Для чего нужна исследовательская деятельность

Для чего нужна исследовательская деятельность

Родителям часто приходится помогать детям с рефератами и проектами. И не всем это нравится. Разбираемся, зачем нужна исследовательская работа в школе и как помочь с ней ученику.

Что такое исследовательская работа и зачем она нужна?

Нужно различать исследовательскую деятельность и исследовательскую работу. Если кратко, исследовательская деятельность помогает ученикам самостоятельно открывать новые знания. Реализуется в разных формах — олимпиады, экскурсии, конкурсы, конференции, исследовательские задания на уроках, проекты.

С помощью исследовательской деятельности можно достичь почти всех результатов, предусмотренных ФГОС. Ученик тренируется в самостоятельном поиске информации, постановке целей, учится работать в команде, закрепляет знания и открывает новые.

Одна из форм исследовательской деятельности — исследовательская работа. Ученик ищет проблему в окружающем мире, ставит гипотезу о том, как она решается, и пытается эту гипотезу воплотить в жизнь. В начальных классах ученик может вырастить бабочку из гусеницы и зафиксировать процесс. В старших классах ученик может снова рассмотреть сравнить этот процесс с развитием других животных и сделать научные выводы.

Исследовательской деятельностью занимаются уже в начальной школе. Но не всегда предлагают ученикам писать исследовательскую работу. Как правило, в начальном звене ребят только знакомят с этой формы работы, дальше — больше.

Что может требовать учитель в ходе выполнения исследовательской работы?

Соблюдать этапы исследования. Ученикам иногда неинтересно думать о постановке целей и планировании работы. Они загорелись идеей и побежали ее реализовывать. Учителю важно, чтобы ребенок не просто выполнил проект, но и научился делать это правилам, прикоснулся к научному мышлению. Поэтому учитель требует думать о цели исследования, задает проблемные вопросы. Также он следит, чтобы ученик полностью спланировал работу: подумал о сроках, ресурсах, том, как он представит результаты на презентации.

Соблюдать правила оформления. Это требование одно из самых болезненных — особенно в начальной школе. Детям не так сложно придумать и выполнить проект, но тяжело его записать на бумаге, составить список литературы, написать введение и заключение. Ребенку бывает сложно понять, зачем это нужно. Главный аргумент — таковы правила научного мира, они действуют и для рефератов и для докторских диссертаций.

Укладываться в сроки. Учитель следит за ритмом исследования. Если ученик сделал проект за три дня, учитель проверит, все ли условия соблюдены. Если другой ученик долго раскачивается, учитель может напомнить ему о сроках сдачи, помочь с переходом от этапа к этапу. Детей иногда обижает, что их подгоняют, но учителю важно, чтобы каждый ребенок подошел к защите проектов с результатом.

Быть готовым на презентации. В начальных классах ученики готовы выполнять все требования к оформлению презентаций — они тщательно подбирают картинки, придумывают анимацию. В среднем звене ребятам это не всегда интересно: кто-то вкладывает в оформление всю душу, другой оставляет черные буквы на белом фоне. Учитель часто пытается загнать ребят в рамки, но в отличие от оформления работ на этапе презентаций это не нужно. Также не обязательно заставлять ребят учить текст защиты наизусть. Лучше, чтобы ребенок понимал суть работы и мог рассказать ее своими словами.

Как родитель может помочь?

Быть в курсе. Родитель должен быть в курсе исследовательской работы ребенка — особенно, если ребенок учится в начальной школе. Если родитель знает тему, этапы исследования, понимает требования учителя, то сможет помочь ребенка. Лучше не игнорировать проблемы ребенка — в следующий раз он не обратится с трудностями к родителю.

Контролировать, но не вмешиваться. Быть в курсе не значит вмешиваться в процесс. Ребенок имеет право на самостоятельность — именно для этого и нужна исследовательская работа. Можно проверять, как ребенок справляется со сроками, следует ли он инструкциям учителя, особенно это нужно в начальной школе. В среднем звене и дальше родитель становится еще одним источником информации — наравне с книгами и интернет-сайтами.

Защищать права ребенка. Требования учителя могут быть разными. Если учитель настойчиво предлагает ребенку неинтересную тему и не аргументирует это, можно вмешаться. Также можно вмешаться, если учитель ставит нереальные сроки: вряд ли можно сделать исследование за неделю, ведь есть и другие уроки с домашними заданиями.

Поддерживать на всех этапах морально и материально. Если ребенку понадобилось оборудование, поход в музей или встреча с интересным экспертом, родителю стоит помочь. Не обязательно покупать телескоп, но можно поискать людей, у которых он есть.

Быть внимательным читателем и слушателем. Ребенок почти всегда хочет показать работу родителю. Если, конечно, родитель каждый раз не игнорирует его просьбу. Даже если сначала кажется, что это скучно, уделите время. Думайте о том, что исследователем становится именно ваш ребенок. Помощь может понадобиться и при оформлении работы: помогайте готовить макеты, внесите стилистические и грамматические правки, если сможете.

Подготовить к защите проектов и болеть. Помогите ребенку снять стресс перед выступлением. Если ему нужно тысячу раз репетировать — помогите. Если ребенку проще не думать о работе за день до защиты — не заставляйте. Если просит прийти и поболеть за него на защите — постарайтесь прийти сами, а не отправлять кого-то из неважных для ребенка родственников. Если просит не приходить — примите его выбор и не надоедайте звонками и смс.

Источник

Исследовательская проектная деятельность: что это такое и как ее организовать

Для чего нужна исследовательская деятельность. Смотреть фото Для чего нужна исследовательская деятельность. Смотреть картинку Для чего нужна исследовательская деятельность. Картинка про Для чего нужна исследовательская деятельность. Фото Для чего нужна исследовательская деятельность Галина Танасюк
Исследовательская проектная деятельность: что это такое и как ее организовать

Китайская пословица гласит:

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”.

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе детских садов. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Исследовательская проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Это способ взаимодействия с окружающей средой; поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели ; способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

Проектно-исследовательская деятельностьдетей включает следующие элементы:

выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

поиск и предложение возможных вариантов решения;

обобщение полученных данных;

подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т. п.)

Существует ряд оптимальных условий для исследовательской проектной работы детей:

Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

Критерии эффективности детской исследовательской проектной деятельности :

1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.

2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.

3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).

4. Презентация и оценка деятельности ребенка. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать итоговую презентацию исследовательской деятельности, и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.

Все исследовательские проекты классифицируются : по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности

Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое. Детские исследовательские проекты – эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения дошкольников.

Источник

Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС

«Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одарённость,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

С 2011 года образование перешло на новые ФГОСы. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике.

Методологической основой ФГОС нового поколения является компетентностно-деятельностный подход. Цели образования выступают в виде характеристик сформированности универсальных учебных действий (УУД). Стандарты ориентированы не на отдельные элементы инноваций, а на создание целой системы образования, основанной на использовании инновационных технологий и их эффектов.

Одной из таких технологий является исследовательская технология, потому что она:

— формирует самостоятельность мышления;

— заставляет мыслить творчески;

— нарабатывает нарабатывая опыт мыслительной деятельности, определённые алгоритмы действий и мыслительных операций (то есть УУД);

— добывает самостоятельно логическим путём новые знания.

Среди основных направлений повышения профессионального уровня учителя с целью реализации нового ФГОС следует выделить навыки организации исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность является одним из основных условий формирования исследовательских способностей обучающихся, которые определяют его готовность решать жизненные и профессиональные задачи.

Исследования в образовательном процессе являются инструментом в руках учителя, они способствуют развитию творческих способностей, приобретение школьником новых знаний, умений, активизации познавательной активности. Всё это характеризует учебное исследование как педагогическую технологию, один из способов организации образовательного процесса, который даёт высокий педагогический результат.

Наша задача – научить детей самостоятельно исследовать окружающую действительность, уметь её адаптировать для себя, творчески использовать с пользой для себя полученные знания. Для этого мы и обучаем детей исследовательской деятельности. Для этого мы используем учебные исследования.

«Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим».

Почему важна исследовательская деятельность школьников?

Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь.

Из 100% того, что мы знаем сегодня, лишь 10-15% будут актуальны через 20 лет.

Под общими исследовательскими умениями и навыками мы будем понимать следующее:

В ходе исследовательской деятельности учащиеся учатся:

Индивидуальная работа на уроке – одна из форм постановки и решения проблемной задачи (типовой, субъективно новой для ученика).

Условие содержит всю необходимую для решения задачи информацию об исходных данных и о том, что требуется получить в результате

— Условие задачи вызывает необходимость такокго результата, при котором возникает познавательная потребность в новой информации или способе действий.

Существует чёткий алгоритм решения задачи.

Типового решения не существует или оно неизвестно ученику.

Наличие у ученика знаний, позволяющих классифицировать задачу (отнести её к тому или иному конкретному виду типовых задач) и реализовать алгоритм её решения.

Наличие у ученика возможностей (ресурсов) для выполнения задания, анализа действий, для открытия неизвестного («надо открыть неизвестное, и я это могу»).

Ученик выполняет роль машины (решает задачу по «заложенной в него» программе.

Ученик проявляется как личность, его действия зависят в первую очередь, от его мотивов, способности.

Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающихся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила:

1. Не занимайтесь наставлениями; помогите детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

2. Не делайте скоропалительных выводов, на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определёнными базовыми навыками и знаниями.

3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.

6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

9. Подходите ко всему тварчески.

Б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребёнка к учебной деятельности;

3 направление – массовая работа – встреча с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение предметных недель, олимпиад.

Исследовательская деятельность начинается с разработки программы исследования, которая включает следующие этапы:

* постановка проблемы, выдвижение гипотез, анализ гипотез.

* постановка целей и задач исследования.

* разработка методики исследования.

* подготовка материальной базы исследования.

* обработка, анализ, обсуждение, оформление результатов.

* анализ успехов и неудач, выявление и исправление ошибок.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Схема. Актуализация проблемы.

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

Гипотеза – это предложение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотеза начинается словами:

Методы исследования (схема).

1. Теоретические: поиск и изучение литературы, изучение материала в СМИ, анализ и синтез, абстрагирование.

2. Эмпирические : опыт, наблюдение, эксперимент, сравнение и анализ.

3. математические: моделирование, построение диаграммы, построение графиков, анкетирование.

Метод – это способ достижения цели исследования.

Подготовка к защите исследовательской задачи:

1) выделять из текста основные понятия и давать им определения;

2) классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события;

3) выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;

4) выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи;

5) предложить примеры, сравнение и сопоставление;

6) сделать выводы и умозаключение;

7) указать возможные пути дальнейшего изучения;

8) подготовит текст сообщения;

9) подготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты;

10) приготовится к ответам на вопросы.

Виды учебно-исследовательской деятельности на уроке.

Урок – исследование. Урок – лаборатория. Урок – творческая мастерская. Урок – проектирование. Урок – творческой мысли. Урок – экспертиза. Урок – ТРИЗ. Урок – «открытых мыслей».

Исследовательский метод в обучении (по М.В. Степановой) самостоятельное (без пошагового руководства учителем) решение учащимися новой для них проблемы с применением элементов научного исследования: наблюдение, самостоятельного исследования фактов.

Требования к организации самостоятельной работы:

1) обеспечение правильного сочетания объёмов совместной и самостоятельной работы.

2) методически правильная организация работы обучающегося в классе и вне его.

3) обеспечить обучающихся необходимым методическим материалом с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

4) контролировать за ходом совместной работы и мер, поощряющих обучающихся за её качеством выполнения.

Этапы урока – исследования:

1) выход на проблему;

2) выдвижение рабочей гипотезы;

3) исследование темы урока через призму рабочей гипотезы, используя исследовательские методы: наблюдение, опыт, обобщение, эксперимент, анализ, сравнение, анкетирование, моделирование.

4) выдвижение итоговой версии исследования (возврат к гипотезе)

5) подведение итогов исследования.

Условия формирования исследовательских умений:

Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности).

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.

Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Формы представления результатов (схема): стендовый доклад, лабораторная работа, решение проблемных задач, буклет, презентации учащихся, отчёт об экскурсии, реферат, словарь терминов, исследовательские работы учащихся, проекты, дневник наблюдений, доклад.

Что есть результат?

Важен процесс! Именно он вооружает нового исследователя теми компетенциями, которые так востребованы в современном мире:

— информационный (умение исследовать, анализировать, применять информацию для решения проблемы).

— коммуникативный (умение эффективно сотрудничать с другими людьми).

— самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относится к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы).

— саморазвитие (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивать успешность).

Источник

Исследовательская деятельность в образовательном процессе.

Исследование – один из основных видов деятельности наравне с проектированием, конструированием, управлением.

Исследовательский метод – метод привлечения обучающихся к самостоятельным непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений, делают выводы, познают закономерности.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность в образовательном процессе.»

Элементы исследовательской деятельности в образовательном процессе.

Тезисы: Элементы исследовательской деятельности в образовательном процессе.

Обучая других, обучаешься сам…

Для чего нужна исследовательская деятельность? Что она дает педагогу, обучающимся?

Исследование – один из основных видов деятельности наравне с проектированием, конструированием, управлением.

Исследовательский метод – метод привлечения обучающихся к самостоятельным непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений, делают выводы, познают закономерности.

Исследовательский метод обеспечивает:

глубинное понимание, а не просто знание материала;

овладение методами научного познания;

наличие творческой деятельности;

мотивацию, активизацию всех участников процесса.

Педагогу на заметку!

Известно, что умственная деятельность ученого, сделавшего открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое идентичны по своей внутренней механике.

В случае с ученым главное – само новое знание

Для обучающегося главное – исследовательский опыт. Опыт творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребенка.

В современной педагогике выделяется три уровня реализации исследовательского обучения:

педагог ставит проблему, намечает стратегию и тактику ее решения, учащийся ищет решение самостоятельно;

педагог ставит проблему – метод ее решения ищет учащийся самостоятельно (коллективный поиск);

высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее решения определяет учащийся самостоятельно (педагог – координатор).

Плюсы” исследовательской деятельности:

Размышление над общественными проблемами, социально значимая деятельность;

Развитие интеллектуальных умений (аналитические навыки, наблюдательность, конструктивность, критичность мышления)

Формирование значимых качеств личности (познавательный интерес, самостоятельность, коммуникабельность).

Совместное творчество и сотрудничество педагога и детей.

Виды учебного исследования:

предполагает массовое участие детей (разного уровня способностей);

— разработка анкет, интервью, проведение опросов, анализ полученных данных.

— наличие проблемы, этапов, защиты результатов исследования.

Исследовательская деятельность младших школьников

Младшие школьники уже по природе своей исследователи (любознательность, желание экспериментировать, искать истину)

Особенности работы с младшими школьниками:

преимущество кратковременным исследованиям (эмпирического характера);

использование мини- проектов, игровых методик;

практическая направленность исследовательской деятельности;

Активные методы обучения

1. Проблемная лекция

Проблемная лекция – через уменияк “открытию” знаний

Основной прием “включения” мышления обучающихся на проблемной лекции – создание проблемной ситуации, в форме задачи, имеющей противоречия.

Две особенности проблемной лекции:

постановка проблемных задач;

наличие диалога, общения.

2. Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся.

— ситуация-проблема (в большей степени стимулирует самостоятельность);

— ситуация-упражнение (развивает навыки и умения).

! Метод анализа конкретных ситуаций стимулирует обращение к источникам информации, развивает аналитические способности обучающихся.

3. Дискуссия (от лат. “исследование”)

Цели: как чисто познавательные, так и коммуникативные.

Три стадии дискуссии:

— ориентация (постановка проблемы, выступление всех участников);

оценка (обмен мнениями);

консолидация (выработка общих решений или мнений, поиск компромисса, оценка дискуссии)

В процессе дискуссии педагог выполняет функции координатора и участника (не руководителя).

Навыки рефлексии могут быть представлены в Методике “Пять шляп” (ролевой игре).

Упрощенный ( адаптированный) вариант для детей младшего возраста и подростков.

оппонент – рецензент (понимание позиции докладчика, “плюсы” и “минусы”, ошибки);

логик (поиск противоречий и логических ошибок в рассуждениях и защите доклада, анализ хода доказательств);

психолог (отвечает за продуктивное общение, добивается взаимодействия, доброжелательной атмосферы);

эксперт (оценивает продуктивность дискуссии, вклад участников, общее решение)

4. Конференция. Данная методика является частью Дальтон–технологии – очень популярной в зарубежной системе образования.

Отличительная черта – обсуждение теоретического вопроса. Особое значение – человеческим проблемам и ценностям.

Игра в мини-конференцию может стать подготовкой к защите исследовательской работы, как подготовительный этап (выступление в форме доклада, высказывание собственного мнения, культура ведения дискуссии).

5. Метод “мозгового штурма”

Один из эффективных методов активного обучения, образец коллективной “мыследеятельности”

принятие любых решений.

1 этап – сформулировать проблему, сформировать рабочие группы, набросать как можно больше идей

2 этап – проверка и выбор оптимального решения, работа в группах, выступление экспертов (обоснование и защита идей)

3 этап – подведение итогов, общая оценка деятельности участников.

Различия между исследовательской и учебно-исследовательской деятельностью.

Методология исследования как основа.

Модель исследования, использование упрощенных методик обработки и сбора данных.

Стандартная, более жесткая форма,

Цель: приобретение исследовательского опыта как более современного способа получения новых знаний (процесс “открытия” новых знаний, самостоятельность).

Одна из целей: производство новых знаний в общекультурном значении.

Важен и процесс, и результат.

Данные работы являются “упражнениями” по формированию исследовательских знаний и умений.

Работы подразумевают самостоятельность учащихся при выборе методик, при обработке собранного материала.

Педагог – наставник. Работа под контролем педагога.

Педагог- консультант (помощь на разных этапах). Деятельность на основе сотрудничества (смена позиции педагога)

Подразумевает ознакомление с различными методиками работ, способами сбора, обработки и анализа материала.

Направлена на развитие умений обобщать данные и формулировать результаты.

Подразумевает наличие некоторого опыта, деятельности, самостоятельности, самооценки своих возможностей в выполнении работы.

Уровень обобщения итогов не претендует на выявление научных закономерностей, отличается простотой оформления.

Результаты исследовательской деятельности часто известны педагогу заранее

Результаты могут быть неизвестны руководителю (непредсказуемы).

Оценка результатов включает:

— соответствие проблемам образования;

Прикладной характер исследования (практическая значимость). Направленность на цели и задачи совершенствования учебно- воспитательного процесса.

Обобщение и оформление отличается простотой.

Этапы исследовательской деятельности обучающихся

Роль педагога, форма работы

Анализ литературы и практики

Цели и задачи исследовательской деятельности определяет педагог

Проблемная подача материала

Методы активного обучения

Коллективные формы деятельности(“мозговой штурм”, дискуссия)

Самостоятельная работа обучающихся

Выбор методов исследования

Сбор и анализ информации

Совместная работа педагога и учащихся

Организация условий исследования

Анализ конкретной ситуации (диалог, общение, творчество)

Внедрение в практику

Дискуссия (“круглый стол”)

Консультация педагога при подготовке защиты исследовательской работы

Методы научного исследования

Метод (от греч. — путь исследования или познания)

В педагогике дополнительного образования детей используется комплекс научно-исследовательских методов и методик. Можно выделить следующие подгруппы:

Общенаучные методы: анализ и синтез, обобщение, индукция, дедукция, сравнение, противопоставление, проектирование, моделирование, контент-анализ литературных источников.

Анализ – условное или реальное разделение объекта на составные части с целью его более глубокого познания.

Синтез – условное объединение составных частей предмета или объекта.

Сравнение – установление сходства и различия явление действительности.

Индукция – вид умозаключения от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям.

Дедукция – вид умозаключений от общего к частному, от обобщений к конкретным частным утверждениям.

Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях.

Контент-анализ (англ.) – метод выявления и оценки специфических характеристик носителей информации, текстов, когда в результате анализа текстов выявляется тенденция развития темы.

Исторические методы: сравнительно-исторический метод (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и др.

Социологические методы: анкетирование и интервью; социометрия; мониторинг.

Интервью – наиболее гибкий метод сбора информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанный на непосредственном, личном контакте.

Анкетирование – метод сбора исследованных данных, основанный на изучении анкет.

Психологические методы: тестирование; тренинг.

Тесты (в переводе с английского тест – “проба”, “испытание”) – это специализированные методы психологического диагностического исследования, применение которых позволяет получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

Методы математической статистики: ранжирование; шкалирование; индексирование.

Собственно педагогические методы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения; психолого-педагогическое просвещение и консультирование, педагогический консилиум; методы организационно-педагогической деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, анализ, текущий, промежуточный и итоговый контроль, инструктирование и др.).

Эмпирические методы: наблюдения; эксперимент; научная экспедиция.

Наблюдение – изучение явления в различных условиях без активного вмешательства извне.

Эксперимент есть активное вмешательство в естественный процесс.

Педагогическое наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явления, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Эксперимент – метод проверки выдвинутой идеи, гипотезы, разработанных новшеств.

Источниками исследования, таким образом, выступают: документы, книги, журналы, газеты; люди (дети, социальные, научные работники, преподаватели, члены семьи и другие); технико-информационные системы (радио, телевидение, компьютерные сети); традиции учреждений; жизненный опыт исследователя и др.

Проектно – исследовательская деятельность

Метод проектов и обучение в сотрудничестве (cooperative learning) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько:

необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

• значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами (собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения).

Исследовательские проекты часто основаны на интеграции знаний из разных областей и ориентированы на практическую деятельность.

Типы проектов исследовательской направленности

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает:

— аргументацию актуальности взятой для исследования темы;

— формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта;

— обозначение задач исследования в последовательности принятой логики;

— определение методов исследования; источников информации, выбор методологии исследования;

— выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в числе экспериментальных, опытных;

— обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования;

— обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:

— цель проекта, его актуальность;

— источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение “мозговой атаки” и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);

— результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.);

— презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и т.п.).

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью, описанной выше:

• предмет информационного поиска;

• поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;

•аналитическая работа над собранными фактами;

• корректировка первоначального направления (если требуется);

• дальнейший поиск информации по уточненным направлениям;

• анализ новых фактов; обобщение;

•заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

Роль педагога в организации исследовательской деятельности учащихся.

Педагогов по их отношению к исследовательской деятельности условно можно разделить на несколько групп:

инициативные участники экспериментальной работы с устойчивой внутренней мотивацией, высоким уровнем креативности;

добросовестные исполнители, побуждаемые внешним воздействием, которое может перерасти и во внутреннюю потребность;

исполнители конкретных творческих заданий, время от времени проявляющие интерес к микроисследованиям и эпизодически занимающиеся данной работой;

педагоги, не знакомые с данным видом деятельности.

Педагогу, желающему заниматься исследовательской практикой, необходимо знать следующее:

исследовательская работа традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей и аналитических навыков;

учебные исследования зарекомендовали себя в работе не только с одаренными, но и хорошо смотивированными детьми;

форма организации исследования предполагает не только индивидуальное, но и групповое (массовое) участие детей;

исследовательская деятельность применима в обучении не только старшеклассников и подростков, но и младших школьников, обладающих любознательностью, жаждой новых впечатлений и желанием экспериментировать.

Общие правила для педагогов

Приобщение детей к исследовательской деятельности требует от педагога неординарных усилий. Известный специалист в области исследовательского обучения Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила:

Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

На основе наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

Научите детей прослеживать межпредметные связи.

Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

Подходите ко всему творчески.

Обязанности руководителя ученической исследовательской работы:

совместный выбор темы;

составление рабочей программы исследования;

текущее руководство, методическая, консультационная, организационно-техническая помощь;

оказание помощи юным исследователям перед участием в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах, в публикации результатов исследования

Чтобы процесс обучения стал более эффективным, ему необходимо придать творческий, исследовательский характер.

Исследовательской деятельностью могут заниматься не только одаренные, но и хорошо мотивированные дети.

Исследовательская деятельность может быть не только индивидуальной, но и коллективной.

Исследовательская деятельность предполагает особую психологическую атмосферу на занятиях, в создании которой важная роль принадлежит педагогу.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности поискового, творческого характера.

Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения. / Управление школой.- 2006.- 1-15 янв.

Организация научно- исследовательской деятельности учащихся. Сборник статей и материалов. /Сост. Е.И. Дмитриева.- Набережные Челны, 2002.

Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе.- / Начальная школа, 2000.- №12.

Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Учебное пособие.- М.: Пед. об-во России, 1999.

Материалы подготовлены Н.А. Ялфимовой –

методистом отдела научно-методической работы РЦДОД

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *