Для чего нужна идеология
Объясните, пожалуйста мне, чайнику, что такое идеология и зачем она нужна. Только попроще, по-возможности.
Идеология (от греч. ιδεολογία) — система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.
Первоначально этот термин был введен во Франции в конце XVIII в. Антуаном Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания. Эти мыслители пытались оказать влияние на политику, проводимую оказавшимся у власти Наполеоном, который счел, что они пытаются заменить политическую реальность абстрактными утверждениями, и негативно отнесся к выдвинутым предложениям. С легкой руки великого исторического деятеля слово «идеология» приобрело уничижительный смысл, который закрепился за ним вплоть до настоящего времени.
Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена.
Идеология по К. Марксу — ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества.
Идеология по К. Маннгейму — искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии.
Идеология Шагин А. А. = (Философия + Политическая экономия + Социология) х Метод познания.
Функция идеологии состоит не в том, чтобы предложить нам способ ускользнуть от действительности, а в том, чтобы представить саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности.
Идеология: что это простыми словами, примеры, виды, функции
Что такое идеология?
Идеология – это целостная система идей и ценностей, дополняющих, объясняющих и аргументирующих друг друга. То есть, даже если какая-то идея не выглядит разумной, в рамках идеологии она становится таковой (а точнее, выглядит таковой для её сторонников). Любая идеология направлена на продвижение интересов определённых социальных групп и общностей или на достижение политических целей.
Основная задача идеологии заключается в том, чтобы формировать общественное сознание и манипулировать поведением общества. Она способна мобилизовать большие массы людей на деятельность, направленную на достижение определённых политических целей. Таким образом, идеология – это эффективный инструмент социального управления и мобилизации людей для решения определённых задач.
Автором термина «идеология» является французский философ Антуан Дестют де Траси (1754-1836). Однако он вкладывал в этот термин совершенно другой смысл, обозначая им нейтральную и беспристрастную науку, изучающую природу человеческих идей. Идеология в современном понимании наукой являться не может. Тем не менее всегда существуют политические силы, заинтересованные в том, чтобы их систему идей изучало как можно большее количество людей.
Как создаётся идеология?
Сами по себе идеи не собираются в стройную и непротиворечивую систему. Поэтому над созданием идеологий обычно работают целые коллективы, состоящие из идеологов, политиков и учёных. При этом в расчёт принимаются интересы, идеалы и представления народных масс, являющихся потенциальными сторонниками создаваемой системы. При создании идеологии политические теории и программы объединяются с идеалами и ценностями, объясняющими их важность.
Наряду с достоверными, очевидными и логичными идеями в состав идеологии обычно вводятся также сомнительные или заведомо ложные идеи и представления, выгодные её создателям. При этом сторонники должны разделять все ценности без исключения. Иначе они рискуют стать отступниками, поскольку нельзя быть приверженцем лишь части идей и отрицать при этом другие.
В чём суть идеологии?
Как уже было отмечено, идеология не является и не должна считаться наукой. Задача любой науки состоит в том, чтобы находить истину, тогда как задача идеологии заключается в том, чтобы навязывать целевой аудитории определённую систему взглядов. Идеология сильно упрощает действительность. Она создаёт такую картину мира, воспринимать которую большинству людей, не обладающих критическим мышлением, будет легко и приятно.
Идеи и концепции, предлагаемые идеологией, часто невозможно воплотить в действительность. Но при этом они настолько красиво изложены и так удачно аргументированы, что увлекают миллионы людей. Именно поэтому идеология является инструментом как консерваторов (сторонников существующих порядков и действующей власти), так и сторонников радикальных перемен.
Любая идеология утверждает, что именно она даёт достоверное представление о мире. Наибольшее внимание уделяется объяснению важных исторических событий, оценке прошлого и настоящего, а также прогнозам о том, как будет устроен мир в будущем. При этом каждая идеология стремится к максимальной популяризации, и в качестве инструмента для достижения данной цели использует пропаганду.
Виды и примеры
Чтобы немного лучше понять, что такое идеология, стоит разобраться со способами классификации и рассмотреть несколько примеров. Классифицировать идеологии можно по большому количеству разных признаков, но чаще всего используются такие основания как:
Очевидно, что в качестве оснований классификации могут выступать и другие признаки, но именно перечисленные используются чаще всего. В частности, одной из наиболее удобных и наглядных является классификация по сферам, на которые распространяется идеология. В ней принято выделять четыре группы:
Также бывает удобно разделять все идеологии на две большие группы: традиционные и нетрадиционные. Рассмотрим их подробнее.
Традиционные идеологии
К традиционным относят идеологии, полностью оформившиеся к середине 19-го века. В качестве наиболее показательных примеров можно привести следующие из них:
На основе этих трёх идеологий были созданы и другие, среди которых стоит отметить такие как:
Нетрадиционные идеологии
В эту группу входят идеологии, оформившиеся в 20-м веке. Их существует огромное количество, но в качестве наиболее значимых можно назвать такие как:
Отдельно стоит отметить глобализм и антиглобализм. Глобализм – это обобщённое название разных идеологий, направленных на установление во всём мире той или иной формы политического или экономического устройства. В разное время глобалистские течения были характерны для Третьего Рейха, СССР, США, Китая. На данный момент глобалистские идеи входят в государственные идеологии США, Китая и России.
Антиглобализм – это общественно-политическое движение, выступающее против отдельных аспектов глобализации. В частности, сторонники данного движения критикуют транснациональные корпорации и некоторые всемирные организации (в первую очередь ВТО).
История термина
Как явление и как способ манипулирования общественным мнением идеологии существовали ещё в античные времена. Но термин для их обозначения появился только в начале 19-го века. Как было отмечено выше, автором термина считается Антуан Дестют де Траси, который назвал так науку, изучающую природу человеческих идей. Наука не прижилась, а вот слово стали использовать для обозначения любой хорошо продуманной системы идей, преследующей определённые цели.
В 19-м веке к идеологиям относились преимущественно негативно. Их воспринимали как манипулятивные инструменты, продвигающие интересы определённых групп людей. Заметно улучшить отношение к ним сумели Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые использовали термин «идеология» для обозначения общественного сознания, основанного на представлении социального класса о самом себе.
Исследователи, не разделявшие марксистских взглядов на природу идеологии, по-прежнему настаивали на том, что это лишь инструмент для достижения политических, экономических и социальных целей. Особую точку зрения имел австрийский социолог Карл Мангейм, который считал что идеология – это образ мышления господствующих социальных групп, а в мышлении угнетённых слоёв преобладает утопия – система красивых, но невоплотимых идей.
В настоящее время многие философы и политологи настаивают, что в современном мире идеологии не нужны и причиняют лишь вред. Их основной аргумент заключается в том, что при современном уровне развития общества и научно-технического прогресса нет необходимости манипулировать общественным сознанием при помощи идеологических инструментов.
Структура идеологии
Любую идеологию можно представить в виде трехуровневой модели:
Функции идеологии
Как мы уже выяснили, идеология это не просто система идей, а инструмент, выполняющий определённые функции. Среди этих функций в первую очередь стоит отметить следующие:
Существуют и другие важные функции, которые в той или иной мере выполняет идеология: воспитательная (формирование у молодёжи нужных взглядов), познавательная (объяснение мироустройства), оценочная (формирование понимания того, что хорошо, а что плохо), консолидирующая (сплочение общества) и прочие функции.
Что такое идеология и зачем она нужна
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Идеология — это удивительный феномен общественно-политической жизни. У этого понятия множество противоречащих друг другу определений.
Отношение к идеологии колеблется от крайне негативного и презрительного до восторженного и даже фанатичного.
Эта тема вызывает ожесточенную полемику (это как?) в обществе. Особенно сильно разлет мнений чувствуется в России.
По нашей стране в XX веке идеологическая машина прошлась катком, физически и морально уничтожая всякое инакомыслие. В 1990-е годы мы на себе ощутили крах идеологии, который тогда воспринимался, как глоток свежего воздуха.
Ну а сейчас все чаще звучит мнение, что без идеологии страна похожа на лодку без руля и ветрил.
Внутреннее противоречие взглядов на идеологию можно проиллюстрировать двумя цитатами. Первая взята из дневника писателя, без которого немыслима русская культура, вторая — из главного закона страны, без которого немыслимо Российское государство:
«Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация».
Ф.М.Достоевский
«Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Конституция Российской Федерации, статья 13
Что же такое идеология? Нужна ли она государству? Попытаемся ответить на эти вопросы в нашей статье.
Идеология — это.
В основе современного понимания идеологии лежит формулировка Манхейма о том, что это явление — результат мышления какой-то социальной группы. Объединяя разные точки зрения, можно дать базовое определение феномену идеологии.
Идеология — это система идей, взглядов и ценностей определенной группы людей, придающая смысл их существованию в социуме.
Идеология объясняет:
Идеология отличается от более общего понятия мировоззрения тем, что затрагивает только социальную сферу человеческого бытия.
Но как у каждого человека свое мировоззрение, так и общую, казалось бы, идеологию своего социального класса индивид может трактовать по-своему, отыскивая в ней собственные интересы.
Зачем государству идеология
Идеология всегда завязана на политику: она оценивает и оправдывает (или критикует) текущий политический курс, объясняет, как власть должна достигать поставленных целей.
«Любая развитая идеология создается, поддерживается и совершенствуется как политическое оружие, а не теоретическая доктрина (что это?)».
Ханна Арендт, американский историк немецкого происхождения, автор теории тоталитаризма
Политическое государство, нация, национальная идея, идеология — все эти понятия прочно связаны друг с другом.
Государственная идеология призвана ставить перед обществом цели, направленные на интересы нации, определять способы достижения этих целей, мотивировать людей, задавать ориентиры.
Но существует и обратная сторона луны. Идеология, которая потеряла связь с действительностью, способна разрушить государство.
Именно такая катастрофа произошла в СССР, когда коммунистическая идеология превратилась в набор мертвых лозунгов, которым никто не верил — ни народ, ни власть.
В современной России вопрос идеологии стоит очень остро.
13 статья Конституции РФ запрещает устанавливать единую государственную идеологию, чтобы не было искушения навязывать идеи ограниченной группы людей в качестве универсального мировоззрения для всей страны. Это прямой путь к тоталитаризму.
Но и туманные формулировки, что национальная идея России заключается в патриотизме (это что?), кажутся явно недостаточными для развития сильного и процветающего государства.
Идеология для государства — это, по сути, высшая надстройка, компас, долговременная стратегия развития. Без нее все превращается в балаган — пошумели, поспорили и разошлись до следующего информационного повода.
В заключение приведу любопытный факт для размышлений. Прямой запрет на государственную идеологию прописан в Конституциях 5 стран мира: России, Болгарии, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана.
В общей сложности какие-то оговорки и ограничения, связанные с идеологией, существуют в Конституциях 13 стран мира, среди которых Белоруссия, Бельгия, Бразилия, Португалия, Словакия, Чехия.
Подавляющее большинство Конституций мировых государств никак не ограничивают наличие идеологии.
«Извечная идеология в России всегда была — выжить. Самосохраниться. На протяжении веков, если посмотреть историю России, всегда стояла задача — самосохраниться. Отсюда — идея империи, отсюда — советская модернизация. То же самое и сейчас. Самосохраниться — вот наша идеология».
Карен Шахназаров, российский кинорежиссер
Эволюция термина — идеология как наука об идеях
Появлением термина мы обязаны французскому философу Антуану Дестюту де Траси, который впервые употребил его в докладе «Проект идеологии» в 1796 году. Слово составлено из греческих корней ῞ιδέα — идея, представление и λόγος — слово, учение.
В трактовке де Траси идеология должна была стать глобальной наукой об идеях: их образовании, взаимодействии, влиянии на жизнь общества и отдельных социальных групп.
В задачи идеологии входило изобретение идей, которые стали бы основой всех наук о природе и человеческом обществе.
*Антуан Дестют де Траси (1754–1836)
Моду на новую науку ввел Наполеон Бонапарт, который в начале своей карьеры активно поддерживал де Траси и его единомышленников. Собственно, он же и скинул идеологию с пьедестала, когда стал императором и объявил идеологов лицемерами без чувства реальности.
«Все ошибки и несчастья нашей прекрасной Франции следует приписать именно идеологии, этой туманной метафизике, которой придавали слишком много значения».
Наполеон Бонапарт
Идеология — это «ложное сознание»
В середине XIX века за идеологию взялись материалисты (это кто?) Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
С точки зрения идеологии, мир материальный есть порождение мира идей, идеи определяют действительность. Эта идеалистическая философия, с точки зрения материалистов, была извращенным пониманием реальности, поэтому Маркс и Энгельс назвали идеологию «ложным сознанием».
Идеологии они противопоставили науку, которая всегда опирается на объективные факты.
Маркс и Энгельс считали, что идеологию продвигает в массы правящий класс, которому нужно навешать лапши на уши простым смертным, дабы те не поняли, что их эксплуатируют.
В бесклассовом обществе идеология не нужна, предполагали друзья-философы, ведь люди будут ориентироваться только на научное познание. Граница между идеологией и наукой — это водораздел между ложью и правдой.
Свои труды, кстати, оба немца считали наукой. Могли ли они предполагать, что марксизм станет мощнейшей идеологией, расколовшей мир на два лагеря?!
Идеология как продукт мышления
Ближе всего к современной трактовке идеологии подошел немецкий социолог Карл Манхейм, утверждавший, что восприятие действительности зависит от принадлежности человека к определенной социальной группе и от места этой группы в иерархии общества.
Одна и та же реальность воспринимается людьми по-разному, если они находятся по разные стороны баррикад.
*Город контрастов Сан-Паулу, Бразилия
Манхейм разводит два понятия:
Идеология — это идеи, представления о бытии, цели, которые зависят от места человека в социуме и соответствуют его интересам и жизненным потребностям.
Утопия — та же идеология, только со знаком минус, возникает, когда социальная группа не удовлетворена своим положением, осознает это и хочет изменить существующий порядок.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Идеология должна быть только одна у государства — улучшение условий жизни граждан и содействие в реализации гражданских прав. А вот всякие победы коммунизма, светлое будущее, которое имеет право организовать одна единственная партия, вот всё это лишнее, такую идеологию мы уже проходили и ничего хорошего из этого не вышло.
Для улучшения жизни граждан обязательно должна быть политическая конкуренция, а с государственной политической идеологией это будет невозможно.
Идеология — это то, чего необходимо остерегаться, как открытого огня в том случае, когда государство стремиться идти по цивилизованному пути. Особенно это касается таких государств, которые исторически склонны к тоталитаризму.
Владимир: Вы прям как иностранный агент излагаете. По сути вроде все верно, но огромный камень в наш огород кидаете. Просто тупо топить за все хорошее и против всего плохого уже не достаточно. Это и дураку понятно.
А вот сказать прямо, что борьба Запада за гражданские права россиян (которых там знать не знают) и стремление навязать свою демократию (с их партиями у власти, а иначе им это зачем?) — это только чтобы развалить и ограбить — смелости не хватит.
Такие вот они наши либералы (западники, прозападники, и просто де. ) — лживые, завистливые и желчные. Но это и хорошо. Они уже давно стали больше смешны, чем страшны.
Нужна ли идеология?
«Нам обязательно нужна идеология!», «Без идеологии не может быть развития!». Подобные призывы раздаются всё чаще и находят всё больше сторонников. А так ли уж нужна идеология на самом деле? Действительно ли от неё есть хоть какая-то польза? Или она может быть бесполезна и даже вредна? Попробуем разобраться.
Итак, что же такое идеология? Это не просто некая идея, а идея, преобразованная в учение и программу действий. Она предполагает формулировку какой-то цели и разработку путей достижения этой цели. Она выявляет недостатки существующего положения вещей и предлагает некий идеал, который, как считается, будет лишён выявленных недостатков. То есть любая идеология даёт свои ответы на вечные вопросы: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Кто виноват?», «Что делать?» и т.д. По сути, она пытается заменить собой религию или даже отменить все существующие религии. Поэтому можно её считать суррогатом религии, квазирелигией, псевдорелигией. Ведь в отличие от религии идеология опирается не на законы мира, установленные Богом, а на какую-то идею, придуманную людьми.
Чаще всего под идеологией понимают исключительно программу преобразования общественного устройства, цель которого — установление нового экономического и политического порядка. Но такой подход сильно упрощает проблему. Разных идеологий существует гораздо больше. При этом некоторые из них имеют миллионы сторонников, готовых даже умереть за своё учение. Что же объединяет все возможные идеологии?
Во-первых, любая идеология исходит из того, что мир несовершенен, что его не только можно, но и нужно переделать. Пусть даже и не весь мир, а какую-то его существенную часть. Причём переделать несмотря ни на что, быстро, решительно и кардинально. Мол, сейчас уже люди достигли такого уровня развития, что не только видят все недостатки мира, но и могут просчитать последствия любых своих действий по устранению этих недостатков. Старое сломать до основания, новое построить. Задача кажется простой и легко решаемой.
Во-вторых, переделка мира всегда и везде вызывает противодействия некоторой части людей. Почему? Да потому что они, якобы, глупые, несознательные, находятся в плену ложных идей, считают нашу великую идеологию невыгодной для себя и т.д. Что нужно делать с такими несогласными людьми? В лучшем случае — игнорировать, убеждать, перевоспитывать. В худшем случае — изгонять, изолировать или уничтожать.
В-третьих, обязательной переделке подлежат вообще все люди, включая даже сторонников нашей идеологии. Ведь все мы воспитаны на старых идеях, на вечных ценностях, на заповедях религий. Да тут ещё и голос совести у каждого есть, который отговаривает от бездумного слома существующего порядка, от раздувания вражды между людьми. Так что придётся ломать ещё и себя, вытравливать из себя всё то, что всегда считалось истинно человеческим.
Так какие же идеологии существовали в истории человечества? Их можно насчитать тысячи. Например, все «великие» завоеватели: Александр Македонский, Карл Великий, Наполеон, Гитлер и т.п. имели свои идеологии. Все великие империи тоже имели в своей основе идеологии: римская империя, арабский халифат, британская империя и т.д. Каждый реформатор всегда руководствовался своей идеологией, достаточно вспомнить реформы Петра I. Все войны имели в своей основе как минимум одну идеологию, а иногда — две и больше. Любые революции и восстания всегда руководствовались идеологиями. Более того, даже мировые религии в некоторые периоды скатывались на уровень идеологий, как было, в частности, в эпоху крестовых походов или при борьбе с раскольниками в России. Но это всё примеры, так сказать, жёстких, жестоких, кровавых идеологий.
Однако есть ещё и большая группа более мягких идеологий, что, правда, не делает их менее вредными и опасными.
Из сравнительно недавних примеров — идеология уничтожения семьи. Цель поставлена ясная и чёткая: семья должна исчезнуть из общества полностью и навсегда. Для чего? Прежде всего для снижения рождаемости, уменьшения численности населения. А ещё — чтобы лишить человека крепкого тыла, сделать его несамостоятельным, оставить его один на один с государством, властью.
Пути достижения данной цели разработаны изощрённые и многообразные. Здесь и размывание понятия пола, и внушение детям, что они могут выбирать один из нескольких выдуманных полов по своему желанию. Здесь и пропаганда полной сексуальной свободы, отбрасывания всех моральных запретов в сексе. Здесь и расхваливание множественности браков и разводов. Здесь и внедрение ювенальной юстиции, готовой по любому поводу забрать детей из семьи и передать в приёмную семью или приют. И, конечно же, прославление гомосексуализма, как признака высшей отмеченности и превосходства над всеми нормальными людьми.
Всех несогласных с данной идеологией надо объявлять фашистами, ретроградами, глупцами и врагами свободы. Им надо запрещать высказывать свои убеждения. Их следует жёстко наказывать. За ними нужен неусыпный контроль. На них надо натравливать СМИ, полицию и других граждан. А вообще-то перевоспитанию подлежат все люди, так как их умы сильно засорены религиозными догмами, классической литературой и старым воспитанием. Как видим, все признаки идеологии в данном случае налицо.
Ещё из недавних примеров — идеология полного контроля над людьми, над всеми их делами, словами и даже мыслями. Для чего? Прежде всего, для сохранения незыблемости и безопасности власти. А ещё для упрощения управления народом, для гарантированного и быстрого исполнения любой прихоти власти. Вот такая практическая реализация одной из главных целей мирового зла, но на более низком уровне.
Что для этого предлагается? Множество способов и путей в самых разных сферах жизни.
Самое главное — использование современных технических средств, ведь без этого задача просто невыполнима. Компьютеры и смартфоны уже давно собирают данные о каждом человеке. Но этого мало. Нужны «умные» видеокамеры с распознаванием лиц на каждой улице, на каждом доме, в каждой квартире. И ещё нужен искусственный интеллект, который автоматически обрабатывает гигантские массивы информации обо всех людях и помогает принимать нужные власти решения. В идеале — в каждого человека нужно вживить чип, который не только будет постоянно следить за нами, но и в случае необходимости — прямо управлять нашим поведением и здоровьем. То есть этим идеологам нужны послушные и предсказуемые биороботы, а вовсе не свободные люди.
Какие ещё предлагаются пути? Полный контроль за материальным положением человека. Здесь решаются две задачи: слежка за получением и тратой денег, а также возможность в нужный момент полностью заблокировать все деньги любого человека. С обеими задачами уже частично справляются дебетовые и кредитные карты банков. А с внедрением цифровой валюты всё станет ещё гораздо проще, ведь все данные будут стекаться в единый Центробанк. Правда, пока существуют наличные деньги, полный финансовый контроль над людьми всё-таки невозможен, поэтому против наличных денег ведётся активная агитация и скрытая борьба.
Ещё один способ достижения целей данной идеологии — это полное лишение человека собственности. Ведь личная, частная собственность обязательно увеличивает самостоятельность человека, отделяет его в той или иной степени от заботливой власти. А такого допустить никак нельзя. У человека не должно быть ничего своего. Он может получать собственность только от власти, да и то на ограниченное время. И в любой момент власть должна иметь возможность эту собственность отобрать. Только в этом случае не будет препятствий для полного контроля над человеком и управления им.
Что ещё мешает полному контролю над людьми? Умных среди них что-то многовато. И эти умные хотят не слепо подчиняться, а думать своей головой, принимать самостоятельные решения. Значит, надо предельно упростить, примитивизировать школьное образование, не давать детям слишком много полезных знаний. Зато надо всячески внедрять отупляющие компьютерные игры. И ещё надо сворачивать, разрушать науку и высшую школу, снижать авторитет учёных, делать их управляемыми через систему грантов. В результате все умные довольно быстро вымрут сами собой. Да и уже упомянутое разрушение семьи здесь окажет большую помощь.
Наконец, для полного контроля над людьми совершенно необходима ликвидация всех самостоятельных государств. А то что же получается? Власть полностью контролирует всех граждан своего государства, а какой-то человек вдруг пересекает границу и становится недоступен для управления? Нет, такого быть не должно. Власть должна быть обязательно мировой, чтобы спрятаться от неё было невозможно.
Некоторым людям такая картина мира, такая идеология нравится. Думать о себе, заботиться о себе человеку уже не нужно, всё сделает заботливая власть. Главное — беспрекословно слушаться её и не возражать ей. Но всё же значительная часть людей никак не хочет расстаться со своей свободой, никак не хочет полностью довериться власти, которая постоянно плюёт на интересы народа. Ну что же, с этой консервативной частью населения предстоит тяжёлая борьба, если потребуется, то и на полное её уничтожение.
Примеров подобных идеологий можно привести ещё много. А ведь есть ещё и множество идеологий более низкого порядка, не претендующих на переделку всего мира, но тоже приносящих немало вреда.
Яркий пример — идеология примитивизации искусства. С каждым годом живопись и скульптура становятся всё более простыми, всё менее похожими на действительность. Литература всё больше теряет глубину мысли и мастерство стиля, а музыка лишается мелодии и гармонии. Архитектура вырождается в простейшие геометрические формы. Кинофильмы всё чаще сводятся только к компьютерным спецэффектам. Театральные пьесы проговариваются скороговоркой и порой проходят без костюмов и декораций. Не говоря уже о том, что всё искусство старательно пропагандирует самые тяжкие пороки. Но зато всех критикующих эту деградацию искусства тут же объявляют безграмотными ретроградами.
Ещё один пример идеологии низкого порядка — примитивизация одежды. Давно уже не редкость женщины без юбок, в одних колготках. Давно уже нам навязали джинсы с дырками и лохмотьями. Давно уже по улицам ходят люди в нижнем белье — в трусах, майках, кальсонах и пижамах. И всё это дополняется «красивыми» татуировками цвета синяков и кровоподтёков, а также кольцами в носу, губе, брови, языке, пупке и т.д. Короче говоря, дикари племени Мумбо-Юмбо плачут от зависти. Но только попробуйте покритиковать этот карнавал! Выслушаете в свой адрес массу нелестных слов.
Напоследок упомянем совсем свежие идеологии: идеология «масочно-перчаточного режима», идеология «самоизоляции», идеология вакцинации от ОРВИ, идеология борьбы с глобальным потеплением.
Короче говоря, идеологий существовало и существует множество, но заметной пользы они никогда не приносили, зато вреда от них всегда было выше крыши.
Так что давайте уж постараемся наконец-то обойтись без всяких идеологий. Будем строить свою жизнь, руководствуясь не чьими-то больными фантазиями, а только вечными законами мира, установленными Творцом. Бог дал нам жизнь для свободного развития, для возможности приблизиться к самому Творцу, для нашего самообучения и гармонизации мира. И не надо пытаться этот свободный мир превратить в жестокий концлагерь. Конечно, преступников надо ограничивать в свободе. Но объявлять любого человека преступником по умолчанию или только за то, что ему не нравится чья-то идея — это уже явное служение злу.
Как же нам тогда жить? Да очень просто: делать добро и бороться со злом. Именно в этом и состоит наше развитие. И для этого не нужны никакие идеологии.