Для чего нужна характеристика

Характеристики

Характеристика — это документ, в котором перечисляют личностные и профессиональные качества работника (учащегося, студента или практиканта) для предоставления в различные органы, ведомства и структурные подразделения учреждения, где тот работает или учится. Назначение — дать объективное представление о личностных и профессиональных качествах человека.

Куда требуется и для чего

Документ часто требуется работнику (либо студенту, практиканту) для предоставления в органы власти или для трудоустройства на новую должность, а также некоторые ведомства могут самостоятельно запросить характеристику на гражданина. Как правило, она нужна, когда в отношении лица требуется принять какое-либо решение. Отказать в ее предоставлении наниматель не может.

Итак, куда может потребоваться характеристика:

Это неполный список мест, куда могут запросить характеристику.

К сведению! Согласно ст. 62 ТК РФ характеристику работодатель должен предоставить в течение 3 дней с момента письменного запроса.

Виды характеристик

В зависимости от места требования харатеристики дифференцируются по видам:

К сведению! От вида и места требования характеристики будет зависеть ее содержание.

Кто пишет характеристику

Лучше всего знает работника его непосредственный руководитель, именно он может описать все его профессиональные и личностные качества объективно. Помочь руководителю написать характеристику может кадровый работник. Он проинструктирует его и предоставит образцы формулировок и структуры документа.

На практике, конечно, характеристики пишут сотрудники отдела кадров. Но они должны подходить к делу со всей ответственностью, поскольку сведения в документе могут повлиять, например, на решение суда или руководителя компании.

Что касается студентов, то характеристику пишет работник деканата после общения с куратором студента или преподавателями.

Структура и содержание

Законодательно закрепленного бланка для характеристики не существует. Ее составляют в свободной форме. Писать нужно без орфографических, грамматических и иных ошибок, опечаток. О работнике сообщают в третьем лице, применяют глаголы в форме настоящего и прошедшего времени (поступил, устроился, работает, достиг и т.д.).

Итак, разберем по пунктам текст характеристики:

Важные моменты! Если характеристику составляют для будущего нанимателя, то надо делать упор на деловые и профессиональные качества, для различных ведомств — на личностные. Если документ составляют для принятия решения о переводе на другую должность, то необходимо уделить внимание описанию особенностей труда работника. Например, можно указать, какой объем работы сотрудник выполняет за смену, как адаптирован к условиям труда, любые сведения о сотруднике как специалисте.

Характеристика должна быть объективной. Читающий должен получить правильное представление о работнике, студенте, аспиранте и т.д.

Нужно избегать эмоций при описании качеств работника, недостоверных данных, оскорблений, обнародования какой-то личной информации о сотруднике.

Недостатки работника тоже нужно указать в характеристике, поскольку наличие только положительных качеств может насторожить.

Оформление и передача работнику

Характеристику оформляют на бумаге формата А4. Если документ нужно предоставить в органы власти или другие ведомства, то используют официальный бланк учреждения или компании с реквизитами. Характеристика в этом случае обязательно должна быть подписана руководителем хозяйствующего субъекта.

В том случае, когда документ формируют для внутренних целей организации, ее подписывают начальник отдела кадров и непосредственный руководитель сотрудника.

Характеристику после составления и подписания передают работнику под расписку, если «заказчиком» документа был он. Аналогичным образом поступают, если характеристику запросил адвокат. Сведения о выдачи подобного рода бумаг лучше фиксировать в специальном журнале учета.

В ведомство отправляют характеристику по почте или курьером. Информацию об этом также указывают в журнале учета выданных документов.

Источник

Характеристика с места работы: зачем нужна и как писать

В инструментарии современного кадровика характеристика на сотрудника выглядит примерно так же, как деревянные счеты на фоне инженерного калькулятора. Инструмент вроде бы рабочий, но пользоваться им не очень удобно и эффективно. Тем не менее иногда возникают ситуации, когда даже столь формальный документ может быть необходим. Портал Rabota.ru выяснил, для чего нужна производственная характеристика и как ее правильно составить.

Позабыта, позаброшена

Неудивительно, что на смену характеристикам с места работы пришли рекомендации и рекомендательные письма. От характеристики они выгодно отличаются, прежде всего, довольно свободным стилем изложения: автор такого письма (как правило, руководитель, но, возможно, и HR-специалист) излагает лишь те качества и умения сотрудника, о которых он действительно хочет рассказать. При этом необязательно указывать образование работника, дату его рождения и прочие формальности.

Еще большей популярностью пользуются устные рекомендации, когда рекрутер в телефонной или личной беседе может выяснить у предыдущего работодателя все интересующие его моменты.

Анастасия Селиванчик, руководитель департамента «Промышленность и производство» рекрутингового агентства Penny Lane Personnel:

«На мой взгляд, характеристика с места работы — это остаток кадровой политики советских времен. В моей практике при трудоустройстве в промышленные компании ни разу не встречались характеристики с места работы. В целом могу утверждать, что сегодня рекрутеры весьма эффективно и активно используют в своей работе рекомендации, и все чаще именно они играют решающую роль при принятии на работу топ-менеджмента. Преимущества рекомендаций заключаются в том, что в них кандидат раскрывается не только с профессиональной стороны, но также дается его полноценная личностная оценка. Ведь прекрасный специалист может искать новую работу исключительно из-за того, что он не чувствует себя психологически комфортно, а на новом месте, в подходящей ему корпоративной культуре, соискатель реализует себя в полной мере, уверенно шагая вверх по карьерной лестнице».

Как составить характеристику

Для написания этого документа не существует определенного бланка, однако есть общепринятый образец характеристики и ряд требований относительно ее содержимого и структуры текста. Форма составления характеристики с места работы выглядит следующим образом:

Анкетная часть. В ней указывается ФИО сотрудника, год его рождения, образование (указывается название учебных заведений, а также годы окончания и полученная специальность), ученые звания и степени.

Данные о трудовой деятельности. Необходимо указать, с какого года и в какой должности сотрудник начал трудиться в данной организации. Допускается указание предыдущего места работы, а также стажа. Если за время работы сотрудник переводился в другие отделы или на другие должности, то необходимо их перечислить. Также в этой части характеристики следует отметить основные достижения работника (как личные, так и коллективные), рассказать о значимых результатах труда. Кроме того, нужно указать сведения о повышении квалификации, получении дополнительного образования и т. п., если таковые есть.

Данные о деловых и личных качествах. Необходимо рассказать об уровне профессионализма, основных деловых навыках работника, общем уровне его эрудиции, стремлении к самообразованию. Если сотрудник трудился на линейной позиции, также следует уточнить, имеются ли у него навыки руководящей работы, способен ли он принимать быстрые решения в сложных условиях, готов ли брать на себя ответственность. Говоря о личных качествах работника, в первую очередь стоит обратить внимание на его взаимоотношения с коллегами и руководством: пользуется ли он авторитетом среди других сотрудников, склонен ли к конфликтам и т. п. Кроме того, можно указать общий уровень культуры специалиста и перечислить его основные психологические качества. К тому же, в этой части следует отметить имеющиеся у сотрудника поощрения, взыскания, награды и благодарности.

Заключительная часть. Здесь следует указать, для чего и куда предоставляется характеристика.

При составлении характеристики следует помнить, что этот документ заверяется подписью руководителя организации и печатью и имеет юридическую силу. Поэтому составивший характеристику сотрудник несет полную ответственность за все указанные сведения. Это особенно важно, если требуется характеристика в суд с места работы, где данный документ обязательно входит в состав доказательной базы.

УСПЕЙТЕ ДО НГ!

Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.

Источник

Образец характеристики на работника с места работы: зачем нужна и как правильно составить

Что такое характеристика с места работы — это документ, в котором работодатель дает оценку личным и профессиональным качествам сотрудника. Она необходима для суда, кредиторов, при трудоустройстве на новую должность.

Обязан ли работодатель ее выдавать

Некоторые считают, что такая бумага — пережиток прошлого, но если в отдел кадров или к руководству организации поступил письменный запрос о ее предоставлении, работнику нельзя отказать. С учетом ст. 62 ТК РФ, такой документ с места работы предоставляют не позднее трех рабочих дней со дня обращения. Эта норма распространяется не только на тех подчиненных, которые числятся в компании в настоящий момент, но и на тех, с кем трудовые отношения уже расторгнуты, — для них оформляется характеристика с последнего места работы (определение Московского городского суда от 08.09.2011 по делу № 33-28750).

Рекомендацию вправе запросить не только сам работник, но и государственные органы. Зачем она нужна? Вот лишь небольшой список ситуаций, когда ее спрашивают:

В зависимости от места, куда адресуется документ, выбираются акценты и формулировки качеств работника.

Разновидности

Внешние — это те документы, которые предоставляются в другие организации или государственные органы. При их составлении необходимо уточнить у работника цель запроса — от этого зависит стиль написания и форма изложения.

Внутренние характеристики применяются, например, при переводе сотрудника в другой отдел или в другое подразделение, на повышение в пределах организации, где он трудится. В таком документе обязательно делают акцент на деловых качествах и рабочих навыках сотрудника.

В некоторых случаях кадровый специалист просит подготовить документ непосредственного начальника характеризуемого, в общих чертах рассказав ему, как писать характеристику на человека, и снабдив его образцом. Это допустимо и даже правильно, особенно если в отделе кадров работает новый человек, который плохо знаком с коллегами, или коллектив настолько большой, что кадровику сложно оценивать качества того или иного лица.

Отметим, что работодатель не обязан согласовывать текст с работником, даже если подготовлена не положительная характеристика на сотрудника, а отрицательная или нейтральная. Но если тот не согласен с содержанием, он вправе оспорить документ в судебном порядке.

Общие требования

В действующем российском законодательстве отсутствует какой-либо шаблон для составления такого документа. Но общие правила все-таки существуют.

Бумагу оформляют на официальном бланке организации. Если такой не утвержден внутренним распорядком предприятия, то в бланке указываются полные реквизиты, особенно если его официально требует какое-либо учреждение.

Рассмотрим подробнее, как оформляют характеристики на работников. В них указывают:

Поскольку это официальный документ, необходимо, чтобы его подписал руководитель организации. Обязательны подпись и печать (если последняя есть в компании). Важно не забыть поставить дату составления.

Еще один практический совет: постарайтесь уместить всю информацию на одном листе.

О чем писать

Главное требование к документу — объективность. В итоге общее описание должно создать образ характеризуемого и помочь сформировать правильное мнение о нем.

Содержание меняется в зависимости от того, для кого готовится рекомендация. Если работник намерен обратиться в органы опеки с целью усыновления, следует особо отметить его личные качества: например, доброжелательность, заботливость, хорошие манеры. Если рабочего планируется продвинуть по карьерной лестнице или ему необходимо трудоустроиться на новом месте, тут пригодятся такие эпитеты, как «исполнительный», «инициативный», «ответственный». Для суда важны подробности того, насколько человек честный, как относится к своим обязанностям, какие отношения у него сложились с коллегами.

Но есть и другой, приятный, повод подготовить рекомендательное письмо — награждение государственными наградами Российской Федерации. В этом случае кадровым специалистам следует руководствоваться рекомендациями из письма администрации президента РФ № АК-3560 от 04.04.2012 и указом президента РФ № 1099 от 07.09.2010 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации». В письме содержатся методические рекомендации относительно оформления документов о награждении. В нем, в частности, сказано, что сведения должны помочь оценить вклад награждаемого, важно упомянуть квалификацию, личные качества, высокие заслуги работника, оценку эффективности его деятельности. Запрещено прямо перечислять трудовые функции, послужной список или описывать жизненный путь специалиста.

Примеры характеристик

Предлагаем посмотреть на пример характеристики на работника с места работы, где человека описывают с положительной стороны.

(на бланке организации)

«______» _______________ 20___

(фамилия, имя, отчество, дата рождения, должность)

Ф.И.О. работа(-ет/-л) в ____________________________________________ с «______» _______________ 20___. За время работы неоднократно направлялся на курсы повышения квалификации, которые успешно закончил, по программам: ___________________________.

Ф.И.О. обладает обширным объемом знаний по имеющейся специальности и всегда находится в курсе последних событий в своей области. У него отличные навыки деловых переговоров.

Ф.И.О. зарекомендовал себя как ответственный сотрудник, нацеленный на отличный результат, всегда готов к быстрому принятию инновационных решений и несению ответственности за их принятие и за действия подчиненных. Готов к работе в любых условиях, в т. ч. в нерабочее время.

Отличается пунктуальностью, деликатностью в общении с подчиненными и коллегами, за что имеет уважение в коллективе. Требователен к самому себе.

Должность И.О. Фамилия Подпись

Следующий образец — пример нейтральной характеристики на работника, которая подойдет для предоставления в государственные органы или суд:

(на бланке организации)

«______» _______________ 20___

Настоящая характеристика выдана Ф.И.О., дата рождения: ___________________________, работающему в ______________________________________________

(наименование организации и ее реквизиты)

c «______» _______________ 20___ по настоящее время в должности _________________.

Имеет высшее образование по специальности _____________________________________.

Семейное положение: ______________________________________________.

(указать наличие супруг(-а/-и) и детей)

Данный работник является достойным профессионалом. Дисциплинарным взысканиям никогда не подвергался.

С коллегами находится в дружеских отношениях. Доброжелателен и сдержан, в любой ситуации готов к мирному решению конфликта. Вредные привычки отсутствуют. Имеет правильные жизненные приоритеты и ориентиры. С удовольствием участвует в общественной жизни коллектива.

Характеристика выдана для предоставления в ___________________.

Должность И.О. Фамилия Подпись

А так выглядит отрицательная характеристика на сотрудника, составление которой возможно, например, в случае проведения аттестации персонала:

17.05.2021исх. № 567/13

Петровой Ольги Ивановны, 08.03.1984 года рождения.

Петрова Ольга Ивановна работает в ООО «PPT.ru» с января 2018 года. Занимает должность менеджера по продажам. В обязанности менеджера входит следующее:

С первых дней работы в коллективе Петрова О.И. проявила себя как конфликтный человек. Неоднократно высказывала свое негативное мнение о сотрудниках предприятия, о его руководстве. Выражала пренебрежение по отношению к руководству и клиентам.

Профессиональные навыки Петровой О.И. невысоки. Возможности для повышения профессионального потенциала отсутствуют.

В ходе выполнения поставленных задач неоднократно были срывы сроков поставки продукции по вине данной сотрудницы. Систематически не выполняется план по продаже продукции.

Петрова О.И. неоднократно получала дисциплинарные взыскания и выговоры в связи с опозданиями на работу и неоднократными прогулами. Со своими непосредственными обязанностями работник не справляется. Поднимался вопрос о несоответствии занимаемой должности.

Начальник отдела продаж ________________ Сумаркин М.В.

Чего избегать при составлении

Как мы уже отмечали, регламента не существует, но все же определенные запреты при написании этого документа имеются. Необходимо избегать:

Шаблоны для использования

Все готовые примеры характеристик на сотрудников, которые представлены ниже, даны для ознакомления. Но они вполне сойдут для использования в практических целях, если вписать данные конкретных сотрудников.

Источник

Для чего нужна производственная характеристика и как ее составить?

Рано или поздно любой руководитель или сотрудник кадровой службы сталкивается с необходимостью составления производственной характеристики на работника. Образец можно найти в статье. При сомнениях в правильности найденного материала лучше понять, что такое производственная характеристика и какие она имеет особенности.

Когда нужна характеристика?

Для чего нужна характеристика. Смотреть фото Для чего нужна характеристика. Смотреть картинку Для чего нужна характеристика. Картинка про Для чего нужна характеристика. Фото Для чего нужна характеристика

Этот документ составляется по требованию работника. В нем описывается квалификация, личностные качества, а также трудовая биография. Кроме того, производственная характеристика на работника может понадобиться, если он переводится на другую работу, его повышают, он проходит аттестацию или в других случаях.

Лучше всего, если составлять её будет непосредственный руководитель, так как при работе рядом он намного лучше знает личность своего работника, его квалификацию и так далее. Но как показывает практика, в основном эта задача перекладывается на плечи кадровой службы. Конечно, личное дело может помочь при составлении документа, но картина может оказаться неполной, поэтому начальнику все же стоит принять участие.

Правила составления

Что должно быть написано?

Для чего нужна характеристика. Смотреть фото Для чего нужна характеристика. Смотреть картинку Для чего нужна характеристика. Картинка про Для чего нужна характеристика. Фото Для чего нужна характеристика

Как правило, в характеристике должны быть указаны:

Если это необходимо, то можно также указать, какие обязанности выполняет работник, какие отношения у него с коллективом, были ли поощрения или взыскания, личные качества, цель составления, подписи руководителей, дата документа и печать.

Производственная характеристика составляется в официальном стиле, так же как и любой другой документ.

Виды характеристик

Для чего нужна характеристика. Смотреть фото Для чего нужна характеристика. Смотреть картинку Для чего нужна характеристика. Картинка про Для чего нужна характеристика. Фото Для чего нужна характеристика

Внутреннюю характеристику оформляют для использования уже на предприятии. В основном её формируют при решении вопроса о повышении, поощрении или взыскании, аттестации или при переводе.

Кроме того, может быть составлена производственная характеристика на студента, который проходит практику.

На предприятии обязательно должен быть документ, регламентирующий порядок и случаи составления характеристики. Кроме двух основных типов, документ делится на служебный и психологический.

Характеристику можно составить для предоставления комиссии при аттестации, полиции, опеке или банку.

Служебная характеристика

Наиболее часто встречается в отличие от остальных типов. Составляется при запросе от вышестоящего начальства, когда нужно аттестовать, перевести или повысить работника.

Документ отражает весь послужной список, стаж, квалификацию, а также сведения о работнике как о специалисте.

Психологическая характеристика

Она составляется при необходимости анализа личности. Как правило, здесь больше внимания уделяют личным качествам, так как при оценке его психологического состояния можно подобрать оптимальные условия труда и добиться большей эффективности.

Характеристика для аттестационной комиссии

В этом документе должны отражаться профессиональные и личные качества, навыки работника, а также общекультурный уровень.

В таком документе могут содержаться рекомендации, как повысить профессиональный уровень работника. Соответствие должности определяться только комиссией.

Характеристика для полиции

Составляется, если полиция прислала запрос. Причем на оформление отводится определенный срок. По той причине, что в характеристике указываются персональные данные, которые передаются в руки третьих лиц, работник должен предоставить письменное согласие.

Характеристика для органов опеки

В некоторых случаях опека может попросить представить характеристику с работы. Документ составляется как и обычный! Тут также важно подчеркнуть, какие положительные качества имеет работник, причем это относится не только к профессиональным, но и личностным.

Характеристика на уволившегося сотрудника

Случается и так, что бывшие сотрудники обращаются на старое место работы за характеристикой. При такой просьбе обязательно нужно уточнить, зачем ему это нужно, так как работодатель не обязан предоставлять документы бывшим сотрудникам.

Характеристику составляют с согласия работника, заверяют печатью и подписью руководителя. Никаких особенностей она не имеет.

Теперь вы точно знаете, что составить характеристику не так уж и сложно.

Источник

Куда требуется и для чего нужна характеристика с места работы. Образец заполнения для МСЭК (ВТЭК)

Для чего нужна характеристика. Смотреть фото Для чего нужна характеристика. Смотреть картинку Для чего нужна характеристика. Картинка про Для чего нужна характеристика. Фото Для чего нужна характеристика

Характеристика с места работы практически утратила статус обязательного документа.

При приеме на работу менеджеры по персоналу предпочитают знакомиться с резюме соискателя и рекомендательными письмами.

Однако бывают ситуации, когда характеристика от работодателя до сих пор необходима. Куда может потребоваться характеристика с места работы, как ее правильно оформлять – будем разбираться в данной статье.

Для чего нужна характеристика с места работы?

Правила и нормы, обуславливающие требования к составлению, предъявлению, использованию для принятия решения характеристики с места работы, закреплены в 87, 88, 89, 90 Трудового кодекса РФ.

Статья 87. Хранение и использование персональных данных работников

Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований настоящего Кодекса и иных федеральных законов.

Статья 90. Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника

Лица, виновные в нарушении положений законодательства Российской Федерации в области персональных данных при обработке персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Куда нужна производственная характеристика:

Содержание документа

Характеристика с места работы является официальным документом, содержащим описание уровня умений, навыков, достижений, знаний сотрудника, его личностных и деловых качеств.

Она составляется руководителем или специалистом кадрового отдела, иногда оформление зависит от того, куда нужна характеристика с места работы.

Законом четко не определены форма, структура и нормы оформления. Но в ней обязательны пункты:

В зависимости от места предоставления различают:

При составлении характеристик учитывают специфику организаций, которым они предназначены.

Ниже представлено фото заполненного образца характеристики с места работы:

Для чего нужна характеристика. Смотреть фото Для чего нужна характеристика. Смотреть картинку Для чего нужна характеристика. Картинка про Для чего нужна характеристика. Фото Для чего нужна характеристика

Подробнее о том, как правильно написать, оформить характеристику с места работы, читайте тут.

Характеристика для ВТЭК и МСЭ

Характеристика на ВТЭК с места работы заверяется подписями руководителя, начальника кадрового подразделения, врача или медсестры медсанчасти, представителя профсоюзного комитета. Обязательно указываются полные реквизиты.

Образец заполнения характеристики с места работы для ВТЭК можно получить в лечебном учреждении соответствующего профиля.

Характеристика на инвалидность с места работы составляется по тем же правилам. В характеристике для прохождения медико-социальной экспертизы, получения заключения врачебно-трудовой экспертной комиссии, оформления заявки на получение санаторного лечения, кроме общих сведений, указываются:

На фото можно увидеть заполненный образец документа:
Для чего нужна характеристика. Смотреть фото Для чего нужна характеристика. Смотреть картинку Для чего нужна характеристика. Картинка про Для чего нужна характеристика. Фото Для чего нужна характеристика

Подробнее о секретах составления образца характеристики с места работы читайте тут.

В институт

При поступлении в высшее учебное заведение характеристика и рекомендации с места работы могут дать некоторое преимущество при прохождении собеседования.

Характеристика с места работы в институт оформляется произвольно, акцентирует стремление абитуриента к получению профессиональных знаний, желание работать по выбранной специальности.

Характеристика предоставляется в институт и после студенческой практики. Она содержит:

Составляет характеристику руководитель практики.

Ниже можно увидеть заполненный образец характеристики на студента:

Для чего нужна характеристика. Смотреть фото Для чего нужна характеристика. Смотреть картинку Для чего нужна характеристика. Картинка про Для чего нужна характеристика. Фото Для чего нужна характеристика

Для нарколога и психиатра

При истребовании характеристики наркологом или психиатром акцент при подготовке документа делается на личностных качествах характеризуемого, поведении в стрессовых и конфликтных ситуациях, наличии вредных привычек и пристрастий или их отсутствии.

Для предоставления в банк

В характеристике с места работы банковских клерков интересует должность сотрудника, средний уровень зарплаты, степень ответственности, дисциплинированность.

Стиль характеристики для банка с места работы относительно свободный.

На награждение почетной грамотой

Для награждения почетной грамотой в рамках организации, населенного пункта, региона, министерства готовится Представление на сотрудника. В его структуру включена характеристика с места работы.

Характеристика с места работы на награждение почетной грамотой отличается свободным стилем изложения. По своей сути это рекомендательное письмо содержащее перечисление заслуг, достижений и положительных черт претендента на награду.

Ниже представлен заполненный образец характеристики для награждения грамотой:
Для чего нужна характеристика. Смотреть фото Для чего нужна характеристика. Смотреть картинку Для чего нужна характеристика. Картинка про Для чего нужна характеристика. Фото Для чего нужна характеристика

Заключение

Грамотная, объективная характеристика не будет лишней при устройстве на новую работу, поступлении в институт, получении кредита в банке. В некоторых случаях она необходима как юридический документ или является основанием для медицинского заключения, поощрения или наказания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *