Для чего нужна философия аргументы
За и Против: Нужно ли преподавать философию?
27 января 2018 года в Дискуссионном Клубе Полтава состоялась дискуссия по теме: Нужно ли преподавать философию?
Аргументы позиции утверждения (нужно) подготовил и озвучил Эволюционер (дискуссионное прозвище), аргументы позиции возражения (не нужно) — Кихот (дискуссионное прозвище).
Почему такая тема?
Многие из нас не видят в философии никакого смысла, а если видят смысл, то не видят в ней пользы. А кто-то считает философию незаменимым инструментом мировосприятия цивилизованного человека.
Мы решили запустить этот вопрос в мясорубку метода дискуссии по правилам Дискуссионного Клуба Полтава. Какие выводы получим на выходе?
Видео дискуссии
Аргументы сторон
Для этой публикации значительно сокращены, полные аргументы на видео:
Первый, синий аргумент «За»
Эволюционер: Философия — это главная наука.
Философия (в переводе с греческого — любовь к мудрости) считается первой наукой. Большинство известных нам древних мудрецов мы называем философами — Сократ, Аристотель, Диоген, Платон.
Философы были первыми учёными, благодаря стремлению к знаниям, первыми социальными деятелями, благодаря мудрости, и первыми адвокатами, благодаря красноречию.
[. ] главный объект философского освоения — естественная и неизменная природа (сущность) человека. Энгельс писал: «Философия — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления». А Платон считал, что «горе тому государству, которым не управляют философы».
[. ] философия — это не наука, а специфическая форма духовной культуры.
[. ] Философия по-прежнему остаётся чем-то большим — сферой работы человеческого разума, создающего науку и культуру. [. ]
Первый, синий аргумент «Против»
Кихот: Зачем нам вчерашние дырявые носки?
Философия —это как сырое мясо.
Пока мы не приручили огонь, мы ели мясо сырым. Оно усваивалось в нашем организме кое-как. Вместе с сырым мясом в организм попадали глисты, которые нас поедали изнутри. После укрощения огня появилась кулинария. Теперь мы мясо жарим, варим, парим. Делаем фарш и лепим пельмени. И желудку приятно, и организму польза. Паразиты при жарке-варке погибают. Мясо сырое и мясо в пельменях — это две большие разницы.
То же и наше сырое мясо философия.
Философия нужна была, когда не было науки в том понимании, как мы её знаем сейчас. Философия способом болтологии пыталась объяснить всё сущее, которое нас окружает. Она пыталась понять, как всё устроено. Пыталась понять, используя ту штуку, которую каждый из нас имеет во рту, и которая болтается между зубами.
На руинах философии вырос научный метод. [. ]
Второй, зелёный аргумент «За»
Эволюционер: Незнание философии ограничивает мышление человека.
[. ] Философию нередко представляют, как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Отсутствие сиюминутной пользы совсем не свидетельствует о бесполезности того или иного предмета.
Изу¬чая философию, мы развиваем своё мышление, тренируем наш мозг, как спортсмен тренирует своё тело, чтобы впоследствии успешно справ¬ляться с различными профессиональными и жизненными задачами. Поэтому изучение основ философии можно начинать в средних классах школы. А также в ПТУ и колледжах. [. ]
Философия — это широта и свобода мышления. Философы раскачивают наше сознание своими утверждениями, и не всегда для того, чтобы что-то утвердить, а для того, чтобы разбудить наше сознание. [. ]
Второй, зелёный аргумент «Против»
Кихот: Если жевать не глотая, можно подавиться слюной.
Ходит байка, что Энштейна спросили высказаться насчёт философии. Он ответил: это нечто такое, что можно без конца жевать, а глотать нечего.
Вот вам и вся философия.
[. ] Что изучает предмет философия?
[. ] Где когда какой философ что сказал, какие понятия ввёл, что думал по тем или иным предметам. [. ] Зачем нам это всё старьё? Какова практическая польза от подобного умничанья сегодня? Когда есть, как я уже говорил, научный метод, который позволяет находить конкретные решения конкретных проблем, которые перед нами стоят.
В таком старорежимном виде философия нужна небольшому числу специалистов. Любителей. Ценителей. Эстетов.
Для подавляющего большинства она не представляет никакой практической пользы.
Третий, красный аргумент «За»
Эволюционер: Глобальные перемены в мире происходят на уровне философского восприятия.
Если человек хочет разобраться в глобальных социальных, экономических явлениях, то ему следует разбираться в причинно-следственных связях. Не путать причину со следствием может только человек с философским складом мышления.
[. ] Любые социальные формации возникли из философии. Например, капитализм и коммунизм — это философии, выведенные в идеологию. Например, капитализм — протестантизм, идеи Адама Смита, Давида Рикардо, Джона Кейнса, мысли Макиавелли, труды Вебера и философия Маркса.
Коммунизм — это убеждения ордена францисканцев, это Джерард Уинстенли, Бабёф, Фурье, Кампанелла, и его «Город Солнца» и тот же Маркс.
В основе всего стоит идея, а идея — это философия. Современным миром правят идеологии, их создание невозможно без философии, ровно, как и понимание их сути.
Ещё большее влияние имеют философские парадигмы, которые в отличие от идеологий, остаются в тени для непосвящённых. [. ]
Деонтология — учение о морали [. ]
Консеквенциализм — напротив, это группа теорий, где результат превалирует над действием. Его историческими формами являются такие нормы и теории, как:
Надо отметить, что именно консеквенциализм является основой аргументации в современной политике и культуре. [. ]
Третий, красный аргумент «Против»
Кихот: Мозаика слона.
Расскажу индийскую притчу.
Шесть слепых мудрецов решили понять, что такое слон.
Первый коснулся бока слона: «Какой гладкий! Слон похож на стену». Второй коснулся хобота: «Какой круглый! Слон похож на змею». Третий коснулся бивня: «Какой острый! Слон похож на копье». Четвертый коснулся ноги слона: «Какой высокий! Слон похож на дерево». Пятый коснулся уха слона: «Какой широкий! Слон похож на опахало». Шестой коснулся хвоста слона: «Какой тонкий! Слон похож на веревку».
Они начали спорить, каждый доказывал своё видение. За этим наблюдал простолюдин и сказал им, что каждый из них прикоснулся только к одной части слона и, если сложить их вместе, они поймут, что такое слон.
То же и с нашей философией, которая и есть слон.
Изучив несколько предметов, например, географию, биологию, математику, историю, физику и так далее, поняв их общие законы и закономерности, мы уже постигли философию. Ведь философия — это по сути знание общих закономерностей всего сущего. А каждый предмет в отдельности представляет нам отдельную часть этого сущего.
[. ] Так вот мозаика из всех этих предметов и есть простейшая философия.
Итог аргументов сторон
Эволюционер : итог аргументов в пользу того, что философию преподавать нужно:
Кихот : итог аргументов в пользу того, что философию преподавать не нужно:
Общий итог дискуссии
Философия является древней протонаукой, которая пыталась решать вопросы бытия средствами исключительно болтологии. Но после того, как появился научный метод и наука в современном её понимании и виде, значение философии уменьшилось. Фактически современные науки взросли на перегное философии, как зерно на удобренной карбамидом почве.
Вместе с тем философия и по сей день востребована, поскольку создаёт в обществе дух размышления. Кроме того, она является неким междисциплинарным клеем, соединяющим все науки воедино для выработки основанного на этих науках целостного мировоззрения. И посему именно философия помогает каждому понять суть смысла бытия (жизни), что является хорошим, а что плохим. Как жить, зачем жить?
На основании изложенного считаем преподавание философии необходимым. Другое дело — как её нужно преподавать, по каким программам? Кто её будет преподавать? Если эти последние вопросы не будут решены эффективно, то преподавать философию не только не нужно, но и вредно.
Голосование
Просьба голосовать после ознакомления с аргументами, для вынесения своего рассудительного решения.
Нужно ли преподавать философию?
Зачем нужна философия в современном мире?
Уж много лет меня слегка беспокоил вопрос: зачем нужна философия в современном мире и является ли она наукой? Философы бесспорно называют себя учеными, а вот среди других гуманитариев и естественников нет такого единодушия.
Надеюсь, что хоть кто-то хоть что-то в комментах дельное напишет или скажет что можно прочесть по этому вопросу, чтобы я раз и навсегда все для себя прояснил.
Какие области человеческой деятельности можно отнести к науке? Те, где есть некие факты, анализируя которые, можно прийти к некоторым предположениям. Доказав такое предположение получим новое знание, которое позволяет делать прогнозы и получать новые знания.
1) Философия в целом отвергает реальные эксперименты. Мол реальный опыт ничему не учит и ничего не дает, любой опыт принципиально не завершен, а поэтому подходят только размышления, мысленные эксперименты. В связи с этим получаем, что на один и тот же вопрос разные философы могут отвечать совершенно противоположным образом.
Из-за этой специфичности философия и предсказывать достоверно мир (в широком смысле. Это и общество, и природа и тп) не может.
Ок, если я где-то не прав и чего-то не знаю, не понимаю, тогда хочу для себя прояснить:
Есть ли какой-то прогресс в философии за последнее время? (не знаю.. за 10 лет? или 50? Ну или хоть за 100?)
Есть ли примеры взаимодействия философов и ученых других наук, которые привели бы к каким-либо открытиям?
С какими материалами стоит ознакомиться, чтобы понимать с чем сейчас работает философия? Какие проблемы перед ней стоят и как она их решает?
На каких ведущих философов современности и на какие их работы стоит обратить внимание?
За любые дельные ответы буду очень благодарен.
Философия
1.1K постов 4.3K подписчика
Правила сообщества
Сообщество создано ради общения, поэтому не рассчитывайте на помощь с поднятием рейтинга.
Огромная просьба: не выкладывайте посты, нацеленные на разжигание религиозных войн. Все аргументы сторон мы уже давно изучили;)
Дешевые провокации, откровенная дичь, а также посты не по теме сообщества будут перемещаться в общую ленту сразу после объяснения причин.
Философия это наука правильно задавать вопросы и вообще их задавать. Она не дает универсальный ответ на твой вопрос, она лишь спрашивает, а то, что ты видишь это действительно так. Сама по себе она является частью каждой дисциплины и не только гуманитарной.
Так, к примеру одна из самых распространенных проявлений философии в жизни это деонтология, наука о морали. Ведь для тебя не секрет, что как только человеку становится плохо, то он бежит к врачам с требованием ему помочь, со словами «вы давали клятву Гиппократа». Но спроси их, читали ли они сами первую версию этой клятвы, где, к примеру говорилось о том, что врачу нельзя «делать сечения у страдающих каменной болезнью» или «аборты». По этой логике, все кто страдает этими болезнями должны умереть т. к. им не помочь. В момент написания этой клятвы, медицина действительно была слаба в этой области и вторжение во внутренности человека было с родни нарушению запрета «не навреди». Но сейчас это абсолютно стандартные процедуры, не вызывающие сколь бы то ни было проблем. Таким образом, деонтология не только не отрицала прогресса, но и наоборот его «легализовывало» там, где это только было возможно в соразмерности с другими принципами.
Философия сегодня это таже наука, что и тысячу лет назад, которые пытается дать ответ на вопрос, который в момент его постановки лежит за границей их экспериментальной проверки и надежда только на поиск разумного решения в рамках восприятия имеющейся информации.
Возвращаясь к примеру о медицине, то на сегодняшний день вопросы в области применения многих новых генных технологий, чей результат еще слабо прогнозируемый, является достаточно интенсивно развивающимся сегментом философских знаний и насколько близкое к верному решению удастся найти людям работающим в области исследования морали, тем больше шансов нам «не навредить» самим себе по средством принятия необходимых законов.
Для ученого философия нужна, в первую очередь, для формирования некой базы в мировоззрении.
Тут скорее философия рассматривает первая некоторые вопросы. Так сказать закладывает основы вопросов.
Последний пример: права клонов и тд. Является клон идентичен оригиналу? Может ли клон претендовать, допустим, на наследство. На стыке права и философии.
Не знаю ответил ли на твой вопрос, но вроде должен
Боже! Какая на редкость интересная тема!
Раньше любила после коньяка придаться подобным рассуждениям)
Арутюнян М.П. феномен мировоззрения.
Неподготовленому читателю сложновато будет, нужна база, но может что интересного для себя по вашему вопросу найдете.
Я помню только таких фелосафоф
Ричард Докинз. Перерастая бога. Пособие для начинающих
Когда священники слышат имя Ричард Докинз, они начинают нервно теребить свой крестик 🙂
Что интересно (мне =), я про Докинза узнал, прослушав его книгу «Бог как иллюзия», сильно меня впечатлившую. А уже потом узнал, что он известнейший эволюционный биолог. Какое совпадение, учитывая нынешнее мое увлечение молекулярной биологией 🙂
Докинзу достаточно было написать только одну книгу «Эгоистичный ген», чтобы стать одним из самых цитируемых и вдохновляющих многих ученых. Но Докинз написал много книг 🙂
Похоже Докинза попросили покороче и попроще переписать свои предыдущие книги, взяв за основу «Бог как иллюзия». Так в 2019 году появилась его последняя книга «Перерастая бога. Пособие для начинающих».
ИМХО полезно для привлечения новых читателей, которые могут заинтересоваться и прочитать потом другие его книги.
Хорошо прочитана в аудио.
Последнее путешествие
Есть одна замечательная теория, которая вносит рациональный контекст в религиозные и духовные практики, особенно про вечную жизнь после смерти, Ад, Рай, и все в таком духе, но и не только.
Начать придется издалека, но в конце, обещаю, все встанет на свои места.
Для начала разберемся что же такое наше восприятие и как работает наш мозг.
*заметка на полях* Если научиться управлять балансом нейромедиаторов и гормонов, то мы сможем быть счастливы дефолтно.
Итак, теперь перейдем к более сложной части.
Теперь о чем таки эта статья.
Придется немного поговорить о смерти, о клетках и об их функциях.
Клетка человеческого тела увеличивает свою активность в десять раз за каждый градус температуры. Т.е если нагреть клетки на 3 градуса, то это увеличит их биологическую активность в 1000 раз. Перед естественной смертью тело нагревается на примерно 1.5 градуса по Цельсию.
Перед смертью огромное количество нейромедиаторов высвобождаются в нервную систему. В зависимости от того, какие чувства испытывает человек перед этим последним путешествием, будет зависеть какие образы он увидит.
Каждый получит именно то, что составляет его реальность.
А теперь вишенка на торте.
Последнее путешествие _никогда_ не закончится, и будет вечным.
При этом пока она есть, пока человек первые 2-3 минуты сохраняет сознание, он по факту может участвовать в этом посмертном путешествии в небытие.
P.S: это всего лишь фентезийная теория, не претендующая на достоверность (;
А какую вечность готовите себе Вы?
Книги о мозге, сознании и эволюции человека. Часть 2
В сегодняшнем посте я продолжу рассказывать о своих любимых книгах о работе мозга и соответственно нашей психики.
Человеческий мозг представляет собой сложнейшее из известных «устройство». Для того, чтобы наша психика функционировала хорошо, требуется слаженная работа целой кучи нейронных сетей. Эрик Кандель, американский психиатр и нейробиолог, показывает нам, как «поломки» в определенных частях мозга или нервных путях приводят к депрессии, необъяснимым тревогам, шизофрении, биполярному расстройству и ПТСР, и почему эти знания важны для понимания здорового мозга. В книге рассказывается история про развитие психиатрии и неврологии, а так же про то, как в нашем мозге взаимодействуют сознательные и бессознательные процессы.
Книга о жизни людей с неврологическими проблемами. Как они выживают в непривычном мире, который создает поврежденный мозг? Это не совсем научно-популярная книга, в ней чувствуется желание автора поднять и философские вопросы, вопросы о том, что такое личность, и как следует относится к своей болезни.
Детерминизм
Книги о мозге, сознании и эволюции человека
В сегодняшнем посте я отойду от темы когнитивно-поведенческой терапии и хочу рассказать о своих любимых книгах о работе мозга и соответственно нашей психики.
Книга написана известным астрофизиком Карлом Саганом, автором научно-фантастического романа «Контакт». Рассматривается эволюционное развитие нервной системы.
Журналистка, пишущая о нейрофизиологии и нейропсихиатрии, рассказывает об устройстве нашей памяти, развитии нервной системы и основных принципах ее функционирования. Рассматриваются очень интересные и необычные опыты.
Доступный и понятный текст на сложную тему.
Книга ни сколько об устройстве мозга, сколько о попытках науки и философии разобраться с проблемой сознания. Рассматриваются философские идеи о взаимоотношениях между мозгом и сознанием, научные теории о принципах работы нервной системы. Автор максимально не предвзят и свое собственное мнение сообщает лишь в самом конце. Так же рассматриваются с научной точки зрения провокационные идеи и околомистические явления такие как сонный паралич, внетелесные переживания, трансовые состояния, околосмертный опыт.
Наши поступки и мораль рассматриваются с точки зрения нейробиологии, эндокринологии и психологии. Что произошло за секунду, минуту, день, месяц, тысячи лет до нашего поступка и сделало его именно таким? Самое материалистическое о человеке, что мне только попадалось. Для кого-то это может оказаться минусом или чем-то гнетущим, для меня это оказался огромный плюс. Объемный труд, требующий внимательного чтения, а иногда и гугления. В конце приведен список всех использующихся терминов.
Подобная литература вызывает двоякие чувства. С одной стороны немного не по себе, чувствуешь всего лишь себя сложным автоматом, функционирующим по законам природы. Но в то же время, понимаешь насколько безумно сложным является этот «автомат», насколько сложная логика в нем реализована, раз позволяет существовать всему спектру человеческих явлений, включая способность любить, испытывать муки совести и совершать подвиги.
Картинка взята с freepik.
Старение и бессмертие: взгляд биолога
Данная заметка написана по просьбе комментатора.
Когда я обучался в магистратуре, нам читал лекции профессор Валерий Степанович Тырнов, исследователь старения. Натура увлечённая, он рассказывал немало удивительного. Например, о том, что обнаружил на сыре штамм плесени, способный расти при отрицательных температурах, который содержит в морозилке, несмотря на протест жены. Профессор надеялся принять с этим штаммом участие в экспериментах, изучающих возможности терраформирования Марса. Ещё он рассуждал о внедрении в геном человека генов, отвечающих за фотосинтез, с целью получения «зелёных человечков», питающихся солнечным светом. Когда я сдавал экзамен профессору, у него уже отказывало зрение. В следующем семестре Валерий Степанович умер. Он пытался успеть победить старение, но не успел. Рассуждая вслух, Валерий Степанович говорил, что первый заметный признак старения у человека проявляется очень рано, зачастую – в подростковом возрасте. Это – кариес постоянных зубов.
Говоря о старении и естественной смерти, мы имеем в виду, прежде всего, многоклеточных животных. Среди одноклеточных и растений явления старения и смерти весьма размыты. Да, согласно новым научным данным, существует т.н. клональное старение штаммов микроорганизмов: для одних существует ограниченное количество делений митозом (бесполое размножение), для других биологические часы обнуляются лишь в одной из разделившихся половинок. Это т.н. репликативное старение. Многие исследователи говорят о хронологическом старении самих клеток простейших организмов. Но это лишь с одной стороны. С другой стороны, теоретически бессмертны растения, размножающиеся вегетативно. Кто может сказать, сколько лет существует традесканция, высаженная в горшок черенком, отделённым от традесканции из другого дома, и та, в свою очередь, когда-то была черенком… Это всё один и тот же геном, один и тот же индивидуум, с генетической точки зрения. В центре пустыни Мохаве произрастает King Clone – клональная колония креозотового куста (Larrea tridentata), возраст которой оценивается в 11700 лет.
Наблюдения за гигантскими груперами (Epinephelus lanceolatus), длиной 2,5 м. и весом до 400 кг. (живут 100-120 лет) показали, что старые особи проигрывают конкуренцию молодым. Они менее поворотливы из-за огромных размеров, зачастую не имеют возможности спрятаться в пещеру. Но они не стареют. Они по-прежнему отлично видят малейшее шевеление усика креветки из-под дальнего камня. Они просто перерастают свою экологическую нишу.
Максимальная продолжительность жизни человека – 120 лет.
Теперь попробуем классифицировать современные теории старения. Во-первых, следует выделить 2 большие группы эволюционных теорий старения.
Весьма популярны ныне теории, связанные с т.н. лимитом (пределом) Хейфлика. Такова теломерная теория Оловникова. В соматических клетках с диплоидным набором хромосом размеры теломер (участков ДНК на концах хромосом) с каждым делением клетки сокращаются, по причине отсутствия фермента теломеразы в клетке. Когда теломеры станут достаточно коротки, ДНК-полимераза потеряет способность реплицировать концы молекулы ДНК. Включается процесс апоптоза – запрограммированного саморазрушения клетки. Так, предельное число делений для клеток человеческого организма – 52 деления.
Клетки, в которых функционирует теломераза – бессмертны. Таковыми являются половые и раковые клетки. Полагается, что теломераза исчезла в соматических клетках не случайно, а для подавления опухолеобразования.
Линия клеток HeLa из раковой опухоли шейки матки пациентки по имени Генриетта Лакс, умершей в 1951 г, считается бессмертной. В декабре 1960 года клетки HeLa первыми полетели в советском спутнике. В 1968 г. на борту советского космического аппарата «Зонд-5» они облетели вокруг Луны. Эти клетки эволюционировали за прошедшие годы. Иногда они способны заражать культуры других клеток. Лен Ван Вален описал эти клетки как новый вид организмов – Helacyton gartleri, впрочем, обычно биологи не относятся к последнему всерьёз.
Рассмотрим теперь теории, рассматривающие старение как следствие повреждения клеток. Это вторая группа теорий старения.
Действительно: в мире стареет всё. Изнашивается ботинок, точит вода камень, солнца превращаются в красные гиганты… Эта группа теорий старения рассматривает старение как результат отсутствия программы репарации и способна вызвать некоторый психологический дискомфорт. Ведь написать программу это совсем не то, что просто её удалить, не так ли?
Рассмотрим одну из таких теорий, т.н. теорию накопления мутаций. Согласно этой теории, предложенной Питером Медаваром в 1952 году, естественный отбор препятствует накоплению вредных мутаций, проявляющихся до возраста, достижение которого необходимо организму для реализации репродуктивных функций. Далее действие естественного отбора ослабевает, и накопившиеся вредные мутации, проявляющиеся после прохождения организмом репродуктивного цикла, обеспечивают феноменологию старения. Очевидно, что домовой мыши с быстрым метаболизмом, маленьким тельцем и быстрым репродуктивным циклом, долгая жизнь ни к чему, другое дело – огромный слон, которому необходимо выносить слонёнка. Не отвергая ценного наблюдения о существовании некоторой корреляции между длиной репродуктивного цикла и продолжительностью жизни, отметим, что на настоящий момент теория накопления мутаций остаётся гипотезой.
Гораздо ближе автору этих строк т.н. теория одноразовой сомы. Согласно этой теории, в процессе эволюции стоял вопрос об ограниченности ресурсов. Ресурсы могли быть потрачены на репарацию, а могли быть потрачены на другие функции. В итоге они были потрачены на репарацию (восстановление) ровно на столько, сколько необходимо для реализации репродуктивного цикла. Поскольку жизнь это эволюция нуклеиновых кислот… И природа любит оптимизацию: у полихет – множество параподий, у их потомков членистоногих число ног с повышением уровня организации сокращается. У речного рака 5 пар ходильных ног, у паука – 4, у насекомых – 3, а клопу водомерке для прыжков по воде достаточно 2 пары, 3-я пара передних лапок – специализирована. В целом, данный взгляд на эволюцию старения разделяется основной частью биологического сообщества.
Однако, эволюционные теории старения рассматривают этот процесс в самых общих чертах. Отдельной категорией следует отметить теории старения, рассматривающие конкретные механизмы старения. Одну такую теорию (связанную с пределом Хейфлика) мы уже рассмотрели. Другая подобная теория – свободнорадикальная теория старения. Она утверждает, что старение происходит из-за накопления в клетках повреждений, нанесённых свободными радикалами с течением времени. Свободными радикалами называются молекулы или атомы, содержащие один или несколько неспаренных электронов на внешнем электронном уровне. Очевидно, что в основе этой теории во многом лежит эмпирическое наблюдение: животные с интенсивным метаболизмом живут меньше, чем животные с медленным метаболизмом. Сравните землеройку и черепаху. Одна из модификаций свободнорадикальной теории – митохондриальная теория старения, отводящая ключевую роль в процессе таким органоидам клетки, как митохондрии. Вряд ли свободные радикалы являются единственной причиной старения, однако, не следует забывать, что данный подход предполагает возможность увеличения продолжительности жизни при соблюдении определённой диеты (низкокалорийной) и регулярных занятиях спортом.
Автор этих строк придерживается взгляда, что старение связано с множеством механизмов. По аналогии с ботинком: он стирается, и одновременно у него может отклеиваться подошва. Это т.н. системный подход к старению, разделяемый большинством биологов.
Человек мечтает о вечной молодости и бессмертии с тех пор, как осознал себя смертным. Николай Фёдоров, предтеча и вдохновитель Циолковского, мечтал о воскрешении в будущем всех, когда-либо живших, силами науки. Эта идея не так утопична, как может показаться на первый взгляд, если учесть, что человеческий разум трансформирует в природе всё, с чем не может смириться. Люди не могли смириться с тем, что не способны летать, и, в конце концов, создали летательные аппараты. Может ли человек смириться со смертью близких? Нет.
Однако, сейчас нас интересует лишь остановка старения: существует ли в природе радикальный механизм омоложения? Доктор биологических наук Николай Мушкамбаров считает, что таким механизмом является мейоз – процесс образования половых клеток, известный каждому из школьных учебников биологии.
И вот тут нам придётся вступить в область научной фантастики.
Механизм обнуления биологических часов существует, и этот механизм воспроизводится в процессе полового размножения. Однако, обновлённый организм отличается от исходных родительских, но главное – занимает отдельное, искривлённое по Вернадскому, пространство. Даже если мы говорим об эмбрионе в теле матери. Доктор Мушкамбаров рассуждает о возможности запустить необходимые для обновления процессы мейоза в соматических клетках, нужно только полностью определить гены, ответственные за разные аспекты мейоза. Конечно, Мушкамбаров, оговаривается, что пока речь идёт о фантастическом проекте.
Однажды я беседовал обо всём этом со специалистом по старению (на тот момент – кандидат наук, преподаватель МГУ). Он отвечал, что его мысли движутся в том же направлении.
Тут возникнет множество этических противоречий. Подобная власть над биологической природой означает утрату смысла не только для таких понятий как возраст, пол, раса, внешний облик (всё это окажется легко трансформируемым в течение жизни), но и для привычных нам всем свойств человеческого организма (вспомните зелёных человечков профессора Тырнова, или человека-амфибию Беляева). Да, это философия трансгуманизма. Не цифровой трансгуманизм (киборгизация или оцифровывание человека, что мне неприятно), но биологический. Однако, прежде чем пугаться, задумайтесь над тем, что трансгуманистические преобразования начинаются ещё тогда, когда первобытный человек впервые применил зубный протез. Вопрос лишь в мере…
Вдумайтесь, как мало живёт человек. Если вы увлекаетесь историей, палеонтологией, фантастикой, следите за политическими событиями, вам должно быть знакомо это чувство: вы никогда не узнаете, что будет через двести, тысячу лет… Не увидите смены формаций, не увидите новой, посткайнозойской эры… Не узнаете, есть ли жизнь в пределах иных звёздных систем. При том, что можете свободно перемещаться в воображении сквозь тысячелетия и эоны в прошлое. Доживём ли? Я считаю, что шанс дожить до ощутимого продления срока жизни у нас есть, а там глядишь, и. Конечно, увеличение численности населения предполагает освоение дальнего космоса.
Фридрих Энгельс полагал свободу осознанной необходимостью и говорил о скачке из царства необходимости в царство свободы. Именно о таком прыжке в царство биологической свободы, при условии познания биологических необходимостей, идёт речь. Ещё буддистские философы мечтали остановить колесо Сансары, бесконечный круговорот рождений, страданий и смертей. Жизнь в древней Индии была настолько тяжела, что эта остановка мнилась мрачным для современного человека способом: уходом в абсолютное небытиё. Когда я однажды впервые воспроизвёл биуретовую реакцию на белок в лаборатории, то вдруг осознал, что в этом и заключается конечный смысл науки биологии: остановить колесо, и каждая установленная учёными реакция, позволяющая идентифицировать те, или иные биологические молекулы, подобная этой, окрашивающей содержимое пробирки в лиловый цвет, каждая новая формула, приближает человечество к этому часу. Майский ветер с запахом пыльцы врывался в раскрытое окно, хотел бы я вновь пережить эту гамму чувств…
В заключение отмечу вот что. Рыночная экономика не заинтересована в индивидуальной эволюции и бессмертии каждого. Подобно тому, как биологическая эволюция заинтересована лишь в продлении рода, она заинтересована в умножении прибыли. Подумайте об этом.