Для чего нужна конечная передача

4.11. Конечные и колесные передачи

Конечные передачи располагаются за дифференциалами у ко­лесных тракторов и автомобилей и за механизмами поворота у гусеничных. Они служат для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и дорожного просвета машин.

Конструкции конечных передач разделяются на шестеренные с неподвижными в пространстве валами (одноступенчатые и двух­ступенчатые), шестеренные планетарные (с внешним и внутрен­ним зацеплением шестерен) и цепные. У колесных тракторов и автомобилей конечные передачи, размещенные в колесе, назы­ваются колесными.

У большинства моделей тракторов конечные передачи разме­щаются около ведущих колес (рис. 4.39, 4.40; см. также рис. 4.33). Такая компоновка объясняется стремлением уменьшить длину тя­жело нагруженных валов и необходимостью максимально увели­чить свободное пространство под трактором.

Для чего нужна конечная передача. Смотреть фото Для чего нужна конечная передача. Смотреть картинку Для чего нужна конечная передача. Картинка про Для чего нужна конечная передача. Фото Для чего нужна конечная передача

Рис. 4.39. Одноступенчатая конечная передача гусеничного трактора:

1 — ведущее колесо привода гусеницы; 2 — фигурная манжета; 3 — прокладка; 4 — ребро; 5, 16, 29, 41 — роликоподшипники; 6 — заглушка; 7 — упорная шайба; 8, 9, 22, 26, 51 — уплотнительные кольца; 10, 27, 42 — крышки; 11 — кольцо упорное; 12, 30, 50 — цилиндрические штифты; 13, 18, 39 — стаканы подшипников; 14 — ведущая шестерня; 15, 31 — пружинные кольца; 17 — тормозной барабан; 19 — втулка уплотнения; 20— тормозная лента; 21 — вал заднего моста; 23 — манжета; 24 — маслоотражательная шайба; 25 — стопорная пластина; 28 — гайка; 32 — наливная пробка; 33 — магнитная сливная пробка; 34 — ведомая шестерня; 35 — ступица ведомой шестерни; 36 — крышка картера; 37— ведомый вал; 38, 49 — втулки; 40 — шарикоподшипник; 43 — уплотнительная шайба; 44 — кольцо; 45 — пружина фиксатора; 46 — коническая втулка; 47, 52 — диски; 48 — запорное кольцо; 53— проволока; 54— призонный болт; 55—фланец; 56— болт

Одноступенчатые конечные передачи, в которых используют­ся цилиндрические шестерни, имеют передаточное число i = 4… 7. Если нужно получить большое передаточное число или большой дорожный просвет, которые нельзя получить при одной паре ше­стерен, то применяют двухступенчатые и даже многоступенчатые передачи.

Планетарные передачи применяются на тяжелых тракторах для получения большого передаточного числа и уменьшения габарит­ных размеров заднего моста (см. поз. 2, 4, 5, 26 на рис. 4.33).

Цепные передачи в настоящее время из-за низкой долговечно­сти и необходимости частых регулировок применяют ограниченно на специальных машинах, у которых ведущие и ведомые валы пе­редачи находятся на большом расстоянии один от другого, напри­мер, в портальных погрузчиках или тандемных тележках грейдеров.

Максимальная жесткость конструкции достигается при моно­блочной отливке картеров конечной передачи и заднего моста, но этот способ можно использовать только для тракторов неболь­шой мощности. Для тракторов большой мощности, у которых раз­меры механизмов велики, картеры конечной передачи отливают отдельно. Усложняется моноблочная отливка картеров и у колес­ных тракторов в тех случаях, когда конечная передача вынесена к ведущим колесам.

Для увеличения жесткости конструкции заднего моста у гусе­ничных тракторов средней и большой мощности широко исполь­зуют установку дополнительных связей в виде балок, кронштей­нов и раскосов между конечной передачей и картерами конечных передач. Иногда конструкцию усиливают ребрами жесткости.

Одноступенчатые конечные передачи с внешним зацеплением шестерен являются наиболее распространенными в гусеничных тракторах. В конструкции такой конечной передачи вращение от механизма поворота через вал 21 (см. рис. 4.39) заднего моста по­средством шлицевого соединения передается на ведущую шестер­ню 14, затем на ведомую шестерню 34, которая жестко соединена с ведомым валом 37, на фланце которого закреплено ведущее колесо 1 привода гусеницы. Валы вращаются в роликоподшипни­ках 5, 16, 29, 41. Детали конечной передачи смазываются разбрыз­гиванием. Корпус конечной передачи крепится к заднему мосту.

В двухступенчатой полупланетарной конечной передаче гусенично­го трактора ДЭТ-250, показанной на рис. 4.40, первая ступень — цилиндрическая пара шестерен, вторая — планетарный механизм. Вращение от механизма поворота через вал передается на веду­щую шестерню 2 первой ступени, затем на ведомую шестерню 14 первой ступени, надетую на шлицевой хвостовик солнечной вал- шестерни 15. Ведущая шестерня 2 первой ступени и солнечная вал-шестерня 15 вместе с ведомой шестерней 14 первой ступени вращаются в роликоподшипниках.

Для чего нужна конечная передача. Смотреть фото Для чего нужна конечная передача. Смотреть картинку Для чего нужна конечная передача. Картинка про Для чего нужна конечная передача. Фото Для чего нужна конечная передача

Рис. 4.40. Двухступенчатая полупланетарная конечная передача гусенич­ного трактора ДЭТ-250:

1, 3, 6 — составные части корпуса конечной передачи; 2 — ведущая шестерня первой ступени; 4— сателлит; 5 — коронная шестерня планетарного механизма; 7 — съемные зубчатые венцы ведущего колеса; 8 — наливная пробка; 9 — фла­нец ведущего колеса; 10— зубчатая муфта; 11 — водило; 12 — ступица ведущего колеса; 13 — ось сателлита; 14 — ведомая шестерня первой ступени; 15 — солнеч­ная вал-шестерня

Коронная шестерня 5 планетарного механизма закреплена на корпусе конечной передачи и является неподвижным элементом планетарного механизма. Сателлиты 4 водила находятся в посто­янном зацеплении с солнечной вал-шестерней 15. Солнечная вал- шестерня вращает сателлиты и они, катясь по неподвижной ко­ронной шестерне, увлекают водило 11. Ведомым элементом пла­нетарной ступени является водило 11, вал которого посредством зубчатой муфты 10соединен с фланцем 9 ведущего колеса. К флан­цу крепится ступица 12 ведущего колеса, а к ней — съемные зуб­чатые венцы 7.

Водило вращается в двух роликоподшипниках без обойм. Четы­ре сателлита установлены на двух сферических роликоподшипни­ках. Ведущее колесо вращается на двух шарикоподшипниках, ус­тановленных между частью 6 корпуса конечной передачи и ступи­цей 12 ведущего колеса. Детали конечной передачи смазываются разбрызгиванием. Корпус конечной передачи крепится к раме трак­тора.

Источник

Для чего нужна конечная передача

Конечной передачей называется агрегат трансмиссии, размещенный между ведущим колесом и дифференциалом колесного трактора или механизмом поворота гусеничного трактора. Число конечных передач трактора зависит от количества его ведущих колес.

Конечные передачи служат для получения необходимого крутящего момента на ведущих колесах и в ряде случаев для обеспечения нужного дорожного просвета трактора.

Конечные передачи можно разделить:
а) по типу передачи — на шестеренные и цепные. В отечественных тракторах применяются только шестеренные передачи;
б) по виду передачи — на шестеренные с неподвижными валами и планетарные;
в) по кинематической схеме — на одноступенчатые и двухступенчатые;
г) по размещению — на передачи, размещенные внутри корпуса ведущего моста трактора, в отдельных картерах, жестко или шарнирно соединенных с ведущими мостами и передачи с комбинированным размещением, когда одна ступень передачи размещена в корпусе ведущего моста, а другая — в отдельном картере.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Помимо общих требований, к ним предъявляется ряд специальных требований. Они должны обладать:
а) повышенной жесткостью картеров. Это связано с тем, что они нагружены как внутренними силами от передачи крутящих моментов, так и внешними силами от веса трактора, силы тяги и боковых реакций грунта, передаваемых через ведущее колесо;
б) надежной работой уплотнений выхода ступицы ведущего колеса. Близость почвы требует более надежной защиты передачи от проникновения внутрь различных загрязнений.

Конструкция конечных передач определяется назначением трактора, номинальным тяговым усилием и типом движителя.

В отечественных тракторах наибольшее распространение имеют конечные передачи с неподвижными валами и цилиндрическими прямозубыми эвольвентными шестернями с внешним зацеплением. Конические шестерни иногда применяются в конечных передачах ведущих управляемых колес.

Смазка деталей конечных передач осуществляется разбрызгиванием масла, залитого в ее картер; передачи, установленные в корпусе заднего моста трактора, имеют общую масляную ванну с механизмом центральной передачи.

В настоящее время в конечных передачах применяются самоподжимные радиальные и торцовые уплотнения с лабиринтной, пыльниковой или смешанной защитой от прямого попадания к ним абразивной среды. Основные схемы установки уплотнений приведены на рис. 1.

Контакт колец и их защита осуществляются системой нажимных пружин, защитных манжет из маслостойкой резины или металлическим гофрированным цилиндром и защитными лабиринтными крышками.

Нажимное кольцо торцового уплотнения удерживается от проворачивания или системой направляющих поводков, или лысками на шейке вала.

Выходное уплотнение установлено в крышке I рукава.

Для чего нужна конечная передача. Смотреть фото Для чего нужна конечная передача. Смотреть картинку Для чего нужна конечная передача. Картинка про Для чего нужна конечная передача. Фото Для чего нужна конечная передача

Рис. 1. Схема уплотнений выходного вала конечной передачи трактора: а—д — радиальные уплотнения; е—к — торцовые уплотнения

Конструкции конечных передач колесных тракторов

Шестерня вращается на двух роликоподшипниках, установленных в стакане с местным вырезом для прохода венца шестерни. Полуось вращается в шарикоподшипнике и закрепительном шарикоподшипнике, установленных в рукаве полуоси, закрепленном в расточке корпуса заднего моста. Подшипник смазывается маслом, разбрызгивае-

Конечные передачи тракторов Т-16М и ДТ-20М представляют собой одноступенчатые передачи, смонтированные в двух отдельных литых картерах, которые посредством промежуточных рукавов тормозов соединяются с корпусом заднего моста. Основные детали этих конечных передач взаимозаменяемы, за исключением картера и его штампованного поддона, отличающихся незначительно.

Уплотнение внешнего конца полуоси производится торцовым сальником с металлическими кольцами, защищенными лабиринтом, а привода синхронного вала — каркасным сальником.

Симметричное расположение установочных штифтов и шпилек на фланце картера конечной передачи трактора ДТ-20М позволяет устанавливать его относительно тормозных рукавов в четырех положениях. Этим достигается изменение высоты трактора и его продольной базы, что позволяет использовать его для различных работ в садах, полях и лесах.

Конечная передача трактора Т-40 аналогична передачам тракторов Т-16М и ДТ-20М. Основные отличия состоят в применении роликового и установочного шарикового подшипников для крепления полуоси ведущего колеса, что исключает необходимость проведения регулировок в конечной передаче.

В фланцевом соединении картера предусмотрена возможность его поворота на 30° при необходимости изменения дорожного просвета трактора.

Вторая ступень представляет собой двухпарную передачу с передаточным числом, равным единице, и одинаковыми диаметрами шестерен. Она установлена в двух отдельных стальных картерах, телескопически связанных с корпусом заднего моста.

Телескопический рукав состоит из кожуха, закрепленного на боковой поверхности корпуса заднего моста, и гильзы, к фланцу которой крепится картер. Привод ведущей шестерни дополнительной передачи осуществляется посредством подвижного шлицевого соединения — трубы, закрепленной в подшипниках и гильзы, и полуоси. Для изменения длины рукава к проушине крепится гидроцилиндр двойного действия, управляемый от общей гидросистемы трактора.

Ось ведущего колеса крепится по типу крепления оси конечной передачи трактора Т-40.

Конечные передачи ведущих мостов трактора К-700 полностью унифицированы между собой. Они представляют собой одноступенчатый планетарный ряд, в котором коронная шестерня неподвижна. Посредством шлицевой ступицы она закреплена на трубе, запрессованной в кожух полуоси дифференциала. Ведущая солнечная шестерня плавающего типа закреплена на полуоси дифференциала.

Ведущее колесо трактора посредством шпилек закреплено на водиле, являющемся одновременно картером планетарного ряда. Водило крепится к ступице, вращающейся на роликовом и двух шариковых подшипниках, являющихся установочными. К ступице крепится торморной барабан.

Сателлиты с роликоподшипниками консольно установлены на осях, запрессованных в корпусе водила. Конечная передача не требует регулировок.

Конечные передачи ведущих мостов трактора Т-125, полностью унифицированные между собой, выполнены по конструктивной схеме конечных передач трактора К-700. Некоторые отличия состоят только в конструктивном оформлении деталей и узлов. Так, например, исключено консольное крепление осей сателлитов, запрессованных в боковые стенки водила.

Источник

Главная и конечная передачи тракторов

Главная передача (рис. 1, а, б) предназначена для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и, кроме того (у большинства тракторов), для передачи вращения от вала, находящегося в продольной плоскости трактора, валу, расположенному в его поперечной плоскости.
Для чего нужна конечная передача. Смотреть фото Для чего нужна конечная передача. Смотреть картинку Для чего нужна конечная передача. Картинка про Для чего нужна конечная передача. Фото Для чего нужна конечная передача Рис. 1. Главная и конечная передачи:

а — гусеничного трактора; б — колесного трактора; 1 — конические шестерни; 2 — механизмы поворота; 3 — конечная передача.

Главная передача располагается непосредственно за коробкой передач и состоит из двух конических, реже цилиндрических шестерен. Во многих тракторах ведущие шестерни z1 главной передачи закреплены на вторичном валу коробки передач или же изготовлены заодно с ним. Зубья конических шестерен главной передачи делают прямыми или спиральными.

Чтобы снизить частоту вращения, передаточное число главной передачи, т. е. отношение числа зубьев ведомой шестерни z2 к числу зубьев ведущей z1, у современных тракторов находится в пределах от 2,6 до 4,6. Во столько же раз уменьшается частота вращения, передаваемая главной передачей от коробки передач к конечной передаче. Шестерни главной передачи находятся в корпусе ведущего моста трактора (заднего или переднего).

У колесных тракторов в ступице ведомой шестерни главной передачи размещен механизм, называемый дифференциалом, через который и происходит передача крутящего момента от главной передачи к конечной.

У гусеничных тракторов ведомые шестерни главной передачи обычно жестко укреплены на валу заднего моста, и вращение от них на конечную передачу 3 (рис. 1, а) передается через механизмы 2, предназначенные для управления поворотом трактора.

Конечная передача служит для увеличения передаваемого крутящего момента путем повышения передаточного числа трансмиссии i = 4,35…9,94), а также для передачи вращения от главной передачи или дифференциала к ведущим колесам (звездочкам) трактора.

У разных тракторов конструкции конечных передач выполнены неодинаково. У одних типов тракторов конечные передачи расположены в общем корпусе с главной передачей и дифференциалом и состоят из двух пар цилиндрических шестерен, по одной паре на каждое колесо (см. рис. 1, б). У других тракторов эти шестерни (см. рис. 1, а) установлены в отдельных корпусах, которые закреплены по бокам заднего моста, поэтому их иногда называют бортовыми редукторами, или бортовыми передачами. Количество шестерен в конечных передачах бывает от двух до пяти в каждой.

У некоторых мощных тракторов, как гусеничных так и колесных, находят применение планетарные передачи, по конструкции более компактные и передающие вращение с большим передаточным числом (i = 6).

Устроены и действуют планетарные передачи следующим образом.
Для чего нужна конечная передача. Смотреть фото Для чего нужна конечная передача. Смотреть картинку Для чего нужна конечная передача. Картинка про Для чего нужна конечная передача. Фото Для чего нужна конечная передача Рис. 2. Конечные передачи:

а — планетарного типа; б — типа сдвоенных редукторов; 1 — солнечная шестерня; 2 — коронная шестерня; 3, 11 — валы; 4 — шпилька; 5, 8, 9 — корпуса; 6 — палец; 7 — сателлиты; 10 — рукав; 12 — роликовый подшипник; 13, 18 — шестерни; 14 — двухвенцовая шестерня; 15 — ось; 16 — стакан; 17 — ведущее колесо; 19 — полуось; 20 — гидроцилиндр; 21 — проушина; 22 — тяга; 23 — рычаг.

От главной передачи вращение передается через вал 3 (рис. 2, а) на солнечную шестерню 1. Вращение от солнечной шестерни 1 передается на малые цилиндрические шестерни — сателлиты 7, свободно сидящие на пальцах 6, укрепленных в водиле. Сателлиты 7, вращаясь, обкатываются по зубьям коронной (эпициклической) шестерни 2, через пальцы 6 увлекают за собой водило и через соединенный с ним корпус 5 редуктора вращение передается на ведущее колесо или звездочку.

У тракторов специального назначения (крутосклонных и горно-равнинных) конечные передачи делают в виде самостоятельных редукторов, имеющих возможность поворачиваться относительно остова трактора, что позволяет при въезде трактора на склон (поперек склона) удерживать задние ведущие колеса (стабилизировать) в строго вертикальном положении.

В качестве примера на рисунке 2, б показано устройство конечной передачи горно-равнинного трактора. У этого трактора каждая из конечных передач представляет собой сдвоенные редукторы, расположенные сбоку остова трактора.

Сдвоенный редуктор состоит из двух корпусов 8 и 9, внутри которых помещены шестерня 18, сидящая на полуоси 19 ведущего колеса 17, и шестерня 13, жестко укрепленная на конце вала 11 заднего моста. Корпус 9 первого редуктора посажен на рукав 10 заднего моста таким образом, что может поворачиваться вокруг оси вала 11 на роликовых подшипниках 12.

Корпус 9 связан с корпусом 8 осью 15 и стаканом 16, образуя подвижный шарнир, который позволяет корпусам 8 и 9 перемещаться один относительно другого. Вращение от вала 11 заднего моста на полуось 19 передается через шестерню 13, двухвенцовую промежуточную шестерню 14, посаженную на подшипниках стакана 16 и ведомую шестерню 18. Бортовые редукторы поворачиваются при помощи гидроцилиндра 20, связанного своим штоком с корпусом 9. Редуктор 8 связан с проушиной 21, укрепленной на корпусе заднего моста тягой 22 и рычагом 23. При подаче масла в гидроцилиндр 20 корпусы 8 и 9 будут занимать различные положения один относительно другого (показано стрелками на рисунке 2) и тем самым изменять положение ведущего колеса 17, относительно остова трактора. [Трактор. Семенов В.М., Власенко В.Н. 1989 г.]

Источник

Для чего нужна конечная передача

Главная передача (рис. 72, а, б) предназначена для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и, кроме того (у большинства тракторов), для передачи вращения от вала, находящегося в продольной плоскости трактора, валу, расположенному в его поперечной плоскости.

Для чего нужна конечная передача. Смотреть фото Для чего нужна конечная передача. Смотреть картинку Для чего нужна конечная передача. Картинка про Для чего нужна конечная передача. Фото Для чего нужна конечная передача

Рис. 72. Главная и конечная передачи:
а — гусеничного трактора; б — колесного трактора; 1 — конические шестерни; 2 — механизмы поворота; 3 — конечная передача.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

У колесных тракторов в ступице ведомой шестерни главной передачи размещен механизм, называемый дифференциалом, через который и происходит передача крутящего момента от главной передачи к конечной.

У гусеничных тракторов ведомые шестерни главной передачи обычно жестко укреплены на валу заднего моста, и вращение от них на конечную передачу 3 (рис. 72, а) передается через механизмы 2, предназначенные для управления поворотом трактора.

Конечная передача служит для увеличения передаваемого крутящего момента путем повышения передаточного числа трансмиссии (г = 4,35…9,94), а также для передачи вращения от главной передачи или дифференциала к ведущим колесам (звездочкам) трактора.

У разных тракторов конструкции конечных передач выполнены неодинаково. У одних типов тракторов конечные передачи расположены в общем корпусе с главной передачей и дифференциалом и состоят из двух пар цилиндрических шестерен, по одной паре на каждое колесо (см. рис. 72, б). У других тракторов эти шестерни (см. рис. 72, а) установлены в отдельных корпусах, которые закреплены по бокам заднего моста, поэтому их иногда называют бортовыми редукторами, или бортовыми передачами. Количество шестерен в конечных передачах бывает от двух до пяти в каждой.

У некоторых мощных тракторов, как гусеничных так и колесных, находят применение планетарные передачи, по конструкции более компактные и передающие вращение с большим передаточным числом (г = 6).

Устроены и действуют планетарные передачи следующим образом. От главной передачи вращение передается через вал (рис. 73, а) на солнечную шестерню. Вращение от солнечной шестерни передается на малые цилиндрические шестерни — сателлиты, свободно сидящие на пальцах, укрепленных, в водиле. Сателлиты, вращаясь, обкатываются по зубьям коронной (эпициклической) шестерни, через пальцы увлекают за совыполнены неодинаково.

Для чего нужна конечная передача. Смотреть фото Для чего нужна конечная передача. Смотреть картинку Для чего нужна конечная передача. Картинка про Для чего нужна конечная передача. Фото Для чего нужна конечная передача

Рис. 73. Конечные передачи:
а — планетарного типа; б — типа сдвоенных редукторов; 1 — солнечная шее терня; 2 — коронная шестерня; 3, 11 — валы; 4 — шпилька; 5,8,9 — корпуса; в — палец; 7 — сателлиты; 10 — рукав; 12 — роликовый подшипник; 13, 18 — шестерни; 14 — двухвенцовая шестерня; 15 — ось; 16 — стакан; 17 — ведущее колесо; 19 — полуось; 20 — гидроцилиндр; 21—проушина; 22 — тяга; 23 — рычаг.

У одних типов тракторов конечные передачи расположены в общем корпусе с главной передачей и дифференциалом и состоят из двух пар цилиндрических шестерен, по одной паре на каждое колесо. У других тракторов эти шестерни установлены в отдельных корпусах, которые закреплены по бокам заднего моста, поэтому их иногда называют бортовыми редукторами, или бортовыми передачами. Количество шестерен в конечных передачах бывает от двух до пяти в каждой.

У некоторых мощных тракторов, как гусеничных так и колесных, находят применение планетарные передачи, по конструкции более компактные и передающие вращение с большим передаточным числом (г = 6).

Устроены и действуют планетарные передачи следующим образом. От главной передачи вращение передается через вал (рис. 73, а) на солнечную шестерню. Вращение от солнечной шестерни передается на малые цилиндрические шестерни — сателлиты, свободно сидящие на пальцах, укрепленных, в водиле. Сателлиты, вращаясь, обкатываются по зубьям коронной (эпициклической) шестерни, через пальцы увлекают за собой водило и через соединенный с ним корпус редуктора вращение передается на ведущее колесо или звездочку.

Для чего нужна конечная передача. Смотреть фото Для чего нужна конечная передача. Смотреть картинку Для чего нужна конечная передача. Картинка про Для чего нужна конечная передача. Фото Для чего нужна конечная передача

Рис. 73. Конечные передачи:
а — планетарного типа; б— типа сдвоенных редукторов; 1 — солнечная шее терня; 2 — коронная шестерня; 3, 11 — валы; 4 — шпилька; 5,8,9 — корпуса; в — палец; 7 — сателлиты; 10 — рукав; 12 — роликовый подшипник; 13, 18 — шестерни; 14 — двухвенцовая шестерня; 15 — ось; 16 — стакан; 17 — ведущее колесо; 19 — полуось; 20 — гидроцилиндр; 21 — проушина; 22 — тяга; 23 — рычаг.

У тракторов специального назначения (крутосклонных и горно-равнинных) конечные передачи делают в виде самостоятельных редукторов, имеющих возможность поворачиваться относительно остова трактора, что позволяет при въезде трактора на склон (поперек склона) удерживать задние ведущие колеса (стабилизировать) в строго вертикальном положении.

В качестве примера на рисунке 73, б показано устройство конечной передачи горно-равнинного трактора. У этого трактора каждая из конечных передач представляет собой сдвоенные редукторы, расположенные сбоку остова трактора.

Сдвоенный редуктор состоит из двух корпусов, внутри которых помещены шестерня, сидящая на полуоси ведущего колеса, и шестерня, жестко укрепленная на конце вала заднего моста. Корпус первого редуктора посажен на рукав заднего моста таким образом, что может поворачиваться вокруг оси вала на роликовых подшипниках.

Корпус связан с корпусом осью и стаканом, образуя подвижный шарнир, который позволяет корпусам перемещаться один относительно другого.

Вращение от вала заднего моста на полуось передается через шестерню, двухвенцовую промежуточную шестерню, посаженную на подшипниках стакана и ведомую шестерню.

Бортовые редукторы поворачиваются при помощи гидроцилиндра, связанного своим штоком с корпусом. Редуктор связан с проушиной, укрепленной на корпусе заднего моста тягой и рычагом.

При подаче масла в гидроцилиндр корпусы и будут занимать различные положения один относительно другого (показано стрелками на рисунке) и тем самым изменять положение ведущего колеса, относительно остова трактора.

Источник

Конечные передачи

Конечной передачей называется агрегат трансмиссии, размещенный между ведущим колесом и дифференциалом колесного трактора или ме­ханизмом поворота гусеничного трактора. Число конечных передач трактора зависит от количества его ведущих колес.

Конечные передачи служат для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и в ряде случаев для обеспечения нужного дорожного просвета трактора.

Конструкция конечных передач определяется назначением трактора, номинальным тяговым усилием и типом движителя. Принципиальные кинематические схемы конечных передач представлены на рис. 5.15.

Наиболее распространенными являются одинарные конечные передачи с неподвижными осями валов и цилиндрическими шестернями с внешним зацеплением (рис. 5.15,а) с передаточным числом икон = 4. 7. При необходимости получения большого передаточного числа (6 ≤икон ≤ 12 ) или большого дорожного просвета применяют двойные конечные передачи с неподвижными осями валов (рис. 5.15,6).

Конические шестерни чаще всего используют в конечных передачах ведущих управляемых колес.

Одинарные планетарные конечные передачи (рис. 5.15,в и г) и комбинированные (рис. 5.15,е) применяют только в особо мощных колесных и гусеничных тракторах. Это связано с тем, что при одинаковых передаточных числах с конечными передачами с неподвижными осями валов (рис 5.15,а и б) у них меньше габаритные размеры, выше КПД из-за передачи части мощности в переносном движении без потерь (рис. 5.15,в и е) и полностью разгружены подшипники центральных звеньев планетарных рядов.

Для чего нужна конечная передача. Смотреть фото Для чего нужна конечная передача. Смотреть картинку Для чего нужна конечная передача. Картинка про Для чего нужна конечная передача. Фото Для чего нужна конечная передача

Двойные планетарные конечные передачи (рис. 5.15,d) не получили распространения на отечественных тракторах. Однако их применение в перспективе возможно на сверхмощных гусеничных промышленных тракторах.

Изменение дорожного просвета с помощью конечной передачи показано на рис. 5.16. При нижнем положении зубчатого колеса 4 конечной передачи относительно шестерни 3 под трактором обеспечивается максимальный дорожный просвет Н (см. рис. 5.16,а). При повороте картера 2 конечной передачи относительно корпуса 1 ведущего моста на угол γ колесо 4 обкатывается относительно шестерни 3 (рис. 5.16,d). В результате дорожный просвет под трактором уменьшается на величину Δh. Таким образом, изменяя положение картера конечной передачи относительно корпуса ведущего моста, можно изменять дорожный просвет под трактором.

Смазывание деталей конечной передачи осуществляется разбрызгиванием масла, залитого в ее картер. Конечные передачи, установленные в корпусе заднего моста трактора (см. рис. 5.9,d, в и г), имеют общую масляную ванну с механизмом центральной передачи.

Выходной вал конечной передачи располагается близко относительно опорной поверхности, по которой движется трактор. В результате возрастает вероятность попадания пыли и грязи в картер, где находится конечная передача. Это приводит к снижению долговечности зубчатых колес и подшипников в результате из абразивного изнашивания. Поэтому при проектировании конечных передач предъявляются жесткие требования к качеству уплотнения выходных валов.

В настоящее время в конечных передачах применяют самоподжимные радиальные и торцовые уплотнения с лабиринтной, пыльниковой или смешанной защитой от прямого попадания к ним абразивной среды. Основные схемы установки уплотнений выходного вала конечной передачи представлены на рис. 5.17. Радиальные уплотнения каркасного типа (рис 5.17,а), состоящие из резиновой манжеты 1с пружинным кольцом 4, охни тывающей поверхность вала 5, и завулканизированного металлическою кольца 2, обеспечивающего плотность их посадки в гнездо 3, устанавливаются чаще всего в колесных тракторах с высоко поднятыми полуосями ведущих колес и на гусеничных тракторах средней мощности.

Количество радиальных манжетных уплотнений выходного вала ни нечной передачи зависит от вида смазочного материала, их высоты от уровня почвы и стоимости трактора (рис. 5.17,г и д). Для защиты их от внешней абразивной среды перед манжетными уплотнениями часто устанавливают войлочные или фетровые пыльники 6 и защитные крышки 7 и 8, создающие задерживающий лабиринт (рис. 5.17,6 и в).

Контактирующая пара торцового уплотнения обычно состоит из плоского металлического кольца 10 и колец 9 из фетра (рис. 5.17,е), пробки 13 (рис. 5.17,ж) или двух плоских стальных термически обработанный колец 15 и 16 (рис. 5.17,з).

Контакт колец и их защита осуществляются системой нажимных 12, защитных манжет 11из маслостойкой резины или металлическим гофрированным цилиндром 14 и защитными лабиринтными крышками.

Нажимное кольцо торцового уплотнения удерживается от проворачивания направляющими поводками 19 или лысками 21 на шейке вала.

В особо мощных гусеничных промышленных тракторах для более надежной защиты дорогостоящих конечных передач применяют торцовые металлические уплотнительные кольца 17 и 18 с притертыми концентрическими канавками (рис. 5.17,и) и дополнительный многоканальный лабиринт 20 (рис. 5.17,к).

На рис. 5.18 представлена конструкция одинарной конечной передачи с неподвижными осями валов трактора ДТ-75М. Ведущий вал-шестерня установлен на двух роликоподшипниках 4 и 6. На шлицевом хвостовике вала-шестерни 5 закреплен барабан 7 остановочного тормоза. Ведомое колесо 8 представляет собой зубчатый венец, закрепленный на ступице 10, которая установлена на шлицах конуса ведомого вала 1. Вал 1 установлен на шариковый 9 и роликовый 2 подшипники. К фланцу вала 1 болтами прикреплено ведущее колесо 3.

Смазывание зубчатых колес и подшипников конечной передачи осуществляется разбрызгиванием масла, заливаемого в картер 11 конечной передачи через горловину, закрываемую пробкой и сапуном. В нижней части картера находятся контрольное и сливное отверстия, закрываемые пробками.

Уплотнение выходного вала 1 конечной передачи торцовое. Его конструкция представлена на рис. 5.17,з.

Конечные передачи колесных тракторов с одинаковыми ведущими колесами обычно выполняют унифицированными.

В качестве примера на рис. 5.19 представлен ведущий мост тракторов К 701/703 с одинарными конечными передачами. Конечная передача прел ставляет собой планетарный ряд, в котором эпициклическая шестерня 2 неподвижна. С помощью шлицевой ступицы она закреплена на трубе 16, запрессованной в кожух 27 полуоси дифференциала. Ведущая солнечная шестерня 4 плавающего типа закреплена на полуоси 17 дифференциала.

Ведущее колесо трактора шпильками 8 крепится к водилу 9, являющемуся одновременно картером конечной передачи. Водило крепится к ступице 11, вращающейся на роликовом 10 и двух шариковых 15 подшипниках. К ступице 11 крепится тормозной барабан 12. Сателлиты 5 с роликоподшипниками 7 консольно установлены на осях 6, запрессованных в картере конечной передачи.

Смазывание конечной передачи осуществляется маслом, заливаемым в картер через отверстие, закрываемое пробкой 3. Контроль за уровнем масла в картере осуществляется при нижнем положении пробки 3. При смене масла его слив из картера осуществляется через отверстие, закрываемое пробкой 1.

Конечная передача не требует регулировок при сборке и в эксплуатации.

Уход за конечными передачами. Уход за передачей сводится к повседневному контролю за уровнем масла в их картерах, периодической смене его в сроки, указанные в инструкции, к предотвращению вытекания масла через уплотнения, подтяжке креплений картеров к корпусу заднего моста и регулировке радиально-упорных шариковых или роликовых подшипников, если они применяются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *