Для чего нужна физика в мчс
Поступление в вуз МЧС после 11-го класса: особенности и условия
Профориентация,ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ
Мечтаете стать спасателем или пожарным? Значит вам нужно поступать в вуз МЧС. Как это сделать, читайте в нашей статье.
В вузах МЧС можно выбрать и гражданские специальности
Как выбрать вуз для поступления?
Прежде всего определитесь с направлением подготовки. Вы можете выбрать профессию, которая непосредственно связана с ликвидированием чрезвычайных ситуаций, или гражданскую специальность для работы в ведомствах МЧС.
Перечислим список вузов и направлений.
Название вуза
Направления и срок обучения
20.05.01 Пожарная безопасность – 5 лет
20.03.01 Техносферная безопасность (профиль Пожарная безопасность) – 4 года
Командно-инженерный факультет:
56.05.04 Управление персоналом (применение подразделений воинских спасательных формирований) – 5 лет
09.03.03 Информационные системы и технологии – 4 года
20.03.01 Техносферная безопасность – 4 года
Гуманитарный и инженерные факультеты:
40.03.01 Юриспруденция – 4 года
42.03.01 Реклама и связи с общественностью – 4 года
44.03.01 Педагогическое образование – 4 года
38.03.01 Экономика – 4 года
38.03.04 Государственное и муниципальное управление – 4 года
25.03.03 Аэронавигация – 4 года
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов – 4 года
11.03.01 Инфокоммуникационные технологии и системы связи – 4 года
27.03.03 Системный анализ и управление
20.05.01 Пожарная безопасность –5 лет
20.03. 01 Техносферная безопасность – 4 года
27.03.03 Системный анализ и управление – 4 года
40.03.01 Юриспруденция –4 года
20.05.01 Пожарная безопасность – 5 лет
40.05.03 Судебная экспертиза – 5 лет (платно)
20.03.01 Техносферная безопасность – 4 года
38.03.04 Государственное и муниципальное управление 4 года (платно)
20.05.01 Пожарная безопасность – 5 лет
40.05.03 Судебная экспертиза – 5 лет (платно)
20.03.01 Техносферная безопасность – 4 года
38.03.04 Государственное и муниципальное управление 4 года (платно)
20.05.01 Пожарная безопасность – 5 лет
40.05.03 Судебная экспертиза – 5 лет (платно)
20.03.01 Техносферная безопасность – 4 года
38.03.04 Государственное и муниципальное управление 4 года (платно)
Кто может поступать
Самые высокие требования предъявляются при поступлении на направления «Пожарная безопасность» и «Техносферная безопасность», где обучают пожарных и спасателей. Обязательные требования:
Кроме этого нужно иметь достаточный уровень физической подготовки и положительную характеристику из школы.
На гражданские специальности поступить проще, там нет ограничений по возрасту и полу. Чаще всего они доступны на платном отделении.
Чтобы стать спасателем или пожарным, нужны физическая выносливость и определенные психологические качества
Кто имеет особые права и льготы
Без вступительных испытаний могут поступать:
На преимущество при зачислении имеют право:
Воспользоваться этими льготами можно только после удачного прохождения профотбора. На гражданских специальностях может выделяться особая квота для лиц с инвалидностью.
Также при поступлении будут учитываться ваши индивидуальные достижения: золотая медаль, спортивные достижения, олимпиады и конкурсы, волонтерская деятельность. Можно получить до 10 дополнительных баллов.
Что нужно сдавать
Для поступления на направления «Пожарная безопасность» и «Техносферная безопасность» нужно сдать ЕГЭ по профильной математике, русскому языку и физике. В вузе нужно пройти дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – письменный экзамен по математике и сдачу физических нормативов (подтягивания, бег 100 м и 3 км).
На гражданских специальностях гуманитарного уровня вместо физики нужно сдавать обществознание. ДВИ проходить не требуется.
Как поступить: пошаговая инструкция
Предлагаем пошаговый алгоритм действий.
Шаг 1. Определитесь с вузом и сдайте ЕГЭ
Вам нужно выбрать направление и найти подходящий вуз. Обратите внимание, есть ли бюджетные места на выбранной специальности, узнайте, какие ЕГЭ нужно сдавать и какие минимальные баллы, когда подавать документы.
Шаг 2. Пройдите предварительный отбор
Для этого нужно подать заявление в подразделение МЧС по месту вашей регистрации не позднее 20 апреля. При поступлении на командно-инженерный факультет Академии гражданской защиты заявление нужно подавать в военкомат по месту регистрации до 1 апреля.
К заявлению нужно приложить:
После рассмотрения документов вас направят проходить медицинский осмотр и психологическое освидетельствование. Если вы проходите по всем параметрам, ваши документы направляют в вуз. Дальше приемная комиссия учебного заведения рассматривает ваше личное дело и решает, допускать вас к профотбору или нет. Вы должны получить письменный ответ – приглашение или разъяснение причин отказа.
На последнем этапе отбора у вас есть время подумать: готовы ли вы рисковать жизнью каждый день? Если нет, лучше сразу выбрать другое направление
Шаг 3. Пройдите профотбор
Вам нужно будет пройти психологическое тестирование, сдать внутренний экзамен и физические нормативы. После этого дождитесь результатов и узнайте свое место в конкурсных списках.
Обратите внимание, что на гражданские специальности и платное отделение набор происходит по стандартной схеме, как в обычных вузах.
Перед тем как выбирать профессию спасателя, хорошо подумайте — готовы ли вы рисковать своей жизнью ради других? Если сомневаетесь, остановитесь на гражданской специальности.
Зачем мчс физика?
Найдена следующая информация:
В наше время обучение в институтах МЧС является достаточно перспективным и престижным выбором. Обучение само по себе непростое, как и поступление. Его сложность заключается в большом проходном балле, числе претендентов на одно место. Ведь количество учебных заведений МЧС России очень мало. Решив стать курсантом учебного заведения МЧС, абитуриенту нужно будет пройти несколько этапов: подготовка к вступительным испытаниям, профессионально-психологических отбор, вступительные экзамены.
1. Пробовать поступить могут лица в возрасте от 17 до 40 лет. Обязательным условием после 26 лет является высшее образование. Также пробовать свои силы могут и девушки.
2. Одной из стадий вступительных экзаменов является проверка физической подготовки. Заранее узнайте нормативы, которые вам предстоит сдать, ведь с каждым годом они меняются. Как правило, это стандартные испытания – подтягивание на перекладине, стометровка, комплексные силовые упражнения и кросс.
3. Основными предметами, которые вам предстоит сдавать, будут математика, русский язык, обществознание, физика. В наше время формой сдачи является ЕГЭ. Проходное количество баллов определяется ежегодно. Ходите на факультативы, занимайтесь самостоятельно, наймите репетитора.
4. При прохождении вступительных испытаний проводится профессионально-психологических отбор. Оно направлено на выявление правильности выбора выбранной профессии. Эта часть не требует тщательной подготовки. Нужно просто успокоиться и быть уверенным в себе. Если абитуриент действительно серьезно настроен по отношению к выбранной профессии и долго шел к поставленной цели, то с профессионально-психологическим отбором у него проблем не будет.
Более подробная информация в:
Хотел поступить в мчс после 11 класса обязательно ли сдавать физику? или это только для отдельных специальностей в мчс?
Как поступить в МЧС России?
В наше время обучение в институтах МЧС является достаточно перспективным и престижным выбором. Обучение само по себе непростое, как и поступление. Его сложность заключается в большом проходном балле, числе претендентов на одно место. Ведь количество учебных заведений МЧС России очень мало. Решив стать курсантом учебного заведения МЧС, абитуриенту нужно будет пройти несколько этапов: подготовка к вступительным испытаниям, профессионально-психологических отбор, вступительные экзамены.
1. Пробовать поступить могут лица в возрасте от 17 до 40 лет. Обязательным условием после 26 лет является высшее образование. Также пробовать свои силы могут и девушки.
2. Одной из стадий вступительных экзаменов является проверка физической подготовки. Заранее узнайте нормативы, которые вам предстоит сдать, ведь с каждым годом они меняются. Как правило, это стандартные испытания – подтягивание на перекладине, стометровка, комплексные силовые упражнения и кросс.
3. Основными предметами, которые вам предстоит сдавать, будут математика, русский язык, обществознание, физика. В наше время формой сдачи является ЕГЭ. Проходное количество баллов определяется ежегодно. Ходите на факультативы, занимайтесь самостоятельно, наймите репетитора.
4. При прохождении вступительных испытаний проводится профессионально-психологических отбор. Оно направлено на выявление правильности выбора выбранной профессии. Эта часть не требует тщательной подготовки. Нужно просто успокоиться и быть уверенным в себе. Если абитуриент действительно серьезно настроен по отношению к выбранной профессии и долго шел к поставленной цели, то с профессионально-психологическим отбором у него проблем не будет.
Высшие учебные заведения МЧС России
Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России
Академия гражданской защиты МЧС России
Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
Физика в профессиональной деятельности спасателя
Просмотр содержимого документа
«Физика в профессиональной деятельности спасателя»
«ФИЗИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПАСАТЕЛЯ»
Современная цивилизация все более интенсивно влияет на окружающую среду, являясь источником все новых опасностей. Из-за аварий и катастроф мировое сообщество ежегодно теряет более 10% совокупного валового продукта. В России в последние десятилетия только число погибших людей на пожарах за год составляет более 10 тыс. человек. Большое внимание решению проблем обеспечения безопасности людей уделяет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) России, сотрудники которого, рискуя жизнью, ежегодно спасают десятки тыс. человек. Одним из путей повышения эффективности действий всех подразделений МЧС России является совершенствование профессиональной подготовки пожарных и спасателей. Этому способствуют новые требования к выпускникам учебных заведений МЧС России. Неотъемлемой частью полноценного образования, вносящего вклад в развитие личности будущего сотрудника МЧС, готового самостоятельно и квалифицированно решать поставленные задачи является изучение физики. Поэтому для повышения качества образования в сузах МЧС России необходимо совершенствовать методику обучения физике, как фундамента профессионального образования.
Под профессиональной направленностью обучения физике понимается ориентация фундаментального курса физики на будущую профессиональную деятельность курсантов, установление взаимосвязей со специальными дисциплинами и создание основы для формирования профессионально важных компетенций выпускника.
Под готовностью к деятельности в экстремальных ситуациях с точки зрения обучения физике предлагается понимать наличие прочных теоретических знаний и практических умений, применяемых для осуществления профессиональной деятельности, в различных ситуациях, возникающих при осуществлении пожарной и техносферной безопасности. Профессиональная деятельность сотрудников МЧС России, по сути, является экстремальной и ежегодно находится на вершине рейтинга самых опасных профессий, как в нашей стране, так и в мире. Поэтому в данном исследовании понятия «профессиональная деятельность», «деятельность в экстремальных ситуациях» и «деятельность в ЧС» близки по значению.
На защиту выносятся следующие положения:
Под готовностью к деятельности в экстремальных ситуациях с точки зрения обучения физике понимается наличие у обучающихся прочных теоретических знаний и практических умений, применяемых для осуществления профессиональной деятельности, в различных ситуациях, возникающих при осуществлении пожарной и техносферной безопасности. При обучении физике готовность курсантов сузов системы МЧС России к деятельности в экстремальных ситуациях может быть сформирована при условии реализации в методике обучения физике принципа профессиональной направленности, предполагающей в процессе фундаментальной подготовки проведение с точки зрения физики анализа различного рода экстремальных ситуаций, возникающих в будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Профессионально направленный контент должен использоваться на всех видах занятий. На лекциях это описание различных ЧС или деятельности подразделений МЧС РФ как иллюстраций явлений и законов физики; на практических занятиях решение задач, в условиях которых представлены модели ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности сотрудника МЧС; на лабораторных занятиях знакомство с возможностями применения физических методов исследований при решении задач обеспечения ПБ и ТБ, работа с приборами, аналоги которых используются в профессиональной деятельности.
Одним из условий формирования готовности является использование технологии дополненной реальности, в основе которой лежат компьютерное моделирование и симуляции различных ситуаций, возникающих в деятельности МЧС России.
Показателями готовности обучающихся в образовательных организациях системы МЧС России к профессиональной деятельности являются: уровень владения теоретическим материалом по физике и специальным дисциплинам; уровень сформированности профессионально важных умений: умение анализировать ситуацию, умение быстро принимать решения в постоянно меняющейся обстановке; умение правильно выбирать силы и средства для решения задач; уровень мотивации к профессиональной деятельности и т.д.
Физика как основа профессиональной подготовки студентов и курсантов системы МЧС России
Проблема профессиональной направленности обучения возникла уже достаточно давно и освещена во многих трудах как в России, так и за рубежом. Большинство западных специалистов считают, что институты системы образования должны тесно сотрудничать с органами по трудоустройству и совместно участвовать во всех этапах подготовки выпускника.
В диссертации А. А. Измайловой рассмотрены проблемы связи фундаментальных и технических дисциплин. В исследовании фундаментальные и технические знания связаны в единую систему, позволяющую применять физические законы для решения профессиональных и технических задач, определены принципы перехода из области физики в область техники на основе выявленных связей.
Компетентностный подход как основа технологии профессионально ориентированного обучения
Раздел «Механика» наиболее широко описывает область работы подразделений МЧС России. Нами были определены пути перехода из области физики в область профессиональной деятельности на основе выявленных связей. Так, задачи кинематики уже на первом курсе знакомят курсантов со специальными терминами и определениями, пожарной и аварийно-спасательной техникой, её условными обозначениями, профессиональными задачами спасательных служб: выбор оптимального пути движения к месту пожара, расчёт времени пребывания звена газодымозащитной службы в непригодной для дыхания среде, и др.
Изучая уравнения движения жидкостей и газов, мы знакомим курсантов с опасными факторами пожара, принципом работы и устройством пожарной техники и гидравлического инструмента. На примере работы огнетушителя, можно не только познакомить обучающихся с понятием импульса и законами сохранения энергии, импульса, но и дать характеристики и описание первичных средств пожаротушения, ознакомить с устройством и правилами их применения.
Обеспечение безопасности людей остаётся одной из главных задач МЧС России. Используя физику как инструмент воздействия на курсантов, решая ситуационные задачи, мы особое внимание уделяем вопросам безопасности на транспорте, в зимний период времени, при проведении спасательных работ и др.
Принцип работы многих электронагревательных приборов, автоматических выключателей электрических цепей, автоматических датчиков системы раннего оповещения о возникновении пожара, работающих по принципу измерения тепловых потоков, основан на явлении теплового расширения металлов при нагревании. Многие способы тушения пожаров были разработаны, когда к решению вопроса подошли со стороны теории физики. Одним из таких способов тушения стал метод тушения нефти и нефтепродуктов воздушно-механической пеной. Используя поверхностное натяжение полученного раствора в результате смешивания воды и пенообразователя, пожарные добиваются прекращения доступа кислорода к парам горючей жидкости. Впоследствии этот способ тушения получил развитие и был разработан способ подслойного тушения нефтепродуктов, основанный на разности плотности нефти и пенного раствора.
Тематика вопросов, в которых прослеживается связь с дисциплиной «Физика», представлена менее широко, это связано с тем, что дисциплины данного цикла в большинстве своём ориентированы на работу с нормативной литературой и организационными вопросами в деятельности сотрудников МЧС. Вот некоторые из них: система раннего оповещения о возникновении пожара, проведение эвакуации и расчёт параметров движения людских потоков, расчёт силовых и осветительных электросетей, электрические цепи сетей автоматической пожарной сигнализации и систем пожаротушения, пожарная безопасность электронагревательных приборов, защита электрических сетей от перегрузок, опасность поражения электрическим током, пожарно-охранные извещатели, системы оповещения о ЧС и стихийных бедствиях, расчёт параметров выброса аварийно-химических и опасных веществ (АХОВ) при ЧС, проведение пожарно-технической экспертизы, анализ причин возникновения пожара, анализ и прогнозирование опасных факторов пожара.
Тематика раздела «Электродинамика» затрагивает важные направления деятельности МЧС России. Опасность поражения электрическим током важная составляющая обеспечения безопасности людей, учёт которой обязателен как в быту, так и при ликвидации пожаров и ЧС. На занятиях по физике следует раскрывать основные случаи и причины поражения электрическим током, обсуждать правила техники безопасности при тушении электроустановок под напряжением, какими огнетушащими веществами возможно такое тушение и др.
Для того чтобы курс физики не потерял своей фундаментальности, профессиональная ориентация на лекционных занятиях должна касаться только визуализации примеров явлений и законов физики. В настоящее время при проведении лекционных занятий, в том числе и в образовательных организациях МЧС России, широко используются современные компьютерные технологии, такие как электронные презентации и компьютерное моделирование.
Электронные презентации – это логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления. Презентация может представлять сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности и наглядности. Для успешного применения презентаций на занятиях по физике необходимо учесть следующее: 1) одинаковая структура слайдов в презентации; 2) оптимальное использование цвета для акцентирования внимания; 3) ограничить количество слайдов на один час занятия, оптимальный объем – не более 10 слайдов; 4) избегать сплошного текста, необходимы чёткие, лаконичные записи формулировок законов и правил, выводы, наиболее важный материал должен быть выделен ярче для включения ассоциативной зрительной памяти; 5) размещать на одном слайде не более 2х рисунков, которые лучше размещать левее текста; 6) некоторые слайды должны иллюстрировать связь курса физики с процессами обеспечения безопасности. При разработке дизайна презентаций необходимо учитывать определенную зависимость между цветовым решением и восприятием его человеком. Все должно работать на цель – привлечь внимание, заинтересовать, созданный образ должен иметь визуальную силу и гармонию. Количество используемых цветов также влияет на эффективность восприятия информации. Если эффективность восприятия черно – белого изображения принять за 100 %, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного на 40%.
Работа с профессионально направленными иллюстрациями может быть различной: например постановка проблемы и поиск её решения; ознакомление с тактикой работы МЧС России и техническими средствами состоящими на вооружении; представление новейших образцов техники и их ноу-хау; знакомство с областью и условиями деятельности МЧС России.
Например, фотографии 1937 года, описывающие гибель дирижабля «Гинденбург». Данный материал может быть успешно применён при чтении лекции по электростатике для иллюстрации и оценки возможной опасности статического электричества. Обучаемым предлагается самостоятельно определить причину трагедии и её последствия, после этого даётся краткий экскурс в историю. После этого предлагается провести комплекс мероприятий и технических решений, исключающих повторения трагических событий, если дирижабли использовались бы в современном мире.
При изучении динамики, законов Ньютона и силы трения следует, например, рассмотрель в качестве иллюстрации случай, произошедший в центре Алма-Аты 27 июня 2013 года. Груженный топливом бензовоз опрокинулся и загорелся. Из-за разлива топлива вспыхнули припаркованные вдоль улицы автомашины и деревья, пламя перекинулось на восьмиэтажный жилой дом. В результате происшествия погиб водитель бензовоза. В ходе расследования было установлено, что водитель бензовоза до последнего момента пытался минимизировать возможные последствия дорожно-транспортного происшествия. Курсантам предлагается провести анализ ситуации, предложить варианты остановки транспортного средства движущегося под уклон. Необходимо указать, что такие случаи не редкость и под уклон может двигаться не только бензовоз, но и общественный (маршрутное такси, автобус) и личный транспорт. Сотрудникам МЧС необходимо быть готовым к решению самых различных задач.
Что нужно для поступления в МЧС
Спасатели – так в народе называют сотрудников МЧС. Их работа трудная и опасная, она требует хорошей физической подготовки, быстроты реакции, самообладания, способности принимать решения в считанные доли секунды. Это благородная и востребованная профессия, но стать спасателем или пожарным по силам не каждому, для этого необходимо пройти особый отбор и обучение. Поступить в МЧС на службу или работу можно, окончив после 9 класса колледж, а после 11-го – вуз или тоже ссуз.
После 9 классов
На сотрудниках МЧС лежит большая ответственность за жизни людей, поэтому неудивительно, что обычно решение поступить на учебу в вуз, чтобы стать эмчеэсовцем, школьники принимают в выпускном классе, когда уже достигают совершеннолетия и более осознанно подходят к выбору профессии. Для тех, кто решил стать спасателем или пожарным в более юном возрасте, есть возможность войти в профессию уже после 9 класса.
Колледжи
Ссузы принимают на учебу после 9 и 11 классов. У МЧС немного специализированных колледжей:
В эти колледжи МЧС девушек берут на все специальности, кроме профессии «пожарный».
Получить профильное среднее образование по специальностям «пожарная безопасность», «защита в ЧС», «пожарный», «рациональное использование природохозяйственных комплексов» можно и во многих других колледжах РФ, например:
Куда поступать после 9 и 11 класса | Специальности, профессии | |
---|---|---|
1 | Элистинский политехнический колледж, Республика Калмыкия | |
2 | Училище (техникум) олимпийского резерва, г. Абакан, Хакасия | |
3 | Воронежский государственный промышленно-экономический колледж | |
4 | Орский нефтяной техникум им. В. А. Сорокина, г. Орск, Оренбургская обл. | |
5 | Бузулукский лесхоз-техникум, г. Бузулук, Оренбургская обл. | |
6 | Амурский аграрный колледж, г. Благовещенск, Амурская обл. | |
7 | Волгоградский медико-экологический техникум | |
8 | Моздокский механико-технологический техникум, РСО Алания | |
9 | Уральский техникум «Рифей», г. Екатеринбург | |
10 | Красноярский колледж радиоэлектроники и информационных технологий | 20.02.04 |
Эти колледжи напрямую не подчиняются МЧС и не специализируются только на подготовке сотрудников структурных подразделений ведомства. Обучение в них ведется на базе 9 и 11 классов. Выпускники получают квалификацию «техник», «техник-спасатель», «техник-эколог», после программ по направлению 18.01.02 – «дозиметрист», «пробоотборщик», «лаборант химического/спектрального/химико-бактериологического/микробиологического анализа» или рабочие профессии и могут служить в структуре МЧС в отделениях по техническому обслуживанию оборудования и автопарка, в организациях по профилактике пожаров и аварий, а также могут быть задействованы в мероприятиях по ликвидации последствий ЧС.
Кроме того, на программу СПО – среднего профессионального образования – «пожарная безопасность» 20.02.04 можно поступить в три вуза МЧС:
Кадетские корпуса и классы
Еще один вариант поступить в МЧС после 9 класса – окончить кадетский корпус (КК) или профильный класс. У Министерства по чрезвычайным ситуациям есть четыре кадетских корпуса:
В кадетские корпуса при АГЗ и Ивановской академии принимают только юношей, в Санкт-Петербургский и Второй Московский КК могут поступать и девушки. На учебу набирают после 9 класса, кандидаты должны быть не младше 14 лет и не старше 16.
Кадетских классов МЧС гораздо больше. Например, они есть в Школе юных спасателей в Санкт-Петербурге. Это особый проект, который направлен на дополнительное спецобразование для школьников с 5 по 11 классы. Занятия проводятся и во внеурочное время, и в классах полного дня, на каникулах для юных спасателей проходят лагерные сборы. После окончания школы выпускники могут поступать в профильные вузы, в том числе и в Санкт-Петербургский колледж спасателей, Университет ГПС МЧС, Военно-медицинскую академию им. Кирова.
Еще один пример – отделение КК «Спасатель» в Уральском техникуме «Рифей» (Екатеринбург). Ребят принимают на учебу с 5 класса. Обучение бесплатное. В целом же профильные и кадетские классы МЧС открыты во многих школах всех субъектов РФ. Для поступления надо пройти письменное тестирование по общеобразовательным предметам.
Что нужно, чтобы поступить в колледж МЧС
Для поступления в колледж МЧС необходимо подать такие документы:
Подавать документы для поступления в колледж МЧС можно в разных формах: электронной, почтовой службой и при личной явке в учебное заведение.
Есть некоторые ограничения: чтобы подать документы в колледж им. Максимчука, надо зарегистрироваться на официальном сайте мера Москвы, а для этого нужна постоянная или временная столичная регистрация.
К сведению: в Московском пожарно-спасательном колледже нет общежития. Абитуриенты, не имеющие регистрации в столице, могут поступать только на платную учебу. Санкт-Петербургский колледж МЧС тоже не предоставляет общежитие.
Экзамены и нормативы для поступающих в колледжи
Для поступления в колледжи на специальности, связанные со службой в МЧС, экзамены по общеобразовательным предметам сдавать не надо (за редким исключением).
В Санкт-Петербургском колледже предусмотрены письменные вступительные экзамены по математике.
Отбор абитуриентов проводится по средним баллам аттестатов, но вступительные испытания по физподготовке для будущих спасателей и пожарных обязательны, поскольку для этих профессий нужны особые физические и психологические качества.
Все поступающие проходят одно-два дополнительных вступительных испытания:
За каждый сданный норматив абитуриенты получают определенное количество баллов, которые суммируются и прибавляются к результатам ОГЭ. Учитываются оценки по разным профилирующим предметам (в зависимости от специализации):
Нормативы по физподготовке тоже могут быть разными. К примеру, в Элистинском политехническом колледже абитуриенты специальности «защита в ЧС» выполняют физические упражнения на ловкость, быстроту, силу и выносливость (именно в такой последовательности) в течение одного дня, специально отведенного для сдачи нормативов.
Нормативы по физподготовке для абитуриентов специальности «защита в ЧС» Элистинского политехнического колледжа
Абитуриенты московского Технического пожарно-спасательного колледжа им. Максимчука сдают другие нормативы.
Нормативы для абитуриентов-юношей в ТПСК им. В. М. Максимчука
Девушки, поступающие в ТПСК им. Максимчука на специальности «пожарная безопасность», «защита в ЧС», вместо подтягиваний сдают упражнение на пресс.
Нормативы для абитуриентов-девушек в ТПСК им. В. М. Максимчука
Поступающие на специальность «пожарная безопасность» в Красноярский колледж радиоэлектроники и ИТ сдают три других норматива:
От экзамена по физподготовке не освобождаются даже абитуриенты, имеющие спортивные разряды по различным видам спорта.
Нормативы для абитуриентов специальности «пожарная безопасность» в ККРИТ
Внутренний экзамен по физподготовке не сдают только те, кто поступает в колледжи МЧС на другие эмчеэсовские специальности, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, информационными системами, программированием. На них принимают в том числе и абитуриентов с ОВЗ.
Поэтому перед поступлением в колледж МЧС или другой ссуз, который готовит по специальностям, подходящим для работы в структурах этого ведомства, надо поинтересоваться условиями приема и особенностями проведения вступительных экзаменов.
Обучение в колледже может быть бюджетным и платным. После поступления в колледж МЧС после 9 класса предстоит обучение по выбранной специальности в течение 3 лет и 10 месяцев (на программах углубленной подготовки – 4 года 10 месяцев), после 11 классов учатся 2 года 10 месяцев.
После 11 классов
Для абитуриентов, которые окончили 11 классов и решили связать свою будущую жизнь с профессией спасателя или пожарного, есть возможность поступить в одно из семи высших учебных заведений МЧС или в ведомственные ссузы.
В колледжи МЧС поступление после 11 класса проводится на таких же условиях, как и для выпускников 9 класса, с той лишь разницей, что аттестат должен быть об окончании средней школы. Срок обучения в колледже на базе 11 классов составляет 2 года и 10 месяцев.
Чтобы получить высшее образование, можно выбрать один из семи вузов МЧС России:
Для поступающих на программы подготовки военных специалистов есть возрастной ценз:
Возраст считается на 1 августа года поступления.
Экзамены и нормативы для поступающих в вузы
Для поступления в вузы МЧС после 11 класса понадобятся результаты ЕГЭ по трем – шести предметам:
Поступающие по результатам внутренних экзаменов вуза (после колледжей, например) проходят испытания по предметам в письменной или устной форме. Кроме того, для поступления на командно-инженерный факультет АГЗ и на все направления бакалавриата в Санкт-Петербургском университете МЧС надо сдать дополнительный к ЕГЭ письменный экзамен по математике. Перечень ДВИ может меняться, его необходимо уточнять в самом учебном заведении.
Проходные баллы в вузы МЧС России, достаточные, чтобы подать заявление на участие в конкурсе, одинаковы во всех учебных заведениях:
В Академии гражданской защиты требования к будущим курсантам жестче, чем к абитуриентам, поступающим на гражданские специальности: минимальные баллы для потенциальных офицеров на некоторых (но не на всех) направлениях выше:
На поступление можно рассчитывать с баллами на уровне от 50.
В качестве вступительных испытаний абитуриенты 100-процентно эмчеэсовских направлений («пожарная безопасность», «защита в ЧС») в обязательном порядке сдают спортивные нормативы для определения уровня физической подготовки. Они более единообразны, чем для поступающих в колледжи, и регламентированы приказом МЧС РФ № 153.
Обычно сдают три норматива:
Нормативы физподготовки для юношей, поступающих в вузы МЧС
Каждое упражнение надо выполнить не меньше чем на 10 баллов, иначе оно не будет засчитано и, соответственно, весь экзамен по физподготовке тоже пойдет в незачет, и абитуриента не допустят к дальнейшему участию в конкурсном отборе. Минимум за весь комплекс – 30 баллов.
Нормативы физподготовки для девушек, поступающих в вузы МЧС
Комплексное силовое упражнение для девушек – это пресс + отжимания из упора лежа. Выполняя его, надо уложиться в одну минуту: сначала за 30 секунд надо сделать максимальное количество наклонов вперед (для зачета достаточно 24) из положения лежа на спине, касаясь руками носков ног и возвращаясь на лопатки; затем без перерыва перевернуться лицом вниз и выполнить как можно больше отжиманий. Минимум за каждое упражнение экзамена, как и у юношей, 10 баллов.
Перечень документов
Для поступления в вузы МЧС на бюджетную форму обучения необходимо подать заявление и все необходимые документы в управление МЧС по месту постоянной регистрации. В перечень документов для участия в предварительном отборе входят:
Будущие абитуриенты проходят предварительное собеседование, медосмотр в специальной комиссии и профессионально-психологический отбор в центре психологической диагностики. Личные дела всех кандидатов отправляются в учебное заведение. Без вступительных испытаний могут поступать призеры и победители олимпиад, чемпионы и призеры спортивных соревнований, а также абитуриенты, пользующиеся предусмотренными законодательно льготами.
Срок обучения в вузах МЧС зависит от выбранной программы и направления и составляет 4 года в бакалавриате или 5 лет в специалитете.