Для чего нужна география для туризма
География и туризм: различие и общность интересов
Рассматриваются взаимоотношения географии и туризма. При взаимообусловленности этих сфер, каждая обладает своим видением территории. Описываются типичные случаи их взаимонепонимания. Объясняются различия в подходах по отношению к пространственной информации, при постановке исследовательских задач, в маршрутном планировании.
Ключевые слова: география, туризм, планирование путешествий, технология туризма.
География питает туризм сведениями о туристских районах, ресурсах, о благоприятных и неблагоприятных факторах среды, информацией для разработки туристских маршрутов. Благодаря географии совершенствуется техника и технология туризма, формируется понимание и выстраивание территориальной организации туризма, идет поиск путей его развития в регионе. География способствует развитию международных туристских процессов, повышению интереса и уважения в обществе к другим народам и культурам. Физическая география, социально-экономическая география, картография и все их дочерние науки разнообразно используются в туризме, подпитывают туризм.
Взаимосвязь туризма и географии очевидна, но развивать эту тему в статье мы не будем. О взаимной обусловленности географии и туризма известно многое, и нам хотелось бы поговорить о географии и туризме как о разных мирах, где не всегда понимают друг друга и часто смотрят на одни и те же вещи разными глазами.
География и туризм как параллельные миры
В туризме успешно работают не только географы, и в этой сфере трудно рассчитывать на приоритет. Попробуйте эксперимент, отправьте проводить экскурсии по городу географа, филолога и историка. Как вы думаете, кто проиграет, проведет экскурсию менее интересно. Может быть и географ. Научная география скучна для туризма. Хрестоматийность географии, комплексные географические характеристики по шаблону здесь не выигрышны.
Географ рассматривает территорию всесторонне, не упуская ничего из того, что эту территорию характеризует. Его интересует и все привлекательное для туризма, и не сильно привлекательное (почвы, отрасли производства, рынки труда и т.д.). Не все компоненты территории одинаково интересны для туризма. Почва, ее горизонты не сильно аттрактивны и могут быть востребованы только узко специализированным туризмом (научным и т.д.). Однако именно почва и ее знание помогли вырастить лучшего сомелье Москвы. Расскажу об этом.
Наш выпускник на студенческой полевой практике по почвоведению «брал монолиты». Это обычная процедура изучения почвы. Почвенные горизонты сыпались на лицо. Он буквально пробовал их на вкус и понял, что вкус почвы разный и передается растениям. Затем, когда он увлекся винной географией, студенческие наблюдения оказались необходимыми для работы. Как сомелье он достиг на поприще этого туристского сервиса больших успехов.
Это говорит о том, что буквально все географические сведения и наблюдения востребованы в туризме, но они играют очень разную роль. Часть их требуется везде и всюду, а вторая часть очень редко, но, тем не менее, используется. Поэтому в учебном плане туристских образовательных направлений должны присутствовать классические географические курсы, не адаптированные под направление. Будущим специалистам в туризме надо изучать закономерности геологии, рельефа, климата, гидросферы, почв и биосферы, закономерности социально-экономической и гуманитарной географии, теоретико-географические модели, так как это делают обычные географы.
При этом, работая в туризме, характеризуя территорию, мы, как правило, выстраиваем повествование в последовательности, отличной от классической географической характеристики, акцентируем внимание на отдельных разделах и сознательно исключаем другие. Это иной подход, отличающийся от академического. Отметим, что если в географической науке существует общепринятая последовательность географической характеристики, то в туризме единой логической последовательности характеристики страны или региона не выработано, а классическая здесь не подходит. Уже в этом проявляется различие в понимании необходимого круга знаний с позиции географии как академической отрасли и туризма как прикладной.
Как относятся географы и туристы к географическим объектам, положим к городам. Географу интересны все города территории. Он первым делом откроет общегеографическую карту и изучит положение всех городов интересуемого региона. Турист же, даже очень опытный, ограничится выяснением списка только исторических городов, городов с явными рекреационными достоинствами, транспортными, деловыми функциями и конечно центральных пунктов. Для понимания, расскажу о трех моих коллегах.
Московский географ Б.Б. Родоман побывал практически во всех городах Европейской части России, но книгу о них не написал, поскольку не считает этот факт верным, и не имеет права писать, пока не увидит их своими глазами: «Что это я буду писать с чужих слов?». Санкт-Петербургский географ А.И. Чистобаев много лет изучает города отечества и зарубежных стран. Список посещенных им городов насчитывает тысячи. Пермский географ А.Н. Черных посвящает свои путешествия тому, что изучает все города на территории СССР и родившихся ныне новых независимых государств. Он отправляется, скажем, в Вологодскую или Магаданскую области и посещает по возможности все города. Здесь видна разница интересов географа и туриста по отношению к объектам посещения и выбора пути.
Даже в самостоятельных путешествиях турист и географ по-разному планируют маршруты и программы поездки [1].
Рассмотрим это на примере Сербии как страны, не только находящейся вне процессов массового туризма, но и очень мало известной самостоятельным путешественникам. Как при планировании путешествия поступит опытный турист? Он просмотрит туристские сайты, пообщается на профессиональных форумах с теми, кто уже посещал Сербию, посмотрит коммерческие предложения и выстроит маршрут исходя из рекомендаций и собственного опыта путешествий по европейским странам. В его нитку маршрута попадут курорты Сербии, поскольку именно курорты остались наиболее конкурентно-способным феноменом страны и именно они представлены в источниках информации и коммерческих предложениях. В этом отношении сами действия планирующего бессистемны.
Если не принимаются в учет географические закономерности, туристский маршрут не будет иметь концепции, хорошего обоснования. Географические закономерности позволяют определить ключевые пункты путешествия и выстроить путь более аргументировано.
Приведем одну из таких туристско-географических закономерностей.
Начинать поездку по стране следует с ее главного города. Если путешественник располагает небольшим временем, то маршрут разумно планировать по территориям, близким к столице. Поясним этот тезис, поскольку его можно считать туристским законом. Дело в том, что именно в близи главного города страны располагаются не только наиболее важные и интересные культурные и социально-экономические объекты, но и как не странно наиболее уникальные и разнообразные объекты природного наследия. Как правило, главный город страны располагается в наиболее контрастном в ландшафтном отношении месте.
Общеизвестно, что туризме важна не только уникальность, но и типичность, например, может представлять интерес типичный участок классической тайги, или типичный для страны город. Как раз географ этого не забывает. На побережье Хорватии для него будет интересен любой из островков или полуостровков, поскольку они отражают уникальный ландшафт «далматинский тип морского побережья». Для него почти не будет иметь значение, создана ли в этом месте курортная инфраструктура.
Для географа природный и культурный ландшафт важен больше аттракций. Этот фактор выделяют в туризме и специалисты туристской сферы. По мнению И.О. Щепетковой самое сильное впечатление на иностранных посетителей в Пермском крае оказывают не города и отдельные достопримечательности, а бескрайние леса. Гостей поражает то обстоятельство, что на протяжении десятков километров нет ни одного населенного пункта, а только красивые темнохвойные леса до горизонта. Вспомним фразу А.С. Пушкина о Прикамьи в «Борисе Годунове»: «Вот, пермские дремучие леса!». Великий поэт никогда не был в этих местах, но подметил особенность территории точнее всех и современный туризм это подтверждает.
Туризм требует и производит большие объемы информации, в том числе и географической. Географическая информация специально для туристских проектов не готовится, а в основном выбирается негеографами из доступного для них справочного материала. В связи с этим географическая часть описания района путешествия или пунктов маршрута, как правило, получается неинтересная и неточная. Часто для повышения привлекательности места его климат искаженно подается как наиболее благозвучный «субтропический» вместо тропического или субэкваториального. Наиболее распространенные ошибки в туристских буклетах появляются при желании оттенить уникальность, и объекту приписываются свойства самого-самого. Географ сразу видит ошибки, искажения и негодует по поводу вала неточной туристской информации.
Еще удручает географа вольное обращение с географическими названиями в отечественной туротрасли. Так остров Ивиса давно именуется в турсправочниках Ибицей, будто нельзя посмотреть, как этот остров называется на географических картах по-русски.
Во взаимоотношении географии и туризма следует сказать и о традиционно невнимательном отношении географов к самой туристской деятельности.
О том, что географы рассматривают туризм как несущественное поле исследования, говорили автору многие выдающиеся географы. Среди них С.Б. Лавров, возглавлявший Русское Географическое Общество с 1992 по 2000 годы и Дж. Паллоу доктор географии университета Оксфорда, руководившая университетом в 1994 году.
Такое положение приводит к тому, что ученые-географы во многом не понимают туристский мир, не чувствуют его изнутри. Взгляд на прошлую и современную тематику и содержание географических научных работ по туризму и рекреации свидетельствуют о том, что географическая наука часто подходит к изучению туризма не с позиции его сущности, а копирует сложившиеся подходы к анализу других хозяйственных отраслей. Так, экономико-географов интересует туристский ресурсный потенциал территории, география и размеры потоков, объемы деятельности и затраты, районирование. Физико-географы предпочитают темы экологического и ландшафтного направления, например, о предельной туристской емкости территории и рекреационной оценке ландшафта.
В связи с некоторым непониманием туристской деятельности географами, их научные работы не всегда были интересны опытным туристам и работникам этой сферы. Может быть, поэтому в туризме географию нечасто рассматривают как существенную составляющую.
Туризм географичен по своей сущности и технологии. Технология туризма имеет маршрутный характер [4], поэтому ключевые вопросы туризма связаны с туроперейтингом, технологией туризма, с идеологией и логикой путешествия, концепцией, конфигурацией маршрута, программой тура. Однако географы редко включаются в решение этих вопросов, ограничиваясь традиционными задачами. В сфере туристского бизнеса роль географической науки понимается еще проще. Географам порой отводится лишь вспомогательная роль поставщиков региональной информации.
В завершение разговора стоит сказать о том, как готовить географа к работе в туристской сфере. Для того, чтобы географ, классически подготовленный и профессиональный, был интересен еще и как эксперт в туризме, он должен, по нашему мнению, иметь опыт участия в активных путешествиях, а лучше и руководства путешествиями низких и высоких категорий сложности нескольких видов туризма. Географ должен иметь опыт организации и проведения самостоятельных поездок для себя и группы по различным странам. Преимущественно он не должен быть потребителем массового туристского продукта. Его понимание туристской деятельности будет расти по мере посещения новых стран и районов. Географ должен участвовать и даже курировать разработку стратегий и программ развития туризма территорий разного масштаба. Кроме этого географ должен включаться в процесс туристско-рекреационного девелопмента, в проектирование туристских объектов. Также следует получить опыт преподавания и тренинга персонала туристской отрасли и администраций территорий. Приобретая такой опыт, классический географ станет хорошо востребованным специалистом. В этом направлении следует выстраивать учебные планы по туристским образовательным направлениям на географических факультетах университетов.
Литература
1. Зырянов А.И., Зырянова И.С. Технология планирования самостоятельного путешествия // «Географический вестник». 2013. №2(25). С.99-103.
2. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Логика туристского путешествия и разработка эталонных маршрутов // Географический вестник. 2009. №2. С.78-88.
3. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Туристское районирование горных территорий // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. География. 2009. С.19-25.
4. Мышлявцева С.Э. Активный туризм в регионах Урала (маршрутный принцип территориальной организации): автореф. дис. канд. геогр. наук. Пермь, 2007. 20 с.
The relationship of geography and tourism are considered. With interelations of these spheres each of them has its own views. Typical cases of there misunderstanding are described. The dif erences in approaches with respect to the spatial information, in formulation in research problems and in the travel planning are explained.
Keywords: geography, tourism, travel planning, tourism technology.
Для чего нужна география для туризма
География — это судьба.
Наполеон I Бонапарт
В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. В основе одних профессий лежат физика и математика, в основе других – химия, в основе третьих – информатика.
А что такое география?
География – это нужная наука, которая изучает Землю. У большинства людей она ассоциируется только со школьным предметом, другие же ценят ее за знания о местах, выбирающихся для путешествий. Она представляет собой науку, которая обеспечивает полноценное существование людей на Земле.
Учить данную науку необходимо для того чтобы знать о том, как и почему происходят тайфуны и цунами, каким образом формируются горы, где человек не может провести изучения природы и многое другое. К тому же существует несколько направлений этой науки. Есть даже медицинская, которая изучает, как на здоровье человека оказывает влияние географическая среда. Занимаются данной наукой не медики, а профессора и академики географических наук.
Знания географии помогают в самых разных сферах жизни. Она помогает ориентироваться в жизни, узнавать много нового и делать выводы во всевозможных сферах – питании, прогнозе погоды, путешествиях, традициях, развлечениях, а также в выборе профессии.
Поэтому целью моей работы стало:
Ознакомиться, где в обычных профессиях нужны знания по географии
Какие профессии непосредственно связаны с географией
Показать необходимость изучения географии в школе для дальнейшего самоопределения в обществе.
Раскрыть суть профессии геодезиста.
Я полагаю, что актуальностью выбранной темы является то, что знания, полученные на уроках географии, пригодятся мне не только в жизни, но и в выбранной профессии. Мне нравится предмет география, и я бы хотел бы связать свою судьбу с ней. Я планирую, после окончания школы, получить профессию геодезиста.
Гипотеза: География — основа многих профессий. Она способна сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.
Изучить взаимосвязь географии с профессиями людей и составить таблицу «Применение знаний и законов географии в различных профессиях».
Выяснить, какими качествами должен обладать профессионал той или иной профессии, связанной с географией и где получить образование по данной специальности.
Ознакомить окружающих с профессией геодезист.
Объектом исследования: профессии, связанные с географией.
Основной предполагаемый результат исследования: воспитывать любовь к географии, как основе будущей профессии.
Глава I . География и профессии
Роль географии в жизни человека
География как наука зародилась очень давно, в период становления человеческого общества. Землевладельцам она помогала выбрать место для поля, мореплавателям – вести свои корабли по морям и океанам, открывать новые земли, купцам – успешно торговать с другими странами. Именно моряки и купцы были первыми открывателями новых земель.
Так что же представляет собой наука география? Современная география как наука изучает окружающую среду, её пространственные особенности и взаимосвязи с обществом, территориальную организацию общества.
Сегодня география имеет два очень важных и взаимосвязанных между собой крыла – естественноисторическое и социально-экономическое, и оба они в равной степени являются её сутью и содержанием.
В наше время география уже не прежняя «романтическая» наука, а наука, переживающая своё второе рождение. Став наукой конструктивной, ставящей перед собой задачи решения проблем разного характера и разного уровня, от локального до глобального.
География имеет очень тесные связи со многими науками, ведь методов изучения и познания современного мира сегодня очень много: исторический, физический, химический, математический, биологический и т.д.
География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Её важнейший аспект – формирование мировоззрения, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста.
Развитие географии в значительной степени определялось потребностями человека, поэтому она всегда имела большое практическое значение. Так, она изучает способы ориентирования на местности. Моряки, пилоты и штурманы должны уметь пользоваться географическими приборами, работать со сложными картами, определять свое положение на местности. Простой человек сегодня также много передвигается и активно путешествует, поэтому ему нужны хотя бы начальные навыки работы с картами, а умение ориентироваться на местности по Солнцу или Полярной звезде может помочь в чрезвычайной ситуации.
Человек постоянно сталкивается со стихийными явлениями – извержение вулканов, землетрясениями, наводнениями. Именно география изучает их. Даже простой сбор статистики о землетрясениях позволяет определить, какие территории являются сейсмоактивными, а какие нет. Эти знания учитываются строителями при строительстве объектов. Глубокие исследования природных явлений позволяют прогнозировать их заранее, что позволяет подготовиться к будущей катастрофе, например, вовремя эвакуировать население.
География также помогает человеку ответить на многие злободневные вопросы. Например, известно, что уровень жизни стран во многом определяется их географическим положением. Например: наиболее богатые страны располагаются в Европе, а центральноафриканские страны прозябают в нищете. Также география помогает понять особенности взаимоотношений между странами – почему одни государства конфликтуют, а другие находятся в союзах. Не случайно многие специалисты по международным отношениям говорят, что «география определяет политику».
И так я считаю, что географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию.
Профессии для тех, кто любит географию
География — наука про всех и для всех. Что там за горизонтом, какие люди живут за высокими горами, есть ли за горами другие страны, есть ли край Земли, и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда волновали и волнуют воображение людей. А зачем нужна география современному молодому человеку? Я считаю, что без знаний, которые мы получаем на уроках географии, вообще нельзя обойтись. Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет.
Проанализировав различные источники информации, я обнаружил, что большое число профессий немыслимо без географических знаний. Рассмотрев классификацию профессий, я решил выяснить, в каких профессиях необходимо знание географии. Этот перечень достаточно велик (Приложение № 2).
Как наука география делится на физическую, изучающую природу, и общественную, изучающую население и хозяйство. Две ветви единой географии состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность – всего их порядка 50. Есть «старые», возникшие еще в конце XIX — начале XX века, традиционные географические специальности (например, геоморфология, землеведение, климатология), и есть «новые», сравнительно недавно появившиеся (например, биоклиматология, география туризма или географическая планетология).
В географии широко применимы методы точных и естественных наук: математики, статистики, физики, химии и биологии.
А географические специальности из блока общественной географии особенно тесно связаны с целым рядом гуманитарных дисциплин.
Представители всех без исключения географических специальностей должны на высоком уровне знать компьютерно-информационные технологии.
Где получить образование, профилю «география»
В настоящее время в России 24 географических факультета и отделения классических университетов и 41 географический факультет педагогических университетов и институтов. Особняком стоит изучение географии в педагогических вузах. Здесь готовят не исследователей-аналитиков, как на географических факультетах классических университетов, а прежде всего педагогов, умеющих преподавать как физическую, так и общественную географию.
Сегодня в России имеется много учебных заведений, где возможно получить и более узкую специализацию, например, профессию геодезиста. В области геодезии на различных уровнях освоения этой сложной специальности можно работать после окончания как среднего учебного заведения – техникума или колледжа, так и высшего – университета, института или академии. Вулканологи в России — это штучные специалисты.
Глава II . Профессия, которую я выбираю
Профессия … Это что? Жизненный путь, призвание или разумный выбор? Чем мы руководствуемся, совершая свой выбор? Наверно, выбирая профессию, мы задаем два главных вопроса: востребована она сегодня обществом и хорошо ли она оплачивается? Практически все профессии, связанные с географией, считаются перспективными по своей природе.
Профессия «геодезист» всегда была и будет востребована и к тому же неплохо оплачиваема. В условиях роста экономики и строительства в России профессия геодезиста становится все более востребованной и дефицитной.
Так что же это за профессия, в чем заключается профессиональная деятельность геодезиста?
Каждому из нас приходилось встречать на обочинах дорог, на стройках или просто в чистом поле человека с непонятным оптическим прибором на штативе, который внимательно что-то рассматривает в зрительную трубу, нажимает кнопки на своем приборе или записывает что-то в журнал.
Большим спросом геодезисты пользуются в мегаполисах. Помимо обычных проектов по возведению мостов, строению дорог и планировке загородных участков, их также привлекают и к созданию обновленных карт местности. Современные геодезисты работают в строительных и геодезических компаниях, в геологии, в государственной картографии, в проектных и изыскательских институтах, в научных и землеустроительных организациях, в армии (ракетные войска и артиллерия, космические войска, военно-топографическая служба генштаба, инженерные и строительные войска) и во многих других местах.
Много разных профессий существует в мире, в основе которых лежат знания по географии. Конечно, про все в одной работе невозможно рассказать. Я выбрал наиболее интересные, на мой взгляд, профессии, которые в настоящее время широко распространены как в нашей стране, так и за рубежом.
Изучение курса географии очень важно для профессионального самоопределения учащихся. География способна раскрыть причины и следствия безработицы, обозначить требования к современному работнику в условиях рынка труда, сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.
Многие профессии связанны с географией. А главное каждый человек должен уметь ориентироваться, а это тоже маленькая профессия для каждого из нас.
Одним из основных мотивов профессионального выбора выпускников служит социальный престиж профессии, т.е. оценка значения, полезности этой профессии со стороны средств массовой информации, родителей, всей окружающей школьников социальной среды. Важную роль играет востребованность профессии на рынке труда и, конечно, материальное вознаграждение. Данная работа поможет определиться нам на профессиональном поприще или сориентироваться в профильном обучении.
В будущем будут востребованы такие «географические» профессии, как: инженеры, технические специалисты, геологи, экологи. С каждым годом все большее развитие получает туристическое направление экономики.
География – это многое, это просторы своего края и своей страны, это наша огромная планета. Когда ты изучаешь географию – ты и метеоролог, и археолог, и геолог, и гидрограф, и топограф, и вообще можешь представить себя на месте любого профессионала. Обязательно ли изучать географию, в принципе нет, но где ты без географии – нигде! Ещё одной важной задачей географии стала задача научить людей любить, понимать и беречь не только целый мир, а мир свой маленький, окружающий его ежеминутно – свою маленькую Родину, свой край, свой город. Ведь именно с этого начинается и Россия, и вся Земля.
Если ты решил свою жизнь связать с географией, то необходимо развивать профессионально важные качества: любознательность; склонность к исследовательской деятельности; глазомер; память; ориентацию на местности; умение анализировать и логически мыслить; физическую выносливость.
В результате этой исследовательской работой я сделал вывод, что даже в самых обычных профессиях нужны знания по географии. В общем, без географии вам нигде не обойтись!
Результаты социологического опроса обучающихся МАОУ Селятинской СОШ № 2