Для чего нужна математика в физике

Презентация по физике «Роль математики в физике»

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике

Описание презентации по отдельным слайдам:

Роль математики в физике Подготовил: Поршин Артем, 14 группа Проверил: …………..………………….

Виды связей физики и математики Развитие физической теории опирается на имеющийся математический аппарат, который совершенствуется и развивается по мере его использования в физике. Происходит параллельный прогресс и физики, и математики. Математический аппарат необходим физике как язык для описания физических процессов и явлений, один из методов физического исследования.

Математика в физике Векторный язык, можно использовать в курсе физики для работы с векторными величинами. «Язык» дифференциального исчисления применяют при изучении гармонических колебаний в курсе физики ХI класса. Во всех разделах физики осуществляют тождественные преобразования формул, чтение графиков, решение физических задач, выражение зависимостей между физическими величинами и вычисления с помощью формул, тождественное преобразование формул, составление уравнений и систем уравнений; запись физических величин в стандартном виде, расчеты при решении задач, выполнении лабораторных работ.

Математические формулы Абсолютно все физические законы так или иначе описываются математическими формулами. И не только законы, но и постулаты теорий, а также многие другие более глубокие вещи. S = v∙t F = m∙g λ = v∙T Q = c∙m∙ΔT N=

Исаак Ньютон 1642 – 1727 гг Первым, кто качественно применил математику для описания законов природы, был Исаак Ньютон. В 1687 г. вышла книга «Математические начала натуральной философии», в предисловии Ньютон написал: «Сочинение это нами предлагается как как математические основы физики …»

Третий закон Ньютона Согласно третьему закону Ньютона: «Силы, действующие между двумя телами, равны по абсолютной величине и противоположны по направлению». Математически это записывается так:

Применение формул площадей Рассмотрим график зависимости скорости тела от времени движения. Для равномерного прямолинейного движения график имеет вид. Площадь под графиком скорости численно равна перемещению. Формула площади прямоугольника : S = a∙b Формула пути при равномерном движении: S = v∙t t v S

Виды связей физики и математики Развитая математическая теория с ее идеями и математическим аппаратом используется для анализа физических явлений, что часто приводит к созданию новой физической теории (пример: Максвелл – электромагнитная теория). Физическая теория в свою очередь приводит к развитию физической картины мира и возникновению новых физических проблем (теория относительности).

Открытие планеты Нептун Откры́тие Непту́на — восьмой планеты Солнечной системы – одно из важнейших астрономических открытий 19 века, сделанное благодаря предварительным вычислениям (согласно фразе Д.Ф. Араго, ставшей крылатой — «планета, открытая на кончике пера»). Нептун был открыт в Берлинской обсерватории 24сентября 1846 года И.Галле и его помощником д ‘Аппе на основании расчетов У. Леверье

Выводы Значение математики для физики очень огромно. Математика предопределяет большинство законов природы. Она является специальным языком, помогающим исследовать не только окружающий нас мир, но и целую Вселенную. Математика, как фундаментальная наука, является системой различных методов, которые помогают развитию естественных наук в различных направлениях. Применение математики в физике и естественных науках очень огромно, в каждой науке есть хоть одна частица применения математики, что и было представлено в вышеуказанных примерах.

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике

Номер материала: ДБ-909310

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике

Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике

Время чтения: 1 минута

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Научная исследовательская работа «Роль математики в физике»

Муниципальный этап окружного конкурса творческих работ учащихся

«Интелект. Творчество. Фантазия»

Секция: Физика. Математика.

Тема: «Роль математики в физике»

Ученицы ГБОУ СОШ с.Чёрный Ключ

Муниципального района Клявлинский

Лебакина Светлана Николаевна

учитель математики и физики

II. Теоретическое обоснование проблемы…………………………………………..…………

2.2.Результаты научно-теоретического исследования………………………………..………

Лучше всего продвигается естественное исследование,

когда физическое завершается в математическом.

Математика и физика обычно считаются наиболее трудными предметами школьного курса. Широко распространено мнение о том, что в школьном преподавании интеграция физики с математикой возможна только в классах с углубленным изучением этих предметов. Мы же считаем, что многие элементы такой интеграции могут сделать изложение физики более ясным и доступным на всех уровнях её изучения. Непонимание школьниками и абитуриентами какого-либо вопроса из курса физики или неумение решить физическую задачу часто связаны с отсутствием навыков анализа функциональных зависимостей, составлением и решением математических уравнений, неумением проводить алгебраические и геометрические построения.

