Для чего нужна физика пожарному
Физика в профессиональной деятельности спасателя
Просмотр содержимого документа
«Физика в профессиональной деятельности спасателя»
«ФИЗИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПАСАТЕЛЯ»
Современная цивилизация все более интенсивно влияет на окружающую среду, являясь источником все новых опасностей. Из-за аварий и катастроф мировое сообщество ежегодно теряет более 10% совокупного валового продукта. В России в последние десятилетия только число погибших людей на пожарах за год составляет более 10 тыс. человек. Большое внимание решению проблем обеспечения безопасности людей уделяет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) России, сотрудники которого, рискуя жизнью, ежегодно спасают десятки тыс. человек. Одним из путей повышения эффективности действий всех подразделений МЧС России является совершенствование профессиональной подготовки пожарных и спасателей. Этому способствуют новые требования к выпускникам учебных заведений МЧС России. Неотъемлемой частью полноценного образования, вносящего вклад в развитие личности будущего сотрудника МЧС, готового самостоятельно и квалифицированно решать поставленные задачи является изучение физики. Поэтому для повышения качества образования в сузах МЧС России необходимо совершенствовать методику обучения физике, как фундамента профессионального образования.
Под профессиональной направленностью обучения физике понимается ориентация фундаментального курса физики на будущую профессиональную деятельность курсантов, установление взаимосвязей со специальными дисциплинами и создание основы для формирования профессионально важных компетенций выпускника.
Под готовностью к деятельности в экстремальных ситуациях с точки зрения обучения физике предлагается понимать наличие прочных теоретических знаний и практических умений, применяемых для осуществления профессиональной деятельности, в различных ситуациях, возникающих при осуществлении пожарной и техносферной безопасности. Профессиональная деятельность сотрудников МЧС России, по сути, является экстремальной и ежегодно находится на вершине рейтинга самых опасных профессий, как в нашей стране, так и в мире. Поэтому в данном исследовании понятия «профессиональная деятельность», «деятельность в экстремальных ситуациях» и «деятельность в ЧС» близки по значению.
На защиту выносятся следующие положения:
Под готовностью к деятельности в экстремальных ситуациях с точки зрения обучения физике понимается наличие у обучающихся прочных теоретических знаний и практических умений, применяемых для осуществления профессиональной деятельности, в различных ситуациях, возникающих при осуществлении пожарной и техносферной безопасности. При обучении физике готовность курсантов сузов системы МЧС России к деятельности в экстремальных ситуациях может быть сформирована при условии реализации в методике обучения физике принципа профессиональной направленности, предполагающей в процессе фундаментальной подготовки проведение с точки зрения физики анализа различного рода экстремальных ситуаций, возникающих в будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Профессионально направленный контент должен использоваться на всех видах занятий. На лекциях это описание различных ЧС или деятельности подразделений МЧС РФ как иллюстраций явлений и законов физики; на практических занятиях решение задач, в условиях которых представлены модели ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности сотрудника МЧС; на лабораторных занятиях знакомство с возможностями применения физических методов исследований при решении задач обеспечения ПБ и ТБ, работа с приборами, аналоги которых используются в профессиональной деятельности.
Одним из условий формирования готовности является использование технологии дополненной реальности, в основе которой лежат компьютерное моделирование и симуляции различных ситуаций, возникающих в деятельности МЧС России.
Показателями готовности обучающихся в образовательных организациях системы МЧС России к профессиональной деятельности являются: уровень владения теоретическим материалом по физике и специальным дисциплинам; уровень сформированности профессионально важных умений: умение анализировать ситуацию, умение быстро принимать решения в постоянно меняющейся обстановке; умение правильно выбирать силы и средства для решения задач; уровень мотивации к профессиональной деятельности и т.д.
Физика как основа профессиональной подготовки студентов и курсантов системы МЧС России
Проблема профессиональной направленности обучения возникла уже достаточно давно и освещена во многих трудах как в России, так и за рубежом. Большинство западных специалистов считают, что институты системы образования должны тесно сотрудничать с органами по трудоустройству и совместно участвовать во всех этапах подготовки выпускника.
В диссертации А. А. Измайловой рассмотрены проблемы связи фундаментальных и технических дисциплин. В исследовании фундаментальные и технические знания связаны в единую систему, позволяющую применять физические законы для решения профессиональных и технических задач, определены принципы перехода из области физики в область техники на основе выявленных связей.
Компетентностный подход как основа технологии профессионально ориентированного обучения
Раздел «Механика» наиболее широко описывает область работы подразделений МЧС России. Нами были определены пути перехода из области физики в область профессиональной деятельности на основе выявленных связей. Так, задачи кинематики уже на первом курсе знакомят курсантов со специальными терминами и определениями, пожарной и аварийно-спасательной техникой, её условными обозначениями, профессиональными задачами спасательных служб: выбор оптимального пути движения к месту пожара, расчёт времени пребывания звена газодымозащитной службы в непригодной для дыхания среде, и др.
Изучая уравнения движения жидкостей и газов, мы знакомим курсантов с опасными факторами пожара, принципом работы и устройством пожарной техники и гидравлического инструмента. На примере работы огнетушителя, можно не только познакомить обучающихся с понятием импульса и законами сохранения энергии, импульса, но и дать характеристики и описание первичных средств пожаротушения, ознакомить с устройством и правилами их применения.
Обеспечение безопасности людей остаётся одной из главных задач МЧС России. Используя физику как инструмент воздействия на курсантов, решая ситуационные задачи, мы особое внимание уделяем вопросам безопасности на транспорте, в зимний период времени, при проведении спасательных работ и др.
Принцип работы многих электронагревательных приборов, автоматических выключателей электрических цепей, автоматических датчиков системы раннего оповещения о возникновении пожара, работающих по принципу измерения тепловых потоков, основан на явлении теплового расширения металлов при нагревании. Многие способы тушения пожаров были разработаны, когда к решению вопроса подошли со стороны теории физики. Одним из таких способов тушения стал метод тушения нефти и нефтепродуктов воздушно-механической пеной. Используя поверхностное натяжение полученного раствора в результате смешивания воды и пенообразователя, пожарные добиваются прекращения доступа кислорода к парам горючей жидкости. Впоследствии этот способ тушения получил развитие и был разработан способ подслойного тушения нефтепродуктов, основанный на разности плотности нефти и пенного раствора.
Тематика вопросов, в которых прослеживается связь с дисциплиной «Физика», представлена менее широко, это связано с тем, что дисциплины данного цикла в большинстве своём ориентированы на работу с нормативной литературой и организационными вопросами в деятельности сотрудников МЧС. Вот некоторые из них: система раннего оповещения о возникновении пожара, проведение эвакуации и расчёт параметров движения людских потоков, расчёт силовых и осветительных электросетей, электрические цепи сетей автоматической пожарной сигнализации и систем пожаротушения, пожарная безопасность электронагревательных приборов, защита электрических сетей от перегрузок, опасность поражения электрическим током, пожарно-охранные извещатели, системы оповещения о ЧС и стихийных бедствиях, расчёт параметров выброса аварийно-химических и опасных веществ (АХОВ) при ЧС, проведение пожарно-технической экспертизы, анализ причин возникновения пожара, анализ и прогнозирование опасных факторов пожара.
Тематика раздела «Электродинамика» затрагивает важные направления деятельности МЧС России. Опасность поражения электрическим током важная составляющая обеспечения безопасности людей, учёт которой обязателен как в быту, так и при ликвидации пожаров и ЧС. На занятиях по физике следует раскрывать основные случаи и причины поражения электрическим током, обсуждать правила техники безопасности при тушении электроустановок под напряжением, какими огнетушащими веществами возможно такое тушение и др.
Для того чтобы курс физики не потерял своей фундаментальности, профессиональная ориентация на лекционных занятиях должна касаться только визуализации примеров явлений и законов физики. В настоящее время при проведении лекционных занятий, в том числе и в образовательных организациях МЧС России, широко используются современные компьютерные технологии, такие как электронные презентации и компьютерное моделирование.
Электронные презентации – это логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления. Презентация может представлять сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности и наглядности. Для успешного применения презентаций на занятиях по физике необходимо учесть следующее: 1) одинаковая структура слайдов в презентации; 2) оптимальное использование цвета для акцентирования внимания; 3) ограничить количество слайдов на один час занятия, оптимальный объем – не более 10 слайдов; 4) избегать сплошного текста, необходимы чёткие, лаконичные записи формулировок законов и правил, выводы, наиболее важный материал должен быть выделен ярче для включения ассоциативной зрительной памяти; 5) размещать на одном слайде не более 2х рисунков, которые лучше размещать левее текста; 6) некоторые слайды должны иллюстрировать связь курса физики с процессами обеспечения безопасности. При разработке дизайна презентаций необходимо учитывать определенную зависимость между цветовым решением и восприятием его человеком. Все должно работать на цель – привлечь внимание, заинтересовать, созданный образ должен иметь визуальную силу и гармонию. Количество используемых цветов также влияет на эффективность восприятия информации. Если эффективность восприятия черно – белого изображения принять за 100 %, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного на 40%.
Работа с профессионально направленными иллюстрациями может быть различной: например постановка проблемы и поиск её решения; ознакомление с тактикой работы МЧС России и техническими средствами состоящими на вооружении; представление новейших образцов техники и их ноу-хау; знакомство с областью и условиями деятельности МЧС России.
Например, фотографии 1937 года, описывающие гибель дирижабля «Гинденбург». Данный материал может быть успешно применён при чтении лекции по электростатике для иллюстрации и оценки возможной опасности статического электричества. Обучаемым предлагается самостоятельно определить причину трагедии и её последствия, после этого даётся краткий экскурс в историю. После этого предлагается провести комплекс мероприятий и технических решений, исключающих повторения трагических событий, если дирижабли использовались бы в современном мире.
При изучении динамики, законов Ньютона и силы трения следует, например, рассмотрель в качестве иллюстрации случай, произошедший в центре Алма-Аты 27 июня 2013 года. Груженный топливом бензовоз опрокинулся и загорелся. Из-за разлива топлива вспыхнули припаркованные вдоль улицы автомашины и деревья, пламя перекинулось на восьмиэтажный жилой дом. В результате происшествия погиб водитель бензовоза. В ходе расследования было установлено, что водитель бензовоза до последнего момента пытался минимизировать возможные последствия дорожно-транспортного происшествия. Курсантам предлагается провести анализ ситуации, предложить варианты остановки транспортного средства движущегося под уклон. Необходимо указать, что такие случаи не редкость и под уклон может двигаться не только бензовоз, но и общественный (маршрутное такси, автобус) и личный транспорт. Сотрудникам МЧС необходимо быть готовым к решению самых различных задач.
Наука на службе пожарной безопасности
Пожарная охрана – это не только борьба с огнем, героизм, спасение жизней. Это не только профилактика и предупреждение возгораний, не только контроль требований и норм пожарной безопасности. Пожарная охрана – это еще и наука. В пожарной охране она всегда имела прикладное значение. Конечно, без элементарных знаний физики и химии бороться с огнем очень сложно. Но бывают ситуации, когда необходим точный ответ на вопрос, выходящий за пределы компетенции пожарно-технического минимума. Например, вот этот новый, только что изобретенный материал – токсичен ли он при пожаре? Или, если мало что осталось от сгоревшего дома, можно ли выяснить, не имелась ли в этом случае вероятность поджога?
На эти вопросы дают ответы пожарно-испытательные лаборатории. В нашем регионе такая лаборатория носит официальное название ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Калининградской области. О том, чем занимается это специальное подразделение, рассказывает Диана Множина, начальник сектора судебных экспертиз.
Чем занимается лаборатория и как давно она функционирует?
Д.М.: Датой образования Испытательной пожарной лаборатории Управления ГПС УВД Калининградской области считается 24 июля 2002 года. В 2005 году она была преобразована в судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы.
Основная задача ИПЛ – это исследование причин и реконструкция развития пожаров. Сотрудники лаборатории лично принимают участие в работе межведомственных следственно-оперативных групп по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с пожарами и нарушениями требований пожарной безопасности, а также взрывами, и другими происшествиями, сопряженными с пожарами. Лаборатория проводит судебные экспертизы в ходе предварительного расследования и судебного производства по делам о нарушениях требований пожарной безопасности и экспертные исследования по делам об административных правонарушениях и при проведении мероприятий по контролю (надзору) в ходе осуществления государственного пожарного надзора должностными лицами ГПН.
Также мы устанавливаем соответствие различной продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, определяем степень пожаровзрывоопасности веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций. Еще в соответствии спланом научно-технической деятельности МЧС России лаборатория проводит научные исследования в области пожарной безопасности.
Непосредственно сектор судебных экспертиз, который я возглавляю, занимается расследованием причин пожаров и проводит исследованияотдельных изделий, проб веществ, материалов и их обгоревших остатков в целях получения информации, необходимой для поиска очага пожара и установления его причины. Мы производим оценку степени термического поражения проб неорганических и органических материалов для установления очага пожара, производим работы по обнаружению и классификации инициаторов горения, то есть, легковоспламеняющихся или горючих жидкостей при отработке версии поджога. Также в ходе осмотра места пожара ищем признаки протекания аварийного режима работы в электросети и оборудовании при отработке электротехнической версии причины пожара.
Какое оборудование у ИПЛ на вооружении, и по какому принципу оно работает?
Д.М.: Это стационарные и переносные приборы, позволяющие решать целый ряд задач. Легковоспламеняющиеся (ЛВЖ) или горючие жидкости (ГЖ), использованные для поджога, обнаруживают и классифицируют в «полевых условиях». На месте пожара при помощи анализатора-течеискателя можно установить места с остатками ЛВЖ или ГЖ, этот прибор показывает концентрацию их паров. При помощи анализатора с индикаторными трубками можно на месте классифицировать данные остатки по составу. Потом они изымаются и исследуются уже в лаборатории, где методом газовой хроматографии и флуоресцентной спектроскопии можно более точно установить химический состав изъятых жидкостей или их остатков и определить, что это было: дизельное топливо, бензин, керосин, нефрас, жидкость для розжига или растворитель.
При помощи метода ИК-спектроскопии при исследовании неорганических и органических веществ, изъятых с места пожара, можно сделать качественную и количественную оценку температуры и степени термического разложения материала, составить зоны термических поражений на объекте. Например, сгорел кирпичный жилой дом, и есть трудности с установлением очага пожара. В этом случае можно изъять со стен образцы кладочного раствора и определить, где была больше температура, как распространялся пожар — снизу вверх и сверху вниз. Это важно в случаях, когда неясно, где произошло возгорание – в мансарде или на первом этаже, а межэтажное перекрытие полностью выгорело. Также можно установить природу изъятого с места пожара вещества, если оно сильно обгорело. Или сделать сравнение на идентичность жидкостей, тканей, красок и тому подобное.
Есть также специальные приборы, позволяющие оценить степень огнезащитной обработки различных конструкций, текстильных изделий.
Как используются исследования ИПЛ в прикладной научной деятельности?
Д.М.: Лаборатория ежегодно проводит научно-исследовательские работы по плану научно-технической деятельности СЭУ ФПС на базе всей России, по следующим темам:
Во-первых, исследования пожаров, представляющих научный и практический интерес. Это такие, которые были вызваны редко встречающимися причинами. Например, всегда интересны возгорания в автомобилях, которые произошли по вине аварийного режима работы в электропроводке и электрооборудовании, либо в результате утечки горючей жидкости в моторном отсеке.
Во-вторых, в круг научно-прикладной работы лаборатории входит обобщение результатов исследования пожаров в автотранспортных средствах, подготовка материалов для всероссийской электронной базы данных. Здесь проводится анализ причин пожаров в автомобилях: поджог, электро-технические причины, утечка топлива, имеется в виду разгерметизация в топливной системе, системе отработавших газов и т.п. А также градация по очагу пожара, то есть, где он был зафиксирован: в кабине или салоне, на наружных кузовных деталях, в моторном отсеке, в багажном, наличие двух и более очагов.
В-третьих, пополнение базы хроматографических и спектральных данных по потенциальным средствам поджога, речь идет о легковоспламеняющихся и горючих жидкостях. Данная база обновляется каждый год, так как на рынок поступают все новые растворители, жидкости для розжига и тому подобное.
И, в-четвертых, мониторинг средств и методов поджога, выявленных в ходе исследования пожаров. Особо отслеживается применение различного рода самодельных зажигательных устройств, это емкости с горючей смесью с замедлителем-воспламенителем в виде скрутки из ветоши, взрыво-зажигательные устройства, снабженные электронным исполнительным механизмом и прочие. К счастью, они встречаются редко.
Любопытный с научной точки зрения пожар был зафиксирован в августе 2015 года в Зеленоградском районе. На трассе у поселка Муромское загорелся автомобиль«Пежо 307». Огонь сильно повредил моторный отсек и детали, близко расположенные к нему. Специалист нашей лаборатории участвовал в осмотре места происшествия, кроме того, ему были предоставлены свечи зажигания и колпачки свечей из горевшей машины. Осмотрев повреждения, специалист пришел к выводу, что они вызваны высокой температурой и наиболее проявлены со стороны резьбы. Уплотнительное кольцо одной свечи зажигания было смещено относительно посадочного места. Специалист пришел к выводу, что очаг пожара располагался внутри моторного отсека, на головке блока двигателя, в районе места расположения наиболее поврежденной свечи. Из анализа материалов проверки по факту пожара установил, что наиболее вероятной причиной возникновения пожара стало воспламенение горючей смеси от рабочего искрения системы зажигания двигателя.
Как часто приходится проводить испытания и исследования?
Д.М.: Количество исследований и испытаний для СЭУ регламентировано государственным заданием, согласно которому сотрудниками СЭУ должно быть выполнено определенное количество судебных экспертиз, выездов на места пожаров, технических заключений, исследований объектов, изъятых с мест пожаров, испытаний на соответствие установленным требованиям пожарной безопасности продукции и услуг. Также в СЭУ организованы суточные дежурства для выездов на места пожаров, в том числе в праздничные и выходные дни.
Где готовятся кадры для работы в пожарно-испытательных лабораториях МЧС?
Д.М.: В настоящее время в ИПЛ работает семь сотрудников: начальник, его заместитель, начальник сектора судебных экспертиз, начальник сектора исследовательских и испытательных работ, двое экспертов сектора судебных экспертиз и главный бухгалтер.
Учитывая множество задач, пожарно-испытательной лаборатории необходимы сотрудники разного профиля, имеющие высшее техническое или естественно-научное образование. Наши сотрудники имеют высшее образование по следующим специализациям: судебный эксперт по специальности «Судебная экспертиза», инженер по специальности «Производство строительных материалов, изделий и конструкций», инженер по специальности «Стандартизация и сертификация», инженер транспортных и технологических машин, инженер по специальности «Радиотехник», инженер-химик, юрист.
В настоящее время в СЭУ ИПЛ аттестовано три сотрудника на право производства судебных экспертиз по специализациям: «Реконструкция процесса возникновения и развития пожара», «Рентгенофазовый анализ при исследовании объектов судебной пожарно-технической экпертизы (СПТЭ)», «Молекулярная и атомная спектроскопия при исследовании объектов СПТЭ», «Обнаружение и классификация инициаторов горения при исследовании объектов СПТЭ», «Анализ нарушений нормативных требований в области пожарной безопасности, прогнозирование и экспертное исследование их последствий».
Соответственно, наши кадры готовились в различных образовательных учреждениях: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, БФУ им. Канта, Балтийский военно-морской институт, Балтийская государственная академия РФ, Пензенский государственный университет, Московский финансово-юридический университет, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова.
«Не знаю никого, кто считал бы количество спасенных»: сколько зарабатывает пожарный
На Урале
Герой этого выпуска с детства хотел стать офицером и в итоге выбрал пожарную службу. Он рассказал, как устроен распорядок дня в пожарной части, почему там хронически не хватает сотрудников, чем пожарные занимаются, когда нет вызовов, и за что он любит свою работу.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
После 11 класса я поступил в Уральский институт государственной противопожарной службы. Проучился там 5 лет и получил высшее образование.
Первые два года проходит базовый курс высшего технического образования: высшая математика, механика, физика, химия. С третьего курса начинаются профильные предметы.
Только на третий или четвертый год обучения в вузе я начал понимать, куда попал и что меня ждет в будущем.
На первом курсе практику проходят в учебной пожарной части, а потом — в пожарных частях города. С учетом проблем российского образования эффективность обучения занижена растянутым учебным процессом в пять лет и небольшой пропастью между настоящей пожарной частью и учебной. В учебной части изучение специфики работы направлено на мойку полов, помещений и машин, чистку снаряжения, натирание колес пожарных цистерн гуталином, строевую муштру. И ни минуты свободного времени. Увидели, что ты без дела, — идешь мыть чистый пол и все в таком духе. Конечно, выезды на пожары тоже есть, но за всю стажировку может и не «повезти» — не съездишь на пожар ни разу. В общем, какие-то моменты доучиваются уже на работе, но это не критично, ведь большая база уже есть.
После вузов выпускники возвращаются в регион, откуда они были отправлены на обучение. Чаще всего выпускники назначаются на должности начальников караулов, инженеров отделов и инспекторов Госпожнадзора, иногда им дают некоторые другие должности. В редких случаях они становятся заместителями начальников или начальниками пожарных частей, старшими инспекторами Госпожнадзора. В Главном управлении принимают решение в зависимости от потребности в кадрах.
Как победить выгорание
Место работы
После института я пришел на должность начальника караула, это стартовая офицерская позиция в пожарной части после окончания вуза. В моем подчинении караул, бригада. В карауле несколько отделений.
Начальник караула — руководитель дежурной смены. На нем лежит полная ответственность за безопасность каждого сотрудника в карауле. Он отвечает за качество изучения материала профессиональной подготовки, за выполнение распорядка дня и обязанностей лиц внутреннего наряда, чистоту помещений и техники, исправность вооружения и средств индивидуальной защиты и многое другое. Он же несет ответственность за правильность и качество тушения пожара и, конечно, за тех, кому на пожаре нужна помощь. Это все вкратце.
Кто служит в пожарной части
→ Водитель пожарной машины. Доставляет личный состав к месту пожара, работает с насосом пожарной машины или другими агрегатами: лестницами, подъемниками, дымоудалителями и прочими. Разновидностей пожарных машин в пожарной охране множество: автоцистерны, автолестницы, коленчатые подъемники, автомобили первой помощи, автомобили газодымозащитной службы, аэродромные автомобили, штабные автомобили — и на каждый вид техники необходимо обучение и допуск.
→ Командир отделения. Руководит конкретным отделением и несет ответственность за отделение при повседневной деятельности в пожарной части, руководит работой отделения на пожаре.
→ Диспетчер или радиотелефонист. Эта должность «сквозная», так скажем. Диспетчер находится в непосредственном подчинении начальника караула и решает все вопросы касательно приема сообщения о происшествии, помогает в организации тушения пожара по радиосвязи, принимает всю оперативную информацию с места вызова, общается со службами жизнеобеспечения и вышестоящими звеньями руководства.
→ Помощник начальника караула. Руководит всеми отделениями и несет за них ответственность.
→ Начальник караула. Руководит всем личным составом караула в части и на пожаре.
→ Заместитель начальника части. При повышенных рангах пожара может руководить тушением, в части занимается кадровыми и организационными вопросами. В специализированных пожарных частях обычно несколько заместителей.
→ Начальник части. Занимается всеми вопросами деятельности пожарной части. А при повышенных рангах пожара тоже может руководить тушением.
В нашем регионе хорошо относятся к работникам. Но есть и большая проблема, которую никто не может решить, — недостаток кадров. Банально не хватает водителей пожарных автомобилей, а тем, кто уже служит, зачастую приходится выходить на переработку. Благородство и романтика остались привлекательны для немногих. Самый простой шаг к поднятию престижа пожарной охраны — повышение зарплаты. Make the fire department great again.
Еще одна трудность — общение со старшими коллегами. Некоторые считают, что большие погоны делают тебя выше всех остальных, в разговоре появляются фамильярность, высокие тона, угрозы и подчеркивание своего высокого положения. Такое происходит крайне редко, это частные случаи, и у каждого высокомерного сотрудника своя история такого состояния.
В целом взаимоуважение в системе на высоком уровне. Во всех караулах всегда будут опытные «динозавры пожарной охраны», которые подскажут, что и как. Баланс молодых и опытных соблюдается сам по себе. Пенсионной выслугой является срок службы в 20 и более лет, затем принудительно отправляют на пенсию. Сейчас самому молодому из моих коллег 22 года, а самому взрослому — 55 лет. Дядя, которому 55, — пенсионер, у него выслуга более 20 лет, но он еще может работать до обычной гражданской пенсии.
Суть профессии
Профессия подходит стрессоустойчивым личностям — и в караульной службе без этого качества будет некомфортно, не говоря уже о тушении пожаров. На службе всегда надо быть готовым к резким изменениям обстановки. В первую очередь к вызову на пожар.
Главный приоритет — спасение людей, на это направляются все возможные силы и средства. Сначала спасаются люди, потом ликвидируется горение. Если сил и средств достаточно, то все делается одновременно.
Первое время я сильно переживал, но с годами понял специфику работы, привык и стал относиться ко всему спокойнее. В трудные моменты я говорю себе, что это просто очередное испытание и все будет хорошо, — так я себя контролирую. Моя бабушка живет рядом с пожарной частью в другом районе. Когда мы с ней созваниваемся, она рассказывает, что мои коллеги очень часто ездят на пожары и я должен беречь себя. Меня это вдохновляет и придает спокойствия.
На «стандартных» пожарах несложно — выучка и осознание сами ведут тебя. Но иногда что-то идет не так. Например, в начале февраля в Красноярске был большой пожар, не сложнее, чем обычно, но что-то пошло не так, и от нас ушли три профессионала. Во время следования к месту вызова можно попасть в аварию. В непригодной для дыхания среде может закончиться воздух в баллоне, и сама аппаратура может дать сбой. В частном секторе может взорваться газовый баллон, на котором готовят пищу, и это частое явление. Может ударить электрическим током. При работе на кровле можно провалиться. Может обрушиться кирпичная стена прямо на тебя — так 10 апреля погиб начальник караула в Асбесте, царствие небесное. Это повседневная деятельность, легче никогда не бывает. Я смерти в глаза пока не смотрел.
Пожалуй, самое трудное — это поиск пострадавших. Счет идет на секунды, когда можно найти человека еще живым. Эта задача усложняется внешними факторами: скоростью развития пожара, длительным нахождением людей в задымленной зоне. Иногда люди прячутся от огня в шкафы и под мебель. Еще сильно давит, когда на пожарах ведут себя неадекватно. В основном пьяные. А бывает, что те, к кому приехали на помощь, думают, что они сами могут справиться с тушением пожара и спасением людей намного лучше, чем профессиональный пожарный. Такие психи отбирают рукава, инструмент, лезут под руки и под пожарные машины, учат и показывают, «как правильно». Я слышал, что однажды жители села напали на пожарных с вилами.
Бывает, люди благодарят и даже иногда зимой привозят чай. А порой ненавидят всей душой, считая, что именно те, кто приехал спасти их здоровье и имущество, виноваты в их бедах — в том, что сгорел дом и погибли близкие. Тут, конечно, играет роль психология, стокгольмский синдром наоборот, когда жертва пытается навредить своему спасителю или когда утопающий пытается утопить своего спасителя.
У нас есть книжка спасателя, в которой фиксируется участие в ликвидациях чрезвычайных ситуаций, но я не знаю никого, кто считал бы количество спасенных.
Самый распространенный миф о пожарных: они всегда приезжают, но пьяные и без воды. Это полнейший булшит, как минимум потому, что первым делом после тушения пожара пожарный автомобиль обязательно заправляется водой и возвращается в часть уже с полной цистерной. А миф о том, что приезжают пьяные, — это пережиток девяностых.
Мне нравится работа на благо общества.
Такая работа не подойдет тем, кто не любит физические и психологические нагрузки, правила внутреннего распорядка, форму, субординацию и работу в коллективе. Мои коллеги уходили с работы, разочаровавшись в профессии или оплате труда, а на кого-то просто очень давила вся эта служебная обстановка.
Рабочий день
Мы работаем сутки через трое, так заведено во всей Федеральной противопожарной службе. По идее работать без перерывов нельзя, за этим следят наверху. Рабочая неделя обычного человека — 40 часов, то есть в месяц — 160 часов. У нас 7—8 смен в месяц, это от 168 до 192 часов. За часы переработки предусмотрены отгулы — сутки отдыха. Старшина части составляет график отгулов на год, получается примерно один отгул на полтора месяца, но это все грубые значения. При нехватке кадров некоторые за год не могут сходить в отгул ни разу — сам такое видел и принимал участие.
Во время карантина из-за ковида мы работали две недели сутки через сутки, потом две недели сидели дома.
Утро начинается со смены караулов. Сменяющийся караул должен подготовить к сдаче помещения, технику, снаряжение, инструменты: ножницы, кусачки, гидроклины, расширители, багры, топоры, лопаты, бензорезы, бензопилы. Заступающий караул принимает чистоту, исправность. Снаряжение проверяется визуально на отсутствие повреждений. Если караул оставил за собой грязные или неисправные инструменты, он не сменится, пока не устранит замечания, но штрафов за это нет.
С утра начальник части или его заместитель ставит задачи на сутки: занятия, тренировки, проверки документов по объектам и пожарных водоисточников. У нас есть внутренние пожарные водоисточники — пожарные краны и наружные — водоемы и гидранты. Водоемы бывают искусственные и естественные. Искусственные — бочки, заглубленные емкости большого объема и тому подобное. Естественные — это реки, озера, пруды и прочее. Гидранты — это такие устройства на водопроводной сети, к которым можно присоединить пожарную колонку для подключения к ней пожарной техники. Пожарная колонка перевозится на пожарных машинах.
Еще планируются выезды: пожарно-тактические занятия, учения, отработки карточек и планов тушения пожара — это документы, в которых отражается характеристика здания, количество людей и особенности объекта. Караул выезжает для проверки актуальности данных, собранных в таких карточках и планах. Еще бывают выезды на дежурство на городских мероприятиях и митингах.
Днем весь караул на занятиях, на которых молодые сотрудники изучают что-то новое, а бывалые бормочут, что «каждый год одно и то же ». Дисциплины, которые мы проходим: пожарная техника, тактическая подготовка, охрана труда, первая помощь, аварийно-спасательные работы, подготовка газодымозащитника, антитеррор. Еще мы отрабатываем нормативы с пожарной техникой и оборудованием и занимаемся физкультурой. У нас ежеквартально проводятся зачеты по физкультуре и прикладным упражнениям пожарного спорта. Например, подъем по штурмовой лестнице в окно четвертого этажа учебной башни, преодоление стометровой полосы с препятствиями, пожарная эстафета 4 по 100 м.
Когда нет занятий и вызовов, мы ухаживаем за техникой. Еще есть много начальников, каждый из которых может что-то потребовать выполнить в рамках службы. Есть и неадекватные руководители со своими пожеланиями. Вообще, есть много мелких камней, спотыкания о которые могут испортить и настроение, и рабочий настрой. Например, кому-то трудно осознать иерархию и субординацию, распределение обязанностей, общественно полезную деятельность: поддержание чистоты в помещениях и их периодический ремонт — где-то что-то подкрасить, присверлить, обновить, уборку снега зимой, стрижку газонов летом. В общем, нужно следить за чистотой, красотой, порядком, как дома, как для себя любимого.
Сна у нас в распорядке нет — есть несение караульной службы в ночное время.
Я этого не понимаю. Считаю, что сон должен быть в приоритете, — это в первую очередь здоровье сотрудников. Ежегодно мы проходим медицинские осмотры. Но они поверхностны и ограничены базовыми анализами, ЭКГ, флюорографией.
Из скрытых профессиональных заболеваний я бы выделил рак. Я считаю, высокий риск заболевания связан с тем, что мы работаем в дыхательных аппаратах, воздух в которые подается из баллонов, на пожаре вдыхаем газы и пары продуктов сгорания, а еще со стрессом, ответственностью, ночными выездами, в том числе затяжными, иногда с голодом и отсутствием питьевой воды. И многое другое может влиять. Но ни отечественная, ни зарубежная наука не могут дать исчерпывающие доказательства этого, так как нужны многолетние исследования, которыми никто не занимается.
Случай
Предупреждаем: эта история не для слабонервных
Курсантом я проходил стажировку в пожарной части. В дежурные сутки передали сообщение: горит квартира в жилом доме на девятом этаже. Подъезжая к месту вызова, мы увидели языки пламени из окон — выглядит это неописуемо. Когда мы вышли из машины и начали разворачиваться для подготовки пожарных рукавов и стволов, увидели, что практически у подъезда лежит человек. Оказалось, это хозяин горящей квартиры. Пожар начался, когда он находился дома, но путь к выходу был отрезан огнем. Мужчина попытался вылезти через окно и перебраться на балкон, чтобы спастись, но сорвался. В это время женщина с сыном возвращались домой, и выяснилось, что это был их муж и отец.
Подработки
По закону любой альтернативный заработок запрещен. Я предполагаю, что если нарушить это правило, то сначала ограничатся воспитательной беседой, а потом могут и уволить. Крутись, как хочешь. Так, тихонько, без оформления, можно подрабатывать.
Доходы и расходы
Наверное, всем понятно, что зарплата не очень соответствует рынку.
Пожарные могут получить «вышку» заочно и достичь офицерского звания. Здесь перспектива шире. Именно шире, а не выше, потому что есть много разных должностей, но примерно с одинаковой оплатой труда. Хотя карьерный рост тоже есть, если ты сам к этому стремишься.
Я сейчас в звании старшего лейтенанта внутренней службы. Повышение происходит за годы службы, между званиями есть интервалы в несколько лет. За заслуги могут присвоить внеочередное звание на ступень выше один раз за службу. Новое звание подразумевает увеличение оклада. Но есть ограничения по званиям на должностях: например, я не смогу получить звание выше старшего лейтенанта на должности начальника караула, а у начальника части потолок — майор. Чтобы получить звание выше подполковника, насколько я знаю, необходимо образование в сфере государственного и муниципального управления. Но я так далеко не заглядывал.
Но мне по душе моя нынешняя должность.
Мы с женой редко тратимся на развлечения. Супруга тратит на косметику, одежду и другие личные потребности около 5000 Р в месяц, я трачу где-то 4000 Р — это попить, перекусить и сигареты, еще в среднем 1500 Р в месяц, чтобы периодически дополнять гардероб, 5000 Р вкладываю в ремонт бытовки — гаража.
Желтые ценники — наше все. Я очень часто пользуюсь акциями на заказы через интернет. Купоны и промокоды помогают сохранить около 30% на ту же одежду, обувь, технику, бытовые приборы. А при заказах из-за рубежа бывает и больше. Еще хорошая вещь — кэшбэк.
Финансовых льгот у меня нет. Но министерство оплачивает проезд по территории России к месту проведения отпуска сотруднику и одному члену его семьи раз в год. Мой отпуск составляет 38 дней, которые я могу поделить на две примерно равные части. В 2018 году мы летали на Кипр, потратили около 120 тысяч, в 2019 были в Таиланде, отпуск обошелся в 140 тысяч, а в 2020 году у нас ушло 200 тысяч на Бали весной и Санкт-Петербург осенью.
Финансовая цель
Я хочу достичь финансовой независимости за счет альтернативного заработка, чтобы иметь обеспеченную жизнь и старость. И у меня есть две идеи. Первая: пассивный доход за счет формирования финансового запаса, чтобы работающие деньги компенсировали часть трат. Вторая идея: я хочу заняться своим проектом товаров и услуг в узкой, но актуальной надолго нише рынка. Сколотил — продал, типа того.
Будущее
Я люблю свою профессию и уважаю свою работу. Очень хочу всю жизнь проработать на оперативной должности.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.