Для чего нужна кинохлопушка
Хлопушка. Факты, о которых вы не знали
Что вы знаете о кинохлопушке?
Часто ее описывают так:
“Дощечка, которой хлопают перед камерой” или “Та штука, которой хлопают”.
Мало кто знает, для чего нужна эта штука, которая хлопает. В сегодняшней статье все функции этой незаменимой на киноплощадке штуке.
Да-да, незаменимой! В кино даже есть такая профессия “Человек – хлопушка”. И это очень сложное и ответственное дело. А придумал хлопушку работник студии Universal господин Леон.
Для чего же нужна в кино хлопушка?
?Первое и очень важное, для чего используют хлопушку – это для проверки корректной записи звука перед началом дубля и синхронизации звука.
Так же, хлопок нужен для синхронизации звука с видео на дальнейшем монтаже.
?Вторая важная причина использовать хлопушку – это отсчёт отснятых дублей и кадров.
А если сцен таких 200 и в каждой по 5-10 дублей?
Так вот, хлопушка не только хлопает, она ещё и отбивает эти дубли, которые помощник режиссёра отмечает – какой дубль чем отличился и в каком было лучше.
Человек с хлопушкой перед каждым дублем маркером обозначает номера дублей, сцен, кадров.
?Третья причина использовать хлопушку – это колоссальная экономия времени на монтаже.
И вот тут то хлопушка спасает. Вместо картинок первого кадра, монтажер видит хлопушку с номером дубля! Таким образом у него уже все отсортировано на монтаже.
Второй режиссер ведет свой список, в котором отмечает и описывает все нюансы каждого дубля.
И вот главный режиссер командует – “хочу дубль, в котором он улыбнулся не так широко”.
Монтажер моментально из всей тысячи его находит.
Хлопушка помогает ориентироваться в большом количестве отснятого материала и сэкономить время. В этом и мой секрет быстрого монтажа. Благодаря хлопушке мне удаётся смонтировать 12-часовой съёмочный день всего за 3 часа.
Профессия “хлопушка” только кажется простой. На самом деле надо уметь хлопать во-время, успевать писать и фиксировать дубли, не пропускать команды режиссёра.
Кинохлопушка! Для чего она нужна?
«Сцена первая, дубль третий!» — скорее всего вы слышали нечто подобное, когда молодая девушка появляется в кадре с чёрно-белой хлопушкой и затем куда-то пропадает. «И на кой чёрт она это делает?» — спросите Вы.
На самом деле в киноиндустрии практически каждый фильм снят с использованием данного инструмента. У многих любителей кино сформировано мнение, что кинохлопушка — это абсолютно ненужная вещь в съёмочном процессе, придающая лишь излишнюю пафосность. После прочтения этой статьи вы точно не будете в их числе.
Настало время приоткрыть завесу тайны и узнать, какова же роль кинохлопушки в кино. Для наглядности, я подготовил для Вас несколько интересных видео. Итак, поехали!
1) Монтаж. Экономия времени.
Представьте, что материал для вашего будущего фильма готов. Вы импортировали его в программу монтажа и приступаете к творческому процессу. Вы смотрите в сценарий (если есть, конечно), раскадровку (вряд ли вы таким занимаетесь) и: «Эээ…а где, чёрт побери, этот файл? А не удалил ли я его тогда? Ладно, значит без него…». Именно в такой ситуации Вы рискуете оказаться, если позволите пренебречь кинохлопушкой. Теперь посмотрим, как изменится процесс монтажа с её использованием. Стоит сразу отметить, что без наличия раскадровки хлопушка здесь мало чем поможет. Но мы ведь здесь не просто так собрались…поэтому продолжим.
Теперь вы знаете, что одно из достоинств хлопушки — это функция разметки отснятого материала на сцены, дубли и кадры. Очевидно, что при наличии множества сцен и дублей в ваших проектах роль хлопушки при монтаже просто незаменима!
2) Звук. Синхронизация с изображением.
Изначально это первое, ради чего стали использовать хлопушку. Как было отмечено выше, если ваш проект состоит из множества сцен, то процесс монтажа значительно ускоряется, если все кадры пронумерованы. Если в сценах преобладают диалоги актёров, то, как правило, их ждёт дальнейшая переозвучка в студии. Во время щелчка хлопушки вы слышите характерный звук. Именно этот звук и станет вашим незаменимым помощником на этапе озвучки фильма.
И снова небольшой пример:
Качественная озвучка ваших работ — ещё одна из причин использования хлопушки в своём арсенале!
3) Эффективная коммуникация с группой.
Если вам уже приходилось быть в эпицентре съёмочного процесса, то вы не понаслышке знаете, что управлять несколькими людьми не так-то просто. Особенно это заметно, если вы взяли на себя роль режиссёра. То, как вы ладите с актёрами и со съёмочной группой напрямую влияет на конечный результат ваших усилий. Поэтому с самого начала, прежде чем вы скажите «Мотор!», очень важно создать профессиональную, но в тоже время дружественную обстановку в группе.
Достичь этого можно многими способами, но хлопушка, пожалуй, один из мощнейших инструментов для этого. По своему опыту скажу, что наличие хлопушки на съёмочной площадке неизвестным мне образом заставляет всех участников относиться к рабочему процессу более серьёзно. И неудивительно. Сам факт присутствия этого инструмента придаёт вашему проекту атмосферу настоящего кино. Актёры-любители неосознанно перевоплощаются в профессиональных актёров, а съёмочная группа становится слаженной командой.
На днях, работая над короткометражкой, я заметил весьма любопытный факт. Во время щелчка хлопушкой, актёры сами приступали к игре и давать дополнительных команд при этом не приходилось. Учитывая, что мы работали с актёрами-любителями, они очень быстро привыкли к хлопушке и от этого процесс проходил быстро и слаженно.
Иными словами, использование кинохлопушки сильно дисциплинирует всех участников во время работы и в тоже время создаёт дружественную обстановку внутри команды.
Собираясь в очередной раз снять что-нибудь интересное, не забудьте прихватить с собой эту штуку, и ваша работа станет гораздо комфортней!
Ах да, если вы до сих пор не обзавелись этим полезным инструментом, то предлагаю посмотреть как я сделал кинохлопушку своими руками.
Конечно, её можно купить, но на мой взгляд, работать с самодельной хлопушкой как-то приятней 🙂
Чем занимается «хлопушка» в киноиндустрии
В киноиндустрии множество профессий, порой на площадке находятся свыше 100 профессионалов различных сфер. Но самый важный предмет на съемках — это кинохлопушка. Именно с нее начинаются съемки.
Почему же эта профессия так важна и какие функции она выполняет? Начнем с самого предмета — это белая доска с разметкой для записей, сверху расположены две деревянные стыковки с магнитом, которые позволяют открывать и закрывать детали, издавая при этом звонкий хлопок. Данный хлопок обозначает дубль или кадр. За одну сцену можно издать свыше 100 хлопков.
На белой доске располагаются очень важные записи: кадр, дубль, номер сцены, объективы камер, настройки съемки, флеш-накопитель, фильтр, дата съемки и многое другое.
Как вы могли понять, помощник режиссера ведет еще и подсчёт времени сцены, дабы сообщить режиссеру о перехроне или недохроне, что очень важно при съемках.
Так почему же все-таки ассистент? В чем заключается еще ассистирование режиссеру? Все просто! Помощь режиссеру происходит на протяжении всего проекта. Помимо всех записей, работник носит чай, кофе, обеды режиссёру-постановщику, ну и поддерживает хорошее настроение. Раньше это не входило в должность, но сейчас такое есть на каждом проекте. Зачастую помощник режиссера — девушка, что вдвойне приятно главному на площадке.
И это еще не все! Ассистент режиссера находится всегда на площадке у камеры и ставит метки актерам. Это своеобразные черточки на полу из разноцветных тейпов, что помогает актерам попадать и стоять четко в нужном месте в кадре.
Вот такая эта профессия «хлопушки» в киноиндустрии: она требует максимальной активности, внимательности и общительности!
25 советов по использованию хлопушки
Несмотря на скепсис отдельных людей насчёт актуальности использования хлопушки в наше время, она всё ещё является стандартом на площадке. Некий Art Adams делится своим опытом на этот счёт. Мне показалось это интересным и полезным и вот мой перевод.
В оригинальной статье очень много терминологии, которую непросто перевести на русский. Местами выкручивался как мог. Многие предложения я перефразировал или сократил, стараясь не терять смысл. Оригинал находится тут. Так же я вначале пытался вынести основную мысль совета в первое предложение, но это не везде выходило и я отказался от этой затеи.
1) Хлопушка в кадре должна быть крупной. У вас не прибавится друзей, если вы будете держать её на расстоянии 3 метров при съёмке на широкоугольную оптику. Золотое правило – это держать хлопушку на расстоянии в 30см на каждые 10мм фокусного расстояния.
2) Пишите крупно и разборчиво. Кто-то будет читать, то что вы написали через превью, возможно на ноутбуке. Имейте это ввиду.
3) Убедитесь, что хлопушка в кадре на начало съёмки. Превью в монтажном софте создаётся по первому кадру, так что если там была хлопушка, то монтажёр сразу получит всю необходимую информацию. Когда-то это было оригинальной находкой, сейчас же это стандарт. Если вы не сделаете это, то вам позвонят из монтажной. Поверьте это не то, чего вы хотите.
*(В английском языке хлопушка это clapper-board, где clapper – это именно та часть, что хлопает, а board сама доска. А в русском варианте такого разделения нет и я использовал слово “ударник”. Тут с терминами вообще беда. Пфф. Здесь и далее италиком – Прим. переводчика.)
5) Держите хлопушку одной рукой, а хлопайте второй. Это позволяет сохранять стабильность хлопушки во время удара. Набравшись опыта вы сможете хлопать одной рукой. (Ну просто буддизм!)
6) Хлопайте громко при съёмки с расстояния и тихо на крупных планах. Вам незачем оглушать актёра хлопая со всей силы у него перед лицом. На крупных планах микрофон обычно близко, так что вам просто нужно только слегка хлопнуть.
7) Найдите верную позицию для хлопушки на крупных планах. Иногда это не просто, часто советуют провести линию от объектива до глаз актёра и выставить хлопушку по этой линии.
8) Найдите верную позицию для хлопушки на длиннофокусной съёмке. Иногда полезно прислонить хлопушку к компендиуму и быстро отбежать на нужную дистанцию сохраняя позиционирование хлопушки. Поверьте – вы не хотите, что бы оператор поправлял ваше местоположение перед съёмкой, если режиссёр захочет немедленно начать съёмку, то они потеряют дубль и виноваты будете вы.
9) Помещайте хлопушку в кадр после команды режиссёра*. Обычно он кричит “Мотор!” и тогда вы должны выставить хлопушку в кадр, в тот промежуток, когда камера ещё не снимает.
*(В США это кричит ассистент режиссёра, но я здесь и далее заменил его на “режиссёр”, чтобы соответствовать суровой Российской действительности.)
10) Знайте, когда камера начала снимать. Первый ассистент оператора сообщит вам когда камера набрала нужную скорость*, так же некоторые камеры дают это понять определённым звуком. Если режиссёр говорит “Мотор! Камера! Начали!”, то он неопытен. Профессионалы говорят только “Мотор!” и ожидают, что всё остальное самом собой разумеется.
*(Речь идёт о плёнке. Хотя для цифровых камер тоже актуально.)
13) Хлопушка должна быть в кадре ещё секунду после удара, но не больше. Монтажёр может остановить изображение, что бы прочесть её, так что необходимости держать её долго нет. Хлопнули, посчитали до одного и отходите.
14) Пишите следующий дубль сразу же, ещё во время съёмки предыдущего. Вы быстро обучитесь мастерству бесшумного снятия колпачка с маркера. Если предыдущий дубль не удался и режиссёр захочет следующий немедленно, то последняя вещь которую он хотел бы ждать – это пока вы обновите дубль на хлопушке.
15) Обычно вы получаете всю информацию о сценах и дублях от супервайзера сценария, но вам следует знать, как всё это работает (по крайней мере в США )
Иногда вас могут попросить написать “Дубль 2, p/u”*, если актёр облажался в диалоге, но режиссёр решил не переснимать целиком весь дубль, а доснять только неудачную часть. Мне кажется это глупо, так как “p/u” трудно прочитать. А так же, что делать если актёр облажается и на досъмке? Назовём следующий дубль “p/u p/u”? Правильней всего использовать буквы, но это решать супервайзеру сценария.
*(p/u = pickup. То есть досъёмка.)
Так же нужно помнить, что супервайзер сценария – это член отдела монтажа. Что они говорят писать на хлопушке, то и нужно писать. Они дают вам информацию напрямую, минуя монтажёра. Не спорьте с ними. Если они ошибутся – это их ошибка, а не ваша.
Ранее в моей карьере был случай, когда я работал на телевидении, один сценарный супервайзер был заменён на другого и у него была своя собственная “система” маркировки дублей. Она отличалась от всего, что я и вся команда, когда либо видела и я помню как звукомонтажёр проговаривая дубль добавил: “и это самая еба****я система нумеровки сцен из всех что я видел”. На следующий день супервайзеру позвонили, во время разговора он побледнел, но сразу же начал использовать стандартную разметку.
Кинопроизводство и так очень сложное занятие – не надо его ещё больше усложнять. Держатся стандартов значит тратить меньше времени на процесс и больше на творчество.
На съёмках рекламы всё немного по другому. Когда вы снимаете несколько роликов за один день, то нумерация начинается с 101 для первого ролика, 201 для второго и тд. Буквы используются редко.
16) Если в этом дубле звук не пишется, то хлопушка в кадре должна быть закрытой. Если она открыта, то монтажёр решит, что к этой сцене есть звук и будет его искать.
17) Иногда хлопушка должна быть в конце дубля, а не в начале. Что бы указать на это, переверните хлопушку вверх ногами. После того как режиссёр крикнет “Снято!”, очень правильно выкрикнуть “Хлопушка в конце!”(Tail Slate!), что бы напомнить оператору, что камеру ещё рано выключать.
18) Убедитесь, что хлопушка хорошо освещена. Съёмки в темноте не извиняют затемнённую хлопушку. Попросите осветителей дать небольшой свет на неё или имейте с собой фонарик для освещения.
19) Если съёмка идёт в очень стеснённых условиях, есть пара вещей, которые могут вам помочь:
Если места хватает, просто держите доску* в кадре, когда камера начнёт снимать, выждите секунду, потом уведите её вниз кадра, что бы был виден ударник, крикните “Маркер!” и хлопните.
*(Тут и далее говоря “доску” я имею ввиду часть хлопушки, на которой находятся надписи)
Если места почти нет, и в кадр не вмещается номер сцены и дубля, то держите хлопушку так, что бы в кадре сначала была сцена. После запуска камеры, выждите секунду и сдвиньте доску горизонтально, так что бы в кадре был дубль, потом выждите ещё секунду и опустите её в низ, что бы был виден ударник. Крикните “Маркер!” и хлопните.
Используйте миниатюрные доски для особо тесных мест. Чаще всего они идут без ударника, так что если вам нужно хлопнуть, то вы можете снять ударник с обычной хлопушки и использовать его отдельно.
Используя миниатюрные доски вы можете соединить сцену и дубль в одном поле, например “17А/1″. Отметить как можно больше информации на доске – это хорошая идея, но на монтаже людей интересует только номер сцены и дубль. Поверьте они знают кто оператор и режиссёр.
20) Работать с несколькими плёночными камерами достаточно просто – достаточно записать пару секунд хлопушки на каждую отдельную камеру по очереди, а потом когда начнётся съёмка выкрикнуть “Камера А и B – единая отметка!” и хлопнуть. Это укажет монтажёру, что съёмка идёт на две камеры и отметка одна на всех. Это не работает для цифровых камер, так как там остановка создаёт отдельный файл.
Решение простое – хлопать каждой камере отдельно. Крикните “Маркер для камеры А!” или “Маркер для камеры Б!” и тд. Надеюсь у вас хватает для этого людей, если же нет, то ассистент оператора камеры “А” может сделать это сам.
При работе с несколькими камерами всегда держите хлопушку в кадре вначале съёмки. Не только из-за превью, но и что бы скрыть из кадра другие хлопушки и избежать проблем на монтаже со случайной синхронизацией по другой хлопушке.
Каждая камера должна иметь собственную хлопушку с большой буквой “A”, “B”, “C” или подобной. Буквы обычно разных цветов – красный для камеры “А”, синий для “B” и тд. Это помогает быстрей различать их.
22) Номер плёнки или карты очень часто игнорируется. Я не до конца понимаю почему, но ассистенты зачастую покупают хлопушки без места под номер плёнки\карты, а монтажёры не спрашивают эту информацию.
23) Убедитесь, что вы пишите имя режиссёра и оператора без ошибок. Если вы хотите всех впечатлить, купите трафарет и сделайте аккуратные надписи для каждой съёмки. Это выглядит очень профессионально и это производит долгоиграющее впечатление на команду. Аккуратность много значит. На высокобюджетных проектах обычно заказывают хлопушки с гравировкой имени режиссёра и оператора.
Ошибки всех новичков, которые стоит избегать:
24) Не уносите хлопушку далеко от камеры. Есть тенденция у новичков таскать хлопушку у себя на поясе перемещаясь по площадке. Это бессмысленно и раздражает, так как если вы не у камеры, когда начинается съёмка, кое-кто серьёзно будет на вас зол.
Всегда оставляйте хлопушку возле ассистента камеры, что бы он смог быстро её найти и нанести маркировки, если вас не окажется рядом. Хлопушка всегда должна быть в пределах досягаемости ассистента камеры.
25) Не надо хлопать на репетициях. Репетиции чаще всего не записываются, а хлопушка нужна как идентификатор для монтажа.
Фух. Я надеюсь это было кому-то полезно. Лично я узнал много нового.
cinematographua
Записки продюсера
1) Хлопушка в кадре должна быть крупной. У вас не прибавится друзей, если вы будете держать её на расстоянии 3 метров при съёмке на широкоугольную оптику. Золотое правило – это держать хлопушку на расстоянии в 30см на каждые 10мм фокусного расстояния.
2) Пишите крупно и разборчиво. Кто-то будет читать, то что вы написали через превью, возможно на ноутбуке. Имейте это ввиду.
3) Убедитесь, что хлопушка в кадре на начало съёмки. Превью в монтажном софте создаётся по первому кадру, так что если там была хлопушка, то монтажёр сразу получит всю необходимую информацию. Когда-то это было оригинальной находкой, сейчас же это стандарт. Если вы не сделаете это, то вам позвонят из монтажной. Поверьте это не то, чего вы хотите.
*(В английском языке хлопушка это clapper-board, где clapper – это именно та часть, что хлопает, а board сама доска. А в русском варианте такого разделения нет и я использовал слово “ударник”. Тут с терминами вообще беда. Пфф. Здесь и далее италиком – Прим. переводчика.)
5) Держите хлопушку одной рукой, а хлопайте второй. Это позволяет сохранять стабильность хлопушки во время удара. Набравшись опыта вы сможете хлопать одной рукой. (Ну просто буддизм!)
6) Хлопайте громко при съёмки с расстояния и тихо на крупных планах. Вам незачем оглушать актёра хлопая со всей силы у него перед лицом. На крупных планах микрофон обычно близко, так что вам просто нужно только слегка хлопнуть.
7) Найдите верную позицию для хлопушки на крупных планах. Иногда это не просто, часто советуют провести линию от объектива до глаз актёра и выставить хлопушку по этой линии.
8) Найдите верную позицию для хлопушки на длиннофокусной съёмке. Иногда полезно прислонить хлопушку к компендиуму и быстро отбежать на нужную дистанцию сохраняя позиционирование хлопушки. Поверьте – вы не хотите, что бы оператор поправлял ваше местоположение перед съёмкой, если режиссёр захочет немедленно начать съёмку, то они потеряют дубль и виноваты будете вы.
9) Помещайте хлопушку в кадр после команды режиссёра*. Обычно он кричит “Мотор!” и тогда вы должны выставить хлопушку в кадр, в тот промежуток, когда камера ещё не снимает.
*(В США это кричит ассистент режиссёра, но я здесь и далее заменил его на “режиссёр”, чтобы соответствовать суровой Российской действительности.)
10) Знайте, когда камера начала снимать. Первый ассистент оператора сообщит вам когда камера набрала нужную скорость*, так же некоторые камеры дают это понять определённым звуком. Если режиссёр говорит “Мотор! Камера! Начали!”, то он неопытен. Профессионалы говорят только “Мотор!” и ожидают, что всё остальное самом собой разумеется.
*(Речь идёт о плёнке. Хотя для цифровых камер тоже актуально.)
13) Хлопушка должна быть в кадре ещё секунду после удара, но не больше. Монтажёр может остановить изображение, что бы прочесть её, так что необходимости держать её долго нет. Хлопнули, посчитали до одного и отходите.
14) Пишите следующий дубль сразу же, ещё во время съёмки предыдущего. Вы быстро обучитесь мастерству бесшумного снятия колпачка с маркера. Если предыдущий дубль не удался и режиссёр захочет следующий немедленно, то последняя вещь которую он хотел бы ждать – это пока вы обновите дубль на хлопушке.
15) Обычно вы получаете всю информацию о сценах и дублях от супервайзера сценария, но вам следует знать, как всё это работает (по крайней мере в США)
Чаще всего вы просто нумеруете каждый дубль каждого кадра, например “кадр 17, дубль 1″. Но иногда требуется дополнительные маркировки, например если делается альтернативный дубль, то вы пишете 17А, 17B и тд. Некоторые буквы, такие как O и I не используются, так как похожи на цифры. Если у вас закончились уникальные буквы(да, такое бывает), то маркируйте двойными, например 17АА, 17BB и тд. Если у вас есть сомнение – спросите у супервайзера сценария.
Иногда вас могут попросить написать “Дубль 2, p/u”*, если актёр облажался в диалоге, но режиссёр решил не переснимать целиком весь дубль, а доснять только неудачную часть. Мне кажется это глупо, так как “p/u” трудно прочитать. А так же, что делать если актёр облажается и на досъмке? Назовём следующий дубль “p/u p/u”? Правильней всего использовать буквы, но это решать супервайзеру сценария.
*(p/u = pickup. То есть досъёмка.)
Так же нужно помнить, что супервайзер сценария – это член отдела монтажа. Что они говорят писать на хлопушке, то и нужно писать. Они дают вам информацию напрямую, минуя монтажёра. Не спорьте с ними. Если они ошибутся – это их ошибка, а не ваша.
Ранее в моей карьере был случай, когда я работал на телевидении, один сценарный супервайзер был заменён на другого и у него была своя собственная “система” маркировки дублей. Она отличалась от всего, что я и вся команда, когда либо видела и я помню как звукомонтажёр проговаривая дубль добавил: “и это самая еба****я система нумеровки сцен из всех что я видел”. На следующий день супервайзеру позвонили, во время разговора он побледнел, но сразу же начал использовать стандартную разметку.
Кинопроизводство и так очень сложное занятие – не надо его ещё больше усложнять. Держатся стандартов значит тратить меньше времени на процесс и больше на творчество.
На съёмках рекламы всё немного по другому. Когда вы снимаете несколько роликов за один день, то нумерация начинается с 101 для первого ролика, 201 для второго и тд. Буквы используются редко.
16) Если в этом дубле звук не пишется, то хлопушка в кадре должна быть закрытой. Если она открыта, то монтажёр решит, что к этой сцене есть звук и будет его искать.
17) Иногда хлопушка должна быть в конце дубля, а не в начале. Что бы указать на это, переверните хлопушку вверх ногами. После того как режиссёр крикнет “Снято!”, очень правильно выкрикнуть “Хлопушка в конце!”(Tail Slate!), что бы напомнить оператору, что камеру ещё рано выключать.
18) Убедитесь, что хлопушка хорошо освещена. Съёмки в темноте не извиняют затемнённую хлопушку. Попросите осветителей дать небольшой свет на неё или имейте с собой фонарик для освещения.
19) Если съёмка идёт в очень стеснённых условиях, есть пара вещей, которые могут вам помочь:
Если места хватает, просто держите доску* в кадре, когда камера начнёт снимать, выждите секунду, потом уведите её вниз кадра, что бы был виден ударник, крикните “Маркер!” и хлопните.
*(Тут и далее говоря “доску” я имею ввиду часть хлопушки, на которой находятся надписи)
Если места почти нет, и в кадр не вмещается номер сцены и дубля, то держите хлопушку так, что бы в кадре сначала была сцена. После запуска камеры, выждите секунду и сдвиньте доску горизонтально, так что бы в кадре был дубль, потом выждите ещё секунду и опустите её в низ, что бы был виден ударник. Крикните “Маркер!” и хлопните.
Используйте миниатюрные доски для особо тесных мест. Чаще всего они идут без ударника, так что если вам нужно хлопнуть, то вы можете снять ударник с обычной хлопушки и использовать его отдельно.
Используя миниатюрные доски вы можете соединить сцену и дубль в одном поле, например “17А/1″. Отметить как можно больше информации на доске – это хорошая идея, но на монтаже людей интересует только номер сцены и дубль. Поверьте они знают кто оператор и режиссёр.
20) Работать с несколькими плёночными камерами достаточно просто – достаточно записать пару секунд хлопушки на каждую отдельную камеру по очереди, а потом когда начнётся съёмка выкрикнуть “Камера А и B – единая отметка!” и хлопнуть. Это укажет монтажёру, что съёмка идёт на две камеры и отметка одна на всех. Это не работает для цифровых камер, так как там остановка создаёт отдельный файл.
Решение простое – хлопать каждой камере отдельно. Крикните “Маркер для камеры А!” или “Маркер для камеры Б!” и тд. Надеюсь у вас хватает для этого людей, если же нет, то ассистент оператора камеры “А” может сделать это сам.
При работе с несколькими камерами всегда держите хлопушку в кадре вначале съёмки. Не только из-за превью, но и что бы скрыть из кадра другие хлопушки и избежать проблем на монтаже со случайной синхронизацией по другой хлопушке.
Каждая камера должна иметь собственную хлопушку с большой буквой “A”, “B”, “C” или подобной. Буквы обычно разных цветов – красный для камеры “А”, синий для “B” и тд. Это помогает быстрей различать их.
21) Периодически вас будут просить писать странные обозначения на хлопушке, вроде R17A, имея ввиду, что вы переснимаете(R – reshoot) сцену 17А. 17А-TV означает, что вы снимаете “чистую” версию сцены для TV и тд. Если вы работаете с компьютерной графикой при съёмке, то у них есть совершенно безумные обозначения различных эффектов в сцене. Супервайзер сценария или супервайзер спецэффектов скажут как их использовать.
22) Номер плёнки или карты очень часто игнорируется. Я не до конца понимаю почему, но ассистенты зачастую покупают хлопушки без места под номер плёнки\карты, а монтажёры не спрашивают эту информацию.
23) Убедитесь, что вы пишите имя режиссёра и оператора без ошибок. Если вы хотите всех впечатлить, купите трафарет и сделайте аккуратные надписи для каждой съёмки. Это выглядит очень профессионально и это производит долгоиграющее впечатление на команду. Аккуратность много значит. На высокобюджетных проектах обычно заказывают хлопушки с гравировкой имени режиссёра и оператора.
Ошибки всех новичков, которые стоит избегать:
24) Не уносите хлопушку далеко от камеры. Есть тенденция у новичков таскать хлопушку у себя на поясе перемещаясь по площадке. Это бессмысленно и раздражает, так как если вы не у камеры, когда начинается съёмка, кое-кто серьёзно будет на вас зол.
Всегда оставляйте хлопушку возле ассистента камеры, что бы он смог быстро её найти и нанести маркировки, если вас не окажется рядом. Хлопушка всегда должна быть в пределах досягаемости ассистента камеры.
25) Не надо хлопать на репетициях. Репетиции чаще всего не записываются, а хлопушка нужна как идентификатор для монтажа.