овладении морфологическим принципом письма, привлекают все большее внимание логопедов, так как ошибки, допускаемые ими, не случайны и имеют весомые доказательства в пользу того, чтобы они были квалифицированно диагностированы и коррегированны.

В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Таким образом, логопедическое исследование является органической частью комплексного подхода к всестороннему обследованию ребенка. Этот принцип позволяет строить коррекционную работу не как простую тренировку речевых умений и навыков, а как целостную систему, органически вписывающуюся в повседневную деятельность ребенка. Необходимо интегрированное обучение.

Из вышесказанного следует, что необходимо использовать при диагностике целый набор диагностических методик, каждая из которых должна содержать несколько однотипных заданий. Неизбежно сочетание количественного и качественного подходов к анализу данных, причем качественные различия между аномальным и нормальным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей. Количественные и качественные различия выступают в тесной взаимосвязи. Эти показатели определяются на основе перехода количества в качество. Качественная и количественная диагностики основных компонентов обучаемости: восприимчивости к помощи, способности к логическому переносу, активности в решении поставленных задач, позволяют не только определить структуру речевого дефекта, его этиологию, патогенез, но и сформулировать диагноз, выбрать оптимальную коррекционную методику, дать вероятностный прогноз.

Для разработки основ диагностики, в том числе и речевой, особо важное значение имели два положения, сформулированные Л.С. Выготским. Одно из них состоит в том, что основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими для обоих случаев. Вместе с тем Л.С. Выготский отметил и наличие специфических закономерностей аномального развития, что затрудняло взаимодействие ребенка с окружающими. Принцип системного подхода получил достаточно глубокое развитие в исследованиях Л.С. Выготского, его учеников и последователей. Он является одним из основных в методологии. Однако его полная реализация представляется весьма непростым делом и осуществляется системный подход далеко не всегда. Принципы условно можно разделить на психофизиологические, психологические и педагогические. К психофизиологическим принципам относят: принцип квалификации дефекта; принцип опоры при обучении на сохранные анализаторы, который опирается на учение о функциональных системах, их пластичность; принцип опоры на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей; принцип опоры на разные уровни организации психических функций; принцип контроля, так как только поток обратной сигнализации обеспечивает своевременную коррекцию допускаемых в речи ошибок. Психологические принципы включают: принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности человека; принцип опоры на предметную деятельность; принцип организации деятельности с опорой на программное обучение; принцип учета личности ребенка, его индивидуальности, что должно лежать в основе всего коррекционно-образовательного процесса. К педагогическим принципам относят: принцип от простого к сложному; принцип учета объема и степени разнообразия материала – вербального и наглядно-иллюстративного (объем должен быть «комфортным», не загружать внимания, лучше работать на малом объеме и при малом разнообразии материала); принцип учета сложности вербального материала (фонетической, лексической, доступности, частотности); принцип учета эмоциональной стороны материала (вербальный и невербальный материал должен создавать благоприятный фон, стимулировать положительные эмоции).

Таким образом, школьная успеваемость тесно связана с развитием речи ребенка. Поэтому правильная речь считается основой для полного освоения школьного программного материала. Однако, научно-теоретические и коррекционно-педагогические проблемы речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста состоят из ряда актуальных проблем, которые переходят из одного звена дошкольного обучения и воспитания, к звену предшколы и затем уже к начальному обучению и воспитанию. В систему коррекционно-педагогической работы включают целый комплекс методик и предполагают раннее начало работы, поэтапное развитие нарушенных речевых функций, а также творчество, систематичность, последовательность, активность и наглядность. Все принципы между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но для выбора правильного коррекционного маршрута по развитию устной или письменной речи необходимо организация эффективной логопедической диагностики.

Источник

Для чего нужна диагностика логопеда

Логопедическая диагностика представляет собой особый вид деятельности, состоящий в выявлении речевых нарушений у детей того или иного возраста. Логопедическая диагностика является первым этапом системы логопедической помощи. Следующие за ней этапы – логопедическая коррекция и подведение итогов коррекционной работы – во многом зависят от правильности проведения диагностической работы с ребенком, имеющим речевые нарушения.

Согласно данным мировой статистики, число детей с различными речевыми нарушениями постоянно растет [7, c. 862]. Поэтому совершенствование ранней диагностики речевых расстройств у детей становится все более актуальным вопросом логопедической науки.

Принципы единства речевого и психического развития ребенка разрабатывались в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. В аспекте логопедической диагностики данные теоретические положения о единстве речевого и психического развития ребенка оказываются крайне важными. Речевая функция имеет определяющее значение для правильного психического развития ребенка. Без нее невозможно полноценное становление познавательной деятельности и развитие способности к понятийному мышлению. Еще К.Д. Ушинский отмечал важность раннего начала лингвистического воспитания ребенка.

Ранняя диагностика речевых нарушений и соответствующие коррекционные меры помогают предотвратить или затормозить появление тяжелой речевой патологии у детей, имеющих речевые нарушения. Если отклонения обнаружены у ребенка в дошкольном возрасте, то ранняя медицинская и педагогическая коррекция в значительной степени повышает вероятность нормализации речевого развития и полноценного обучения в школе. Если же речевые дефекты выявляются только в школьном возрасте, то их достаточно сложно компенсировать.

С.А. Шемякова в этом отношении отмечает, что «любая функция мозга ребенка (например, речевая), несформировавшаяся в определенный момент, уже не будет нормально развиваться в другие сроки, потому что мозг оказывается уже на другом этапе развития. А это значит, что воспроизведение предшествующих стадий формирования, структурных и функциональных, становится невозможным» [14, c. 124–128]. Следовательно, ранняя диагностика речевых нарушений имеет огромное значение для дальнейшего развития ребенка.

Овладеть родным языком – одна из важнейших задач в дошкольном воспитании и образовании детей. Важность речевого развития ребенка усиливается также тем, что в дальнейшем оно будет определять возможность усвоения ребенком школьных знаний, так как, согласно специальным исследованиям, существует зависимость между состоянием речевого развития ребенка и уровнем усвоения им школьных знаний. Таким образом, речевые дефекты отражаются впоследствии на школьной успеваемости ребенка, его самооценке и общем психологическом благополучии.

В основе разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы находятся принципы учения о закономерностях, компенсаторных и резервных возможностях и движущих силах развития ребенка. Способности компенсации органических дефектов у детей в силу пластичности мозга и при благоприятных условиях среды исследовались различными учеными. Среди них Н.П. Вайзман, И.П. Павлов, Б.Д. Эльконин и др.

Как было отмечено выше, диагностика является первым и наиболее важным этапом процесса оказания логопедической помощи.

Вопросы диагностики речевых нарушений изучались в работах В.А. Ковшикова, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

Как отмечает Р.И. Лалаева, логопедическая диагностика переживает кризис и на данный момент не удовлетворяет требованиям науки и практиков-логопедов [8, c. 5–15]. Исследователь указывает на различия в подходах московской и петербургской логопедических школ к формулировке логопедических заключений, а также на попытки подменить традиционные логопедические классификации клиническими, медицинскими, которые являются слишком развернутыми, описательными и не ориентированы на решение практических задач коррекции нарушений речи.

Исследуя особенности этапа диагностики речевых нарушений у детей, следует остановиться на вопросе специфики речепорождения. Речь является сложным физиологическим, психическим, мыслительным, языковым, сенсомоторным процессом, в котором переплетаются как элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и восокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). В силу сложности данного феномена процессы речепорождения и речевосприятия исследуются различными отраслями научного знания. Как отмечает А.М. Шацкова, «задачи дифференциальной диагностики речевых нарушений требуют разработки новых исследовательских задач и синтетического подхода, объединяющего методологический аппарат разных специальностей (клиническая, клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация речевых расстройств, нейропсихологический подход в диагностике и пр.)». Объединение в методике диагностирования речевых нарушений подходов различных наук является важным, так как позволяет как можно более глубоко, эффективно и всесторонне оценить уровень речевого развития ребенка, рано выявить речевые нарушения и провести соответствующие коррекционные мероприятия. Об этом пишет и Р.И. Лалаева, отмечая, что в процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, позволяющие уточнить тот или иной логопедический диагноз. В то же время необходимо подчеркнуть, что клинические характеристики важны с точки зрения объяснения причин возникновения речевых расстройств и лечения ребенка, а не с точки зрения системы коррекции и развития речи.

Логопедическая диагностика должна учитывать как психолого-педагогическую, так и клинико-педагогическую классификации речевых нарушений, а логопедическое заключение должно производиться с учетом пересечения данных классификаций.

Логопедическое обследование детей раннего возраста имеет свои особенности. Как подчеркивают О.Е. Громова О.Е. и Н.Г. Соломатина, логопедическое обследование ребенка необходимо проводить только с использованием специального дидактического материала, учитывающего возрастные особенности развития речи детей. Так, для логопедической диагностики детей раннего возраста не следует применять такие методы, как произнесение отдельного звука, называние картинки или рассказывание стихотворения. Все эти методы достаточно сложны для ребенка раннего возраста, так как звукопроизносительная сторона речи ребенка еще не сформирована до конца, к тому же для ребенка раннего возраста необходима большая степень доверия к взрослому, чтобы выполнять подобные задания. Поэтому для обследования речи детей раннего возраста применяется специальный дидактический материал, который должен быть преимущественно иллюстративным и доступным, то есть должен содержать красочные изображения, быть крупного размера, не должен содержать избыточных деталей. Дети особенно любят сюжетные картинки, в которых они узнают изображение и «находят» нужное слово.

Методическая проблема заключается в том, что необходимо разграничивать сформированность произношения звуков на раннем и позднем этапах онтогенеза. Дети раннего возраста не могут произнести некоторые звуки или произносят их с трудом в силу того, что звукопроизношение не оформлено до конца. Так, в «Экспресс-обследовании звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» В.В. Коноваленко не рассматриваются гласные, а также звуки, которые закрепляются у ребенка в раннем онтогенезе. Также некоторые исследователи, например О.А. Безрукова, О.Б. Иншакова, в своих методах предлагают материал, слишком сложный для ребенка раннего возраста. Так, у О.Б. Иншаковой предлагается 5–6 изображений на одном листе. Это может перегрузить ребенка и вызвать снижение концентрации внимания или отказ от выполнения задания. Норма для детей раннего возраста – не более двух крупных изображений одновременно. О.А. Безрукова предлагает очень сложный материал в лексическом плане, который оказывается особенно сложным для детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

При обследовании речи детей необходимо исследовать не только произносительную сторону речи, но и сформированность словаря, стадию развития фразовой речи, особенности усвоения основных частей речи и специфику использования некоторых грамматических форм. Все эти аспекты можно исследовать с помощью использования иллюстративного материала. Так, при назывании картинок ребенком необходимо проверить состояние его словарного запаса, наличие перестановок слогов и/или отдельных звуков, наличие усечения окончаний слов, обратить внимание на характер трудностей формирования слоговой структуры многосложных слов.

В логопедической диагностике важное место занимает проверка умения детей использовать звуки при произношении не только существительных, но и глаголов и прилагательных, которые появляются в начальном детском лексиконе несколько позже существительных и поэтому их произношение может содержать нарушения.

Длительность проводимого диагностического занятия индивидуальна, однако для детей раннего возраста она не превышает 10–15 минут.

В целом в логопедической диагностике важно диагностировать не только уровень несформированности речи, но и механизмы и формы речевых нарушений. Именно учет обоих аспектов позволяет более дифференцированно коррректировать нарушения речи. Как указывает Р.И. Лалаева, логопедическая диагностика должна идти от общего к частному, то есть сначала необходимо выявить комплекс речевых симптомов, а затем уточнить механизмы речевой патологии, характер взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, определить структуры речевого дефекта.

Таким образом, логопедическая диагностика представляет собой важный этап системы логопедической помощи, а ранняя диагностика позволяет не только вовремя обнаружить речевые нарушения, но и значительно увеличить вероятность их полной коррекции. Проблемы диагностики речевых нарушений у детей раннего возраста связаны с методикой, выбором материалов и учетом специфики произносительной стороны речи детей раннего возраста, а также их психологических особенностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *