Гармо́нь (гармошка) — язычковый клавишно-пневматический [1] музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным аккордеонам.
Гармонь! Гармонь! Гуляют песни звонко За каждый покачнувшийся плетень. Гармонь! Гармонь! Родимая сторонка, Поэзия российских деревень.
Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками и(или) клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.
Содержание
История
Гармонь в годы Великой Отечественной войны
Отличительные особенности
По сравнению с баяном или аккордеоном гармонь имеет несколько отличий:
Виды гармоней
Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.
Народные гармони
Русские гармони
Саратовская гармонь
Ливенская гармонь
Хромка
Гармонь хромка, в большинстве случаев, имеет правую и левую клавиатуру с 25 кнопками в каждой (25×25).
Другие виды
Тальянка (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12−15 кнопок, на левой — три), вятская, саратовская, елецкая, кирилловская, вологодская, черепашка, венская (венка, русского и немецкого строя), бологоевская, новоржевская (псковская резуха), тагильская, петербуржская гармонь (петроградка) и другие виды.
Других народов
Звук при сжатии-разжатии меха
По извлекаемым звукам при растяжении и сжатии меха гармони разделяются на два типа:
ГАРМОНЬ — «ГАРМОНЬ», СССР, Межрабпомфильм, 1934, ч/б, 66 мин. Музыкальная комедия. По одноименной поэме Александра Жарова. Первый отечественный музыкальный фильм был поставлен по поэме Александра Жарова. Часть поэзии в те времена стала как бы родом… … Энциклопедия кино
гармонь — черепашка, гармошка, гармоника, хромка, тальянка, трехрядка, ливенка Словарь русских синонимов. гармонь сущ., кол во синонимов: 11 • гармоника (14) • … Словарь синонимов
ГАРМОНЬ — ГАРМОНЬ, гармони, жен. (прост.). То же, что гармоника в 1 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГАРМОНЬ — ГАРМОНЬ, и, жен. (разг.). То же, что гармоника (в 1 знач.). | прил. гармонный, ая, ое. Гармонная фабрика. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ГАРМОНЬ — Клавишно пневматический музыкальный инструмент со складчатыми раздвижными мехами, соединенными с клавиатурой. Гармонь была заимствована в Россию из Западной Европы в первой половине XIX в. и вскоре стала одним из самых любимых народных… … Лингвострановедческий словарь
ГАРМОНЬ — Взять на гармонь кого. Жарг. угол. Совершить убийство, воспользовавшись шумом в толпе, в поезде. Хом. 1, 168. Гармонь играет. Жарг. угол. Собака лает. ББИ, 54; Балдаев 1, 85; ТСУЖ, 75. /em> Гармонь собака. Большой, а без гармоньи. Яросл. Шутл.… … Большой словарь русских поговорок
гармонь — и, ж., разг. Язычковый музыкальный инструмент, представляющий собой подвижные меха с двумя клавиатурами по бокам. Быстрым движением он снял с плеча гармонь вишневого цвета и бережно растянул ее мехи (Галин). Синонимы: гармо/ника, гармо/ния… … Популярный словарь русского языка
гармонь — Искон. Образовано путем аббревиации на основе гармоника, заимств. в конце XVIII в. из нем. яз., где Harmonika «гармонь» усвоено из англ. яз., в котором оно является неологизмом Б. Франклина, изобретшего этот музыкальный инструмент, на базе греч.… … Этимологический словарь русского языка
гармонь — и; ж. Клавишно пневматический музыкальный инструмент, представляющий собой подвижные меха с растягивающимися складчатыми стенками и с планками по обеим их сторонам, снабженными клавиатурой. Играть на гармони. Двухрядная г. Тульская, вятская г. *… … Энциклопедический словарь
гармонь — ГАРМОНЬ, и, ж То же, что гармоника. … В Огаркове уже гуляют вовсю, гармонь играет, девки… по улице идут, поют (В. Белов) … Толковый словарь русских существительных
Гармонь – распространенный народный инструмент, который является ярчайшим представителем семейства ручных гармоник. С греческого языка гармонь означает «созвучный», «гармоничный», «стройный». Инструмент относят к язычковым, клавишным, пневмоническим, потому что звук извлекается посредством работы меха, который находится между разделенными частями корпуса, которые обычно называют левой и правой частью. На аккордеоне справа находятся клавиши, а у гармони кнопки, в этим и заключается основное различие, также профессионалы отмечают варианты настройки звучащих элементов в «розлив».
Нужно отметить, что существует обширное понятие – гармонии, так называют все гармоники ручного типа, которые не относятся прямым образом к баяну и аккордеону. Об этих инструментах сегодня и пойдет речь.
История
Существуют различные версии происхождения гармони, но по одной из них первый подобный инструмент был сконструирован в Германии в конце XVIII века, изобретателя звали К. Бушман. Также немалой популярностью пользуется версия о русском происхождении. Считается, что наибольший вклад в развитие инструмента на пространстве СНГ внес академик Мирек, который занялся доработкой гармони в 1783 году. При этом был заимствован новый метод извлечения звука, который изобрел Ф. Киршник в Чехии, мастер, который изначально специализировался на починке, конструкции и реконструкции органов. По сути устройство элементарно: металлический язычок, который вибрирует под действием потока воздуха. Многое зависит от толщины язычка, его положения, а также материала, из которого он изготовлен.
Конструкция
Конструкция у всех видов гармоний схожа: левый и правый полукорпус, левое клавишное поле служит для аккомпанемента, верхний ряд кнопок – бас, нижние кнопки – готовые аккорды. На правой части играется мелодия. Меховая камера, расположенная между частями корпуса служит для нагнетания воздуха, который воздействует на язычки, которые звучат в зависимости от того, как контролирует кнопки и мех музыкант. Разумеется, при игре многое зависит от исполнителя.
На некоторых инструментах имеются переключатели, чтобы играть слева не аккордами, а нотами более нижнего регистра. Каждая фирма, каждый мастер – изготавливают специфические инструменты, поэтому такое большое различие в форме, строению и особенностях звучания различных гармоний. В наше время применяются электронные технологии, которые позволяют встроить в гармонь «целый оркестр», чаще всего информацию обрабатывает компьютерный процессор и устройство в целом является только наполовину акустическим. Такие инструменты пользуются немалой популярностью, благодаря своим замечательным звуковым качествам.
Музыкальные особенности гармонии
Интересно, что все европейские и русские гармони можно разделить на две большие группы по звукоизвлечению. Дело в том, что при растяжении мехов язычок может издавать один звук или два – в зависимости от направления движения камеры – на растяжение или на сжатие. Отметим, какие гармошки относятся к первому типу, где направление движения полукорпусов не имеет значения:
Второй тип сложней в использовании, но это не значит, что такие гармонии меньше распространены – наоборот, в некоторых городах и областях используются только они, перечислим основные из них:
Тульская гармонь, «тальянка», саратовская
Тульскую хроматическую гармонь по официальной версии изобрел Н. Белобородов и Л. Чулков, сейчас имеется фабрика «Тульская гармонь», где можно купить инструменты как лично, так и заказом через интернет. Данные инструменты востребованы и пользуются большой популярностью, благодаря своим качествам: возможности инструмента широки – и он может быть использоваться для занятий в музыкальной школе, в училище, в консерватории. Второе место по востребованности в народе занимает тальянка, сокращенно от «итальянка», на правой клавиатуре всего 15 или менее кнопок, а на левой три, издающие колокольный звон. Уникальность инструмента заключается в том, что аналогов в мире не существует. Другая интересная гармонь Саратовская, она также считается народной и вряд ли где ещё можно найти такую конструкцию, она также имеет кнопки с колокольчиками, но это вариативно.
Гармошка — русский народный инструмент, который с момента своего изобретения в начале XIX века имел неоднозначные отзывы простого народа и известных людей. Петр Ильич Чайковский считал, что деревенская гармонь искажает известные песни, портит их исполнение, потому что этот инструмент появился за рубежом и не предназначался для традиционного русского исполнения мелодий. Паганини говорил, что народ, который выбрал такой инструмент, нельзя считать счастливым.
Механизм в устройстве гармони, который позволяет издавать звуки нужного диапазона — стальная пластинка-язычок, колебания которой происходят под воздействием воздуха. Такой нехитрый прибор для извлечения мелодий использовали с древних времен. Сначала это были меха кузнецов, потом — меха органных инструментов, звуки которых воспроизводились с помощью специальных клавиш. Возраст инструментов, подобных гармонике, насчитывает тысячелетия, при этом сама гармонь появилась относительно недавно — не более двух веков назад.
Современная гармонь относится к идиофонам — инструментам, для работы которых не требуется натяжение струны, а звук извлекается из самого тела инструмента. За воспроизведение мелодий отвечает вибрирование стального язычка, который еще называют «пищиком» или «голосом», и растяжение мехов. Совокупность таких деталей конструкции и дает возможность издавать звуки в разных регистрах — при сжатии и растяжении гармони воздействие воздуха обеспечивает звучание, а кнопки разного звукового диапазона, расположенные справа и слева от мехов, контролируют выполнение мелодии и участие в ней басов.
У гармони есть и схожие по строению родственные инструменты — баян и аккордеон. Видов же самой гармони также великое множество — это и наиболее известная хроматическая гармонь, а также вятская, елецкая, тульская, вологодская, сибирская, татарская, кавказская.
Первая гармонь была изобретена в 1822 году мастером по ремонту и настройке органов Фридрихом Бушманом, который использовал принцип действия современной гармони для создания детского инструмента простейшей конструкции. Данным прибором для извлечения звуков заинтересовался Кирилл Дэмиан, и уже в 1829 году довел детскую игрушку до ума, превратив ее в простейший первый аккордеон, имеющий всего пять кнопок на правой и левой клавиатуре.
В 1830 году первое подобие такого аккордеона попало в Россию, и тульский ремесленник Иван Сизов взялся за его совершенствование — из интереса купил одну из новейших моделей, завезенных в Россию, разобрал ее, изучил и стал производить инструменты по схожему строению, которые постепенно стали пользоваться популярностью. Десятилетие спустя на тульской земле выпускали более 10000 русских гармошек в год.
В 1871 году Н. И. Белобородовым была изобретена гармонь с хроматическим рядом, а в дальнейшем почти в каждом крае нашей страны начали появляться свои разновидности привычной гармошки. Они носили незатейливые названия — «тальянка», «черепашка», или же назывались в честь региона распространения (саратовская, кубанская, вятская, нижегородская, белорусская, шуйская, кабардинская и т. п.). Модернизировались местные гармони в соответствии с представлениями об удобстве исполнения мелодий, а звучание инструментов подстраивалось под особенности народного местного фольклора.
В России гармошка набирала популярность у простого народа не очень быстро, была известна в основном в деревнях. Так как такой инструмент не имел ранее аналогов на русской земле, к нему относились с недоверием, да и желающих освоить непривычно устроенную на первый взгляд гармонь было не очень много. Тем не менее, если оглядываться назад, на историю Руси XIX-XX веков, становится видно, какую весомую роль данный музыкальный инструмент сыграл в культурной жизни русских людей.
Гармошка считается именно народным инструментом — простым, неофициальным, душевным, понятным для каждого русского человека. Без гармони не обходились праздничные мероприятия и народные гуляния, свадьбы, ярмарки. Этот самобытный инструмент мог заменить целый оркестр, гармошка использовалась в качестве аккомпанемента для сольного и ансамблевого исполнения песен. Гармонь имела широкий диапазон возможностей, позволяющий ей выступать вместо распространенных ранее русских народных инструментов — гуслей, балалайки, домры.
К началу XX века гармонь становится неотъемлемым атрибутом любых праздников, застолий, посиделок. Гармонисты одинаково часто присутствуют на танцах и играют застольные песни, инструмент скрашивает время праздников и рабочие будни — гармошку можно услышать при любом скоплении народа, решившего отдохнуть. Гармонисты знали большое количество песен любой тематики, могли «положить» на гармонь произведение, предназначавшееся для другого инструмента.
Во время Великой отечественной войны гармошки брали с собой на фронт, почти в каждом отряде присутствовал гармонист. Для поднятия боевого духа такой народный инструмент начали большими темпами производить на заводах и поставлять на линию боевых действий. Появлялось много новых патриотических произведений, написанных именно в военное время, которые помогали солдатам не падать духом.
По вопросу приобретения гармони, пожалуйста, свяжитесь с нашими менеджерами по телефону: +7 (800) 700-12-71