Для чего нужна электронная подпись для ипотеки
Журнал Домклик
Недвижимость
Электронная подпись: что такое УКЭП в сделках с недвижимостью
В последние годы решение большинства вопросов проходит в удобном онлайн-формате. Для этого нужны и определенные инструменты. Один из них — электронная подпись. Рассказываем, что это такое, для чего нужно и насколько безопасно в использовании.
Что такое электронная подпись
Электронная подпись — это аналог обычной подписи, но в электронном виде. Документ с электронной подписью имеет ту же законную силу, что и бумажный оригинал.
Сама электронная подпись является специальным уникальным файлом, прикрепленным к электронному документу. В файле содержится информация о том, кем и когда подписан документ, и есть ли у этого человека полномочия на подпись.
Для чего нужна электронная подпись
Использование электронной подписи будет удобно тем, кто работает с электронными документами или часто получает услуги онлайн, например, оформляет регистрацию или использует портал Госуслуг.
Какие существуют виды электронной подписи
В законе представлены три вида подписи: простая, неквалифицированная и квалифицированная ( ФЗ «Об электронной подписи», ст.5 ).
Простая электронная подпись
Это набор уникальных символов, используемых для идентификации. Это логин и пароль, которые подтверждают, что пользователь авторизовался в системе. Например, логин и пароль от социальной сети — это и есть простая электронная подпись.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись
Государство не контролирует выпуск таких подписей, поэтому в государственных органах такие подписи не будут считаться действительными.
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП)
УКЭП — самый безопасный вид электронной подписи. Создается с привлечением криптографических средств, является гарантией неизменности подписанного ей документа. Такую подпись подделать практически невозможно. Она гарантирует, что документ подписан определенным человеком в конкретное время, и после этого документ не менялся.
Выдать ее могут только в удостоверяющем центре. Эта организация уполномочена выдавать электронные подписи и осуществлять услуги по криптозащите информации.
УКЭП в сделках с недвижимостью
Банк работает только с Удостоверяющими центрами (УЦ), аккредитованными уполномоченными органами и подтвердившими свою надежность на протяжении многих лет.
Но если заявление подается через ДомКлик, то дополнительного заявления от клиентов на разрешение сделки не потребуется — СберБанк гарантирует законность сделки.
Как проходит сделка с недвижимостью с УКЭП при использовании сервиса «Электронная регистрация»
При оформлении электронной подписи в офисе банка проводится идентификация личности всех участников — продавцов и покупателей.
По доверенности сделки не оформляются, обязательно требуется личное присутствие всех участников и комплект документов на объект недвижимости.
✅ Клиент лично подписывает договор на оказание услуги «Электронная регистрация», предоставляет СНИЛС, ИНН, паспортные данные, номер телефона и электронную почту.
✅ Клиент подписывает заявление на изготовление электронной подписи (УКЭП), где указывает, что все его данные верны и дает согласие на обработку своих персональных данных.
✅ Подписанное заявление отправляется в Удостоверяющий центр, где оформляется сертификат проверки ключа электронной подписи с данными клиента. Сертификат также вручную подписывается клиентом.
✅ Удостоверяющий центр проверяет данные, указанные клиентом, на предмет их актуальности и достоверности, запрашивая информацию в государственных информационных системах ( ч. 2.2. ст. 18 ФЗ «Об электронной подписи» ). В случае выявления расхождений между данными, представленными клиентом, и данными, содержащихся в государственных базах данных, электронная подпись не выпускается.
✅ Подписанный клиентом сертификат снова направляют в Удостоверяющий центр, и только после этого УЦ выпускает электронную подпись.
✅ Непосредственно на сделке при подписании документов электронной подписью клиенту на его номер телефона приходит СМС-код, который он сообщает менеджеру банка для совершения сделки. Без этого подтверждения сделка не состоится.
✅ После сообщения клиентом СМС-кода, пакет документов через специальную защищенную систему направляется в Росреестр для осуществления электронной регистрации перехода права собственности (п. 2 ч. 1 ст 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» ).
Все абсолютно безопасно. Никаких флешек и других носителей, которые могут украсть, не используется. Подпись сохраняется в электронном облаке Удостоверяющего центра, и в течение года после выпуска ей можно воспользоваться в рамках услуг ДомКлик.
Как аннулировать УКЭП
Чтобы аннулировать усиленную электронную подпись, клиенту необходимо отсканировать QR-код на бумажном экземпляре клиента сертификата проверки электронной подписи, который выдается уполномоченным сотрудником на сделке. QR-код находится в самом низу экземпляра клиента. После сканирования QR-кода ссылка на сайте удостоверяющего центра будет вести клиента на инструкции по отзыву.
При обращении клиенту необходимо уточнить, что он хочет аннулировать свою УКЭП, которая была выпущена в этой компании, а не в СберБанке. В противном случае, ему могут дать неверную информацию и направить в СберБанк. Между тем, который не занимается аннулированием электронных подписей, выпущенных в партнерских удостоверяющих центрах.
Электронная подпись в любых сделках с жильем. Что об этом надо знать
Оформить куплю-продажу или дарение недвижимости можно дистанционно. Участники сделки могут находиться в разных концах страны и использовать электронную цифровую подпись (ЭЦП). Особенно это стало актуально во время самоизоляции и карантина. Теперь банки и девелоперы готовы продавать ипотечные кредиты и новостройки полностью бесконтактным способом.
Однако с появлением такой возможности еще в 2019 году участились случаи мошенничества с имуществом. Рассказываем, как пользоваться электронной подписью и обезопасить себя от махинаций с недвижимостью.
Электронная цифровая подпись представляет собой уникальный идентификатор, который присваивается физическому или юридическому лицу. Существуют подписи с разной степенью защиты: простая и усиленная. При заключении сделок с недвижимостью и взаимодействии с госпорталами и ведомствами необходимо оформить усиленную квалифицированную электронную подпись. Она подтверждает подлинность виртуального документа и приравнивает его к бумажному аналогу.
Как пользоваться ЭЦП
С помощью электронной подписи можно дистанционно оформить куплю-продажу, дарение или мену недвижимости. Для этого необходимый пакет документов сканируется и загружается на сайт Росреестра, и участники сделки заверяют бумаги с помощью ЭЦП. Для осуществления такой процедуры нужно установить соответствующее программное обеспечение — криптопровайдер. В России широко используется КриптоПро CSP (его можно скачать на сайте удостоверяющего центра или на официальном сайте разработчика).
Сделки с использованием электронной цифровой подписи регистрируются быстрее, а размер госпошлины при их оформлении на сайте Росреестра сокращается на 30%. В личный кабинет, помимо его владельца, имеют доступ банк (при наличии ипотеки), девелопер и Росреестр. Договор долевого участия и ипотечный договор подписываются дистанционно. После регистрации сделки на почту покупателя приходит документ с электронной печатью Росреестра.
С августа 2019 года электронная регистрация сделок с недвижимостью возможна только при наличии согласия собственника на проведение таких дистанционных операций. Для этого гражданину необходимо лично посетить подразделение Росреестра и составить соответствующее заявление. Если этого не сделать, то при попытке провести электронную сделку без личного участия собственника документы о регистрации перехода права собственности с использованием ЭЦП будут возвращены без рассмотрения. Отозвать согласие на сделки с электронной подписью можно в любой момент.
Раньше, чтобы защитить имущество от мошенничества, владельцы писали о запрете на электронную регистрацию сделки. Составить заявление о невозможности проведения подобных операций без личного участия можно и сейчас. Для этого документ необходимо подать в Росреестр или МФЦ. Соответствующая отметка вносится в реестр в течение пяти рабочих дней с момента приема заявления. При этом запрет не будет действовать в случае, если на имущество наложен арест по решению суда или открыто исполнительное производство.
По материалам риелторской компании «Метриум»
Электронные сделки с недвижимостью: как это работает и стоит ли бояться мошенников
Что такое электронная регистрация прав собственности
Вы купили квартиру, и после заключения с продавцом договора купли-продажи вам нужно зарегистрировать её как свою собственность. Раньше существовал только один способ это сделать — прийти в отделение Росреестра или МФЦ «Мои документы», подать пакет документов и через несколько дней получить его обратно. Сейчас ваше присутствие необязательно, документы можно подать в электронном виде самому, загрузив их на сайт Росреестра. А ещё это можно сделать через банк или нотариуса. По электронной почте вам пришлют выписку из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости), подтверждающую, что теперь вы собственник указанной недвижимости, а также договор купли-продажи с электронной квалифицированной подписью сотрудника Росреестра о передаче прав собственности. Если вы купили жильё в новостройке, то подпись Росреестра будет стоять на договоре долевого участия (ДДУ).
Два важных момента
Для того чтобы проводить сделки онлайн, у вас должна быть специальная электронная подпись и вы обязаны предварительно уведомить Росреестр, что согласны на передачу документов в электронном виде. По умолчанию государство считает, что вы таким образом сделки заключать не собираетесь, и документы, присланные онлайн, будет отклонять. Чтобы заключать электронные сделки, нужно заранее прийти в Росреестр или МФЦ и написать заявление.
Для чего нужна электронная регистрация сделки
Электронная регистрация упрощает покупку недвижимости: покупатель и продавец могут находиться в разных городах и даже странах, а сделку заключить дистанционно. А ещё это быстро. «Иногда в два раза быстрее удаётся зарегистрировать ДДУ, — рассказала председатель совета директоров компании „Бест-Новострой“ Ирина Доброхотова. — По регламенту в Московской области электронная регистрация проводится вообще за один рабочий день, а в Москве — в пределах пяти рабочих дней (вместо восьми), ипотечных договоров — за пять-семь дней вместо 14».
Электронная подпись
Для регистрации сделки в электронном виде каждому её участнику (и продавцу, и покупателю) понадобится электронная подпись — цифровой аналог обычной подписи человека. Электронная подпись бывает двух видов: простая и усиленная, последняя ещё делится на квалифицированную и неквалифицированную. Простая подпись не является аналогом собственноручной подписи на бумажном носителе. У неё низкая степень защиты, и используется она чаще всего в простых операциях, например во внутреннем документообороте организаций. К «живой» подписи на бумаге приравнивается усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП), именно она нужна для совершения сделок с недвижимостью и взаимодействия с государственными порталами и ведомствами. Она подтверждает подлинность виртуального документа и приравнивает его к бумажному аналогу.
Чтобы пользоваться электронной подписью (подписывать документы), нужно установить специальную компьютерную программу (в России часто используется КриптоПро CSP), обычно её можно скачать на сайте удостоверяющего центра.
Получение электронной подписи — платная услуга, стоит 4000–5000 рублей.
Как зарегистрировать сделку в электронном виде
Электронные сделки можно проводить с посредником или самостоятельно. В качестве посредников, помогающих всё оформить, могут выступать некоторые банки (обычно это касается ипотечных сделок), застройщики и агентства недвижимости. Чтобы предоставлять такие услуги, у них должно быть специальное соглашение с Росреестром. А ещё оформлением электронных сделок занимаются нотариусы.
В банке, у застройщика или в агентстве недвижимости
Если у банка есть соглашение с Росреестром о предоставлении услуги электронной регистрации сделок (чаще всего это электронная регистрация сделок с ипотекой), он берёт на себя оформление электронных подписей и сам передаёт документы в Росреестр. Это очень удобно, если вы получаете в этом банке ипотечный кредит — подготовка кредитных документов и документов на покупку жилья осуществляется «под ключ». Но эта услуга платная, она может обойтись покупателю жилья в 8000–12 000 рублей (без учёта госпошлины, которая оплачивается отдельно). У застройщиков услуга обычно дешевле — 5000–6000 рублей (у компаний разные ценники, их надо уточнять индивидуально).
Через нотариуса
Электронную куплю-продажу удобно проводить через нотариуса, например, при дистанционных сделках, когда покупатель и продавец находятся в разных городах. Договор подписывается электронными подписями сторон и квалифицированной электронной подписью нотариуса, который затем передаёт документы в Росреестр. В этом случае достаточно простых электронных подписей покупателя и продавца, покупать квалифицированную подпись не нужно — достаточно того, что нотариус заверит документы своей УКЭП. Стоимость услуг нотариуса начинается примерно от 5000 рублей и зависит от стоимости недвижимости. «Только для нотариально удостоверенной сделки, поданной на госрегистрацию нотариусом в электронном виде, в законе содержится официально короткий срок проведения госрегистрации — в течение одного рабочего дня», — отмечает юрисконсульт офиса «Марьино» департамента вторичного рынка компании «ИНКОМ-Недвижимость» Мария Королёва.
«На мой взгляд, этот способ более предпочтителен, поскольку покупатель получает гарантию правовой защиты, — считает Мария Литинецкая. — Прежде чем заверить и отправить на регистрацию пакет документов, нотариус проверяет юридическую чистоту и законность сделки».
Самостоятельно
После подписания документов по сделке покупателю нужно заполнить заявку на сайте Росреестра, заверить её электронной подписью, оплатить госпошлину (2000 рублей), загрузить пакет документов в формате XML (он довольно сложный для самостоятельного освоения) или PDF (он проще и удобнее): договор купли-продажи, паспорта участников сделки, выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности продавца, а при необходимости и другие документы (согласие супруга или супруги на продажу квартиры, свидетельство о браке, ипотечный договор и т. п.). Регистратор примет заявку онлайн, проверит документы, затем (если не найдёт причин для отказа) зарегистрирует сделку и внесёт изменения в ЕГРН о передаче прав собственности.
Подводные камни электронных сделок с недвижимостью
Во-первых, не все сделки можно зарегистрировать удалённо. «Эта услуга недоступна, например, при военной ипотеке, при участии в сделке несовершеннолетних, если много участников сделки», — поясняет Ирина Доброхотова.
Альтернативные сделки-цепочки нельзя зарегистрировать онлайн, поясняет Мария Литинецкая из «Метриума». Подать сразу весь пакет документов на электронную регистрацию не получится, каждая сделка проводится отдельно.
Во-вторых, возможны сбои и задержки. «Иногда бывает, что система просто не видит те или иные данные. Например, что госпошлина была оплачена, — говорит управляющий директор брокерского департамента „МИЭЛЬ“ Ирина Пешич. — Редко, но такое бывает, что приводит к задержкам».
Юрист Мария Королёва добавляет: «Отсутствие „живых“ печатей (бумажных документов с обычными, не электронными печатями) и неодновременное обновление информации на сайте Росреестра в режиме проверки онлайн создаёт главные сложности в работе. Кроме того, покупатели опасаются трудностей с оформлением регистрации по месту жительства, с получением налоговых вычетов и т. д., поскольку все организации и ведомства, как правило, готовы принимать лишь документ о праве собственности с печатью».
Безопасна ли электронная регистрация сделок
Электронные сделки в общем и целом считаются безопасными. «Исключение составило резонансное событие весной 2019 года, — рассказал руководитель юридического департамента АН „Бон Тон“ Дмитрий Логинов. — На тот момент в Москве удалось мошенническим образом оформить и получить в своё пользование ЭЦП собственника одной из квартир. После чего квартира была подарена третьему лицу».
После этой шумной истории было введено правило о необходимости направлять в МФЦ бумажное заявление о согласии на проведение сделок с использованием электронной подписи (мы об этом упоминали выше). Только после этого возможна регистрация в электронном виде. «В противном случае при попытке провести электронную сделку без личного участия собственника документы о регистрации перехода права собственности, заверенные ЭЦП, будут возвращены без рассмотрения, — отмечает управляющий партнёр компании „Метриум“ Мария Литинецкая. — Согласие на сделки с ЭЦП не имеет срока действия и может быть отозвано в любой момент».
Но вероятность мошенничества на 100% исключить нельзя: остаётся риск получения мошенниками ЭЦП по поддельному паспорту — продавец квартиры может оказаться вовсе не её владельцем. Подделка документов — в принципе распространённый вид мошенничества на рынке недвижимости.
«Сотрудники удостоверяющих центров, оформляющие ЭЦП участников сделки, не обладают дополнительными возможностями по установлению личности граждан и проверке подлинности их документов, удостоверяющих личность, а потому не могут на 100% гарантировать выдачу ЭЦП реальному собственнику объекта, а не его „клону“», — отмечает юрист Мария Королёва.
Как себя обезопасить? Обращаться к профессионалам. Электронные сделки, которые совершаются при участии банков, нотариусов и авторитетных риелторских агентств, представляются наиболее безопасными. Поскольку они как раз обладают возможностями и необходимым опытом для проверки документов перед сделкой.
Дмитрий Логинов указывает также и на общие рекомендации по защите от мошенников, важные при работе с любым интернет-банком: никому не предоставлять пароли от личного кабинета, с подозрением относиться к любой не инициированной вами активности с аккаунтом, при любом подозрении на мошенническую активность обращаться за технической поддержкой.
Как купить квартиру в Москве онлайн
И оформить ипотеку не выходя из дома
В августе 2020 года мы с мужем купили квартиру в ипотеку, встретившись только с курьером и нотариусом.
Все обсуждения, оформление документов и перевод денег прошли онлайн. Расскажу, как происходит покупка недвижимости в эпоху пандемии, когда хочется ограничить личные контакты.
Почему мы решились на покупку
Сейчас мы живем в трехкомнатной квартире в Москве в районе Очаково-Матвеевское, которую купили в 2015 году за 17,4 млн рублей. Для покупки мы взяли в ипотеку 6 млн рублей под 11,9% годовых. Остальную часть суммы получили с продажи предыдущей двухкомнатной квартиры в этом же доме. Ипотечный кредит мы выплатили в 2020 году.
У нас две дочки, одной пять, а другой одиннадцать лет. Мы хотели купить им квартиру на будущее, чтобы отселить, когда вырастут. У нас было накоплено около 2 млн рублей на первый взнос. Мы рассчитывали взять кредит с максимальным сроком, а если получится — выплатить его досрочно. Пока дочки не вырастут, квартиру можно сдавать и таким образом погашать ипотеку.
Наши требования к квартире:
Мы рассматривали два основных варианта. Первый — купить квартиру в нашем или соседнем доме за 12 млн рублей, которую можно было бы сразу сдавать. Расчеты были следующие:
То есть нам нужно было бы выплачивать банку только 30 000 Р после того, как мы сдали квартиру. Если бы оставались свободные деньги, могли бы погашать кредит досрочно.
Второй вариант — новостройка. В нашем и соседнем районах уже несколько лет активно строят. Мы знали, что с обеих сторон от нашего микрорайона вот-вот начнется новое строительство: по этому поводу проводились общественные слушания и готовилась проектная документация. Нужно было только ждать и следить за новостями. При таком варианте мы рассчитывали на более низкую цену квартиры относительно готовой в нашем доме и хотели уложиться в 10 млн рублей, включая собственные накопления.
Теоретически можно было бы купить готовую квартиру в домах, которые сдали два-три года назад. Но пришлось бы выбирать из того, что есть в этот момент на рынке. Цены там тоже не радовали: они были выше нашего бюджета — 14—15 млн рублей.
Когда началась пандемия коронавируса и спрос на квартиры упал, государство запустило программу льготной ипотеки. Заемщикам предлагалось взять ипотеку под 6,5%, а до рыночной ставки кредитору доплачивало государство. Требований к заемщикам было всего два: гражданство РФ и деньги на первоначальный взнос. И то и другое у нас было. Нам эта программа оказалась выгодна: со ставкой 6,5% платеж гораздо меньше, чем с обычной ставкой по кредиту, которая стартует от 9—10%.
Когда в середине лета открылись продажи на нужном объекте, мы решились.
Выбор квартиры
Информацию о том, когда начнут продавать квартиры в новом жилом комплексе, можно отслеживать на сайте комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, а также на форумах о новостройках. Еще в начале 2020 года мы знали, что интересующий нас комплекс появится в продаже летом-осенью 2020 года, и просто периодически мониторили сайты.
22 июля 2020 года застройщик объявил, что стартуют продажи квартир в ЖК «Большая Очаковская, 2». Комплекс расположен в районе Очаково-Матвеевское, до метро «Аминьевское», одноименной железнодорожной платформы Киевского направления и МЦД-4 — семь минут пешком. Метро и МЦД-4 еще строятся, но их планируют запустить в конце 2021 года — раньше, чем сдадут ЖК. Рядом есть вся инфраструктура: магазины, школа, детский сад, а также будет построен торговый центр. ЖК должны сдать в январе 2023 года.
Мы заранее изучили все схожие по расположению проекты этого застройщика и его конкурентов, чтобы понять примерные цены. Надеялись, что двухкомнатная квартира будет стоить 10 млн рублей. Увы, надежды не оправдались: квартиры площадью 50—56 м² на верхних этажах стоили от 11,5 млн рублей. Мы рассматривали квартиры только на самых высоких этажах с окнами на северо-восток Москвы, а не во двор, чтобы был еще красивый вид, который не будут загораживать дома напротив.
Бронирование квартиры
Десять минут спустя Евгений позвонил мне уже по телефону. Он сказал, что на квартиры большой спрос, поэтому цены на сайте вырастут через 15 минут. Предложил бесплатно забронировать нашу квартиру на пять дней по старой цене. От меня требовались только ФИО и номер телефона.
Я знаю о таком приеме продажников: создать искусственный спрос, но все равно согласилась. Квартиры действительно бронировали прямо на глазах: на страницах появлялась надпись «квартира забронирована», а цены и правда выросли через 15 минут. В нашем случае — сразу на миллион. Но у нас уже была бронь.
После этого мы с мужем еще раз все обдумали. За такие же деньги мы могли купить аналогичную квартиру в нашем доме. Ее плюсы — есть лоджия, можно сразу сдать, а не ждать два года, пока построят. Минусы — один санузел вместо двух и не такие красивые виды. И дому девять лет. Если бы мы ее купили и стали сдавать, то за два года заработали бы около миллиона рублей. Но новостройки обычно растут в цене. По сути, тот миллион мы уже выиграли в день бронирования.
Забегая вперед, скажу, что решение было верным: в ноябре 2020 года квартира в соседнем с нами доме стоила больше 14 млн рублей. В июле 2021 года нашу старую двухкомнатную квартиру продали за 15,5 млн рублей. Отложи мы покупку новостройки, на вторичном рынке за 12 млн рублей уже ничего нужного не купили бы.
Цены на квартиры в нашей новостройке тоже не собираются падать: аналогичная квартира на 27 этаже в августе 2021 года стоит 15,6 млн рублей — и выходит окнами на верхние этажи дома напротив. Квартира на 32 этаже соседнего корпуса с боковым видом туда, куда у нас прямой, стоит 17,1 млн рублей. Таким образом, за год с момента покупки мы заработали примерно 4—5 млн рублей, или 35—45%.
В итоге я написала менеджеру, что мы согласны купить эту квартиру прямо сейчас. Он ответил, что в течение нескольких дней к нам приедет курьер с документами для цифровой подписи, а пока нужно заняться ипотекой.
Дистанционная ипотека и личный визит к нотариусу
Заявку мы подали в тот же день, когда забронировали квартиру. Ее должны были рассматривать пять рабочих дней. Ровно через неделю мы получили одобрение: одобрили даже больше 10 млн рублей, которые нам требовались.
Мы с мужем в зарегистрированном официально браке. Поскольку основной заемщик — муж, то ДДУ мы тоже оформляли на него. Я как супруга выступала нефинансовым созаемщиком, то есть подтверждать доход мне не требовалось. Но зато я должна была дать согласие на эту сделку. Такое согласие оформляется нотариально.
я заплатила за нотариально заверенное согласие на сделку
Согласие и подпись я отправила по электронной почте менеджеру застройщика. Бумажная копия мне нигде не понадобилась.
Электронная подпись
Квалифицированную электронную подпись почти невозможно взломать, поэтому ей можно заверить любые документы. Любая организация и различные инстанции, включая суд, должны будут ее принять.
В Росреестре программой СКЗИ проверяют хэш-сумму и сравнивают ее с содержанием документа. Если все совпало, значит, документ не меняли и подпись цела. Если что-то не совпало, подпись автоматически считается недействительной и документ теряет юридическую силу.
В нашем случае застройщик оформил на себя пользование электронным модулем «Технокад-экспресс регистрация прав». Внутри него можно создать сертификаты для любого заказчика — физического или юридического лица, от имени которого будут поданы документы в Росреестр. Самим заказчикам не нужно получать никакие электронные устройства или устанавливать на компьютер программы для электронной подписи. Именно такие сертификаты были оформлены на нас с мужем как на покупателя квартиры и созаемщика.
6 августа курьер застройщика привез нам эти документы — квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи, сокращенно КСКП ЭП. Смешно, но это на самом деле листы бумаги с данными. Мы показали курьеру паспорта и расписались, что получили документы. За сертификаты мы дополнительно ничего не платили: застройщик оформил их за свой счет, это входит в стоимость квартиры. Сертификат действует один год, после чего его можно продлить.
Теперь дело было за застройщиком и банком: первый должен был подготовить ДДУ, второй — кредитный договор. На это ушло около двух недель. Оба договора нам присылали на проверку, мы сверяли данные с документами и отмечали ошибки.
Для договора с застройщиком понадобилось отправить менеджеру копии следующих документов:
Как объяснил менеджер застройщика, электронные подписи понадобятся нам после подготовки всех документов. Нам позвонят и попросят продиктовать код из смс, сообщать сведения из бумажного сертификата не нужно. Код из смс удостоверит цифровую подпись на договорах.
Страховка, сделка, оплата
Для ипотеки нужна страховка: без нее банк повышает процентную ставку по кредиту. В нашем случае страховали только жизнь заемщика, потому что самой квартиры пока не существует: ее должны построить, отделать и передать нам в январе 2023 года, как написано в ДДУ.
В итоге мы взяли 10 млн рублей на 27 лет под 6,5%. Ежемесячный платеж — чуть больше 65 тысяч. Кредит планируем погасить досрочно. Мы всегда оформляем кредит на максимально возможный срок: ежемесячный платеж получается меньше, а благодаря досрочному погашению можно уменьшить переплату по кредиту. Например, при ипотеке на 15 лет наш платеж вырос бы до 87 тысяч рублей, а на 10 — до 113 тысяч.
По условиям договора застройщик получает деньги только после того, как построит дом. До этого момента они лежат на специальном счете эскроу в банке. Счет открывает банк, заемщику не нужно знать даже номер.
Свой первоначальный взнос мы перевели 12 августа на специальный ипотечный счет, который банк открыл бесплатно. На этот же счет банк перевел кредитные средства. Так что несколько часов мы любовались в личном кабинете, как на нашем счету лежало почти 12 млн рублей. Потом эти деньги отправились на счет эскроу, где будут лежать до конца строительства. На свой ипотечный счет мы теперь переводим ежемесячные платежи по кредиту.
Мы заплатили банку 2500 Р за то, что нам открыли счет эскроу и перевели на него деньги с нашего текущего счета. Ехать в отделение и подписывать документы лично не понадобилось.
В тот же день прошла и сама сделка: о ней нам сообщили накануне по телефону. Никто не объяснил, как она будет проходить, поэтому почти весь день мы ждали вызов на видеоконференцию. Но никакой информации о сделке не было. Пришлось снова звонить в банк. Оказалось, что сделка уже идет и скоро нам пришлют документы на очередную проверку. Нас не предупредили, что все проходит не просто удаленно, а даже без виртуального присутствия.
Документы прислали на следующий день, а потом позвонил менеджер застройщика и попросил подписать их. Электронная подпись работает так:
Алгоритм похож на подтверждение покупок по банковской карте. Поскольку нам звонил знакомый менеджер, мы не волновались, что это могут быть мошенники.
Все прошло гладко. После этого мы расслабились и перевели первый платеж по ипотеке в банк: эти обязательства начинают действовать со дня сделки, а в нашем случае банк списывает платеж с первого по десятое число каждого нового месяца за прошлый. Квартира уже почти наша.
Так выглядит подтверждение цифровой подписи на договоре долевого участия
Проблемы с документами
Обычно после подписания документов застройщик передает их в Росреестр на регистрацию. Это обязательная процедура при любой продаже или покупке недвижимости. У нас зарегистрировать договор должны были электронно, застройщик оплачивал это сам.
Перед подачей наших документов в Росреестр застройщик обнаружил ошибку в документах со стороны банка. Это случилось через три недели после сделки. Нужно было переподписать договор с корректными данными.
Нам пришлось активировать подписи повторно. На этот раз нам звонил другой менеджер: наш ушел в отпуск. На всякий случай мы задали ему несколько вопросов о деталях договора: сумме сделки, наших данных в договоре, а также убедились, что наш менеджер оставил именно это контактное лицо на время своего отсутствия.
Еще через две недели ситуация повторилась. Мы слегка насторожились, поскольку в ДДУ четко прописано, что документы нужно сдать на регистрацию в течение десяти дней после подписания. Однако менеджер со стороны застройщика уверил, что все в порядке.
В итоге документы попали на регистрацию только через два месяца после сделки — 21 октября. Спустя неделю муж получил по электронной почте подписанные файлы договоров. Никаких бумаг!
Теперь мы владеем виртуальной квартирой, за строительством которой можем наблюдать из окна. Хотя процесс покупки был не совсем отлажен — мы не всегда были в курсе дела — покупать недвижимость, сидя за компьютером, оказалось очень удобно. Когда мы покупали предыдущую квартиру в 2010 году, мы как минимум дважды посещали застройщика и банк.
Что я думаю о покупке квартиры онлайн
Сделка, которую оформляешь из дома, экономит время, избавляет от очередей и лишних контактов с людьми. Вполне возможно, такой удобный способ покупки квартир останется и после того, как закончится пандемия.
Но при заключении такой сделки лучше уточнять вообще все мелочи. Например, спрашивать, нужно ли виртуально присутствовать на сделке, как устроен процесс и как все защищено от мошенников. Если ипотечный менеджер долго не отвечает, нужно просить менеджера застройщика связаться с банком.
Наши дополнительные расходы при покупке квартиры — 46 900 Р
Страхование жизни заемщика на год | 42 900 Р |
Открытие эскроу-счета | 2500 Р |
Нотариальное согласие на сделку | 1500 Р |
Как купить квартиру дистанционно
Freeman, я вас понимаю по всем пунктам)
Ирина, я живу в ста метрах от этой стройки и наблюдаю ее из окна каждый день.
Надеяться на падение цен можно сколько угодно, только не падают они, увы. И не упадут, разве что точечно. Им не с чего падать, желающих слишком много.
И что конкретно «маразматично» в покупке онлайн, если на выходе получаешь ту же самую квартиру и документы, только не ездишь никуда?
Виктория, посмотрите на Лондон, например. Население агломерации 15млн. Человейников нет от слова совсем. И куда-то селятся люди.
Виктория, действительно, посмотрим на цифры:
Лондон (площадь 1572км2, население 8300, плотность 5667/км2, Wikipedia).
Москва (площадь 2561км2, население 12600, плотность 4949/км2, Wikipedia).
В Лондоне плотность населения-то поболее будет, а человейников все нет.
Может дело всё-таки в градостроительной политике?
Виктория, а в Нью-Йорке, на который вы сослались, плотность населения так и вообще за 10 тысяч на км2 зашкаливает. Так что сравнение явно некорректное.
Взяли у пика буквально месяц назад, но на севере. Оформляли все тоже онлайн. Сервис как плохо работал так и работает, все заводилось только после настоятельных переговоров (читай ругательств).
Но в целом тут только один совет, никогда не покупайте квартиры не побывав на объекте, не побывав рядом с ним и не пройдясь району. Тот же пик рендеры рисует такие, что рядом лес, пруды, птички поют, а по факту на этом месте уже есть жк больше чем жк от пик (пример жк Столичные поляны, сравните рендер хотя-бы с картой).
Антон, а наличие соседнего ЖК каким-то образом отменяет то, что рядом лес?
Антон, да, конечно, не глядя не надо покупать никогда. Наш рендер похож на правду, но электричку там, конечно, не показали)
Покупал я у пика, так же онлайн. Смешно получилось, сделал бронь, начал подавать документы онлайн, и встал на этом, не все на сайте у них работало. Но потом через неделю они починили и я продолжил подавать документы, прислали предварительный дду.
К этому времени уже была одобрена ипотека. В общем дней через 10 после бронирования я открыл все счета, закинул деньги, и заключил ипотечный договор с банком))))) И дальше начались проблемы с пиком, непонятно на какой стадии сделка, игнор от менеджеров, в чате говорят обращайтесь к менеджеру, менеджер говорит обращайтесь в чат, какие-то ошибки у них постоянно.
В общем прошел уже месяц, я сделал первый платеж по ипотеке, а дду все еще не был подписан))))) Потом выяснилось, что не приложили согласие супруги от нотариуса в электронном виде. Чем дальше от москвы, тем более дремучие нотариусы. В москве это делается за пол часа, а тут в далеком замкадье, пришлось 2 дня поездить по нотариусам в радиусе 100км, чтобы нашелся тот кто знает о pdf и sig, может сделать это в электронном виде. Дальше ожидание, курьер с документами на электронную подпись, ожидание, второй платеж по ипотеке, и уже потом подписание дду и отправка в росреестр. На все про все ушло 2,5 месяца
Еще была проблема с эскроу в втб, они там ошиблись, выяснилось это уже на подписании ипотеки, пришлось ехать в тот же офис втб где открывал эскроу (где открывали туда и езжайте исправлять). Благо заняло это 3 часа, из них 2 на дорогу.
Менеджеры у пика тоже менялись за это время.
Сейчас думаю процесс стал более отлаженный, и менеджеры научились, и программисты ошибки исправили. Но точно сказать не могу, квартиры не каждый месяц покупаю))))
А первая покупка квартиры была офлайн. Был менеджер который вел сделку, и сообщал на какой стадии что находится, все прошло гладко, и еще скидку дал хорошую. Тоже застройщик ПИК)