Для чего нужна математика медсестре
Роль математики в медицине: примеры, интересные факты
Относиться к математике «царице всех наук» можно по-разному: одним она дается легко, другим же для достижения результата следует попотеть.
Если первоначально взглянуть на такие две науки как математики и медицина, то нет уверенности найти что-то общее. Однако, медикам необходимо прекрасно разбираться в математических вопросах, так как роли этих дисциплин взаимодополняемые.
История развития математики и медицины
По истории, астрономия и физика тесно соприкасались с математическими вычислениями. Медицина же развивалась стороной, и долго не признавалась формально. После ее становления, как науки, связь математики и медицины стала неразрывна.
Галилей утверждал, что вся сущность природы зависит от математики. Того же мнения придерживались и Кант, Леонардо да Винчи. Итальянский художник применял методы математики для того, чтобы изучить все аспекты анатомии. Первые связанные цепочки между двумя науками удалось обнаружить в рисунке «Витрувианский человек», на котором изображены мужчина, круг и квадрат. Он наглядно иллюстрирует канонические пропорции, соотношение частей тела.
Легендарное творение Леонардо да Винчи
Значение математики в медицине
Роль математики в медицине – помощь в проведении диагностических процедур, пользовании компьютером, медицинском оборудовании. На сегодняшний день расширились методы лечения и диагностики: большинство медицинских центров используют методы математического моделирования, что помогает установить более точный диагноз.
Знания основ математики применяются врачами для описания процессов, происходящих в организме человека. Это необходимо, так как позволяет различать болезненный организм от здорового по сделанным снимкам и экранам монитора. В большинстве учебных заведений наряду с основными медицинскими дисциплинами, студенты изучают математику. Считается, что медицинские работники должны уметь решать профессиональные задачи, применяя математические методы.
Что математика получила от медицины
Не стоит думать, что медики нуждаются в математике больше, чем она в них. Эти две науки сыграли важную роль в совместном развитии, дополняли друг друга. Под воздействием медико-биологических проблем возникли новые вычислительные алгоритмы и математические понятия. К примеру:
По истории, медицина играет немаловажную роль в развитии математики. Специалисты смогли многое изучить, благодаря влиянию медицины. Новые знания были успешно применены в других дисциплинах, технике, науке.
Применение математики в медицине: примеры
Одним из ярких примеров совмещения этих двух наук является статистика. Адольф Кетле – основатель теории статистики. Ученый привел следующий пример использования статистических данных для решения медицинской задачи.
Некие профессоры сделали выводы по поводу скорости частоты ударов сердца. Кетле сравнил их наблюдения со своими, и обнаружил: между числом пульса и ростом есть взаимосвязь. Возраст оказывает влияние при изменении величины роста. Частота ударов сердца располагается в обратном отношении с квадратным корнем роста.
Если у человека рост 1,68 м, то частота ударов сердца будет равняться 70. Таким образом, это позволяет определить пульс у человека любого роста.
Роль статистических наблюдений довольна важна: их можно использовать где и как угодно. Например, по новостям часто можно услышать такие фразы «согласно статистике, число заболеваемости возросло на 30%», — эти выводы делаются на основе математики.
Остальные примеры использования математики:
Математика спасла жизнь
Лучше понять, зачем математика в медицине, можно, прочитав не только интересные факты, но и жизненную историю о том, как она спасла девочке жизнь. Вики Алекс была школьницей 14-ти лет. Внезапно она стала испытывать проблемы с дыхательной системой. Ее семья никак не могла понять, в чем дело, пока медики не озвучили диагноз – рак крови.
Девочке назначили длительный курс лечения, который ей действительно помогал до тех пор, пока Вики не начала ощущать симптомы простудного заболевания. Далее, на спине вскочила шишка, которую медики диагностировали как фурункул. Специалисты прописали антибиотики.
Подобного рода препараты сильно влияют даже на самого крепкого человека, не говоря уже про ребенка с ослабленным иммунитетом. Организм не мог избавиться от инфекции, и было решено погрузить Вики в кому, чтобы иметь возможность использовать лекарства. Но врачи сказали сразу, что медикаменты если и подействуют, то шансов на возвращение из комы у девочки нет. После лекарственного курса, медики пытались вернуть девочку в сознание, но ничего не получалось. Еще одним способом выхода из комы, являются голоса родных людей. Родителей впустили в комнату, и они днями напролет разговаривали с дочерью обо всем на свете. Но ничего не помогало.
Вдруг отец вспомнил интересный факт из жизни ее биографии: его дочь очень любила считать. Он начал спрашивать простые вещи, к примеру, сколько будет 1 плюс 1. И тут, губы дочери едва заметно шевельнулись, а отец спросил: «Два?». Пациентка слегка кивнула. Постепенно, отец начал давать дочке более сложные задания и Вики очнулась тем же днем.
Это конечно не пример абсолютного участия математики в спасении человека, но показывает ее роль в улучшении состояния здоровья. Случай наглядным образом иллюстрирует, как мозг любит решать своеобразные математические задачки.
Левое полушарие мозга помогает решать математические задачки
Интересные факты
Существуют не менее интересные факты, описывающие связь математики и медицины. Так, математик сумел вычислить, когда умрет. Будучи стариком, он обнаружил, что стал больше спать. Каждый день продолжительность сна увеличивалась на 15 минут. Благодаря арифметической прогрессии им была вычислена дата, когда сон достигнет 24 часа.
Другие интересные факты про медицину, которые не возможно было бы определить без использования математики:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Информация на сайте предоставлена для ознакомления, лечение требует консультации врача.
Математические методы в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала
Разделы: Математика
Представляем Вам учебно-методическое пособие по математике для студентов медицинских училищ и колледжей (СПО) по теме «Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала». Пособие предназначено для студентов специальностей «Сестринское дело» и «Лечебное дело». Пособие разработали преподаватели математики ГБОУ СПО Медицинского колледжа № 8 г.Москвы Курткезова А.М. и Назаренко Е.Е. Данное пособие рассчитано на 4 часа в дополнение к учебнику «Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник /В.П. Омельченко, А.А. Демидова. — Изд. 2-е, испр. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 588 с. : ил. — (Среднее профессиональное образование)».
С развитием медицинской науки и совершенствованием медицинских технологий, условий и методов оказания лечебно-профилактической помощи населению, растёт роль и значение деятельности медицинской сестры в системе здравоохранения. От её знания и умения, профессионального отношения к делу во многом будет зависеть слаженная работа служб и подразделений лечебных учреждений.
Математические методы в медицине – совокупность приёмов изучения процессов, происходящих в живых организмах, их популяциях, в сфере охраны здоровья, с использованием количественных способов описания явлений и объектов биомедицинской природы, а также связей между ними.
В практической деятельности медицинская сестра применяет математические методы при растворении веществ, разбавлении растворов, разведении лекарственных препаратов.
В методическом пособии мы придаём большую роль самостоятельной работе студентов, содержанию задач различной сложности, что способствует выработке у студентов самостоятельного мышления, умения анализировать и делать обобщающие выводы.
Организационно-методический блок
Тема занятия: «Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала».
Время, отведённое на изучение темы: 4 часа.
Цели занятия:
а) общая цель: систематизация знаний по теме «Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала».
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Оснащение занятия:
Дидактический материал: учебно-математический материал для студентов приложение 2, приложение 3, материалы контроля по теме: «Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала» приложение 1. Наглядные пособия: презентация к занятию, таблицы, раздаточный материал.
План занятия:
Содержание курса – Приложение 5.
Список литературы:
Выберите документ из архива для просмотра:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа села Гродеково
муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Тема: Математика в моей будущей профессии – медицинской сестры
Лобанова Александра Павловна, 7 класс
Якимова Елизавета Степановна,
учитель математики, высшая категория
1 Исследование № 1. Нужно ли знание математики в работе медицинской сестры? …………………………………………………………………………
2 Как появилась профессия медицинской сестры ……………………….
3 Исследование № 2. Экскурсия в районную больницу ……………………
4 Исследование № 3. Экскурсия в детское отделение КГБУЗ «РБ» района имени Лазо́ ……………………………………………………………………..
5 Исследование № 4. Экскурсия в терапевтическое отделение КГБУЗ «РБ» района имени Лазо́ …………………………………………………………….
6 Исследование № 5. Экскурсия в фельдшерско-акушерский пункт села Гродеково ………………………………………………………………………
7 Где я планирую получить профессию медицинской сестры ………….
Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определённые математические навыки нужны каждому человеку. Нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем (часто не замечая этого) знания о величинах, характеризующих протяжённость, площадь, объём, промежуток времени, скорость и многое другое. Но всё чаще от некоторых людей мы слышим вопрос: «А так ли уж важно учить математику? Считать, вроде бы, научились. Может этого достаточно?»
Гипотеза. Всё глубже и глубже изучая математику, наблюдая за процессом изменений и развития в области медицины, мы можем предположить между ними тесную взаимосвязь.
Цель научной работы. Исследовать, какие математические задачи решаются в профессиональной деятельности медицинского работника среднего звена.
1 проанализировать литературу по данному вопросу;
2 выяснить роль математики в профессиональной деятельности медицинского работника среднего звена;
3 найти примеры задач в медицине, решаемые математическими методами;
4 определить, нужна ли математика в профессии медицинского работника. Экскурсия в фельдшерско-акушерский пункт села Гродеково, КГБУЗ «РБ» района имени Лазо́;
5 провести опрос обучающихся школы «Нужна ли медицине математика?»;
6 систематизировать собранный материал для создания презентации.
Актуальность. Сохранение здоровья – самое главное в жизни человека, этим и занимаются медицинские работники, поэтому профессия медицинской сестры всегда востребована.
1 ИССЛЕДОВАНИЕ №1. НУЖНО ЛИ ЗНАНИЕ МАТЕМАТИКИ В РАБОТЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ?
В опросе приняли участие обучающиеся 5, 6, 7, 9 классов. Из 42 опрошенных учащихся все предположили, что в работе медицинской сестры необходимы знания математики.
2 КАК ПОЯВИЛАСЬ ПРОФЕССИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
В прошлом её звали сестрой милосердия. В дни страшных эпидемий, порой одним словом, они могли унять боль страждущих, утешить и дать надежду на выздоровление. Под ласковый голос медсестры не заметен самый больной укол. А горькая микстура не кажется такой уж гадостью. Первой представительницей этой профессии была англичанка Флоренс Найтингейл, в дни Крымской компании организовавшая, своего рода, отряд «скорой помощи», в состав которого входили монахини, сёстры милосердия, всего 38 человек. 12 мая, в день её рождения, медсёстры всех стран отмечают свой профессиональный праздник – Международный день медицинской сестры.
В профессии медсестры просто нельзя без математики, ведь нужно знать, сколько шприцов дали на смену и подсчитать, сколько их использовали. Ей необходимо представить отчёт о том, какие лекарства и в каком количестве она использовала, оценить время, когда пакет для внутривенного вливания опустеет, рассчитать дозу препарата, работать со сложной медицинской техникой, читать различные графики состояния больного. Медсестра измеряет давление, температуру, рост и вес у новорождённых. Требуется хорошая общеобразовательная подготовка по биологии, ботанике, анатомии, химии, физике, математике.
3 ИССЛЕДОВАНИЕ № 2. ЭКСКУРСИЯ В РАЙОННУЮ БОЛЬНИЦУ
Хватова Ольга Владимировна рассказала нам о том, какие математические знания необходимы врачу, медицинской сестре. У неё на приёме женщина 57 лет. Мы рассчитали для нее нормальное максимальное и минимальное давление.
Нормальное максимальное давление вычисляется по формуле: 102 + 0,6х, где х – число лет. Для минимального давления формула другая: 63 + 0,5х.
102+0,6*57=136,2 максимальное давление ;
63+0,5*57-91,5 минимальное давление.
Измерив, давление у пациенткис помощью тонометра получили следующие показатели:
мы пришли к выводу: показатели артериального давления равны норме согласно возрасту
4 ИСЛЕДОВАНИЕ № 3. ЭКСКУРСИЯ В ДЕТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ В КГБУЗ «РБ» РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО
С медицинской сестрой детского отделения Сорокиной Светланой Ивановной мы вычислили нормальную массу тела, соответствующую моему возрасту
М = 60 + 0,75(Р-180) + (В-20) ÷ 4, где М – масса тела в килограммах, Р – рост в см, В – возраст в годах
М = 60+0,75(154-180) + (13-20) ÷4=39,25 кг
масса тела на весах = 41 кг
Вычислили мой предполагаемый рост по формуле:
Дд = 0,51 × (До + Дм) – 7,5, где
Дд – длина тела дочери; До – длина тела отца; Дм – длина тела матери
Решение: Мой предполагаемый рост: 0,51 × (161 + 159) – 7,5 = 155.7 см.
Действительный рост тела = 154 см
Вывод: мой рост и вес соответствует норме
5 ИССЛЕДОВАНИЕ № 4. ЭКСКУРСИЯ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КГБУЗ «РБ» РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО
«Движение» больных в отделении:
В отделении н сегодняшний день – 37 больных
Распределение питания больных по диетам:
6 ИССЛЕДОВАНИЕ № 5. ЭКСКУРСИЯ В ФЕЛЬДШЕРСКО–АКУШЕРСКИЙ ПУНКТ СЕЛА ГРОДЕКОВО
Сегодня у Марины Александровны на приеме была мама с дочкой. Для девочки: 7 месяцев необходимо было рассчитать объем детской молочной смеси для кормления ребенка.
М- вес ребенка при рождении
П-количество месяцев ребенку
3730+800*7=9330мл – суточная норма
9330*1/8 массы тела=1166,25мл
1166,25:6(раз в сутки)=194,375 мл –разовая норма.
Вот такую задачу мы сегодня решали с Мариной Александровной, а еще мы познакомились с таким типом задач как:
Ситуационные задачи по оказанию неотложной помощи пациенту
В здравпункт обратился пациент 45 лет. Жалобы на одышку с затрудненным выдохом, приступообразный кашель с трудноотделяемой вязкой мокротой, резкую слабость. Возникновение приступа связывает с запахом краски (в цехе идет ремонт).
Объективно: пациент занимает вынужденное положение – сидит, опираясь руками о край стула. Кожные покровы с цианотичным оттенком. Перкуторный звук коробочный. В легких выслушиваются в большом количестве сухие свистящие хрипы. ЧДД 28 в мин. Пульс 96 уд./мин.
1. Определить неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составить алгоритм оказания неотложной помощи и обосновать каждый этап.
3. Продемонстрировать технику применения карманного ингалятора.
1. Бронхиальная астма, атопическая, приступный период.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;
расстегнуть стесняющую одежду и создать доступ свежего воздуха, чтобы облегчить состояние пациента;
организовать прием препарата при наличии ингалятора у пациента для уменьшения бронхоспазма (1-2 вдоха беротека, сальбутамола);
ввести один из бронходилятаторов с бронхолитической целью (при отсутствии эффекта от вышеуказанных препаратов):
эуфиллин 2,4% раствор 10 мл в 10-20 мл изотонического раствора натрия хлорида в/в (медленно);
ввести один из антигистаминных препаратов с десенсибилизирующей целью:
супрастин 2% раствор 1 мл в/м;
ввести преднизолон 30 мг в/м (он способствует стабилизации лизосомальных мембран, облегчает отдачу кислорода тканям, расширяет периферические артерии и повышает тонус периферических вен);
контроль АД, PS для оценки состояния пациента;
вызвать “Скорую помощь” и госпитализировать пациента в терапевтическое отделение ЛПУ при невозможности купировать приступ.
7 ГДЕ Я ПЛАНИРУЮ ПОЛУЧИТЬ ПРОФЕССИЮ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
Я планирую получить эту профессию в Хабаровском государственном медицинском и колледже на отделение сестринское дело по специальности медицинская сестра
Карьерные перспективы: получение высшего медицинского образования, переход на работу врачом. Без получения высшего образования можно продолжать совершенствоваться в сестринском деле, освоить другую специализацию (например, стать операционной сестрой).
Возможности карьерного роста
Значительное большинство представителей профессии Медицинской сестры (медсестры) считают, что у них достаточно возможностей для продвижения по карьерной лестнице. Если такая цель у рядового специалиста есть, то ему вполне реально занять руководящую должность в этой сфере.
Минимальные карьерные возможности
Хорошие условия для карьеры
Вывод: данные исследования показывают, что знания математики необходимы медицинскому работнику для того, чтобы составить схему лечения пациента на основе применения тех или иных доз лекарственных препаратов. И сами дозы высчитать нужно таким образом, чтобы лекарство не стало для больного ядом. Все это строгие математические, хотя и врачебные процедуры
Для чего нужна математика медсестре
«Человек, не знающий математики,
не способен ни к каким другим наукам.»
Введение
Цельработы: выявление возможности применения различных разделов школьного курса математики при решении задач в медицине.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Сформировать умения и навыки самостоятельного поиска информации и работы с ней.
2. Проанализировать какие темы школьного курса математики применяются в математике в медицине.
Предмет исследования: возможности применения различных тем школьного курса математики в медицине.
Актуальность: многие люди из нашего окружения хотят связать свою дальнейшую жизнь с медициной, и нам стало интересно, с какими науками взаимодействует медицина. Начать своё исследование мы решили с наиболее близкой нам науки – математики.
Математика применяется во многих областях жизни при анализе различных ситуаций. На первый взгляд медицина и математика могут показаться несовместимыми областями человеческой деятельности. Математика, по общему признанию, является «царицей» всех наук, решает проблемы химии, физики, астрономии, экономики, социологии и многих других наук. Медицина же, долгое время, развиваясь «параллельно» с математикой, оставалась практически неформализованной наукой.
Математика— наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных или других математических объектов и записи этих свойств на формальном языке. Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов. Математика — фундаментальная наука, предоставляющая языковые средства другим наукам.
В обязанности мед работника при различных обстоятельствах входит:
— измерение температуры тела больного,
— измерение артериального давления,
— расчет в зависимости от веса больного правильной дозировки лекарственных средств
— чтобы вводить лекарственные препараты, необходимо рассчитать концентрацию раствора и лекарственное вещество развести перед инъекцией.
Различные области математики применяются в биологии и медицине, таксономии, экологии, теории эпидемии, генетики, медицинской диагностики и организации медицинской службы. В том числе методы классификации в применении к задачам биологической систематики и медицинской диагностики, распространения эпидемии и роста численности популяции, модели генетического сцепления, использованию методов исследования операций в организационных вопросах, связанных с медицинским обслуживанием. Существенно, важен вопрос о том, в каких областях медицины применима математика.
Нас заинтересовало, какие же темы школьного курса математики играют важную роль в медицине. Для этого мы почитали медицинскую литературу, провели опрос среди одноклассников, обратились за помощью к родителям-врачам и поработали с Интернет–ресурсами, проанализировали учебники математики 5-9 классов. В результате получили следующую информацию.
Глава1. Теоретическая часть
Мы провели опрос среди учащихся 9 классов нашей школы ( МОУ Гимназии №17 103 ученика). На вопрос, «В каких сферах жизни, по вашему мнению, математика играет наиболее значимую роль?» ответ «медицина» дало небольшое количество учащихся. Это говорит о том, что многие считают математику не столь важной наукой в медицине.
В медицинских образовательных учреждениях роль математики неприметна, поскольку во всех случаях на первый план, естественно, выдвигаются медицинские и клинические дисциплины, а теоретические, в том числе математика, отодвигаются на задний план, как предмет базового высшего образования. При этом не учитывается, что математизация здравоохранения в мировом пространстве происходит стремительно, вводятся новые технологии и методы, основанные на математических достижениях в области медицины.
Любой врач или медицинский работник подтвердит, что не раз вспоминал и использовал ту же таблицу умножения или правила подсчёта рациональных чисел. Математические методы широко применяются в медицине. Хотя бы для того, чтобы грамотно прочитать обычную кардиограмму. Без знания азов математики нельзя быть докой в компьютерной технике, использовать возможности компьютерной томографии. Ведь современная медицина не может обходиться без сложнейшей техники. В настоящее время широко применяются математические методы в биофизике, биохимии, генетике, физиологии, медицинском приборостроении, создании биотехнических систем. Развитие математических моделей и методов способствует: расширению области познания в медицине; появлению новых высокоэффективных методов диагностики и лечения, которые лежат в основе разработок систем жизнеобеспечения; созданию медицинской техники.
В последние годы активное внедрение в медицину методов математического моделирования и создание автоматизированных, в том числе и компьютерных, систем существенно расширило возможности диагностики и терапии заболеваний.
Вначале статистика применялась в основном в области социально-экономических наук и демографии, а это неизбежно заставляло исследователей более глубоко заниматься вопросами медицины.
Число ударов пульса находится, таким образом, в обратном отношении с квадратным корнем роста. Приняв за рост среднего человека 1,684 м, они полагают число ударов пульса равным 70. Имея эти данные, можно вычислить число ударов пульса у человека какого бы то ни было роста.
Самым активным сторонником использования статистики был основоположник военно-полевой хирургии Н. И. Пирогов. Еще в 1849г., говоря об успехах отечественной хирургии, он указывал: «Приложение статистики для определения диагностической важности симптомов и достоинства операций можно рассматривать как важное приобретение новейшей хирургии».
Прошли те времена, когда применение статистических методов в медицине ставилось под сомнение. Статистические подходы лежат в основе современного научного поиска, без которого познание во многих областях науки и техники невозможно. Невозможно оно и в области медицины. Медицинская статистика должна быть нацелена на решение наиболее выраженных современных проблем в здоровье населения. Основными проблемами здесь, как известно, являются необходимость снижения заболеваемости, смертности и увеличения продолжительности жизни населения. Соответственно, на данном этапе основная информация должна быть подчинена решению этой задачи.
Как известно, математику очень часто называют «царицей всех наук». Это название не случайно. С математикой мы встречаемся ежедневно, даже не осознавая этого. Начиная с самого утра, когда нужно рассчитать, сколько воды потребуется для чашки чая или во сколько нужно выйти из дома, чтобы не опоздать в школу, в институт или на работу, и заканчивая тем, сколько денег потребуется для покупки тех или иных товаров в магазине, сколько остановок нужно проехать, чтобы попасть по месту назначения и т.д. Таким образом, математика необходима всем и каждому хотя бы для того, чтобы ориентироваться в современном мире. Но сегодня мы говорим о математике, непосредственно связанной с медициной. Работая над нашим исследованием, мы заметили, что значимое место в медицине занимают вычисления, проценты, пропорции и объём.
Какие задачи решаются в медицине?
В настоящее время в медицине решаются множество математических задач таких, как:
1) задачи на проценты;
2) задачи на пропорции;
3) статистические вычисления;
4) задачи на математические вычисления.
Проценты в анатомии и физиологии
Например, в организме человека насчитывается 400-600 мышц. У новорожденного масса мышц составляет 20-22% от общего веса тела, масса мышц у мужчин составляет 40-45%, у женщин (в возрасте 22-25 лет) – 30% от массы тела; в пожилом возрасте отмечается постепенное уменьшение массы мускулатуры до 25-30%. Сердце человека весит 300 г., это примерно 0,4-0,5% веса всего тела. 85% энергии сердца расходуется на продвижение крови по артериолам и капиллярам и только 15% – на продвижение по крупным и средним артериям и венам.
Пропорции в медицинской практике
Одна из основных задач фармакологии – разработка лекарственных препаратов, помогающих в борьбе с тем или иным заболеванием.
Фармацевты, опытным путем, используя теоретическое знание, составляют растворы лекарственных веществ в таких пропорциях, чтобы оказать помощь организму человека, и в то же время, не нанести вред.
Пропорция — это равенство двух отношений. С помощью букв пропорцию записывают так
Читают: «a относится к b, как c относится к d» или «отношение a к b равно отношению c к d».
Числа a и d называют крайними членами пропорции, числа b и c — средними членами пропорции.Основное свойство пропорции:
Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов.
Отсюда следует, что
Таким образом, если в пропорции поменять местами крайние члены или средние члены, то получим новые верные пропорции.
Объём— количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом. Объём тела или вместимость сосуда определяется его формой и линейными размерами. С понятием объёма тесно связано понятие вместимость, то есть объём внутреннего пространства сосуда, упаковочного ящика и т. п.
Единица измерения объёма в СИ — кубический метр; от неё образуются производные единицы, такие как кубический сантиметр, кубический дециметр (литр) и т. д. В разных странах для жидких и сыпучих веществ используются также различные внесистемные единицы объёма — галлон, баррель.
МЕРЫ ОБЪЕМА.
КОЛИЧЕСТВО МЛ В ЛОЖКЕ
1 ст.л. – 15 мл
1 дес.л. – 10 мл
1 ч.л. – 5 мл
КАПЛИ
1 мл водного раствора – 20 капель
1 мл спиртового раствора – 40 капель
1 мл спиртово-эфирного раствора – 60 капель
Медицинская статистика
Медицинская статистика является методом социальной диагностики, поскольку она позволяет дать оценку состояния здоровья населения страны, региона и на этой основе разработать меры, направленные на улучшение общественного здоровья. Важнейшим принципом статистики является применение ее для изучения не отдельных, единичных, а массовых явлений, с целью выявления их общих закономерностей.
Эти закономерности проявляются, как правило, в массе наблюдений, то есть при изучении статистической совокупности.
1) позволяет количественно измерить показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинских учреждений
2) определяет силу влияния различных факторов на здоровье населения
3) определяет эффективность лечения и оздоровительных мероприятий
4) позволяет оценить динамику показателей здоровья и позволяет прогнозировать их
5) позволяет получить необходимые данные для разработки норм и нормативов здравоохранения.
В основе санитарной статистики лежат объективные законы действительности:
Каждое крупное учреждение имеет кабинет статистики. Использование средних величин в медицине и здравоохранении:
а) для оценки состояния здоровья — например, параметров физического развития (средний рост, средний вес, средний объем жизненной емкости легких и др.), соматических показателей (средний уровень сахара в крови, средний пульс, средняя СОЭ и др.);
б) для оценки организации работы лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических учреждений, а также деятельности отдельных врачей и других медицинских работников (средняя длительность пребывания больного на койке, среднее число посещений за 1 ч. приема в поликлинике и др.);
в) для оценки состояния окружающей среды.
В медицинских исследованиях из средних величин наиболее часто используется среднее арифметическое. В то же время, у больных людей значения многих физиологических параметров имеют асимметричное распределение, ввиду того, что изменяются в сторону увеличения или уменьшения под влиянием заболевания. Поэтому для характеристики центральной тенденции их распределения помимо среднего арифметического используется медиана, мода и размах ряда величин.
Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество. Среднее арифметическое является важной характеристикой ряда чисел.
Год от года расширяется сфера использования вычислительных машин. С их помощью, а также при содействии телевидения стала возможной передача на расстояние электрокардиограмм тяжелобольных в центр и консультация специалистов. Разрабатываются специальные программы по диагностике заболеваний на расстоянии. Цифровые осциллографы Аппарат для снятия ЭКГ. В медицинской практике используются математические модели для компьютерного анализа кардиограмм и распознавания болезней сердца.
Математика играет одну из главных ролей при создании и применении лекарств. Лечебный эффект лекарства зависит не только от вида составляющих, но и от пропорций, в которых они входят в него. Фармацевт должен уметь решать задачи на пропорцию и концентрацию растворов. На упаковке лекарства мы можем прочитать состав и количественные показатели ингредиентов, активных веществ, указания о норме и времени приема лекарства – и это тоже математика.
Математика тесно связана с педиатрией. Ведь с математики начинается все. Ребенок только появился, а первые цифры в его жизни уже звучат: дата рождения, рост, вес. Многие не знали, что кормление ребёнка требует подсчёта формул. Или то, что есть формулы подсчёта давления у новорождённого ребёнка. Сколько должен ребенок весить при определенном росте, какое должно быть давление, какой рацион питания применять.
Вышеперечисленные области применения математики далеко не все. На многих знакомых нам медицинских приборах и аппаратах мы увидим шкалы – на градуснике, тонометре, ростомере, весах, шприцах, пробирках для взятия анализов крови. Также в медицине очень много математических формул, например:
-для расчета пульсового давления;
-подбора линзы при замене хрусталика;
-во введении жидкости и электролитов больным с дегидратацией и др.
Мы сами провели исследования: С целью выявления наиболее частой причины обращения учащихся разных классов нашей школы к доктору, нами были изучены записи в амбулаторном журнале в период с 16 января по
21 января текущего года. Эти данные оформлены в виде таблицы: