Для чего нужна электронная запись к врачам
Еще с советских времен люди помнят, что поликлиника — это традиционно многолюдное место, где необходимо выстоять длинную, иногда многочасовую, очередь, прежде чем попасть на прием к врачу. Зачастую именно большие очереди и удерживают людей от походов к врачам, пусть даже и необходимых.
Цель программы
С целью оптимизации работы больниц и для сокращения времени ожидания в очередях, была разработана такая программа как «Электронная регистратура». Суть этой программы в том, что каждый пациент, не выходя из дома, может осуществить запись к врачу в удобное для него время. Для этого необходим только компьютер с доступом в интернет.
К тому же эта программа строго регламентирует поток пациентов к врачу, благодаря чему есть возможность отследить скорость приема врача и его результативность. А время ожидания в очереди существенно сокращается.
Разновидности
Наиболее простым видом электронной регистратуры является автомат по организации «электронной очереди» — пациент получает талон с указанием номера в очереди и дальше ждет своего вызова на консультацию в «живой» очереди. Преимущество для пациента в том, что теоретически никто не пройдет без очереди и ему проще следить за тем, как идет очередь.
Значительно удобнее для пациента автомат для «самозаписи» к врачу, который предоставляет возможность выбрать удобную дату и время консультации.
Наиболее продвинутой формой электронной регистратуры является сайт для записи на приём через сеть Интернет, который нередко объединяют в единую информационную сеть с автоматами для самозаписи, расположенными в поликлинике.
«Электронная очередь» неудобна тем, что для посещения доктора нужно лично брать талон и сидеть в очереди.
Автомат «самозаписи» несмотря на очевидные преимущества, имеет и некоторые недостатки. Большим недостатком является необходимость дважды прийти в поликлинику — первый раз для записи, второй непосредственно на консультацию. Очевидно, что записаться на посещение доктора в этот же день обычно невозможно.
Самый «продвинутый» способ — запись на сайте несомненно очень удобен для тех, кто умеет пользоваться Интернет. Однако общеизвестно, что среди посетителей поликлиник преобладают люди пожилого возраста, которые в своём большинстве испытывают затруднения с использованием информационных технологий.
Немалой проблемой для поликлиник стали факты неявки на приём записавшихся пациентов. Причин такому явлению немало — запись бесплатная, документы предъявлять не надо, санкций за неявку для пациента не предусмотрено, да и за время ожидания в очереди на приём проблема может решиться сама или пациент обратится в частное здравоохранение. Следует осознавать, что неявка пациента по самозаписи приводит к тому, что доктор ждёт времени следующей записи вместо того, чтобы оказывать медицинскую помощь пациенту. В итоге, вместо уменьшения очереди может произойти её увеличение.
В настоящее время развертывание «электронных регистратур» происходит во многих регионах России. В частности, автоматы для самозаписи установлены во многих городах-миллионниках. Во многих крупных городах работают специализированные сайты для предварительной записи на приём.
Цифровая поликлиника: как технологии помогают врачам и пациентам
Московские поликлиники все больше становятся цифровыми. Врачам на приеме и во время диагностики помогает искусственный интеллект, а пациенты могут в любой момент заглянуть в медкарту и увидеть результаты обследований. Успехи столичного здравоохранения неоднократно отмечали международные эксперты, последним достижением стал выход Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) в финал международной премии WSIS Prizes 2021 года.
О чем можно рассказать чат-боту и как искусственный интеллект помогает врачам и пациентам — в материале mos.ru.
Онлайн-запись и чат-бот
Цифровые технологии используют уже на этапе записи к врачу. Москвичи, прикрепленные к одной из городских поликлиник, могут запланировать визит к терапевту, врачу общей практики, хирургу, офтальмологу и к другим специалистам. Для посещения узких специалистов необходимо направление терапевта или врача общей практики.
«Можно не только записаться, но и изменить время приема или отказаться от записи. На это освободившееся место может записаться другой пациент. В итоге значительно сократился наплыв пациентов, которые раньше приходили в поликлинику только для того, чтобы записаться», — уточнила Ольга Колесникова, заместитель главного врача по медицинской части поликлиники № 218.
Уже 72 процента пациентов пользуются онлайн-каналами записи на прием. Это экономит время москвичей и позволяет медицинским организациям управлять ресурсами и планировать расписание специалистов. Записаться к врачу можно в мобильных приложениях «ЕМИАС.ИНФО», «Госуслуги Москвы», «Моя Москва», на порталах mos.ru и «ЕМИАС.ИНФО», а также позвонив в кол-центр по номеру: +7 (495) 539-30-00.
В самом начале приема, еще до разговора с пациентом, врач узнает, с какими жалобами он пришел. В этом медикам помогает чат-бот, созданный на основе искусственного интеллекта. Пациенту перед посещением поликлиники приходит СМС и пуш-уведомление со ссылкой на форму опроса. Можно описать жалобы в свободной форме, а затем ответить на вопросы алгоритма. Собранные жалобы автоматически передаются в ЕМИАС, их врач увидит в протоколе осмотра и сможет при необходимости скорректировать на приеме. Благодаря предварительному опросу у врача остается больше времени на осмотр пациента.
«На приеме врач видит в системе два окна. В одном — жалобы, собранные чат-ботом, второе предназначено для заметок доктора. Во время беседы с пациентом врач либо подтверждает, либо корректирует информацию, — рассказала Ольга Колесникова. — Правильно собрать анамнез — достаточно трудоемкий процесс, при серьезных диагнозах на это может уйти до половины времени приема. Вопросы чат-бота побуждают пациента подумать, вспомнить и проанализировать симптомы, о которых затем можно рассказать врачу».
Помощь в принятии решений
Не обходится без новых технологий и сам прием. Врачам помогает система поддержки принятия решений. Опираясь на жалобы пациента, инструмент на основе искусственного интеллекта подбирает три наиболее вероятных диагноза. Врач может либо согласиться с этим, либо назначить другой. Затем система предлагает комплекс исследований и дополнительные консультации профильных специалистов, которые необходимы для подтверждения диагноза. Назначения сформированы пакетами, что значительно экономит время на приеме.
«Если пациент пришел в первый раз или давно не был на приеме, то удобно практически одним кликом назначить все обследования для полной диагностики. Так исключается влияние человеческого фактора, ведь система подсказывает, какие исследования нужно сделать. Например, ряд обследований при определенных диагнозах нужно проводить ежегодно», — пояснила Наталья Шиндряева, главный врач поликлиники № 2.
Соглашаться с предложенными вариантами диагноза или нет, решает только врач. За полгода использования сервиса медики поставили уже более миллиона предварительных диагнозов.
«Технологии используются, чтобы максимально освободить время врача для работы с пациентом. Именно общение с пациентом — ключевой фактор в правильной постановке диагноза и назначении лечения, — добавила Наталья Шиндряева. — В целом мы настолько продвинулись в использовании информационных технологий, что без ЕМИАС мы практически себя не видим. Такие сервисы минимизируют ошибки в диагностике и помогают молодым докторам».
Подсказки от компьютера
В единый радиологический информационный сервис (ЕРИС) — городское облачное хранилище медицинских изображений — ежедневно загружаются снимки с 1300 цифровых диагностических устройств в медучреждениях Москвы.
Полученные снимки рентгенологи могут описывать удаленно, а если нужна помощь опытного специалиста, то можно обратиться к экспертам Московского референс-центра лучевой диагностики. Это первый городской телерадиологический центр, в который входят ведущие врачи-рентгенологи, кандидаты и доктора медицинских наук, члены международных ассоциаций.
В анализе снимков врачам помогают технологии компьютерного зрения на базе искусственного интеллекта. Алгоритмы отмечают цветовыми подсказками области возможных патологий и сортируют снимки. Первыми к рентгенологам поступают исследования пациентов, которым медицинская помощь нужна быстрее. Ежедневно сервисы обрабатывают тысячи маммограмм, КТ- и НДКТ-исследований, рентгеновских снимков. Технология повышает точность исследований и ускоряет работу врачей. Также растет процент диагностирования заболеваний на ранних стадиях. Но какими бы умными ни были технологии, последнее слово все равно остается за врачом.
«ИИ-сервисы с использованием технологий компьютерного зрения обладают достаточной чувствительностью и способны определить патологию на той стадии, когда человеческому глазу это еще недоступно. Сервис полезен при большом потоке пациентов, например, при диспансеризации или скрининговых программах, также в условиях пандемии. При таком использовании возрастает число раннего выявления заболевания, что в свою очередь влияет на эффективность и положительный результат лечения. Тем не менее сегодня технология служит только первым мнением, второе и главное — остается за врачом», — рассказала Ольга Омелянская, руководитель отдела координации научной деятельности Центра диагностики и телемедицины.
Описывать снимки и вводить данные в систему медики могут с помощью технологии распознавания речи. Нужна только традиционная гарнитура (комплект из наушников и микрофона) или специальные микрофоны-пульты. Система голосового ввода распознает обычную речь и медицинские термины, адаптируется к произношению каждого врача и может пополнять словарь. Такой метод описания снимков быстрее ручного на 20 процентов. Сразу после заполнения протокола пациент и лечащий врач получают заключение по исследованию в электронной медкарте.
История болезни под рукой
Всю историю болезни можно увидеть в электронной медицинской карте на портале mos.ru и в мобильном приложении «ЕМИАС.ИНФО». Доступ к сервису уже оформили почти два миллиона человек. С любого устройства можно посмотреть протоколы осмотров врачей, результаты лабораторных и инструментальных исследований, выписанные эпикризы из стационара, больничные листы, выписанные рецепты, данные о прививках и вызовах скорой помощи. Раньше для этого нужно было обращаться в медучреждения. За год работы к электронной медкарте горожане обратились более 24 миллионов раз.
Кроме того, в свою медкарту москвичи могут загружать документы, вносить информацию о личном и семейном анамнезе или вести дневник здоровья. Эта информация доступна лечащему врачу, что повышает качество оказания медпомощи. Также электронную карту можно использовать, если пациент решит обратиться в медицинские учреждения, неподведомственные Департаменту здравоохранения города Москвы.
Сейчас в поликлиниках переходят на ведение медицинских документов только в электронном виде без дублирования на бумаге. В апреле эксперимент проведут в двух детских поликлиниках, а с октября — и в других. По итогам примут решение о внедрении проекта во взрослых поликлиниках.
«Пока врачи параллельно ведут документы как на бумаге, так и в электронном виде. В поликлиниках продолжают распечатывать электронные варианты и вклеивать их в амбулаторные карты. Остаются и журналы, которые нужно вести в бумажном виде. Но Москва целенаправленно двигается к тому, чтобы избавить врача от большого объема бумажной работы, которую можно было бы делать автоматически», — сказал Павел Гуляев, главный врач диагностического центра № 5, доктор медицинских наук.
Кроме того, с февраля в столице можно купить лекарства без бумажного бланка — по электронному рецепту. Для этого достаточно показать фармацевту электронный рецепт с QR-кодом на экране мобильного устройства или полис ОМС, если рецепт льготный. Электронный рецепт невозможно потерять, подделать и многократно использовать.
Электронные рецепты с QR-кодом обслуживают во всех аптеках, подведомственных Департаменту здравоохранения столицы, а также в ряде коммерческих аптечных сетей. При этом список действующих и обслуженных электронных рецептов, а также их QR-коды доступны горожанам в электронной медицинской карте на портале mos.ru и в мобильном приложении «ЕМИАС.ИНФО».
Электронные рецепты московские медики выписывают с 2014 года. При этом до февраля текущего года каждый рецепт создавался в ЕМИАС и распечатывался в бумажном виде. Теперь бумажный бланк не требуется, фармацевт может получить детальную информацию о назначенных препаратах из базы данных ЕМИАС после считывания QR-кода электронного рецепта с экрана телефона. Это можно сделать гораздо быстрее, чем выписывать рецепт от руки, а повторные назначения и вовсе оформляются в один клик. Рецепт можно получить и на бумажном бланке. Это важно тем, кто пока не готов пользоваться электронными назначениями, хочет купить лекарства в аптеке, которая не подключена к системе.
«Есть определенная настороженность по отношению ко всему новому, но это логично. Часть пациентов предпочитают бумажный рецепт в руках, но люди уже начинают понимать преимущества, поэтому стараются перейти на электронный вариант. Нужно больше доверять электронному здравоохранению, потому что за этим будущее», — уверен Павел Гуляев.
Как записаться на прием к врачу
1. К каким врачам я могу записаться?
Самостоятельно вы можете записаться на прием к врачам первичного звена, работающим в поликлинике, к которой вы прикреплены:
Чтобы записаться к другим профильным специалистам, на диагностическое исследование или лечебную процедуру, вам нужно сначала получить направление у врача первичного звена.
Если вы постоянно наблюдаетесь у профильного специалиста и прикреплены на динамическое наблюдение, то вы можете записаться к нему сами.
2. Как записаться на прием к врачу, отменить или перенести запись?
Вы можете записаться на прием к врачу, диагностическое исследование или процедуру:
Для записи вам понадобится номер полиса ОМС.
Предварительная запись ведется на две недели вперед. Возможность записаться на определенное время зависит от расписания и загруженности конкретного специалиста и от количества талонов, выделяемых поликлиникой для предварительной записи.
Чтобы не пропустить прием, подключите СМС-информирование в поликлинике — так вы будете получать напоминания и сообщения об изменении расписания врача.
Вы можете записать к врачу вашего родственника, друга или знакомого — для этого нужно будет указать его фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер и серию (при наличии) его полиса ОМС. Сделать это можно через любой канал записи.
Вы также можете записать к врачу нескольких детей так, чтобы их приняли в одно время. Для этого дети должны иметь московские полисы ОМС и быть прикреплены к одному участку.
Если вы не сможете прийти на прием в назначенное время, отмените или перенесите запись любым способом (независимо от того, как записались), тогда на это время сможет записаться другой пациент.
3. Как я могу попасть к врачу без предварительной записи?
Вы можете попасть к врачу без предварительной записи, если:
4. Что нужно делать после того, как я записался к врачу?
Не забудьте распечатать талон на прием с помощью инфомата в холле поликлиники. Для этого на главном экране выберите «Получить выписанный талон» и приложите к считывателю ваш полис ОМС или карту москвича, если ваш полис записан на нее.
Если у вас не получается воспользоваться инфоматом, за помощью можно обратиться к консультанту у инфомата либо на стойку информации.
5. Что делать, если я опоздал на прием?
Если вы опоздали на прием к участковому педиатру, терапевту или врачу общей практики (семейному врачу), вас направят на прием к дежурному врачу или запишут к этим специалистам на свободное время.
Если вы опоздали на прием к другому специалисту, при наличии свободного времени в расписании, вас примут в этот же день. Обратитесь к дежурному администратору или руководителю поликлиники, если в этот день в расписании нет свободного места или вы хотите перенести запись на другой день. Дежурный администратор поможет вам попасть на прием, если медицинская помощь нужна вам по неотложным показаниям.
6. Что делать, если я не смог записаться к врачу?
Проверьте, прикреплены ли вы к поликлинике, позвонив по круглосуточному телефону службы записи: +7 (495) 539-30-00. Вам нужно будет назвать номер полиса ОМС.
Убедитесь, что вы записываетесь к врачу первичного звена или к специалисту, к которому выдано направление.
Уточните, работает ли специалист, к которому вы хотите попасть на прием, в вашей поликлинике. Записаться самостоятельно к специалисту, работающему в медицинской организации, к которой вы не прикреплены, можно только после того, как вы получите соответствующее направление в своей поликлинике. Для этого вам не нужно открепляться от своей поликлиники.
7. Могу ли я поменять врача?
Да, вы можете поменять своего лечащего врача в поликлинике, стоматологической поликлинике, женской консультации с учетом согласия врача. Для этого нужно написать заявление в свободной форме на имя главного врача медицинской организации.
Здоровье
Популярные подборки
Все инструкции
Какие продукты можно получить на молочной кухне. До какого возраста ребенок может получать продукты на молочной кухне. Какие документы нужны, чтобы получать бесплатное питание на молочной кухне
Какая справка нужна взрослым при оформлении на работу. Как оформить справку формы 086/у. Каких врачей нужно пройти для оформления справки
Для чего необходима диспансеризация детям. Какова процедура прохождения диспансеризации. Каких врачей нужно пройти и какие анализы сдать
Можно ли вернуть часть налогов, если оплачивал лечение и медикаменты. Как оформить налоговый вычет по расходам на лечение родственников. Какие нужны документы, чтобы оформить налоговый вычет по расходам на медицинские услуги
Как оформить справку формы 086/у. Каких врачей нужно пройти для получения медсправки. Как долго действительна справка 086/у
Кто может получить статус «Московский врач». Как оценивается профессиональная квалификация врачей. Есть ли дополнительные выплаты для получивших статус «Московский врач»
Как вызвать врача на дом. Чем отличается скорая помощь от неотложной. Как вызвать скорую помощь с мобильного телефона. Как получить консультацию врача без выезда на дом
К каким врачам можно записаться через интернет или по телефону. Как записаться на прием к врачу онлайн. Кто может попасть к врачу без очереди и без записи
Как прикрепиться к поликлинике. Как проверить, к какой поликлинике вы прикреплены. Как часто можно менять поликлинику
Кто может пройти диспансеризацию и в каком возрасте это можно сделать. Осмотр у каких врачей-специалистов нужно пройти и какие анализы сдать. Как пройти профилактический медосмотр
Что нужно знать, чтобы получать медицинские услуги бесплатно. Как и зачем оформлять полис обязательного медицинского страхования. Как прикрепиться к поликлинике и записаться к врачу онлайн. Когда проходить диспансеризацию и какие обследования в нее входят.
Как получить экстренную психологическую помощь. Кто может получить очную психологическую помощь. Как записаться на прием к психологу
Что необходимо для получения бесплатной или платной стоматологической помощи. Куда обратиться за неотложной стоматологической помощью и как записаться на плановый осмотр
Александр Брагин: Что изменила электронная медицинская карта в жизни москвичей
Четыре месяца после старта
Александр Игоревич, ваша поликлиника одной из первых в городе перешла на новый формат работы. Как вы оцениваете первые результаты?
Александр Брагин: Признаюсь, у нас, конечно, были опасения, как при любом новом деле. Многие с трудом представляли себе, как вообще можно обойтись без бумажной карты? Той самой, которую еще недавно медработники никому не могли доверить. Стопку карт в кабинет врача перед каждым приемом приносила из регистратуры медсестра. Ребенка направили к другому специалисту? Карту из кабинета в кабинет снова передавала только медсестра. И совсем другое дело электронная карта. Родители имеют к ней полный доступ. Могут посмотреть все анализы, заключения специалистов, назначения, а затем дома в спокойной обстановке обсудить, как идет лечение ребенка, что бы они хотели еще сделать. Если надо, получить второе мнение у врача-эксперта и при этом ни у кого не просить никаких выписок.
Может ли врач частной поликлиники войти в карту ребенка?
Ребенок нуждается в лечении в больнице. Стационар, в который его направят, имеет доступ к его электронной карте в поликлинике?
Александр Брагин: Направление в электронном виде формы 057 стационар получит из поликлиники раньше, чем мама придет туда с ребенком, имея на руках бумажное направление. Сейчас ведется работа по подключению стационаров к ЕМИАС, в скором будущем электронные медкарты будут открыты уже для всех стационаров города. Это позволит врачам ознакомиться со всей историей болезни ребенка и выстроить на ее основании более эффективную тактику лечения. Выписку о результатах лечения стационары уже сейчас направляют нам в электронном виде, и она тоже находит свое место в электронной медицинской карте.
Чтобы поставить ребенка на учет, мамы новорожденных приходят в поликлинику по традиции с обменной картой?
Александр Брагин: Только те, кто хочет этого по собственному желанию. Но таких с каждым годом все меньше. Большая часть пишут заявление на госуслугах, и ребенок прикрепляется к поликлинике у нас автоматически. Могут родители воспользоваться и помощью патронажной медсестры, которая навещает семью после выписки из роддома. Она возьмет их заявление и принесет его в поликлинику.
Как по-вашему, почему переход на электронную медицинскую карту в Москве начался именно с детских поликлиник? Проще было оцифровать, так как дети не успели накопить такого букета болезней, как взрослые?
Александр Брагин: Да, это уже следующий уровень цифровизации поликлиники. Могу с гордостью сказать, что мы его тоже запустили. Еще одно уникальное явление, которое помогает мне, главному врачу поликлиники, на экране планшета оценить здоровье не только каждого отдельно взятого ребеночка, но и всех детей на каждом участке, в каждом районе. Увидеть тенденции, проанализировать, чем они вызваны и принять необходимые решения.
Справки отменяются
Сходила мама с заболевшим малышом в поликлинику. Врач назначил лечение. Рецепт выдаст тоже в электронном виде?
Александр Брагин: Все рецепты сейчас электронные. Конечно, можно получить на бумажном бланке, но в распечатанном виде. В чисто электронном виде можно посмотреть в самой карте.
А справки в каком виде вы даете? Например, самую популярную 095/у?
Бумажную справку по форме 095/у отменили в апреле этого года, многие родители не верили, и даже зная, что у них есть доступ к электронным медкартам детей, и что врачи говорят: справка уже отправлена в вашу школу, детский сад, все равно просили: ну, дайте все-таки на всякий случай и бумажный вариант. В этом году, надеюсь, таких недоверчивых будет уже меньше. Еще раз всем напоминаю: приносить бумажную справку по форме 095-у после болезни ребенка в школу и детский сад не нужно.
«Бессправочное» возвращение в школу возможно только у ребят, прикрепленных к пилотным поликлиникам?
Какая же участь постигла сами бумажные медицинские карты? Их выбросили на помойку?
Александр Брагин: Ни в коем случае. Лежат в целости-сохранности в нашем архиве. Посмотреть в них что-то, если кому-то вдруг потребуется, не составит никакого труда. Только вот таких случаев за прошедшие четыре месяца после запуска пилота припомню не больше десятка.
Не только карты
Александр Брагин: Онлайн-запись, разумеется, используем. Чат-бот для сбора жалоб на самочувствие пациента применяется только во взрослых поликлиниках перед приемом к терапевту. Мы видим будущее в более широком использовании аудиопротоколов после визита к врачу, приглашений на профосмотр, на прививку, которые можно послать родителям. Обсуждаем с департаментом образования и департаментом информационных технологий возможность для врачей шире использовать электронный дневник. Папы и мамы заглядывают в него гораздо чаще, чем в поликлинику. Поэтому есть смысл обращать их внимание в дневнике, например, на ту же осанку ребенка или плоскостопие, необходимость пройти профосмотр и так далее.
Александр Игоревич, вы готовы рекомендовать своим коллегам из других поликлиник последовать вашему примеру и тоже перейти на электронную медицинскую карту?
В то же время академик РАН, глава Центра имени Дмитрия Рогачева, Александр Румянцев считает, что цифровизация требует от медиков всех уровней очень высокого уровня подготовки.
Александр Брагин: Полностью согласен. Не только классической подготовки врача, но и умения работать с электронной медицинской картой. Учить этому будущих докторов нужно уже на студенческой скамье, современная медицина без цифровизации невозможна.