Для чего нужна хохлома
Хохломская посуда: можно ли пользоваться в быту?
Деревянная хохлома — старинный народный промысел. Сложно представить себе дом или квартиру, где не было бы ни одного хохломского изделия. Это связано с тем, что хохлома является одним из самых красивых и ярких аксессуаров для домашнего уюта.
Однако, многие уверены, что хохломская посуда носит чисто декоративный характер, и использовать ее в обычной жизни нельзя.
Так ли это?
Ранее хохломские изделия производились лишь частными умельцами-мастерами, каждый из которых славился в своей местности. Именно поэтому качество изделий всегда было на высоте и не вызывало сомнений.
Считается, что хохломская посуда благодаря особой технологии изготовления является одной из самых прочных и может поспорить даже с металлическими изделиями.
Однако, на сегодняшний день частные мастера не всегда показывают высокое качество, делая упор только на качество росписи. Именно поэтому посуда, купленная у “кустарного” мастера, не всегда может пережить тепловую нагрузку или последующую мойку, особенно с современной бытовой химией.
Деревянная хохлома также производится в промышленных масштабах — на фабриках, где работают исключительно профессиональные мастера. Кроме того, сотрудники фабрик внимательно следят за технологией производства, не допуская брака. Именно поэтому фабричная хохломская посуда отличается той же прочностью, что и в давние времена.
Хохломская посуда стойко переносит контакты с продуктами и водой. Например, в хохломской чаше можно оставить на ночь воду, и с посудой ничто не произойдет. Кроме того, она прекрасно моется, не теряя своей визуальной эстетики и яркости красок.
Именно поэтому использовать посуду из хохломы в быту не только можно, но и нужно, ведь есть любое блюдо из красивой посуды намного вкуснее и приятнее.
Купить хохломскую посуду вы сможете в онлайн-магазине “Нижегородский сувенир”. Вы также сможете купить матрешку в интернет-магазине, оригинальные сувениры от производителя и подарки на любой вкус.
Народный промысел хохлома: основные цвета и мотивы. Этапы создания изделия
Невозможно представить себе русское народное искусство без промысла, которым восхищаются далеко за пределами России. Хохломская роспись стала одним из брендов своей страны, вознеся художественное декорирование деревянных изделий на высочайший уровень. О том, как появилась хохлома, как она развивалась и чем живет в сегодняшние дни, с какими именами связан расцвет промысла, а также о секретах технологии традиционной хохломской росписи вы узнаете из этой статьи.
История промысла
Появилось это художественное направление в 17 веке, в Нижегородском округе. Поволжское село Хохлома прославилось на столетья вперед, и именно развивающийся там промысел росписи деревянной посуды принес славу небольшому поселению. Мастера Поволожья и до появления хохломы занимались декоративной обработкой дерева: резьбой, например, в определенном смысле ставшей предтечей росписи. Известна эта местность и иконописцами, потому есть предположение, что золотистый цвет хохломской деревянной посуды – заимствование способа золочения рам у иконописцев.
Возможно, знаменитому промыслу была бы уготована более скромная судьба, но удачное расположение региона способствовало, как сказали бы сегодня, эффективному маркетингу. На ярмарки в Поволжье собиралось так много людей, что слава об отливающих золотом расписных изделиях понеслась далеко за пределы Нижегородчины.
Хохлома XIX век
Но начинали хохломские умельцы не с тех нарядных изделий, которые мы сегодня ассоциируем с хохломой. Серебряный порошок, что при обработке превращался в золотой, стоил слишком дорого. Потому сначала им выполнялась только окантовка посуды. И лишь в 19 веке из олова научились делать тот самый золотистый фон, дешевизна такого способа привела к появлению той самой узнаваемой хохломской посуды.
Народное творчество могло быть забыто в ходе научно-технического прогресса, пришедшего на стык веков: заводские товары стоили прилично дешевле, потому изготовление расписной посуды перестало иметь коммерческий смысл.
Люди, имена которых ассоциируются с хохломской росписью:
Династия Гущиных, семья Лушиных – в истории развития хохломы такая семейственность не редкость. Возникновение новых династий может продолжить старинный промысел, дать ему возможность пережить еще несколько витков популярности.
В 60-е годы прошлого века артель «Хохломская роспись» трансформируется в крупную фабрику с тем же названием. На базе фабрики открывается творческая лаборатория, в 90-х годах там открывается цех по изготовлению матрешки, мастерская миниатюрной живописи, а в 2004 году на фабрике появляется участок живописи.
5 лет назад город Семенов обрел статус столицы Золотой хохломы, и в том же году стартовало одноименное международное фестивальное движение.
Сегодня на фабрике активно производятся стильные аксессуары с уже легендарными элементами хохломы. Мотивы, узоры, цвета то и дело вдохновляют фешн-художников создавать коллекции с русским настроением. Посуда, офисные принадлежности, новогодние сувениры, мебель, миниатюрные работы – список продукции, производимой сегодня в контексте росписи хохломы, впечатляюще длинный. И к счастью, изделия, выполненные в узнаваемой технике, находят своих покупателей по всему миру.
Основные цвета
Парадокс народного промысла хохлома в том, что имея довольно скудный цветовой набор, художник умудрялся с его помощью делать узоры, точность и цветоподача которых безукоризненны. Отличительный признак работ — золотистая основа. Золотым мог быть фон или ключевые элементы работы. Золотой цвет – это сама радость жизни, богатство и полнота. Это цвет роскоши, которая всегда выглядит эффектно.
Другие два обязательных цвета хохломы – черный и красный. Белый цвет и охра стали лаконичным дополнением рисунков. Присутствовали в промысле и росписи на оранжевом, а также изумрудном, алом и бирюзовом фоне. Но они встречались реже и не имели такого спроса, как продукция с вышеобозначенными цветами.
Так или иначе, если вы решили попробовать себя в хохломе, в вашу цветовую палитру смело могут войти:
Но цветовой ряд – это не все особенности росписи. Есть у направления и другие хитрости, которые и принесли ему славу.
Разновидности росписи
Мастера направления используют два типа письма – верховое и фоновое. В верховом рисунок художник наносит черной либо красной краской на основу. В фоновой росписи есть красная либо черная основа с золотым узором.
Верховой рисунок
Верховой рисунок предполагает 3 типа орнамента – «травная роспись», а также стилизации «под листок», «под ягодку», «пряник».
Орнаментальные варианты верховой росписи:
Выполнение всех этих элементов требует навыка, который нужно тренировать снова и снова.
Фоновый рисунок
В этом случае стоит отметить два типа орнамента – «под фон» и «кудрина». «Под фон» представляет собой очень трудоемкий, искусный процесс, с которым мог совладать не всякий мастер. Обычно эти работы изготавливали для подарка, выполняли их на заказ и за очень высокую цену.
В «кудрине» доминирует не мазок, а контурная линия. Эта роспись напоминает ковер, золотистые кудреватые завитки формируют узорные листочки, цветки и плоды. Выглядит такое изображение очень эффектно, и трехцветия (красный, черный, золотой) вполне хватает для подобной выразительности.
Популярные мотивы и элементы росписи
Начиная учиться хохломе, вы, вероятно, сначала познакомитесь с травной росписью. И первое, что возьметесь рисовать, будут мотивы «под осоку». Это старинный, самый древний тип узора. Его мастер пишет мазками и завитками, маленькими ягодками и колосками. Из нескольких травинок умелец мог изобразить курочку, сидящей на ветке.
Рисунок «под ягодку», «под листок»
В верховом письме господствуют аккуратные мазки, благодаря которым композиция становится воздушной и легкой. Кажется, что изнутри она подсвечена золотистым сиянием. Фоновое же письмо отличает изображение с контурными начертаниями: импровизации здесь быть не может, изначальная задумка мастера должна воплотиться точь-в-точь, без внесения новых мотивов и узоров в процессе.
Новичок начинает с «травной росписи», переходит к мотивам «под ягодку», «под листок», практикуется в «прянике» и «кудрине», учится писать «под фон». Чтобы овладеть каноничными мотивами и узорами, нужно немало времени и еще больше старания, усидчивости, готовности выполнять одно и то, повторять элементы прописей и т.д.
Этапы создания изделия с хохломской росписью
Первый этап – производство грубых деревянных брусков-заготовок. Интересно, что называют эту работу «бить баклуши». Потом мастер с этих заготовок снимет излишки древесины, придаст им форму. Так возникают красивые ковшики, ложки, чашки, шкатулки, тарелки. Неокрашенные изделия называют «бельем» либо основой.
Процесс изготовления изделия с хохломой:
Со всеми этапами создания хохломы вы сможете познакомиться в данном видео.
На сегодняшний день в России существует два центра производства каноничных хохломских изделий – фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», что находятся в городе Семенове, а также село Семино, что в Ковернинском районе, известное предприятиями «Промысел» и «Хохломской художник». Но вникнуть в нюансы промысла, познакомиться непосредственно в работе со знаменитыми узорами, может каждый.
Роспись дерева под хохлому – интересное занятие для детей и взрослых, приятное и плодотворное знакомство с русской культурой. Творчество настолько увлекательно, что вслед за расписной ложкой появится и расписная доска, а затем шкатулка и т.д. Увлекательный художественный опыт гарантирован, убедитесь сами!