Для чего нужна историческая справка
Для чего нужна историческая справка
7.6. Историческая справка
Историческая справка состоит из разделов: история фондообразователя, история фонда, характеристика документов фонда.
даты создания, преобразования и ликвидации организации со ссылкой на законодательные акты или распорядительные документы; название организации-преемника;
задачи и функции организации и их изменения;
масштаб деятельности организации, состав системы подведомственных организаций;
место организации в системе государственного аппарата, экономической, общественно-политической, культурной и другой жизни;
изменения в названии и подчиненности организации;
структура организации и ее изменения.
Для объединенного архивного фонда может составляться общая история фондообразователей.
дата первого поступления документов фонда в архив, их объем и крайние даты;
изменения в составе и объеме фонда и их причины (проведение экспертизы ценности, утраты, незадокументированные периоды);
степень сохранности документов;
особенности формирования, описания и систематизации документов, сведения о наличии документов, выходящих за хронологические границы фонда;
сведения о наличии документов фондообразователя (в том числе по личному составу), находящихся в составе других фондов или архивохранилищ, и местах их хранения;
сведения о наличии документов других организаций или лиц (фондовые включения);
состав научно-справочного аппарата к фонду.
7.6.4. Раздел по истории фонда содержит также такие элементы описания, как аннотация, библиография, информация об условиях доступа и использования документов.
Аннотация включает в себя краткую обобщенную характеристику состава документов по структуре фонда и по видам документов, содержания документов по темам, вопросам, отражающим направления деятельности фондообразователя, с указанием хронологии тем и обозначением их географических (административно-территориальных) границ.
Библиография включает список опубликованных и неопубликованных справочников по фонду и документальных публикаций, выполненных на его основе.
7.6.5. Третий раздел включает обобщенную характеристику фонда по составу и содержанию документов в целом и отдельных групп документов; сведения о наличии документов, выходящих за хронологические рамки фонда, о научно-справочном аппарате к фонду, о видах носителей информации.
7.6.6. Второй и третий разделы исторической справки архивной коллекции строятся по аналогии с соответствующими разделами исторической справки архивного фонда организации.
7.6.7. Справка подписывается исполнителем и заведующим архивом (лицом, ответственным за архив).
Историческая справка печатается в четырех экземплярах: три экземпляра передаются в государственный архив при первой передаче документов фонда; один хранится в деле фонда в архиве организации.
7.6.8. Историческая справка дополняется при пополнении фонда или в случае реорганизации, изменения структуры и функций организации. Историческая справка (часть ее) представляется в государственный архив вместе с каждой законченной описью.
Выдаем историческую справку организации
«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2017, N 5
Историческая справка в полном своем воплощении составляется в архиве организации и ежегодно дополняется. Если общего архива нет и осуществляется только хранение документов по личному составу, то и историческую справку придется составлять кадровикам. Конечно, это будет ее упрощенный вариант.
Примечание. См. статью «Полное оформление дел на хранение: инструкция для кадровика» на с. 15 журнала N 1, 2017.
Когда и для чего нужна историческая справка
Историческая справка нужна отделу кадров, если за время существования компании в ней происходили организационные изменения или (и) переименования. Тогда при составлении архивных справок и выписок по запросам бывших работников может оказаться, например, что сотрудник был принят в ООО «Мелодия», а уволился из ООО «Симфония». Или пришел работать в ООО «Энергия», которое затем было присоединено в результате поглощения к ОАО «Атом», а еще через некоторое время ОАО «Атом» превратилось в ПАО «Атом». Вариантов может быть множество. Все подобные «неожиданности» в служебной биографии работников должны быть объяснены. Для этого и существует историческая справка.
При ликвидации организации документы по личному составу передаются на государственное хранение тоже в сопровождении исторической справки. Услугу по ее составлению может оказать и архив, но информационным источником все равно будут представители ликвидируемой компании.
Таким образом, историческая справка требуется:
Историческая и архивная справки: как не перепутать
Примечание. См. статью «Выдача отделом кадров архивных справок, копий, выписок» на с. 36 журнала N 4, 2016.
Составляем историческую справку
Для грамотного составления исторической справки нужно обратиться к двум источникам:
Приоритет за Правилами-2015: во-первых, утверждены Приказом министерства, и потому имеют приоритетное значение, во-вторых, они на 13 лет моложе Основных правил. Зато последние более конкретны, благодаря чему очень эффективны в своей роли методического документа.
Историческая справка как вспомогательный архивный справочник упоминается в п. 5.4 Правил-2015, а в п. 5.6 подробно рассказывается о том, что в ней должно быть. Для удобства представим содержание исторической справки в виде схемы (ниже).
Схема. Историческая справка
Представим в таблице информационные блоки, которые может содержать историческая справка, создаваемая для нужд отдела кадров.
Таблица. Содержание исторической справки
Даты образования, переименования, реорганизации, ликвидации
На основе соответствующих распорядительных документов
Структура и функции, их изменения
На основе организационной структуры
С оговоркой, что речь идет только о документах по личному составу
Крайние даты документов
Степень сохранности документов
Особенности формирования единиц хранения и их систематизации
Место хранения документов по личному составу
С указанием фактического адреса нахождения хранилища
Оформление исторической справки
С точки зрения делопроизводства историческая справка представляет собой обыкновенный информационно-справочный документ, который оформляется на бланке организации и содержит реквизиты:
Отдельного внимания заслуживает реквизит «Текст документа». Не будем забывать, что у нас справка, то есть документ, содержащий исключительно факты. Никакой оценочной информации в исторической справке быть не должно. Не нужно также превращать ее в презентационную статью и помещать в текст обороты, уместные больше на школьной экскурсии по предприятию. Например, такие конструкции, как «в далеком 1973 году», «в этот трудный для страны период наш завод. » и т.п.
Пример 1. Историческая справка организации, составленная в отдел кадров.
В соответствии с п. 5.6 Правил-2015 историческая справка для фонда составляется в двух экземплярах, один хранится в деле фонда, второй передается в государственный (муниципальный) архив. В этом положении речь идет об организациях, являющихся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов, и обычных организаций касается только тогда, когда их документы при ликвидации передаются на госхранение. Наша «облегченная справка» может существовать и в единственном экземпляре.
После того как справку подпишет генеральный директор, с нее снимается скан-копия, а оригинал справки помещается в дело. Вряд ли он будет требоваться часто, разве только в случае судебных разбирательств для представления на заседаниях. К архивным справкам и прочим документам может прикладываться заверенная копия данной справки. Нигде не написано, что копия должна быть заверена, однако рекомендуется все же произвести эту несложную процедуру, чтобы ни у кого не возникло даже малейшего сомнения в подлинности копии.
Заверение копии происходит стандартно, по хорошо знакомому каждому кадровику алгоритму: на копии документа проставляется штамп «Копия» или «Копия верна», затем указываются должность, фамилия и инициалы уполномоченного заверять копии работника, его личная подпись и дата заверения копии.
Обратите внимание на Пример 2: на бланке организации сообщается, что работник был принят в организацию с тем же наименованием, но другой организационно-правовой формой. По месту предъявления этой справки наверняка возникнут вопросы. Что это: опечатка, попытка ввести в заблуждение, правда? Копия исторической справки снимет эти вопросы.
Пример 2. Архивная справка со ссылкой на копию приложенной исторической справки организации.
Ежегодные дополнения к исторической справке
В архивах организаций историческая справка составляется один раз, а в последующие годы к ней готовятся дополнения. К «камерной» справке отдела кадров это относится только в том случае, если в прошедшем году компанию постигли крупные организационные изменения: реорганизация, переименование, изменение оргструктуры, открытие новых видов деятельности.
Предположим, к нашей гипотетической организации из Примеров 1 и 2 АО «Природные ресурсы» в 2017 году в результате поглощения присоединилось ООО «Газовик». Тогда в январе 2018 года начальник отдела кадров подготовит дополнение к справке, которое будет выглядеть так, как показано в Примере 3.
Пример 3. Дополнение к исторической справке, составленной в отеле кадров
Если при подготовке архивной справки придется сослаться не на историческую справку, а на приложение к ней, то реквизит «Отметка о приложении» будет выглядеть так:
Приложение: копия исторической справки с дополнением на 2 л. в 1 экз.
Прикладываться при этом будет и историческая справка, и дополнение; оба документа в виде заверенных копий.
Как сделать историческую справку?
Период составления
Хронология должна соответствовать крайним датам тех описей, что передаются архиву на хранение. При ликвидации же предприятия – за весь период его деятельности.
Имеется ли некий стандарт для таких документов? Да, это ГОСТ Р 51141-98.
Для чего нужна историческая справка? Она делает более легкой, удобной работу с архивируемыми документами предприятия.
Когда составляется? При первой передаче документации архиву, при последующих — корректируется.
Каков состав документа?
Историческая справка обязательно должна содержать разделы: об истории организации (включая создание, реорганизации, назначение, структуру со ссылками на соответствующие распорядительные документы; упоминаются и предшественники предприятия, и смена его подчиненности. Анализируется масштаб деятельности фондообразователя, место в структурах экономики, культуры, обществе и указывается подведомственные организации и их состав), истории документации (структура фонда, краткое содержание — как по направлениям деятельности фондообразователя, так и по видам документации), характеристики фонда (объем документации, изменения в ней, движение документов, их сохранность, особенности формирования, систематизации). Завершается составление справки оценкой состояния фонда и его пригодности к практической работе. Документ визируется его составителем и руководителем архива.
Какие имеются трудности при написании архивной справки?
Они заключены, как правило, в нехватке документации за определенные периоды (при утере, передаче в сторонние организации, недостаточно поставленном учете, особенно в начале деятельности предприятия). Справка, составленная сразу по результатам обработки фонда, составляется намного быстрее и легче, чем по прошествии времени.
Что значит история фонда?
Это раздел исторической справки, содержащий следующую информацию о документации фонда:
«Характеристика документов». В нем приводятся сведения об общем объеме документационного фонда фирмы, фиксируются факты поведенной утилизации части деловых бумаг (если уничтожение документов осуществлялось в период существования компании). Дается информация о принятой в компании системе учета документационного фонда и используемом научно-справочном аппарате.
Минимальный набор данных третьего блока исторической справки должен содержать следующие сведения:
Историческая справка для архива изготавливается в четырех экземплярах. Один остается в организации, а три остальных предаются вместе с описями в госархив в ходе осуществления процедуры приема-передачи дел.
Видео
История фондообразователя
История фондообразователя содержит характеристику истории и условий возникновения предприятия, наименование предшественника и хронологию реорганизаций, в том числе: даты, задачи организации, круг подведомственных подразделений, место в отрасли и разных областях экономики и жизни, переименования и смену подчиненности, структуру. Объединенным фондам нередко требуется также общая история фондообразователей.
Зачем нужна историческая справка для архива
Архив любой организации должен быть снабжен соответствующим научно-справочным аппаратом. Одним из компонентов данного аппарата является историческая справка. В деле фонда архива должен находиться по меньшей мере один экземпляр исторической справки. Основные правила архивов организаций утверждены п. 7.6 решения коллегии Росархива от 6 февраля 2002 года.
Требования к исторической справке
Как составить историческую справку, каким стилем излагать информацию, знает квалифицированный специалист-практик, сотрудник архивного хранилища. Документ обязательно визируется исполнителем (составителем) и руководителем архива и может дополняться в случае пополнения фонда и реорганизации предприятия.
Экземпляры исторической справки
Три экземпляра справки отправляются в государственный архив, один остается в деле описываемого фонда (архив организации).
Для чего нужна историческая справка как её сделать?
Ответы на основные вопросы:
Историческая справка – документ, включающий сведения о самом фондообразователе (организации, архивирующей свою документацию) и истории его архивного фонда, краткие сведения о составе, содержании документации и еще научно-справочном аппарате.
Период составления
Хронология должна соответствовать крайним датам тех описей, что передаются архиву на хранение. При ликвидации же предприятия – за весь период его деятельности.
Имеется ли некий стандарт для таких документов? Да, это ГОСТ Р 51141-98.
Для чего нужна историческая справка? Она делает более легкой, удобной работу с архивируемыми документами предприятия.
Когда составляется? При первой передаче документации архиву, при последующих — корректируется.
Каков состав документа?
Историческая справка обязательно должна содержать разделы: об истории организации (включая создание, реорганизации, назначение, структуру со ссылками на соответствующие распорядительные документы; упоминаются и предшественники предприятия, и смена его подчиненности. Анализируется масштаб деятельности фондообразователя, место в структурах экономики, культуры, обществе и указывается подведомственные организации и их состав), истории документации (структура фонда, краткое содержание — как по направлениям деятельности фондообразователя, так и по видам документации), характеристики фонда (объем документации, изменения в ней, движение документов, их сохранность, особенности формирования, систематизации). Завершается составление справки оценкой состояния фонда и его пригодности к практической работе. Документ визируется его составителем и руководителем архива.
Какие имеются трудности при написании архивной справки?
Они заключены, как правило, в нехватке документации за определенные периоды (при утере, передаче в сторонние организации, недостаточно поставленном учете, особенно в начале деятельности предприятия). Справка, составленная сразу по результатам обработки фонда, составляется намного быстрее и легче, чем по прошествии времени.
Что значит история фонда?
Это раздел исторической справки, содержащий следующую информацию о документации фонда:
Для чего нужна историческая справка
пример исторической справки. структура исторической справки. понятие историческая справка
Понятие Историческая Справка.
Итак, разберемся что это такое. Отталкиваясь от названия- совершенно очевидно, что это некий упорядоченный массив информации о некотором объекте. Упорядоченный – как правило по этапам исторического развития объекта: с момента его образования и по настоящий день.
Объектом исторической справки может выступать не только конкретный физический объект(здание, земельный участок, город и т.п.) но и некоторое связное событие(эпоха, век и прочее).
Применительно к проектным и инженерным изысканиям, понятие Историческая Справка имеет узкое практическое значение. Это упорядоченный массив информации о конкретном объекте строительства или проектирования, с подробным описанием момента основания, исторических этапов развития и видоизменения, с анализом исторического картографического материала, описанием геофизических характеристик района расположения и выводами о исторической значимости объекта.
Историческую справку разрабатывает профессиональный специалист-историк, на основании изучения и анализа бибиографического фонда, государственного архивного и музейного фонда, материалов предыдущих исторических и археологических изысканий, исторических карт и материалов натурного обследования(при необходимости).
В составе исторической справки в обязательном порядке присутствуют сквозные ссылки на источники информации, причем специалист, разрабатывающий историческую справку, несет персональную ответственность за объективность и достоверность итоговых материалов.
Необходимость в разработке Исторической Справки бывает обусловлена законодательными нормативами к подаваемому в государственные органы пакету документов(например историческая справка для КГИОП), необходимостью оценки инвестиционной привлекательности земельного участка или здания, необходимостью проведения строительных работ связанных с объектами культурного наследия.
Бывают ситуации, когда разработку Исторической Справки на участок или здание у нас заказывают собственники данных объектов- просто с целью для себя узнать историческую составляющую недвижимости, разобраться “что здесь было раньше”, понять историческую ценность.
Часто, особенно в нашем исторически насыщенном регионе, материалы исторической справки раскрывают неизвестные собственнику удивительные страницы истории о принадлежащем ему здании или участке. Не случайно еще Ломоносов сказал “не знающий своего прошлого не имеет будущего”.
Структура исторической справки.
Историческая справка есть научный отчет, выполняемый специалистом историком и имеющим целью всесторонне осветить историю какого либо объекта, начиная с древнейших времен и по настоящее время.
Структура исторической справки, как правило имеет четко организованную структуру:
В отдельных случаях, структура исторической справки может меняться. Так например при разработки исторической справки КГИОП в её состав будут входить дополнительно опорный план и материалы фотофиксаций.
В случае разработки Краткой Исторической Справки – напротив: её структура будет сокращена, некоторые разделы будут приведены в менее подробном виде или полностью ликвидированы.
Не стоит путать при этом узкоспециализированные исторические справки: так например “историческая справка организации” разрабатывается по другим нормативам.
Пример исторической справки.
Историческая справка- это научный отчет в виде тома, имеющий обычно 50-80 печатных листов(включая альбом иллюстраций). Затруднительно привести на страницах сайта пример исторической справки, однако, при такой необходимости, мы всегда готовы продемонстрировать образцы разработанных нами ранее исторических справок в нашем офисе или на встрече с заказчиком.