Для чего нужна экологическая экспертиза
Для чего нужна экологическая экспертиза
В последнее время во всем цивилизованном мире все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического контроля и управления, где важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Не вызывает сомнений, что основные принципы деятельности, базовые технические и технологические решения нужно выбирать и принимать еще на стадии подготовки предпроектной и проектной документации. Именно на этой стадии важно оценить будущее воздействие намечаемой деятельности на окружающую природную среду и заложить условия максимального снижения отрицательных аспектов этого воздействия.
Основные принципы проведения экологической экспертизы:
В настоящее время в России государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, имеющие исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.
По инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза. Возможность проведения такой экспертизы должна быть зафиксирована в Уставе инициатора экспертизы.
Цели экологической экспертизы:
Порядок и процедура проведения экологической экспертизы. После представления материалов на государственную экологическую экспертизу при соответствии этих материалов требованиям ст.14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и «Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698, заказчику экологической экспертизы предоставляется смета расходов и выставляется счет на оплату всех работ, связанных с проведением государственной экологической экспертизы. Расчет стоимости экспертизы включает в себя оплату работы внештатных экспертов и командировочные расходы (в случае необходимости выезда на место реализации намечаемой деятельности).
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. Срок проведения определяется в зависимости от сложности объекта, экологической опасности намечаемой деятельности, природных особенностей территории, экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Продолжительность проведения экспертизы для сложных объектов не должна превышать 6 месяцев.
Для проведения государственной экологической экспертизы создается экспертная комиссия, руководитель и члены которой являются высококвалифицированными специалистами по предоставленным на рассмотрение вопросам, относящимся к компетенции государственных природоохранных органов. Эксперты государственной экологической экспертизы не могут быть представителями заказчика или разработчика рассматриваемых материалов, а также гражданами, состоящими в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком или разработчиком.
В случаях, когда при проведении государственной экологической экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов РФ, в состав экспертной комиссии включаются эксперты по представлениям соответствующих территориальных органов Госкомэкологии России. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экспертизу, также имеют право участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в обсуждении.
Результатом работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы является сводное заключение, содержащее следующие основные разделы: перечень и краткое содержание представленных на экспертизу материалов, замечания и предложения, основанные на анализе и экспертной оценке представленных материалов, а также выводы и рекомендации экспертной комиссии о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы.
Заключение государственной экологической экспертизы должно быть одобрено квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии и подписано всеми ее членами. В случае несогласия отдельных экспертов с выводами сводного заключения готовят «особое мнение», которое в виде краткой записки прикладывается к сводному заключению и является его неотъемлемой частью.
Заключение приобретает статус Заключения государственной экологической экспертизы только после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Заключение утрачивает юридическую силу при внесении изменений в проектную и иную документацию после получения положительного решения, а также при реализации объекта экспертизы с отклонениями от документации, прошедшей экспертизу. Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено только в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Для чего нужна экологическая экспертиза
Статья 14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
1. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе:
(в ред. Федеральных законов от 16.05.2008 N 75-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 31.07.2020 N 254-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
(в ред. Федеральных законов от 16.05.2008 N 75-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 31.07.2020 N 254-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
1.1. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпунктах 7.1, 7.3 и 7.9 статьи 11 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания материалов, направляемых федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе направляемых материалов:
(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 13.07.2020 N 194-ФЗ, от 31.07.2020 N 254-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий, на соответствующую особо охраняемую природную территорию, в случае проведения государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.9 статьи 11 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 28.12.2017 N 422-ФЗ, от 03.08.2018 N 321-ФЗ, от 13.07.2020 N 194-ФЗ, от 31.07.2020 N 254-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия искусственных земельных участков на окружающую среду, в случае проведения государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпункте 7.3 статьи 11 настоящего Федерального закона;
(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ)
заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
При направлении материалов на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.9 статьи 11 настоящего Федерального закона, правами и обязанностями в соответствии со статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона обладает лицо, являющееся заказчиком в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2020 N 194-ФЗ, от 31.07.2020 N 254-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно запрашивают документы, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта (сведения, содержащиеся в них), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, представившее на экспертизу материалы, не представило указанные документы по собственной инициативе.
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 422-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При направлении материалов на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подпункте 7.3 статьи 11 настоящего Федерального закона, правами и обязанностями в соответствии со статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона обладает лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на подготовку проектной документации искусственного земельного участка либо заключен договор о создании искусственного земельного участка.
(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ)
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ)
2. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через пятнадцать дней, а в отношении объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 настоящего Федерального закона, не позднее чем через три дня после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, которые соответствуют требованиям пунктов 1, 1.1 и 2 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 31.07.2020 N 254-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы не изменяется в случае, если федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации запрашивают необходимые для проведения государственной экологической экспертизы документы (сведения, содержащиеся в них) самостоятельно.
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
(п. 3 в ред. Федерального закона от 16.05.2008 N 75-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать два месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 13.07.2015 N 221-ФЗ, от 25.12.2018 N 496-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Направление материалов на проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпунктах 7.1, 7.3 и 7.9 статьи 11 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, в течение трех дней с даты представления этих материалов в данные органы.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 13.07.2020 N 194-ФЗ, от 31.07.2020 N 254-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Проведение государственной экологической экспертизы должно осуществляться в соответствии со статьями 7, 8, 15, 16 и 17 настоящего Федерального закона, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона.
8. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.
9. Особенности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации олимпийских объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, в том числе повторной, определяются Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(п. 9 введен Федеральным законом от 24.07.2008 N 162-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 422-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» переименована в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» (Постановление Правительства РФ от 06.12.2013 N 1128).
(п. 10 введен Федеральным законом от 08.05.2009 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Особенности проведения государственной экологической экспертизы, в том числе повторной, проектной документации объектов, необходимых для создания инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, устанавливаются Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
(п. 12 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 519-ФЗ)
13. Особенности проведения государственной экологической экспертизы, в том числе повторной, проектной документации объектов, находящихся на территории Калининградской области, устанавливаются Федеральным законом от 10 января 2006 года N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
(п. 13 введен Федеральным законом от 05.12.2017 N 393-ФЗ)
Зачем нужна экологическая экспертиза
Закон «Об экологической экспертизе» определяет ее главную цель как проверку соответствия документации, объекта и его дальнейшей хозяйственной деятельности, установленным природоохранным нормам законодательства.
Экспертиза проводится, чтобы выбрать оптимальное место для строительства того или иного объекта, исключить использование экологически небезопасных материалов и разработать комплекс мер по снижению негативного влияния объекта и его деятельности на окружающую среду. В проведении экологической экспертизы объектов заинтересовано не только государство, но и сами граждане, ведь в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на экологическую безопасность.
Цели проведения экологической экспертизы
Государственная и общественная экологическая экспертиза может быть проведена на любом этапе строительства и функционирования объекта, однако чаще всего ее назначают еще на стадии выбора участка строительства, разработки и согласования проектной документации. Проводится она специальной экспертной комиссией, которая формируется из аккредитованных специалистов органами местной власти. Заказчиком экологической экспертизы выступает лицо, в интересах которого она проводится – застройщик, бизнесмен, приобретатель объекта и т.д.
На экспертизу передается вся проектная, технологическая и иная документация, результаты оценки воздействия деятельности объекта на окружающую природную среду и материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями. Кроме работы с документацией, экспертиза включает целый комплекс лабораторных анализов и измерений при помощи специальных приборов. При этом определяются уровни физических, химических и микробиологических воздействий объекта на окружающую среду. Преследует этот комплекс испытаний такие цели:
Цель 1 — Обеспечение экологической безопасности
Любая хозяйственная деятельность человека способна нанести существенный вред природе и окружающим людям, в виде загрязнения почв, водоемов, атмосферного воздуха, образования опасных отходов и т.д. Даже использование низкокачественных строительных материалов может сделать объект опасным. Одна из главных задач обязательной экологической экспертизы – свести к минимуму негативное воздействие деятельности человека на природу и не допустить превышение установленных нормативами предельно допустимых концентраций и уровней загрязнения. Это может оказать негативное влияние на здоровье людей, проживающих в регионе, нарушить баланс флоры и фауны, ухудшить качество водных источников.
Кроме текущих замеров и измерений, члены экспертной комиссии должны объективно оценить будущее влияние объекта экологической экспертизы на состояние окружающей среды. Если речь идет о предприятии или коммерческом объекте, это делается на основании технологической документации.
Цель 2 – Получение разрешительной документации
На основании проведенной экологической экспертизы принимается решение относительно согласования разрешительной документации на дальнейшее строительство и ведение хозяйственной деятельности. Это заставляет владельцев крупных предприятий задумываться о влиянии на окружающую среду и принимать меры по модернизации предприятий и внедрению новых очистных сооружений. Без проведения государственной экологической экспертизы и получения ее положительного заключения невозможно получить также некоторые виды лицензий.
Цель 3 – Снижение суммы экологических платежей
В проведении качественной и всесторонней экологической экспертизы заинтересован в том числе и сам заказчик. Это связано с возможностью еще на ранних этапах строительства оценить предполагаемый вред окружающей среды от будущей деятельности и довольно точно подсчитать суммы экологических платежей, которые ежеквартально необходимо будет уплачивать в бюджет региона. На основании экологической экспертизы могут быть разработаны и реализованы меры по снижению негативного влияния объекта на состояние природной среды и соответственно уменьшению суммы регулярных экологических платежей.
Для проведения полноценной и максимально достоверной экологической экспертизы необходимо привлечение профессионалов и специального измерительного оборудования. Компания «Экобезопасность» предлагает быстро и качественно провести экологическую экспертизу любого объекта, с использованием собственного комплекса инновационного оборудования и современной лабораторной базы. Объективное и обоснованное заключение наших экспертов будет иметь юридическую силу во всех государственных органах РФ и станет основанием для получения дальнейшей разрешительной документации на строительство и ведение хозяйственной деятельности.
Государственная экологическая экспертиза
Оставить заявку на сопровождение Государственной экологической экспертизы
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
КТО ДОЛЖЕН ПРОхОДИТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЭКСПЕРТИЗУ
Проводить экологическую экспертизу должны любые физические и юридические лица, планирующие деятельность, описанную в ст. 11 и 12 закона «Об экологической экспертизе».
Срок действия заключения государственной экологической экспертизы варьируется, но в любом случае, не превышает пяти лет.
В случае отсутствия положительного заключения государственной экологической экспертизы, статьей 8.4 КоАП РФ предусмотрен штраф от 50 до 150 тысяч рублей.
Кто проводит: любые физические лица, ИП и юридические лица, планирующие деятельность, указанную в ст. ст. 11 и 12 ФЗ «Об экологической экспертизе» №174-ФЗ.
Срок действия: в зависимости от сложности экспертизы, но не более 5-ти лет. Ответственность за отсутствие: штраф от 50 000 до 150 000 рублей по ст. 8.4 КоАП РФ.
Объекты государственной экологической экспертизы
Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня
Заключение государственной экологической экспертизы
Наша компания оказывает услуги по разработке технологических документов на новые оборудование/технологии, предназначенные на обращение с отходами.
Проведение и получение положительного заключения экологической экспертизы – долгий и сложный процесс. Точно называть сроки практически невозможно, поэтому, если вам нужна государственная экологическая экспертиза федерального или регионального уровня – свяжитесь с нами, вместе мы решим вашу проблему.
Экологическая экспертиза: как снизить риски?
Экологическая экспертиза: как снизить риски?
С 1 января 2018 года вступят в силу новые положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, меняющие процедуру Государственной экологической экспертизы. О перспективах, связанных с нововведениями, корреспонденту журнала «Экология производства» рассказала заместитель начальника Главгосэкспертизы России Светлана Балашова.
– Светлана Петровна, в своём докладе на I Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы» Вы затронули ряд важных аспектов проведения экологической экспертизы, о которых необходимо знать нашим читателям. Прокомментируйте, пожалуйста, изменения в нормативно- правовой базе, к которым должны быть готовы проектировщики и заказчики проектов строительства и реконструкции предприятий.
– Поправки положений градостроительного кодекса, вступающие в силу с 1 января 2018 г., повлекут за собой серьёзные изменения в части оценки соответствия проектной документации экологическим требованиям, проводимой в рамках комплексной государственной экспертизы. Вне сферы внимания наших специалистов окажутся все особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства и реконструкции: предприятия нефте- и газодобычи, металлургии, горно-обогатительные комбинаты и т.д. Как эксперт от строительной отрасли, могу сказать, что заказчики будут нести огромные риски. Причина в том, что, начиная с 2018 года, Главгосэкспертиза не будет заниматься оценкой соответствия проектной документации экологическим требованиям. Иными словами, экологическая составляющая будет оцениваться экспертами в отрыве от технических решений. И, если в ходе процедуры государственной экспертизы разработчикам придется вносить в проект изменения, они будут обязаны повторно проходить экологическую экспертизу. Как следствие, процесс согласования проектной документации усложнится, сроки осуществления проектов растянутся.
Мы считаем, что необходимо развивать другую законодательную инициативу, – о совмещении обоснования инвестиций проектов с их стратегической экологической оценкой, в которой заинтересованно Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Проведение экологической экспертизы на стадии обоснования инвестиций принесёт большую пользу. Минстрой России также поддерживает введение стадии обоснования инвестиций. Я надеюсь на объединение усилий наших ведомств в этом вопросе. Мы хорошо знаем корни проблемы. Дело в том, что в момент поступления проекта на экологическую экспертизу заказчик уже определил, где будет развиваться новое производство, располагает всеми материалами по обоснованию строительства и представляет экспертам акты выбора и прочую документацию. Проведены инженерные изыскания, вложены огромные средства в отведённый земельный участок, иногда даже начаты подготовительные работы к строительству. Но в ходе экологической экспертизы выясняется, что строить объект в выбранной местности нельзя. Для заказчиков это – шок, они очень тяжело воспринимают неожиданное и непреодолимое препятствие осуществлению проекта. Подобная ситуация не выгодна инвестору, не отвечает задачам государства. Вот почему было бы рационально предлагать варианты размещения объекта строительства на ранних стадиях проектирования. Тогда возникающие на осваиваемых территориях ограничения можно выявлять заранее, с учётом специфики нового производства, вместо того, чтобы латать прорехи в проектах, разработанных без учета существующих реалий. И заказчик избежал бы избыточных денежных вложений, требуемых для снижения негативного влияния объекта на окружающую среду, в особенности при его размещении по соседству с особо уязвимыми природными территориями.
– В чем коренные причины неудовлетворительного качества проектной документации, представляемой на государственную экспертизу и конкретно разделов, связанных с охраной окружающей среды? Как заказчики могут застраховаться от подобных рисков?
– Прежде всего, необходимо разрабатывать проектную документацию более высокого качества, основанную на достоверных результатах инженерно-экологических изысканий. С сожалением отмечу не всегда высокий уровень специалистов, разрабатывающих и обосновывающих технические решения в области охраны окружающей среды. Есть и другая причина: сложилась печальная традиция отодвигать проблемы охраны окружающей среды на второй план при проектировании объекта капитального строительства и реконструкции. Я с этим не согласна. Напротив, экологические вопросы должны стать приоритетными и финансироваться не по остаточному принципу. Повторюсь, многих неожиданностей можно избежать на стадии обоснования инвестиций. Почему-то заказчики думают: если конструктив мы сделаем хорошо, то природоохранные вопросы как-нибудь сами решатся. Но решения, позволяющие предотвратить воздействие на компоненты окружающей среды, не находятся автоматически во время строительства и эксплуатации объекта – об этом нужно позаботиться заранее. И если бы не уполномоченные в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологической безопасности органы множество проектов было бы реализовано с максимальным негативным воздействием на природу, если не сказать губительным. Работа нашей экспертизы помогла избежать большого числа таких аварий, которые могли привести к социально-значимым последствиям. По расчетным данным, предотвращено около 20% чрезвычайных ситуаций. Если снять этот барьер, начнётся активная реализация проектов, опасных для окружающей среды и человека.
– Насколько часто при проведении экспертизы выявляется искажение исходных данных, представляемых заказчиком?
– Опыт работы Главгосэкспертизы России показал, что количество отрицательных заключений колеблется, в среднем, от 15 до 25 % от числа рассматриваемых проектов. Причём наивысший показатель приходится на сметную документацию. Основная причина в неполноте разработки этого раздела. Но и других поводов вынести отрицательное заключение довольно много. В частности, фальсификация исходных данных. В основном, искажают сведения по ограничениям природопользования на осваиваемой территории. Например, как можно определить, есть ли на намечаемой территории зоны санитарной охраны источника водоснабжения? Для этого мы рекомендуем заявителю заранее обратиться в уполномоченный орган и получить нужную информацию, а затем включить её в пакет исходных данных, сдаваемых на экспертизу. Из каких-то побуждений заявитель игнорирует наше замечание, либо приносит самодельный документ. Особенно часто встречается фальсификация результатов инженерно-экологических изысканий. Причины разные, результаты всегда плачевные. Для пресечения подобных ситуаций наши специалисты связываются напрямую с уполномоченными органами или аналитическими лабораториями, протоколы которых представлены заказчиком. Нередко выясняется, что заявители в этих лабораториях анализов, скажем почвенных проб, не заказывали или заказывали давно и совсем по другому объекту проектирования. Часто мы видим фальсифицированные письма, полученные, якобы, из Роспотребнадзора или Федерального агентства по рыболовству. У Главгосэкспертизы в лице Управления экологической экспертизы накоплен богатый опыт выявления подобных фактов. И фальсификации мы не пропустим. Заявители должны понимать опасность получения отрицательного заключения по таким поводам.
– Если выдано отрицательное заключение, каков алгоритм дальнейших действий проектировщика (заказчика) для получения в дальнейшем положительного заключения на проектную документацию?
– Для того, чтобы вновь пройти государственную экспертизу, согласно положениям Градостроительного кодекса, необходимо доработать проектную документацию и повторно подать документы, при этом возможно неограниченное число обращений. Надо сказать, что по замечаниям в области мероприятий по охране окружающей среды на доработку отправляется около 25 % всей проектной документации. При повторном рассмотрении проекта мы проверяем, устранены ли отмеченные экспертом ошибки. Одновременно могут быть сделаны и новые замечания, связанные с тем, что внесенные в проектную документацию изменения затронули также части проекта, получившие ранее положительное заключение. Все замечания должны быть учтены разработчиком – лишь в этом случае проект получит положительное заключение.
Бывает, что положительное заключение на проект выдается с первого раза. Иногда приходится дорабатывать определенные моменты, и положительное заключение заказчики получают со второго раза. Есть в нашей практике случаи, когда работа над документацией длится годами. Например, экспертиза одного из объектов гражданского строительства проводилась 4 раза и все идет к тому, что эту же документацию мы увидим и в пятый раз.
– В начале 2016 года в интервью нашему журналу Вы отметили, что проектировщикам будет сложно выполнить требования законодательства о применении наилучших доступных технологий, особенно в отношении действующих объектов, поскольку работа над справочниками НДТ не завершена. Есть ли развитие в этом вопросе?
– В том, что касается обязательного внедрения новейших технологий, мы жестко ограничены положениями Градостроительного кодекса, и пока обязательность использования наилучших доступных технологий (НДТ) при разработке проектной документации не отрегулировано юридической нормой, мы не можем требовать от заявителя, чтобы он поменял экономически обоснованную технологию на другую, возможно более дорогостоящую, но экологически чистую. Тем более, что одной из задач Главгосэкспертизы является проверка достоверности сметной стоимости инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств. Поэтому пока все остается на уровне добровольного решения заказчика. Та же ситуация в свое время сложилась и с «зелеными стандартами». На высоком уровне было принято решение о необходимости включения этого подраздела в проектную документацию, разрабатываемую для объектов Сочинской Олимпиады, однако в связи с тем, что это не было закреплено законодательно – соответствующая поправка не была внесена в Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 28.04.2017), регламентирующее состав проектной документации, направляемой на государственную экспертизу, у экспертов не было оснований для предъявления соответствующего требования к документации в этой части – это осталось прерогативой государственной экологической экспертизы.
– Один из вопросов, интересующих наших читателей, касается способа подачи проектной документации на экспертизу: оправдала ли себя система «одного окна»?
– Режим «одного окна» в рамках государственной экспертизы обеспечивает комплексную оценку соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе экологическим, санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям государственной охраны историко-культурного наследия, промышленной и ядерной безопасности и т.д. Кроме того, предметом экспертизы являются также результаты инженерных изысканий, проведенных на осваиваемой территории и оценка соответствия принятых технических решений полученным результатам. На наш взгляд, такой подход позволяет свести к минимуму риски неблагоприятного развития ситуации при строительстве, реконструкции и эксплуатации объекта капстроительства. Экспертиза построена следующим образом: заявитель направляет всю документацию в «окно» в электронном виде (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 28.04.2017) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»), после административных процедур документы попадают в профильное для этого типа объектов Управление, например, Управление объектов горно-металлургического комплекса. После этого документация направляется на рассмотрение экспертам – специалистам по разным направлениям в профильные управления Главгосэкспертизы – Управление строительных решений, Управление инженерного обеспечения, Управление экологической экспертизы и т.д. Проект может содержать до 30 разделов, и каждый передается в соответствующее подразделение, где назначаются эксперты-исполнители. К определенному сроку эксперты направляют замечания. Объем замечаний может варьировать (например, на один из последних пакетов проектной документации был выдан пакет замечаний на 46 страницах). Заказчик отрабатывает полученные замечания в течение 10 дней и заново сдает откорректированную документацию на рассмотрение с приложением недостающих документов и исправленными ошибками, при этом очень хотелось бы отметить, что задачи выдать отрицательное заключение перед нами не стоит – наоборот, мы всячески содействуем заявителям в исправлении вынесенных замечаний, следим за тем, чтобы вносимые коррективы не противоречили друг другу, что бывает, в особенности, по разделу «Мероприятия по охране окружающей среды». И радует, что большинство заявителей соглашается со значимыми замечаниями и старается в короткий срок их исправить.
– Светлана Петровна, позвольте от имени редакции журнала «Экология производства» пожелать Вам и Вашим коллегам реализации намеченных планов. Благодарю Вас за интересный разговор.
Опубликовано в журнале «Экология производства» 28 декабря 2017 года