Для чего нужна книжная графика
Книжная графика
Книжная графика — один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком.
Литература
Смотреть что такое «Книжная графика» в других словарях:
Книжная графика — область графики, занимающаяся оформлением печатных (книжных) изданий. См.: Графика … Реклама и полиграфия
Графика — (греч. graphike, от grapho пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными… … Художественная энциклопедия
Графика (вид изобразит. искусства) — Графика (греч. graphike, от grapho пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными… … Большая советская энциклопедия
Графика книжная — см. Книга. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
Графика — (от нем. Graphik Реклама и полиграфия
Графика — I Графика (греч. graphike, от grapho пишу, черчу, рисую) вид изобразительного искусства, включающий Рисунок и печатные художественные произведения (гравюру (См. Гравюра), литографию (См. Литография) и др.), основывающиеся на искусстве… … Большая советская энциклопедия
Графика — У этого термина существуют и другие значения, см. Графика (значения). Ван Гог «Скорбь» («Печаль») Графика (греч … Википедия
графика — ▲ художество ↑ графический графика изображение предмета линиями. станковая графика. эстамп. лубок. книжная графика. карикатура. шарж. плакат. прикладная графика. товарный знак. марка. экслибрис. сангина. граффито. оттенить. гравировка.… … Идеографический словарь русского языка
ГРАФИКА — ГРАФИКА, и, жен. 1. Искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок (иногда с применением цветовых пятен), а также (собир.) произведения этого искусства. Станковая, книжная, газетно журнальная г. 2. Начертания письменных … Толковый словарь Ожегова
графика — и; ж. 1. Вид изобразительного искусства, в основе которого лежит рисунок, выполненный штрихами, контурными линиями, пятнами и т.п., без красок (в основном в чёрном и белом цвете); произведения этого искусства. Станковая, книжная г. Произведения… … Энциклопедический словарь
Использование книжной графики как важная часть работы по художественно-эстетическому развитию и социализации детей
Титова Наталья Анатольевна
Использование книжной графики как важная часть работы по художественно-эстетическому развитию и социализации детей
Воздействуя на дошкольников книга, с её сильно звучащим словом, живописным рисунком, динамичными образами, где писатель и художник служат одной цели: увлечь маленького слушателя, пробудить в нём воображение, обогатить его мысли, чувства, научить слушать, смотреть понимать, одновременно сочувствовать, радоваться, переживать и сопереживать, одним словом – наполнять мир его чувств и представлений светлыми и добрыми образами, радостными красками, формами, линиями, создающими в душе ребёнка ощущение красоты и общей гармонии.
Заинтересовать детей книжной графикой можно лишь в том случае если систематически рассматривать с ними рисунки, выполненные разными художниками к разным произведениям. Рассматривание иллюстраций можно включить в занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, а также музыкальные. Лишь на основе зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги. Вначале надо постараться вызвать у детей эмоциональный отклик на рисунок художника, а затем прислушаться к их реакции.
На занятиях при ознакомлении с новой книжкой целесообразно прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними иллюстрации. Картинка – иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребёнку текст, но может и помешать восприятию, если показать её не вовремя. Надо чтобы картинка следовала за словом,а не наоборот: иначе она может увлечь детей настолько, что они только её будут представлять себе мысленно, зрительный образ не сольётся со словом, потому что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство к данной книжке.
После того как книжка прочитана, внимание детей фиксировано на её содержании, воспитатель должен показать иллюстрации. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывается любовь к книге и иллюстрации, умение сосредотачивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умения отвечать на вопросы, бережного отношения к книгам.
У детей средней группы происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У пятилетнего ребёнка возникает пристальный интерес к содержанию произведения, постижению его внутреннего смысла. С детьми рассматривают иллюстрации приёмом соотнесения фраз текста с рисунками.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению. Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса: детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства. Решение этих задач происходит в несколько этапов.
1. Ознакомительный. У детей формируем устойчивый интерес к книжной графике, внимательное и бережное отношение к книге, желание постоянно общаться с ней; мы объясняем, как важны в книге рисунки, показываем, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая иллюстрации, обращаем внимание на оформление, подводим к пониманию того, что иллюстрация сопровождает текст, поясняет его и соответствует жанру литературного текста (сказочное или реалистическое, юмористическое или фольклорное, героическое или сатирическое и т. д.); обращаем внимание на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка, закрепляем знание имён художников – иллюстраторов и произведения, которые они оформляли. Для реализации этих задач необходимо создать специальные условия. В книжном уголке организовать выставки произведений различных художников – иллюстраторов. Проводить циклы занятий по ознакомлению с их творчеством с использованием презентаций, игры – драматизации по сказкам, стихам;дидактические игры: «Угадай – ка», «Угадай, из какой я сказки?», «Лото» и т. п. На этом этапе к образовательному процессу необходимо подключить родителей, которые оказывают помощь в организации выставок книг, иллюстрированных художниками, подбирают информацию об их жизни и творчестве, совместно посещают музей, библиотеку, выставки.
2. Практический. На этом этапе совершенствуем умения в использовании различных приёмов рисования (линия, штрих, пятно, точка, знакомим детей с различными видами линий, разными способами штриховки, способствуем появлению чувства удовлетворения, радости от успешной деятельности детей. Для реализации этих задач на всех этапах используются разнообразные методы и приёмы:
— познавательные занятия по ознакомлению с художниками иллюстраторами;
— рассматривание, сравнение, обсуждение, эстетическая оценка иллюстраций;
— чтение художественной литературы;
— рассматривание альбомов об искусстве графики;
— игры и упражнения, направленные на развитие эстетических и творческих способностей;
— приём «вхождения» в картину;
— экскурсии в библиотеку, художественный музей, на выставки;
— организация выставок в книжном уголке в группе детского сада;
— творческое экспериментирование с изобразительными материалами, освоение нетрадиционных техник;
— выставки детских работ.
Одна из важных составляющих при ознакомлении с книжной графикой – создание предметно – развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей,а также принципов доступности и новизны: наличие в группе высокохудожественных иллюстраций, книг по искусству, художественно – развивающих игр, дидактических пособий, художественной литературы для чтения детям и рассматривания иллюстраций, различные виды театров (настольный, пальчиковый, кукольный, а также чтобы в группе в свободном доступе имелся материал для рисования, лепки и аппликации, художественного труда (бумага разных видов, форматов и цветов, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные мелки. Природный и бросовой материал и др.).
Важно, чтобы такая работа велась в тесной связи со всеми сторонами воспитательно – образовательного процесса (развитие речи, обучение навыкам изобразительной деятельности, музыкальное воспитание). Работа, которая проводится в системе, даёт очень заметные результаты в эмоциональном и нравственном развитии детей.
Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребёнке эстетическую восприимчивость, выражающуюся прежде всего в стремлении к красоте во всех её проявлениях, формирует художественный вкус, даёт простор воображению и собственному творчеству детей.
1. Гриценко З. Роль книжной иллюстрации в формировании читателя// Дошкольное воспитание. // 2012г. № 2
2. Доронова Т. Н. Дошкольникам о художниках детской книги М., 1991.
3. Курочкина Н. А. Знакомим с книжной графикой. СПб,2001г.
4. Лихачёва Е. В. Ознакомление с книжной графикой детей дошкольного возраста. // Воспитатель. //2015г. № 6
5. Лебедева С. А., Зайцева Е. А., Ткаченко Е. Ю. Интерактивный музей как современная технология работы с дошкольниками. // Воспитатель. //2015г. № 6.
6. Л. Кудрявцев Красивая книга. Дошкольное воспитание // № 11/ 2015г.
«Если б я был пожарным». Детские работы по художественно-эстетическому развитию Детские работы по художественно-эстетическому развитию. Подготовительная группа ГБДОУ №10 Кировского района города Санкт-Петербурга. Тема:.
Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию для детей с ЗПР (5–6 лет) по теме: «Маяк» Цель: обобщить и расширить знания детей об объемной поделке из бросового материала (бобин). Задачи: 1. Учить детей выполнять объемную поделку.
Нетрадиционная техника рисования — средство работы педагога по художественно-эстетическому развитию детей Запрос современного общества требует от человека не шаблонных привычных действий, а подвижности и гибкости мышления, быстрой ориентации,.
План работы по художественно-эстетическому развитию Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие Задачи:художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок.
Организация работы дошкольного образовательного учреждения по художественно-эстетическому развитию детей «Воспитание – это не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого и ребенка» В. А. Сухомлинский Художественно-эстетическое развитие.
Педагогический совет по художественно-эстетическому воспитанию в ДОУ (часть вторая) СТАНЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ Проблема развития речи в широком понимании является частью проблемы словесного творчества детей дошкольного.
План работы кружка «Гармония» (оригами) по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы Введение Одной из важных задач обучения и воспитания в подготовительной группе является – подготовка ребёнка к школьному обучению. Это сложный.
Семинар-практикум для воспитателей «Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста произведений книжной графики» Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста произведений книжной графики. I часть. Теоретическая. Проводит методист. Обсуждаются.
Для чего нужна книжная графика
Отличительной особенностью книжной графики является ее тесная связь с полиграфией, ее зависимость от уровня и культуры труда полиграфического производства.
Исходя из основных задач книжной графики, ее подразделяют на оформление и иллюстрирование книги. К оформлению книги относят ее декоративный наряд, ее украшение, рисованные шрифтовые элементы, композиционное построение текстового набора и т.д. (обложка, титульный лист, шмуцтитул и пр.) Иллюстрирование книги (от лат. illustratio – наглядное изображение, описание) решает задачи образного раскрытия литературного текста при помощи рисунков (иллюстраций различного вида). Сразу же оговоримся, что такое разделение весьма условно. В хорошей книге невозможно проследить, где кончается оформление и начинается иллюстрирование. Нам известны примеры убедительного решения идейного замысла и строя книги только средствами оформления. Сплошь и рядом в элементах оформления (на обложке, титульном листе, суперобложке и т.д.) мы встречаем рисунок, способствующий раскрытию литературного текста. Настоящие иллюстрации в книге, при всей глубине идейного, образного решения, в свою очередь не теряют декоративности, не перестают быть элементами украшения книги, отлично гармонирующими с набором, бумагой – с природой книги.
И.Билибин. Обложка книги Дж.Кеннана «Сибирь и ссылка». 1906.
Супер-обложка
Обложка (переплет) – художественное решение покрытия книги, в которое заключен книжный блок. Решение обложки, в котором, как правило, применяется цвет, должно быть условно-декоративным, ясным, придавать книге красивый внешний вид, но в то же время давать точную характеристику книги, раскрывать ее основной смысл, стиль и образный строй. На обложке должны быть шрифтовые элементы, отражающие основные заголовочные данные (автор и название книги).
Пример титула.
В.Фаворский. Разворотный титул. 1931.
Суперобложкой ( от лат. super – сверху, над) называется художественно решенное бумажное покрытие книги поверх обложки. Главная задача суперобложки – привлечь внимание к книге и на некоторое время предохранить обложку от повреждений.
Титул, или титульный лист – правая половина первого разворота книги. Титул содержит более сложные шрифтовые элементы, поясняющие заголовочные и издательские данные. Иногда эти данные распространяются на соседнюю, левую страницу – контртитул. Такое решение носит название разворотного титула. Если на левой странице первого разворота помещается иллюстрация или печатается портрет автора, такая страница называется фронтисписом . Рисунок на титуле применяется сравнительно редко и имеет больше декоративное значение. Шмуцтитулами называются отдельные листы, которыми открываются части, разделы книги. На нём помещаются заголовок и несложный орнаментальный мотив или рисунок.
Н.И.Пискарев. Шмуцтитул к книге А.В.Луначарского «Освобожденный Дон Кихот». 1922.
Иллюстрации – это рисунки, образно раскрывающие литературный текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. Задачи иллюстрирования частично решаются также в рисунках на обложке, титуле, в заставках, концовках.
Заставка – небольшая композиция орнаментального характера или в виде рисунка, открывающая какой-нибудь раздел текста (начало книги, части, главы). Заставка тесно связана с полосой набора и никогда не превращается в иллюстрацию.
Концовка – небольшой рисунок или орнаментальный мотив, завершающий последнюю страницу какого-либо раздела или всей книги.
Инициал (от лат. initialis – начальный) – начальная буква какого либо раздела в тексте книги, рукописи, созданная художником. В обиходе сохранилось древнерусское название инициала – буквица.
Первая страница текста книги, обычно украшенная заставкой или буквицей, называется спуском или спусковой полосой.
Герасименко-Жизневский. Иллюстрация к повести В.Быкова «Знак беды». Литография.
Таков краткий перечень элементов книги. Кроме обязательного для каждой книги обложки и титула, все остальные элементы вводятся в той степени, как того требуют цели, назначение книги, ее объем, тираж и замысел художника.
Творческий процесс в искусстве книжной графики сложен. Художник должен уловить дух литературного произведения, его стиль и отразить в своем творчестве. Перед ним стоит задача – раскрыть средствами изобразительного искусства идейно-художественное содержание произведения, сохранить единство образного и декоративного строя книги с духом произведения, стилем писателя и дать в своем индивидуальном изобразительном решении современную оценку литературного произведения.
И.Билибин. Заставка к стихотворению А.С.Пушкина «Два ворона». 1910.
И.Билибин. Концовка к стихотворению А.С.Пушкина «Два ворона». 1910.
Немаловажной стороной искусства книжной графики является обязательный учёт особенностей полиграфической структуры книги, её своеобразной природы как культурной ценности и как вещи. Художник книги должен работать в строго определённом, заранее обусловленном размере (формате). Существуют определённые наиболее рациональные стандартные форматы. Художник не может произвольно изменять пропорции листа, что создаёт известные трудности, особенности в композиции. Исходя из обязательного формата, художник определяет объём книги, количество и вид изобразительных элементов, их распределение по всей книге, для него должно быть ясно, каким шрифтом будет набран текст, каковы пропорции полосы набора и полей страницы. Все изобразительные элементы в книге очень тесно связаны со шрифтом. Создание шрифтов – древнее и высокое искусство. Много поколений художников трудились над созданием шрифтов красивого рисунка, совершенных пропорций, шрифтов ясных, удобочитаемых и разнообразных по начертанию. Только располагая разнообразными и красивыми шрифтами, можно успешно решать задачи оформления книги. Шрифтовые элементы обложки, титулы, суперобложки, шмуцтитулы, отдельные заголовки, как правило, рисуются художниками. Надо достигнуть их гармоничного сочетания с наборными шрифтами, с изобразительными элементами. Художник книги должен не только знать шрифты и уметь использовать их, но также уметь видоизменять существующие шрифты и создавать новые – соответствующие его замыслу, стилю книги, характеру литературного произведения. Постоянно заботясь о полиграфическом и художественном единстве книги, художник обязан знать хотя бы основы полиграфического производства и быть в тесном контакте с издательскими работниками, готовящими книгу к изданию, и полиграфистами. Все изобразительные элементы книги должны быть гармонично связаны с плоскостью бумаги, с полосой набора. Работая, например, над иллюстрацией, художник должен чётко представлять себе, как она будет сочетаться с полосой набора на соседней странице, каким будет разворот книги.
И.Билибин. Инициал. 1921.
Для современной книжной графики характерны разнообразные поиски, смелые эксперименты многих мастеров, различных по творческому облику.
Отдельной строкой в искусстве книжной графики следует считать журнальную и газетную графику. Специфика периодических изданий ставит перед журнальной и газетной графикой свои, особые задачи. Если книга служит человеку продолжительное время и бывает посвящена определенной теме, одной отрасли знаний, то быстро сменяющиеся (периодические) журналы и газеты содержат самый разнообразный материал, отражающий задачи дня, освещающий самые различные области деятельности человека. Газета служит один день, прочитывается быстро, и все изобразительные элементы ее должны сразу укладываться в сознании, а следовательно, быть простыми, красивыми и четкими, удобными для быстрого восприятия. Лучше всего в газетах воспринимаются штриховые рисунки. Журнал помещает материал обзорного, обобщающего характера. Нередко журнал адресуется определенному кругу читателей (сельскохозяйственный журнал, журнал о здоровье, журнал о моде и т.д.). Но и для журнала характерны разнообразие материала и краткий срок службы. Форматы журналов и верстка текста в них значительно отличаются от книжных. Журнальный рисунок должен быть выразительным и броским, хорошо гармонировать с заголовками и наборным текстом. Очень хороши для журнала зарисовки. Их выгодно отличает от фотографий способность художника отображать самое типичное, обобщить явление, создать образ, характер; к тому же рисунки значительно лучше вяжутся с набором, чем фотографии. Сегодня, к сожалению, наши газеты и журналы зачастую изобилуют штампами, которые позволяет легко и быстро использовать компьютерная техника.
В.Замирайло. Спусковая полоса. 1921.
Карикатура (от ит. caricatura caricare – нагружать, преувеличивать) – особый сатирический жанр газетно-журнальной графики. В карикатуре намеренно подчеркиваются, преувеличиваются характерные черты и особенности человека или события для того, чтобы выполнить задачу разоблачения, осмеяния, воздействия. Самостоятельная (станковая) карикатура встречается сравнительно редко – она почти всегда связана с газетой, журналом, книгой, плакатом. В большинстве случаев карикатура сопровождается текстом. Благодаря печатным изданиям карикатура распространяется очень широко.
Существуют специальные юмористические журналы, сборники карикатур и т.п. Далеко не каждый художник может работать в этом жанре. Карикатуристу надо обладать особым даром, острым глазом, подметить самое характерное, способностью преувеличить, оставаясь при этом глубоким и тонким художником, не впадая в пустое поверхностное зубоскальство и пошлость. В истории искусства известно множество таких «метких» мастеров, например, О.Домье, Х.Бидструп, Ж.Эффель, В.Серов, Д.Моор, Кукрыниксы и многие другие.