Постановка вопроса: Во время первой мировой войны Альберт Эйнштейн, немецкий физик и математик, принявший в последствии американское гражданство, сделал чрезвычайное и неожиданное открытие, которое потрясло астрономов, физиков и математиков всего мира. Исходя из положений, которые большинству ученых казались ложными, Эйнштейн с помощью математического расчёта точно вычислил, что луч света подчиняется силе тяжести и если он проходит вблизи тяжелого тела, то притягивается и отталкивается в направлении к этому телу. Эйнштейн вычислил, насколько луч должен отклониться и Солнцем. Немедленно астрономы во всех частях света загорелись желанием проверить расчет Эйнштейна. Британское астрономическое общество с согласия правительства начало подготовку к этой проверке во время полного солнечного затмения, которое должно было произойти через два года. Только во время такого полного солнечного затмения можно было наблюдать лучи от какой-нибудь звезды, находящейся за Солнцем, когда они будут проходить вблизи Солнца. Так как ближайшее наиболее подходящее место для наблюдения затмения было в пустыне Южной Африки, то для экспедиции необходимо было подготовить много оборудования и многочисленный персонал. Всё это было сделано, и результаты проверки подтвердили расчеты Эйнштейна.

Тот факт, что расчет Эйнштейна оправдался, показал, на что способен человеческий разум, когда им руководит плодотворная гипотеза. Открытие Эйнштейна лишний раз свидетельствует, что математика может быть использована в качестве точного и строгого инструмента мысли. Тот факт, что все величайшие ученые древности были одновременно математиками, физиками и астрономами подтверждает тот факт, что по отдельности эти науки не существуют. Любое физическое утверждение является справедливым на основе опытных данных и математических выкладок. К сожалению, часто оказывается, что для учеников физика – сама по себе, математика – сама по себе.

В этой работе мы решили показать взаимосвязь изучаемого материала и возможность использования полученных в математике знаний для решения физических задач и наоборот.

1) Определить сущность, функции межпредметных связей и их классификацию;

2) Показать какие понятия математики и каким образом используются в физике.

Показать причины, по которым знания математики необходимы.

Определить необходимые математические понятия для физики.

Объект исследования математические приёмы и методы, физические законы, где возможно и необходимо их применение.

Методы, применяемые в работе: общенаучные, конкретно-научные, логические.

Попробуем показать и доказать вам какую же роль играет математика в физике.

Принцип межпредметной связи лежит в основе изучения физики, поскольку это наука включает знания из других областей и в свою очередь необходима для их понимания. При рассмотрении многих явлений и процессов на уроках физики нужны знания по многим другим предметам, таким как математики, географии, химии, биологии и другие. Вместе с тем и для изучения этих учебных дисциплин необходимы глубокие и прочные знания физики и методов физической науки (например, применение понятий энергии и закона сохранения и превращения энергии в биологических процессах; физические явления, законы и методы в астрономии и т.д.). это значит, что в принципе межпредметных связей находит своё воплощение дифференциация и интеграция наук, которые в настоящее время развиты так хорошо.

Роль математики в физике сложно переоценить. Известна цитата Галилео Галилея «Математика — это язык, на котором написана книга Природы». Но только ли языком является современная математика? Работа математиков заключается в нахождении новых математических объектов и исследовании их свойств и взаимосвязей. Со времен Галилея появилось множество новых разделов математики со своим языком для описания математических объектов.

А в теории возмущений, функции привычнее задавать в виде бесконечного ряда. Причем для разных областей определения функции конкретный вид ряда может отличаться.

Но все чаще появляются публикации, в которых авторы критикуют процесс излишней математизации физики, затуманивающий, а порой и искажающий физическое содержание явлений.
Физика должна описывать реальную природу, математика же – плод человеческих размышлений. Математика базируется на формальной логике, для нее, например, равноправны и геометрия Эвклида, и геометрия Лобачевского, физика же должна отражать только одну реальную геометрию, существующую в природе. Но дело не только в формализме, присущем математике. Следует иметь в виду еще два обстоятельства.

Во-первых, подтверждение выводов некоей математической теории экспериментальными фактами еще не

говорит о том, что эта математическая теория единственно верная. Те же экспериментальные факты могут быть впоследствии подтверждены и другой математической теорией, и такие примеры в физике имеются. Например, колебательные процессы одинаково успешно описываются и тригонометрическими, и экспоненциальными функциями, и методом векторных диаграмм.

Во-вторых, в физике часто применяется разложение математических функций в ряд с пренебрежением третьего и последующих членов разложения ввиду их малости. Однако, то, что на данном этапе развития физики считается пренебрежительно малым и даже просто незаметным, в дальнейшем на другом уровне развития физики может сыграть исключительно важную роль. Это красочно описано в книге Б.Грина (2004), посвященной теории суперструн.

По всем этим причинам при изучении физики следует, прежде всего, обращать внимание на физическое содержание величин. Даже в тех случаях, когда их математическое описание не совпадает с физическим содержанием. Более того, именно в таких случаях это приобретает особое значение, ибо следует объяснять, почему такое случилось, и как следует понимать в этом свете излагаемый учебный материал.

2. Примеры принципиальных ошибок при применении математики в физике.

Исследовательская работа «Роль математики в физике»

1.нужна ли математика в физике?

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике
2.Используете ли вы математику на уроках физики?

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике
4.Можно ли обойтись на физике без математики?

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике
5.Легко ли даются тебе математика и физика?

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике
7.1.Считаешь ли ты, что если совместить контрольные работы по физике и математике при дублирование тем, то качество усвоения предметов будет выше?

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике

7.2.Эмоциональные и физические нагрузки на учащихся уменьшатся?

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике

7.3.количество пропусков контрольных работ по данным предметам уменьшится?
Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике

На основе результатов данного исследования, мы можем с уверенностью сказать, что математика необходима в физике.

Значение математики для физики очень огромно. Математика предопределяет большинство законов природы. Она является специальным языком, помогающим исследовать не только окружающий нас мир, но и целую Вселенную. Математика, как фундаментальная наука, является системой различных методов, которые помогают развитию естественных наук в различных направлениях. Применение математики в физике и естественных науках очень огромно, в каждой науке есть хоть одна частица применения математики, что и было представлено в вышеуказанных примерах. Математика – это наука, помогающая другим научным дисциплинам. Математика – это язык развития предметных дисциплин естествознания. Математика – это скопление методов исследования различных наук. Математика применяется всеми естественными науками в большой мере. Математика взаимосвязана с естествознанием, что и было доказано в этой работе.

Источник

Почему математика хорошо описывает реальность?

Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике
Поводом к переводу статьи стало то, что я искал книгу автора «The Outer Limits of Reason». Спиратить книгу я так и не смог, зато наткнулся на статью, которая в довольно сжатом виде показывает взгляд автора на проблему.

Вступление

Одна из самых интересных проблем философии науки — это связь математики и физической реальности. Почему математика так хорошо описывает происходящее во вселенной? Ведь многие области математики были сформированы без какого-либо участия физики, однако, как в итоге оказалось, они стали основой в описании некоторых физических законов. Как это можно объяснить?

Наиболее явно этот парадокс можно наблюдать в ситуациях, когда какие-то физические объекты были сначала открыты математически, а уже потом были найдены доказательства их физического существования. Наиболее известный пример — открытие Нептуна. Урбен Леверье сделал это открытие просто вычисляя орбиту Урана и исследуя расхождения предсказаний с реальной картиной. Другие примеры — предсказание Дираком о существовании позитронов и предположение Максвелла о том, что колебания в электрическом или магнитном поле должно порождать волны.

Ещё более удивительно, что некоторые области математики существовали задолго до того, как физики поняли, что они подходят для объяснения некоторых аспектов вселенной. Конические сечения, изучаемые ещё Аполлонием в древней Греции, были использованы Кеплером в начале 17 века для описания орбит планет. Комплексные числа были предложены за несколько веков до того, как физики стали использовать их для описания квантовой механики. Неевклидова геометрия было создана за десятилетия до теории относительности.

Почему математика так хорошо описывает природные явления? Почему из всех способов выражения мыслей, математика работает лучше всего? Почему, например, нельзя предсказать точную траекторию движения небесных тел на языке поэзии? Почему мы не можем выразить всю сложность периодической таблицы Менделеева музыкальным произведением? Почему медитация не сильно помогает в предсказании результата экспериментов квантовой механики?

Лауреат нобелевской премии Юджин Вигнер, в своей статье «The unreasonable effectiveness of mathematics in the natural sciences», также задается этими вопросами. Вигнер не дал нам каких-то определенных ответов, он писал, что «невероятная эффективность математики в естественных науках — это что-то мистическое и этому нет рационального объяснения».

Альберт Эйнштейн по этому поводу писал:

Как может математика, порождение человеческого разума, независимое от индивидуального опыта, быть таким подходящим способом описывать объекты в реальности? Может ли тогда человеческий разум силой мысли, не прибегая к опыту, постичь свойства вселенной? [Einstein]

Давайте внесем ясность. Проблема действительно встает, когда мы воспринимаем математику и физику как 2 разные, превосходно сформированные и объективные области. Если смотреть на ситуацию с этой стороны, то действительно непонятно почему эти две дисциплины так хорошо работают вместе. Почему открытые законы физики так хорошо описываются (уже открытой) математикой?

Этот вопрос обдумывался многими людьми, и они дали множество решений этой проблемы. Теологи, например, предложили Существо, которое строит законы природы, и при этом использует язык математики. Однако введение такого Существа только все усложняет. Платонисты (и их кузены натуралисты) верят в существование «мира идей», который содержит все математические объекты, формы, а так же Истину. Там же находятся и физические законы. Проблема с Платонистами в том, что они вводят ещё одну концепцию Платонического мира, и теперь мы должны объяснить отношение между тремя мирами (прим. переводчика. Я так и не понял зачем третий мир, но оставил как есть). Так же встает вопрос являются ли неидеальные теоремы идеальными формами (объектами мира идей). Как насчет опровергнутых физических законов?

Наиболее популярная версия решения поставленной проблемы эффективности математики заключается в том, что мы изучаем математику, наблюдая за физическим миром. Мы поняли некоторые свойства сложения и умножения считая овец и камни. Мы изучили геометрию, наблюдая за физическими формами. С этой точки зрения, неудивительно, что физика идет за математикой, ведь математика формируется при тщательном изучении физического мира. Главная проблема с этим решением заключается в том, что математика неплохо используется в областях, далеких от человеческого восприятия. Почему же спрятанный мир субатомных частиц так хорошо описывается математикой, изученной благодаря подсчетам овец и камней? почему специальная теория относительности, которая работает с объектами, двигающимися со скоростями близкими к скорости света, хорошо описывается математикой, которая сформирована наблюдением за объектами, двигающимися с нормальной скоростью?

В двух статьях (раз, два) Макр Зельцер и Я (Носон Яновски) сформулировали новый взгляд на природу математики (прим. переводчика. В целом в тех статьях написано то же, что и здесь, но куда более развернуто). Мы показали, что также, как и в физике, в математике огромную роль играет симметрия. Такой взгляд дает довольно оригинальное решение поставленной проблемы.

Что есть физика

Прежде чем рассматривать причину эффективности математики в физике, мы должны поговорить о том, что такое физические законы. Говорить, что физические законы описывают физические феномены, несколько несерьезно. Для начала можно сказать, что каждый закон описывает много явлений. Например закон гравитации говорит нам что будет, если я уроню свою ложку, также он описывает падение моей ложки завтра, или что будет если я уроню ложку через месяц на Сатурне. Законы описывают целый комплекс разных явлений. Можно зайти и с другой стороны. Одно физическое явление может наблюдаться совершенно по-разному. Кто-то скажет, что объект неподвижен, кто-то, что объект движется с постоянной скоростью. Физический закон должен описывать оба случая одинаково. Также, например, теория тяготения должна описывать мое наблюдение падающей ложки в двигающимся автомобиле, с моей точки зрения, с точки зрения моего друга, стоящего на дороге, с точки зрения парня, стоящего у него на голове, рядом с черной дырой и т.п.

Встает следующий вопрос: как классифицировать физические явления? Какие стоит группировать вместе и приписывать одному закону? Физики используют для этого понятие симметрии. В разговорной речи слово симметрия используют для физических объектов. Мы говорим, что комната симметрична, если левая её часть похожа на правую. Иными словами, если мы поменяем местами стороны, то комната будет выглядеть точно также. Физики немного расширили это определение и применяют его к физическим законам. Физический закон симметричен по отношению к преобразованию, если закон описывает преобразованный феномен таким же образом. Например, физические законы симметричны по пространству. То есть явление, наблюдаемое в Пизе, так же может наблюдаться в Принстоне. Физические законы также симметричны по времени, т.е. эксперимент, проведенный сегодня должен дать такие же результаты, как если бы его провели завтра. Ещё одна очевидная симметрия — ориентация в пространстве.

Существует множество других типов симметрий, которым должны соответствовать физические законы. Относительность по Галиею требует, чтобы физические законы движения оставались неизменными, независимо от того неподвижен объект, или двигается с постоянной скоростью. Специальная теория относительности утверждает, что законы движения должны оставаться прежними, даже если объект движется со скоростью, близкой к скорости света. Общая теория относительности говорит, что законы остаются прежними, даже если объект движется с ускорением.

Физики обобщали понятие симметрии по-разному: локальная симметрия, глобальная симметрия, непрерывная симметрия, дискретная симметрия и т.д. Виктор Стенджер объединил множество видов симметрии по тем, что мы называем инвариантность по отношению к наблюдателю (point of view invariance). Это означает, что законы физики должны оставаться неизменными, независимо от того, кто и как их наблюдает. Он показал как много областей современной физики (но не все) могут быть сведены к законам, удовлетворяющими инвариантности по отношению к наблюдателю. Это означает, что явления, относящиеся к одному феномену, связанны, несмотря на то, что они могут рассматриваться по-разному.

Понимание настоящей важности симметрии прошло с теорией относительности Эйнштейна. До него люди сначала открывали какой-то физический закон, а потом находили в нем свойство симметрии. Эйнштейн же использовал симметрию, чтобы найти закон. Он постулировал, что закон должен быть одинаков для неподвижного наблюдателя и для наблюдателя, двигающегося со скоростью, близкой к световой. С этим предположением, он описал уравнения специальной теории относительности. Это была революция в физике. Эйнштейн понял, что симметрия — определяющая характеристика законы природы. Не закон удовлетворяет симметрии, а симметрия порождает закон.

В 1918 году Эмми Нётер показала, что симметрия ещё более важное понятие в физике, чем думали до этого. Она доказала теорему, связывающую симметрии с законами сохранения. Теорема показала, что каждая симметрия порождает свой закон сохранения, и наоборот. Например инвариантность по смещению в пространстве порождает закон сохранения линейного импульса. Инвариантность по времени порождает закон сохранения энергии. Инвариантность по ориентации порождает закон сохранения углового момента. После этого физики стали искать новые виды симметрий, чтобы найти новые законы физики.

Таким образом мы определили что называть физическим законом. С этой точки зрения неудивительно, что эти законы кажутся нам объективными, вневременными, независимыми от человека. Так как они инвариантны по отношению к месту, времени, и взгляду на них человека, создается впечатление, что они существуют «где-то там». Однако на это можно посмотреть и по-другому. Вместо того, чтобы говорить, что мы смотрим на множество различных следствий из внешних законов, мы можем сказать, что человек выделил какие-то наблюдаемые физические явления, нашел в них что-то похожее и объединил их в закон. Мы замечаем только то, что воспринимаем, называем это законом и пропускаем все остальное. Мы не можем отказаться от человеческого фактора в понимании законов природы.

Прежде чем мы двинемся дальше, нужно упомянуть о одной симметрии, которая настолько очевидная, что о ней редко когда упоминают. Закон физики должен обладать симметрией по приложению (symmetry of applicability). То есть если закон работает с объектом одного типа, то он будет работать и с другим объектом такого же типа. Если закон верен для одной положительно заряженной частицы, двигающейся со скоростью, близкой к скорости света, то он будет работать и для другой положительно заряженной частицы, двигающейся со скоростью такого же порядка. С другой стороны, закон может не работать для макрообъектов с малой скоростью. Все похожие объекты связанны с одним законом. Нам понадобится этот вид симметрии, когда мы будем обсуждать связь математики с физикой.

Что есть математика

Давайте потратим немного времени на то, чтобы понять самую суть математики. Мы рассмотрим 3 примера.

Давным давно какой-то фермер обнаружил, что если ты возьмешь девять яблок и соединишь их с четырьмя яблоками, то в итоге ты получишь тринадцать яблок. Некоторое время спустя он обнаружил, что если девять апельсинов соединить с четырьмя апельсинами, то получится тринадцать апельсинов. Это означает, что если он обменяет каждое яблоко на апельсин, то количество фруктов останется неизменным. В какое-то время математики накопили достаточно опыта в подобных делах и вывели математическое выражение 9 + 4 = 13. Это маленькое выражение обобщает все возможные случаи таких комбинаций. То есть оно истинно для любых дискретных объектов, которые можно обменять на яблоки.

Более сложный пример. Одна из важнейших теорем алгебраической геометрии — теорема Гильберта о нулях (https://ru.wikipedia.org/wiki/Теорема_Гильберта_о_нулях ). Она заключается в том, что для каждого идеала J в полиномиальном кольце существует соответствующее алгебраическое множество V(J), а для каждого алгебраического множества S существует идеал I(S). Связь этих двух операций выражается как Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике, где Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике— радикал идеала. Если мы заменим одно алг. мн-во на другое, мы получим другой идеал. Если мы заменим один идеал на другой, мы получим другое алг. мн-во.

Одним из основных понятий алгебраической топологии является гомоморфизм Гуревича. Для каждого топологического пространства X и положительного k существует группа гомоморфизмов из k-гомотопичой группы в k-гомологичную группу. Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике. Этот гомоморфизм обладает особым свойством. Если пространство X заменить на пространство Y, а Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физикезаменить на Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике, то гомоморфизм будет другим Для чего нужна математика в физике. Смотреть фото Для чего нужна математика в физике. Смотреть картинку Для чего нужна математика в физике. Картинка про Для чего нужна математика в физике. Фото Для чего нужна математика в физике. Как и в предыдущем примере, какой-то конкретный случай этого утверждения не имеет большого значения для математики. Но если мы собираем все случаи, то мы получаем теорему.

В этих трех примерах мы смотрели на изменение семантики математических выражений. Мы меняли апельсины на яблоки, мы меняли одну идею на другую, мы заменяли одно топологическое пространство на другое. Главное в этом то, что делая правильную замену, математическое утверждение остается верным. Мы утверждаем, что именно это свойство является основным свойством математики. Так что мы будем называть утверждение математическим, если мы можем изменить то, на что оно ссылается, и при этом утверждение останется верным.

Теперь к каждому математическому утверждению нам нужно будет приставить область применения. Когда математик говорит «для каждого целого n», «Возьмем пространство Хаусдорфа», или «пусть C — кокуммутативная, коассоциативная инволютивная коалгебра», он определяет область применения для своего утверждения. Если это утверждение правдиво для одного элемента из области применения, то оно правдиво для каждого (при условии правильного выбора этой самой области применения, прим. пер.).

Эта замена одного элемента на другое, может быть описана как одно из свойств симметрии. Мы называем это симметрия семантики. Мы утверждаем, что эта симметрия фундаментальна, как для математики, так и для физики. Таким же образом, как физики формулируют свои законы, математики формулируют свои математические утверждения, одновременно определяя в какой области применения утверждение сохраняет симметрию семантики (иными словами где это утверждение работает). Зайдем дальше и скажем, что математическое утверждение — утверждение, которое удовлетворяет симметрии семантики.

Если среди вас найдутся логики, то им понятие симметрии семантики будет вполне очевидно, ведь логическое высказывание истинно, если оно истинно для каждой интерпретации логической формулы. Здесь же мы говорим, что мат. утверждение верно, если оно верно для каждого элемента из области применения.

Кто-то может возразить, что такое определение математики слишком широкое и что утверждение, удовлетворяющее симметрии семантики — просто утверждение, не обязательно математическое. Мы ответим, что во-первых, математика в принципе достаточно широка. Математика — это не только разговоры о числах, она о формах, высказываниях, множествах, категориях, микросостояниях, макросостояниях, свойствах и т.п. Чтобы все эти объекты были математическими, определение математики должно быть широким. Во-вторых, существует множество утверждений, не удовлетворяющих симметрии семантики. «В Нью-Йорке в январе холодно», «Цветы бывают только красными и зелеными», «Политики — честные люди». Все эти утверждения не удовлетворяют симметрии семантики и, следоваиельно, не математические. Если есть контрпример из области применения, то утверждение автоматически перестает быть математическим.

Математические утверждения удовлетворяют также и другим симметриям, например симметрии синтаксиса. Это означает, что одни и те же математические объекты могут быть представлены по-разному. Например число 6 может быть представлено как «2 * 3», или «2 + 2 + 2», или «54/9». Также мы можем говорить о «непрерывной самонепересекающийся кривой», о «простой замкнутой кривой», о «жордановой кривой», и мы будем иметь в виду одно и то же. На практике математики пытаются использовать наиболее простой синтаксис (6 вместо 5+2-1).

Некоторые симметрические свойства математики кажутся настолько очевидными, что о них вообще не говорят. Например математическая истина инвариантна по отношению ко времени и пространству. Если утверждение истинно, то оно будет истинно также завтра в другой части земного шара. Причем неважно, кто его произнесет — мать Тереза или Альберт Эйнштейн, и на каком языке.

Так как математика удовлетворяет всем этим типам симметрии, легко понять почему нам кажется, что математика (как и физика) объективна, работает вне времени и независима от наблюдений человека. Когда математические формулы начинают работать для совершенно разных задач, открытых независимо, иногда в разных веках, начинает казаться, что математика существует «где-то там». Однако, симметрия семантики (а это именно то, что происходит) — это фундаментальная часть математики, определяющая её. Вместо того, чтобы сказать, что существует одна математическая истина и мы лишь нашли несколько её случаев, мы скажем, что существует множество случаев математических фактов и человеческий разум объединил их вместе, создав математическое утверждение.

Почему математика хороша в описании физики?

Ну что, теперь мы можем задаться вопросов почему математика так хорошо описывает физику. Давайте взглянем на 3 физических закона.

В каждом из трех приведенных примеров физические законы естественно выражаются только через математические формулы. Все физические явления, которые мы хотим описать, находятся внутри математического выражения (точнее в частных случаях этого выражения). В терминах симметрий мы говорим, что физическая симметрия применимости — частный случай математической симметрии семантики. Более точно, из симметрии применимости следует, что мы можем заменить один объект на другой (того же класса). Значит математическое выражение, которое описывает явление, должно обладать таким же свойством (то есть его область применения должна быть хотя бы не меньше).

Иными словами, мы хотим сказать, что математика так хорошо работает в описании физических явлений, потому-что физика с математикой формировались одинаковым образом. Законы физики не находятся в платоновом мире и не являются центральными идеями в математике. И физики, и математики выбирают свои утверждения таким образом, чтобы они подходили ко многим контекстам. В этом нет ничего странного, что абстрактные законы физики берут свое начало в абстрактном языке математики. Как и в том, что некоторые математические утверждения сформулированы задолго до того, как были открыты соответствующие законы физики, ведь они подчиняются одним симметриям.

Теперь мы полностью решили загадку эффективности математики. Хотя, конечно, есть ещё множество вопросов, на которые нет ответов. Например, мы можем спросить почему у людей вообще есть физика и математика. Почему мы способны замечать симметрии вокруг нас? Частично ответ на этот вопрос в том, что быть живым — значит проявлять свойство гомеостазиса, поэтому живые существа должны защищаться. Чем лучше они понимают своё окружение, тем лучше они выживают. Неживые объекты, например камни и палки, никак не взаимодействуют со своим окружением. Растения же, с другой стороны, поворачиваются к солнцу, а их корни тянутся к воде. Более сложное животное может замечать больше вещей в своем окружении. Люди замечают вокруг себя множество закономерностей. Шимпанзе или, например, дельфины не могут этого. Закономерности наших мыслей мы называем математикой. Некоторые из этих закономерностей являются закономерностями физических явлений вокруг нас, и мы называем эти закономерности физикой.

Можно задаться вопросом почему в физических явлениях вообще есть какие-то закономерности? Почему эксперимент проведенный в Москве даст такие же результаты, если его провести в Санкт-Петербурге? Почему отпущенный мячик будет падать с одинаковой скоростью, несмотря на то, что его отпустили в другое время? Почему химическая реакция будет протекать одинаково, даже если на неё смотрят разные люди? Чтобы ответить на эти вопросы мы можем обратиться к антропному принципу. Если бы во вселенной не было каких-то закономерностей, то нас бы не существовало. Жизнь пользуется тем фактом, что у природы есть какие-то предсказуемые явления. Если бы вселенная была полностью случайна, или похожа на какую-то психоделическую картину, то никакая жизнь, по крайней мере интеллектуальная жизнь, не смогла бы выжить. Антропный принцип, вообще говоря, не решает поставленную проблему. Вопросы типа «Почему существует вселенная», «Почему есть что-то» и «Что тут вообще происходит» пока остаются без ответа.

Несмотря на то, что мы не ответили на все вопросы, мы показали, что наличие структуры в наблюдаемой вселенной вполне естественно описывается на языке математики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *