Для чего нужна диагностика в школе

Роль диагностики в работе с младшими школьниками

Каждый учитель мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки. Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ стремительно усложняется. При этом в самом трудном положении оказывается учитель. Обычно в его среднестатистическом классе общеобразовательной школы учиться, примерно, четверть хорошистов, среди которых иногда встречается 1 – 2 отличника, две четверти троечников, а четверть учащихся принадлежит к так называемой “группе риска”. Эти дети с трудом усваивают государственный образовательный стандарт по всем предметам, а их основными оценками становятся двойки. Вот и стоит учитель перед неразрешимой проблемой “Как научить каждого, ведь они такие разные?”

В классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. А учитель должен быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого ученика, проанализировать результаты, продумать перспективные задачи развития ученика и учителя.

В настоящее время широкое распространение получила школьная диагностика. Иногда это необходимо для психолога, для учителя – исследователя, который проверяет свою концепцию, для третьих она как дань моде.

Мне как учителю тоже пришлось научиться пользоваться диагностическими методами, так как с помощью школьной диагностики можно разрешить следующие задачи:

во-первых, анализ процессов и результатов развития школьников, (то есть готовность к школьному образованию, темпы созревания психических функций, достигнутых сдвигов)

во-вторых, анализ процессов и результатов обучения, (то есть объем и глубина обученности, умение использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности)

в-третьих, анализ процессов и достигнутых результатов воспитания, (то есть уровень воспитанности, глубина и сила нравственных убеждений, сформированность нравственных убеждений).

С всё возрастающей гуманизацией учебно-воспитательного процесса и связан пересмотр традиционных методов контролирования. В чем же отличие форм контроля от диагностики? Если в условиях авторитарного воспитания и обучения объектом анализа, контроля и оценки был труд ученика, то в новых условиях анализируется совместный труд ученика и учителя, их общий результат.

Диагностика изучает результат вместе с процессом: труд ученика она не отделяет от труда учителя, процесс учения школьника рассматривает вместе с его возможностями, способностями и склонностями. Процесс деятельности педагога она тоже анализирует вместе с возможностями, условиями. Контроль не признает детской воли – ответа “не хочу” для него не существует. А диагностика считает ее даже весьма уважительной причиной и занимается, если такой факт обнаружен, уже далее не тем, как бы еще сильнее ущемить ребенка, а тем, как найти способы вызвать желание и поставить его на место отрицания. Например, с помощью контроля установлено, что ученица третьего класса выполнила все задания правильно. Учительница выставила отличную оценку, похвалила девочку. Но только диагностика показала, что отличная оценка ученицы – результат хорошей памяти, а не развитости интеллектуальной сферы, сформированности умственной деятельности. Работы в этой области непочатый край. Учитель быстро сообразит, как перестроить работу с ученицей, чтобы восполнить выявленный пробел. Значит, в диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний и умений. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, динамику, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Шаги диагностирования делаются во многих образовательных учреждениях, в том числе и в средней общеобразовательной школе № 9. Я как учитель данной школы хочу поделиться своими наработками в области применения диагностики.

В 1 классе, используя данные психолога по исследованию интеллектуального развития (методика МЭДИС), провожу индивидуальную работу по восполнению выявленных пробелов. Стараюсь включить в урок коррекцию процессов мыслительных операций: анализа, синтеза, классификаций, обобщения, сравнения для этих учащихся. Данные первого класса сравниваем с данными выпускного – четвертого по методике ГИТ. Уже наглядно можно видеть рост развития отдельных учащихся и класса в целом. Диагностика показывает, что количество детей с высоким уровнем развития возрастает с 15 % до 46 %, а с низким уменьшается с 13 % до 0 %. Это научно доказывает правильность выбранных приемов и методов обучения, а также значимость проводимой работы.

Проведенные исследования работоспособности каждого учащегося дают возможность учитывать тип нервной системы, индивидуальные особенности личности в ходе урока.

В моем классе пять леворуких детей, они медлительны, 9 человек с низкой работоспособностью, следовательно, у них быстрая утомляемость. Значит, мне как учителю необходимо продумать программу дальнейшего развития этих учеников. Все эти исследования я учитывала:

во-первых, при объяснении нового материала;

во-вторых, при выполнении самостоятельной, индивидуальной работы;

в-третьих, при дифференцированном подходе к домашнему заданию. Данные исследования не являются только констатацией фактов. Далее учителя среднего звена продолжили работу с детьми по обретению необходимой работоспособности.

В работе над научно-методической темой “Формирование речеведческих понятий младшего школьника для развития коммуникативных навыков и умений, литературного творчества” мне необходимо было знать уровень словарного запаса и уровень развития речи учеников по годам обучения. Проанализировав полученные результаты, я в своих методических рекомендациях указала, как развивать речь учащихся от класса к классу, предложила методику работы над словом, предложением, текстом, методику написания сочинения. Правильность выбора данных методик, заметный рост развития речи учеников подтверждается не только моими наблюдениями, но и диагностическими данными.

Анализ межличностных отношений и выявление особенностей направленности личности (методика “Социаметрия”, “Цветик – семицветик”), правильная спланированная внеклассная и воспитательная работа помогут ребенку максимально проявить свои личностные качества.

На протяжении всех лет обучения можно определить уровень учебной успешности, сформированность компонентов учебной деятельности (методика Г. В. Репкина) ученика и класса. Все исследования оформляются на каждого ученика в виде так называемого “портфолио”, что позволяет отследить достижения по годам обучения.

Любой учитель, занимающийся исследовательской работой, может быть представлен в трёх ипостасях. Это – учитель – психолог, учитель – экспериментатор, учитель – воспитатель. Все исследования используются:

первое, при анализе работы по годам обучения, так как видно продвижение ребенка по отношению к самому себе;

второе, при постановке задач ближайшего развития ученика.

Это все ценно как для учителя, так и для родителей. Особенно в работе с родителями помогает диагностика. Мои требования не остаются голословными. Есть о чем говорить с родителями. Общение становиться убедительным, весомым.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод: если вся работа была спланирована с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка, то коэффициент усвоения учебных знаний, формируемых умений будет максимально высок для каждого конкретного ученика. А эффекта можно добиться в том случае, если диагностика будет проводиться в системе, то есть будет вестись целенаправленное отслеживание развития ребенка. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

во-первых, достигается ли цель образовательного процесса;

во-вторых, существует ли динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;

в-третьих, существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя;

в-четвертых, соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.

Кроме того, мониторинг формирует у преподавателя способность к рефлексии, умению прогнозировать результаты, делать корректировку самим преподавателем собственного практического опыта. И, наверное, он может помочь решить, казалось бы, неразрешимую проблему “Как научить каждого?”.

Источник

Статья на тему: «Зачем нужна педагогическая диагностика»

Содержимое публикации

Статья на тему: «Зачем нужна педагогическая диагностика»

Педагогическое диагностирование на этапе школьного старта помогает учителю выявить детей с низким уровнем развития школьно-значимых функций, т.е. тех функций, которые существенно влияют на темп и качество формирование навыка письма, счета, чтения, а также в значительной мере определяют полноценность усвоения всего учебного материала на начальном этапе обучения.

Опираясь на педагогические критерии, учитель определяет уровень развития ребенка, зону его ближайшего развития. Диагностика помогает своевременно обнаружить предпосылки возможных адаптационных направлений или начальное их проявление. Учитель обосновывает требуемые условия обучения или необходимость изменения существующих, определяет объем и виды педагогической помощи.

Диагностическая деятельность важна и необходима для целесообразной организации работы, которую ведет учитель. Все особенности человека формируются и проявляются в деятельности, в ней он раскрывает и реализует себя. Отношение ребенка к учебной деятельности, умение включиться в нее, организовать ее – все это составляет важнейшие характеристики личности человека.

Изучение учеников в разнообразных видах деятельности способствует наиболее полному выявлению их индивидуальных способностей. Систематические наблюдения за детьми позволяют ответить на вопросы: как ребенок обучается и воспитывается, происходят ли сдвиги, как воспринимает помощь и др. Разностороннее изучение ребенка включает также изучение условий его жизни в семье, в том числе ив дошкольные годы. С согласия родителей выявила особенности интеллектуального развития детей, их личностные и поведенческие реакции. На основе диагностики я составила программу коррекционно-развивающей работы и освоение общеобразовательного стандарта.

Вот некоторые направляющие принципы в этой работе:

— усиление практической направленности изученного материала;

— опора на жизненный опыт ребенка, на объективные внутренние связи в содержании изучаемого (как в рамках одного предмета, так и межпредметные)

— определение и соблюдение объема изучаемого материала, выполнение требований необходимости и достаточности;

— включение в содержание учебного материала коррекционно-развивающего блока, предусматривающего использование опыта познавательной деятельности;

— развитие общедеятельностных, интеллектуальных умений (фонематическое восприятие, анализ и синтез, пространственное восприятие, координация движений и т.п.).

На подготовительном этапе помогаю детям четко усвоить пространственную ориентировку. Применяю на уроках ряд игр и заданий, которые служат концентрации внимания на уроках, развитию памяти, речи детей, большую роль на уроке отвожу развитию моторики.

Формами учета результатов обучения и воспитания школьника служат «Дневник наблюдений», «Журнал школьной успешности», «Педагогическая карта ученика». В своей педагогической деятельности я использую методы диагностики, которые считаю необходимыми для учителя: беседы с учащимися и их родителями, анкетирование, тестирование.

Изучение ребенка и его диагностирование не самоцель, а средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку.

Источник

Педагогическая диагностика в работе классного руководителя

“Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной”.
Д. Добсон

“В работе с детьми педагогу – практику необходимо уметь прослеживать социально – психологические изменения в группе, формирование отношений детей; ценностные приобретения и характерологические продвижения. Чтобы корректировать свою профессиональную деятельность, он должен уметь регулярно производить анализ воспитательных результатов, как всякий деятельный субъект, сопоставляющий полученный продукт с целью деятельности”.
Щуркова Н.Е.

Педагогическая диагностика в работе классного руководителя.

К сожалению, в школьной практике диагностика пока не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса. Это неизбежно ведёт не только к поверхностному знанию детей, но и к усреднённости всех педагогических требований и установок, к стандартизации обучения и воспитания при все возрастающем индивидуальном своеобразии современных школьников. Вот почему часто учителя бывают недовольны своими учениками, а те, в свою очередь, – школой.

Но ещё К.Д. Ушинский утверждал: чтобы воспитывать личность во всех отношениях, надо знать её во всех отношениях. Добавим, надо знать во всех отношениях также и воспитателей, их воспитанность профессиональную подготовленность, а также педагогическую культуру родителей, возможности и особенности детского коллектива, положительные и отрицательные влияния на детей в микрорайоне школы, городе.

Один из основных объектов диагностики учебного процесса, который определён в документах по реформе школы и отражен в существующих исследованиях по дидактике – это воспитательная эффективность учебных занятий: эффективное использование содержания, организации средств и методов обучения для управления психическим развитием детей, для воспитания у них познавательной самостоятельности, ответственности, требовательности к себе и другим.

Слово “диагностика” нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.

Диагностика – это изучение работы организма, машины, любой сложной системы.

Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания. Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: “изготовление” выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание – дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии.

Рассматривать работу любого воспитателя с позиций технологии – значит, выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:

1. Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания.
2. Планирование работы.
3. Реализация плана (выполнение работы).
4. Анализ и оценка результатов работы.
5. Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.

Конечно, большинство из нас не работает, строго следуя этому алгоритму, но в начале года или полугодия мы все вынуждены задумываться над вопросами типа: что уже сделано вместе с учениками, и что делать дальше. При этом чаще мы думаем о внеурочных делах, походах, экскурсиях, вечерах и значительно реже о том, какими наши ученики были, какими стали и какими мы хотим их видеть. Вероятно, многие думают, что это и так ясно, что учитель, ежедневно общаясь, и без того знает своих учеников. Однако, это не всегда соответствует действительности.

Нередко учителю кажется, что у него хорошие отношения с детьми, что все он делает правильно. А в то же время ученики удовлетворены отношениями с учителем и хотели бы большего понимания, более неформальных отношений или чтобы уроки проводились по-другому. Очень много ошибок на уроках и неудач в воспитательной работе происходит оттого, что учитель не знает своих учеников.

Итак, рассмотрим, что стоит за понятием диагностика.

Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня (например, воспитанности). В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.

Диагноз – медицинское заключение о состоянии здоровья, определение болезни, травмы на основании специального исследования. (С.И.Ожегов)

Диагностика – 1. Диагностировать – поставить диагноз. 2. Учение о способах диагноза. 3. Установление диагноза (С.И. Ожегов)

Диагноз – распознание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (группы, воспитанника, семьи, конкретного лица).

Диагностика – область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой.

Диагностика (от греч. “диа” – прозрачный и “гнозис” – знание) – Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый)

Значение диагностики в области развития, в воспитательной системе аналогично значению хорошо поставленного “прояснения” характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится к психологическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития – чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.

1. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.
2. Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.
3. Установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий.
4. Определение перспектив развития свойства (качества).
5. Разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.
6. Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).
7. Определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.
8. Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.

Перечисленные задачи являются общими для педагогической диагностики.

Сущность педагогической диагностики – изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности. При каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно-воспитательный процесс, каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся – самопознанию.

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

Диагностика строится на материалистическом понимании связей человека с окружающей средой. Личность сознательно или бессознательно адаптирует к социальной среде, к условиям жизни и воспитательным требованиям. Этот процесс принято называть приспособлением. Но существует сознательное изменение себя и обстоятельств. Чем выше уровень общественного развития, тем теснее связь индивида с обществом, тем активнее его воздействие на историю, на социальный прогресс.

Педагогическая диагностика осуществляется в процессе обучения и воспитания. В большинстве случаев педагоги думают, что они знают своих учащихся, что никакого специального изучения не требуется. Но когда эти знания подвергаются глубокому анализу, то оказывается, что они поверхностны и неадекватны. Учителя и воспитатели часто судят о своих воспитанниках по ранее сложившимся впечатлениям, по тем ситуациям, которые прежде возникали. Иногда некоторых школьников несправедливо относят к категории трудных, а действительно исправившийся трудный подросток еще долго ощущает настороженное отношение к себе своих учителей.

Виды диагностики по объемному показателю: полная и частичная.

По алгоритму последовательности:

Цель вводной: выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, плана работы.

Цель промежуточной: оценка эффективности педагогических (воспитательных) воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы.

Цель итоговой: выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных групп, комплексная оценка педагогической деятельности.

Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает педагогу большой арсенал методов диагностики – простых, нетрудоемких, интересных для воспитанников и одновременно надежных. Формы педагогической диагностики очень разнообразны, наиболее часто используемые в современной диагностике системы воспитания:

Принципы педагогической диагностики:

1. Принцип систематичности.
Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся класса, группы, творческого объединения на протяжении всего срока обучения по программе; диагностирование проводится на всех этапах педагогического процесса – от начального восприятия знаний до их практического применения.

2. Принцип объективности
Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностического инструментария (заданий, вопросов и т.д), дружеском отношении педагога ко всем обучающимся.

3. Принцип наглядности.
Принцип означает, что диагностирование проводится для всех обучающихся открыто по одним и тем же критериям. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ.

4. Принцип оптимальности (в выборе метода, объема и тд) – например, диагностирование познавательных способностей детей считается целесообразным анализировать всего 5-6 умений.

5. Принцип системности, комплексности методик – т. е. при диагностировании каждой конкретной способности необходимо видеть систему, например, диагностируя наблюдательность можно говорить о памяти, внимании, гибкости мышления, особенностях восприятия и, конечно же, об особенностях речи и т.п..

6. Принцип учета и преемственности между возрастами – получаемая в итоге диагностирования информация может быть использована при планировании и организации воспитательной работы с детьми как в разновозрастных, так и в однородных по возрасту группах.

Обобщая вышесказанное делаем выводы:

То есть в диагностической деятельности педагога, как воспитателя можно выделить следующие аспекты диагностики:

a) Сбор данных,
b) Сравнение,
c) Интерпретация,
d) Анализ.

3. Доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности.

4. Планирование дальнейшей воспитательной работы.

Изучение отдельных учеников и класса в целом должно быть направлено на вскрытие причин поведения, мотивов, а не на констатацию фактов.

Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения. Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путем систематических диагностических срезов по каждому из параметров развития. В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в установленное время (из-за болезни или по другим причинам) этот срез должен быть проведен в самое ближайшее время, но ни в коем случае не пропущен. Только в таком случае возможно эффективное использование результатов диагностической деятельности.

Для того чтобы педагогическое диагностирование было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

1. Целенаправленность – диагностические действия проводятся относительно не к ученику вообще, а к проявлению конкретных личностных особенностей, например, показателей воспитанности и т.п..
2. Планирование – до начала диагностики необходимо наметить определенные задачи (что диагностировать), продумать план (сроки и
средства). Показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.
3. Самостоятельность – диагностика должна являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач.
4. Естественность – диагностирование должно проводиться в естественных для ученика условиях.
5. Систематичность – диагностирование должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.
6. Объективность – учитель должен фиксировать не то, что он “хочет увидеть” в подтверждение своего предположения, а объективные факты.
7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Правила проведения диагностики:

1. Установление контакта между педагогом и ребенком. Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность.
2. Обследование проводится в течение 15–30 минут (в зависимости от возраста детей и задач исследования).
3. Испытываемые должны быть поставлены в одинаковые условия.
4. Следует принимать ребенка таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.
5. Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.
6. Диагностика завершается тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффективную программу образовательного процесса.
7. В существующих многочисленных методиках диагностики качества обучения и воспитания школьников зачастую берутся критерии самой педагогической деятельности: ее содержание, направленность, качество исполнения, действенность влияния безотносительно к ребенку. Это непродуктивно: изучать ребенка и сам процесс его воспитания по разным показателям и разным методикам. Воспитанность школьника и есть основной показатель эффективности педагогической деятельности. Эта установка является отправной в теории современной педагогической диагностики. В сфере воспитания такая методика пока еще только намечается.
8. Наконец, диагностику должны осуществлять люди, которые к этому подготовлены. Иначе неизбежно в сам процесс изучения работы школы, учителя вносится ненужная нервозность, стремление утаить неполадки, недостатки или преувеличивать их значение.

Определив объекты и главное направление диагностики учебно-воспитательного процесса, целесообразно установить критерии, по которым можно судить о качестве педагогической деятельности. В качестве критериев всегда выступает реальное осуществление той или иной работы, качество самой педагогической деятельности. Такими качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия на них. Затраченное время и силы педагогов, время и активность учащихся в процессе воспитательного акта, изменения воспитанности детей и педагогического мастерства их воспитателей, связь воспитательных мер с общей системой обучения и воспитания в школе.

Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:

 психотерапевтическую – различные диагностические технологии
(рисунки, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;

 коррекционную – цель многих методик– исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;

 развивающую – в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения и личностной активности.

В сфере педагогической диагностики преподаватель вынужден постоянно экстраполировать данные, полученные в результате сопоставлений и анализа, на поведение в других ситуациях или в будущем. Это также значительно помогает в педагогической работе, позволяя подобрать оптимальный способ взаимодействия с учеником и с классом в целом.

Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ученика, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине. Разговаривая с родителями о воспитании, легко затронуть интимные сферы, как отдельной личности, так и всей семьи. Этот эффект сглаживается, если обсуждать проблему на родительском собрании. При этом не следует указывать на конкретных учеников: родители сами должны понять, что относится к их ребенку.

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка. Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей, уровня воспитанности и тд.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность не разрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а тем более классный руководитель, обязан владеть педагогической диагностикой.

Самым типичным проявлением человека является его социальная сущность, которая отражается в системе его отношения к миру и себе. Отражательная природа психики приводит к тому, что существующие общественные процессы и явления в каждом человеке преломляются, отражаются, обусловливаются, перерабатываются, тем самым обеспечивается развитие природным сил и возможностей людей, дальнейшее развитие того, что ими приобретено в результате индивидуальной жизни и воспитания. Типичное в людях (пол, возраст, тип нервной системы, темперамент и т.д.) связывается с типичными явлениями социальной действительности (эпоха, социальная система, уровень развития идеологии и морали, науки и техники, культуры и производства, воспитания и семейных отношений).

Поэтому объектом педагогической диагностики является не только воспитанник, но и воспитательные возможности зоны его ближайшего социального окружения.

Объект диагностики – школьник – имеет общие и индивидуальные параметры развития. Надо учитывать всю сложность и противоречивость духовного мира школьника, его движение от простого к сложному, от детского к взрослому, от биологического к социальному и т.д. В бесконечном разнообразии мира человек не составляет исключения. Одинаковых людей не существует. Когда ребенок приходит в школу, он уже имеет ярко выраженную индивидуальность. Не будь ее – сама педагогическая диагностика была бы механической, однозначной.

Однако было бы неправильным полагать, что в педагогической диагностике, прежде всего, изучается именно то индивидуальное своеобразие человека, которое отличает его от всех остальных. В психологии существует точное правило: всякое нормальное своеобразие есть неповторимая комбинация типичных проявлений психики (А.Г.Ковалев).

И хотя типичных проявлений немало – от темперамента до типа памяти – комбинация типичных проявлений у каждого своеобразна, и это в значительной мере определяет общую и конкретную характеристику личности воспитанника. Все это дает педагогу возможность едиными педагогическими методиками изучать разных по воспитанности детей.

Чтобы ответить, что именно надо изучать в конкретном ученике, следует знать определенный общественный эталон, по которому можно судить о воспитанности всех детей. Таким эталоном принято считать всесторонне развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Но воспитание не равнозначно развитию, здесь возможна подмена понятий. Различные компоненты воспитания – это пути педагогического воздействия на формирующуюся личность. А дадут ли они в совокупности всесторонне развитую личность – это еще не доказано, хотя бы потому, что реально нет людей, имеющих одинаковое или равноценное умственное, эстетическое, нравственное, физическое и трудовое развитие.

Способности у каждого человека различны, естественно, кто-то будет интенсивнее развиваться в эстетическом, кто-то в интеллектуальном, кто-то в физическом отношении.

Для воспитания важно знать не только воспитанность детей, но и внешние условия, педагогические возможности детского коллектива, семьи, учителей, общественных воспитателей. Поэтому возникает вопрос о постоянной педагогической диагностике воспитательного процесса. Причем критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, к старшим и младшим, и т.п..

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *