Для чего нужна домашняя библиотека
Зачем нужна домашняя библиотека?
Помню, всего пять лет назад у меня дома было два шкафа, заполненных книгами, на полках в спальне были коллекции детективов и книг классиков. Но настало время, когда мы поменяли мебель, и родители выбросили все книги, которые собирали столько лет. Тогда я ещё не понимал, что они сделали, но теперь осознаю.
Практически каждую пятницу я хожу на книжную выставку, чтобы купить себе справочник или что-нибудь из беллетристики. За последние полгода я уже собрал собственную полку книг, на которой есть те, которые я перечитал уже не один раз и взял из написанного что-то для себя.
Так зачем же нужна домашняя библиотека? Говоря предельно просто — это кладовая знаний, которая помогает человеку в его жизни. Ведь в библиотеку входят различного рода энциклопедии, которых порой не хватает при написании конспекта или материала, книги классиков, которые проходят дети в школе, а потом повторяют добрую их половину в институте, книги знаменитых писателей (например, у меня дома была практически вся коллекция книг Джейса Хедли Чейза).
Сейчас этого нет, и я покупаю книги в магазинах, заново собирая ту копилку знаний, которая была потеряна всего-то пару лет назад.
Книги, которые стоят дома, могут не только помочь при написании статьи, но и спасти от безделья, помочь в трудную минуту нужной информацей.
Если же не вдаваться в образовательную функцию книг, то посмотрите, как книги украшают комнату. Без книг полки кажутся пустыми, никчемными. Даже если у вас полно сувениров, они не смогут сравниться с полкой книг таких авторов, как Толстой, Достоевский, Лермонтов, Тургенев, Данте, Сервантес, Боккаччо.
Я думаю, многие, прочитав абзацы, написанные выше, подумали о том, что сейчас большинство людей предпочитает создавать электронные библиотеки. Но ведь буквы на экране монитора не могут заменить книжных страниц. Не знаю, как вам, но мне очень приятно открыть книгу с белоснежными страницами и аккуратно напечатанными буквами. И, главное, книгу всегда держать приятнее, чем тот же КПК или мобильный телефон, щелкая через каждые пять секунд клавишами, чтобы перевернуть страницу.
Домашняя библиотека говорит ещё и об образованности человека. Я думаю, люди покупают книги не просто так, чтобы заполнить ими полки, а для того, чтобы прочитать их и узнать что-то новое (если не говорить о бульварщине, которая только убивает время, не принося никакой пользы от чтения).
А вот, представьте, у вас ребёнок, который идёт в пятый класс. Именно с этого возраста начинается серьезное изучение литературы. Я не мог каждую неделю ходить в библиотеку. А так как у меня не получалось прочитать четыре книги за месяц, меня то и дело лишали абонемента. Поэтому приходилось либо читать хрестоматию, либо покупать литературу в магазине. А была бы дома библиотека, мои проблемы были бы решены. Поэтому, прочтя этот материал, не выбрасывайте книги: они не только несут знания, но и хранят их вечно.
Если книга, которую вы купили, смогла помочь вам, то она обязательно сможет помочь и другим.
В эпоху электронных гаджетов классические книги уходят в прошлое. На замену им приходят блестящие планшеты и ридеры. Так есть ли смысл покупать бумажные издания и собирать библиотеку?
Все детство и юность я провела среди книг. Мой дедушка, в прошлом книжный коллекционер- любитель, сделал дома комнату, которую мы и сегодня называем «библиотекой». На полках собраны произведения самых разных авторов и жанров. Можно найти толстые тома с творчеством классиков: Пушкина, Толстого, Гоголя, Гюго и многих других, а также компактные сборники творчества поэтов серебряного века и песен Высоцкого. В библиотеке есть полная коллекция произведений Диккенса, Грина и Ремарка, а на отдельной полке собраны жемчужины фантастики. Именно в этом пристанище книг я жила с детства, читая целыми днями, а ночью прячась под одеялом с очередным приключенческим романом. Окружавшие меня книги я полюбила всей душой. Но, узнав о таком чуде техники, как электронная книга, я не смогла отказать себе и купила ее. На долгое время все семейные сокровища были забыты. Полки покрывались пылью, пока я взахлеб читала новинки современных авторов. Ведь на ридер можно скачать сотни книг, а читать их удобно в любом месте, будь то автобус, очередь в больнице или пляж.
В поисках очередной книги в сети я вспомнила, что в моей комнате у родителей было это произведение. И я снова окунулась в волшебный мир бумажных книг. Перебирая тома один за другим, я просто не смогла устоять перед силой живых книг. Какое же это удовольствие взять в руки книгу, вдохнуть запах и полистать страницы, насладиться любопытными иллюстрациями и уснуть, держа в руках нелегкий том.
Собирать домашнюю библиотеку стоит потому, что книги материальны, это не просто электронный текст. Они имеют свой облик, аромат, их хочется брать в руки, а вспоминая о каком- либо произведении, в голове возникает картинка о томе, хранящемся дома. Книги придут на помощь, когда отключили электричество и интернет, когда сломался любимый гаджет. В бумаге заключена своя магия и мне приятнее читать именно бумажные издания. На страницах книги можно сделать пометки, закладки, а потом, в нужный момент обновить знания.
Вместе с книгами в дом приходит уют и желание к образованию. Заметила по своей маленькой племяннице, что у нас дома ее глаза загораются, и она, глядя на читающих взрослых, с увлечением листает детские книги и энциклопедии о животных. Домашняя библиотека это отличная возможность привлечь внимание детей к литературе. Книги на полках невольно притягивают к себе. Постоянно проходя мимо них, нет-нет, но возьмешь почитать ту или иную книгу. Такого никогда не произойдет с сотнями электронных книг, хранящихся в далеко запрятанной папке на компьютере.
Я думаю, что собрать коллекцию хороших книг это здорово! Не в случае, если вы покупаете тома «для галочки» и украшения интерьера. Книги для души, жемчужины, которые вам понравились, произведения, которыми вы хотите делиться, вот то, что стоит оставлять у себя. Я люблю свою домашнюю библиотеку, и для меня она не теряет актуальности.
Как считаете вы, стоит ли современному человеку собирать домашнюю библиотеку? Храните ли вы дома книги или читаете их исключительно в электронном виде?
Домашняя библиотека как идея и педагогический метод
Материнские заметки
Друг нашей семьи как-то спросил нас:
– Зачем вам такая большая библиотека? Нужна книжка – скачайте в Интернете, это же гораздо удобнее! Книги вообще скоро вымрут как вид.
Домашняя библиотека – это пространство культуры, образ жизни, образ мышления
И действительно, многие тексты можно отыскать в сети буквально за несколько минут. Иногда в Интернете можно найти такие тексты, которых никак не достать «вживую». Но домашняя библиотека – это не набор текстов. Домашняя библиотека – это идея. Пространство культуры, образ жизни, образ мышления.
Домашняя библиотека как будто бы разворачивает семью к образованию и самообразованию. Библиотека может быть методом обучения и воспитания наших детей, причем отнюдь не только в области литературы.
Библиотека: акцент в интерьере дома
В доме ребенок живет, воспитывается, учится. Когда мы обустраиваем наш дом, мы обустраиваем среду формирования личности каждого нашего ребенка.
Дом подобен храму. Убранство храма, его устройство призывает, обучает, воспитывает, направляет, настраивает человека.
Дом подобен училищу, школе. Правильно оформленный интерьер школьного класса настраивает на занятия, заинтересовывает учеников предметом и помогает усвоить учебный материал.
Чему мы будем учить своих детей с помощью убранства дома – выбирать нам, родителям, главным воспитателям и учителям своих детей, хозяевам дома.
И если мы устраиваем домашнюю библиотеку, мы уже этим самым создаем в своей квартире, в своем доме образовательное пространство. Создаем среду, которая так или иначе повлияет на воспитание наших детей. Если в доме, в квартире, в комнате мы нашли место для книг, выделили, устроили это место – значит, мы уже ввели в мир нашего дома чтение, литературу и предшествующие века человеческой культуры. Вот так, запросто. Дети живут здесь и видят эти книги, каждый день проходят мимо них, трогают пальцем корешки… Тысячи книг, записанных в памяти нашего домашнего компьютера, не могут сыграть такой роли по определению. Электронные книги – часть личной работы. Домашняя библиотека – часть жизни нашего дома.
При этом библиотека – вовсе не достояние богатых интерьеров или больших особняков. Я сама росла в трехкомнатной квартире, где, помимо моих родителей и шести моих братьев и сестер, жила домашняя библиотека. На первых порах это были кое-как сколоченные полки, от пола до потолка, во весь коридор. А еще книги были в шкафах в каждой комнате… Одни люди делают ремонт в большой квартире и выбрасывают все книги как пылесборники. Другие в развалюхах-пятистенках умудряются работать с тысячами книг. Вопрос не в квадратных метрах и не в количестве денег, а в образе жизни.
Библиотека: форма проведения досуга
Чем заняться в свободное время? Часто – тем, что попадается на глаза. Включенный телевизор, шахматы на столе, вскрытая коробка с пластилином… Дети «от нечего делать» открывают книги, если они окружены книгами. Потому что заинтриговало название, потому что обложка красивая (или потому что ее вообще нет, увы, книжек с оторванными обложками у нас хватает…) Один ребенок возьмет с полки альбом с видами старой Москвы – и так будет знакомиться с историей, культурой, архитектурой. Другой откроет книгу про насекомых, третий полистает рассказы О.Генри, четвертый зачитается Гоголем, пятый обнаружит, как интересно Нечволодов пишет об истории России.
Впрочем, если в доме есть библиотека, совсем необязательно дети с утра до вечера будут сидеть за книгами. И хорошо: когда у них есть свободное время, когда им «нечего делать», пусть бегают, играют, мастерят или рисуют, но домашняя библиотека поможет нашим детям иногда в таких случаях выбирать все-таки чтение.
Библиотека: формирование мировоззрения
Книга – воспитатель, который может воспитывать человека не хуже «живого» учителя
Книга – воспитатель, который может воспитывать человека не хуже «живого» учителя. И какому воспитателю мы доверим наших детей? Любому, лишь бы он умел писать интересно? Лишь бы он однажды был объявлен «классиком»?
Если нам удалось привить своим детям любовь к чтению, то, прочитав одну книгу, дети ищут, что бы им такое еще почитать. Поначалу они просят помощи у родителей. Но чем старше они становятся, тем чаще они выбирают книги самостоятельно. Самостоятельно выбирают книги в том месте, где книги проще всего найти, а именно – в домашней библиотеке. Самостоятельно выбирают книги… из выбранных нами.
С помощью домашней библиотеки мы формируем круг чтения наших детей. Мы можем собрать такие книги, которые поддержат выбранную нами стратегию воспитания. Круг чтения – определенное мировосприятие. И это особенно важно в том случае, если система ценностей семьи отличается от системы ценностей окружающей среды. А христианская семья неизбежно в чем-то, а иногда и во многом будет противопоставлена мiру.
Круг чтения, в первую очередь, включает в себя художественную литературу. Стремиться к самосовершенствованию, преодолевать трудности, внимать своему внутреннему миру, думать и размышлять, сравнивать и делать выводы, учиться на чужих ошибках, увидеть себя со стороны… Все это – художественная литература. Гений будит читателя от сна мелочных будней – и в каждом возрасте это пробуждение разное…
И чужой литературы хватает. Литературы, которая создавалась великими, талантливыми и даже гениальными авторами – и наполнена богоборчеством, блудом, хамством. Некоторые из этих авторов сознательно боролись с христианским учением и/ или с церковным сознанием, некоторые были просто продуктом нехристианской, антихристианской культуры. Но чем более талантлив писатель, чем интереснее он пишет – тем больше читатели, наши дети, погружаются в созданный автором мир, тем серьезнее и глубже воздействие автора-воспитателя на душу ребенка.
Но все же значительная часть сокровищ мировой литературы – это произведения, написанные христианскими авторами, и созданный этой литературой мир основан на ценностях христианской жизни. И, создавая домашнюю библиотеку, мы предлагаем своим детям этот мир.
В каждой семье свои любимые книги и свой круг чтения. В нашей семье ребенок ищет «что-то почитать» – и вот полки с детской литературой, от Владимира Даля и Корнея Чуковского до Сетона-Томпсона, Киплинга, Гектора Мало, Сергея Аксакова, Николая Лескова, того же Льва Толстого, Гарина-Михайловского, Ивана Шмелева, Леонида Пантелеева… Захотят приключений – найдут Даниэля Дефо, Стивенсона, Жюль Верна, Вальтера Скотта, Майн Рида. Историческая литература? Краснов о Суворове или книги Святополка-Мирского. Детективы? Вот Честертон, вот Конан Дойль. Девочки найдут несколько полок с книгами Лидии Чарской, Френсис Бернетт, Луизы Олкотт, а для старших – на полках Шарлотта Бронте, Джейн Остен, Пушкин, Тургенев. Старое, еще прабабушкино собрание сочинений Диккенса…
Если в доме большая удобная библиотека, дети нескоро выйдут из-под ее влияния. Они начнут искать книги «на стороне» позже, когда с помощью «нашей» литературы мы уже воспитаем детей в «нашей» системе ценностей. Воспитаем всей жизнью нашей семьи, отношениями в ней, разговорами с детьми и при детях, кругом общения нашей семьи. Если, конечно, у нас получится так воспитать наших детей…
Библиотека как стимул к самообразованию
Да, в домашней библиотеке может быть не только художественная литература, но и книги, посвященные самым разным отраслям науки. Физика, математика, география – все, что интересно и важно родителям, может быть с помощью библиотеки открыто и доступно детям. Проходит ребенок мимо шкафа с книгами по медицине. А однажды остановится и посмотрит, просто из любопытства. И, может быть, откроет книгу, почитает. Сам, самостоятельно начнет читать – значит, его внимание будет активным, и информацию он усвоит максимально полно. Так любопытство ребенка, сложенное с доступностью книг, будет способствовать образованию наших детей. А может быть, поможет детям понять свои интересы в жизни, поможет выбрать им если не профессию, то хобби.
Меня саму тоже задел подобный эффект доступности родительских книг. Когда мне было двенадцать лет, моя мама ждала очередного малыша, и при этом в доме появилось много литературы о беременности и родах. Из чистого любопытства я начала читать эти книги. Прочитав все, что можно, на эту тему, я обратилась к книгам по детской возрастной физиологии, популярным книгам по педиатрии. В этих книжках женщинам вменялось начинать готовиться к беременности, родам «как можно раньше», и я решила, что и мне пора начать эту подготовку. Так, нечаянно, «измлада», я начала готовиться к материнству – «правильно питаться» и даже делать специальные упражнения для растяжки и осанки. Просто соответствующие книги, во-первых, вообще находились в нашем доме, а во-вторых, были «в открытом доступе».
Вот так дети, растущие среди книг, находят что-то свое, находят свои интересы, находят самих себя в таком чтении. И что же такое заинтересует наших детей – этого мы знать не можем. Один ребенок будет зачитываться романами, а другой – детективами, один ребенок обратит внимание на эпоху наполеоновских войн, а третий прорешает все задачи Перельмана.
И при этом мы не можем делать выводов: вот, интересуется анатомией, вырастет врачом. Может, и врачом, а может быть, художником (анатомия пригодится!), а может быть, детские увлечения никак не повлияют на выбор жизненного пути. Увлеченный физикой мальчик может стать богословом и священником. Увлеченный историей и биологией, как тот же академик И.И. Артоболевский, станет инженером-механиком. Но, как бы то ни было, круг чтения, познавательный интерес детей обязательно сыграет свою роль. Если ребенок действительно увлечется той или иной областью знания, пытливость детского ума, живой интерес к предмету позволит ему самостоятельно получить настоящее базовое образование по тому или иному предмету, а значит – расширить кругозор, значит – в будущем стать более разносторонним человеком, чем это возможно при организованном школьном и специальном образовании.
И не так важно, какой именно областью знаний ребенок будет увлечен. Это уже – навык самообразования. Уже – радость самообразования. И это в любом случае будет увлечение. А значит – отвлечение от бессмысленного брожения по сети или сидения перед монитором. Вообще, отвлечение от бессмысленности.
Интернет не может сформировать «образовательную потребность»
Можно сказать: да ведь все эти книги можно скачать в Интернете, можно найти информацию в удобном, интерактивном, современном формате. Но Интернет не может сформировать «образовательную потребность», Интернет не формирует мотивацию к образованию. Он может только ответить на уже подготовленный интерес ребенка.
Так, у нас в домашней библиотеке много книг по архитектуре. И один из моих сыновей заинтересовался: я думаю, он обратил внимание на большой размер этих книг. Он стал разглядывать картинки, читать, потом – копировать разные виды ордеров, рисовать классические здания с колоннами. А потом, используя планы из книг по проектированию, на миллиметровой бумаге стал вычерчивать проекты разных построек. Если бы у нас была богатейшая электронная библиотека по той же самой архитектуре, вряд ли мой восьмилетний малыш «нашел» бы эти альбомы, вряд ли бы ему взбрело в голову изучить архитектурные стили разных эпох… И вряд ли бы он заинтересовался этой темой просто «в Интернете»: надо еще почему-то захотеть ввести в поиск какую-то фразу, прежде чем великая Сеть выдаст свой миллион ответов.
Чтобы наша домашняя библиотека помогала нам в воспитании детей, в приобщении их к литературе, чтобы она была стимулом к самообразованию для всех нас, я составила для себя такой план, который, на мой взгляд, может заставить библиотеку «работать»:
И последнее, самое важное, как мне кажется. Устраивать библиотеку не для «обучения детей», а для самих себя, просто с учетом ее педагогического эффекта. Если нам самим что-то важно и интересно – не будем закрываться в своей «работе», а предложим это и своим детям, в том числе с помощью книг. Если мы хотим заинтересовать чем-то детей, той же историей – будем и сами вместе с детьми изучать то, к чему хотели бы их приобщить. Пусть дети видят, как мы работаем, что читаем. Будем и вместе читать, вместе работать. Будем обсуждать прочитанное, будем сравнивать книги, будем предлагать детям критерии отбора литературы для чтения и вместе обсуждать эти критерии. Будем внимательны к своим детям, будем рядом с ними, будем их учить и учиться вместе с ними. В общем, будем жить вместе. Единым домом, едиными ценностями. Этому единению, воспитанию этих ценностей сможет помочь и наша домашняя библиотека. Если к этому единению и к этим ценностям мы действительно стремимся.
Купить книгу Анны Сапрыкиной «Материнские заметки» можно здесь:
Домашняя библиотека: нужны ли современному человеку книги?
Как сформировать домашнюю библиотеку. Практические советы по сбору библиотеки.
Во все времена признаком образованности считалось обладание собственной домашней библиотекой. По объемам библиотеки и качеству книг, наполнявших ее, судили о степени эрудированности человека.
Умных людей называли «начитанными», т.е. прочитавшими много книг, почерпнувшими из них свои знания. Люди старшего поколения помнят, с каким трудом доставались им редкие экземпляры, какие очереди приходилось за ними выстаивать, сколько времени приходилось ожидать подписные издания. Библиотека в тесной «хрущевке» занимала драгоценные метры жилплощади, и все же многие умножали и умножали объемы шкафов, стеллажей, полок.
Сегодня отношение к домашним библиотекам несколько изменилось. Сегодня для многих слова «домашняя библиотека» ассоциируются с еще одним элементом роскоши, которым можно украсить собственное жилище. Подавляющее большинство Интернет-сайтов на запрос «домашняя библиотека» предложат вам изготовить, оборудовать, установить эксклюзивную мебель для вашей библиотеки. Т.е. речь пойдет о шкафах и полках. Книги — это, по-видимому, вопрос второстепенный.
Вспоминается в связи с этим случай из жизни: у одного владельца солидного домашнего книгохранилища гости спросили, как же он достает до верхних полок, как он берет с них книги для чтения? «Достаю очень просто — пылесосом!» — был ответ, полностью устранивший необходимость в последующих вопросах. В некоторых специализированных магазинах сегодня можно даже купить бутафорские корешки книг, при помощи которых можно создать иллюзию большого объема и солидности библиотеки.
Что же произошло? В чем причина перемен? Почему самая читающая на планете нация в большинстве своем перестала читать? Главная перемена, пожалуй, произошла в области появления и распространения «некнижных», непечатных носителей информации. Если раньше эрудированных людей называли начитанными, то сегодня их, скорее всего, нужно называть «насмотренными». Сегодня среднестатистический россиянин проводит перед телевизором до 30 часов в неделю, у монитора компьютера — 10 часов в неделю, в то время как за чтением — в лучшем случае 5 часов (не будем вдаваться в подробности того, что он читает!). Вспомните, что можно было посмотреть по телевизору в советское время? Две программы, несколько фильмов. Газеты и журналы также работали в идеологическом поле. О таких чудесах, как Интернет, никому и не снилось! Для ищущих знаний оставались только книги. И хотя некоторые книги были дефицитом, все же книгой можно было обладать: ее можно было перечитать, передать другу или взять у него на время, можно было перепечатать на машинке ее особо ценные части и т.д. Тогда книги представляли действительную ценность; и эта ценность для некоторых изданий была обусловлена их небольшими тиражами. Счастливые обладатели редких книг по праву считали себя богатыми людьми.
Что же сказать на это? Может быть книги, как форма передачи мысли, сегодня безнадежно устарели и должны вскоре исчезнуть вовсе? Как исчезли когда-то такие способы передачи информации, как узелковое письмо или клинопись по сырой глине? Возможно, век книги подходит к концу и не нужно бессмысленно ностальгировать? А библиотеки — это на самом деле не более, чем шкафы и полки?
Как сформировать домашнюю библиотеку?
Для тех, кто все же считает, что книги нельзя полностью заменить телевизором, Интернетом и книгами электронными, предлагаем задуматься о формировании собственной домашней библиотеки. Следует сказать, что это дело сразу же бросит вызов распорядку дня, навязанному нам современностью: если вы не хотите собрать бутафорскую библиотеку, а желаете действительно быть начитанным, придется «урвать» у телевизора с десяток драгоценных часов!
Какую литературу собирать? Рискнем предложить такую систему.
Литература справочная, техническая, необходимая для работы или учебы. Такую литературу, естественно, необходимо покупать, коллекционировать, собирать. Если вы занимаетесь, к примеру, программированием, то литература этого направления вам, безусловно, пригодится.
Литература общеразвивающая. Каждый человек имеет свои предпочтения во всем. В выборе общеразвивающей литературы нужно руководствоваться также своими интересами: если вы «технарь» — может быть, будет интересным собирать коллекцию книг по истории механики, электроники и т.п. Кому-то нравится история, кому-то астрономия, кто-то интересуется вопросами философии и религии. Сегодня много интересных книг по строительству и ремонту, по обустройству и украшению своего жилища; им тоже можно посвятить целый раздел. Все эти направления могут продиктовать вам то, какие книги нужно искать и коллекционировать.
Литература художественная. Не забудьте по классиков! Как бы это банально ни звучало, в каждой домашней библиотеке должно быть хотя бы по несколько произведений одного автора из русских и зарубежных классиков.
Практические советы по сбору библиотеки
При формировании домашней библиотеки нужно руководствоваться несколькими принципами.
Бульварное и пляжное чтиво не следует вносить в библиотеку, т.к. оно не представляет собой никакой ценности и нет необходимости его коллекционировать. Эти книги предназначены только для того, чтобы скоротать время.
Хорошую литературу можно приобрести на книжных развалах, по объявлению. Можно покупать целые частные библиотеки по очень низкой цене. Подержанные книги зачастую стоят гораздо ниже, чем новые, не уступая новым в качестве переплета и бумаги.
Достойное место в домашней библиотеке могут занять подборки журналов. В раздел общеобразовательных книг вполне можно включить подборки журналов «Вокруг света», «Биография», «Дискавери», «Наука и техника» и т.п. Подборки журналов можно также купить у коллекционеров на распродажах.
Собирая библиотеку, не забудьте о своих детях. Покупайте литературу, интересную и для них. Прививайте им интерес к чтению приключенческими романами Фенимора Купера, Жюля Верна, Майн Рида.
Помните, что иметь библиотеку — занятие недешевое. Приобретение книг, сооружение библиотечной мебели, уход за книгами, транспортировка при переездах — все это требует денег и сил. Не ставьте перед собой цель: собрать большую библиотеку. Соберите библиотеку из ценных для вас книг.
Для удобства классификации используйте специальные компьютерные программы. Они помогут расставить все книги по разделам, напомнят вам о том, кому вы дали почитать ту или иную книгу.
Ищите единомышленников-книголюбов. Это даст вам новый круг общения, поможет в поиске нужных вам изданий.
Читайте то, чем пополняете свою библиотеку! Иначе все труды будут напрасны. Библиотека «для мебели» не стоит тех усилий и средств, которые на нее потрачены. Лучше купите новый телевизор!