Что такое «красная строка» и почему она важна при оформлении текста?
Работа над проектом состоит из множества этапов, начиная от постановки задачи и заканчивая оформлением результатов проекта. В нашей рубрике Пишу свой проект мы рассмотрим одну из задач оформления текста проекта, связанную с понятием «красная строка» и ее настройкой.
Вспомним, что в начальной школе, после того, как дети освоились в написании крючков и научились выводить на бумаге первые буквы, учитель переходит к следующему этапу и приучает первоклашек считать клеточки, приставлять два пальца к началу строки и только после этого писать. Возникает вопрос, а зачем?
Во-первых, это красиво. В древних книгах, написанных заботливой рукой летописца, абзац выделялся специально оформленной первой буквой — буквицей. Ее обычно писали красными чернилами, всячески украшали и выделяли. Красная буква — значит красивая, значит и строка — красная.
Во-вторых, это удобно. Важная роль «красной строки» — обозначить начало нового раздела в тексте. Структурированный текст выглядит гораздо привлекательнее и понятнее. Глазам легко перемещаться от одного смыслового блока к другому, а если нужны заметки — то оставить их проще, ведь разделы можно пронумеровать на полях, например карандашом.
Идея структурировать текст возникла довольно давно, еще в средних веках. Для этого создатели книг использовали специальные символы, которые обозначали начало новой смысловой группы предложений. Делали это вручную специальными цветными чернилами, а людей, которые вносили такие знаки в текст, называли «рубрикаторами». Интересно отметить, что «рубрика» происходит от латинского слова «rubrum» — красный.
Это происходило так: в книгопечатных мастерских оставляли пустое место в тексте, куда рубрикатор уже вручную помещал знак «параграф». Его название возникло от древнегреческого глагола «приписывать». В течение времени знак претерпел ряд значительных изменений, и сегодня в явном виде используется в научных изданиях при указании разделов, а также как вспомогательный элемент при наборе текста на компьютере.
С — capitulum — chapter
Opera Vergiliana & Anais Vergiliiana, 1517 год
Book of Games of King Alfonso X, 13 век
Сегодня параграф уже не используют в качестве разделителя разделов, но отступ в начале строки (красная строка) прижился и остается достаточно популярным.
Существует два способа обозначения нового раздела (параграфа, абзаца) — красная строка (обычно в художественной литературе) и увеличенный интервал между абзацами (в научной).
Размеры отступа можно использовать любые, однако для научных исследований и серьезных проектов есть стандартизированные требования по оформлению — ГОСТы (Государственные стандарты). В ГОСТ 2.105-95 прописаны требования по оформлению текстовых документов, созданных как на печатной машинке, так и на компьютере.
Печатные машинки сегодня редкость, поэтому большую часть текста вводят на компьютере с помощью редакторов текста. Если текст не оформлять, он выглядит достаточно громоздко и непонятно.
Поправить оформление достаточно просто. Необходимо выделить текст с помощью компьютерной мыши и нажать кнопку настройки абзаца.
По ГОСТ, абзацы в тексте начинают отступом, равным пяти ударам пишущей машинки, или 15 — 17 мм в количественном измерении. Примерно такой же размер отступа получается при отсчете четырех клеточек в тетради или прикладывании пальцев первоклассника к началу строки. В поле Первая строка вводится требуемый размер — 1,5 см. Видим, что по тексту образовались отступы (красные строки), строки, сдвинутые вправо на указанную величину, и таким образом у текста появилась четкая структура.
Обратите внимание, что при включенном режиме «Показать непечатаемые символы» становится виден уже знакомый знак параграфа, который помогает компьютеру отличить разные рубрики, разделы, а также правильно определить начало красной строки. Параграф помогает ориентироваться, но при печати документа его не видно. Отсюда и название режима.
В следующих статьях вы узнаете о том, какие еще приемы оформления проекта существуют и как их использовать в своих работах.
Поля в тетради: кому и зачем они нужны. И нужны ли
Одним из самых непростых навыков для учеников начальной школы становится правильное ведение тетрадей. Например, детям надо усвоить правило, что поля — для учителя, заступать на них нельзя. А почему нельзя? Рассуждает наш блогер Вадим Мелешко.
Только недавно узнал, что поля в книгах, оказывается, в незапамятные времена начали делать исходя из весьма необычных (в сегодняшнем понимании) соображений. Книги тогда часто подвергались агрессии со стороны мышей и крыс — они обгрызали края томов, из-за чего пропадала часть текста. Поэтому кто-то догадался пожертвовать частью страничного пространства, чтобы сохранить написанное. А потом люди стали воспринимать поля как нечто естественное и даже неизбежное. На полях стали оставлять пометки, ставить «галочки». Ленин, говорят, очень любил напротив особо понравившихся ему мест ставить латинское sic! («так!»).
Тема полей для меня как для учителя была важной. Не только по вполне понятной причине — меня самого в детстве учили писать в тетрадях лишь там, где это делать разрешалось — но и «потому что это красиво». И я настоятельно рекомендовал своим ученикам не залезать на поля, добавляя, что это — заповедная территория, где можно появляться лишь в особых случаях. И вообще, пользуйтесь переносами, они для того и придуманы! А ещё вспомните про дорожки и тропинки, они тоже придуманы как раз для того, чтобы люди ходили именно по ним. Если кто-то начнёт наступать мимо, топая по газону, будет не очень благовидная картина. Точно так же и у вас в тетради.
Скажу страшное: я даже начал снижать оценки за ведение тетради, если ученик упорно не желал придерживаться необходимых требований и постоянно залезал на поля. Дети возмущались, мол, как же так, это же не русский язык, а всего лишь биология! Вам-то не всё ли равно, как мы пишем? Главное же — что написано. Нет, отвечал я, важно и то и это.
Сейчас я понимаю, что, наверное, где-то перегибал палку и надо было относиться к проблеме более философски
В конце концов, действительно, если исходить из посыла, что процесс обучения должен быть в радость, мои придирки — ещё одна шпилька, которая мешала относиться к моему предмету (да и ко мне) лучше, добрее. Впрочем, если бы всё начать сначала, я бы поступил так же.
Ведь если человек просто не смог уместить свою мысль в строке (был у меня ученик — для написания слова «хлорофилл» ему требовалось либо сделать перенос, либо порушить красную линию), это, так сказать, проблема неумения держать себя в рамках. Точно так же неумелый водитель, выполняя поворот или разворот, обязательно наследит на обочине, потому что дорожное полотно для него слишком узкое. Совсем другое дело — те самые пометки, которые люди делают на полях сознательно. И это уже совсем другая педагогика, иная методика.
Можно ведь не просто заявлять, что поля для учителя, потому что там он ставит свои плюсы, минусы и «галочки», из которых в итоге формируется оценка. Учитель также может сказать, что дети на полях могут ставить свои собственные значки, которые помогают им что-то понять и запомнить. Например, цифры, даты, новые слова. А может, даже и нарисовать какую-нибудь рожицу, если она и в самом деле способна помочь с усвоением материала.
Кстати, издатели уже давно освоили эту тему и именно на полях помещают определенные блоки информации — цитаты, сноски, портреты и так далее. Поскольку человек воспринимает их отдельно от остального массива.
И вот тут я подхожу к самому деликатному вопросу: появлялось ли у вас желание сделать пометку в книге, на полях?
Если нет, почему? Если да, что вы там писали? Понимаю, для многих книга превратилась в источник знаний, в который можно лишь смотреть, но ни в коем случае не лезть туда руками, тем более — с карандашом или ручкой. А ведь раньше люди поступали именно так и ничуть не комплексовали по этому поводу. Более того, именно вот эти самые пометки помогали им (а также их потомкам) понять, что же именно зацепило человека в тексте, каково его мнение по этому поводу.
В общем, не стесняйтесь, пишите на полях. Главное, чтобы это было со смыслом и на пользу. А не просто «взял и залез».
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Поля в тетрадях знакомы каждому человеку, учившемуся в школе. Подобные поля присутствуют в блокнотах, художественных и научных книгах, журналах и так далее. Для чего они нужны?
Чертить отступ от края страницы начали еще в Античности. Так древние писцы пытались сохранить текст рукописи.
Обычно человек, читающий документ, держится руками за края бумаги. Если бы на папирусе не было полей, то чернила на краях постоянно бы стирались.
Именно поэтому было важно сохранить исходный текст. Каждая рукопись стоила как огромный дом. Они были доступны лишь богатым людям, приближённым к власти.
И даже с изобретением бумаги и распространением книгопечатания поля не перестали делать. Возникла другая проблема: мыши стали подъедать края листов. Чтобы сохранить написанное, нужно было делать отступы.
Порой, если позволяло время, поля заполняли маргиналиями – красивыми узорами или шутливыми пометками писца. Например, заскучавший монах мог пририсовать на полях серьезной книги битву между зайцем и рыцарем, оставить исторический анекдот или написать, как он устал от своей работы.
Зачем делают поля на страницах сегодня?
Сегодня бумаге мыши не угрожают, а чернила довольно прочные и не стираются от прикосновений. Зачем тогда нужны поля?
От частого прочтения края всё равно изнашиваются и рвутся. Кроме того, некоторые люди любят смачивать пальцы, чтобы было удобно перелистывать страницы. Без полей часть информации будет теряться.
В школьных тетрадях поля оставляют для заметок учителя. Там отмечают количество ошибок или ставят оценки.
Даже если в тетради нет отпечатанных еще в типографии полей, ученикам в школе все равно приходится их чертить. И это не столько дань красоте, сколько необходимость – поля в первую очередь предназначены для того, чтобы учитель, проверяя выполнение заданий учеником, мог оставить на них какие-то комментарии, сделать пометки и т.д. Кроме того, наличие полей лучше структурирует текст, делает его восприятие более легким.
Ширина полей может быть разной, обычно это 4-5 клеток. Как правило, их проводят по линейке карандашом или авторучкой, цвет которой отличается от используемого при письме. Например, поля могут быть красными, зелеными. Чаще всего их делают красными, этот цвет обычно используют и для полей, отпечатанных типографским способом.
Следует отметить, что черчение полей дисциплинирует ученика, учит его работать с линейкой и карандашом. По качеству прочерченных в тетради полей можно косвенно судить и об отношении ученика к учебе.
Как появились поля
Поля появились еще в рукописных книгах, первоначально у них было два основных назначения. О первом уже было сказано выше – поля использовались для заметок и комментариев. А вот второе назначение полей было более интересным. Книги в далекие времена были достаточно большой редкостью, они хранились порой сотни лет и зачитывались буквально до дыр. Края листов книги при их переворачивании постепенно разлохмачивались, стирались. Если бы на них присутствовал какой-то текст, он бы был просто утрачен. Поэтому создатели книг оставляли поля, предохранявшие текст от утраты.
Необходимость полей диктовалась и еще одним достаточно специфическим обстоятельством – книги нередко становились доступны мышам и крысам, обгрызавшим их края. Наличие полей и в этом случае позволяло сохранить текст. И хотя сейчас повреждение грызунами книг, не говоря уже об ученических тетрадях, стало неактуальным, наличие полей по-прежнему надежно защищает текст от любых повреждений.
На появление полей повлияли и чисто эстетические моменты. В древних книгах первая буква первого предложения нередко была большой, выписанной витиеватой вязью – такую букву называли буквицей. Из-за буквицы первая строчка текста оказывалась немного опущенной, сверху появлялось поле. Чтобы текст на странице смотрелся органично, необходимо было сделать аналогичные поля снизу и по бокам текста.
Учитывая все вышеперечисленные обстоятельства, книги и тетради до сих пор снабжаются полями. И если в приобретенной тетради таких полей нет, ученику все равно приходится их чертить и использовать по прямому назначению.
Оформление тетрадей в начальной школе по ФГОС: правила, требования, примеры
В условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения, к одним из основных учебных действий относится умение правильно оформлять письменные работы. На данный момент не существует единых нормативных требований к оформлению тетрадей в начальной школе по ФГОС.
Для соблюдения единого орфографического режима в образовательных учреждениях на основе методических рекомендаций федерального и регионального уровня, ранее действующих нормативных документов и передового педагогического опыта по данному вопросу разрабатываются Положения, касающиеся правил оформления тетрадей в начальной школе.
Сколько должно быть тетрадей у ученика начальных классов?
В начальной школе ученики должны иметь тетради для выполнения всех видов обучающих, проверочных, творческих и контрольных работ по каждому базовому предмету, у которого есть соответствующие программные требования.
Согласно правилам оформления тетрадей в начальной школе по ФГОС, их количество должно быть следующее:
В 1 классе используются прописи на печатной основе* (в I – II четверти) и лдна-две рабочие тетради.
Со 2 класса необходимо иметь тетрадь для творческих работ по русскому языку.
* все тетради на печатной основе должны входить в состав УМК.
Требования к ведению тетрадей
В соответствии с правилами ведения тетрадей в начальной школе все записи ученик должен делать ручкой с синими чернилами. Для выполнения других операций в тетрадях может быть использован простой карандаш. Проверка тетрадей осуществляется с помощью ручки с красными чернилами (иногда по решению педколлектива возможно использование для этих целей ручки с зелеными чернилами).
Правилами ведения тетрадей в начальных классах предусмотрена обязательная ежедневная проверка всех видов работ учащихся.
Контрольные работы должны быть проверены к следующему уроку. В тетрадях для контрольных работ после проверки необходимо проводить работу над ошибками.
Записи в тетрадях нужно вести аккуратно, с соблюдением норм каллиграфии. В течение всех лет обучения в начальной школе необходимо вести в тетради работу по выработке каллиграфического почерка.
Оформление обложки тетрадей
Ученические тетради в 1 классе подписываются учителем, во 2-4 классах подписываются учениками по образцу учителя.
Надписи на обложках делаются по единому образцу, который утвержден в требованиях к оформлению тетрадей в начальной школе.
Требования к оформлению письменных работ в тетрадях в начальной школе
Согласно правилам ведения рабочих тетрадей, необходимо записывать название каждого вида работы. Между классной и домашней работой нужно делать отступление — 2 линии или 4 клетки вниз. В ходе работы строки не пропускаются.
Дата урока, названия работ, номера упражнений и заданий пишутся по центру строки. Дата записывается цифрами (с 3 класса допускается запись прописью). «Шапка» записывается на той же странице, где располагается первая строка работы.
Оформление работ по русскому языку
В соответствии с правилами ведения тетрадей по русскому языку, при оформлении записей на новой странице следует начинать писать на самой верхней строчке и дописывать до конца страницы. На каждой строке слева делается отступ (до 5 мм) по единой для всей страницы вертикальной линии, а справа дописывается до конца строки, применяя правила переноса слов.
Для оформления «красной строки» нужно делать отступ слева от начала строки на 2 см. Соблюдение абзацев является обязательным уже начиная с 1 класса.
Образец оформления тетради по русскому ученика начальной школы
Оформление тетрадей по математике
Согласно требованиям к оформлению в тетради работ по математике в начальной школе необходимо делать отступ между разными видами заданий в 2 клетки, на третьей начинать писать. Между столбиками делается отступ вправо на 3 клетки. Слева по горизонтали должен быть обязательный отступ на 1 клетку.
В правилах ведения тетрадей по математике указывается на необходимость соблюдения соответствия между количеством цифр в числе и количеством клеток для его записи.
Рекомендуется в тетрадях отмечать виды заданий. При работе над задачей записываются только слова «Задача» и «Ответ».
При оформлении записи задач геометрического типа чертить фигуру нужно только в том случае, если этого требует условие задачи.
Образец оформления тетради по математике начальной школы
Соблюдение правил оформления тетрадей в начальной школе способствует воспитанию у школьников культуры оформления письменных работ и формированию навыков по правильному ведению тетрадей.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. Фото автора. Материал составлен с использованием источника: Вера Илюхина, Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.