Для чего нужна корпоративная этика

Зачем нужна бизнес-этика

Для чего нужна корпоративная этика. Смотреть фото Для чего нужна корпоративная этика. Смотреть картинку Для чего нужна корпоративная этика. Картинка про Для чего нужна корпоративная этика. Фото Для чего нужна корпоративная этика

Зачем нужна этика бизнеса?

Этика бизнеса или корпоративная этика призвана контролировать поведение сотрудников компании, участников бизнеса, партнеров. Этика регулирует правила и нормы, установленные в организации.

Другими словами, бизнес- этика – это комплекс общепринятых законов, уставов и ценностей. Под ценностями подразумеваются ответственность, честность, уважение, объективность, законность. Деловая этика основывается на соблюдении не только своих интересов, но и интересов партнеров, клиентов, коллег и сотрудников.

В каждой компании используют словосочетание корпоративная этика. В цивилизованном мире этические нормы и законы являются привычной частью жизни. Работа в офисе требует определенных навыков общения с людьми и установления контактов.

Руководству необходимо следить за тем, какие этические нормы формируются в коллективе. От дисциплины и взаимоотношений в коллективе зависит эффективность работы. Руководитель должны воспринимать сотрудников своей компании как индивидуальные личности, со своими правами и достоинством. Задевая душевное и эмоциональное состояние человека, начальник не получит от работника хорошую производительность и результативность. Корпоративная этика усиливает самодисциплину и самоорганизацию сотрудников.

Корпоративная этика все больше внедряется в организацию бизнеса. Компании, не соблюдающие этические нормы, быстро разваливаются.

Формирование определенных правил в коллективе занимает не один год, все зависит от коллектива и руководителя. Отсутствие правил и норм имеет негативное влияние на работу сотрудников и, следовательно, на развитие компании в целом. Этические нормы бывают общие и частные. Общие принципы этики складываются их общепринятых норм морали и поведения. Частные – характерны для одной конкретной компании.

Выводы

Для чего нужна корпоративная этика. Смотреть фото Для чего нужна корпоративная этика. Смотреть картинку Для чего нужна корпоративная этика. Картинка про Для чего нужна корпоративная этика. Фото Для чего нужна корпоративная этикаПодводя итоги, можно выделить основную цель и задачу бизнес-этики. Целью является обеспечение гарантий и поддержки бизнесу и его участникам. А задачей – урегулирование взаимоотношений предпринимателя с партнерами, сотрудниками, клиентами, государством и соблюдение этических норм поведения.

Одна из главных проблем в деловой этике – отношения между партнерами, которые заключаются в выполнении обязанностей и обязательств, соблюдение условий контракта, честность, уважение, корректность, доверие и т.д. Взаимодоверие и безопасность являются важными составляющими успешного бизнеса. Еще труднее соблюдать этические нормы в борьбе с конкурентами. Конкуренция должна быть честной, основываться на действующих законах. Ведение нечестной борьбы негативно скажется на репутации компании, что, соответственно снизит количество клиентов и партнеров.

Источник

Корпоративная этика: что это и зачем она необходима в 2020 году

Кажется, что только в наше время корпоративной культуре стали уделять особое внимание. Но это не так. Даже в средние века люди объединялись по профессиональным признакам и следовали корпоративным правилам. Развитие корпоративной культуры всегда имело главную задачу – сплочение коллектива для эффективного достижения необходимых результатов.

Команда Hurma выяснила, какое главное отличие корпоративного кодекса от корпоративной этики, что являет собой корпоративная этика, и в чем ее основное преимущество для бизнеса в 2020 году.

Для чего нужна корпоративная этика. Смотреть фото Для чего нужна корпоративная этика. Смотреть картинку Для чего нужна корпоративная этика. Картинка про Для чего нужна корпоративная этика. Фото Для чего нужна корпоративная этика

Корпоративная этика vs. корпоративный кодекс: в чем отличие?

Корпоративным кодексом компании называют полный перечень корпоративных правил, общих целей и ценностей. Чаще всего это большой документ, в котором до мельчайших подробностей прописаны все законы вашей компании. Он может включать:

Корпоративная этика – один из важных разделов корпоративного кодекса. Именно его вносят в welcome book, чтобы новички могли качественнее пройти процесс адаптации в компании и быстро ознакомиться с нормами компании.

Основы корпоративной этики

Корпоративная этика компании строится на общих ценностях, традициях и нормах поведения сотрудников. Ее базу составляют:

1. Ценности компании, которые разделяет каждый сотрудник.

2. Следование общей миссии компании.

3. Вера в успех компании.

4. Продуктивное сотрудничество между работниками, позволяющие достигать общих целей.

5. Карьерное развитие: тренинги, курсы, повышение квалификации.

6. Мотивация, оценка работы, вознаграждение.

7. Нормы делового поведения, стиль одежды.

Совокупность этих характеристик и составляет этическую базу. Каждый сотрудник, приходя в компанию, следует этим правилам и тем самым формирует корпоративную этику компании.

Преимущества наличия корпоративной этики в компании

Для чего нужна корпоративная этика. Смотреть фото Для чего нужна корпоративная этика. Смотреть картинку Для чего нужна корпоративная этика. Картинка про Для чего нужна корпоративная этика. Фото Для чего нужна корпоративная этика

Соблюдение этики в компании несет для нее ряд весомых преимуществ, которые выгодно выделяют компанию среди других:

1. Вовлечение и ответственность сотрудников

Корпоративная этика объединяет и сплачивает коллектив. Ее наличие позволяет создать команду единомышленников с одинаковыми целями и миссией.

2. Уважение внутри коллектива

Традиции становятся основой уважительного отношения друг к другу. А в такой атмосфере намного легче работать над общими задачами и достигать нужных результатов.

3. Создание положительного имиджа компании

В современном мире, когда компаний становится все больше, иметь положительный имидж – не привилегия, а необходимость. Это поможет бизнесу не только привлечь инвесторов, но и будет гарантией качества ваших услуг среди партнеров.

4. Сохранение лояльности клиентов

Компания, в которой урегулированы все процессы и четко прослеживается порядок в работе заслуживает бОльшее доверие клиентов.

5. Выгодное положение на рынке

Специалисты, знающие себе цену, не работают в компаниях-однодневках. Они выбирают проверенные временем организации, которые имеют свои традиции и правила. Таким образом, компания повышает свой бренд работодателя в глазах специалистов.

6. Корпоративная этика как часть адаптации

Новички, которые только пришли в компанию, легче переносят период онбординга, если имеют общее представление о деятельности компании и ее процессах. Перечень норм и правил избавляет нового сотрудника от лишних вопросов и сразу дает понять, подходит ему компания или нет.

7. Решение конфликтов

Правила корпоративной этики помогают решать конфликты внутри коллектива. При любой спорной ситуации, вы можете обратиться к перечню правил и грамотно уладить разногласия.

3 ошибки при составлении корпоративного кодекса

Какие же главные ошибки допускают компании, создавая правила корпоративной этики?

1. Этика только на бумаге

Создать правила – не значит им следовать. Важно не только прописывать правильные принципы, а и реализовывать их на практике.

2. Этика, как у конкурента

Копирование чужой этики – недопустимая ошибка в развитии корпоративной культуры. Пока компания не найдет свое истинное «лицо», она не может как следует развиваться.

3. Вместо этики – лозунги

Компания, которая прописывает кодекс этики лозунгами, на самом деле не говорит ничего конкретного, а значит – ей нечего сказать своим сотрудникам.

Почему в 2020 году компаниям необходима корпоративная этика: пример L’Oréal

Французская компания L’Oréal еще в далеком 2000 году выпустила собственный корпоративный кодекс этики. Через 14 лет компания выдала третье издание кодекса, доступное на 45 языках. Уже в 2019 году компания в десятый раз была названа одной из самых этичных мировых компаний. Кодекс этики L’Oréal охватывает стандарты качества в разработке продукции, исследованиях, маркетинге, логистике и условиях труда.

Ежегодное празднование Дня этики уже стало для компании традицией. На протяжении дня каждый сотрудник может задать вопросы руководству и получить на них ответы. В День этики принято напоминать сотрудникам о главных этических принципах компании: честности, уважении, смелости и прозрачности.

Пример L’Oréal доказывает, корпоративная этика работает на развитие бренда компании. В 2020, когда сотрудник выбирает компанию, а не наоборот, этический кодекс может стать тем фактором, который перевесит чашу весов в вашу пользу.

Источник

Корпоративная этика

«Отдел кадров коммерческой организации», 2015, N 8

Понятие «этика» было придумано древнегреческим ученым Аристотелем. Этика помогает уяснить, что следует делать, а что нет. В наше время этические установки и нормы морали являются неотъемлемой частью жизни. В профессиональной среде также существуют писаные и неписаные правила, которые определяют внешний вид сотрудников, стиль работы, взаимоотношения с партнерами, правила документооборота. Все это вместе и составляет корпоративную этику. А чтобы соблюдать ее (в любом аспекте), нужны такие качества, как отзывчивость, внимательность, доброжелательность, способность воспринимать критику, порядочность.

Система и принципы корпоративной этики

Конкретика. Отсутствие четко сформулированных правил неизбежно приводит к отсутствию преданности предприятию, что негативно сказывается на работе сотрудников, а значит, и на прибыли.

Единство. К примеру, забота об общих интересах организации и каждого сотрудника в отдельности, соблюдение норм делового общения, создание и поддержание делового имиджа и безупречной репутации организации, сохранение конфиденциальности информации.

Уважение и терпимость. Сотрудники организации должны уважительно относиться к тем, с кем взаимодействуют, проявлять терпимость к чужому мнению, вежливость, быть корректными.

Взаимность. На уровень выше, чем правила, которые устанавливаются корпоративным кодексом для персонала, стоят правила для организации в целом: ответственность за качество своей продукции и выполнение договорных обязательств, создание и поддержка взаимовыгодных отношений с поставщиками и потребителями, признание трудовых заслуг работников, обеспечение им достойного вознаграждения, социальных гарантий.

Ценности и виды корпоративной этики

В зависимости от истории, отношения к персоналу в компании и клиентуре корпоративная этика будет характеризоваться как традиционная, высококвалифицированная, инновационная или общественная.

Традиционная. Характеризуется стандартными отношениями с четко обозначенными ролями. Указы поступают сверху и выполняются подчиненными без обсуждения. Чаще всего этика этого вида встречается в компаниях с давно выработанными методами управления и ведения бизнеса, где она наиболее эффективна.

Инновационная корпоративная этика во многих аспектах противоположна традиционной. Инициатива и креативные идеи приветствуются на всех ступенях карьеры в компании. Некий риск также присутствует.

Общественная корпоративная этика свойственна организациям, в которых цели достигаются совместными усилиями, командной работой на основе доверительных отношений. Часто делается акцент на заботе о сотрудниках. В таких компаниях работникам чаще платят немного больше, чем обычно, присутствует система поощрений, вознаграждений за достижения.

Формироваться основные нормы корпоративного поведения начали в странах с наиболее развитыми рынками капитала: Англии, США и Канаде. Создавались корпоративные кодексы, которые регулировали практику корпоративного поведения, интересы акционеров, сферы полномочий директоров и руководства компанией.

Назначение корпоративной этики заключается в регулировании взаимоотношений сотрудников в рамках единого коллектива и формируется на основе общепринятых человеческих ценностей:

Кодекс корпоративной этики

Плюсы наличия корпоративного кодекса:

Таким образом, кодекс корпоративной этики является эффективным инструментом управления трудовым коллективом.

Заключение

Морально-нравственный климат на предприятии для решения экономических задач может играть не менее важную роль, чем грамотно организованный менеджмент. Отсутствие же корпоративной этики в компании приводит к тому, что персонал не ощущает ей преданности, в свою очередь, это сказывается на работе, а значит, на прибыли компании в целом. Моральная сплоченность коллектива, сознание ответственности друг перед другом за результаты труда способны сохранить предприятие даже при сильном давлении внешней среды и обеспечить стабильное развитие.

Источник

Этика делового общения: что это такое и зачем она необходима

Определение этики делового общения

Этика делового общения – это целый ряд норм и правил, которые регламентируют поведение каждого человека в процессе осуществления им трудовой деятельности. Сюда необходимо отнести как четко определенные правила, так и негласные. То, какие именно нормы существуют в той или иной конкретной организации, зависит от множества нюансов, среди которых:

Для чего нужна корпоративная этика. Смотреть фото Для чего нужна корпоративная этика. Смотреть картинку Для чего нужна корпоративная этика. Картинка про Для чего нужна корпоративная этика. Фото Для чего нужна корпоративная этика

Для чего необходимо знать и придерживаться этики делового общения?

Без нее деловое общение приобретает абсолютно беспорядочный характер. Этика делового общения необходима не только для общения между сотрудниками компании, но также для ведения переговоров с представителями других организаций, Клиентами и т.д.

Какое оно, деловое общение?

Нормы и стандарты, в соответствии с которыми протекает деловое общение, условно можно разделить на две группы:

Все деловое общение можно условно разделить на две категории:

Первое значительно результативнее, а наиболее сложным вариантом делового общения считается разговор по телефону.

Некоторые правила и рекомендации

Можно выделить целый ряд основополагающих принципов, которые следует знать каждому, кто хочет добиться успеха в своей профессиональной сфере деятельности:

Этика бизнеса. Что нужно знать о культуре делового сотрудничества?

Этика бизнеса, профессиональных отношений – это давнее понятие, возникшее со времен осуществления людьми первых сделок обмена какими-либо предметами. Очевидно, что сегодня этика бизнеса существенно изменилась и включает в себя соблюдение прав каждого человека, принятие общечеловеческих норм поведения, строгое исполнение законодательных и нормативных актов.

Этические правила отношений в бизнесе

Правила бизнес этикета или профессиональной этики выстраиваются преимущественно на соблюдении общепринятых моральных норм и норм законодательства. Для достижения целей и получения большей прибыли подходят далеко не все средства. Конкуренция, какая бы она ни была жесткая, не должна вестись «грязными» методами.

Основные направления бизнес этики

Каждое направление имеет свои принципы, как закрепленные законодательно, так и неписанные правила, принятые обществом как необходимые.

Отношения внутри коллектива

Внутренняя этика определяется каждой компанией самостоятельно с учетом отраслевых или исторических традиций. Наряду с этим имеют место единые стандарты:

Партнерские отношения

Правила партнерских отношений указывают на недопустимость каких-либо махинаций и подтасовок. Махинация – это форма обмана, которая дает кратковременный результат. Информация об обмане при совершении сделки рано или поздно вскроется и приведет в дальнейшем к финансовым потерям.

Отношения с клиентами

Сегодняшний клиент владеет достаточной информацией, поэтому вводить его в заблуждение не только сложно, но и чревато последствиями, учитывая возможные судебные разбирательства.

Общаясь с клиентом:

Внесоциальные стандарты

К внесоциальным стандартам относятся экологические и эстетические правила ведения бизнеса. Например, сброс отходов в реку – это процесс, который негативно воздействует на окружающую среду и противоречит всем нормам этики.

Неукоснительное следование этике ведения бизнеса позволит: создать деловую, рабочую атмосферу внутри коллектива; организовать взаимовыгодное сотрудничество с партнерами; получить достойную репутацию у клиентов. Все это будет способствовать развитию и процветанию бизнеса.

Переписка по электронной почте: этика и правила

Для чего нужна корпоративная этика. Смотреть фото Для чего нужна корпоративная этика. Смотреть картинку Для чего нужна корпоративная этика. Картинка про Для чего нужна корпоративная этика. Фото Для чего нужна корпоративная этика

С развитием интернета в нашу жизнь пришёл новый вид связи, ставший уже привычным для всех – электронная почта. Ей пользуется каждый из нас в большей или меньшей степени. Это касается и общения по деловым вопросам, и решения личных вопросов. Но даже в офисах, где сотрудники каждый день используют email, зачастую сталкиваешься с отсутствием понимания базовых правил ведения такой переписки.

Итак, что же стоит учесть при написании писем посредством электронной почты, чтобы зарекомендовать себя как грамотного и этичного человека?

В первую очередь необходимо решить, кому вы пишете, в зависимости от поставленной цели. Если вы берёте информацию с сайта, постарайтесь определить именно то контактное лицо или отдел, который отвечает за ваш вопрос. Не пишите на все указанные адреса, указанные в разделе «Контакты». Если это внутренняя корпоративная почта, не используйте массовые рассылки, а постарайтесь сузить круг адресатов до заинтересованных или ответственных лиц.

В случае, когда вы не уверены в корректности адресата, в конце запроса вы можете добавить фразу «Если запрос не к вам, прошу переадресовать мое письмо ответственным лицам, либо сообщить их контакты».

И ещё один нюанс – при ответе на письмо обратите внимание, стоит ли оставлять все адреса в копии или есть смысл сократить список.

Обязательно указывайте тему письма. Правильная тема письма привлекает внимание и интерес. Тема должна быть четкая и лаконичная, без сокращений, множества пунктуационных знаков и заглавных букв. Отразите в ней основную суть запроса.

Конечно, начать письмо необходимо с приветствия. Самый оптимальный вариант — вне зависимости от времени суток использовать фразу «Добрый день!». Если переписка неформальная, можно написать и «Доброго времени суток», и «Привет!», но поздороваться в любом случае необходимо.

Если вы пишете одному человеку и знаете его имя, обязательно укажите его в приветствии. Ведь всем известно, что личное имя — самое приятное слово для человека. Тогда адресат более внимательно воспримет ваш запрос. Если пишете группе людей, используйте, в зависимости от ситуации, слова коллеги, друзья, партнёры.

Обратите внимание на длину текста. Все зависит от ситуации и контекста, но не стоит делать письмо слишком длинным, иначе информация будет воспринята частично или не дочитана до конца. Пишите кратко и по существу, без лишних слов. Не используйте сокращения и жаргон.

Если текст длинный, разбивайте его на небольшие абзацы или нумерованные пункты.

Не стоит использовать крупный шрифт и выделение ярким цветом без необходимости.

В конце письма обязательно нужна подпись. Если вы выступаете как представитель компании, то в подписи также должны быть указаны наименование компании, ваша должность и контакты. Если переписка не столь формальная, то достаточно имени. Стандартной является фраза «С уважением» перед именем, либо «Спасибо!».

Источник

Главное — суметь донести до персонала важность правил корпоративной этики

Знакомить с правилами корпоративной этики под подпись нет смысла: если я не приму их близко к сердцу как работник, я не буду их соблюдать, даже если подписал документ.

Корпоративная культура — это более широкое понятие, чем корпоративная этика. Этика входит в культуру. Этика — это то, какими принципами руководствуется человек, когда работает в компании. Поведение, которого от него ожидает компания, и восприятие его человеком. Корпоративная культура — это процедуры, которые могут быть созданы в связи с этим.

Поскольку человек работает в коллективе, который вне зависимости от того, хотим мы или нет, генерирует свои правила поведения, то какие-то негласные правила корпоративной этики — плохие они или хорошие — есть всегда. Такова природа человека. Сказать, что их нет, — это неправильно. Есть определенные рамки, в которых человек работает в компании.

Итак, правила есть всегда. Но их нужно формализовать и оформить в письменном виде. Во-первых, таким образом человек увидит, чего от него ожидает работодатель: какого поведения. Формализация правил нужна для систематизации: чтобы мы видели, какие действия нам помогают добиваться своей стратегии и цели. Выносить эти правила на уровень регламента неэффективно, но некий список в качестве плаката с картинками и тезисами быть должен. Там надо описать, какого поведения должны придерживаться сотрудники. Такой документ сразу же снимет многие вопросы. И руководство сможет оперировать этими понятиями.

По моему мнению, корпоративная этика важна для всех сфер бизнеса, так как в каждом бизнесе есть коллектив. Он создан для того, чтобы решать задачи предприятия с учетом человеческого фактора. От библиотеки до IT-компании, от производственного предприятия до министерства — везде должны быть свои правила поведения. Они нужны всегда, потому что они определяют правила организации, у которой свои цели.

Корпоративная этика важна на всех уровнях персонала. Не может быть такой ситуации, когда на одном уровне мы эту этику принимаем во внимание, а на другом нет. Корпоративная этика, по моему мнению, основывается на общих принципах, которые для всех равны. Важно, чтобы сотрудники всех уровней придерживались данных правил — от генерального директора до уборщицы. Топ-менеджмент должен не просто провозглашать этические принципы, а показывать пример, следуя ей. В противном случае линейный сотрудник может сказать: «Вы провозглашаете честность, а на самом деле ее не придерживаетесь!».

Если «топы» заинтересованы, чтобы их организация развивалась, то они сами должны осознавать необходимость этого и начинать формировать корпоративную культуру и корпоративную этику. Как показывает практика, самое лучшее внедрение происходит тогда, когда сам топ-менеджмент показывает на своем примере, как надо себя вести не словах, а на деле!

Есть десять библейских заповедей, которые одинаковы для всех. И одна из заповедей, как известно, «не укради». Воровать можно где угодно — в любом бизнесе и на любом уровне — опять же от уборщицы до генерального директора. Неизвестно, что хуже: своровать в магазине батон колбасы или в IT-компании программу или продукт и нанести бизнесу серьезный коммерческий ущерб. Если в компании происходит воровство, то надо задуматься о причинах. В первую очередь, этот вопрос должен задать себе топ-менеджмент. Если воровство стало регулярным, значит, люди не вовлечены в общий процесс. Они воспринимают организацию как временное убежище, перевалочный пункт, с которого можно утащить все, что плохо лежит. Основной аспект корпоративной этики в торговле и вообще любой сфере услуг — это ориентация на клиента и покупателя, вежливость и обходительность.

Когда мы берем персонал, мы оцениваем его компетенции. Если человек не будет проходить по результатам интервью по компетенциям, то мы ему откажем в работе в компании. Знакомить с правилами корпоративной этики под подпись нет смысла: если я как работник не приму их близко к сердцу, я не буду их соблюдать, даже если подписал документ. Формальное знакомство с корпоративными правилами не даст ничего. Необходимо, чтобы сотрудник знал о принятых корпоративных правилах. Но оценивать, насколько люди их воспринимают, реально только в результате мониторинга и наблюдения за их поведением.

Корпоративная этика — это не свод правил и регламентов, под которыми ты подписался и который обязан выполнять. Они должны быть восприняты душой человека. Он должен придти к осознанию, что действительно понимает, принимает эти правила и руководствуется ими. Необходимо реализовывать мероприятия для того, чтобы продвигать эти ценности в коллективе.

«Профессиональные искатели работы» переходят с места на место не потому, что их не устраивает корпоративная культура компаний. Просто эти люди все время ищут, где им может быть лучше. И при этом, скорее всего, они не совсем профессиональны, потому что за короткий срок показать и реализовать себя довольно сложно. Если на долгий срок остаешься в компании, то тебе постоянно надо будет показывать свою результативность. Так, постоянно меняя работу, можно ссылаться на то, что на прошлом месте не успел еще проявить себя, потому что ушел слишком быстро. Связывать поведение таких «летунов» с корпоративной культурой не совсем правильно, потому что в большинстве компаний базис один. Если предположить, что я часто меняю работу, потому что просто не могу влиться в культуру, то это должно означать, что я вообще нигде не способен работать, потому что она у всех одинаковая.

Ситуационный подход в управлении — самый оптимальный, поскольку все зависит от ситуации. Если компания находится в кризисе, то жесткие меры, применяемые Джеком Уэлчем, допустимы. Другое дело, что надо объяснять людям, почему это надо сейчас: что этого требует сама жизнь, иначе бизнес не выживет. Если компания в расцвете, то применение жестких условий — это просто катастрофа. Только сменой корпоративной этики в кризисные времена не обойтись. Она должна стать фундаментом.

Как мы уже говорили, корпоративная этика или корпоративная культура — это то, как я чувствую и как отношусь к этим правилам. Если руководство убедит меня, что в данный момент необходимо поменяться, и я вижу, что само руководство это делает, я понимаю и принимаю в душе эти новшества. Такой подход поможет компании выйти из кризиса. Но одними убеждениями и сменой корпоративной этики не проживешь, потому что компания в кризис вынуждена сокращать затраты, персонал. И тогда оставшимся приходится работать больше.
Если они понимают, что завтра — катастрофа и надо сейчас очень постараться, чтобы выжить, они пойдут навстречу руководству. И тогда компания получит лишнюю капельку труда каждого сотрудника. Если таким подходом будет руководствоваться большинство сотрудников, есть шансы пережить
кризис.

Смена лидера или команды «топов» не всегда приводит к смене корпоративной этики. Если в компании была выстроена четкая и понятная корпоративная культура и люди ее придерживались, она была правильной с точки зрения бизнеса, то зачем новой команде ее менять? Другое дело, если она не была нигде обозначена, никто ею не занимался. Начинать ее формализовать или менять следует в зависимости от ситуации. Смена правил в кризис оправданна. Я знаю примеры, когда новая команда с новым взглядом начинает по-новому управлять процессами, но не согласен, что смена топ-менеджмента сразу равна смене корпоративной этики.

Человек — это очень сложное создание. В любом случае мы, нанимая сотрудника, имеем большой риск: нам до конца не понятно, как он будет работать на своем месте. На собеседовании человек рассказывает о своем опыте, о том, как проявляются его личностные качества. И хороший специалист по рекрутингу сможет выявить его компетенции. Когда кандидат рассказывает о своей жизни и предыдущем опыте, он показывает, как добивался целей, выстраивал свою работу, — и здесь уже можно понять, чем он руководствовался в своей работе.

Из практики могу сказать, что те, кто добивается хороших результатов, никогда плохо не отзываются о коллегах. Они всегда воспринимают себя как часть команды, а не приписывают себе все победы, не говоря уже о поражениях. По таким вещам становится понятно, готов ли человек работать в команде, как он будет себя преподносить, как будет себя вести и отзываться в будущем о компании. У профессиональных рекрутеров есть свои механизмы, позволяющие вывести человека на искренний разговор.

Все компании опираются на базовые принципы. Говоря о корпоративной этике партнеров, в первую очередь было бы интересно знать о самом первом лице и его окружении: что они за люди, как с ними можно выйти на контакт. Не могу сказать, что знание корпоративной культуры партнера однозначно поможет мне наладить с ним отношения. Другое дело, что за первое лицо стоит во главе бизнеса и кто его окружение, потому что придется взаимодействовать непосредственно с ними.

Формализация корпоративной культуры — это, скорее, редкость, чем правило. Запад в этом плане ушел гораздо дальше. Почему-то для нашего человека даже провозглашение таких принципов, как честность, отсутствие вороватости, воспринимаются с иронией. То ли потому, что это наследие советской эпохи, то ли потому, что мы любим провозглашать правила и затем не придерживаться их. Но когда мы видим корпоративную культуру западной компании, мы воспринимаем ее с ухмылкой. Думаю, так говорит в нас скрытая зависть.

Если мы пытаемся внедрить в компании контроль за соблюдением правил корпоративной этики, то нам надо задать самим себе вопрос: «Если мы постоянно напоминаем, то это значит, что человек делает постоянно что-то не так?». Это означает, что вы либо не убедили сотрудников в рациональности и полезности соблюдения этих правил, либо он внутренне с ними не согласен, поэтому борется с ними. Часто эта борьба идет на подсознательном уровне — отсюда саботаж правил. Наблюдать и периодически поправлять поведение людей надо, не спорю. Но делать это постоянно не вижу смысла. Значит, надо что-то делать с процедурой внедрения либо с корпоративной политикой в компании. Тем более если сопротивление относится не к единичному человеку, а это массовое явление.

Наказывать за нарушение правил этики следует в зависимости от степени ошибки. Если сотрудник украл, то тут все понятно и вариантов нет: его надо увольнять. Другое дело, например, культура взаимоотношений. Если человек грубит или позволяет себе какие-то подобные вещи, то наказывать нет смысла, потому что он в этом случае еще сильнее разозлится. Оптимальный вариант — найти авторитетного для него человека, который бы объяснил ему, почему не стоит вести себя таким образом. Если менеджер по работе с клиентами недостаточно вежлив, например, оставляет просьбы клиента без рассмотрения, затягивает сроки исполнения, то надо ему объяснить, что именно клиент приносит деньги в компанию. И таким поведением он сам рубит сук, на котором сидит. От его поведения зависит прибыль компании и его прибыль: в сфере услуг она должна быть увязана с его коммерческой эффективностью. Не уделяя должного внимания проблеме клиента, сотрудник становится малоэффективен. Ему надо объяснить, что он сидит здесь не для компании, а для клиента. Но если такую работу будет вести с ним не авторитетный для него человек, нужной реакции не будет. Опытный человек найдет способ, как на примере показать эффективность соблюдения правил работы с клиентами или коллегами. Мы не рассматриваем вариант, когда сотрудник вообще не воспринимает корпоративную культуру.

Сейчас выделяют три поколения молодых сотрудников: x, у, z. Как показывает практика, у каждого поколения есть свои «тараканы в голове». И к каждому поколению нужен свой подход. Общие правила одинаковы для всех. Другое дело, что поколение Y интересует другое, нежели то, что интересует поколение Х и будет интересовать следующее поколение. Надо делать корпоративную культуру гибкой, чтобы она по возможности учитывала интересы всех категорий сотрудников в зависимости от возраста. Если мы возьмем людей, рожденных в 1950-х и в 1980-х годах, то понятно, что они разные. И пытаться навязать им одинаковые нормы поведения бесполезно. Ими движут разные стимулы.

Молодому сотруднику, который говорит про компанию, что «это не атомная станция и не подводная лодка», не смогли донести на понятном ему языке, что соблюдать принятые правила необходимо. Говорить можно об одном и том же, но разным языком. Я вспомнил рекламу одного сотового оператора, когда к менеджеру приходит «реальный пацан» и менеджер начинает с ним общаться в таком же стиле. И они быстро находят общий язык, отлично понимают друг друга. Многие компании, работающие с молодыми сотрудниками, составляют свод правил в формате комиксов.

Теорию поколений необходимо учитывать, когда мы внедряем корпоративную культуру. Есть исследования, чем руководствуется каждое поколение в своей деятельности. Например, поколение 50-60-х интересует общность. Для моего поколения — сорокалетних — больше интересно, чтобы оценили и отметили. Также важна возможность участвовать в интересных корпоративных проектах. Молодым сотрудникам важен индивидуальный подход к ним, интересные, амбициозные задачи. Карьерный рост им важен во вторую очередь. Вспоминаются слова господина Соловьева, который был поставщиком волонтеров для Олимпийских игр 2014 года. Они думали, что волонтерами движет идея представлять свою страну на Олимпиаде. На самом деле, исследование показало, что молодежи было важно «потусить» среди себе подобных — ярких и амбициозных, а также пообщаться с иностранцами. Так что, узнавайте мотивы своих сотрудников — и тогда ваши правила будут им понятны.

Автор: Петр Ковшевой, директор по персоналу предприятия корпорации «Росатом»

Беседовала Наталья Матюшина

УСПЕЙТЕ ДО НГ!

Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *