Для чего нужна коррекционная педагогика

Коррекционная педагогика

Для чего нужна коррекционная педагогика. Смотреть фото Для чего нужна коррекционная педагогика. Смотреть картинку Для чего нужна коррекционная педагогика. Картинка про Для чего нужна коррекционная педагогика. Фото Для чего нужна коррекционная педагогика Галина Карабанова
Коррекционная педагогика

Коррекционная педагогика- это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психофизическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.

Коррекционная педагогикаоперирует следующими категориями:

4. Компенсация (возмещение, перестройка, или замещение нарушенных функций);

5. Коррекция (система педагогических мер воздействия);

6. Реабилитация (восстановление);

7. Адаптация (приспособление).

Занятие: Развиваемся играя.

Цель занятия: Развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного психологического развития.

1. Развитие мелкой моторики.

2. Развитие эмоциональной сферы.

3. Развитие логического мышления, внимание, речи.

1. Организационная часть- 2мин.

2. Практическая часть-16 мин. Комплекс психогимнастических упражнений, комплекс психоразвивающих упражнений

Необходимые материалы: карточки с фигурками, разрезанные картинки, бусинки, проволка.

Ход занятия:

Игра «Родная тропинка»: расположить карточки по темам. Способствует развитию воображения, внимание, памяти, речи и мышления.

Игра «Собери бусы»: собрать на проволку бусинки, чередавать цвета. Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Я на солнышке лежу» (релаксационное упражнение). Дети лежа на коврике слушают музыку, представляют, что они загораю под летним жарким солнцем.

«Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольника» Народная педагогика отражает мысли, чаяния, образ жизни народа, его устремления и самосознание. Народная педагогика – это результат коллективного.

Вальдорфская педагогика Вальдорфская педагогика опирается на идею Р. Штайнера, суть которой в том, что все силы — души, мысли, чувства, воли — ребенка составляют.

Индивидуальная коррекционная программа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово» Индивидуальная.

Для чего нужна коррекционная педагогика. Смотреть фото Для чего нужна коррекционная педагогика. Смотреть картинку Для чего нужна коррекционная педагогика. Картинка про Для чего нужна коррекционная педагогика. Фото Для чего нужна коррекционная педагогикаКонсультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Для чего нужна коррекционная педагогика. Смотреть фото Для чего нужна коррекционная педагогика. Смотреть картинку Для чего нужна коррекционная педагогика. Картинка про Для чего нужна коррекционная педагогика. Фото Для чего нужна коррекционная педагогикаМузейная педагогика «Мир космоса» — фотоотчет Мини- музеи, расположенные в группе детского сада, очень нравятся детям. И День открытых дверей в нашем мини-музее «Мир космоса» ребята.

Для чего нужна коррекционная педагогика. Смотреть фото Для чего нужна коррекционная педагогика. Смотреть картинку Для чего нужна коррекционная педагогика. Картинка про Для чего нужна коррекционная педагогика. Фото Для чего нужна коррекционная педагогикаМузейная педагогика в ДОУ. В нашем детском саду мини-музеи стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды и показали свою значимость в воспитании и развитии.

Педагогика моими глазами Педагогика не является наукой о хорошем укладе жизни. Это наука о том,как воспитать здоровых,чесных,счастливых людей. Но эта наука применима.

Проект «Музейная педагогика» Пояснительная записка Педагогический коллектив детского сада «Красная шапочка» целенаправленно и планомерно работает над повышением качества.

Психология и педагогика межкультурных коммуникаций Программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) Коршунов Роман Валерьевич Муниципальное бюджетное дошкольное.

Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС. Подготовила Жданова Наталья Владимировна Учитель – дефектолог Классификация.

Источник

Коррекционный педагог. Описание профессии

Кто такой коррекционный педагог и чем занимается

Коррекционный педагог — это специалист для работы с детьми с физическими и психическими отклонениями — синдром Дауна, ДЦП, аутизмом, детьми с задержкой развития, нарушениями слуха и зрения.

Такой педагог обучает ребенка писать, читать и взаимодействовать с окружающим миром, комфортно чувствовать себя в обществе.

Коррекционный педагог участвует в работе медико-педагогических комиссий, методических объединений.

Отличие коррекционного педагога от дефектолога и логопеда

Легко запутаться между этими тремя специалистами, потому что они работают в смежных областях.

Логопед занимается проблемами речи у детей любого возраста. Вместе с речью работает над улучшением памяти ребенка, внимания, моторики — мелкой и крупной.

Дефектолог — специалист с высшим образованием, также как и коррекционный педагог, работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — помогает им адаптироваться в коллективе, учит обслуживать себя, общаться.

Плюсы и минусы профессии коррекционный педагог

Для чего идут в профессию и какие сложности ожидают специалиста.

Плюсы:

Минусы:

Где учиться на коррекционного педагога

Для работы коррекционным педагогом требуется среднее профессиональное образование в сфере «Образование и педагогика» с квалификацией по коду специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Есть два варианта получить диплом с квалификацией «Коррекционный педагог»:

После 9 класса обучение займёт 4 года 10 месяцев, после 11 — 3 года 10 месяцев. При этом, если у вас есть дипломы о профессиональном образовании, колледж зачтёт предметы, которые вы уже сдавали.

Вступительных экзаменов нет, результаты ЕГЭ не требуются.

По окончании обучения вы получаете диплом государственного образца и диплом о переподготовке специалиста — «коррекционный педагог».

Подробно об особенностях дистанционного* обучения в статье «Дистанционное обучение в колледже: плюсы и минусы».

Востребованность

В 2020 году коррекционный педагог требуется в 4 594 организациях.

Для чего нужна коррекционная педагогика. Смотреть фото Для чего нужна коррекционная педагогика. Смотреть картинку Для чего нужна коррекционная педагогика. Картинка про Для чего нужна коррекционная педагогика. Фото Для чего нужна коррекционная педагогика

Уровень востребованности таких учителей будет только расти — всё больше открывается классов, где реализуется ФГОС. По этому стандарту в общеобразовательном классе должны быть 1-2 ребёнка с ОВЗ и сохранным интеллектом. Не каждый педагог умеет работать с такими детьми. Нужно знать подход и методики, чтобы они успешно адаптировались в классе, а затем обществе.

Зарплата коррекционного педагога

На уровень зарплаты коррекционного учителя влияют множество факторов: место работы, регион, уровень квалификации, степень занятости и другие.

В среднем он получает 25 000 руб. в месяц при полном рабочем дне.

Для чего нужна коррекционная педагогика. Смотреть фото Для чего нужна коррекционная педагогика. Смотреть картинку Для чего нужна коррекционная педагогика. Картинка про Для чего нужна коррекционная педагогика. Фото Для чего нужна коррекционная педагогика

Коррекционный педагог, работающий дистанционно, зарабатывает от 1000 до 2000 руб. за 60 минут занятия.

Где может работать коррекционный педагог

Педагог с квалификацией «Коррекционная педагогика» работает в:

Также коррекционный педагог может работать самозанятым репетитором.

Если вы хотите быть востребованным специалистом, чувствуете в себе потребность помогать особенным детям — посмотрите программы обучения по специальности «Коррекционный педагог».

Источник

Подходит ли вам профессия педагога начальных классов коррекционного образования?

Для чего нужна коррекционная педагогика. Смотреть фото Для чего нужна коррекционная педагогика. Смотреть картинку Для чего нужна коррекционная педагогика. Картинка про Для чего нужна коррекционная педагогика. Фото Для чего нужна коррекционная педагогикаУчитель начальных классов коррекционного образования занимается воспитанием и обучением детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Таким ребятам гораздо труднее учиться, чем их сверстникам без ограничений здоровья, — им требуется профессиональная помощь в коррекции недостатков развития. Именно поэтому роль специального педагога так важна — от него зависит будущее учеников.

Профессию учителя выбирают сердцем, особенно когда речь идет о работе с особенными детьми. Но все же, прежде чем сделать окончательный выбор, убедитесь, что она вам подходит.

Мы расскажем о работе педагогов компенсирующего образования, а также объясним, где можно получить эту профессию, и дадим ссылки на курсы.

С какими детьми работают учителя компенсирующего и коррекционно-развивающего образования?

С детьми с ОВЗ. В их числе слабослышащие, слабовидящие, дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройствами аутистического спектра (РАС).

У большинства таких учеников основное ограничение здоровья «тянет» за собой комплекс других особенностей. В частности, если ребенок плохо слышит, у него, скорее всего, будут трудности в освоении речи.

Именно поэтому изучение коррекционной педагогики в начальном образовании предполагает погружение в смежные дисциплины. Хороший учитель должен знать не только детскую психологию и педагогику, но также основы физиологии, дефектологии и анатомии, методы и технологии работы с детьми с разными особенностями.

Если вы выберете работу в сфере коррекционного начального образования, то изучите много дополнительных дисциплин помимо общепедагогических и будете регулярно знакомиться с новыми методиками, обмениваться опытом с коллегами, изучать исследования и рекомендации ученых и педагогов. Такая работа предполагает постоянное развитие.

Обязанности учителя начальных классов коррекционного образования

Полный список обязанностей вы найдете в должностной инструкции, а она у каждой организации своя. Но есть общий перечень, на который можно ориентироваться.

Часто работа педагога начинается с комплектации классов. Специалист должен учесть особенности каждого ребенка, чтобы собрать группы, в которых дети смогут учиться наиболее эффективно. Для этого учитель использует разные методы, обычно в комплексе:

Перечисленные методы помогают выполнять и другие обязанности: составлять планы уроков, формировать индивидуальные программы для некоторых учеников. В начале учебного года педагог готовит характеристику и план развития для каждого ребенка, в процессе обучения отслеживает динамику развития, а в конце года фиксирует достижения и дает рекомендации по корректировке индивидуальной программы. Будьте готовы к большому объему бумажной работы. Ее нужно выполнять ответственно: на ваши записи и рекомендации будут опираться другие специалисты, в том числе учителя, которые начнут работать с ребенком после перехода в 5 класс.

В обязанности педагога компенсирующего образования также входит взаимодействие со специалистами (дефектологом, психологом и пр.), консультирование родителей и учителей (инструктора по физкультуре, учителя музыки и пр.) Иногда это требует проведения лекций и групповых занятий.

Особенности работы: к чему нужно быть готовым?

Коррекционная педагогика в начальных классах — это не только обучение письму и чтению, математике и естествознанию. Вам предстоит научить детей с ОВЗ анализировать информацию, рассуждать, работать самостоятельно, в парах и в группах, соблюдать правила, быть дисциплинированными, планировать свое время. От этих навыков зависит и дальнейшее обучение, и само будущее детей.

Несмотря на то, что создана обширная база знаний по работе с детьми с ОВЗ, разработаны и усовершенствованы разнообразные программы обучения, вам наверняка придется корректировать планы. Иногда — после каждого занятия. Задержки развития и ограничения здоровья могут быть очень разными. В результате материал, который один класс проходит без проблем, другой осваивает вдвое медленнее. Вы должны быть к этому готовы.

Иногда менять план приходится прямо во время урока. Помните, что детям с ОВЗ учеба дается гораздо труднее, чем их сверстникам без ограничений здоровья. Излишнее давление может вызвать переутомление и даже нервный срыв. Поэтому уже в первой половине урока вы должны понять, легко дети усваивают тему или нужно отложить часть запланированного материала на следующее занятие.

Дети с ОВЗ могут часто болеть и пропускать уроки. При этом в большинстве случаев они не готовы самостоятельно пройти тему дома, а родители не всегда понимают, как учить такого ребенка. Конечно, можно помочь детям освоить пропущенный материал во время индивидуальных занятий. Но на быстрый результат рассчитывать не стоит — дети с ограничениями здоровья легко утомляются.

Домашние задания — еще одна важная тема. Часто приходится готовить сразу несколько заданий для разных детей с учетом их особенностей. Нередко требуется и особая работа с родителями — они должны знать, как помочь ребенку сделать домашнее задание, если потребуется.

В начальных классах очень важен пример, который подает взрослый. Терпение, тактичность, умение оставлять бытовые заботы за дверями школы, способность сопереживать и тонко чувствовать чужие эмоции, находить общий язык с разными детьми — важные качества для педагога.

У учеников младших классов еще не сформирована адекватная самооценка, и они во многом строят ее, опираясь на слова и поступки взрослых. И при работе с детьми с ОВЗ это особенно важно учитывать: несколько неосторожных фраз могут убедить ребенка, что он «хуже других», «не способен хорошо учиться из-за проблем со здоровьем» и вообще «плохой ребенок». Важна вера в способности каждого ребенка, готовность поддерживать, настойчивость в стремлении добиться результата.

Готовы ли вы к этому? Если да — выбирайте вариант обучения.

Как выучиться на педагога в коррекционном начальном образовании?

Первый вариант — поступить в вуз и получить специальность, проучившись 5 лет. Если у вас еще нет высшего образования, этот вариант идеально вам подходит. Но если вы уже окончили вуз, вам нет смысла тратить несколько лет на получение второго высшего образования. Вместо этого вы можете пройти курсы профессиональной переподготовки за несколько месяцев и устроиться на работу по новой специальности.

Обучение коррекционной педагогике в начальном образовании может проходить в дистанционном* формате — именно так учат в АНО ДПО «УрИПКиП». Это значит, что вы сможете учиться без отрыва от работы, изучать материал и выполнять практические задания в удобное время, не отпрашиваясь у руководства и не меняя личные планы. Всё, начиная с поступления и заканчивая получением диплома о профпереподготовке, проводится удаленно.

Обратите внимание на программы:

Квалификация: Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Дисциплины: Общепрофессиональные, специальные и дополнительные по второй специализации

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

Квалификация: Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

Для поступления на курсы АНО ДПО «УрИПКиП» по коррекционной педагогике в начальной школе не нужно дожидаться 1 сентября и сдавать экзамены: набор в новые группы ведется каждый месяц, а для зачисления нужно лишь предоставить пакет документов.

Если вы успешно пройдете обучение и сдадите итоговые экзамены, то получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца. Его выдает организация с государственной лицензией — работодатели доверяют таким документам.

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Источник

Коррекционная (специальная) педагогика

Термины «Специальная педагогика» и «Коррекционная педагогика» в настоящее время используются в научном и социальном контексте как синонимы для обозначения одной области педагогики.

Коррекционная (специальная) педагогика состоит из разделов, изучающих условия обучения и воспитания детей с определенным нарушением развития (глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; детей с нарушением интеллекта; эмоционального развития; функций опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития, сложной структурой нарушений).

Главной задачей интересующей нас области педагогики является разработка методологических, теоретических и методических основ систем специального обучения и воспитания. В рамках сложившейся отечественной научной традиции главными ценностями специального образования применительно к каждому возрастному этапу признаются продвижение ребенка по пути нормального психического развития, предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений, уровень личностного развития, образования и жизненной компетенции.

Центральной проблемой коррекционной (специальной) педагогики является поиск путей разрешения противоречия между необходимостью и возможностью взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт, поскольку в случаях нарушения развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными традиционные способы решения традиционных образовательных и воспитательных задач. Вследствие этого, на каждом этапе возрастного развития возникает задача разработки «обходных путей» и специфичных средств решения традиционных образовательных и воспитательных задач.

Актуальная для всех областей педагогики проблема соотношения обучения и развития является для коррекционной (специальной) педагогики неотъемлемой и фундаментальной проблемой, но ее разрешение становится значительно более сложным, чем в любой другой области педагогики. Биологическое неблагополучие ребенка (нарушение слуха, зрения, центральной нервной системы и др.) осмысливается как первичная предпосылка нарушения его взаимодействия с окружающим миром, способного вызвать отклонения в психическом развитии, которые могут быть в значительной степени предупреждены и преодолены посредством обучения, но обучения специально организованного и особым образом устроенного. Судьба детей зависит от того, как осмысляется и разрешается в системе специального образования проблема соотношения обучения и развития.

Исторически первыми возникли и начали развиваться в начале XIX века отечественная сурдопедагогика и тифлопедагогика, в последней четверти XIX века – олигофренопедагогика, и именно с этих разделов началось становление интересующей нас области педагогики.

Тесно связанные с медицинскими и психологическими дисциплинами, сурдопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика были изначально направлены на разрешение проблем обучения и воспитания, культурного развития и преодоления его нарушений у аномального ребенка, нормализации его взаимодействия с окружающим миром, подготовки к взрослой и, насколько возможно, самостоятельной жизни. Понимая, сколь существенно расхождение линий биологического и культурного развития аномальных детей, основоположники отечественной сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики подчиняли свои научные поиски и практическую работу задаче культурного развития и преодоления его нарушений у детей посредством специального обучения и воспитания.

Закономерен предпринятый на этом этапе анализ зарубежной литературы и накопленного в странах Западной Европы практического опыта обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Характерным в это время является стремление к творческому осмыслению (но не прямому заимствованию) методологических, теоретических и методических основ оформляющихся на Западе систем воспитания и обучения аномальных детей.

Уже на исходном этапе своего развития коррекционная (специальная) педагогика направлена на целостное изучение аномального ребенка. Ей свойственно понимание детской психики как живой развивающейся системы, поэтому выявляемый у глухого, слепого, умственно отсталого ребенка уровень психического развития и характерный комплекс его нарушений не воспринимается педагогами как неизбежная данность. Свидетельством чему являются их поиски путей и методов обучения, способных привести и к преодолению (в той или иной степени) вторичных нарушений психического развития, и к продвижению ребенка в развитии в целом.

Настойчивые попытки педагогов-дефектологов преодолеть немоту глухого, нарушения пространственной ориентировки слепого, социальной компетенции умственно отсталого ребенка являются показателем их убежденности в том, что данные нарушения психического развития могут преодолеваться посредством особого обучения и воспитания. Практические достижения в преодолении последствий глухоты, слепоты, умственной отсталости, формировании тех или иных знаний и культурных навыков осмысливаются педагогами как достижение в раскрытии доли потенциальных возможностей детей, продолжающих оставаться в целом непознанными и не раскрытыми в силу несовершенства специального обучения.

Выявляемый у ребенка уровень развития и комплекс его нарушений осмысливается в проекции условий его обучения и воспитания. Поиски в области содержания специального обучения подчинены на исходном этапе задаче определения возможного и необходимого (в конкретных социо-культурных условиях жизни общества), уровня образования детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и их подготовки в специальных образовательных учреждениях к взрослой, насколько возможно самостоятельной, жизни.

Крупным достижением дореволюционного этапа стало создание в России к началу ХХ века сети специальных учебных заведений для глухих, слепых и умственно отсталых детей.

На следующем этапе развития, который соотносится с временем становления и укрепления советского государства, коррекционная (специальная) педагогика расширяет сферу своих исследований и область их практического применения.

Интенсивно развивается теория и практика логопедии. Осмысливается введенное Л.С.Выготским понятие «структура нарушения» применительно к детям с тяжелыми нарушениями речи. Разрабатывается и обосновывается подход к построению психолого- педагогической классификации данной категории детей, позволяющей педагогу ясно представить себе системный характер и иерархическую организацию нарушений высшей психической функции, влияние этого нарушения на общее развитие ребенка. Такого рода классификация рассматривается как необходимый логопеду инструмент для построения системной коррекции нарушенной функции в контексте общего развития ребенка. Разрабатываются подходы к системной коррекции нарушений речи, различных по своей этиологии, характеру, степени выраженности и времени возникновения.

Проблема изучения процессов развития и обучения детей с частичным расстройством функций слухового анализатора (слабослышащих) рассматривается в контексте культурно- исторической теории Л.С.Выготского и изначально ставится как общая для коррекционной (специальной) педагогики проблема понимания качественного своеобразия развития детей «с частичным дефектом», обуславливающего необходимость построения качественно иной системы их специального обучения и воспитания.

Было доказано, что картина развития ребенка с частичным нарушением слуха является качественно отличной от картины развития глухого ребенка. Разрабатывается психолого- педагогическая классификация детей с нарушенным слухом, определяющая необходимость дифференциации систем обучения глухих и слабослышащих детей. Выдвигается гипотеза об аналогичной сложности и качественном своеобразии картины развития слабовидящего ребенка в сравнении со слепым, и, соответственно, о необходимости качественных различий в их обучении и воспитании.

По мере накопления успешного опыта развития и обучения «аномальных» детей все более очевидной для педагогов-дефектологов становится ведущая роль специального обучения в развитии ребенка. Закрепляется традиция оценивать выявляемый у ребенка уровень развития и комплекс его нарушений в проекции условий его обучения и воспитания.

В конце 50-х – начале 60-х гг. советская система специального образования, охватывает уже не только детей с нарушенным слухом (глухих и слабослышащих), зрением (слепых и слабовидящих), умственно отсталых, детей с тяжелыми нарушениями речи, но и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития.

Крупным достижением советского периода стала разработка научно-методических основ дифференцированной системы специального образования аномальных детей школьного возраста. Были созданы восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых, детей с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата); разработаны шестнадцать типов специального обучения. Возникли специальные дошкольные учреждения, а также учебные заведения, в которых выпускники специальных школ могли получать дальнейшее общее и профессиональное образование. Для каждой категории детей, обучающихся в специальном образовательном учреждении соответствующего вида, были определены принципы, задачи, содержание обучения, формы организации учебного процесса, разработаны методы, приемы и средства педагогического воздействия.

Достижением данного периода является развитие специальной дидактики обучения «аномальных» детей, определившей необходимость: постановки коррекционных задач и разработки специфичных разделов содержания обучения, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся детей; создания «обходных путей» и применения специфичных средств обучения; индивидуализации обучения; особой организации образовательной среды; расширения образовательного пространства за пределы учебного заведения; пролонгации процесса обучения; необходимости взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в процессе обучения и др.

В культуре специального обучения укореняется принципы вариативного инструктирования ребенка и последовательного усложнения инструкции; обеспечения речевого и наглядного уровней решения одной и то же учебной задачи с возможностью перехода от одного уровня к другому; многократной вариативности видов упражнений одного типа; принцип усложнения материала для решения учебной задачи по одному параметру; минимальный размер «шага» при переходе от одного уровня сложности к другому; построение системы учебных заданий с учетом возможности их освоения от самого низкого уровня, построения системы помощи на каждом этапе решения учебной задачи и др.

Коррекционная (специальная) педагогика накапливает опыт разработки эффективных «обходных путей» развития детей с сенсорными нарушениями. Раннее (с 2-3 лет) обучение глухих детей грамоте применяется как «обходной путь» развития их словесной речи; обучение глухого ребенка регламентировано замещать неправильно произносимые или еще не поставленные звуки позволяет «обойти» его ограниченные произносительные возможности и не сдерживать развитие устной речи. В обучении слепого ребенка письму и чтению продолжает применяться точечно-рельефный шрифт Брайля, что позволяет «обойти» ограничения в освоении чтения и письма, обусловленные глубоким нарушением зрения и др.

Поиски в области содержания специального обучения аномальных детей школьного возраста осуществлялись в условиях необходимости исполнения Закона о всеобуче, ориентации государства на цензовый характер специального образования и глубокой убежденности педагогов-дефектологов в том, что потенциальные возможности аномального ребенка в области развития познавательной деятельности и словесной речи чрезвычайно велики. Доступность общего образования для аномального ребенка, его достижения в области развития познавательной деятельности и словесной речи начинают в это время осмысливаться в качестве главной ценности специального образования.

Закономерно, что основное внимание уделялось методам развития познавательной деятельности и словесной речи, разработке частных методик формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность получения цензового образования, созданию педагогических технологий предупреждения и коррекции нарушений психического развития вторичной природы.

Таким образом, к концу 70-х гг. – началу 80-х гг. научные поиски и практическая работа большинства педагогов-дефектологов, работающих с детьми школьного возраста, оказываются подчиненными задаче цензового образования аномальных детей, уровень и объем которого в СССР к этому времени являлся значительно более высоким, чем в других развитых странах. В тоже время реализованное на практике стремление обеспечить учащимся специальных школ сопоставимый с нормально развивающимися сверстниками уровень общеобразовательных («академических») знаний закономерно привело к оттеснению на второй план важнейших задач личностного, социально-эмоционального развития и коррекции его нарушений у детей на всех этапах школьного возраста.

В это же время дошкольная коррекционная (специальная) педагогика и сурдотифлопедагогика, не связанные цензом направляют свой научный поиск и практическую работу на разрешение задачи максимально возможного развития ребенка, нормализации его взаимодействия с окружающим миром. Именно в дошкольной специальной (коррекционной) педагогике сохраняется в полной мере исконная ценностная ориентация специального обучения и воспитания на культурное развитие ребенка, предупреждение и коррекцию вторичных нарушений, нормализацию его взаимоотношений с окружающим миром, личностное становление дошкольника. Разработка научно-методических основ систем специального обучения и воспитания детей дошкольного возраста с различными нарушениями развития строится в соответствии именно с этими ценностными ориентациями.

Результаты исследований и практические достижения дошкольной коррекционной (специальной) педагогики советского периода позволили переосмыслить понятие «своевременное» начало специального обучение и существенно изменили представления о потенциальных возможностях развития и обучения аномального ребенка. Своевременным теперь считается начало специального обучения ребенка в возрасте от двух до трех, а для умственно отсталых детей – с 4 лет. Доказано, что при условии своевременного и адекватного специального обучения дошкольника можно обеспечить амплификацию его развития, достижение более высокого уровня общего развития и коррекции нарушений вторичной природы. Дошкольная специальная педагогика доказывает необходимость контролировать продвижение ребенка по всем линиям развития в процессе его специального обучения.

Сурдотифлопедагогика внесла весомый вклад в разработку теории и практики специального обучения ребенка с выраженными нарушениями развития применительно к ранним этапам онтогенеза, что оказало позитивное влияние на развитие всей дошкольной коррекционной (специальной) педагогики.

Крупнейшим достижением современной дошкольной коррекционной (специальной) педагогики является разработка научных основ раннего (теперь уже с первых месяцев жизни) выявления детей с подозрениями на отклонения в развитии, основ ранней дифференциальной диагностики и системы специального обучения, позволяющей, добиваться качественно иного уровня психического развития и коррекции его нарушений у детей на ранних этапах онтогенеза.

Исторические и генетические корни коррекционной (специальной) педагогики обусловили устойчивость традиции разработки систем специального обучения и воспитания на основе научных представлений, складывающихся благодаря интеграции данных клинико- физиологических и психолого-педагогических направлений исследований процессов развития и обучения каждой категории детей. Примером развития этой традиции является разработка подхода к раннему специальному обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом, впервые позволяющего обеспечить части детей максимально близкий к возрастной норме уровень общего развития и введение процессов развития словесной речи в нормальное русло. Разработка теоретических основ этого подхода базируется на интеграции данных о роли сенсорной депривации в психическом развитии ребенка; сензитивных периодах становления высших психических функций; ведущей роли обучения в развитии ребенка; основах специальной дидактики; представлений о разрешающих возможностях современных слуховых аппаратов и роли раннего слухопротезирования.

Результаты и перспективы данного направления исследований дошкольной коррекционной (специальной) педагогики обуславливают необходимость и дают возможность переосмысления структурно-функциональной организации всей системы специального образования на основе построения нового базиса – системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушенных функций в контексте общего развития детей.

В целом, можно заключить, что основной задачей современного этапа является научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества.

Приоритетными направлениями исследований являются:

Перед коррекционной (специальной) педагогикой, накопившей в процессе своего исторического развития бесценный опыт разработки дифференцированных систем специального образования разных категорий детей, стоит задача его целостного системного осмысления. Одним из ключевых и играющих особую роль в укреплении целостности современной коррекционной (специальной) педагогики как области научного знания является понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями». Развитие этого понятия открывает возможность опережающего проектирования общей модели системы специального образования нового типа, на основе которой можно проектировать пути ее реализации применительно к обучению разных, ранее не охваченных системой специального образования категорий детей, а также совершенствовать ранее созданные системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *