Для чего нужна государственная собственность

Государственная собственность и ее роль в рыночной экономике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственная собственность – это форма собственности, при которой право собственности на определенный объект принадлежит государству или иному государственному образованию.

Понятие и сущность государственной собственности

Институт собственности предполагает закрепление существующих в мире имущественных ценностей за конкретными экономическими субъектами. Эконмическая теория исходит из того, что основными субъектами экономики являются домохозяйства, фирмы, государство. Отсюда можно сделать вывод, что, если государство владеет, пользуется и распоряжается определенными имущественными ценностями, то объективно существует такая форма собственности, как государственная собственность.

Государственная собственность представляет собой имущество, которое принадлежит на праве собственности государству или иному государственному образованию. Кроме того, государственная собственность может рассматриваться как выражение взаимоотношений между людьми по поводу присвоения благ в целях реализации государственных и публичных интересов.

Государственная собственность (как и собственность, вообще) одновременно является и экономической, и юридической категорией. Для государственной собственности этот дуализм особенно актуален, поскольку государство является законодателем, т.е. источником юридических норм, которыми регулируются экономические отношения в стране.

Институт государственной собственности отличается тем, что он представляет собой полный правовой институт. Причем содержательно в этом институте доминируют гражданско-правовые общепризнанные нормы, а характеризующую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

Поскольку государство занимает особое место в современной рыночной экономике, исследователи предлагают следующую группировку объектов государственной собственности:

Готовые работы на аналогичную тему

Роль государственной собственности в рыночной экономике

В основе рыночной экономической системы лежит частная собственность. Однако неспособность рыночного механизма разрешить ряд социально-экономических проблем обусловила необходимость государственного регулирования экономики, т.е. вмешательства государства в рыночные отношения.

Участие государства в рыночных отношениях предполагает наличие в рыночной экономике еще и государственной собственности. Она, как правило, составляет основу государственного сектора экономики, который занимается производствам общественных благ и поддержкой стратегически значимых отраслей национальной экономики.

Во всех странах мира с развитой рыночной экономикой признано совместное существование как частной, так и государственной формы собственности. Международная статистика говорит о том, что доля государственной собственности в национальных экономиках развитых стран колеблется от 20% в США до 35% в Италии.

Государственная собственность составляет важнейшую часть государственного управления. Благодаря ее наличию государство способно самостоятельно выступать в качестве субъекта экономических правоотношений с другими странами. Государственная собственность является гарантом соответствующих договоров и соглашений, которые заключает государство.

Несмотря на существование национальных особенностей, состав объектов государственной собственности в странах с развитой рыночной экономикой примерно одинаков. Он включает в себя земельные участки, ресурсы недр, золотовалютные запасы, военные объекты, промышленные предприятия, объекты электроэнергетики, транспорта (автомобильные и железные дороги, авиакомпании), связи (телеграф, телефон, почта) и т.п.

Большое влияние на развитие рыночной экономики оказывают отношения по поводу изменения формы собственности на имущество.

Таким образом, государственная собственность является составной частью современных рыночных экономических систем. Она используется государством как один из инструментов решения своих задач, в том числе в сфере государственного регулирования национальной экономики.

Источник

Статья 214. Право государственной собственности

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Комментарий к ст. 214 ГК РФ

2. Перечень объектов федеральной собственности не является исчерпывающим: в ней может находиться практически любое имущество. В то же время круг объектов собственности субъектов РФ сужен: в него по определению не могут входить объекты исключительной федеральной собственности. Основные виды объектов, относящихся к исключительной собственности Российской Федерации, определены в приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (с изм. и доп.) (Ведомости СССР. 1992. N 3. Ст. 89).

3. В ст. 9 Конституции закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В п. 2 комментируемой статьи сформулирован порядок определения собственника земли и других природных ресурсов по остаточному принципу: если указанные объекты не принадлежат на праве собственности гражданам, юридическим лицам либо муниципальным образованиям, они признаются государственной собственностью. Этот порядок получил развитие в специальном законодательстве, в том числе в ЗК, ЛК и Водном кодексе, Законе о недрах, Законе о соглашениях о разделе продукции.

Несмотря на то что земельные участки в силу п. 2 комментируемой статьи практически не могут быть признаны бесхозяйным имуществом, применение данного правила не исключает возможности приобретения права собственности на них в силу приобретательной давности (см. коммент. к ст. 234 ГК). Согласно ст. ст. 225 и 234 ГК право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено как на бесхозяйное имущество, так и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу (п. 17 Постановления ВАС N 8).

4. Пункт 3 комментируемой статьи определяет круг органов и лиц, осуществляющих права собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ, путем отсылки к ст. 125 ГК (см. коммент. к данной статье).

Российская Федерация и ее субъекты отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет соответствующую государственную казну. При недостаточности бюджетных средств взыскание может быть обращено на иное имущество казны (п. 12 Постановления ВС и ВАС N 6/8). Обращение же взыскания на имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями, по долгам Российской Федерации и субъектов РФ не допускается (см. коммент. к ст. 126 ГК).

6. Пункт 5 комментируемой статьи уточняет процедурные особенности разграничения права собственности на государственное имущество. Для отнесения его к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ необходимо принятие специального закона. Впредь до принятия данного закона разграничение осуществляется на основании уже упоминавшегося Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1.

Судебная практика по статье 214 ГК РФ

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2016 по делу N А72-3935/2016, а также представленные ответчиком договоры аренды водозаправочной станции, заключенные между МУП «Ульяновскдорремстрой» и МБУ «Дорремстрой», руководствуясь статьями 195, 196, 199, 200, 214, 215, 299, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащиеся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», обоснованно пришли к выводу о том, что после 13.02.2014 водозаправочной станцией владело и фактически пользовалось земельным участком с кадастровым номером 73:24:041414:42 без установленных законом оснований МБУ «Дорремстрой», в связи с чем у него возникло неосновательное обогащение, подлежащее взысканию за период с 18.10.2014 по 10.11.2016 в сумме 106 583,94 руб.

Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь положениями статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 39.1, 39.2, пункта 1 статьи 39.3, пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 125 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктов 4 и 4.1.20, 4.2.27 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, исследовав и оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что управление, будучи уполномоченным органом по рассмотрению заявлений общества о предоставлении в собственность земельных участков, не приняло мотивированного решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельных участков, в связи с чем нарушило права и законные интересы общества на их приобретение, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований общества.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 58, 166, 168, 214, 301, 302, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 18 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Положением о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 959, разъяснениями, приведенными в пунктах 2, 32, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пришли к выводу об обоснованности иска в части.

Рассматривая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив факт оплаты обществом имущества, приобретенного по договору купли-продажи нежилого помещения, руководствуясь положениями статей 158, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 125, 166, 167, 214, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Типовым положением о территориальном органе Росимущества, утвержденным приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения искового требования и взыскал с Российской Федерации в лице управления за счет казны Российской Федерации в пользу общества задолженность и проценты за пользование чужими денежными средствами в заявленном размере.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 125, 210, 214, 249, 308, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом 26.06.2015, пришли к выводу об обоснованности требований общества.

При рассмотрении настоящего дела суды, руководствуясь статьями 11, 12, 166, 167, 168, 200, 209, 214, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 20, 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период), статьей 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», разъяснениями, приведенными в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», пункте 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пришли к выводу об обоснованности требований Управления Росимущества, в том числе в части обязания Общества освободить спорный участок, находящийся в федеральной собственности.

Источник

Государственная собственность и ее роль в государственном управлении экономическими процессами

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие собственности

Собственность – это экономические отношения, которые сложились между субъектами хозяйствования относительно вопроса распределения или присвоения принадлежащих одному из экономических агентов вещей или объектов.

Собственность представляет собой право владения каким-либо объектом, как правило, имущественным. Возникновение отношений собственности свидетельствует о передаче прав на владение объектом от одного субъекта к другому. Главным условием появления таких отношений выступает наличие как минимум двух экономических агентов. Частная собственность появилась еще в древности, когда люди стали создавать собственные предметы труда и домашней утвари.

В основе отношений собственности лежит факт принадлежности объекта. Один субъект владеет имуществом, обладает полной информацией о нем, а также имеет юридическое право использовать его по собственному усмотрению. Сегодня экономическая наука уделяет особое внимание не источникам происхождения факторов производства, а методике их эффективного использования. Например, предприятие извлекает прибыль через приложение труда к природным ресурсам. То есть, собственник предметов труда предоставляет их сотрудников с целью получения готовой продукции и ее последующей реализации. Экономика подразумевает не столько хозяйственную активность субъектов, сколько формальные отношения, складывающиеся между ними относительно прав собственности. Именно они определяют равновесие спроса и предложения.

Отношения собственности рассматриваются сразу в двух аспектах – юридическом и экономическом. Отделение их друг от друга приведет к потери части важной информации. Право и экономическая теория постепенно расширяют полномочия собственника, наделяя его возможностями распоряжения собственным имуществом, а также его обмена и отчуждения по собственному усмотрению.

Особенности государственной собственности

Собственность представляет собой одну из категорий гражданских отношений. В России законодательство охраняет право владельца на определенные вещи. Гражданское законодательство выделяет три формы собственности:

Готовые работы на аналогичную тему

Государственное имущество может формироваться за счет национализации частной собственности. Передача управления такими объектами осуществляется специализированными органами власти. Национализация проводится с помощью политических и социальных изменений, а потом экономических. Государственная собственность способствует построению грамотного управления объектами потребления, что позволяет снизить взаимный вероятный ущерб.

Субъектом, владеющим государственным имуществом, может быть страна, население, различные территориальные образования, регионы, отдельные представители органов власти. В России действует трехуровневая система, в соответствии с которой происходит деление имущества на государственное, муниципальное и собственность субъектов РФ. Под имуществом в данном случае могут пониматься деньги, ресурсы, предприятия и так далее. Государство помимо управления, регулирования экономики может участвовать в хозяйственных отношениях в качестве продавца или покупателя. Оно может извлекать доход через эксплуатацию имущества. Отношения собственности неразрывно связаны с осуществлением политической власти на всех уровнях.

Роль государственной собственности в управлении экономическими процессами

Смешанная система хозяйствования характерна для большинства современных стран. Она состоит из элементов традиционной, командной и рыночной экономики. Последняя охватывает большую часть системы хозяйствования. Влияние рыночного механизма способно приводить национальную экономику в баланс. Каждый субъект обладает независимостью и правом свободно распоряжаться собственным имуществом. Роль государственного регулирования резко ограничена. У власти остаются косвенные инструменты влияния преимущественно через финансовую систему.

Управление государственной собственностью так же позволяет влиять на экономические процессы. Эффективное использование государственного имущества способно обеспечить экономическую стабильность, а также выполнить социальные функции, среди которых:

Государственная собственность важна для стран, где экономика не достаточно стабильна. Низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства не дает реализовывать инновационные проекты, внедрять крупные экономические программы. В этом случае флагманом становятся государственные предприятия. Специалисты считают, что укрепление государственной собственности является одной из приоритетных задач. Чтобы закрепить за государством его права предлагается запретить приватизацию стратегических важных объектов. Если планируется приватизация крупных объектов инфраструктуры, то сначала предлагается сдать их в аренду на длительное пользование. Со стороны государства необходимо проводить модернизацию фондов, стимулировать научно-технические разработки и их внедрение в работу сектора.

Таким образом, государственная собственность способствует укреплению макроэкономической стабильности. Она поддерживает национальную и экономическую безопасность, помогает создать устойчивые связи с внутренними и внешними субъектами хозяйствования.

Источник

Понятие и содержание права собственности

1. Необходимо различать собственность как экономическую категорию и право собственности. Собственность как экономическая категория характеризует отношения в обществе между субъектами по поводу материальных благ, которые необходимы для существования любого общества. Это определенные экономические отношения, которые подвергаются правовому оформлению.

Право собственности является наиболее важным вещным правом. Как и любое вещное право, оно является абсолютным, так как точно известен собственник (управомоченное лицо), все остальные лица по отношению к собственнику выступают в качестве обязанных. Наряду с другими признаками вещного права праву собственности свойствен такой признак, как бессрочный характер.

2. В объективном смысле право собственности представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу присвоения и принадлежности материальных благ определенному лицу или лицам, осуществления собственником правомочий владения, пользования и распоряжения вещью своей волей и в своем интересе, независимо от других лиц.

В субъективном смысле право собственности представляет собой юридически обеспеченную возможность собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью.

Правомочия владения, пользования и распоряжения, принадлежащие собственнику вещи, составляют содержание права собственности ( ст. 209 ГК).

3. Правомочие владения — это юридически обеспеченная возможность собственника обладать вещью, иметь ее у себя физически, господствовать над ней.

Правомочие владения необходимо отличать от фактического владения вещью. Собственник вещи может передать ее во владение другому лицу, например сдать в аренду. Такое владение также будет являться законным, так как оно основывается на определенном правовом основании — титуле. Владение вещью, не основанное на определенном титуле, следует считать незаконным.

Правомочие пользования — это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи ее полезных свойств. Собственник вещи осуществляет правомочие пользования вещью с учетом ее конкретных потребительских свойств. Собственник вещи может использовать ее в собственных интересах. Так, собственник носит одежду, употребляет продукты питания, проживает в принадлежащем ему жилом помещении. Собственник может передать вещь в пользование другим лицам. Так, в соответствии со ст. 30 ЖК собственник жилого помещения вправе передать его в пользование другим лицам на основании договора найма, безвозмездного пользования или на ином законном основании.

Правомочие распоряжения — это юридически обеспеченная возможность определять правовую судьбу вещи. Собственник может осуществлять правомочие распоряжения принадлежащей ему вещью путем совершения как юридических действий, так и фактических. К юридически значимым действиям (юридическим актам) следует отнести совершение собственником сделок, направленных на отчуждение вещи, таких, например, как купля-продажа, дарение. Если собственник уничтожает вещь, то это также означает определение судьбы вещи. Уничтожение вещи при ее потреблении прекращает правоотношение собственности.

Правомочие распоряжения вещью может принадлежать и несобственнику. Так, в соответствии со ст. 76 ЖК наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия наймодателя и совместно проживающих с ним членов семьи вправе передавать его во временное пользование по договору поднайма. Но несобственник никогда не наделяется правом распоряжаться вещью в полном объеме.

5. От пределов осуществления права собственности необходимо отличать ограничения права собственности. В обоих случаях речь идет о неких границах права собственности, но природа этих границ различается. Если пределы представляют собой объективные границы, то ограничения права собственности субъективны. Они зависят от воли самих субъектов или судебных органов. Договорные ограничения, т.е. зависящие от воли собственника, имеют место в тех случаях, когда последний передал вещи во владение и (или) в пользование другому субъекту, например в аренду ( ст. 606 ГК). Собственник жилого помещения, вселив в него гражданина в качестве члена своей семьи, ограничивает себя в осуществлении правомочия пользования жилым помещением ( ст. 31 ЖК). Судебные ограничения устанавливаются на основании соответствующего судебного акта при наличии спора.

Под риском в гражданском праве понимаются неблагоприятные последствия, вызванные обстоятельствами, за которые никто не несет ответственность, когда в гибели или в повреждении имущества отсутствует чья-либо вина. Так как на собственника вещи возлагается риск ее случайной гибели или повреждения, то именно сам собственник является лицом, наиболее заинтересованным в том, чтобы разумно и осмотрительно использовать вещь, принимать все необходимые меры к обеспечению ее сохранности. Статья 211 ГК, возлагающая на собственника риск случайной гибели или повреждения вещи, носит диспозитивный характер. Законом или договором может быть предусмотрено и иное. Так, ст. 696 ГК устанавливает, что риск случайной гибели или повреждения вещи, переданной в пользование по договору безвозмездного пользования имуществом, переходит на ссудополучателя в нескольких случаях, в частности если вещь была передана им другому лицу без согласия ссудодателя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *