Для чего нужна лессировка в живописи

Лессировка — техника живописи с потрясающими возможностями для художника

Лессировка (от немецкого Lasierung — «глазурь») — это технический прием в живописи, суть которого заключается в нанесении полупрозрачной краски поверх высохшего слоя основного пигмента. Лессировка применяется в изобразительном искусстве для получения сложных глубоких цветов. С помощью этой оригинальной техники художник делает изображение на картине более сочным и утонченным.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Лессировка также придает живописному произведению искусства богатый колорит. При накладывании на холст нескольких слоев красок они становятся переливчатыми, автор получает возможность вносить тонкие цветовые коррективы в свою работу.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Особенности и виды лессировки

Лессировка широко востребована не только в живописи, но и при проведении отделочных ремонтных работ. Наложение дополнительных полупрозрачных слоев пигмента часто используют при окрашивании стен внутри помещений.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Существует два основных приема нанесения краски: на подмалевок или на незакрашенные участки полотна. Во втором случае очень часто на картине остается видна структура холста, как при работе акварельными красками. Поэтому данную технику называют акварельной лессировкой.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

В качестве растворителя можно использовать льняное масло или специальный лак. Размеры и тип кисти художник подбирает в соответствии со своими личными предпочтениями. В этой технике допускается наносить тонкий полупрозрачный слой не только цельными, но и полученными в результате смешения нескольких цветов красками.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

История лессировки

История лессировки берет свое начало в эпоху раннего Северного Возрождения в начале XV века, а изобретателем этой техники большинство исследователей считают великого фламандского портретиста Яна ван Эйка (Jan van Eyck). Она была изобретена в результате многочисленных экспериментов при работе недавно появившимися масляными красками.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

По примеру ван Эйка и другие голландские живописцы начали использовать новый технический прием. Широко был распространен метод нанесения нескольких полупрозрачных слоев краски на покрытый лаком подмалевок и грунт светло-серого оттенка.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

К концу XV века изобретение ван Эйка взяли на вооружение итальянские мастера живописи, в том числе величайшие представители Ренессанса. Длительное время техника оставалась неизменной, пока в конце XVI века Караваджо (Caravaggio) не изобрел усовершенствованный вариант. Гениальный итальянец первым рискнул использовать очень темный (почти черный) грунт для написания своих эффектных картин в манере «кьяроскуро».

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

В последующие столетия лессировка получила заслуженное признание среди художников. Эта техника была востребованной в традиционной академической живописи вплоть до второй половины XIX века. Но с появлением импрессионизма ситуация начала стремительно меняться. Выдающиеся представители этого течения начали активно применять новые живописные техники и массово отказываться от старых традиций при написании картин.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

В ХХ веке приверженцы модерна и авангардного искусства продолжили дело, начатое импрессионистами, и в наше время лессировку использует лишь небольшая часть профессиональных живописцев. Хотя во всех художественных школах эта техника входит в стандартный курс обучения в наступившем XXI веке.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Известные художники, работавшие в технике лессировки

К числу самых известных художников, использовавших лессировку в своем творчестве, можно причислить многих великих мастеров живописи. И все же, среди них особо выделяются:

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Портал Very Important Lot дарит всем ценителям искусства уникальный шанс приобрести на арт-аукционах различные шедевры антиквариата в режиме онлайн. На сайте также можно купить картины с лессировкой напрямую у современных художников.

Источник

Осваиваем лессировку

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Я расскажу, зачем, с моей точки зрения, применять лессировку и покажу пошаговое её исполнение с применением акварельных красок и с минимальным количеством используемых цветов.
Почему акварельных? Исключительно потому, что они быстрее сохнут. А одним из условий успешной лессировки является 100% просыхания предыдущего слоя. Использовать же можно любые другие краски.
Почему я буду использовать только несколько цветов? Ну, во-первых, я постараюсь, чтобы стал понятен принцип лессировки, а так для меня проще объяснять. Ну чтобы показать, что результатов можно достичь с минимальным цветовым набором и всего в 9 шагов 🙂

В данном случае будет маленькая пейзажная зарисовка.
Каждый шаг я буду не только пояснять на бумаге, но и с края листа показывать, какой именно тон использовала.
Поехали?
Точное определение лессировки вы можете найти в словаре, своими же словами приблизительно так.
Лессировка — это живописный прием, который заключается в последовательном нанесении полупрозрачных слоев красок. Это настоящая классика живописи.
Она нужна как для создания сложных фонов, так и для передачи глубины изображения, смягчении тонов. С ее помощью можно создать тонкие цветовые переходы, не теряя объемности и воздушности изображения.
Сколько слоев можно наносить? Тут мнения разделяются. В общем, столько, сколько считаете нужным для достижения требуемого результата. Основываясь на собственном опыте могу сказать, что чем прозрачнее вы будете наносить слои, тем больше сможете их нанести. Но большое количество слоев вовсе не обязательно.
На той работе, которую я предлагаю вам сделать (фото № 1), их всего насколько. На той, которая на фото № 2, их очень много. Не считала, сколько. Но та лессировка, которая была нужна для передачи воздушности зарождающейся весны, прозрачности пробуждающегося леса (равно как и вида мутной весенней воды), совершенно лишняя для летней зарисовки. Всему свое время, не так ли?
Если вам это интересно, приступим 🙂

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Что понадобится:

1. Плотная бумага. Лессировка предполагает многократное нанесение слоев краски на бумагу, а значит многократное её смачивание. Поэтому для черчения не подойдет. Лучше среднезернистая для акварели. Тем более, что одна из прелестей лессировки состоит в том, что через нее должна просматриваться структура бумаги или загрунтованного холста. Зачем же лишать себя подобной красоты?
2. Мягкая кисть. У меня № 5, белка.
3. Акварель. Понадобится всего 4 цвета: синий, зеленый, желтый и коричневый.
4. И, конечно, желание!
Вначале, как всегда перед работой, обезжирьте лист водой. То есть просто нанесите воду тонким слоем на лист и оставьте его высыхать. Даже если будете использовать не всю поверхность листа, обезжиривайте полностью. Иначе намоченная часть «вспучится» в противовес не намоченной и потом может получиться не слишком-то красиво 🙂
Шаг один.
Размечаем линию горизонта. С точки зрения композиции, она не должна проходить посередине. Это не выигрышно зрительно. Поэтому на небо отведем немного больше пространства. Тон неба — голубой, для почвы выберем желто-зеленый.
Сбоку я буду показывать тона, положив мазок кисти.
Голубой тон наносим снизу вверх от лини горизонта, желто-зеленый — сверху вниз. Кисть ведем по горизонтали. Таким образом на линию горизонта придутся наиболее плотные слои.
Оставляем до полного просыхания.
Важно: предыдущий слой должен полностью высохнуть! Не наносите новый до полного высыхания предыдущего. Иначе будет не лессировка, но грязь.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Шаг два.

Дописываем небо. Синюю краску разводим более плотно и набираем ее на кисть с большим количеством воды. Проводим по небу несколько широких косых полос и чуть размываем в одну из сторон. Это облака.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Шаг три.

Зеленой краской проводим две неровные полосы по линии горизонта — это лес вдали.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Шаг четыре.

Разводим сине-зеленую краску. Слой прозрачнее кладем широко по линии горизонта, зрительно увеличивая его глубину. Более глубокий слой — небольшое пятно на среднем плане. Зачем — будет ясно дальше 🙂 И тем же тоном — тонкую линию по верхушкам далекого леса.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Шаг пять.
Это самый темный из всех слоев. Опять смешиваем синюю и зеленую краску, но с преобладанием синей. Воды берем мало и кончиком кисти наносим небольшие вертикальные мазки слева направо. Это кроны деревьев, которые колышет ветер!
А пятно, которое мы рисовали в шаге четыре — тень от них. До ствола еще дело дойдет, а пока пусть повисят в воздухе 🙂

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Шаг шесть.

Если вы его пропустите, зарисовка не пострадает. Но можно и придать чуть больше живости нашему изображению.
Цвет — синий с толикой зеленого. Наносим несколько мазков, как в шаге пять, немного заполняя зазоры между предыдущими мазками. Это придаст кроне иллюзию движения.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Шаг семь.

Бледно-желтым цветом наносим несколько мазков по переднему плану, выделяя его.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Перед тем, как сделать следующий шаг, я замечаю, что неверно рассчитала расположение тени и крон. Не беда. Заодно покажу, как все исправить 🙂 Зеленым цветом (шаг 4) дописываем тень вправо. А когда высохло — переходим к шагу восемь.
Шаг восемь.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Шаг девять.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

И, самое ответственное — поставить подпись 🙂

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Таким образом, с применением лессировки можно получить пейзажную зарисовку. Можно — картину. Можно сделать красивый, сложный фон к декупажу.

Главная хитрость — постарайтесь представить, какой результат хотите видеть. Представьте его в перспективе, как тоннель: первый слой — самый светлый, тот, что ближе к вам. И по мере накладывания слоев тоннель становится все глубже и глубже, слой за слоем. Или светлее и светлее — если выходите из него. Так и слои краски.

Источник

Живопись: как эффективно применять технику лессировки

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Краски можно не только смешивать для получения нового цвета, их можно наносить слоями для достижения ярких результатов. В этом вся суть лессировки.

Лессировка — это стандартная техника нанесения красок тонким слоем поверх основного цвета, в результате чего получаются глубокие переливчатые цвета. Краски для лессировки нужны специальные – полупрозрачные. Их, кстати, используют в строительстве и промышленном дизайне.

В эпоху Возрождения многие художники использовали лессировку как технику смешивания красок. Но они не соединяли их на палитре, а вместо этого рисовали тончайший слой поверх основного цвета. Каждый верхний слой менял цвет нижнего, это был эффект цветного стекла. В результате получались мягкие, насыщенные, сияющие тона.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Лессировка и масляные краски

Масляные краски самые долгосохнущие, соответственно, процесс лессировки будет очень длительным, поскольку самое важное – это подождать пока слой краски не высохнет полностью, иначе краски смешаются и станут просто грязным пятном. Однако при правильном нанесении можно создать ни с чем не сравнимые цвета. Таких цветов невозможно достичь при обычном смешивании красок на палитре, ведь прозрачные слои краски пропускают и отражают свет. Лессировка – это метод оптического смешивания, краски смешиваются, когда мы смотрим на них. Верхний слой меняет цвет нижнего, не перекрывая его.

Лессировка и друге краски

Лессировку можно наносить и на непрозрачные слои краски при условии, что они будут полностью сухими. Если у вас получился слишком холодный оттенок, всегда можно поправить ситуацию. Просто нанесите на него немного теплого тона и наоборот. Даже если картина уже закончена, а контрасты слишком резкие, нанесите тонкий слой лессировки, и это гармонизирует цвета, не скрывая выписанные формы.

Сэкономить время можно, если нанести лессировочный слой масляными красками поверх подмалевка, выполненного яичной темперой, алкидными или акриловыми красками. Они сохнут считанные минуты, а не дни. Акриловую краску нужно наносить тонко и ждать до полного высыхания, иначе маслу не на чём будет закрепиться, что в результате может дать трещины. К слову, обратный вариант невозможен, акрил не наносится поверх масла.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Лессировка даёт результат, который не даст простое смешивание: тона становятся очень насыщенными и сияющими. Взгляните, какой цвет дало простое смешивание (на первой и последней картинке) кобальтовой сини и светло-желтого кадмия. И сравните с результатом нанесения одной краски поверх другой.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Техника нанесения

Смешивая краску и специальный растворитель, вы должны получить консистенцию жидкой сметаны. Ни в коем случае не переборщите с растворителем. Теперь можете наносить слой прозрачной краски, затем оставьте это всё на пару минут. В случае, если слой получился не тонким и чересчур заметным, постучите по нём чистой кистью, держа её вертикально, таким образом вы заберёте лишнюю краску. В результате должна остаться тонкая сияющая пленочка, а под ней – чётко видно подмалёвок. Когда краска будет скапливаться на кисти – протирайте её сухой и чистой тряпкой.

Техника лессировки требует аккуратного подхода и она применима не везде. Данный метод даёт такой эффект, что цвета выступают вперёд. При создании глубины матовыми красками (например, если вы рисуете небо) лессировка будет лишней.

Источник

Лессировка в живописи

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Лессировка — очень интересная техника, основанная на нанесении тонких (почти прозрачных) красок друг на друга. Благодаря этому получаются красивые переливчатые цвета. Это важная составляющая любой живописи: она придает картине сочность, утонченность, настроение.

Учимся лессировке

Основной принцип лессировки — наложение тонкого слоя краски поверх основного цвета. Обратите внимание, что нижний слой должен быть просохшим, иначе вместо лессировки вы получите простое смешивание красок. Причем не в лучшем виде:)

Для лессировки подходят практически любая масляная краска (или акриловая, если вы пишете акрилом). Однако, лессировка получается менее симпатичной с такими красками, как кадмий, неаполитанские желтые, английская красная, капут-мортуум, черные пробковая и персиковая и некоторые другие.

Лессировкой можно погасить кричащие краски. Еще одно достоинство лессировки в том, что ее можно наносить много раз. Но не переусердствуйте: слишком большое количество лессировок сделает картину темной и невзрачной. Хотя это зависит от конкретной картины.

Подготовка краски и подмалевка к лессировке

Обратите внимание, что наилучший эффект лессировки получается с подмалевком, который светлее и холоднее чем планируемая готовая картина. Лессировкой мы дорабатываем все детали, после чего картина темнеет и приобретает сочный насыщенный цвет.

Разбавьте краску любым полумасляным или масляным разбавителем в соотношении примерно 1:1 или 1:2 (в зависимости от того, насколько прозрачная краска вам необходима).

Наносить лессировку следует мягкой кистью, чтобы избежать грубых текстур.

Минусы лессировки

Как и любая другая техника, пользоваться ею нужно аккуратно. Так, если ваша картина должна быть воздушной, лессировкой пользоваться нельзя. Например, если рисовать небо, то не стоит использовать данную технику. При лессировке цвета выступают вперед, а не назад. Для неба больше всего подходят матовые краски, сильно отражающие свет.

Конечно, это нельзя отнести к минусам, но для лессировки требуется гораздо больше времени. Для начинающих художников довольно сложно держать в голове всю картину (готовую) в течение долгого времени. А техника этого требует.

Художники, использующие технику лессировки

Любой профессиональный художник так или иначе использует технику лессировки. Но я считаю нужным озвучить имена знаменитых художников, оставившие нам великолепные картины.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописиМона Лиза. Леонардо да Винчи

Конечно, это Леонардо да Винчи. В его известной картине «Мона Лиза» можно увидеть бесконечное количество лессировок, благодаря чему картину можно увидеть практически «до дна».

Источник

Ghenadie Sontu Fine Art

BLOG

Техника живописи старых мастеров: Трехслойный метод

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Многие считают сейчас, что техника старых мастеров навсегда отошла в историю, канула в лета, что приветствуются авангардные приемы в живописи, так как появились новые материалы в живописи и, стало быть, должны появиться новые приемы. Возможно, это так, но, не изучив досконально технические приемы старых живописцев, невозможно создать новые, ультрасовременные техники и технологии в живописи.

Мы многое теряем в работе над картиной, работая больше интуитивно, не зная технических достижений художников прошлых веков. В этом случае интуиция – плохой советчик и помощник. Для того чтобы написать «достойно» сложное произведение, т.е. раскрыть полностью возможности красок, нам необходимо изучить и проанализировать достижения живописи прошлых, веков начиная с братьев Ван Эйк. Из одних источников они являются изобретателями живописи масляными красками, из других – мастерами, усовершенствовавшими ее. Искусствоведы, изучив различные трактаты, написанные художниками прошлых веков, установили, что они работали по системе названной «трехслойным методом», в ней была полностью разработана последовательная система ведения работы над художественным произведением от начала до конца.

«Трехслойный метод» начинается с подготовки холста – с имприматуры, то есть белая поверхность холста тонировалась краской, или она вводилась прямо в грунт.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Художники Голландской школы живописи (малые Голландцы) делали имприматуру умброй натуральной. К примеру, у Теннеса младшего в имприматуре серые тона. Тициан, относящийся к итальянской школе, пользовался иприматурой бронзового цвета, или цвет сразу вводил в грунт холста. Очень хорошо видно имприматуру бронзового цвета в работах Эль Греко, ученика Тициана. Светлый бронзовый цвет имприматуры просматривается в некоторых местах его работы «Снятие одежд с Христа». Его лучистая, большая отражающая способность происходит от покрытия белого грунта лессировкой бронзового цвета. Такое цветное тонирование могло наноситься масляной краской, разбавленной мастичным лаком или тонким слоем темперы, покрытой сверху лаком.

В русской живописи имприматура наносилась охрой золотистой, охрой красной и красно-коричневой. Художники школы передвижников любили применять «асфальт», это очень приятный просвечивающий желто-коричневый цвет. Однако, как выяснилось позже, это был ошибочный прием. Ведь «асфальт» не высыхает и при более высокой температуре может «поплыть», и само собой это влияет на сохранность красочного слоя. Затем по имприматуре наносили рисунок и продолжали работать одной или двумя красками.

Трехслойный метод

Метод начинается с работы одним или двумя цветами (коричневым, серым, красно-коричневым). Условно слой называется прописью.

Пропись.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

В нее входит правильное выполнение рисунка кистью. Светотень делается по имприматуре краской (умбра, сиена черная и т.д.). Можно делать пропись не только маслом, но и темперными акриловыми красками, только потом необходимо покрыть лаком. Пропись может быть ослабленной, нормальной и притемнённой. В ослабленной прописи темные места пишутся светлее, но позже к ним надо вернуться в лессировке, если необходима глубина.

При темной имприматуре рисунок намечался мелом, а дальше писалось краской, и получалась протемненная пропись. Пропись может быть монохромной и бихромной. Монохромная пропись у старых мастеров делалась редко.

«Подмалевок» или основной слой.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Подмалевок пишется в светлых и холодных тонах, так как в дальнейшей работе последуют лессировки. Они утепляют и утемняют работу. Краски для подмалевка используют различные: умбру, сиену черную и т.д. Можно делать пропись не только маслом, но и темперными красками, только потом нужно покрыть лаком.

На светлых грунтах подмалевок пишется пастозно белилами, тени и рефлексы пишутся почти без белил на просвет. Чтобы просвечивала имприматура нужно следить, чтобы корпусное письмо на свету постепенно переходило к тонкому письму в тени. В этом переходе образуется полутень. Подмалевок также можно делать темперой. Выполненный чистыми белилами подмалевок встречается редко, в основном у Эль Греко. Чаще всего он подкрашен охрой, умброй зеленой, киноварью и пишется светлее.

В цветной пробеленный подмалевок могут войти также целые цветовые тона, только светлые, то есть желтые, красные, зеленые и т. д., они содержат много белил. На светлом ослабленном подмалевке градации валеров делаются меньше чем необходимо, а на протемненном − больше, чем должно («валеры» − тонкий переход одного цветового тона в другой). Также нужно обратить внимание на то, что, когда работаешь кистью, сквозной мазок будет виден через лессировки. Мазком нужно лепить форму, изменяя толщину краски, к полутонам растирать как бы сквозным слоем на нет, еле касаясь кистью. Для этого требуется определенное мастерство. Сквозной подмалевок характерен для Тициана, Веронезе.

Четко-живописный пастозный слой может обладать всеми особенностями подмалевка, быть сильно пробеленным и требовать сильной лессировки. Но часто полного живописного подмалевка основного слоя достаточно. Когда картина приближается к законченности, лессировке дается ретуширующая роль.

Завершающий слой-лессировки.

Проработанный подмалевок для живописного произведения лессируют жидко на просвет красками. Лессировки утемняют и уплотняют основной слой, который мы писали ранее.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Необходимо знать лессировочные краски – краплак, изумрудная зеленая, кобальты, волконскоит, сиены, желтые марсы, желтая ЖХ, индийская желтая. Просвета добиваются, разводя жидко на разбавителе другие краски.

В природе не существует ни абсолютной прозрачности, ни абсолютной непрозрачности.

Ярчайшее звучание дают лессировки марсом по желтому кадмию и кобальтом по церелеуму. В зависимости от подмалевка лессировки различаются: тонирующие, моделирующие и ретуширующие.

Тонирующая лессировка должна употребляться в протемненном прописью подмалевке – белильно-просвеченной или белильно-цветной лессировкой, чтобы дать картине цветной наряд, одеть цветом монохромные и мало окрашенные места и если необходимо усилить моделирование формы.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Но если подмалевок положен по ослабленной прописи, и стоит задача усиления лепки, то нельзя ровно лессировать. В этом случае применяется моделирующая лессировка. Она наносится более интенсивно в тенях и тонко на свету.

Ретуширующая лессировка может лечь по полноживописному подмалевку. Ее цель − несколько углубить колорит, немного усилить и ослабить моделировку.

Еще применяются лессировки – втертая полукорпусная и штриховая. Поэтому, работая в системе мертвых тонов, у старых мастеров каждый миллиметр живописного полотна − носитель не только света, но и оптической структуры.

Немного о работе «малых голландцев» в системе мертвыми тонами. Имприматура делалась умброй натуральной. Этапы работы мертвыми тонами выполнялись костью жженой и белилами. В дальнейшем для обобщения работы все лессировалось сиеной жженой. После высыхания, где нужно лессировали изумрудной зеленью, белилами и т.д. И во всех этих лессировках краски просвечивают, и появляется глубина, оптическое смешение красок, выявляется богатство цвета.

Рассмотрим технику живописи Тициана. Большого живописного мастерства Тициан достиг, работая в системе мертвых тонов. Современники писали, что в своей работе он наносил до девяноста лессировок. По окончании работы Тициан прорабатывал мелкими мазками масляно-лаковой краской по соответствующей темперной подготовке. Благодаря плотности подмалевка, лессировок, нанесенных на него тонким слоем, работа приобретает красочное звучание недостижимое при технике “a la prima”.

В картинах учеников Тициана технические приемы раскрываются еще выразительнее. Картины Эль Греко (ученика Тициана), дают нам много сведений о технике Тициана.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Выше описано как создавалась бронзовая имприматура – оптический фундамент цветного грунта. Рисунок композиции мог быть сделан двумя способами: черной темперой по белому грунту (потом он покрывался прозрачной имприматурой) или, в случае цветного грунта, белым мелом. Далее приготовлялись темперные белила по «венецианскому способу»: замешивали желтком порошок свинцовых белил и полученную массу соединяли с равной долей масляных свинцовых белил (этот состав очень быстро высыхает). Чрезвычайная пастозность и плотность этой краски соответствует тому, что мы наблюдаем в подмалевке Эль Греко. Темперу можно замешивать и на казеине, краска тогда получается еще более плотной, но возникает опасность трещин, если слой этой краски очень толстый. Этими белилами, каждый раз свежеприготовленными, легко прописывались все света, не применялось никакого растворителя или воды – по-сухому. Начиная с самого светлого, работая без растворителей полукорпусно, далее осторожно, легко и тонко прорабатывали форму в полутенях и тенях.

После лессировок возникал эффект оптического просвета для всего произведения, позволяющий везде подыгрывать оттенку «имприматуры». Ибо осторожно нанесенный просвечивающий слой белил на бронзовой имприматуре образует красивую жемчужную массу.

После этого снова начиналась работа белилами в самых ярких светах, причем белила наносились уже пастозно.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

На этом этапе шла проработка форм белилами, работали осторожно, не теряя рисунка. В белила добавлялось немного охры, чтобы подмалевок не выглядел очень холодным, или корректировались подготовляемые эффекты, подсвечивая белила холодными или теплыми оттенками.

Особое внимание обращалось на проработку большой формы, а вся картина на этом этапе делалась светлее. Ошибкой являлась проработка только светлых мест, ибо тогда в законченной картине тени бы выглядели мертвыми, бесцветными. Конечно между светом и тенями, при белильной прописи, сохранялась соответствующая тоновая разница. После этого этапа вся картина легко лессировалась лаком.

Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть фото Для чего нужна лессировка в живописи. Смотреть картинку Для чего нужна лессировка в живописи. Картинка про Для чего нужна лессировка в живописи. Фото Для чего нужна лессировка в живописи

Далее картина хорошо просыхала, и на всю картину, еще слишком светлую по тону и резкую по цвету, наносилась завершающая лессировка зеленовато-голубого цвета, который работам Эль Греко придает ночной колорит. Неудачные места протирали тряпкой и, где необходимо, лессировали еще. Лессировка частично приглушала яркие и резкие цвета, приводила к единству целого. Она придавала цветам глубину и единство.

Заканчивалась работа в непросохшем слое лессировок в технике аля прима (alaprima).

Иногда тоновые переходы растирались пальцем по методу Тициана.

Следует помнить, никакие полутона в теле и одежде не писались прямо, все они возникали оптически, через просвечивающий подмалевок. Только таким образом достигался оптический эффект.

У многих художников прошлых веков были различные особенности в трехслойном методе, некоторые, как Франц Хальс, пользовались двухслойным методом. Но все они, благодаря этому методу, стали великими художниками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *