Для чего нужна методика обучения
О современных методах обучения
Анна Юданова
10 октября 2017 • 20:09
В педагогике пути продвижения к цели традиционно принято называть методом. Другими словами, методы — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение поставленных задач. В современном мире есть огромное количество методов обучения, помимо традиционных.
Тренинг
Главным и основным недостатком тренинга является то, что по его окончании учащиеся должны сопровождаться и получать поддержку, иначе приобретённые навыки и умения будут утрачены.
Модульное обучение
Отрицательные стороны состоят в том, что учебный материал может быть усвоен разрозненно и станет нецелостным. Также может потеряться логическая связь информационных модулей, вследствие чего знания будут фрагментированными.
Дистанционное обучение
Недостатками здесь можно назвать высокие требования к технической оснащённости педагогического процесса, отсутствие визуального контакта педагога и учащегося и, как следствие, пониженную мотивацию со стороны последнего.
Ценностная ориентировка
Метод ценностной ориентировки служит для привития ценностей учащимся и ознакомления их с социальными и культурными традициями и правилами. Обычно в процессе работы используются и инструменты, отражающие эти правила и традиции.
Положительные характеристики ценностной ориентировки – это её содействие адаптации учащихся к условиям реальной жизни и требованиям общества или деятельности.
Слабый момент метода выражается в том, что учащийся, если педагог приукрасил какие-либо моменты, может разочароваться в полученной информации, когда столкнётся с действительным положением вещей.
Метод Кейс-стади
Метод Кейс-стади (или метод разбора конкретных ситуаций) основывается на полноценном изучении и анализе ситуаций, которые могут иметь место в изучаемой учащимися области знаний и деятельности.
С положительной стороны этот метод отличается тем, что можно организовать эффективное обсуждение ситуации и имеющихся в ней проблем, сопоставить объекты изучения с уже имеющимся у учащихся опытом и сформировать у них высокую мотивацию.
Осложняется же метод высокими требованиями к организации обсуждения (в противном случае на анализ исследуемой ситуации может потребоваться существенно больше времени); все участники должны быть компетентны в области, к которой относится ситуация, а для достижения поставленных педагогических целей педагог должен обладать высокой квалификацией.
Коучинг
Коучинг (в более обычной для нас форме – наставничество) представляет собой индивидуальное или коллективное управление педагогов или более опытных учащихся менее опытными, их адаптацию к личностному развитию и постижению знаний и навыков по исследуемой теме.
Процесс коучинга полезен тем, что введение учащихся в исследуемую область осуществляется с максимальной отдачей, повышается их мотивация, развивается познавательный интерес, формируются уникальные навыки и умения.
Но у метода наставничества есть один осложняющий его момент – процесс подбора педагогов (в данном случае – тренеров) требует, чтобы они обладали максимально высокими коммуникативными, личностными и профессиональными навыками и качествами.
Креативные группы
Они состоят, преимущественно, из педагогов – специалистов по различным дисциплинам, и занимаются разработкой методов улучшения педагогического процесса, направленного на обучение какой-либо дисциплине. Нередко и сами учащиеся формируются в креативную группу для поиска способов решения поставленных задач и проблем.
Преимущества креативных групп заключаются в предоставлении учащимся возможности работать самостоятельно и вырабатывать навыки принятия решений.
Но недостатком можно считать то, что если лидер группы принял неверное решение, это может вызвать отрицательную реакцию со стороны остальных членов группы или привести к снижению продуктивности.
«Лидер-ведомый»
Согласно этому методу, один учащийся (или группа) присоединяется к более опытному учащемуся (или группе) для того чтобы овладеть незнакомыми умениями и навыками.
Преимущества метода состоят в его простоте, более быстрой адаптации учащихся к новой деятельности и оттачивании коммуникативного навыка.
Сложность состоит в том, что учащийся не всегда способен осознать глубинные психологические причины принятия решений своим более опытным напарником.
«Летучка»
Таким незамысловатым словом называется метод, в котором актуальные на данный момент времени вопросы касаемо изучаемой темы или проблемы решаются посредством обмена информацией и мнениями, вследствие чего появляется возможность повысить навыки учащихся.
Преимущества рассматриваемого метода заключаются в его привязке к реальным ситуациям в процессе обучения, а также в предоставлении учащимся возможности использовать при принятии решений эмоционально-волевой и содержательно-проблемный подход.
Недостатки же состоят в том, что педагогу или лидеру дискуссии нужно уметь заострять внимание на важных деталях и делать грамотные обобщения, которые он будет предлагать учащимся. Помимо этого, велика вероятность возникновения отвлечённых дискуссий, в том числе и имеющих негативную эмоциональную окраску.
Мифологемы
Метод мифологем подразумевает поиск необычных способов решения проблем, которые возникают в реальных условиях. Такой поиск проводится на основе метафор, другими словами, разрабатывается несуществующий сценарий, схожий с существующим.
Положительными характеристиками метода являются формирование в учащихся установки на творческий поиск решений проблем, развитие креативного мышления, и снижение уровня тревожности учащихся при их столкновении с новыми задачами и проблемами.
К отрицательным моментам относится пониженное внимание к логике и рациональным просчитанным действиям в реальных условиях.
Консалтинг
Консалтинг (консультирование) сводится к тому, что учащийся обращается за информационной или практической помощью к более опытному человеку по вопросам, касающимся конкретной темы или области исследования.
Положительная черта этого метода состоит в том, что учащийся получает адресную поддержку и повышает свой опыт, как в исследуемой области, так и в межличностном взаимодействии.
Отрицательная же сторона заключается в том, что метод не всегда применим, что зависит от специфики педагогической деятельности, и в ряде случаев требует для реализации материальных затрат.
Использование информационно-компьютерных технологий
Суть представленного метода ясна из названия – в педагогическом процессе применяются современные высокотехнологичные средства передачи информации, такие как компьютеры, ноутбуки, цифровые проекторы и т.п. Осваиваемая учащимися информация представляется в сочетании с визуально-образными данными (видеоматериалами, графиками и т.п.), а сам изучаемый объект, явление или процесс может быть показан в динамике.
Преимуществом метода является то, что демонстрация учебного материала может быть динамичной, отдельные элементы материала или весь он могут быть повторены в любое время, педагог может предоставить учащимся копии материалов, а значит, для последующего изучения нет необходимости в особых условиях, например, в аудитории или классе.
Недостатки же состоят в том, что в большинстве случаев отсутствует интерактивная связь, в процессе использования метода не ведётся учёт индивидуальных особенностей учащихся, а педагог не имеет возможности оказывать стимулирующего воздействия на своих учеников.
» Методы обучения и их эффективное использование»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«МАЛОНИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА »
Методы обучения и их эффективное использование
Методы обучения и их эффективное использование.
существует ровно столько,
Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи.
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.
Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.
Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие факторы. Прежде всего, определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.
Выбор методов обучения зависит:
от общих и конкретных целей обучения;
от содержания материала конкретного урока;
от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемой ею спецификой требований к отбору общедидактических методов;
от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
от возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей;
от уровня подготовленности учащихся;
от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Все виды методов обучения можно разделить на традиционные и активные методы.
Наиболее распространенной является классификация традиционных методов обучения по источникам передачи и получения знаний. В соответствии с таким подходом методы объединяются в три группы:
а ) словесные методы ( источником знания является устное или печатное слово);
б ) наглядные методы ( источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в ) практические методы ( учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Методы словесного обучения
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения.
Эти методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества, активизировать воображение, память, чувства учащихся.
Недостаток словесного метода : слишком долгая речь учителя может вызвать скуку и снизить интерес к обучению.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, работа с книгой.
Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения.
Недостатки метода : необходим правильный отбор информации, который будет сопровождать наглядность, в противном случае, её использование будет нецелесообразным.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Эти методы формируют практические умения и навыки.
Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания. У них формируется привычка тщательной организации трудового процесса, включающая осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, плана выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов.
К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Условия использования рассмотренных методов обучения:
При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.
При формировании теоретических и фактических знаний
Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.
Для развития практических умений и навыков.
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.
Когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер.
Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде.
Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов.
При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.
Когда обучаемые готовы к усвоению информации соответствующим словесным методом.
Когда правильно оформлен интерфейс.
Когда обучаемые готовы к выполнению практических заданий.
Какие возможности должен иметь учитель для использования данного метода.
Когда учитель хорошо владеет этим видом словесных методов.
Когда учитель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому обучаемому.
Когда учитель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Признаки активных методов обучения
активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
мотивированность к обучению.
игровом действе и творческом характере обучения;
диалоге и полилоге (разговор многих участников);
использовании знаний и опыта обучающихся;
групповой форме организации их работы;
вовлечении в процесс всех органов чувств;
деятельностном подходе к обучению;
движении и рефлексии.
Классификация активных методов обучения
Проблемное обучение.
Лабораторная работа.
Практическое занятие.
Эвристическая лекция,
Тематическая дискуссия.
Программированное обучение.
Научно-практическая конференция.
Анализ конкретных ситуаций.
Имитационное упражнение.
Действия по инструкции.
Разбор документации.
Деловая игра.
Разыгрывание ролей.
Игровое проектирование.
Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности их успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Знаменитая фраза «В спорах рождается истина» относится к дискуссионным методам.
Достоинства метода дискуссии :
привлекают к активному участию всех присутствующих;
дают возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения;
побуждают к самоанализу;
возможность использования дополнительных материалов;
воспитывается терпимость, умение слышать других;
позволяют углубить знания по предмету;
позволяют организовать учебный процесс в новых нестандартных формах.
занимает много времени.
требуется предварительно объяснить правила.
при узко поставленной теме возможны повторения.
требует дополнительной подготовки и учителя и учеников.
дискуссии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух ее главных участников;
групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы;
массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг).
Метод «мозгового штурма» еще называют «мозговой атакой», имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления
Во время второй Мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду — может быть, она свернет в сторону.
Бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно «отдул» сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе.
Цель метода «мозгового штурма» — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Участники все вместе думают над проблемой, дополняют друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, опровергают другие в поисках истины. Этот метод позволяет выявить и развить творческие способности и творческое мышление участников, чему способствует эмоциональный подъем участников — обязательный спутник творческой деятельности
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
— творческое усвоение учащимися учебного материала;
— связь теоретических знаний с практикой;
— активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
— формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
— формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.
Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Преимущества игрового метода
1.Приобретенный опыт сохраняется надолго.
«Обучение через действие» – один из самых эффективных способов обучения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени.
В большинстве случаев игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знаний и навыков.
3. Возникновение понимания того, как ведут себя другие люди.
Игра позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Это понимание может оказаться мощным инструментом обучения; оно может способствовать развитию умения оценивать предпосылки поведения других людей, чего трудно было бы достигнуть каким-либо иным образом.
4. Безопасные условия.
Использование игры и содержит в себе элемент риска, но он, главным образом, относится к возможным способам реагирования группы, а не к воздействию игры на нее. Игровой метод предоставляет участникам шанс освоить или закрепить разнообразные модели поведения.
Преимуществом здесь является среда тренинга, свободная от опасностей, связанных с применением той или иной модели, которые могли бы возникнуть в естественных условиях.
Суть успешной игры — создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий игры нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, ценность игры будет потеряна, и цели обучения не будут достигнуты.
2. Возможность легкомысленного отношения со стороны участников.
Если цели упражнения полностью не объяснены и не сделан акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), существует опасность, что ролевая игра будет восприниматься как нечто забавное. Наличие серьезных целей упражнения не мешает людям получать удовольствие от участия в нем и обеспечивает радость от взаимодействия с ситуацией и выходом из нее, а не только от смешных шуток во время его проведения.
Как и любой метод тренинга, подразумевающий активное вовлечение участников, ролевая игра содержит долю риска. Игра приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Если члены группы боятся «потерять лицо», участвуя в игре, или стесняются самого процесса, это упражнение не будет эффективным. Тот факт, что выполнение упражнения контролируется, еще больше усиливает напряжение.
Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.
Ролевая игра – одна из наиболее эффективных активных форм учебного процесса, развивающая навыки свободного владения и оперативного комбинирования накопленными теоретическими и прикладными знаниями, практическим опытом и жизненными ценностными установками.
Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель ситуации, между учениками распределяются роли.
Учащиеся принимают на себя реальные или вымышленные роли и в группе ведут игру, действуя вдвоем или втроем и представляя ситуативный пример. После игры следует «дебрифинг» – разбор учащимися действий игроков.
Цель ролевой игры – проявить имеющиеся знания, показать умение пользоваться ими, получить навыки уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению.
Цель игры можно считать достигнутой в двух случаях:
-участник убедился, что у него все получается;
-участник обнаружил, что у него не все получается, и понял, каких
знаний и навыков надо бы получить побольше.
Неигровые методы обучения
Кейс-метод или метод анализа конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов), предназначенного для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях:
выявление, отбор и решение проблем;
работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации;
анализ и синтез информации и аргументов;
работа с предположениями и заключениями;
Кейс- метод на уроке математики
Учащимся ставится конкретная задача :
рассчитать необходимую площадь линолеума на пол класса для замены старого покрытия.
Учащиеся при решении задачи должны решить следующие проблемы:
определить последовательность решения задания;
определить каким образом и с помощью каких формул должна быть определена площадь пола;
определить с помощью какой формулы через площадь и расход должно быть определено количество необходимого линолеума;
провести необходимые измерения размеров класса ;
определить количество линолеума в квадратных метрах.
Функции учителя при работе по кейс-методу
Учитель при работе по кейс-методу является инициатором и активным участником процесса решения задания. Основными функциями учителя являются:
постановка задачи, определение целей и исходных данных;
организация процесса и направление последовательности выполнения задания, организация дискуссий;
консультирование и, при необходимости, подведение дискуссий учащихся к нужному результату;
контроль выполнения задания;
организация обсуждения полученных результатов и подведение итогов.
Проблемы использования АМО:
даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения;
для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт;
несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе;
Следует помнить, что для того, чтобы обучать учащихся посредством активных методов, активным должен быть сам педагог.
Каждый из перечисленных методов обучения имеет свое назначение и рациональную область применения. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Учитель на любом этапе учебного процесса может использовать несколько методов обучения.
Практика показывает, что непродуманное и случайное использование методов не дает продуктивных и планируемых результатов. Поэтому очень важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок методы, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учеников.
«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения»( В. А. Сухомлинский).
Банский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 2000.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 2000.
ЧТО ТАКОЕ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА УЧИТЕЛЮ?
В статье «Что важнее для учителя – педагогика и методика или наука и культура?» профессор А.В. Гладкий категорически, но аргументированно выступает против обучения студентов, будущих учителей, методике преподавания, ссылаясь в том числе на высказывания (1898 г.) по этому поводу крупного русского историка Р.Ю. Виппера: «…Не отрицая вовсе значения техники, мы думаем, что предварительное внушение ее – дело мертвое, что техника вырабатывается в результате известных условий и известных качеств человека, поставленного на трудный пост преподавателя. Эти условия и эти качества – общая развитость и широта сведений, здоровье, свежесть человека, сохранение живой индивидуальности, обстановка, благоприятная для непрерывной работы, сознание достоинства и важности своего труда. Пока учитель остается без этих благ, равных воздуху для дыхания, никакое предварительное препарирование его делу не поможет: раз он будет обладать ими, университет, жизнь и книга дадут ему все, что нужно для плодотворной работы» [13, c. 298-303].
Далее профессор А.В. Гладкий пишет: «Взгляды, против которых возражал Виппер, стали потом господствующими и получили поддержку свыше. Начиная 20-х годов, позиции методики неуклонно укрепляются, и …также неуклонно ухудшается качество преподавания. Так не пора ли честно признать, что методика не оправдала возлагавшихся на нее надежд, и прислушаться к доводам, приводившимся в те времена, когда она еще не стала святыней, на которую нельзя посягнуть?» [Там же, с.300].
И после рассуждений о незнайках-учениках и породивших их «незнайках-учителях» («…при современных условиях жизни незнайка с дипломом может быть смертельно опасен… Дальше терпеть засилье незнайки – значит погибнуть») сам на вопрос отвечает: Чтобы с этим бороться, нужен не такой учитель, как сейчас…, а такой, о каком мечтал профессор Виппер. Вооруженный не методическими шпаргалками на каждый урок «с первого по последний», а умением ориентироваться в современной науке и следить за ее развитием. Вот чему надо учить студентов не только в нескольких престижных вузах, где такая цель признана, а прежде всего в пединститутах и рядовых университетах, готовящих учителей» [Там же, с. 298-303].
Если локально, как говорят, «в первом чтении», рассматривать позицию профессора Гладкого, то она вполне убедительна и в принципе с ней нельзя не согласиться: некомпетентность и безграмотность наших специалистов удручающая, не говоря уже об общем уровне культуры.
Давайте и мы порассуждаем на тему, предложенную профессором А. Гладким, и попытаемся ответить на его вопрос: «Что важнее для учителя – педагогика и методика или наука и культура?» А для того, чтобы читатель мог сопоставить различные мнения на этот счет, представим материалы дискуссии на эту тему, которая проводилась на ХГФ УдГУ со студентами 4-го курса, уже изучающими методику преподавания, и учителями изобразительного искусства республики и ИУУ УАССР.
Студентам был предложены два взгляда на поставленный вопрос. Первый, традиционный взгляд, выражен на уже известном студентам учебнике по методике преподавания изобразительного искусства профессором Н.Н. Ростовцевым [62]: «…Методика как наука занимается выработкой наиболее целесообразных методов обучения и воспитания, устанавливает правила и законы построения учебного процесса и с помощью психолого-педагогических методов экспериментальных исследований предлагает новые методы преподавания. Объектами научных исследований здесь могут быть и учащиеся, и преподаватели, содержание и объем учебных заданий, учебные программы…
Методика обучения всегда целенаправленна. В советской школе ее цель не столько вооружить учащихся знаниями и навыками, но и воспитать активных строителей коммунистического общества. К этому призывают советского учителя постановления партии и правительства, направленные на улучшение школы [Там же, с. 6].
Многим кажется, что преподавание — настолько простое и легкое дело, что ему и учиться не надо, достаточно лишь знать свой предмет, в особенности художнику. Но это не так. Можно быть прекрасным художником, писателем, ученым, но плохим педагогом. Многие большие художники, выступая в качестве педагогов, оказывались неудачниками только потому, что недооценивали роль методики преподавания. Не зная основных положений методики, они считали педагогическую работу тяжким бременем и спешили от нее избавиться, так и не познав самой сути искусства преподавания, не испытав радости творческий 1 поисков и неожиданных открытий.
Изучение и приобретение навыков педагогической работы требует известных способностей и наклонностей, так как эта область педагогики является искусством, искусством трудным, сложным и очень ответственным.
Искусство преподавания приобретается в процессе практики, долголетнего творческого труда» [Там же, с. 7].
Но вот взгляд профессора А. Гладкого: «Не пора ли честно признать, что методика не оправдала возлагавшихся на нее надежд.
Педагогика и методика стали прикрытием для тех, у кого нет общей культуры и фундаментальных знаний и нет желания их приобретать. Это очень удобная идеология для ленивых и неспособных. Свое победное шествие троечник совершает под знаком методики.
Я не утверждаю, что если учитель знает свой предмет, то неважно, как он преподает. Настоящий учитель всегда озабочен поиском наилучших способов изложения. Но нельзя забывать, во-первых, что преподавание есть искусство и, как всякое искусство, оно индивидуально, поэтому массовое внедрение любой методической системы, как бы она ни казалась совершенной, производит губительное действие (тем более сильное, чем детальней она разработана); во-вторых, что осмысленный выбор способов изложения и дидактических приемов возможен только при владении материалом на уровне существенно высоким, чем школьный. Однако у нас об этом забыли, и в результате методика превратилась фактически в набор инструкций и рецептов.
Пока мы не преодолеем в нашем сознании миф о всесилии методики, нам не вывести школу из тупика. Но он держится стойко и, кроме наробразовских чиновников и АПН, есть еще одна мощная сила, поддерживающая миф: педагоги-новаторы» или, как они сами себя называют, «педагоги-экспериментаторы».
Какова же была реакция студентов?
Курс разделился на две неравные части: назовем первую «позитивистами» (признающую необходимость методической подготовки будущего учителя) и вторую — «нигилистами» (отрицающую изучение методики). Первая группа оказалась в подавляющем большинстве. Поскольку часто именно меньшинство оказывается более близким к истине, дадим слово группе сначала «нигилистам», затем «позитивистам» и отразим, насколько это возможно, спор между ними.
— Я согласен с профессором Гладким. В самом деле, спросите учителя-практика: сколько дидактических принципов существует в педагогике и как он их применяет? Кому нужны эти законы, методы, принципы? Живая практика ставит более замысловатые задачи, и решать их учитель будет не по учебнику.
— Я поддерживаю этот довод и добавлю: если ты способный к художественному творчеству, к живописи или к графике; неважно к какому виду искусства, и сам можешь что-то создать, то дети тебя поймут, только не скупись на свои творческие секреты. А методика сама с опытом придет, и не надо ее за уши притягивать к живой практике.
— Самое главное, по-моему, надо на все смотреть через призму времени. Какие оно требования предъявляет обществу, такие он и получает. Профессор Ростовцев написал пособие в середине 70-х годов. Потом Кузин издал подобное пособие по методике. Их труды — отражение требований тогдашней школы. Вспомните традиционную программу, задача которой — научить изограмоте всех детей. Отсюда и принципы обучения рисованию и инструкции, как лучше и быстрее и, главное, всех одинаково обучить рисованию. В школе учили (да и сейчас в основном так же), рисовать кубы, бидоны, горшки, не задумываясь над тем, какое отношение это имеет к искусству. Процветало техническое рисование, не более. Понимание художественного образа, специфики его языка в различных видах художественного творчества вообще исключалось из школьной программы.
—Верно. Уж не говоря о духовном воспитании средствами искусства. Я считаю, что методика как наука дискредитировала себя именно потому, что обслуживала, как говорят, «бездетную педагогику», подчинялась казарменной школе, административному диктату со стороны чиновников из роно и гороно. Ведь такая методика — воистину динозавр, который, к сожалению, никак не вымрет. В этом профессор Гладкий прав на сто процентов. «Серый» учитель — это следствие всей существующей до сих пор системы, и не только образования, а вообще системы жизни нашего общества.
— Я считаю, что методика для учителя очень нужна. Не рецепт, не инструкция, а тот опыт обучения и воспитания, который накоплен веками, на основе которого рождается новый, личный опыт, связанный с проблемами времени и индивидуальностью учителя и учащихся.
— Правильно: новое время — новые методы. Попробуйте проводить уроки по программе Б. Неменского! На одной изограмоте и умении хорошо рисовать не выедешь. Томы-то какие: «Вглядываясь в человека», «Красота человека», «Великие темы жизни», «Синтез искусств», «Символ, знак в народном искусстве», «Декор — человек, общество, время» и т. д. Сколько знать, сколько самому пережить и прочувствовать нужно, чтобы проникнуться в эти темы, а самое главное — как эти сложные художественно-философские темы понятно, доступно и, самое важное, интересно, увлекательно передать детям.
— При чем здесь методика? Просто вуз не дает фундаментальных знаний по искусству, художественной культуре и художественному творчеству. По этому трудно даются новые нетрадиционные программы. Нас в основном учат рисунку и живописи, а философские вопросы искусства, мировой художественной культуры, истории религий вуз не дает. Представьте такую картинку: студент, будущий учитель искусства, прекрасно владеет кистью, способный живописец, причем понимает современные проблемы искусства, знает историю мировой художественной культуры, понимает и любит музыку, литературу, жить не может без театра, знает несколько иностранных языков, разбирается в различных философски течениях, изучает библию и восточные религии и т. д. Затем такому специалисту какие-то методики и педагогики? Его и так ребята будут слушать, раскрыв рты. Энциклопедические знания заменят всякие педагогики.
— Энциклопедические здания еще не гарантия того, что их обладатель не может оказаться морально ущербным или фашистом-фанатиком.
— Как исключение может быть. Но, как правило, знания еще никому вреда не приносили. Тут проблема может быть в другом не задавит ли своим интеллектом такой учитель наших пришибленных детей, найдет ли к ним ключик доверительности, понимания, будет ли искать путь к ребенку, т. е. методику? А если будет искать, то не просто умозрительно, а изучая опыт других, хотя бы таких, как он сам.
— Я тоже считаю, что работающий над собой учитель будет и у детей развивать интерес к культуре, искусству и вынужден будет искать пути общения с детьми, организации такой атмосферы на уроке, чтобы всем было интересно — и детям, и учителю, чтобы дети после урока бежали в библиотеку, в музей. И здесь опыт других специалистов, уже нашедших свой путь к детям, будет очень полезен, в том числе и опыт учителей экспериментаторов. Совсем не обязательно копировать методы других: даже проверенный прием может по-новому выразиться. Вот, например, авторская школа и методика Библера-Курганова «Диалог культур». На практических занятиях мы применяли их прием по Древней Греции, но в других условиях и на другом материале. В одном случае — в младших классах по культуре Древней Греции (природа и архитектура), а в другом — в 7-м классе — по костюму. Диалог культур XX века с культурой Древней Эллады через средневековье и Новое время помог разрешить сложные вопросы.
— В «Огоньке» была статья об одной детской студии, которую тоже не педагог создал, а какие у детей работы! Не всякий профессионал такую фантазию и новизну выдаст. А техника какая!
— У руководителя студии своя методическая система есть, если ты читал внимательно эту статью. Кстати, автор «Школы гармонии» Д. Лебедев по специальности биолог, а стержнем своей концепции взял изобразительное
искусство как средство гармоничного развития детей. Причем тут специальность и профессия, если у него своя методическая система. И сотрудники его — коллеги и соратники — работают исходя из этой концепции — методической системы Д. Лебедева.
— По-моему, весь вопрос в том, что подразумеваем под словом «методика». Мне кажется, что профессор Ростовцев и профессор Гладкий имели в виду одно содержание, а мы несколько другое,
— Верно. Профессор Гладкий подразумевает методику как что-то застывшее, аморфное, некий циркуляр правил дорожного движения, нарушение которого чревато губительными последствиями. И смотрите, какой парадокс: Ростовцев за единые требования и правильные рекомендации, а Гладкий называет их губительными. Но в основном-то они сошлись! Оба, в сущности, рассматривают методику как свод догм, хотя каждый признает, что преподавание — это искусство.
— Почему профессор Гладкий упускает (или не знает) из виду, что искусству учат! Будь то живопись, музыка или хореография. Чтобы стать творцом, те же актеры какую школу проходят, чтобы постичь секреты своего искусства и стать мастером, художником. Тут тоже свои средства, свои инструменты, т. е. своя методика. И чтобы быть индивидуальностью, нужно понять опыт других, предшествующих и современных ему художников. Личность складывается не только исходя из генетических возможностей, способностей, данных Богом, но и из опыта других. Существует же школа Станиславского и школа Брехта, школа Чистякова и школа Филонова, школа Петипа и школа Плисецкой.
— Вспомните, как главный режиссер театра им. В. Короленко рассказывал об историй развития театра и режиссуры. У каждого режиссера своя концепция спектакля, так же как у художника различный взгляд на модель, которую он рисует. Но ведь каждый, пользуясь своими приемами и средствами, сохраняет какие-то традиции, пришедшие из истории. Без опыта других нет и личного индивидуального опыта.
— Да, преподавание — это искусство, совершенно верно. И каждый учитель — режиссер учебного процесса, он же — драматург и сценарист. Но имеете с детьми! Ведь дети не ваньки-встаньки, не шурупики налаженной машины. Они должны быть не просто исполнителями чужой воли, а сотворцами урока, тем более урока искусства. Но как построить этот творческий диалог: учителя и учащихся? Ответ в методике — как совокупности накопленного опыта. Методика — это поиск. А поиск всегда развивает и обогащает личность. По-моему, нельзя в наше время так узко понимать методику. Это не догма, а средство интеллектуального, духовного и эмоционального развитии учителя и учащихся. Учителю нужна и культура, и методика, основанная на любви к детям и знании, их психологии.
Ведущий дискуссию преподаватель:
— Я выскажу свою точку зрения по вопросу, что такое методика и нужна ли она? Безусловно, она может быть спорной. И наше право ее оспорить, но аргументировано.
Профессор Н. Н. Ростовцев, так же как и профессор В.С. Кузин (основные авторы традиционной методики), выполняли социальный заказ государственной системы образования эпохи 70-х годов: воспитание послушных исполнителей, преданных одной, «единственно правильной идеологии», не задающих вопросы, а глотающих кем-то выработанные ответы, причем одинаково верные для всех, времен и народов. Отсюда единые
Приоритет социалистического реализма в культуре и искусстве нашей страны сыграл свою победную роль и в воспитании учителя: «Мы должны учитывать обострение идеологической борьбы на фронте искусства, широко организованное наступление буржуазных теоретиков на принципы искусства социалистического реализма. Область искусства необычайно многогранна и сложна, и проникновение взглядов, чуждых нашей идеологии, часто бывает настолько утонченным и завуалированным, что это не сразу можно заметить. Это прекрасно понимают наши враги, поэтому-то они сейчас и делают главную ставку на идеологические диверсии во всех областях искусства. Реакционные силы империализма ведут ожесточенные атаки на социалистическую культуру, стремятся навязать молодежи чуждые ей вкусы и идеалы. Мы должны помочь нашим ребятам разобраться в сути дела, с помощью искусства и через искусство формировать идеологическое сознание молодежи. » [Там же, с. 109],
Итак, искусство в школе отождествлялось с рисованием, а его воспитательная роль — человечность, нравственность, духовность, составляющие суть искусства, заменялась идеологией.
тик хорошо налаженной машины подавления, усредненная личность усредненной системы образования.
В последние годы ситуация в системе народного образования несколько изменилась. Учителя «раскрепостили», дали свободу и выборе программ, методик, дали право на поиск. Но почему-то этим правом мало кто из учителей пользуется. Островки «новаторской педагогики», нового педагогического мышления являются скорее исключением, чем правилом. Свобода оказалась чуждой учителю. Почему учитель в основной своей массе остался прежним? Не бежит, как говорилось, в театр, в библиотеку, в музей, на выставку, мало читает?
Один из ответов, содержится и в словах известного русского ученого Р. Ю. Виппера, которые приведены профессором Л. В. Гладким. Вспомните их. Существуют ли сегодня те условия, без которых нет учителя-личности, учителя-творца, свободного от догм, лозунгов и стереотипов, учителя с развитым чувством собственного достоинства? Такие условия и качества личности вырабатываются не в одночасье, Для этого нужно время и желание «системы» повернуться к культуре, демократии, гуманизму, духовности и нравственности. Необходим приоритет не идеологии, даже очень правильной, а приоритет культуры, самоценности личности.
Сейчас общество проснулось. Появились зачатки новых подходов к образованию, формированию нового педагогического мышления, авторские школы, альтернативные формы Образования, новые концепции художественного воспитания, варианты школьных программ и учебников. Идеология, кажется, перестала быть главной целью обучения и воспитания, «отпустила» учителя. Это только начало. Трудный переходный период. И чтобы этот переходный период был как можно короче и самое главное принципиально изменил школу (а вместе с ней и с ее помощью общество в целом) из авторитарно-крепостнической в гуманно-демократическую, повернувшуюся к личности ребенка как субъекту обучения и воспитания, нужно помочь учителю, л современному практику и будущему — сегодняшнему студенту. Помочь в том числе и методически.
Но традиционная методика изжила себя. Значит, нужна новая. Какая?
Педагог Александр Адамский, известный педагогической общественности как один из активных инициаторов движения «Авторская школа» (конец 1980-х гг.), так сейчас говорит об учителе; «. Учитель и так — профессиональный отстаиватель истины в последней инстанции. Если же он при этом еще и осознает себя мессианским носителем единственно верной передовой
идеи в педагогике, то либо станет полностью подчинять ей всех окружающих, либо начнет с ними сражаться. И то, и другое — вариант ненужный, я все-таки считаю, что сегодня ребятам как никогда нужен спокойный, рассуждающий, даже часто сомневающийся у них на глазах учитель. Вообще нет ничего хорошего в том, что учитель-революционер, учитель-мученик и страдалец, годами создававший свою методику, а потом десятилетиями боровшийся за право работать по ней, стал у нас символом демократии в школе. В США, например, не существует такого понятия, как педагогическое новаторство, по той простой причине, что любому педагогу достаточно включить компьютер — и он окажется в море разнообразнейшей и новейшей педагогической информации национального и мирового уровня.
Реальная реформа школы начнется с того, что будет узаконено право учителя на выбор: сперва — между «старой» и «новой» школой, затем — между разными системами и сочетаниями вариантов школы альтернативной. » [68].
Мы же за 70 лет утеряли эту самоценность, подменили нравственность, культуру и духовные традиции классовой идеологией. Даже детей делили по классовому признаку. И только сейчас возвращаемся к пониманию общечеловеческих ценностей. Многие поколения учителей были отстранены от отечественной культуры, складывающейся веками, не говоря уже о культуре других стран и народов.
Впервые за много лет у нас появляются направления, концепции, ставящие целью возрождение культуры, приобщения всех детей к нравственным, духовным ценностям, в частности, через искусство. Чтобы эти новые направления (кстати, их истоки, корни сформировались еще в 20-х гг. нашего века) реализовались в педагогической практике, необходим учитель, обладаю-
щий сам этими культурными ценностями, владеющий хотя бы псионами этого наследия. И вот здесь опять прав профессор Гладкий — таких учителей очень мало. Но есть учителя, сознающие свою ущербность (это не столько их вина, сколько их беда), понимающие, что их образовательный и культурный багаж недостаточен, чтобы реализовать новые концепции, новые программы в работе с детьми, следовательно, должны появиться предпосылки к потребности самообразования и саморазвития. А если это есть, значит, есть надежда, что следующие поколения имей через «проснувшихся» школьных учителей, в том числе и будущих учителей (нынешних студентов) будут немного другими, лучше предшествующих, гуманнее, свободнее, самостоятельнее. Учителю нужна такая методика, которая провоцировала его на поиск собственного пути к общению с детьми, развивала творческие потребности и духовно-нравственный потенциал, то есть необходимо формирование нового педагогического мышления, и в том числе новой педагогики искусства.
Методика как искусство моделирования процесса — мостик, передник передачи знаний, социального опыта (т. с. содержания образования) учителя ученику. То есть она отвечает на вопрос: к а к организовать сотворчество учителя и ученика, ч т о необходимо сделать, чтобы необходимые знания, опыт деятельности (опыт творческой деятельности, опыт чувств, переживаний, эмоций), включенный в содержание образования, стал опытом и знаниями детей. В этом смысле методика нацелена не просто
Вопросы для размышления
1. Попытайтесь самостоятельно объяснить следующие понятия: «традиционное обучение», «традиционная методика», «новое педагогическое мышление», «педагогика искусства», «содержание образования», «искусство моделирования».
2. Вдумайтесь в аргументы «за» и «против» методики преподавания. Чью сторону вы поддерживаете? Каково ваше личное мнение?
3. Попробуйте самостоятельно сформулировать определение методики преподавания (или обучения) изобразительному искусству. Какова ее цель на современном этапе? Зачем она нужна учителю (будущему учителю)?
4. Подумайте над вопросом: можно ли искусство преподавать как физику или математику, а физику как искусство? Есть ли специфика методики преподавания различных школьных предметов? Если да, то в чем она заключаемся?
5. Поли бы преподавателем методики были вы, то какое содержание и какую форму обучения вы бы в нее включили?