Для чего нужна экономика 3 класс конспект
Конспект урока по окружающему миру «Зачем нужна экономика»
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром в 3 классе
Тема: «Зачем нужна экономика»
Цели: способствовать формированию понятия «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики. Основное правило экономики.
Планируемы результаты УУД Регулятивные:
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке ( с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
мотивация к работе на результат, внутренняя позиция на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме; области экономики.
Тип урока: изучение нового материала.
мультимедийная установка, компьютер, презентация,
карточкидля индивидуальной работы, карточки с наименованием услуг, товаров; листы бумаги А 3, фломастеры;оранжевые и желтые квадраты.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
На сегодняшнем уроке вы начинаете очень важную тему « Чему учит экономика».
Скажите, а вы знаете, что это такое экономика?
Итак, экономика – это все хозяйство людей и наука, которая его изучает.
Откройте учебник и посмотрите, какие интереснейшие темы вы узнаете, изучая тему «Экономика» в этом году
Отвечают (знания 2 класса)
Экономика это правильное ведение хозяйства (дома, страны)
А сейчас: экономика –это все хозяйство людей и наука, которая его изучает.
Учебник (оглавление или листая станицы)
Обеспечение мотивации изучение нового материала.
Сегодняшний урок называется так : Для чего нужна экономика В ходе урока вы познакомитесь с новыми понятиями с какими вы узнаете, выполнив следующее задание
Дети находят лишнее слово и делают обобщение о том, что они на уроке будут знакомиться с понятием экономика, потребность,товар, услуга
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала.
Ребята! Сегодня я видела сон. Как будто бы я оказалась одна на острове. Тепло, солнце, белый песок, прозрачная голубая вода, пальмы. Сначала я очень обрадовалась. Купалась, загорала. Так прошел день, два, три. А потом моя радость стала почему-то уменьшаться. Как вам кажется — почему?
У: Для чего нам всем нужны другие люди?
У: Да, действительно, ребята, человеку для того чтобы жить нужны продукты, одежда, общение с другими людьми, работа.
Оглянитесь вокруг, и вы заметите, что наша жизнь состоит из потребностей. Мы все постоянно чего-то хотим; самые простые наши потребности — еда, питье, одежда, жилье. Более сложные перечислить труднее, потому что их очень много, но можно привести примеры: телевизоры, автомобили, развлечения. Естественно, что у разных людей и желания — различны.
Работая в группах, предположите, какие потребности существуют у следующих людей:
— у маленького ребенка
— у ученика 3 класса
— у нашего поселка (перевозка людей и грузов, обеспечение продуктами, обучение детей, охрана здоровья и лечение людей, хорошие дороги)
Разделитесь на группы из большого списка потребностей выпишите на ваши листы необходимые потребности.
Потребности- это все то, что нужно человеку для жизни.( слайд)
Попробуем как-то упорядочить их — в науке это называется классификацией. Разделите предложенные потребности на три группы:
Вернемся к вопросу, сформулированному в названии параграфа
2. Для чего нужна экономика?
Вывод: Экономика нужна для удовлетворения разных потребностей людей
Как же устроена экономика нашей страны ее хозяйство –, каким образом ей удается удовлетворять самые разнообразные потребности?
Какие же есть отрасли?
Выращивают хлеб, овощи, разводят сады, коз, овец, гусей, кур –
Все отрасли как правило тесно связаны друг с другом, попробуем это доказать на примере нашего округа
4) Работа по учебнику. Что такое товары и услуги
-Что такое товары и услуги прочитайте в учебнике на стр.
Проверьте верно ли вы это поняли. (слайд)
— В чём отличие товара от услуги?
Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску.
Вы зашли в аптеку и купили лекарство.
Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо.
Вы едете в автобусе в город.
Вам доставили почту.
Вы зашли в магазин и купили продукты.
— Назовите еще вам известные услуги.
скучно стало, людей нет.
чтобы было нескучно;
помогать друг другу;
продавать в магазине продукты, одежду;
показать другим то, что у меня получается, гордиться;
Обучающиеся, работая группами, заполняют листы, выбирая правильные потребности.
Демонстрируют их, прикрепляя к доске.
Аргументируют свою точку зрения.
На электронной доске, быстро распределяют потребности.
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе «Для чего нужна экономика» по программе Школа России
Урок окружающего мира
на тему «Для чего нужна экономика»
Цель: Формирование понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики.
Предметные результаты: учащиеся научатся различать понятия «потребность», «товар», «услуга»; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; строить общения в устной и письменной форме.
Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные: умение ставить учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа и построения рассуждения; самостоятельно осуществлять анализ объектов, применять полученные знания на практике; применять методы информационного поиска.
Коммуникативные: формулировать и обосновывать свою точку зрения, умение договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник программа «ШР» Плешаков А.А., 3 кл.2ч, презентация к уроку, раздаточный материал.
1. Организационный момент, эмоциональный настрой.
— Добрый день ребята!
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
( Что узнаю, расскажу дома. Если кто-то не знает, то я ему помогу. Послушаю внимательно, а потом буду знать, ведь мне это пригодится в жизни.)
— Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.
2. Самоопределение в деятельности
Игра «Найди лишнее слово».
— Прочитайте строку. Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно не подходит?
Мясо, молоко, товар, сахар, хлеб. (Пища, продукты питания.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
(Я думаю, что разговор пойдёт об экономике, потребностях, товаре)
— Сформулируйте тему урока.
— Тема урока «Для чего нужна экономика»
— Какую цель вы поставим перед собой?
( Я хочу узнать… научиться… познакомиться… )
( Я хочу узнать, такое экономика, потребности. Я хочу научиться различать потребности и товар. Я хочу познакомиться с отраслями экономики.)
— Сегодня на уроке я помогу вам узнать, какова роль экономики в нашей жизни; научиться различать понятия «потребность», «товар»; отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними.
— Обсудите в группе вопрос: «Что нужно человеку для счастливой и радостной жизни?» Ответ должен состоять из одного слова имени существительного, отвечающего на вопросы «Что или кто?». Ответ запишите на листок.
— Итак, что же, по вашему мнению, нужно человеку для счастливой и радостной жизни.
(Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери
Семья, друзья, дружба, помощь, учитель, ученики.
Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, учебник.)
— Как вы думаете, как одним словом можно назвать всё то, что необходимо, требуется человеку, в чём он нуждается, чего ему хочется? ( Потребности.)
— Все потребности можно разбить на три группы.
(Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери.)
Общественные – это отношения между людьми.
(Семья, друзья, дружба, помощь, учитель, ученики.)
И экономические – это потребности материальные.
(Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, одежда.)
Составление таблицы. Прикрепите ваши потребности в нужную группу.
Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери.
Семья, друзья, дружба, помощь, забота, любовь.
Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, одежда.
Игра «Отгадай потребность»
Сам себя жалею. (п. в медицине, общ. и экон.)
Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение.
Выучи, Алёшенька, таблицу умножения. (п. в образовании, общ.)
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар. (п.в покупке, эк.)
5)Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь. ( п.света, общения – ест., общ.)
— А откуда берутся хлеб, сахар, одежда, машины и многое другое, чего нет, и не может, быть в природе? ( Всё это даёт экономика.)
— Что такое экономика? (Это хозяйственная деятельность людей.)
— Как называются части экономики? (Отрасли.)
— Из каких отраслей состоит экономика?
(Промышленность – даёт нам одежду, мебель, машины.
Транспорт – доставляет все продукты и товары.
Сельское хозяйство – даёт нам мясо, хлеб, молоко.
Торговля – помогает приобрести все продукты и вещи.
Строительство – возводит различные постройки.
Образование – даёт знания.)
Практическая работа в группах.
Задание: установите связь.
1 – строительство и промышленность
Промышленность поставляет подъёмные и монтажные краны, землеройные машины; снабжает кирпичом, бетоном, раствором. Строительство использует всё это и строит дома, заводы, фабрики, магазины.
2 – торговля и транспорт
Всё, что производят, перевозят для торговли в магазины.
С/х обрабатывает транспортом землю, собирает урожай, перевозит корма, животных, продукцию. Некоторые виды кормов идут на изготовление топлива, обивка машин из кожи животных.
4 – промышленность и торговля
Всё, что производит промышленность, необходимо продать. В наш век постоянно появляется новая продукция и, чтобы всё это не залёживалось на полках магазинов, торговля должна вовремя реализовать.
5 – строительство и транспорт
Чтобы что-то построить, нужен транспорт: привезти кирпич, доски, цемент. Транспорт зависит от строительства. Чтобы машину не угнали, не заржавела нужен гараж, ремонт машин происходит в боксах.
— Взаимосвязаны ли отрасли экономики между собой? (Они не могут существовать без взаимосвязи)
Из-за парт мы быстро встали
И все дружно зашагали.
А потом мы улыбнулись,
Ваши плечи распрямите,
Вправо, влево повернитесь.
И за парты вновь садитесь
-Экономика направлена на удовлетворение разнообразных потребностей людей. А люди в свою очередь производят…..
Продукт труда, что можно обменять,
Купить и самому продать,
Свезти на ярмарку, на рынок, на базар,
Что это за продукт? товар.
Люди производят товар.
— Что такое товар? ( Это вещи, предметы, которые производят люди, продают, обменивают)
— Работа по учебнику. Стр. 40 чтение определения «товар».
— Что относится к товарам? (Продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и др.)
— Все ли товары мы можем ощутить, потрогать? (Нет)
Н-р: Вы сходили в парикмахерскую. сделали причёску. (Причёска – товар, а люди, которые её сделали, оказали услугу.)
— Есть такие виды деятельности людей, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности. Это называется услугами.
— Работа по учебнику. Стр. 40 чтение определения «услуга».
Игра «Товар – услуга» Я читаю предложение, если была названа услуга – поднимаете – зелёный круг, если товар – красный круг.
Вас обслужили в магазине при покупке конфет .
Вы в автобусе едете в город.
Вам доставили почту.
Закрепление. Работа в РТ с.24 №5 Взаимопроверка.
Я предлагаю вам привести по два примера товаров и услуг.
Закрепление. Работа в РТ с.25 №6 Самопроверка.
Соедините товар с услугой. Закрасьте кружок товара – красным карандашом, а услугу – зелёным карандашом.
– Отметьте правильный вариант, затем впишите букву правильного ответа в таблицу.
1. Закончи определение: экономика – это…
Е) возможность заработать деньги;
М) искусство ведения хозяйства.
2. Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?
К) п ромышленность; О) сельское хозяйство; У) торговля.
3. Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь?
Л) п ромышленность; Н) сельское хозяйство; А) торговля.
4. Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи?
З) п ромышленность; Х) сельское хозяйство; О) торговля.
5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?
П) т орговля; Д) транспорт; Ю) строительство.
6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки?
7. Продолжи фразу: «Все отрасли экономики…
Я) …иногда пересекаются»;
– Какое слово у вас получилось? (МОЛОДЦЫ.)
— На какой вопрос отвечали на уроке? (Для чего нужна экономика)
— На что направлена экономика? (На удовлетворение потребностей людей)
— Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называют …. ( Товар )
6. Рефлексия. Продолжи фразу:
— Было интересно узнать, что…
— Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:
-Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие! (солнышко)
-Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активнее. (звёздочка)
-Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха! (тучка)
— Прочитать материал учебника стр.38-41, ответить на вопросы. Выполнить в РТ с.23-24
Конспект урока по окружающему миру на тему «Для чего нужна экономика?» (3 класс)
Предмет: Окружающий мир
Тема: Для чего нужна экономика
Цель: познакомить с понятием «экономика», выделить отдельные части (отрасли) экономики
— познакомить с понятиями «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
— показать роль экономики в жизни людей.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: презентация к уроку, тест, медиапроектор, компьютер, конспект урока.
• понимать роль труда в создании товаров и услуг
• работать с понятиями: анализировать и формулировать определения
• проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир
Оборудование для учителя: учебник: «Окружающий мир» Плешаков, 3 класс, 2 часть, УМК «Школа России», стр. 38 – 41
Оборудование для учащихся: учебник: «Окружающий мир» Плешаков, 3 класс; 2 часть, УМК «Школа России», рабочая тетрадь, стр.25
I .Организационный момент. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку . (2 мин.) (Слайд 1)
Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета –
Все счастье земли – за трудом! (В. Брюсов)
Учитель: О какой потребности человека говорится в этом стихотворении?
Учитель: Для чего нужен труд?
Дети: Без труда не будет хлеба, одежды, обуви.
Учитель: Откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе?
— Всё это даёт нам экономика. Значит, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (Об экономике)
— Давайте попробуем предположить, что вы узнаете на уроке? (Слайд 2)
II .Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. Обеспечение мотивации на изучение нового материала. (1 мин.) (Слайд 3. )
— Прочитаем определение этого слова в толковом словаре.
От умелого ведения хозяйства (будь то маленькая семья или целое государство) зависит очень многое: и то, как мы питаемся и одеваемся, и то, чему мы учимся, и то, как мы ведем себя в обществе, и то, сколько нам приходится работать и сколько отдыхать.
III .Совместное открытие знаний. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала.
— Из предыдущего раздела мы узнали о том, что нужно растениям для жизни и развития. А ч то необходимо человеку? (воздух, пища, одежда, жильё, транспорт, книги…, Образование, медицинское обслуживание, любовь близких, друзья, которые помогут нам в трудную минуту.
— Все, что необходимо человеку для жизни, называют потребностями.
Ответьте на следующие вопросы «Да» или «Нет». Если «Да» показываете зелёный сигнальчик, если или «Нет» – красный сигнальчик.
— Правильно, у разных людей разные потребности, и каждый их удовлетворяет по – разному.
– Откуда берется все то, что нужно для удовлетворения потребностей? Многое даёт нам природа.
— А откуда берутся хлеб и сахар, одежда, обувь, автомобили? Это даёт нам экономика.
2. Групповая работа. (20 мин.).
— А теперь обсудим, с помощью каких отраслей мы удовлетворяем свои потребности. В процессе работы мы должны заполнить таблицу : Что является источником в удовлетворении наших потребностей; природа или экономика? Поставьте крестик в нужную графу. ( обозначаем источник удовлетворения наших потребностей) (Слайд 4)
1. Какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта, торговли?
2. Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует экономика?
— Электроэнергетика – это отрасль, которая производит электрическую энергию. Электроэнергию производят на электростанциях нескольких видов: АЭС, ГЭС, ТЭС. В России 10 атомных электростанций. Россия занимает первое место по производству электроэнергии (США, Канада, Китай, Япония). В Нефтекамске есть Кармановская ГРЭС.
3.Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики? Докажите.
Воду мы покупаем у Нефтекамскводоканала с поверхностного водозабора, который находится на реке Кама. На ОСВ (Очистные сооружения воды) по двум трубопроводам приходит так называемая техническая вода. Чтобы она стала питьевой, производят ее очистку. Техническая вода отстаивается и обеззараживается. После всех этих «очистительных» мероприятий вода переходит в разряд питьевой и с помощью насосов по трубам доставляется до наших квартир. Сотрудники лаборатории Горводоканала контролируют качество воды
4.Какие продукты питания человек получает непосредственно от природы? А может это тоже продукт экономики? Докажи.
— Завершите и проверьте работу.
Учитель: Сделаем вывод: что дает нам природа?
Дети: воду, воздух, свет, тепло, пищу, но не в готовом виде.
Дети: Удовлетворяет наши потребности, обрабатывает то, что дает природа.
IV .Физминутка. А теперь отдохнём. Сделаем друг другу
V .Продолжение работы над темой. Роль труда в удовлетворении потребностей людей.
1. Работа с учебником. (2 мин.) Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей. Основой любой деятельности является – труд. Для этого люди производят товары и услуги.
Раскройте учебник на стр.40 и прочитайте определение, что такое ТОВАР и УСЛУГА.
2. Закрепление понятия. Игра «Товар – услуга » ( (Слайд 11)
— Ответ показываете сигнальчиком: если товар – красный цвет, если услуга – зелёный.
*Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску (услуга)
* Вы зашли в аптеку и купили лекарство (Товар)
* Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо (Услуга)
* Вы едете в автобусе (Услуга)
* Вы зашли в магазин и купили продукты питания (Товар)
* Вам доставили почту (Услуга)
3.Работа в рабочей тетради. (1 мин.) (Слайд 12)
— Как вы думаете, может ли быть так, что в удовлетворении потребности нужен и товар и услуга? Составьте пары .
— Подумайте и ответьте, какими качествами должен обладать хороший работник? Зачеркни ненужное:
Добросовестный, ленивый, трудолюбивый, дисциплинированность, неряшливый, ответственный, бережливый, жадный, экономный (умение правильно рассчитать средства), щедрый, запасливый.
VI . Практическая деятельность. Использование регионального компонента. 1.Групповая работа (5 мин)
-Наш город молодой. Ему 36 лет. Численность населения города на сегодня составляет 15. 616 человек. А какие отрасли и сферы услуг развиты в нашем городе для удовлетворения потребностей населения. Будем работать по группам.
Задание: Назвать промышленные предприятия города Агидель (промышленность, производящая товары) и местную сферу услуг (предприятия оказывающие услугу) (Слайд 13)
Запиши названия предприятий в таблицу:
Школы, гимназия (услуги образования);
ОАО «Спецавтохозяйство» (бытовые услуги – благоустройство улиц города (уборка улиц, очищение улиц от снега, посадка цветов)
Запиши названия предприятий в таблицу:
Редакция газеты «Огни Агидели»;
ООО «Теплостим» ( обслуживание школ, детских садов – услуга плотников, сантехников, электриков)
Запиши названия предприятий в таблицу:
ООО «Атон». (производство по выпуску зеркально-стеклянных изделий);
ООО «Каскад» (бытовые услуги – ремонт телеоборудования, бытовых приборов);
ДШИ (Детская школа искусств)
Запиши названия предприятий в таблицу:
ДЮСШ (Спортивная школа);
ООО «УЖХ» ( управление жилищным хозяйством) (жилищно-коммунальные услуги, сбор, очистка и распределение воды)
— Ребята, что вы заметили?
— В городе больше предприятий по оказанию услуг.
VI .Домашнее задание: (Слайд 14)
Прочитай, стр.36 – 40, ответь на вопросы, стр.41
Составь семейный бюджет
Напиши рассказ «Какая самая главная потребность в вашей семье»
Нарисуй рисунок и напиши «Как понимают в вашей семье слово «экономика».
-Было интересно узнать, что …
— Для чего нужна экономика? Чтобы удовлетворять наши потребности.
— Зачем вам нужны знания по экономике? Чтобы знать, какими потребностями она может меня обеспечить.
VIII. Оценивание работы учащихся