Для чего нужна критика
Для чего нужна критика
Слово «критика» происходит от французского critique, в который попало из древне-греческого, и означает «искусство разбирать, суждение». В русскоязычной интерпретации под этим термином подразумевается оценка или суждение о различных явлениях человеческой деятельности.
Как правило, критикуя, человек преследует одну из целей:
Часто родители заблуждаются, предполагая, что если ребенка постоянно критиковать, он сам научится устранять свои промахи. При этом ему не предлагают способов решения проблемы. Например, мать постоянно критикует ребенка, указывая на недостатки, но не говорит, как изменить их в сторону улучшений. Ее критика деструктивна:
Аналогично, если муж с замашками тирана высказывает постоянное недовольство женой, критикует приготовленные блюда, недоволен уборкой в доме или внешностью супруги:
Конструктивная критика направлена не на указание недостатков, а на поиск возможности их устранения. Например, мама, критикуя, всегда подскажет, как устранить проблему.
«Ты стал хуже учиться. Давай договоримся с учителем о дополнительных занятиях или наймем репетитора?». Мать сначала констатировала факт ухудшения успеваемости, без негативного отношения к нему. Следом предложила решение, без унижения, не в приказном порядке. Ребенок вправе решать сам, как поступить.
Муж вместо негативных высказываний о невкусном борще и кулинарных способностях жены, может сказать: «Тебе не кажется, что в нем много капусты? Попробуй в следующий раз положить меньше». Или предложить поискать другой рецепт: «Слушай, вчера видел передачу, где рассказывали интересный рецепт борща. Давай попробуем его приготовить?». В этих высказываниях нет личного отношения к умениям жены. Предложенные варианты помогут хозяйке приготовить более вкусное блюдо. Ничьи чувства не задеты, жена заинтересована удовлетворить пожелания мужа.
Подобные предложения не несут негативных высказываний в адрес оппонента. Критике подвергаются не способности или умения конкретного человека, а лишь результат его деятельности. И предлагаются возможные пути решения проблемы. Эта критика не останется бесполезной, она принесет результаты. Поэтому называется она конструктивной.
Все люди воспринимают критику по-разному. Одни не видят в ней пользы, лишь негатив. Другие допускают, что разумная конструктивная критика полезна. Есть люди, вообще не терпящие критики. Их реакция может быть разной: от молчаливой обиды до резких ответных высказываний.
Многим важно, от кого она поступила. К мнению человека, пользующегося уважением, доверием (родители, близкие друзья, руководители), прислушаются. Высказывания не авторитетного человека (случайного знакомого, незнакомца, родственника, не вызывающего уважения) останутся без внимания.
С критикой приходится сталкиваться каждому. Как же к ней относиться? Итак, вы услышали замечание в свой адрес. Оцените, насколько вообще для вас важно мнение этого человека.
Вряд ли близкий родственник, мнением которого вы дорожите, намерен вас обидеть. Скорее всего, он искренне хочет помочь.
Нелестные высказывания постороннего человека, с которым вы вряд ли еще раз пересечетесь, лучше пропустить мимо ушей — пусть его негатив останется с ним. Но почему бы не выслушать конструктивные замечания? Вы можете остаться при своем мнении, но можете также услышать и дельную вещь.
Критикующему начальнику важен положительный результат вашей работы. Вам точно не удастся проигнорировать его мнение. Остается лишь перевести диалог в конструктивное русло — выяснить, чем он недоволен, какие пути решения проблемы его устроят. Спокойно скажите, что вы заинтересованы в решение проблемы, предложите обсудить его видение вопроса. Сохраняйте достоинство и оставайтесь хладнокровным.
Чего точно не стоит делать, так это обижаться. Даже если говорят обидные вещи. Не стоит принимать подобные высказывание близко к сердцу. Необдуманные слова, конечно, могут задеть. Но, приняв позицию Жертвы, вы не выиграете ровным счетом ничего. Примите как должное, что любой человек вправе ошибаться. Куда лучше воспринимать ошибки как ресурс, помогающий двигаться к нахождению верных ответов.
Допустили ошибку? Вы можете ее обдумать и исправить. Точно так же может ошибаться и высказавший мнение оппонент. Лучшим вариантом решения любой спорной ситуации будет диалог. Выслушайте, задайте вопросы, попросите аргументировать мнение. Если понимаете, что собеседник прав, или у вас остались сомнения на этот счет, улыбнитесь, поблагодарите его за высказанное мнение. Ответьте, что прислушаетесь к нему или обдумаете его слова.
Не стоит критиковать что-либо, если вашего мнения не спрашивают. В случае, если оно интересно оппоненту, и вы решились на критику, будьте деликатны. Помните, что просто сказать: «Эта картина — полная бездарность» — неконструктивно. Взялись критиковать — укажите на конкретные недостатки, если они действительно есть. Когда сказать нечего, допустите, что вы чего-то не понимаете. И лучше оставьте свое мнение при себе.
Не нужно давать людям советы, если вы не разбираетесь в вопросе. Совет — это всегда субъективное мнение. То, что вам кажется правильным, другому человеку может показаться нецелесообразным, неприемлемым. Будьте осторожны в суждениях, когда даете свою оценку. Если вам есть что предложить, выскажите свою мысль в форме предположения: «А что если сделать иначе?» или «А я бы попробовал вот так…». Так вы не навязываете свою оценку, а даете повод к размышлению. Ваша критика не выглядит обидным осуждением, а всего лишь предлагает рассмотреть варианты.
Почему люди критикуют, как правильно реагировать и критиковать?
Критика в жизни людей – один из неотъемлемых ее компонентов. Мы критикуем себя (самокритичность), любим критиковать других (защищая самолюбие или показывая влияние), но не всегда делаем это правильно. Есть позитивная критика, которую следует научиться воспринимать адекватно действительности, а также негативная, побужденная злобой, завистью, другими негативными эмоциями, испытываемыми конкретной личностью. Психология критики – неоднозначная область общей психологии. Она заслуживает особого внимания. В материале публикации рассмотрены способы работы с критикой, советы, как реагировать на нее. И не только.
Психология критики и ее виды
Перед тем как углубиться в тему, разберемся, что такое критика. В общем случае это анализ, оценочное суждение о том или ином явлении, предмете, качестве человека. Иногда это способ выражения и демонстрации знаний, навыков, умений. Она может быть направлена не только на обыденные вещи или предметы, на людей, но и на более масштабные объекты: кинофильмы, картины, другие произведения искусства.
Следует понимать, что само по себе понятие «критика» является куда более глубоким, чем мы привыкли думать. Ее задачи не сводятся только к принижению чьих-то заслуг или умалению качеств объекта, субъекта. Она нужна для:
Как и любое другое явление, точнее суждение, критика может быть позитивной и негативной. В первом случае это суждение во благо, во втором же исключительно ради унижения достоинства, умаления качеств субъекта или объекта.
Почему люди критикуют?
Одни делают это постоянно в силу привычки, другие являются профессиональными критиками. Да, есть и такие. Это самостоятельная профессия. Есть, например, литературные критики, кинокритики, люди, профессионально оценивающие музыку, качества людей (специалисты по связям с общественностью, создающие имидж для публичных личностей).
Часто суждения профессионалов об анализируемых, оцениваемых объектах и субъектах являются справедливыми, объективными. Дело в том, что справедливость и объективность – буквально должностные обязанности в приведенных примерах. Такие люди не преследуют личные интересы, их не поглощает зависть или эмоции. У них есть цель. И она носит строго профессиональный характер.
Есть и такие люди, для которых критика – это нечто вроде привычки. Они намеренно выискивают в чем-либо или в ком-либо отрицательные качества, чтобы показать другим свой «острый» ум и даже превосходство. Им не знакомы добрые намерения. Критиканам ближе язвительность, им необходима моральная подпитка самим фактом того, что кто-то или что-то хуже, чем принято считать. Несправедливые суждения – это все, чем живут такие люди. Они могут быть объективными, но подавать себя и свое мнение не умеют. Вместо того чтобы решить проблему или исправить ошибки, допущенные в приступе стремления осуждать все и вся, они будут стоять на своем.
Есть особый класс людей, считающих себя профессиональными критиками, но выдвигающих субъективные суждения, не являющиеся адекватными действительности. Яркий тому пример – любительские отзывы под эгидой «профессионализма» в сети или в реальной жизни о кино, музыке, других людях (комментарии под фотографиями в социальных сетях или прямые заявления). Эти люди далеки от профессионалов, вместе с тем ими не движет такой мотив, как зависть, гнев или стремление что-то, кого-то принизить. Они не стремятся причинить моральный или материальный вред, ими движет мысль о собственном «профессионализме».
Таким образом, в контексте темы профессиональный критик – человек, занимающийся серьезной работой и дающий объективные оценки.
Любитель – зависимый от суждений о других человек, он не может жить без этого. Ему важен факт поиска и нахождения изъянов в предметах, вещах, явлениях, людях. Он испытывает удовольствие от этого.
Указанный последним тип людей – это субъективные личности, суждения их не имеют ничего общего с реальностью. Они считают себя профессионалами и думают, что должны поучать окружающих. Однако в отличие от любителей, что следует отметить, такие люди не «питаются» злобой или гневом.
Почему критика обижает человека?
Психология человека такова, что не все готовы адекватно действительности воспринимать оценочные суждения. Даже если человек объективно оценивает качества или характер субъекта оценки. У многих включается защитная реакция в виде ответного поиска изъянов, недостатков, в виде стремления показать мнимому оппоненту, что он «тоже далеко не идеален». Часто это свойственно людям с завышенной самооценкой, раздутой из ничего. Это проблема для них, потому как даже суждения доброжелателей воспринимаются в штыки.
Итак, разберемся, почему люди могут обижаться на критику. Вот типичные примеры с указанием причин:
Правила применения критики
Критика только тогда будет полностью соответствовать приведенному нами в начале статьи понятию (анализ, оценка, суждение на принципах объективности), когда она является аргументированной и доброжелательной. Профессионалы придерживаются мнения, что сочетание доброжелательности и объективности – это «золотое правило» любого специалиста, ведущего деятельность в сфере критики. Да, они профи в деле поиска минусов, они видят недостатки и указывают на них, но понимают, что, задев кого-то или обидев, не получат результата и не станут востребованными.
Вот примеры того, как правильно и неправильно применять критику (в рамках разных ситуаций):
Самые главные принципы критики: объективность, взвешенность, логичность, доброжелательность, аргументированность. Без их соблюдения любое суждение превращается в поток ничем не обоснованного словесного гнева, даже если подача мягкая.
Важность правильной реакции на критику
Воспринимать критику нужно правильно. Неправильная реакция может привести к перепалке, конфликтам, другим последствиям. Особенно если речь касается корректных суждений, например, замечаний старших в адрес слишком шумной компании подростков, расположившихся на детской площадке для распития спиртного поздно ночью.
Правильное отношение к критике основано на:
Мы не призываем читателей поощрять критику или закрывать на нее глаза. Мы призываем к рациональности и объективности. Болезненная, агрессивная критика, суждения, вызванные гневом или яростью, заслуживают реакции. Но не гневной. Именно поэтому крайне важно, сталкиваясь с ними: анализировать себя; рассуждать рационально; анализировать критикана.
Важность правильной реакции обусловлена уже указанной вероятностью последствий.
Как воспринимать критику и реагировать на нее правильно?
Принимать критику нужно, если критик:
Не следует принимать оценочные суждения, если:
Реакции на критику: примеры
Вот 10 примеров того, как могут ответить на критику люди, обладающие разными характерами и типами личности:
Лучший вариант – переводить агрессию в юмор. Это для случая, когда критика не является доброжелательной и аргументированной, а исходит от агрессора, злобного человека. Сарказм и юмор помогут разрядить обстановку, но не всегда. Есть и другие способы реакций, зависящие от конкретного человека.
Какая польза от критики?
Критика может принести вред, но иногда она полезна. Она может быть разрушительной и негативной, но иногда является конструктивной и доброжелательной. Мы будем говорить о последнем случае, потому что пользы от вреда не может быть.
Итак, критика, строящаяся на «золотом правиле» и указанных ранее принципах, может стать основой для:
Что такое эффективная хорошая критика и зачем она нужна?
Опубликовал: Дерматология в: 25 июля
Каждый из нас когда-то критиковал, и каждого из нас когда-то критиковали. Критика — это неотъемлемая часть жизни любого человека. Кто-то реагирует на нее абсолютно спокойно, а кто-то не может и не умеет сдерживать свои эмоции, принимая все слова близко к сердцу.
Важно понимать, что только эффективная и хорошая критика приносит пользу и может нас продвинуть в чем-то. Об этом estet-portal.com и поговорил сегодня с практикующим психологом, коучем, экспертом в области бизнес консалтинга, тренером Несией Фердман.
Узнайте о том, как отличить хорошую, полезную критику от ненужной и как реагировать на разные виды критики.
• Что такое критика: какой она должна быть
• Эффективная хорошая критика: зачем она нужна
• Какие типы реакции на критику Вы можете выделить
• Какая реакция наиболее правильная и почему
Что такое критика: какой она должна быть
Начнем с того, что все, что я сейчас буду говорить — это мои личные суждения. Многие могут быть согласны или нет, я просто поделюсь своим отношением и своим пониманием этой, такой деликатной, темы.
Критика — это чье-то суждение. Суждение или рассуждение на тему чего либо. Например, что я имею в виду, критика – это когда один человек высказывает свое мнение, свое суждение, свое отношение, кстати, опираясь на свой личный опыт, на свои воспоминания, ассоциации и так далее, по отношению к действиям или бездействиям другого человека.
Важно: критика – это именно высказанное вслух личное суждение.
Что превращает это суждение в критику? Кстати, когда мы говорим слово «критика» сразу есть какое-то отрицательное мнение, правда?
Вот, например, Вы что-то сделали и я говорю «я хочу дать Вам обратную связь» — это как-то по другому звучит, нежели «я сейчас буду критиковать.»
И что стоит отметить: никто не предупреждает, перед тем как будет критиковать. (Смеется).
Причины неуверенности: почему мы себе не доверяем
Эффективная хорошая критика: зачем она нужна
Если вообще говорить о критике, я больше предпочитаю выражение «я хочу поделиться своими мыслями по этому поводу» или «я хочу дать Вам обратную связь».
И вообще высказывать свои мысли по поводу действий или бездействий других людей, я считаю уместно, только если меня просят или если в этом поле, в котором можно высказаться, я эксперт. Это эффективная хорошая критика.
Если Вы меня не просите, если Вам это не нужно, если Вы не мой сотрудник, если это не принято в нашем общении, если нет этому места, то мое суждение может быть не в тему. Какое я имею право подходить к Вам и говорить что-то?
Зачем критика нужна в принципе? Только если это суждение показывает Вам на некий факт, который Вам нужен.
Остановимся на том, что критика — это суждение и важно понимать место, то есть когда, кому и для чего.
На это можно смотреть с двух сторон:
Еще интересно заметить, что когда мы воспринимаем внешний мир и поступки других людей, у нас на все есть свое суждение и это абсолютно нормально.
Допустим, мы смотрим, как кто-то идет по улице. У нас в голове уже есть мысли: «мне нравится, как он одет/не нравится, как он одет», или «мне вообще все равно». Да, я пришла, увидела кого-то и то, как он себя ведет и мне это понравилось или не понравилось. У нас все время в голове есть суждения.
Можно ли сказать, что мы все время кого-то критикуем? Я думаю, что нет. Единственная разница между критическим и не критическим взглядом на вещи – это озвучила ли я эти мысли вслух или нет.
Так можно обо всех нас сказать, что мы постоянно критикуем других людей, думая о них так или иначе, но правильно было бы говорить о том, что критикуем мы только тогда, когда произносим свои мысли вслух. А если эти мысли остались при мне, в моей голове – то это мое внутреннее суждение, которым я могу поделиться, а могу и не поделиться.
Воспитываем эмоциональный интеллект: как научиться управлять своими эмоциями
Какие типы реакции на критику Вы можете выделить
Мне нравится высказывание писателя Элберта Хаббарда – «Хочешь избежать критики — ничего не делай, ничего не говори и будь никем».
Хотя мне кажется, что даже если Вы будете ничего не делать, ничего не говорить, ну вот вообще, лежать тихонечко, Вас все равно будут критиковать.
Первое — это собственное отношение и понимание, что всегда будут те, кому что-то не нравится в том, что Вы делаете или не делаете. Это такая внутренняя часть, которую нужно просто принять. Это факт.
Второе — нужно понять, что мы не идеальны. Если человек считает, что он идеален, то наше интервью и эта статья — не для него. Если человек считает, что он никогда не делает никаких ошибок или ему нечего в себе улучшить или совершенствовать – это проблема другого плана.
Поэтому вот эти две составляющие – это фундамент для восприятия критики.
Ошибки в общении: 7 барьеров на пути к успешной коммуникации
Какая реакция наиболее правильная и почему
Какие типы реакций бывают, и какие из них более правильные, я также возьму из личного опыта, из того, как я реагирую на критику.
Вы всегда должны себя спрашивать:
• «Это суждение может мне помочь, может меня в чем то продвинуть?»
• «Человек, который говорит мне это, это человек, который мне важен?»
И тут я не имею в виду, что это, обязательно, касается только родных и близких. Это может быть эксперт в том, что он говорит сейчас, тогда я могу быть уверенна, что получу хорошую критику. Если он будет меня критиковать, а я не буду считать его экспертом, то я попросту не буду воспринимать эту критику как что-то серьезное.
То есть, одно из самых важных — это то, кто вас критикует. Да, я могу личностно не очень любить этого человека, но он действительно может быть профессионалом в том, о чем идет речь.
• «Тот кто говорит мне, это человек, который хочет меня «задушить» или тот кто хочет для меня лучшего? это меня продвигает или «убивает»?»
Что я имею в виду, под словами «меня убивает» — это когда после критики не хочется вообще ничего делать. И если это такая критика, то я вообще не обращаю на такие высказывания своего внимания.
Чувство жалости: 6 признаков того, что Вам нравится быть несчастной
То, что у нас есть первичная реакция, ведь никому не нравится, когда его критикуют – это абсолютно нормально.
Но есть люди, которые сами говорят: «Да Вы что? Я обожаю критику» — и я не верю. Нет ни одного человека, которому даже хорошая критика была бы по душе. Нет! Нам всем неприятно. Но после того как нам стало неприятно, следующий этап – это задать себе вопросы, которые мы обсудили раньше.
Продолжение читайте в следующем интервью с Несией Фердман на estet-portal.com.
Как модель поведения влияет на жизнь: реактивное и проактивное поведение
Вам может быть интересно: Как понять в чем «фишки» Вашей внешности.
Зачем автору нужна критика? Виды критики, как отличать от мнения. Что такое «Идея»
Критика – явление неоднозначное. Кого-то она сильно задевает, а для другого становится хорошим стимулом двигаться вперед и развиваться. Кто-то опускает руки, услышав критические фразы в адрес того, что он делает или думает. И, возможно, очень интересная идея так и остается нереализованной. А кто-то вообще не обращает на критику никакого внимания, продолжая упорно двигаться по выбранному пути. В некоторых случаях это приносит успех, в иных – полную неудачу.
Все мы реагируем на критику по-разному. Всем нам в тот или иной момент жизни приходится сталкиваться с ней. И наше отношение к критике, как правило, не меняется на протяжении жизни. Значит ли это, что тот, кто в детстве научился болезненно принимать критику, так и будет вынужден страдать от этого своего свойства до конца дней? Вовсе нет, утверждают психологи. Если разобраться в том, какая критика – конструктивная, а какая называется неконструктивной, а также научиться реагировать на это адекватно, можно обернуть желание других людей критиковать ваши действия себе на пользу. Особенно актуально такое умение на работе, ведь в процессе совместных действий то и дело приходится выслушивать замечания руководства.
Полезный конструктив
Главный признак критики конструктивной – явное желание того, кто подвергает сомнению разумность ваших мыслей или действий, вам помочь. То есть его слова призваны способствовать вашему успешному решению какой-то задачи.
Такое становится возможным при наличии нескольких важных составляющих. Во-первых, критикующий должен быть сам экспертом в той области, в которой решил давать вам советы. Возможно, это руководитель, который имеет большой опыт. И он вполне способен дать дельные рекомендации для сотрудника. Если речь идет не о работе, то у критикующего должен быть свой личный опыт в той теме, по которой он решил вас покритиковать. Иначе все это – пустые разговоры и деструктивная критика.
Во-вторых, хотя никто из нас не может быть полностью объективным, все-таки стоит постараться максимально нейтрально отнестись к ситуации. Только тогда удастся посмотреть на нее полнее. Соответственно, мнение будет высказано с наибольшей пользой.
В-третьих, у конструктивной критики всегда есть конкретика. То есть ваши слова, мысли и действия оцениваются не в общем, не на основании эмоций, а по конкретным моментам, фактам, результатам.
В-четвертых, важно, чтобы критикующий мог привести четкие и весомые аргументы, примеры в пользу своего мнения.
В-пятых, не должно быть никаких оценок вас как личности. Критикуется только то, что вы сделали или сказали. Ваш характер, внешность, манера поведения здесь ни при чем.
Правила конструктивной критики также подразумевают, что критикующий непременно подмечает позитивные стороны ваших действий, слов или идей. Это важно, поскольку ни в одной мысли или деле не может быть все «плохо». Тот, кого критикуют, чувствует, что он сделал что-то верно. Это воодушевляет и помогает спокойно принять остальное.
Конструктивная критика: 14 важных правил
Психологам давно известен факт, что похвала способствует быстрейшему и лучшему обучению человека, его совершенствованию. Но бывает и так, что приходится критиковать негативное поведение, слова или действия другого человека. Как это сделать правильно? Какую критика у можно назвать конструктивной? Существуют ли правила такой критики? И как самим реагировать на критику?
7 правил конструктивной критики
Чтобы наши критические замечания дошли до ума и сердца того, кого мы критикуем, стоит потрудиться над выполнением определенных требований.
Правила конструктивной критики:
Вспомним Новосельцева из кинофильма «Служебный роман» (режиссер – Рязанов), когда на вечеринке он высказал начальнице все, что о ней думал. Так вот его «мымра» – это оценка личных качеств человека, а этого делать нельзя. Если уж так не терпелось высказаться, вместо «мымры» лучше было сказать: «У вас отсутствует интерес к подчиненным как к людям».
Нужно точно и конкретно указывать, что было сделано или сказано не так, и подсказывать, как лучше исправить ситуацию, решить проблему. Чем точнее мы опишем неправильные действия, тем понятнее будет, что следует изменить. К тому же это покажет, что мы действительно заинтересованы помочь кому-то стать чуточку лучше, и не вызовет оборонительной реакции.
Например, друг спрашивает: «Понравилось ли тебе мое выступление?». Можно, конечно, ответить: «Да ты просто оглушил меня своим ревом!». Реакцию друга предположить несложно. Но можно сказать то же самое по-другому: «Ты знаешь, если бы в некоторых местах (и указать эти места!) голос звучал потише, мне было бы проще разобрать слова песни». Такая критика не обидит, но поможет следующее выступление сделать бодее эффективным и красивым.
Например, сначала похвалить за сильные стороны, и только затем указать на конкретные недостатки.
Так, в случае с другом прежде, чем критиковать, можно отметить, что была выбрана песня с удачной мелодией, выступлению соответствовали костюмы и т.д. Главное, чтобы сказанное соответствовало истине и мы хвалили искренне. Поверхностная или неискренняя похвала, за которой следует сокрушительная критика, вряд ли будет воспринята так, как дОлжно.
Иначе человек может просто не услышать похвалы, да и к критике отнестись критически (извините за тавтологию).
Так как конструктивная критика призвана помогать человеку, уместно дать ему советы, рекомендации, которые приведут к позитивным изменениям. Например, в ответе другу можно добавить: «Я иногда записываю свой голос на видео и прослушиваю – сразу становится понятно, что не так. Попробуй».
Хвалить лучше публично, а вот критику собеседник услышит только в приватной беседе. Например, в кабинете, можно попросить собеседника выйти на лестницу или сходить в кафе выпить чашку кофе.
Важно стремиться искренне помочь человеку. Возможно, кто-то когда-то отплатит нам тем же. Не зря говорят: относись к человеку так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Для конструктивной критики это тоже актуально.
7 правил реагирования на конструктивную критику
Существуют не только правила конструктивной критики, но и правила реагирования на любую критику. Хотим мы того или нет, но когда нас критикуют, изначальная реакция чаще всего бывает болезненная.
Снизить порог «болезненности» помогут определенные принципы, или правила восприятия критики.
Важно стараться найти в ней как можно больше подсказок, которые помогут совершенствоваться.
Например, если преподаватель критикует способности некоторых студентов воспринимать информацию, не нужно воспринимать это обобщение как личное оскорбление.
Пусть даже несколько специфическую. Не все, кто берется нас критиковать, обладают навыками успешного общения. Иные вроде бы и по делу говорят, а как-то зло, или слишком эмоционально, или не заботясь о подборе выражений – в общем, не слишком этично.
Стараемся абстрагироваться от критического тона, эмоций говорящего и реагировать только на информацию, которую несут замечания. Отделять эмоции от содержания трудно, обычно в первую очередь мы воспринимаем именно тон и эмоции. Но – возможно!
Откажемся от психологического стереотипа, заставляющего нас считать: все, что мы делаем, правильно и не нуждается в совершенствовании. Нет предела совершенству!
Благодарить всегда есть за что: за ценные подсказки и советы, ведь он тратит свое время и усилия на прояснение ситуации, к тому же отношение к нам и нашим действиям высказывает открыто, а не за спиной.
Если вас критикуют часто и много, предлагаю узнать, кто
и
почему
это делает, из материала Несправедливая критика. Как себя вести?
Можно также почитать:
Понравилась публикация? Поделись ею с друзьями!
критикапсихология писательства
Неконструктивная критика
Это прямая противоположность. Ее главный «симптом» – отсутствие конкретики и слишком много эмоций.
Как правило, автор такой критики сам точно не понимает, о чем говорит. Возможно, он компетентен в вопросе, однако средства выражения своего мнения у него оставляют желать лучшего.
В результате на вас выливается поток трудно систематизируемой информации, из которой обычно удается вынести только одно: вы неправы, но вот почему именно говорящий так думает – остается загадкой.
Если объектом неконструктивной критики становится очень чувствительный человек, он может просто перестать вообще что-то делать. А если речь идет о личных отношениях, то вполне способен просто развернуться и уйти. Вот почему критика не должна быть деструктивной.
Зачем автору нужна критика? Виды критики, как отличать от мнения. Что такое «Идея»
Всем привет, пожалуй стоит начать с самого главного, всё что будет описано ниже — это сугубо моё личное мнение. Я никому его не навязываю и ни к чему не призываю. Оно может быть полезно некоторым людям, может быть совершенно не нужным.
( статья скорее нацелена обратить внимание на проблему, а не как её решение в корне за 9000 символов…)
«Начпису» как точка опоры, «начпис» он как и любой автор бывает разный, от мала до велика. «Автору книги» который с трепетом или наоборот уверенностью в себе, ждёт ответа от издательства, отправив в него свой роман. «Гуру писательства» которые на вполне разумных основаниях отказываются от любой критики, по-скольку им самим виднее.
Критика — она в первую очередь разная. Нельзя сказать о критике всё в одном предложении, разбор будет подробный. Критику можно условно поделить на полезную, бесполезную и правдивую.
Полезная критика, к ней можно отнести любого человека, будь то начпис, состоявшийся автор или гуру. Любая критика так же может выражаться в разных формах: позитивная, негативная, конструктивная. Важно отличить критику от мнения, независимо от её формы. Возьмём пример: Раскольников убивает старушку из-за её жадности.
Полезная критика говорит о нужде старушке жизнь сохранить, старушка всё-таки. Негативная критика говорит о нужде более жестокой расправы за все её грехи. Конструктивная критика спрашивает о надобности её убивать, когда можно проучить отняв самое ценное — все деньги.
Казалось бы, что здесь не так? Полезная критика — выражает мораль. Негативная — выражает злобу. Конструктивная — выражает смысл/обдуманность действий. Думается, дело в вопросе? Нет, негативная критика может задаваться вопросом, почему так легко старушка отделалась? Полезная может задаваться вопросом почему так жестоко? Конструктивная задаёт вопрос почему именно так, а не по-другому?
Критика — которая выражает мнение, применима к человеку, который её излагает, значит ли это, что негативная критика бесполезна, по-скольку не конструктивна? Нет. А значит ли это, что полезная критика всегда отражает мораль? Нет. Конструктивная критика — она обдуманная, но тоже может излагаться в позитивном или негативном виде.
Разбираем что и почему:
Человек — тот кто критикует полезно, он придерживается своего мнения: мораль превыше злобы, конструктивность рассматривается как альтернатива, ведь так старушка жива. Но она попадает в ряд более крупных проблем и заканчивает жизнь самоубийством, из-за невозможности эти проблемы (долги, аренда, налоги) решить. Меняется идея автора, старушка была наказана за дело? За дело. Метод конечно не самый приятный для категории критиков моралистов. Критика такого человека как правило излагается в максимально дружелюбной форме, он смотрит на ваш мир, своими глазами, поэтому это мнение. Такая критика может заставить в неё поверить, но она меняет суть идеи, старушка остаётся безнаказанной — если остаётся жива.
Человек, который критикует негативно, тоже придерживается своего мнения: мораль не применима к таким плохим людям (алчная старушка — прикрывается возрастом). Конструктивность требует времени для реализации, к тому же бабка может его сдать «полиции», поэтому наказана недостаточно. С ней можно сделать многие вещи, низкие или даже отвратные, приводить их в пример не хочется, извините. Критика такого человека излагается в негативной форме, но по отношению к герою, который так легко с ней обошёлся. Он смотрит на ваш мир, своими глазами, поэтому это тоже мнение. Такая критика воспринимается автором в штыки, часто как оскорбление. Идея остаётся прежней? Да, старушка наказана, но в другом виде, меняет личность героя, а значит меняет идею.
Человек, который критикует конструктивно — тоже имеет личное мнение на свой счёт. Почему бы не сделать по-другому? Зачем убивать, когда есть более «качественный» способ наказать бабулю, дабы та совершила самоубийство. Это тоже мнение, ибо меняет идею, старушка должна быть наказана именно способом убийства. Это тоже не мешает её ограбить.
Прежде всего стоит понимать что такое идея, дабы не послушаться сначала одного, и не убивать старушку, потом второго — который считает что она наказана не в полной мере, а потом третьего, заставив её перед этим страдать.
Идеей в данном случае выступить может цитата «тварь я дрожащая или право имею?». Но, нет. Идея в том, что «Алчность приводит к смерти» Ни к состраданию, ни к зверскому убийству. Не к тому, что бабуля физически не сможет выпутаться, по-скольку она бабуля. «Алчность приводит к состраданию» Абсурд. «Алчность наказывается зверским убийством» Не правда. «Алчность наказывается самоубийством» Бред? Бред. Можно выделить другую идею — «Сомнения приводят к убийству» Но она является неверной, алчность бабули в купе с другими её грехами + безысходность положения ГГ побудили его совершить убийство. Убийство совершено осознанно.
Теперь немного сбавим обороты. Мы знаем идею своей книги, к чему это приведёт и как она должна закончиться. Мы различаем мнение и критику.
Мнение как и критика, может принимать любую форму, но быть идентичной. Поэтому важно эти два понятия различать.
Критика не будет говорить вам о неправильности действий — отсутствии морали, не достаточной меры наказания, или указывать на другой вариант наказания. В том случае, если она оправдана идеей или имеет причинно-следственную связь.
Критика: Раскольников вырос в колоритного персонажа, из одной крайности в другую, но мне не близка ваша идея, я её не разделяю потому что: Она слабая/подтверждает факт/не несёт в себе причинно-следственную связь
Ниже следуют примеры:
Сильная идея: Стремление защитить близких ведёт к смерти. Пример: Крёстный отец.
Если кому есть что добавить, или поправить, пишите, обязательно пишите. Все мы люди, каждый может ошибиться, главное — что бы эта ошибка не разнеслась как истина. Моё мнение может разнится с вашим или совпадать с ним, выражайтесь культурно и уважайте других, спасибо всем тем, кто дошёл до конца
Пополнение статьи из комментариев:
» Я не претендую на лавры гуру или даже автора) это лишь моё мнение, которое может отличаться от вашего) Я встал на этот путь исключительно ради того, чтобы была оппозиция…) Есть люди которые в резко негативной форме полностью отказываются от любой критики. Если вы, например с этим согласитесь, убедите в этом меня — я перестану слушать людей. Мне будут не нужны вообще никакие статьи, тем более чья-то рецензия. А есть люди которые этим живут и зарабатывают, я им заплачу, они мои ошибки поправят, я продолжу их делать. Или мне укажут на мою ошибку, я её обдумаю, действительно ли эта ошибка, и если да- исправлю «
» Всё написанное верно, но такой категории критиков, которые полезли бы рассматривать идею произведения, я на литсайтах если и встречал, то очень редко. Чаще попадаются критики иного плана. Они пишут типа: роман ваш»чернуха», а ГГ дебил и алкоголик.» Для этого важно знать собственную идею, если у вас всё верно — значит такую «критику/мнение» можно опустить и даже не реагировать
Цитата из комментария дословно:
мне само понятие «ошибка» нравится да как говорится «фича или баг» или по определению из учебников литературоведения: «литературный приём — намеренное нарушение языковых норм для достижения определённого эффекта» вы точно фичу от бага всегда отличите?
Ну так на это я вам и намекаю, что «автор» ярлык не для моей писанины) Поэтому мне нужна критика, ваши слова теперь натолкнули меня на определённые мысли, вы сделали вклад в мою грамотность сами того не желая, выразив своё мнение/критику)
Учимся критиковать
Все это – повод задуматься о том, как вы сами критикуете других людей. И научиться делать это грамотно. Ведь критика – это тоже своеобразное искусство, техника.
А если вы понимаете, что в ваш адрес направлена явно неконструктивная критика, как быть?
Что касается конструктивной критики, то она может быть очень полезной. Просто научитесь отделять слова о ваших действиях и идеях от себя самого. И тогда у вас появятся хорошие инструменты для роста. Вы даже сможете поблагодарить того, кто вас раскритиковал. В этом заключается польза такой критики.
Учет психологических особенностей партнеров в оценочных высказываниях
Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают.
Это правило можно свести к следующим установкам:
— Критика в мой адрес — мой личный резерв совершенствования.
— Критика — это форма помощи для устранения недостатков в работе.
— Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.
— Всякая ретушь критики вредна, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатков.
— Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.
— Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится: главное, чтобы были проанализированы недостатки.
— Центральный принцип конструктивного восприятия критики — «все, что я сделал, можно делать лучше».
— Ценнейшая польза внешней критики в том, чтобы отыскивать для себя рациональное зерно даже там, где оно с первого взгляда не просматривается.
— Любая критика требует размышлений минимум о том, чем она вызвана, максимум — как исправить положение.
— Полезное обращение к критическим замечаниям состоит в том, чтобы увидеть те сферы работы, которые оказались вне твоего поля зрения.
— Первый шаг правильного восприятия критики — ее фиксация, второй — осмысление под углом зрения пользы для дела, третий — исправление недостатка, четвертый — создание условий, исключающих его повторение.
— Если меня критикуют, значит, верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.
— Когда критика в ваш адрес отсутствует — это показатель пренебрежения к вам как к работнику или неверие в ваши способности воспринимать ее по-деловому.
— Наиболее ценная критика та, которая указывает на несовершенство того, что кажется нормальным.
— Критика возможных негативных последствий принятых мною решений — предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.
— У критикуемого нет права на обиду, он обладает лишь правом на конструктивное осмысление того, что сказано в его адрес.
— Критикуемый имеет право на контркритику. Он может активно отстаивать свою позицию. Единственное, что ему категорически запрещается, — искажать факты ради оправдания.
— Большое количество необъективных (несправедливых) критических замечаний — показатель плохого психологического климата в коллективе. Это само по себе требует активных критических осмыслений.
— Если я сдержанно и по-деловому отнесся к критическому замечанию, значит, преодолел себя, я — сильная личность.
— Любая критика полезна уже хотя бы потому, что позволяет выяснить отношение критикующего к вам, которое могло бы выразиться в более крайних формах.
— Наиболее благоприятное впечатление на людей производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, с конкретным указанием сроков и реальных возможностей.
— Признать критику — это значит принять на себя ответственность за исправление недостатков.
— Даже если критикующий ошибается, не следует торопиться давать ему отповедь: для вовлечения других в сферу критики полезно поддержать его попытку критически разобраться в деле.
Все участники обсуждения любой проблемы имеют одинаковые права и равно подчиняются данным правилам.
Способы психологической защиты
Психологическая защита — эти механизмы психики, которые как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
В обычной жизни любого человека возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации. Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели.
Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия. Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.
Примерами защитных типов поведения могут быть:
— агрессия (или нападение на «фрустратора»);
— аутизм (самозамыкание, «уход от фрустратора»);
— репрессия (подавление желаний, «отказ от фрустратора»);
— рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, «оправдание фрустратора»);
— сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, «замещение фрустратора»)
— самопрощение («Да! А что?»);
— проекция собственной вины на всех других («Сами виноваты!») и др.
Схема «действия» личности с участием психологических защит
Как мы отметили выше, впервые термин «психологическая защита» был введен в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом.
Более полно концепция механизмов психологических защит представлена А. Фрейд, в частности в ее работе «Психология Я и защитные механизмы», русскоязычный вариант которой издан в 1993 году. Рассматривая психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения Я компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом.
А. Фрейд (вслед за своим отцом З. Фрейдом) считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:
Защита не есть «встроенная» от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Например, защита может перейти в альтруизм или накопление ценностей и др. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей.
Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности, которое зависит от интеллекта, внимательности, склонности к анализу, критичности мышления и эмоциональной устойчивости. Существует несколько проверенных на практике приемов психологической защиты.
«Если человек показывает, что он раздражен и не способен контролировать свои эмоции, ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с людьми», — уверенно заявлял француз Мишель Фадуль, добившийся блистательных успехов в бизнесе на мировом уровне.
Чаще задавайте себе и другим магические вопросы: что, где, когда, как, зачем и почему? Старайтесь представить всю панораму и динамику события, увидеть всю картину в целом и отметить противоречия, нестыковки и белые пятна, тщательно отнеситесь к деталям. Именно они являются необходимым материалом для оценки достоверности информации. Предлагаем вам несколько разработанных нами и апробированных на наших тренингах приемов психологической защиты.
Прием «Вентилятор». Проанализируйте, на что вы реагируете наиболее болезненно. Что вас раздражает? Что вас приводит в бешенство или повергает в уныние? Вспомните конкретные слова, интонации, жесты ваших оппонентов или обидчиков. Закройте глаза и снова вспомните все самые обидные, хлесткие, обжигающие слова, которые вызывают у вас чувства растерянности и никчемности или мощные вспышки агрессии.
А теперь представьте, что вы сидите напротив человека, который наносит вам эти психологические удары. Это он говорит вам жестокие, обидные слова. И вы чувствуете, как уже начинаете «заводиться». Вызовите в себе ощущение удара. Какая часть вашего тела реагирует на него? Что происходит: появляется ли жар во всем теле, или же что-то сжимается внутри, а может, просто прерывается дыхание? Что происходит именно с вами? Воспользуйтесь техникой вентиляции эмоций. Представьте, что между вами и обидчиком стоит мощный вентилятор, который тут же относит его слова в сторону, их острые стрелы не долетают до вас.
Прием «Аквариум». Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком — толстая стеклянная стена аквариума. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите, они поглощаются водой и лишь пузырятся пеной на поверхности. Потому они и не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.
Прием «Диснейленд». Болезненность психологического удара можно смягчить, а то и вовсе свести на нет, если обращаться со всеми людьми, как с малыми детьми. Вы же не обижаетесь на несмышленых детей?
Представьте себе, что вы оказались один против целой группы негативно настроенных к вам людей. Перевес сил на их стороне. И у вас всего один шанс переломить ситуацию: представить их группой детей на игровой площадке. Они злятся, капризничают, кричат, размахивают руками, бросают на пол игрушки, топчут их ногами. В общем, всячески стараются вывести вас из себя. Но вы, как взрослый, мудрый человек, относитесь к их выходками как к детским шалостям и продолжаете сохранять невозмутимое спокойствие до тех пор, пока они не выдохнутся.
Вы не воспринимаете их слова как оскорбления, не реагируете на их выпады. Вам все это смешно наблюдать как взрослому человеку… Прием «Лиса и виноград». Если в вашем прошлом были случаи, когда кому-то удавалось досадить вам так, что переживание поражения осталось до сих пор, воспользуйтесь техникой рационализации, снятия негативных «якорей». Вспомните басню «Лиса и виноград»: не дотянувшись до виноградной грозди, лиса сказала, что не очень-то и хотелось ей винограда — он кислый и зеленый.
Прием «Океан спокойствия». Представьте себя главным героем притчи: «Океан принимает воды многих бурных рек, а сам при этом остается неподвижным. Тот, в кого так же впадают все мысли и эмоции, остается бесстрастным в покое».
Прием «Театр кукол». Если вам трудно общаться с эмоционально значимыми для вас людьми, используйте именно этот прием. Представьте, что они всего лишь шаржированные персонажи телепередачи «Куклы». И пусть они говорят глупости, общаясь между собой. А вы только наблюдаете это со стороны и выносите свои оценки. Разыгрывайте этот спектакль до тех пор, пока не рассмеетесь. Ваш смех — показатель того, что техника сработала.
Кроме психологических способов снижения собственного психоэмоционального напряжения существуют способы защиты (правила поведения), способствующие созданию благоприятной социально-психологической обстановки в ходе дискуссии.
Выделим наиболее важные правила поведения:
Собеседник не всегда прав, но часто нам выгодно признать его правоту, особенно в мелочах.
Крупные шаги, как правило, выгодны. Они открывают новые возможности, за счет чего быстро восстанавливается потерянное на время преимущество.
До определенного предела замечания и возражения можно считать естественным явлением в любой беседе, но ни в коем случае не следует чувствовать себя обвиняемым, который должен, безусловно, защищаться.
Для того чтобы легче было понять положение нашего собеседника и его реакцию, нужно постараться посмотреть на замечания и на собеседника субъективно — с его точки зрения. Объективной причиной замечаний часто может быть какая-нибудь мелочь. В момент высказывания замечания собеседник редко остается спокойным; как правило, ожидая нашу реакцию, он становится чувствительным к любому знаку недоверия и вызывающего поведения. Вывод напрашивается сам собой: в таких ситуациях мы должны полностью продумать и контролировать свое поведение, чтобы не подливать масла в огонь.
Замечания, причиной которых является «комплекс неполноценности», переживаемый нашим собеседником, требуют особого внимания и большой осторожности, так как в случае оскорбления его как личности дело может дойти до скандала и беседа может опуститься до уровня обычной ссоры.
Следует иметь в виду, что замечания и наблюдения не всегда должны относиться к материалу в целом, являющемуся предметом беседы, они, скорее, могут относиться к его целесообразности, выбору и способу преподнесения.
Не нужно делать выводов о неискренности нашего собеседника до тех пор, пока действительно не будет доказано, что он говорит неправду. При этом лучше постараться оправдать собеседника, чем его сразу же осудить. В чем-то он может быть и неправ, но, несмотря на это, к нему можно отнестись с доверием, что, конечно же, существенно облегчит достижение взаимопонимания в деловой беседе.
Если мы пойдем навстречу сомнительным замечаниям и возражениям, это не будет, безусловно, означать, что мы берем на себя вину или что эти замечания нас к чему-то обязывают в будущем.
Можно привести собеседника в хорошее расположение духа, пойдя на некоторые уступки. Но нужно точно знать размеры уступок, прежде чем на них решаться. Часто уступка в сущности меньше, чем нам кажется на первый взгляд.
Любое несогласие с замечанием нужно исчерпывающе разъяснить собеседнику (оно также должно быть мотивировано с точки зрения психологии), так как корректное опровержение замечания часто может поднять наши шансы на успех в деловой беседе. Следует воздержаться от столкновений в беседе, так как этим на деле можно поставить под вопрос корректность наших отношений с собеседником.
При эмоциональной реакции собеседника следует вспомнить, что с возбужденным и взволнованным человеком вряд ли можно разговаривать по-деловому. Собеседник всегда должен чувствовать, что мы относимся к его замечанию с полной серьезностью и что мы его тщательно рассмотрели, прежде чем давать окончательный ответ. Кроме того, целесообразно изложить ему свои мысли о замечании и промежуточные оценки, увязка которых ведет к нейтрализации замечания.
При этом, конечно, не следует бросаться в другую крайность — чрезмерно затягивать объяснения. Следует облегчить собеседнику возможность высказывать замечания и возражения, попытаться обнаружить его невысказанное неудовольствие и волнение. Ответ на ясные и обоснованные замечания не требует особой тактики и специальной трактовки. В таких случаях по возможности мы должны как можно скорее и с чувством полной ответственности и внимания разобраться в ошибках, из-за которых собеседник нас избегает и оставляет без внимания.
Это вкратце «бон тон» — правила хорошего тона, которых следует придерживаться тогда, когда собеседник начинает нам делать замечания в ходе деловой беседы. Этих правил не следует придерживаться слишком строго, так как и они развиваются и приспосабливаются к практике и действующим нормам делового поведения и, конечно же, к нашей личности и личности собеседника.
Психологи также рекомендуют прибегнуть к различным способам этической защиты. Этическая защита — это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательства на ее достоинства.
А теперь приведем пример из реальной жизни. Молодая дама рассказывает: «На мне была меховая полосатая шуба. Мужчина сзади произнес: «Тигры выходят на следующей остановке?» Я ответила: «Нет, они пропускают ослов!» Мне раньше казалось, что я лихо справилась с защитой и поставила господина на место. А теперь я вижу, что опустилась на его уровень, никак не инициируя его субъектности, а следовательно, и не выполняя ни одной из названных функций. Я подавляла субъекта, никак его не изменяя». Мы представим здесь несколько способов этической защиты (некоторые проиллюстрируем примерами), дальнейшее использование которых полезно в любой сфере взаимоотношений.
Мягкие способы защиты:
1. Вопрос на воспроизведение — приостановить начавшееся общение на низком уровне, принижающее достоинство человека. Просьба воспроизвести слова, которые якобы оказались непонятны. Используются парадигмы: «Простите, я не понял…?», «Не расслышал, не могли бы вы повторить?», «Как вы сказали?». Обычно обидчик не в состоянии после таких вопросов вести общение на избранном им уровне.
2. Вопрос об адресате — инструментируется наивное непонимание. Декларируется невозможность той формы общения, которую предлагает партнер. «Это вы мне?» (мимика недоумения; пластика поиска, кому адресовано такое обращение, но без насмешки, издевки, высокомерия).
3. Окультуренное воспроизведение — производится с целью корректирования поведения. Суть в демонстрации партнеру другой формы общения (культурной). Парадигма: «Если я вас правильно понял…», и добавляется то, что сказал партнер, но уже в этической форме (помогает вывести на более высокий уровень общения).
4. Ссылка на личностные особенности — декларация, признание каких- либо личностных качеств, не позволяющих человеку вести общение на заданном уровне: «Я не привык к такому…», «Мне всегда неловко…», «Я так устроен, что не могу». Субъект как бы сожалеет, что не может поддержать общение на заданном уровне, но это сожаление твердое и неуклонное.
5. Оправдание поведения — способ, возвышающий партнера, признание его достоинств. «Вероятно, ты хотел…», «Наверное, ты думал…». Партнер как бы видит в зеркале свои добрые возможности. Обидчик невольно соглашается с позитивными предложениями, и уровень общения поднимается выше.
В нашем примере с «тиграми» и «ослами» этот способ мог быть наиболее действенным, хотя выглядел бы менее эффектно: «Вероятно, вы хотели спросить, пропущу ли я вас (выхожу ли я) на следующей остановке?» Зато вы подняли бы оппонента на другой уровень общения и при этом сохранили бы его и собственное достоинство.
6. Проявление доброжелательности — способ веселого игнорирования того, что произошло. Концентрирование внимания на детали. «Как хорошо, что вы напомнили мне…», «Если бы не вы, я бы забыл или не заметил…», «Спасибо, что сказали», «Как вы внимательны ко мне…»
А теперь порепетируйте самостоятельно, выбирая оптимальный способ мягкой защиты в условных ситуациях.
Жесткие формы защиты
Жесткие формы защиты могут применяться лишь во взаимоотношениях со взрослыми. Их используют редко, поскольку в результате коммуникация временно прерывается.
1. Великодушное прощение — видимое смирение с грубостью партнера, который пока не может вести себя иначе. «Если вам так хочется…», «Если только так вы и умеете…», «Если это приносит вам чувство удовлетворения…». Это сильное воздействие, не предполагающее дальнейшего общения или выяснения отношений.
2. Сопоставление достоинств партнера с его поведением — скрытый механизм влияния данной формы защиты заключается в возвышении партнера. С этой высоты партнеру падать не хочется, есть что терять. Парадигма данного способа: «Вы такой…(умный, порядочный) а, …». Последняя часть фразы недосказана, ее досказывает, додумывает обидчик сам.
3. Оставить наедине с собой — способ жесткий и лаконичный. Разрыв отношений «здесь и сейчас». Ответственность за содеянное перекладывается на партнера. Используются парадигмы: «Вероятно, вы не способны понять, что вы сказали», «Жаль, что вы не осознаете, что сейчас произошло», «Вы не понимаете, что сделали».
Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы не переходить на нравоучения и открытую оценку. Следует помнить, что психологи рекомендуют использовать методы этической защиты прежде всего в в предконфликтных ситуациях.