Для чего нужна химия в школе
Для чего нужна химия в школе
Автор: Мамченко Светлана Анатольевна
Организация: МБОУ «СШ №6» г. Смоленска
Населенный пункт: Смоленская область, город Смоленск
Почему надо изучать химию
Почему же такое отношение к интереснейшему и важному предмету?
Как его преодолеть? Как помочь понять, чтоэта «красивая и логичная наука» необходима в жизни каждому.
Конечно, начиная с момента знакомства со своими учениками, и на протяжении всех лет изучения ими курса химии, стремлюсь показать, что это одна из важнейших наук, от которой мы зависим, так как её правилам подчинена жизнь, чтохимия помогает находить ответы на многие вопросы, понимать,как устроен мир, совершать удивительные открытия.
Современный мир быстро и стремительнолетит вперёд, чтобы жить в этом динамичном и неоднозначном мире, быть успешным, человек должен уметь креативно мыслить, сотрудничать с другими, обладать мобильностью.
На уроках химии мы учимся работать с информацией, ориентироваться в её стремительно растущем потоке, находить нужное, осмысливать и применять. Мы анализируем сведения, полученные из СМИ, оцениваем правильность рекламных текстов. Проходя химические квесты,«расшифровываем» надписи на упаковках пищевых продуктов, моющих средств, косметики, учимся читать этикетки на одежде.Учимся осознанно выбирать товары, чтобы не превращаться в заложников рекламных слоганов и не очень качественной продукции. А игровые моменты усиливают мотивацию к процессу получения знаний.
Выполняя практические работы, ребята учатся организовывать свою деятельность, ответственно относиться к своему здоровью и безопасности окружающих, постигают основы научных исследований, формируют потребность «открывать» новые знания.
Приходит понимание, что без химических знаний не состоятся врач, фармацевт, криминалист, эколог, специалист, определяющий наличие или отсутствие допинга в крови спортсмена.
И многие из тех новых 186 профессий, которые, согласно «Атласу новых профессий», появятся к 2030 году, основываются на понимании химических и экологических закономерностей.
StudyInFocus
Высшее образование в Германии
News Articles
Возможно вы ищите.
Blog Posts
Как, зачем и для чего учить химию. С чего начать
Школьные предметы негласно подразделяются на «легкие» и «сложные». Конечно, официально это никто не подтвердит, но считается, что такие предметы, как литература, история, география, в целом, проще для изучения, чем математика, физика и химия.
Интересно, что химию чаще всего школьники либо обожают, либо ненавидят. Действительно, этот предмет непростой, но уж если понимаешь его, оказывается, что он невероятно интересен.
Как учить химию эффективнее
Тем не менее, факт остается фактом: химия довольно сложна для понимания. Но если у вас есть мотивация для ее изучения, с помощью определенных методик вы быстро достигнете успехов. Важно понять, зачем вы учите химию.
В школе изучение химии начинают с самых азов. И, если планомерно и целенаправленно заниматься предметом, особых проблем возникнуть не должно. Однако, в том случае, если часть материала по тем или иным причинам не была усвоена, нужно обязательно закрыть пробелы.
Отнеситесь к химии не как к сухой абстрактной теории. Ищите во всем связи с обыденной жизнью, и окажется, что химия — это очень интересно. Ведь это наука о превращениях веществ.
Чтобы легче запоминать материал, используйте приемы мнемотехники, подбирая для каждого нового понятия ассоциацию. Не пренебрегайте практическими опытами: они создают очень яркие впечатления, благодаря которым материал легко запоминается.
С чего начать учить химию
Изучение химии в целом интуитивно понятно, ведь химические реакции мы наблюдаем постоянно. Любая домашняя кухня — это почти химическая лаборатория, где кислоты вступают в реакцию с щелочами, образуя соли и выделяя углекислый газ, протекает реакция Майяра в свежих оладушках, сахара превращаются в органические кислоты…
Определенные методы позволяют сделать введение в науку более плавным.
Метод 1. Подготовка к изучению химии
На первом этапе самый важный шаг — пробудить интерес к изучению химии, ведь на самом деле это совсем не скучная наука. Постарайтесь увидеть, что весь наш мир — это большая химическая лаборатория. Понять это помогут написанные простым и увлекательным языком книги, такие, как «Занимательная химия» В. Рюмина, «Два шага до чуда» М. Васина и другие. Найдите интересные сайты по изучению химии.
Затем ознакомьтесь с таблицей Менделеева и тщательно заучите все элементы и их свойства. Таблица — химический «алфавит», без которого изучение этой науки на сегодняшний день невозможно.
Метод 2. Работа с учебниками
Без учебников при изучении химии не обойтись.
Выберите сразу два учебника: один простой, второй — усложненный. Вам будет удобнее разбирать новые темы сначала по упрощенному учебнику, а затем развивать понимание по углубленному.
Метод 3. Лабораторные работы
Без проведения лабораторных опытов изучение химии и вполовину не так увлекательно и эффективно. Самый первый опыт, который проводят на уроках химии в школе — это растворение соли и сахара в воде. Наблюдая собственными глазами, как протекают реакции, мы задействуем дополнительные каналы восприятия, повышая эффективность усвоения материала.
Метод 4. Развитие навыков учебы
Многим становится легче, когда они осознают, что учеба — это такой же навык, как завязывание шнурков.
Любой навык развивается тренировкой. Вот почему для развития навыков учебы необходимы регулярные занятия. То есть любая трудность преодолима, если вы терпеливо и внимательно занимаетесь.
Вам также может быть интересно:
Как решать задачи по химии
Особенно важно при изучении химии научиться решать задачи.
Для этого научитесь внимательно читать условия задачи и понимать, о чем в ней спрашивается, ведь в вопросе заключена половина ответа.
Как запомнить таблицу Менделеева
При первом взгляде на знаменитую таблицу многих берет оторопь. Однако не спешите думать, что это «китайская грамота». Гениальность таблицы в том, что она в сжатой форме как будто концентрирует в себе всю основную информацию о химических элементах и о том, как они будут взаимодействовать друг с другом.
Поэтому, если вы изучите таблицу Менделеева, универсальная «шпаргалка» по химии будет всегда с вами, и вы будете сожалеть, что нет таких замечательных таблиц по другим предметам.
Приступая к изучению этой прекрасной таблицы, не стремитесь освоить всю ее сразу. Дайте себе время на поэтапное изучение. Держите таблицу под рукой, чтобы понемногу повторять в свободнее время.
Часть элементов вы и так знаете. Для сложных названий можно подбирать ассоциации, например, совпадения с именами, рифму и прочие хитрости мнемотехники.
Для чего нужно учить химию
Химические элементы и соединения окружают нас повсюду. Иногда знание законов химии может спасти вам жизнь или уберечь от неприятностей. Например, известно, что угарный газ тяжелее воздуха и не имеет запаха. Зная это, при пожаре человек сможет защититься от отравления угарным газом. Но это не единственная причина, почему надо учить химию.
Для некоторых профессий хорошее знание химии является одним из важных условий. Это такие специальности, как:
Какую профессию выбрать, если вы увлечены химией, подскажет карьерное планирование. Вы сможете подобрать специализацию, которая не только по душе вам, но и востребована на рынке труда и перспективна в плане карьерного роста и заработков.
Для таких наукоемких профессий, какими являются профессии с химией, большое значение имеет то, в каком учебном заведении было получено образование. Один из лучших вариантов — это поступление в немецкий вуз, где даже студенты-иностранцы учатся бесплатно, а по окончании вуза вы получите право практиковать в Германии, и получать значительно более высокую зарплату, чем получают специалисты на родине.
Среди преимуществ учебы в вузах Германии нельзя не упомянуть следующие:
И, конечно, вам понравится, что для поступления не нужны баллы ЕГЭ.
Почему химия — один из самых важных школьных предметов?
И как ее популяризировать
Химия — загадочный школьный предмет, который любят и понимают единицы. С появлением этого предмета обычно приходит разочарование: где же опыты с фейерверками, колбочки и химические вулканы, как в фильмах? Вместо этого перед ребёнком открывается мир мудрёных формул и не очень понятных подсчётов, которые для него никак не связаны с реальной жизнью. А между тем, химия — это всё, что нас окружает: лекарства, одежда, энергетика.
Современные российские учёные стараются исправить ситуацию. Они популяризируют научное знание, стараясь показать, насколько тесно оно связано с реальной жизнью. Особенно много мероприятий пройдёт в этом году: ведь 2019 объявлен Международным годом периодической таблицы химических элементов.
Так, например, в октябре пройдёт Химическая лабораторная — научно-популярная акция, призванная показать обществу, что химия — это интересно, а не сложно и страшно. Над акцией работают лучшие химики страны, в составлении материалов задействованы специалисты Химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, НИТУ «МИСиС» и других вузов, мероприятие поддерживает Фонд инфраструктурных и образовательных программ Роснано, Российский научный фонд и так далее.
— В российской науке стало больше денег, чем качественно образованных людей. И потребность в студентах, аспирантах и научных сотрудниках для выполнения проектов, которые могут быть реализованы в рамках грантов и других программ — эта потребность есть, — отметил Михаил Нечаев, известный российский химик-органик, на пресс-конференции, посвященной акции «Mendeleev Lab».
Учёный рассказал, что задания «Химической лабораторной» составлены очень интересно и мотивируют на то, чтобы задуматься и глубже изучить вопрос.
— Я тоже участвовал в викторине в прошлом году и могу сказать, что на процентов 90 вопросов я ответил. Но, заметьте: даже я с профильным образованием не отвечаю на все вопросы, потому что они поставлены широко и подразумевается нестандартное мышление. Тем они особенно интересны.
Много разговоров было о том, что подобные акции помогают привлечь интерес школьников к химии. Это немудрено: ведь интересная подача вопросов мотивирует больше узнавать, искать информацию в интернете и книгах, разбираться в закономерностях и заинтересовываться всё больше и больше. Однако Генрих Эрлих, доктор химических наук и по совместительству известный писатель-фантаст считает, что есть у «Химической лабораторной» и другая задача.
— Это популяризация науки не только с элитарной целью «давайте студентов привлечём в наши вузы» — это создание некой такой атмосфере в обществе, которая активна и доброжелательна по отношению к естественным наукам. Особенно это важно для химии, потому что ее, в общем-то, не любят.
И действительно, чем больше людей приходит на такие акции и участвует в лекциях и дискуссиях, тем меньше шанс прижиться в обществе антинаучным мифам — таким как, например, гомеопатия.
Впрочем, просветительская акция — это только первый шаг к тому, чтобы сделать химическое образование в России более популярным. Так, например, декан Химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Степан Калмыков считает, что необходим комплекс мер, и, прежде всего, направленный на учителей. Учёный отмечает, что на Химфак чаще всего поступают выпускники одних и тех же школ (из Москвы, Брянска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Казани…), где есть сильные учителя-предметники. Нередка ситуация, когда с уходом учителя дети из той или иной школы перестают интересоваться химией. Поэтому роль учителя — гигантская, и нужно тщательно заниматься подготовкой кадров: устраивать съезды учителей химии из регионов, проводить для них онлайн-курсы и так далее.
— Министерство просвещения, на мой взгляд, должно тоже изменить какую-то свою политику, потому что, я не знаю, те же самые школьные кабинеты химии — это то, чез чего невозможно нормально рассказывать. Иначе будет простой сухой рассказ, лекция, еще чего-то… А вот демонстрации — понятно, не токсичных веществ, не взрывоопасных, — это настолько интересно, они просто ребят зажгут! — отметил Калмыков.
Первый проректор НИТУ «МИСиС» Сергей Салихов добавил, что в последнее время уровень подготовки школьников растёт. Однако мы всё ещё разделяем природу на физику, химию, биологию и так далее.
— Мне кажется, именно целостного ощущения природы, связи того, что написано в учебнике химии и учебнике физики с тем, что ты приходишь вечером на кухню и делаешь… Когда, например, печёшь шарлотку и «гасишь» содой… Вот этого нет. И это, мне кажется, гораздо большая проблема, нежели какие-то формальные знания.
Он отметил, что «Лабораторная» как раз хороша тем, что человек начинает ощущать связь между информацией из учебников и реальной жизнью. И именно это важнее всего: не только в акции, но и в целом в жизни. Ведь научный взгляд на мир может быть не только у учёных, но и у любого человека, увлечённого вопросом и ориентирующегося на компетентные источники. А в компетентности тех, кто делает «Открытую лабораторную», можно не сомневаться!
Нужен ли предмет «химия» в современной школе?
«Изучение химии имеет двоякую цель: одна — усовершенствование естественных наук, другая — умножение жизненных благ.»
Нельзя не согласиться со словами великого Ломоносова, так как в последнее время часто возникают проблемы: школьный материал перегружен, ученики устают, не воспринимают фундаментальные науки, они им неинтересны, они их не понимают. И поэтому предлагается ввести вместо химии, физики, биологии курс «Естествознание». Я и многие мои коллеги не только против такого нововведения, но и считаем, что сокращение часов по естественным наукам ведет к тому, что ученики полностью потеряют способность рассуждать, мыслить, делать выводы, находить правильные ответы. Да, многие из них неплохо владеют компьютером, могут найти нужную информацию в интернете, но выделить из нее главное, рассказать своими словами, а тем более выучить наизусть бывает для них возможным очень редко. В чём основная проблема такого массового «неучения и неусвоения»? По моему мнению это связано с излишнем тестированием детей, когда предлагают выбирать ответы, часто совершенно не задумываясь о поставленном вопросе. Только естественные науки учат анализировать, думать, находить решение. Любая наука — это колоссальный труд не только в открытии чего-то нового, но и в изучении данного предмета. Не зря есть мнение психологов, чтобы научится, например, решать задачи, нужно решить 37 задач самостоятельно одного типа. У какого современного ребенка хватит терпения, усидчивости, трудолюбия для такого труда?
О химии Марселен Бертло сказал:
«Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает химию от остальных естественных наук. Необычная, таинственная наука, которая завораживает, притягивает, манит.»
«Есть ли у современных школьников интерес к этой необычной науке?»
Конечно, есть. Что им нравится? Опыты, особенно если они делают их сами. А знания? Здесь возникают проблемы, даже не потому, что дети не хотят учиться, а скорее, что не хватает времени закрепить пройденный материал. Два часа в неделю на изучение предмета, который по уровню сложности занимает в школьной сетке одно из первых мест, это неправильно и неперспективно. Химия охватывает жизнь любого современного человека, и, не имея базовых знаний, выпускник только обедняет свой кругозор и свои практические знания. Каждый урок, каждое внеклассное мероприятие обязано доказывать ученикам, что без химии жить нельзя, что любую другую науку можно постичь, если есть знания по химии.
Что касается итоговой аттестации, не секрет, что сегодня выпускники мечтают быть экономистами и юристами, поэтому для экзамена выбирают обществознание. Именно эти профессии по мнению учеников и их родителей являются перспективными, выгодными, но и не секрет, часто и учиться в ВУЗе несложно. Но химия в нашей школе тоже является предметом, который выбирают каждый год как в виде ГИА, так и ЕГЭ. Я считаю, что это связано часто с тем, что школьникам нравиться предмет, они стараются разобраться в нем и у многих это отлично получается. Учась в ВУЗах, наши выпускники не испытывают трудностей в изучении данной науки. Поэтому я считаю, что химия должна изучаться как самостоятельная дисциплина, нужно увеличить количество часов для учащихся общеобразовательных школ, так как у нас нет профильного обучения — мы живем в небольшом поселке. Но рядом с нашим селом предприятие «Астрахань Газпром», работая на котором без знаний химии не обойтись. В нашей области найдено богатое месторождение нефти, поэтому изучение химии должно стать одной из главных задач современного образования.
В заключении хочется согласиться со словами Максима Горького, что полностью подтверждает современная жизнь:
«Химия — это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.»
Химия и школа: как химию превратили во второстепенный предмет и почему это плохо
Нужно ли изучать химию в школе? Если да, то насколько глубоко? С какими проблемами сталкиваются учителя химии в России? Эти вопросы стали особенно актуальны после ЕГЭ по химии в 2020 году. Стало понятно: с этим предметом в школах всё не так просто, особенно при дистанционном изучении.
Зачем в наше время нужна химия, как стимулировать интерес и почему с преподаванием этого предмета в школах возникают сложности, рассказала Людмила Левина, председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии, главный редактор журнала «Химия в школе».
Химическое мышление и популярность химии
— Почему школьникам в принципе полезно изучать химию? Как она развивает мышление?
— Химия — это наука про всё. Она сродни философии. Химия познаёт мир, вырабатывает систему знаний о веществах, их взаимодействии, основываясь на фундаментальных законах природы. При изучении химии активизируются способности наблюдать, анализировать, прогнозировать, делать выводы. Постижение этой науки начинается с эмпирического уровня: наблюдения, осмысление увиденного. Затем происходит преобразование первоначальных знаний с помощью символов, формул, уравнений реакций. Потом ученик начинает размышлять, что же происходит на молекулярном, атомарном уровне…
Так развивается химическое мышление. Таким образом, мы имеем дело с удивительной наукой, которая комплексно развивает мыслительные способности, изучая во взаимосвязи абстрактное и реальное, наблюдаемое и прогнозируемое.
— Почему у школьников химия становится всё более популярным предметом?
— Не уверена, что это так, к сожалению. Хотя сегодня, мне кажется, общество должно повернуться лицом к химии. В настоящее время из-за коронавируса многие поняли, что фармакология, исследования в области биотехнологий, создание новых материалов — это самые важные вопросы. Трудно себе представить, что бы мы делали, если бы не было тех людей, которые разрабатывают новые вакцины и лекарства. И во всём этом у химии главенствующая роль. Те люди, которые способны это вовремя оценить и увлечься этими проблемами, пойдут в химию.
Разумеется, людей, которые способны совершать открытия, генерировать яркие идеи, не может быть много. А вот тех, кто будет доводить инновационные идеи до практического применения, должно быть гораздо больше. И, мне кажется, люди тоже это понимают, и кто-то выбирает для себя область профессиональной деятельности уже со школьной скамьи. Естественно, что учителям в этом процессе отводится особая роль: мотивировать и вызывать интерес к химии.
Особенности преподавания
— Что самое сложное в преподавании химии сегодня с точки зрения учителя?
— К сожалению, на протяжении последних лет химию пытались оттеснить на задворки учебных планов. Вплоть до того, что директор или управляющий совет решал, быть или не быть химии в образовательной организации. Возможно, это связано с тем, что химия — сложный предмет и для преподавания, и для понимания учеником.
Нередко бытует мнение, что если в будущем ты не связываешь свою жизнь с химией и другими естественно-научными дисциплинами, то она и не нужна. С такой позицией никак нельзя согласиться: химию можно убрать из учебных планов, но невозможно убрать из жизни. Не важно, кем станет человек — руководителем предприятия, администратором, мэром города, он должен будет принимать решения, которые так или иначе связаны с химией.
Например, зная состав различных растительных масел, можно сделать правильный выбор того или иного масла для использования в кулинарии. Так, льняное масло оптимально для усвоения полезных веществ в сыром виде, в то время как жарить лучше всего на оливковом или подсолнечном масле. Или другой пример: прочитав на упаковке состав маргарина, можно судить о его полезных и опасных свойствах, понимая, что это искусственный, модифицированный продукт, который может содержать ненужные организму консерванты и эмульгаторы. Если человек знает химию, он никогда не примет аспирин (ацетилсалициловую кислоту) на голодный желудок, зная, что этот препарат может вызвать раздражение стенок желудка.
— Как изменилось преподавание химии за последние несколько лет? В чём плюсы и минусы таких изменений?
— Во многих школах резко уменьшили количество часов на изучение химии. Хотя я соглашусь с тем, что хороший педагог и в этих условиях сможет мотивировать учеников к дальнейшему изучению предмета, сформирует интерес к науке. Но всё же хотелось бы, чтобы химия стала обязательным предметом в школе, чтобы больше стало классов, где она будет изучаться углублённо.
И ещё очень большая проблема — подготовка учителей химии в вузах. Парадоксально, но при поступлении на химфак педагогического вуза абитуриенты не сдают химию. В итоге на первый курс подчас приходят студенты, которые о химии не имеют почти никакого представления, и преподаватели вынуждены работать с ними с нуля. Плюс в школах явно не хватает действующей системы наставничества. А ведь как важно, чтобы старшие поколения учителей передавали свой опыт работы начинающим учителям, чтобы те правильно вошли в профессию и могли продуктивно работать.
— Какой, по-вашему, хороший учитель химии? Какими качествами, знаниями, умениями он должен обладать?
— Нужен человек, который видит химию с разных точек зрения, способен показывать ученикам все её возможности. Он должен своим отношением к работе вызывать уважение к предмету. Конечно же, ему нужно владеть цифровыми технологиями. Учитель химии должен иметь светлую голову и умелые руки: соблюдая правила безопасности, ставить сложный демонстрационный эксперимент, организовывать лабораторные опыты, практические работы, проектную и исследовательскую деятельность.
Сферы деятельности учителя химии в современной школе чрезвычайно многообразны. Есть те, кто нашел себя исключительно в работе с талантливой молодёжью или в проектной деятельности, а также те, кто уверен, что учить химии нужно всех и каждого. В любом случае, главное, чтобы педагог мог развивать, мотивировать учеников, влюблять в свой предмет.
Возможности онлайн-обучения и перспективы химии
— Какие современные инструменты и возможности стоит использовать в обучении детей химии?
— Всё, что направлено на популяризацию науки, на мотивацию учащихся, развитие их интереса к химии. Что бы люди ни придумали, всё нужно использовать. Учащиеся тоже выбирают: одни — практическую направленность, другие — решать задачки и участвовать в олимпиадах. Перспективное направление в практике современной школы — использование интегрированного подхода в процессе обучения (подход, при котором устанавливаются связи между разными предметами для создания единой картины мира — прим. ред.). Такой подход позволяет формировать единую научную картину мира и развивать у учащихся естественно-научную грамотность.
— Лабораторные работы по химии требуют специального оборудования. Как это осуществлялось в период самоизоляции, когда у нас было дистанционное обучение?
— Очень сложно. Учителя показывали опыты виртуально. Но выбора не было. В конечном счёте, я уверена, что умелый учитель всё наверстает, покажет необходимый эксперимент потом, на реальных уроках.
— Какие перспективы у профессий, связанных с химией, в ближайшем будущем?
— Необъятные. Во всех областях: медицина, фармакология, биотехнологии, энергосбережение, экология (утилизация бытовых и промышленных отходов), создание и производство новых материалов, пищевая промышленность. Обратимся к «Атласу новых профессий» — в нём описаны новые специальности, которые будут востребованы в ближайшие 15–20 лет. Многие профессии, появление которых предсказывают аналитики, требуют химических знаний. Например, глазир будет заниматься разработкой и производством разнообразных продуктов на основе стеклокомпозитных функциональных материалов; конструктор новых металлов — получением сплавов с заранее заданными или изменяющимися в соответствии с условиями эксплуатации свойствами; рециклер-технолог — проектированием и внедрением технологий многократного использования материалов.
Мы не до конца знаем, где ещё химия может быть использована, потому что цивилизация и мир развиваются семимильными шагами. Сегодня трудно предположить, в каких области науки химия может себя проявить. Она есть и будет везде.