Для чего нужна география туризма
1. География международного туризма как научная дисциплина, её цели и задачи
Название | 1. География международного туризма как научная дисциплина, её цели и задачи |
страница | 1/24 |
Дата публикации | 19.08.2013 |
Размер | 2.77 Mb. |
Тип | Документы |
zadocs.ru > География > Документы
1.География международного туризма как научная дисциплина, её цели и задачи. |
География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная дисциплина с собственными объектом и предметом исследования. Известный советский географ В. С. Преображенский назвал географию туризма отраслью социально-экономической географии, аналогичной другим отраслевым экономико-географическим дисциплинам.
Вопрос о предметной сущности географии туризма актуализируется в связи с существованием рекреационной географии. Тем не менее, география туризма и рекреационная география признаются различными учебными и научными направлениями. Очертить границы географии туризма представляется возможным только при концептуальном определении понятий «туризм», «рекреация», «отдых» и «досуг». А сделать это пока еще никому не удается.
Основой формирования предметной области географии туризма является разведение понятий «туризм» и «рекреация». География изучает туризм как разновидность деятельности людей. Любая деятельность человека осуществляется в пространстве и во времени, но туристская выделяется исключительной «географичностью», относится к числу наиболее пространственно выраженных, характеризуется территориальной избирательностью. Более того, она формирует особые типы пространства и времени – туристское пространство и туристское время.
Тури́зм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника;)
Рекреационная география и география туризма имеют один объект исследования – рекреационное пространство. А вот предметы исследования этих дисциплин различаются. Рекреационная география изучает территориальную организацию рекреационной деятельности населения
^ Предметом исследования географии туризма является территориальная организация туристской деятельности людей. Исходя из этого, можно вывести определение туризма, которое предлагает в одной из своих работ А. Ю. Александрова. География туризма – отраслевая дисциплина социально-экономической географии о пространственных закономерностях и особенностях функционирования и развития территориальных систем организации туристской деятельности людей.
В течение многих лет география туризма занималась главным образом инвентаризацией и оценкой туристских достоинств, исследованием разных уровней развития туристского хозяйства, напряженности туристского движения, а также роли туризма в социально-экономическом развитии туристских территорий и регионов. Очень важным направлением исследований был анализ локализации туристского движения и классификация туристских территорий.
^ География международного туризма – основной раздел географии туризма, занимающийся изучением размещения основных туристских центров и центров туризма в различных районах мира, проблемы глобального туристского районирования, а также фактическую территориальную организацию международного туризма, тенденции и перспективы их развития.
^ Целью учебной дисциплины «География туризма» является ознакомление с основными теоретическими концепциями и терминологическим аппаратом науки; с туристскими и рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионах мира.
В общем смысле можно выделить три направления, или три рынка обучающего туризма:
1) языково-обучающие туры; 2) спортивно-обучающие туры; 3) профессиональное обучение.
Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но предложения для таких маленьких детей пока что не имеют большого спроса, а вот школьников 10-17 лет родители отправляют учиться гораздо охотнее. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты, взрослые (причем последние составляют 10 % всего потока).
Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми.
Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся и т. д.
Все программы включают в себя по 24 аудиторных часа. Первая половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий.
Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20-30 часов языка в неделю.
Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров.
Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.
Главная особенность подготовки языково-обучающего тура исключительно индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста.
Организацией языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные рецептивные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями на использование учебной базы, работу преподавателей и пользование методическими пособиями. Обычно у туроператора по обучающим турам имеются «договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющими несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т. д.), а значит, и больший выбор для туристов.
Перед началом обслуживания необходимо подготовить методическое обеспечение для выдачи туристам: программы обучения, учебники, разговорники, карты города, путеводители на изучаемом языке. Обычно этот набор входит в стоимость тура.
Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных туристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации». Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах.
Если студенты размещаются в общежитиях (гостиницах), следует проверить, есть ли условия для занятий.
Если тур групповой, то на всем протяжении тура с группой туристов должен работать руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым языком. Назначает его (по договоренности с принимающей фирмой) направляющая сторона.
Группы по изучению языка должны состоять максимум из 12 человек. Однако с точки зрения отправки да и организации транспортных экскурсий более рентабельны группы по 30 человек. Поэтому при организации учебных занятий большие группы приехавших туристов разбиваются на подгруппы.
^ 3.Международный туризм, как глобальное социально-экономическое явление.
По данным ВТО, вклад туризма в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн долл. (данные 1993 г.), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн человек (или одного из 15 человек, занятых в мировом производстве)1. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд долл.
Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.
Растущий уровень жизни в развитых индустриальных странах мира ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню пенсионного обеспечения, что также оказывает значительное влияние на развитие туризма.
Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристские, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением), и экзогенными переменными, т.е. факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное влияние на степень и форму спроса на туристскую деятельность. Экзогенные факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.
К демографическим и социальным изменениям относятся: старение населения, более ранний выход на пенсию с достаточным пенсионным обеспечением, возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающих женщин, семей с двумя работающими членами семьи, тенденция к более поздним бракам, рост числа бездетных семей, увеличивающийся срок оплачиваемого отпуска, лучшее понимание возможностей путешествия и забота об окружающей среде. Таким образом, изменения, происходящие в демографической структуре и социальных моделях общества, приводят к тому, что все большее количество людей в мире имеют время, желание и финансовые возможности для путешествий.
Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации, в том числе и Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 г. ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются величина свободного времени и его использование. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон, открытый немецким статистиком Э. Энгелем, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается.
География туризма как наука.
1. Объект, предмет исследования, цели и задачи.
Туризм- это сложное многогранное и многоаспектное проявление общественной жизни, но, прежде всего это «пространственное социально-экономическое явление». Современная западная экономическая наука рассматривает туризм как сложную «социально-экономическую систему», в которой многоотраслевой комплекс, называемый «индустрией туризма», является лишь одним из составных компонентов.
Туризм издавна представлял интерес и для географов, так как он тесно связан с природной средой, с обществом и его социально-хозяйственной деятельностью, и к тому же принадлежит к явлениям, имеющим широкое пространственное распространение.
Начальные исследования туризма имели прикладной характер и входили в круг исследований разных географических дисциплин, главным образом географии населения и транспорта. Только интенсивное развитие туристского движения после второй мировой войны значительно активизировало эти исследования, что неизбежно приводило их к теоретическому и методологическому обоснованию. А это, в свою очередь, способствовало выделению новой дисциплины географических наук – географии туризма.
При этом, исходя из того, что туризм и рекреация не идентичные понятия, географию туризма следует рассматривать как общественно-географическую дисциплину, объектом изучения которой является туризм. Научной же географической основой познания проблем отдыха и туризма стала рекреационная география – новое направление в семействе общественных географических наук, возникшее в стране в конце 60-х – начале 70-х годов в недрах географических наук. В бывшем СССР одним из основоположников этого направления в географической науке стал профессор В.С.Преображенский.
Предмет изучения географии туризма составляет анализ форм и соотношений пространственных туристских явлений и связанных с ними процессов, изменяющих и преобразующих пространство. Туризм, как и многие другие отрасли народного хозяйства, включает несколько под отраслей, при этом за основу такого подразделения принимается, например, функциональная специализация: лечебный, оздоровительно-спортивный, познавательный; различают также туризм внутренний и международный. С таким подразделением связано существование нескольких органов управления суботраслью (подотраслью): в бывшем СССР это были Центральный совет по управлению курортами, Центральный совет по туризму и экскурсиям, Высший совет физической культуры (Всесоюзная секция туризма), Бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник», Всесоюзное акционерное общество (ВАО) «Интурист» и др.
Каждая из таких суботраслей выступала как организованное целое со своей системой предприятий, органов управления, системой планирования и материально-технического снабжения. Однако их предприятия используют единые природные ресурсы, опираются на единую технологическую и социальную инфраструктуру, рассчитывают на одни и те же трудовые ресурсы, обладают сходным воздействием на другие отрасли народного хозяйства, имеют ряд общих отличительных черт, что позволяет потребителям рассматривать эти суботрасли как замещающие или дополняющие одна другую.
Все это, несмотря на такую дифференциацию, диктует необходимость анализа и планирования развития всей отрасли туризма в целом. Возможно ли такое? Да, такое под силу географии туризма – науке конструктивной, опирающейся на комплексные исследования, охватывающие проблемы естественной, технической, экономической и социальной природы. Иначе говоря, науке, в круг интересов которой входит много вопросов, имеющих большое теоретическое (выявление объективных закономерностей формирования и развития туристского движения) и практическое (проведение мероприятий по планированию и управлению, в ходе которых увязываются воедино планы развития всех суботраслей, призванных практически решать разными средствами единую социальную задачу) значение.
Таким образом, цель исследования географии туризма в главном сводится к выработке теоретических основ управления туристским движением с учетом его природных, экономических, социальных и других аспектов. При этом общественно-географическими исследованиями могут быть охвачены отдельные территории как уже со сформировавшимися туристскими функциями, так и те, где туристское движение, несмотря на наличие туристско-рекреационных ресурсов, еще не проявляется совсем либо проявляется в незначительной степени.
Итак, география туризма изучает: пригодность территории для развития туризма, с учетом его форм и сезонности; воздействие туризма на территорию и формирование ее хозяйственного комплекса; происходящие на территории явления и процессы, вызванные развитием туризма и оказывающие влияние на хозяйственную деятельность общества. В связи с этим, перед географией туризма стоит целый ряд важнейших задач. Главную из них достаточно четко, на наш взгляд, сформулировал еще в 1971 г. Б.Б.Родоман: «Задача географов… состоит в том, чтобы наряду с другими специалистами разрабатывать методику выявления, оценки и картографирования рекреационных ресурсов, давать рекомендации по рациональному использовании территории, охране природы и красоты ландшафта для рекреации, а также в порядке теоретических изысканий строить типовые модели районов отдыха и разрабатывать основные понятия, правила, находить зоны рекреационной географии». Здесь следует отметить, что понятия рекреационные и туристские ресурсы в значительной мере совпадают, однако первое понятие более общее и включает в себя второе как частность. В ресурсный диапазон туризма входит колоссальный набор объектов: от вод, гор и лесов до творения архитектуры и производственно-хозяйственных сооружений.
Оценка пригодности природных ресурсов, выбор и охрана соответствующих территорий для нужд отдыха и туризма тесно связаны в настоящее время с оптимальным делением территории страны на области использования, т.е. определением оптимальной структуры народного хозяйства. Эта проблема приобретает особое значение в связи с все возрастающей хозяйственной деятельностью человека и связанными с ней изменениями в природной среде, а также с постоянным ростом рекреационной активности населения в результате развивающейся урбанизации. Решение этой проблемы составляет, следовательно, необходимое условие существования будущего общества.
Рекреационной оценке подлежат не только природные ресурсы, но и социально-экономические (историко-культурные объекты и явления, финансовые, материальные, трудовые и др.) ресурсы. С точки зрения туристской привлекательности они могут сопутствовать природным достоинствам либо сами составлять цель туристского движения, как объекты, находящиеся в сфере материальной или духовной культуры.
Не менее важна проблема изучения отдельных территориально-рекреационных систем (ТРС) различных рангов в целях обоснования их специализации и уровня концентрации, установления взаимозависимостей между их подсистемами.
С точки зрения практики планового регулирования очень важной в географии туризма является ее прогнозная функция. Основа оптимизации в области развития туризма есть прогноз туристского движения, расчет которого требует применения моделей, где в качестве сменозависимых выступают экономические, социальные и технические факторы, в большей или меньшей степени влияющие на величину, а также качественную и территориальную структуру туристских миграций. К главным из них принадлежат: рост уровня доходов населения и развитие транспортной системы, процесс урбанизации, моторизации, увеличение свободного от работы времени и др.
Фактором, позволяющим осуществлять управление туристским движением, является соответствующая политика развития туристского хозяйства. Она должна учитывать экономический и социальный аспекты туризма, а также охрану природы. Сущность этой политики заключается в согласовании потребностей в области рекреации и туризма, как категории потребления, с предложением туристских услуг, как с проявлением хозяйственной деятельности, с согласованием существующего потенциала природной среды.
Конкретные результаты исследований, определяющие пропорции между величиной, качеством и размещением туристского хозяйства в отношении к существующим потребностям являют ценный материал для хозяйственного и территориального планирования.
Вопросом особой важности является принятие оптимальных пропорций между достоинствами природной среды и экономическим эффектом, которое приносит туристское движение вообще, и международный туризм в частности. Установление этих зависимостей требует проведения многих аналитических исследований, касающихся таких вопросов, как, например, занятость в сфере услуг, доходы населения от туризма, изменения в структуре хозяйства отдельных регионов вследствие развития туризма, рост материального благосостояния, место туризма в общей структуре народного хозяйства и т.д. Решение практических задач невозможно без дальнейшего развития теории и совершенствования методов исследования географии туризма. Задачи развития теории можно свести к двум главным направлениям: а) выявление закономерностей территориальной организации туристского обслуживания как отрасли народного хозяйства в соответствующих таксономических уровнях территориально-системных образований; б) дальнейшая разработка туристско-рекреационного районирования как исследования условий и факторов закономерностей и принципов районообразования, обоснование таксономической системы туристско-рекреационных образований, характеристика типологии туристских районов.
При этом следует подчеркнуть, что вопрос туристского районирования, как определяющей формы территориальной классификации, составляет одну из центральных теоретических и методологических проблем географии туризма.
В связи с тем, что география туризма наука относительно молодая, много места в ее теоретических исследованиях занимают также вопросы терминологии и уточнения основных понятий.
География и туризм: различие и общность интересов
Рассматриваются взаимоотношения географии и туризма. При взаимообусловленности этих сфер, каждая обладает своим видением территории. Описываются типичные случаи их взаимонепонимания. Объясняются различия в подходах по отношению к пространственной информации, при постановке исследовательских задач, в маршрутном планировании.
Ключевые слова: география, туризм, планирование путешествий, технология туризма.
География питает туризм сведениями о туристских районах, ресурсах, о благоприятных и неблагоприятных факторах среды, информацией для разработки туристских маршрутов. Благодаря географии совершенствуется техника и технология туризма, формируется понимание и выстраивание территориальной организации туризма, идет поиск путей его развития в регионе. География способствует развитию международных туристских процессов, повышению интереса и уважения в обществе к другим народам и культурам. Физическая география, социально-экономическая география, картография и все их дочерние науки разнообразно используются в туризме, подпитывают туризм.
Взаимосвязь туризма и географии очевидна, но развивать эту тему в статье мы не будем. О взаимной обусловленности географии и туризма известно многое, и нам хотелось бы поговорить о географии и туризме как о разных мирах, где не всегда понимают друг друга и часто смотрят на одни и те же вещи разными глазами.
География и туризм как параллельные миры
В туризме успешно работают не только географы, и в этой сфере трудно рассчитывать на приоритет. Попробуйте эксперимент, отправьте проводить экскурсии по городу географа, филолога и историка. Как вы думаете, кто проиграет, проведет экскурсию менее интересно. Может быть и географ. Научная география скучна для туризма. Хрестоматийность географии, комплексные географические характеристики по шаблону здесь не выигрышны.
Географ рассматривает территорию всесторонне, не упуская ничего из того, что эту территорию характеризует. Его интересует и все привлекательное для туризма, и не сильно привлекательное (почвы, отрасли производства, рынки труда и т.д.). Не все компоненты территории одинаково интересны для туризма. Почва, ее горизонты не сильно аттрактивны и могут быть востребованы только узко специализированным туризмом (научным и т.д.). Однако именно почва и ее знание помогли вырастить лучшего сомелье Москвы. Расскажу об этом.
Наш выпускник на студенческой полевой практике по почвоведению «брал монолиты». Это обычная процедура изучения почвы. Почвенные горизонты сыпались на лицо. Он буквально пробовал их на вкус и понял, что вкус почвы разный и передается растениям. Затем, когда он увлекся винной географией, студенческие наблюдения оказались необходимыми для работы. Как сомелье он достиг на поприще этого туристского сервиса больших успехов.
Это говорит о том, что буквально все географические сведения и наблюдения востребованы в туризме, но они играют очень разную роль. Часть их требуется везде и всюду, а вторая часть очень редко, но, тем не менее, используется. Поэтому в учебном плане туристских образовательных направлений должны присутствовать классические географические курсы, не адаптированные под направление. Будущим специалистам в туризме надо изучать закономерности геологии, рельефа, климата, гидросферы, почв и биосферы, закономерности социально-экономической и гуманитарной географии, теоретико-географические модели, так как это делают обычные географы.
При этом, работая в туризме, характеризуя территорию, мы, как правило, выстраиваем повествование в последовательности, отличной от классической географической характеристики, акцентируем внимание на отдельных разделах и сознательно исключаем другие. Это иной подход, отличающийся от академического. Отметим, что если в географической науке существует общепринятая последовательность географической характеристики, то в туризме единой логической последовательности характеристики страны или региона не выработано, а классическая здесь не подходит. Уже в этом проявляется различие в понимании необходимого круга знаний с позиции географии как академической отрасли и туризма как прикладной.
Как относятся географы и туристы к географическим объектам, положим к городам. Географу интересны все города территории. Он первым делом откроет общегеографическую карту и изучит положение всех городов интересуемого региона. Турист же, даже очень опытный, ограничится выяснением списка только исторических городов, городов с явными рекреационными достоинствами, транспортными, деловыми функциями и конечно центральных пунктов. Для понимания, расскажу о трех моих коллегах.
Московский географ Б.Б. Родоман побывал практически во всех городах Европейской части России, но книгу о них не написал, поскольку не считает этот факт верным, и не имеет права писать, пока не увидит их своими глазами: «Что это я буду писать с чужих слов?». Санкт-Петербургский географ А.И. Чистобаев много лет изучает города отечества и зарубежных стран. Список посещенных им городов насчитывает тысячи. Пермский географ А.Н. Черных посвящает свои путешествия тому, что изучает все города на территории СССР и родившихся ныне новых независимых государств. Он отправляется, скажем, в Вологодскую или Магаданскую области и посещает по возможности все города. Здесь видна разница интересов географа и туриста по отношению к объектам посещения и выбора пути.
Даже в самостоятельных путешествиях турист и географ по-разному планируют маршруты и программы поездки [1].
Рассмотрим это на примере Сербии как страны, не только находящейся вне процессов массового туризма, но и очень мало известной самостоятельным путешественникам. Как при планировании путешествия поступит опытный турист? Он просмотрит туристские сайты, пообщается на профессиональных форумах с теми, кто уже посещал Сербию, посмотрит коммерческие предложения и выстроит маршрут исходя из рекомендаций и собственного опыта путешествий по европейским странам. В его нитку маршрута попадут курорты Сербии, поскольку именно курорты остались наиболее конкурентно-способным феноменом страны и именно они представлены в источниках информации и коммерческих предложениях. В этом отношении сами действия планирующего бессистемны.
Если не принимаются в учет географические закономерности, туристский маршрут не будет иметь концепции, хорошего обоснования. Географические закономерности позволяют определить ключевые пункты путешествия и выстроить путь более аргументировано.
Приведем одну из таких туристско-географических закономерностей.
Начинать поездку по стране следует с ее главного города. Если путешественник располагает небольшим временем, то маршрут разумно планировать по территориям, близким к столице. Поясним этот тезис, поскольку его можно считать туристским законом. Дело в том, что именно в близи главного города страны располагаются не только наиболее важные и интересные культурные и социально-экономические объекты, но и как не странно наиболее уникальные и разнообразные объекты природного наследия. Как правило, главный город страны располагается в наиболее контрастном в ландшафтном отношении месте.
Общеизвестно, что туризме важна не только уникальность, но и типичность, например, может представлять интерес типичный участок классической тайги, или типичный для страны город. Как раз географ этого не забывает. На побережье Хорватии для него будет интересен любой из островков или полуостровков, поскольку они отражают уникальный ландшафт «далматинский тип морского побережья». Для него почти не будет иметь значение, создана ли в этом месте курортная инфраструктура.
Для географа природный и культурный ландшафт важен больше аттракций. Этот фактор выделяют в туризме и специалисты туристской сферы. По мнению И.О. Щепетковой самое сильное впечатление на иностранных посетителей в Пермском крае оказывают не города и отдельные достопримечательности, а бескрайние леса. Гостей поражает то обстоятельство, что на протяжении десятков километров нет ни одного населенного пункта, а только красивые темнохвойные леса до горизонта. Вспомним фразу А.С. Пушкина о Прикамьи в «Борисе Годунове»: «Вот, пермские дремучие леса!». Великий поэт никогда не был в этих местах, но подметил особенность территории точнее всех и современный туризм это подтверждает.
Туризм требует и производит большие объемы информации, в том числе и географической. Географическая информация специально для туристских проектов не готовится, а в основном выбирается негеографами из доступного для них справочного материала. В связи с этим географическая часть описания района путешествия или пунктов маршрута, как правило, получается неинтересная и неточная. Часто для повышения привлекательности места его климат искаженно подается как наиболее благозвучный «субтропический» вместо тропического или субэкваториального. Наиболее распространенные ошибки в туристских буклетах появляются при желании оттенить уникальность, и объекту приписываются свойства самого-самого. Географ сразу видит ошибки, искажения и негодует по поводу вала неточной туристской информации.
Еще удручает географа вольное обращение с географическими названиями в отечественной туротрасли. Так остров Ивиса давно именуется в турсправочниках Ибицей, будто нельзя посмотреть, как этот остров называется на географических картах по-русски.
Во взаимоотношении географии и туризма следует сказать и о традиционно невнимательном отношении географов к самой туристской деятельности.
О том, что географы рассматривают туризм как несущественное поле исследования, говорили автору многие выдающиеся географы. Среди них С.Б. Лавров, возглавлявший Русское Географическое Общество с 1992 по 2000 годы и Дж. Паллоу доктор географии университета Оксфорда, руководившая университетом в 1994 году.
Такое положение приводит к тому, что ученые-географы во многом не понимают туристский мир, не чувствуют его изнутри. Взгляд на прошлую и современную тематику и содержание географических научных работ по туризму и рекреации свидетельствуют о том, что географическая наука часто подходит к изучению туризма не с позиции его сущности, а копирует сложившиеся подходы к анализу других хозяйственных отраслей. Так, экономико-географов интересует туристский ресурсный потенциал территории, география и размеры потоков, объемы деятельности и затраты, районирование. Физико-географы предпочитают темы экологического и ландшафтного направления, например, о предельной туристской емкости территории и рекреационной оценке ландшафта.
В связи с некоторым непониманием туристской деятельности географами, их научные работы не всегда были интересны опытным туристам и работникам этой сферы. Может быть, поэтому в туризме географию нечасто рассматривают как существенную составляющую.
Туризм географичен по своей сущности и технологии. Технология туризма имеет маршрутный характер [4], поэтому ключевые вопросы туризма связаны с туроперейтингом, технологией туризма, с идеологией и логикой путешествия, концепцией, конфигурацией маршрута, программой тура. Однако географы редко включаются в решение этих вопросов, ограничиваясь традиционными задачами. В сфере туристского бизнеса роль географической науки понимается еще проще. Географам порой отводится лишь вспомогательная роль поставщиков региональной информации.
В завершение разговора стоит сказать о том, как готовить географа к работе в туристской сфере. Для того, чтобы географ, классически подготовленный и профессиональный, был интересен еще и как эксперт в туризме, он должен, по нашему мнению, иметь опыт участия в активных путешествиях, а лучше и руководства путешествиями низких и высоких категорий сложности нескольких видов туризма. Географ должен иметь опыт организации и проведения самостоятельных поездок для себя и группы по различным странам. Преимущественно он не должен быть потребителем массового туристского продукта. Его понимание туристской деятельности будет расти по мере посещения новых стран и районов. Географ должен участвовать и даже курировать разработку стратегий и программ развития туризма территорий разного масштаба. Кроме этого географ должен включаться в процесс туристско-рекреационного девелопмента, в проектирование туристских объектов. Также следует получить опыт преподавания и тренинга персонала туристской отрасли и администраций территорий. Приобретая такой опыт, классический географ станет хорошо востребованным специалистом. В этом направлении следует выстраивать учебные планы по туристским образовательным направлениям на географических факультетах университетов.
Литература
1. Зырянов А.И., Зырянова И.С. Технология планирования самостоятельного путешествия // «Географический вестник». 2013. №2(25). С.99-103.
2. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Логика туристского путешествия и разработка эталонных маршрутов // Географический вестник. 2009. №2. С.78-88.
3. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Туристское районирование горных территорий // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. География. 2009. С.19-25.
4. Мышлявцева С.Э. Активный туризм в регионах Урала (маршрутный принцип территориальной организации): автореф. дис. канд. геогр. наук. Пермь, 2007. 20 с.
The relationship of geography and tourism are considered. With interelations of these spheres each of them has its own views. Typical cases of there misunderstanding are described. The dif erences in approaches with respect to the spatial information, in formulation in research problems and in the travel planning are explained.
Keywords: geography, tourism, travel planning, tourism technology.