Для чего нужна литература музыке и музыка литературе
Доклад на тему «Музыка и литература»
Музыка и литература – два великих начала искусства
Слова и звуки… звуки и слова
В них жизни, полной жизни выраженье
Все, что вмещает сердце, голова
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся. блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду,– все облекаем в них.
( Екатерина Петровна Ростопчина)
Литература и музыка…. Как много проникновенных слов можно сказать об их взаимосвязи! Как часто чувства человека (радость и счастье, горе и переживание), его мысли превращались в замечательные литературные и музыкальные произведения.
Литература и музыка, слово и музыка – это два великих начала, это две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, но порой приходят к согласию и взаимопониманию. В момент их столкновения и примирения рождаются шедевры – песни, романсы, оперы. Поэтический текст придаёт музыке новое звучание; он обогащает её смыслом оттенками чувств, красочностью тембров.
Что же общего у литературы и музыки, что их роднит и объединяет? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
Главным источником музыкальных и литературных сюжетов, образов является окружающая нас жизнь. Именно она является источником вдохновения для писателей, поэтов и композиторов, поэтому так многое роднит и объединяет литературу и музыку. Однако средства выражения и форма представления в музыке и литературе – разные.
Литературу и музыку объединяет общность жанров. Например, в музыке есть песня, романс, серенада,опера, балет,мюзикл, оперетта,рок-опера,кантата. Среди музыкальных произведений можно встретить также сказку, поэму и балладу.
Литературные произведения (стихи, сказки, поэмы, баллады, драматические произведения) становятся основой музыкальных произведений, например, стихи – вокальных произведений; поэмы, сказки и драматические произведения – симфоний, опер и балетов. В музыкальных произведениях композиторы используют также народные мелодии и песни, церковные напевы, колокольные звоны. Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.
Песня — наиболее простая, одна из самых распространенных форм вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
Что еще объединяет литературу и музыку? Интонация!
Вспомним, что такое интонация. И в литературе и в музыке интонацией можно назвать осознанную, качественно осмысленную музыкальную или разговорную речь.
Разнообразные интонации: ласковые, печальные спокойные, взволнованные, торжественные, величественные – мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.
Пушкинские романсы Глинки – это совершенное претворение в музыке жизненных впечатлений, особенно любовной лирики поэта.
Ещё один жанр, о котором хотелось бы сказать это былины.
Былины – это один из самых древних жанров русской народной эпической песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является героическое событие или значимый эпизод русской истории. Народное название былин – старина, старинушка, т.е. предполагается, что речь идет о событиях, которые произошли в прошлом.
Самая известная былина о Волхве Всеславиче из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Садко», которая была написана композитором по русским былинам о гусляре Садко.
Таким образом, выявив некоторые параллели между основоположниками русской классической музыки и поэзии, мы приходим к выводу, что художественный мир музыки и мир поэзии очень тесно взаимосвязаны между собой.
ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА: их союз навсегда отмечен печатью благородного воздействия друг на друга. Потому что и музыка у литературы, и литература у музыки учились только лучшему.
А теперь вы становитесь поэтами или композиторами, кому как нравится. Вам нужно внимательно прочитать стихи. Дети не знают, что предложенные стихи есть три куплета народной норвежской песни «Волшебный смычок». Когда вы будете их читать, у композиторов в голове появится своя мелодия. Поделитесь ею с нами, а поэты услышат свой ритм стиха. Прочтите выразительно текст.
Для чего нужна литература музыке и музыка литературе
Взаимосвязь музыки и литературы
1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Как связана музыка и литература?
В жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?
Что же роднит музыку с литературой?
Единым стержнем этих искусств является интонация.
Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.
По каким же направлениям можно рассматривать связь
музыки и литературы?
Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом. Стихи многих поэтов стали известны только благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне не могли дойти стихи Н.Кукольника, если бы не гениально простая задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» М.И.Глинки.
Музыка и текст: как они могут быть связаны
Исследованию взаимосвязи текста и музыки посвящены многие научные работы не только нейробиологов и музыковедов, но и филологов, когнитивистов и искусствоведов.
В этой статье мы собрали разные примеры того, как музыка может использоваться вместе с текстом, и что по этому поводу говорит наука.
Когда музыка вдохновляет
Музыка может влиять на креативное мышление, познание и стимулировать воображение. Учёные из Технологического университета Сиднея и Университета Неймегена в Нидерландах пришли к выводу, что люди придумывают более оригинальные и творческие идеи при прослушивании «счастливой музыки» (т. е. музыки, которая вызывает позитивное настроение и возбуждение — часто к ней относят произведения классиков).
Некоторые писатели используют эту возможность: слушают музыку при написании текстов или прибегают к её помощи для усиления эмоциональной вовлечённости у читателя.
Например, французский фантаст Бернар Вербер во время написания романа «Завтрашний день кошки» (Demain Les Chats) слушал для вдохновения сонаты Бетховена, «Времена года» Вивальди и другие музыкальные произведения. Полный список музыки и звуков Вербер приводит в конце романа.
Японскому писателю Харуки Мураками в творчестве помогают джаз и рок. В одном из своих эссе он упоминал, что не стал бы писателем, если бы не был настолько поглощен музыкой. «Мой стиль глубоко пронизан рифмами Чарли Паркера и ритмом прозы Ф. Скотта Фицджеральда. И я по-прежнему черпаю новое в своей литературе в музыке Майлза Дэвиса».
В послесловии к роману «Норвежский лес» (Norwegian Wood) Мураками отмечает, что писал его под песни Леннона и Маккартни, прослушав кассету Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band 120 раз.
Кроме вдохновения на написание конкретного текста, музыка может оказать влияние на целое поколение писателей и всё их творчество. Один из ярких примеров — влияние джазового стиля бибоп на писателей «разбитого поколения»: Джека Керуака, Уильяма С. Берроуза, поэта Аллена Гинзберга и других. Их становление происходило в середине 1940-х годов, когда сформировался новый джазовый стиль бибоп со сложными импровизациями и быстрым ритмом.
Мелодии саксофониста Чарли Паркера, трубача Диззи Гиллеспи, пианиста Телониуса Монка часто упоминаются и звучат в текстах, многие из которых были прочитаны на одной сцене с джазовыми музыкантами.
Книги с саундтреками и плейлисты для чтения
Многие писатели не только сами слушают музыку во время работы, но и предоставляют целые плейлисты для книг своим читателям. Вот несколько примеров:
На основе опроса они составили плейлист, состоящий из успокаивающей фоновой музыки, которая хорошо сочетается с любым текстом. Среди композиций в основном классика, но попадается джаз и рок. Пользователи отмечали, что музыка должна быть медленной, при этом слушать ее важно на умеренной громкости. Многие писали, что при чтении слушают инструментальные саундтреки, например, композиции, сочинённые Хансом Циммером.
Фото PxHere / PD
С другой стороны, идею слушать музыку и параллельно читать поддерживают не все — такая многозадачность может отвлекать от процесса, и не давать насладиться ни книгой, ни музыкой в полной мере. Кстати, многие ученые с этим мнением согласны — подробнее в следующем разделе:
Что о «совместимости» музыки и чтения говорит наука
Результаты, полученные турецкими исследователями, частично подтверждают мнение тех, кто считает, что одновременное прочтение текста и прослушивание музыки затруднительно. В ходе проведённого учёным эксперимента оказалось, что показатели понимания прочитанного у студентов, которые слушали музыку, были значительно хуже, чем у читавших текст в тишине. Однако если при прочтении была включена любимая музыка учащегося, его результаты существенно не отличались от результатов студентов, читавших без музыки (о других подобных исследованиях мы писали в одном из наших материалов).
Однако даже любимая музыка будет препятствовать усвоение информации, если у нее быстрый ритм и проигрывается она на высокой громкости — в этом уверен композитор и «по совместительству» профессор кафедры психологии Университета Торонто Гленн Шелленберг (Glenn Schellenberg).
Чтение текстов под музыку также может влиять и на восприятие мелодии. Нейробиологи из Института психолингвистики Макса Планка провели эксперимент, в результате которого выяснили, что одновременное чтение и прослушивание музыки «перегружает» возможности участка головного мозга, известной как центр Брока.
Испытуемые отмечали, что чтение сложных предложений затрудняло их восприятие полноты музыки. Настоящее исследование утверждает, что речь идет не о рассеянии внимания, а о том, что и прослушивание музыки, и восприятие текста связаны общим центром активности мозга.
Саунд-поэзия и звукотекстовые композиции
Однако в некоторых случаях гармонично «подружить» аудио и текст вполне возможно. Такой подход практикуют саунд-поэты (sound-poetry) и создатели саунд-текстовых композиций.
Их произведения находятся на стыке художественного текста и музыки. Текст может быть озвучен в разном темпе (ускоренном или замедленном), записи при этом могут накладываться друг на друга. Используется быстрая смена тональности, а также фоновые звуки (различные шумы, возгласы, крики, дыхательные движения и др.) и музыкальные сэмплы.
Все эти составляющие объединяются при помощи аудиомонтажа и превращаются в саунд-поэтическое произведение, в котором текст — не «сопровождение» для музыки, он и есть музыка.
Изучению этой художественной формы посвящены отдельные научные работы и статьи. С момента возникновения этого направления саунд-поэты объединялись и выступали в ансамблях. Одной из первых саунд-поэтических групп была The Four Horsemen, её выступления можно послушать здесь:
В нашем Telegram-канале больше интересного об акустике и аудиогаджетах:
Кино на пластинках
Необычная портативка
Звуки из мира кошмаров
Гид по встраиваемой акустике
Как зазвучали Звездные войны
Что такое HD-винил
Необычные аудиогаджеты
Как звучит растительный мир
Рубрика Тема номера
СТАТЬЯ Музыкальность литературы: краткий обзор
Что такое музыкальность литературы?
Джованни Мишель Гранери. «Театр Реджо в Турине» (1752)
Под музыкальностью литературных произведений понимается их сходство с теми или иными принципами, формальными особенностями или выразительными приемами, присущими музыке. Литературоведы до сих пор не определились насчёт того, чем конкретно считать музыкальность – категорией, качеством, принципом или даже особого рода эффектом, возникающим при чтении. Общепризнанным пока является только то, что музыкальность – разновидность интермедиальности (процесса взаимодействия различных медиа, а в более узком смысле – разных видов искусства). Понятие интермедиальности напрямую связано с интертекстуальностью и отношением ко всем произведениям искусства вне зависимости от их типа как к текстам. С этой точки зрения можно сравнивать, к примеру, литературу и живопись (экфрасис), живопись и кинематограф – даже литературу и архитектуру.
Литературоведы до сих пор не определились насчёт того, чем конкретно считать музыкальность – категорией, качеством, принципом или даже особого рода эффектом, возникающим при чтении.
Почему музыкальности так тяжело дать определение? Дело в том, что в любых интермедиальных исследованиях (то есть исследованиях на стыке двух видов искусств) автор сталкивается с рядом проблем, которые в рамках одной научной парадигмы обычно не возникают. Во-первых, в литературоведении и музыковедении есть ряд ключевых терминов с разным значением: форма, композиция, мотив. Во-вторых, исследователю может быть не всегда понятно, что искать в тексте помимо прямых упоминаний музыки – и тогда он начинает усиленно штудировать биографию писателя на предмет музыкального образования, абсолютного слуха или родственников-музыкантов. Возможна и обратная ситуация – воспользовавшись, на первый взгляд, прозрачным указанием на конкретное музыкальное произведение (например, «Крейцерова соната» Л. Толстого), жанр («Струнный квартет» В. Вулф) или отдельный термин («Контрапункт» О. Хаксли), литературовед начинает проводить параллели. и в каждом случае может найти разный набор признаков музыкальности (а может и не найти их вовсе). Так и получается, что музыкальность проще описывать или на примере конкретных литературных произведений, или как список возможных приемов, приближающих литературный текст к музыке.
Как музыка попадает в литературный текст
Йозеф Гайдн играет в струнном квартете (1790)
Чтобы ответить на эти вопросы, удобно будет сперва обратиться к классификации разных видов взаимодействия литературы и музыки (на самом деле, их гораздо больше, чем мы с вами насчитали).
Классификация эта принадлежит американскому литературоведу Стивену Шеру (с дополнениями современного австрийского ученого Вернера Вольфа). Типов сосуществования литература и музыки всего 3:
— литература в музыке (так называемая программная музыка),
— музыка + литература (любая вокальная музыка)
— музыка в литературе. Последний тип оказывается наиболее сложным и разветвленным – к нему Шер относит «словесную музыку» (word music), «вербальную музыку» (verbal music) и «структурный параллелизм».
Бартоломео Беттера. «Натюрморт с музыкальными инструментами» (XVII век)
Закрытый тип взаимодействия, как нетрудно догадаться – это случай, в котором используются средства только одного вида искусства, в то время как второй в нём тем или иным образом скрыт. Если в музыке скрыто присутствует литература, то речь будет идти о программной музыке – в таком случае у произведения без слов будет «говорящее» название, которое может, например, отсылать к литературному произведению*.
В свою очередь, основных форм скрытого музыкального присутствия в тексте две: тематизация и имитация. Тематизация подразумевает описание музыкальных произведений, всевозможные отсылки к реально существующим или выдуманными опусам. В случае с тематизацией о музыке в тексте рассказывается. В свою очередь, имитация значит, что автор литературного произведения пытается подражать каким-либо музыкальным особенностям, показывая их средствами литературы.
Приёмы такой имитации могут быть разнообразными – от звукописи и усложнения синтаксиса до создание своего рода текстуальных лейтмотивов или даже композиционных аналогов музыкальных форм. Как видим, легко предположить, что у произведения с чертами музыкальной имитации необязательно будет тематическая связь с музыкой. Верно и обратное. Допустим, яркий пример тематизации музыки в литературе – «Крейцерова соната» Л. Толстого. Исследователи, однако, не раз пытались найти в ней черты имитации, сравнивая композицию текста со структурой сонатной формы (с переменным успехом).
В этом смысле сонатная форма особенно любима литературоведами, поскольку хорошо накладывается на многие произведения – нужно лишь два контрастирующих начала (непохожие герои или образные сферы) и следование структуре «экспозиция-разработка-реприза». Нетрудно поддаться соблазну искать «репризу» (или часть текста, в том или ином смысле повторяющую экспозицию), забыв о том, что это построение, в сущности, не является чисто музыкальным. Как отмечает А. Е. Махов, структура сонатной формы повторяет структуру ораторской речи – тезис-антитезис-синтез, то есть чисто теоретически любой литературный текст с подобной структурой можно называть «сонатным». В случае со структурой целого текста вряд ли возможно «случайное совпадение» с музыкальной формой, которое автор совершенно не планировал.
К. Н. Гийсбрехтс. «Перегородка с письмами и нотной тетрадью» (1668)
Стоит ли тогда вообще проводить структурные параллели между литературными и музыкальными произведениями? На наш взгляд, стоит.
Приёмы такой имитации могут быть разнообразными – от звукописи и усложнения синтаксиса до создание своего рода текстуальных лейтмотивов или даже композиционных аналогов музыкальных форм.
Во-первых, многие писатели сознательно задумывали свои тексты как «музыкальные», и исследовать способы, которые они использовали для «музыкализации» текста, крайне интересно. Во-вторых, если автор не оставил никаких указаний на музыкальную природу своего произведения, но музыкальные черты в нем все равно угадываются, необходимо поразмышлять о причинах такого сходства. Самое главное – не сдаться перед лицом проблем.
Музыковеды от литературы: профессионалы и любители
Так что насчёт музыкального образования литераторов, которые экспериментируют на стыке двух искусств? Разумеется, его уровень у писателей самый разный. Например, Андрей Белый, перу которого принадлежат одни из самых необычных «синтетических» работ – четыре «Симфонии», на момент их написания слабо себе представлял, что такое реальная симфония (и что более примечательно, слабо этим интересовался). У автора рассказа «Струнный квартет» Вирджинии Вулф было прекрасное образование, но не музыкальное. Хулио Кортасар при всей своей любви к экспериментам на границе литературы и музыки был меломаном-любителем, хотя и большим энтузиастом. Пожалуй, одним из немногих профессиональных музыкантов со значительной литературной карьерой был Энтони Берджесс.
Для филологов и «обычных» читателей музыкальных текстов информация, изложенная выше, значит всего лишь то, что авторским отсылкам к музыке не всегда следует доверять. Те или иные «музыкальные» качества могут быть отражены в произведении очень опосредованно, а иногда и вовсе быть недопонятыми или сознательно переосмысленными (как в случае с «Симфониями» Белого).
И все же, если музыка присутствует в тексте скрыто, как читателю об этом догадаться? Стоит ли ему вооружиться музыкальной энциклопедией, если у любимого автора был абсолютный слух и полный дом музыкально одаренной родни?
Выше мы уже установили, что эффект музыкальности достаточно субъективен – как для автора (у которого, скорее всего, будет чисто концептуальное понимание музыки и ее особенностей), так и для читателя (который может «увидеть музыку» там, где она, возможно, даже не планировалась). Поэтому непрофессионалу по-прежнему можно бесстрашно читать любую литературу и проводить любые параллели, не боясь своей неосведомленности – о симфониях или контрапункте он может знать не больше (и не меньше!) самого автора. А активному непрофессионалу, конечно, никто не запрещает поискать дополнительную информацию, которая вполне может углубить «музыкальное» прочтение текста.
«Музыкальные» тексты:
Те или иные «музыкальные» качества могут быть отражены в произведении очень опосредованно, а иногда и вовсе быть недопонятыми или сознательно переосмысленными (как в случае с «Симфониями» Белого).
Содержание музыки, таким образом, позволяет сделать повествование более субъективным.
(Также у Джосиповичи есть короткий экспериментальный рассказ «Фуга», своеобразно развивающий идею одноименной музыкальной формы).
А для полноты вашего литературно-музыкального плейлиста советуем внимательно ознакомиться с другими статьями номера: ничто так не помогает объяснить трудную тему, как хорошие и разнообразные примеры. ■
Для чего нужна литература музыке и музыка литературе
Роль музыки в литературных прозаических произведениях
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Цель:Выявить ассоциативные связи между музыкальными, художественными и литературными образами и узнать роль музыки для выражения основных идей и целей произведения.
Актуальность проблемы:Искусство воздействует на человека с поистине огромной силой. Интерес к исследованию классической литературы на точке соприкосновения с музыкой позволяет более точно понять замысел писателя, раскрыть характер героя и многие другие важные вещи, без которых трудно понять суть произведения.
Обоснование выбора темы:С самого рождения мы, авторы данной научно-исследовательской работы, тесно связаны с таким видом искусства, как музыка. Посещая музыкальную школу, мы не раз замечали, что так или иначе в литературных произведениях присутствуют упоминания об этом виде искусства, а также некоторые сочинения композиторов, известные по всему миру, были написаны именно по творениям писателей и поэтов. Важно понять, зачем авторы обращаются к этой теме или к упоминаниям и описанию данного вида искусства.
Задачи:
Найти литературные произведения, в которых музыка занимает значимую роль;
Найти взаимосвязь музыки и литературы как в отдельно взятых произведениях, так и в целом;
Определить значение образа музыки в литературных произведениях;
Рассмотреть множество возможных видов связи между литературой и музыкой;
Узнать причину, по которой писатели включают в произведения тему музыки, музыкантов.
Методы:
Анализ дополнительных источников информации: книги, фильмы, статьи, интернет ресурсы, документы;
Индуктивно-дедуктивный метод рассмотрения литературных произведений и художественных образов с целью нахождения примеров связи музыки и художественных рассказов;
Обобщение и систематизация полученной информации и изложение её в исследовательской работе.
План выполнения работы:
Выбор темы проекта, постановка цели, задач, определение методов исследования;
Поиск информации, выбор и работа с литературными произведениями разных писателей («Скрипка Ротшильда» Антон Павлович Чехов, «Слепой музыкант» Владимир Галактионович Короленко, «После бала» Лев Николаевич Толстой);
Обобщения собранной информации, создание презентации для представления проекта;
Защита проекта (раскрытие аргументации позиции, доказательство точки зрения, чёткое, ясное и доступное изложение).
Степень изученности: Значением музыки в литературе увлекаются отнюдь не многие, но всё же есть люди, работы которых в том или ином виде представлены обществу. Таким образом хотелось бы отметить работу «Образ музыки в литературных произведениях» (автор не указан), где выделяется образ музыки как «стерео» изображение к одномерному изображению мира и человека в тексте.
Взаимосвязь музыки и литературы (общее)
«Вся жизнь мира окружена музыкой. Когда земля при своем создании была уже готова к жизни, жизни все-таки еще не было. Тогда вдруг ветер промчался над полем и над лесом. И в волнах возник плеск, а в лесных вершинах гул. Через это в мире возникла музыка, и мир стал живой». Константин Бальмонт
Прежде чем говорить о взаимосвязи двух видов искусства, нужно узнать их определения.
Музыка – это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующий на психику человека.
Литература — это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык. (поэзия, проза, драма).
Множество поэтических произведений обрели известность благодаря тому, что их прочли композиторы, однако стержнем родства является интонация.
Интонация (в литературе) – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, логическое ударение, тон, паузы.
Интонация (в музыке) – мелодичный оборот, передающий смысл при помощи средств музыкальной выразительности (темп, ритм, тон, паузы, акценты и т.д.).
И в литературе, и в музыке интонацией можно назвать осознанную, качественно осмысленную музыкальную или разговорную речь.
Интонации могут быть различные: печальные, ласковые, грустные, весёлые, торжественные, обеспокоенные и т.д.
При внимательном прослушивании музыкального произведения, можно явственно услышать завершённые предложения, незаконченные фразы и всё то, что проявляется в речи. Музыковеды зачастую пользуются литературной терминологией. Есть группа определённых терминов, которые используются и там, и там. Интонация, образ, тема, мотив, пауза, метр, ритмика, тембр и другие.
Также многие писатели и поэты обращаются к теме музыки в своих произведениях. Авторы используют этот приём для того, чтобы подчеркнуть значимость момента, более широко и разнообразно раскрыть судьбу, душу персонажа.
Музыка часто встречается также и в различных сказках. Например, при помощи дудочки крысолова из города ушли все крысы. Или Садко так прекрасно исполнил песню на гуслях, что к нему вышел из Ильмень-озера Царь морской и предложил награду. Волшебные музыкальные инструменты помогают людям. Вряд ли народ и авторы просто так наделяют магическими свойствами именно эти предметы.
Музыка и литература отделились друг от друга, однако общие черты присутствуют в любом случае:
— Понятия добра и зла, ненависти и любви. Моральные принципы сближают эти виды искусства. Они поднимаются и там, и там.
— Стоит упомянуть такие вещи, как эмоциональная окраска и направленность. И музыка, и литература влияют на человека в глубоко-духовном плане. Автор может использовать хоть слова, хоть звуки, хоть ноты – всё равно, это нас трогает, заставляет задуматься.
— Читая произведение, мы зачастую слышим «внутренним ухом», «внутренним голосом» некое музыкальное или голосовое оформление, создающее атмосферу действия.
Рассмотрим значение музыкальных образов на примере некоторых прозаических произведений.
«После бала» Л. Н. Толстой
Образность занимает большое место в творчестве Толстого. Рассказ «После бала» был основан на контрастах и противопоставлениях (антитезах) музыки в различных эпизодах (во время бала, после него) и через неё переданы образы этих моментов.
Сначала в душе главного героя звучит музыка бала (см. приложение 1, п.1): мазурка, вальс, полька, кадриль и другая весёлая, танцевальная или романтическая музыка таких вечеров. Он влюблён, для него всё в этом мире прекрасно.
«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.»
«В душе у меня все время пело, …слышался мотив мазурки.»
Картина после бала отличается же от данной ранее кардинально (см. приложение 1, п. 2). Иван Васильевич (главный герой) видит, как нежно любящий отец и добродушный полковник перевоплощается в безжалостного мучителя. Это сопровождается «совершенно иной, нехорошей музыкой».
«Позади их стояли барабанщик и флейтщик и, не переставая, повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.»
Какой контраст душевного состояния передаётся при помощи музыки. Мазурки и вальсы сменяются визгливой и скрипящей музыкой точно также, как высокие, восторженные и восхищённые чувства сменяются «физической, доходившей до тошноты тоской».
Мазурка исчезает, появляется страшная музыка. Восторг сменяется ужасом от происшедшего зрелища. «Музыкальное сопровождение» в произведении помогает сопоставить эти две картины для более точной передачи разницы этих двух моментов и создания атмосферы момента.
«Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств.»
«Скрипка Ротшильда» А. П. Чехов
«Мысли об убытках донимали Якова особенно по ночам: он клал рядом с собой на постели скрипку и, когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук, и ему становилось легче.»
Почти весь рассказ – это описание раздумий Якова – злого, меркантильного, угрюмого старика, не умеющего радоваться жизни, живущего одним единственным словом «убыток». Очень ярко этот момент показан в его размышлениях после визита к врачу:
«От жизни человеку — убыток, а от смерти — польза.»
Он отвергает саму жизнь как чудо.
«Это соображение, конечно, справедливо, но все-таки обидно и горько: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?»
Единственная жизнь Якова протекла бесцельно и бессмысленно.
«Не жалко было умирать, но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце и стало жалко. Скрипку нельзя взять с собой в могилу, и теперь она останется сиротой и с нею случится то же, что с березняком и с сосновым бором.»
Чехов очень точно передает пробуждение практически мёртвой души. Раскрытие таких качеств, как благодарность, жалость, раскаянье. Всё это зародилось в нём благодаря музыке. (см. приложение 1, п. 3)
«Яков вышел из избы и сел у порога, прижимая к груди скрипку. Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная, что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка». «И опять заиграл, и слезы брызнули из глаз на скрипку.»
Мелодия заставляет Якова вспомнить то, что, казалось бы, забыто безвозвратно: вера, молодость, чувства и дочь с белокурыми волосами. Она превращает его злейшего врага в брата.
«Не могу. — проговорил Яков, тяжело дыша. — Захворал, брат.»
Она становится пиком жизни человека. Благодаря единственному произведению он обретает смысл жизни. Именно эта удивительная мелодия осталась после Якова в мире.
«И потом весь день Яков лежал и тосковал.»
«Несчастное лицо Марфы и отчаянный крик жида, которого укусила собака.»
Это то, о чём Яков сожалеет. Он уже не исправит своего отношения к жене, однако ещё одну вещь он изменить в силах. (см. приложение 1, п.6)
«Скрипку отдайте Ротшильду.»
Это высшая точка кульминации рассказа. Это первый и последний его поступок в жизни, самое важное, сделанное им, то к чему он шёл на протяжении всего произведения. В таком случае название показывается нам в ином свете. В повествовании Яков владеет скрипкой не только материально, но и духовно – как часть души. Передавая инструмент, Яков отдаёт Ротшильду душу, которая будет жить, пока существует скрипка, пока играют его мелодию. Читая заглавие, мы можем написать: «Скрипка Ротшильда = Душа Якова».
«Слепой музыкант» В. Г. Короленко
Также роль музыки в жизни человека подчёркивает Владимир Галактионович Короленко. Именно музыка и звуки являются ключевыми в рассказе «Слепой музыкант», на них основывается вся жизнь мальчика.
«Мир, сверкавший, двигавшийся и звучавший вокруг, в маленькую головку слепого проникал главным образом в форме звуков, и в эти формы отливались его представления.»
Благодаря своему дару он познаёт окружающий мир, природу, жизнь, людей, заводит знакомства, которые связывают его судьбу тесными узами.
«Теперь впечатления слуха окончательно получили в жизни слепого преобладающее значение, звуковые формы стали главными формами его мысли, центром умственной работы.»
Как уже было указано, музыка играет огромную роль в жизни Петра, а ведь всё началось с дудочки конюха Иохима. (см. приложение 1, п.4)
«В самом патетическом месте он почувствовал, как чья-то маленькая рука быстро пробежала легкими пальцами по его лицу, скользнула по рукам и затем стала как-то торопливо ощупывать дудку.»
Из-за отсутствия зрения, мальчику кажется, что он не нужен и бесполезен. (см. приложение 1, п. 5) Забота со стороны близких, особенно со стороны девушки Эвелины, помогает ему найти уверенность в себе. Не смотря на долгое общение, он ранее не задумывался о таком чувстве, как любовь.
«Потом с удивлённым видом, и всё как будто не дождавшись чего-то, он дрогнул, тронул клавиши и, подхваченный новой волной нахлынувшего чувства, отдался весь плавным, звонким и певучим аккордам.»
Музыка и музыкальные инструменты помогают выражать свои чувства, даже позволяют обрести известность такому неудачливому, на первый взгляд, парнишке. Звуки дают Петрусе почувствовать себя полноценным человеком, возводят на музыкальный Олимп.
Значение музыки в литературе огромно. Если о ней не говорится напрямую, то она обязательно слышится в произведении косвенно (начиная с ритма произведений, скрытого описания музыки, как духовной составляющей, заканчивая основной сюжетной линией рассказа). Музыка позволяет более полно и выразительно рассмотреть героев и сам смысл произведения, раскрыть основную идею.
Подводя итог, можно сказать о несомненно важном положительном влиянии на художественные произведения. Музыка – непосредственный язык души, однако и её возможности ограничены. С литературой ситуация аналогична. Два искусства дополняют друг друга, как пазл. Музыка и литература потеряли бы невероятно много друг без друга.
Существует множество вариантов связи между музыкой и литературой. Это интонация, звук, эмоциональная окраска и направленность смыслового значения.
Лирическое произведение— это музыкальное выражение душевных переживаний с помощью языка. (Л. Шлегель)
Эта цитата вполне может стать основным итогом всей нашей работы.
А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда», 1995 г.
В. Г. Короленко «Слепой музыкант», 2001 г.
Л. Н. Толстой «После бала», 2005 г.
Сборник «Библиотека музыкальных произведений», 2011 г.