Для чего нужна модернизация экономики
Модернизация экономической системы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основное понятие модернизации
Модернизация – это комплекс мер который направлен на преодоление возможных проблем, которые могут возникнуть в процессе развития государства по отношению к другим развитым странам.
Данный процесс может происходить путем усовершенствования экономического благосостояния, с привлечением современных методов управления.
Процесс модернизации происходит с использованием инновационных методов, которые направлены на количественные и качественные изменения в обществе.
Отличительные черты модернизации:
Основной целью модернизации является – формирование новой современной модели экономической системы, которая будет работать.
Осуществить такие изменения возможно при следующих условиях:
Процессы модернизации экономической системы
Модернизация экономической системы – это сложное и многогранное явление, которое обусловлено совокупностью взаимосвязанных факторов, направленных на улучшения всех сфер жизнедеятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Основными целями модернизации экономических систем являются:
Модернизация экономической системы, определяется как средство управления экономической деятельностью, то есть способность воздействия на отношения в сфере предпринимательской деятельности.
Немаловажная роль отводится и технологическим процессам, которые связаны с физическим и моральным износом техники и оборудования. Именно поэтому сокращается производительность труда и качество выпускаемого продукта. На данном этапе модернизация происходит на уровне научно-технических исследований. Происходит разработка и внедрение новых средств необходимых для производства качественной продукции.
На процесс модернизации экономической системы оказывает влияние:
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что процесс модернизации – многогранный процесс, основанный на совокупности взаимосвязанных факторов и направленный на улучшение эффективности производства во всех сферах деятельности.
На процесс модернизации с одной стороны влияют множественные факторы, а с другой стороны эти же факторы можно нейтрализовать. Выход на основную роль политических и социальных факторов может привести к тяжелым социальным процессам в виде реформ, изменений, в ходе которых происходит изменение на макроуровне, а потом и на микроуровне.
Большое влияние на общественную динамику оказывают нравственные факторы, которые порождаются семейными ценностями, религией, образованием, культурой поведения в обществе.
Статья на тему: «НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»
НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
К настоящему времени в России сложился в основном сырьевой тип экономики, основными чертами которого является растущий экспорт нефти, газа, леса и других ценных сырьевых товаров. На внутреннем рынке России преобладают импортные товары (в основном китайского производства), отсюда — потеря конкурентоспособности.
Зависимость России от импорта очень высока. Ни для кого не секрет, что экономические связи нашей страны с внешним миром выстраиваются по схеме: мы им нефть и газ, они нам все остальное. Главным инвестором любой экономики является, как известно, рядовой покупатель, однако три четверти розничного оборота в России в настоящее время формируются за счёт импортных товаров, а это более 10 трлн. рублей, которые уходят ежегодно из страны на поддержку зарубежных товаропроизводителей. Плюс утечка капитала — около 100 млрд. долларов в год.
Для модернизации экономики страны и преодоления отставания в техническом плане от других развитых стран нужно стремиться к импортозамещению. Высокий уровень инфляции, снижение курса рубля приводят к повышению уровня цен на импортные товары, а это побуждает население покупать отечественные товары, т. к. их стоимость становится значительно меньше импортных, что наблюдалось при финансовом кризисе 2008 г. Это позволит решить две проблемы: снизить безработицу, в результате создания новых рабочих мест, и обеспечить технологическое переоснащение производства.
2014-й стал для России годом, который можно назвать началом конца макроэкономической стабильности.
Правительство старается сохранить имеющиеся контуры макроэкономической политики, в первую очередь бюджетное правило, достаточно жёсткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение инфляции. Инструментом поддержки экономической активности останется реализация «дорожных карт» улучшения инвестиционного климата, прежде всего на региональном уровне. Однако при недостаточной свободе и доверии эти условия не обеспечат повышение темпов роста. Сохраняются риски неустойчивости платёжного баланса, снижения курса рубля, напряжённость региональных бюджетов.
В последнее время мы вынуждены признать некоторое отставание по темпам роста ВВП от развитых стран. Это означает, что если не будет осуществлена модернизация экономики, то отставание будет нарастать. В относительно короткое время в целях модернизации и успешного развития экономики предстоит произвести существенные изменения в экономической политике, но, возможно, еще больше — в политической и правовой системах, чтобы создать благоприятные условия для повышения темпов экономического роста.
В 2014 году в российской экономике наблюдались следующие тенденции:
1. Спад инвестиций. Данная тенденция происходила из-за сокращения ресурсной базы и низкой склонности к инвестированию.
2. Замедление роста потребления. Темпы роста доходов населения снизились, вследствие чего наблюдается снижение покупательской способности населения. Это обусловлено дефицитом региональных бюджетов, недостаточными средствами предприятий негосударственного сектора.
3. Изменение структуры сбережений. В первом квартале 2014 года население приобрело наличной валюты на 20 миллиардов долларов, что означало вычет примерно 1 % ВВП из потребления и организованных сбережений.
4. Снижение устойчивости платёжного баланса. Данная тенденция наблюдается в результате прекращения роста экспорта и ускорения оттока капитала. Происходящего сокращения импорта пока недостаточно, чтобы сбалансировать платёжный баланс, поэтому для стабилизации курса рубля Центральный банк Российской Федерации вынужден продавать резервы.
5. Ускорение потребительской инфляции. Вследствие девальвации с февраля 2014 года началось ускорение потребительской инфляции, заметно набравшей обороты в последние месяцы текущего года. Следует отметить, что рост потребительских цен растянут во времени и усиливается по мере распродажи товарных запасов по старым ценам и заключения новых контрактов.
6. Ухудшение структуры экономики. За счёт девальвации пока выигрывает сырьевой сектор, а также отрасли, обеспечивающие его деятельность. При этом в несырьевых секторах экономики растут убытки.
Выход из такой ситуации только один — модернизация экономической модели. В 2010 г. было paзpаботано семь cтpaтегических отраслей, в которых, в пеpвую очеpедь, должен быть осуществлен процесс модеpнизaции: обоpона, тpaнспоpт, инфоpмационные технологии, энеpгетика, космос, cвязь и нанотехнологии. Безусловно, подобная концентрация усилий важный шаг, но также государству необходимо развивать промышленность стрaны в целом, так как модернизация только нескольких секторов не может выправить общую ситуацию в экономике. Это лишь приведет к росту рaзрыва между уровнем развития отрaслей, который и сейчас достaточно велик. В сегодняшней ситуaции целесообразней будет начать с создания комфортных условий для предпринимательства и добросовестной конкуренции, что в свою очередь, будет способствовать росту инновaционной инициативы и модернизации. Таким образом, создание блaгоприятной экономической среды — это однa из ключевых задaч государства, и ее выполнение достигaется рaзличными способaми, один из которых стрaтегия импортозамещения.
Импортозамещение подразумевает тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на зaщиту производителя путем зaмещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. В результате импортозамещение повышает конкурентоспособность отечественной продукции, поскольку возрастает эффективность производства.
Стратегия импортозамещения ведёт к постепенному переходу от производства простых товаров к высокотехнологичной продукции, повышая уровень развития производства и технологий. Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций.
Таким образом, развитие импортозамещения приводит к следующим тенденциям:
· росту занятости населения, а значит к снижению безpаботицы и повышению уpовня жизни;
· внедpению новых технологий и повышению уpовня научно-технического прогpесса;
· росту спроса на товары внутpеннего пpоизводства, что в свою очередь стимулиpует развитие экономики стpаны, pасшиpение пpоизводственных мощностей;
· сохpанению валютной выpучки внутри стpаны и, как следствие, росту вaлютных резервов и улучшению торгового баланса страны.
Политика импортозамещения основывается на создании благоприятной сpеды для pостa отечественной промышленности. Приверженцы данной теории убеждены, что стaбильное экономическое pазвитие госудаpства возможно лишь в случaе существенного увеличения уpовня промышленного сaмообеспечения, увеличения объемов выпускa пpодукции внутри страны.
Однако, при реализации импоpтозамещения основным источником средств для пpидания экономике пеpвоначально импульса pоста останутся доходы экспортного сектоpа. Таким образом, не нужно забывать о том, что создaваемый на импортозамещающих пpоизводствах товар должен быть ориентировaн не только на внутренний рынок, но и на внешний, поскольку только в этом случае уpовень конкуpентоспособности пpодукции будет пpиемлемым и достигнутые в результате успехи не будут бесслaвно потеpяны при возвpащении к пpивычному для данной страны куpсу. Значит нужно pазвивать не только производство определенных отраслей внутри страны, но и повышать уpовень рaзвития экономики, социальной сфеpы, инфрaструктуpы, делaя саму страну способной на рaвных конкуpировать с pазвитыми промышленными стpанами.
1. Глазьев С.Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики: (предложения на 2013—2014 гг.) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 3. — С. 3—37.
2. Клейнер Г.Б. Какая экономика нужна России и для чего? // Вопросы экономики. — 2013. — № 10. — С. 4—27.
3. Савченко Е.С. Макроэкономическая политика России: проблемы и решения // АПК: экономика и управление. — 2013. — № 6. — С. 3—10.
4. Российская Бизнес-газета[сайт] / cост. и ред. Ю. Воронина №959 (30) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:// www.rg.ru/2014/08/05/zameshenie.html (дата обращения: 08.02.2015).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Приоритеты стратегии модернизации российской экономики
Содержание:
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что модернизация плотно вошла в нынешнюю повестку дня, потому что без модернизации экономики, науки и общественной жизни Россия будет обречена на технологическую отсталость и роль сырьевого придатка более развитых стран.
Цель курсовой работы: изучить необходимость модернизации российской экономики, её основные направления и условия осуществления.
· определить сущность модернизации;
· изучить историю модернизации России;
· рассмотреть состояние процесса модернизации российской экономики на современном этапе;
· ознакомиться с проблемами модернизации экономики Российской Федерации.
· выявить перспективные направления модернизации российской экономики.
В первой главе планируется изучить теорию модернизации, рассмотреть её сущность, определить основные области и типы модернизации. А также ознакомиться с историей модернизации России.
Во второй главе будет исследовано состояние процесса модернизации российской экономики на современном этапе на примере проекта «РОСНАНО», как составляющей модернизации российской экономики, и инновационном центре «Сколково», как одного из важнейших направлений в модернизации экономики Российской Федерации.
В третей главе планируется выявить и изучить проблемы модернизации экономики России, а также рассмотреть дальнейшие перспективы её развития. Также внимание будет уделено роли финансовой сферы в модернизации, влияющей на экономическое благополучие России.
Теория модернизации
История модернизации России
Второе направление модернизации касалось духовной сферы. Сохранение язычества на Руси угрожало международному положению молодого государства, поскольку грозило перерасти в международную изоляцию, сделав Русь постоянным объектом «крестовых походов» со стороны христианского мира.
Модернизация коснулась и внешних форм, таких как титулатура московского правителя, обретение государственного герба (двуглавого орла) и строительство нового Московского Кремля и соборов, способных поразить своим величием самых взыскательных иностранцев» [6, с. 17]. [6, с. 12-17].
Следующая модернизация началась при Петре I и была вызвана к жизни изменившимися международными условиями.
Символами модернизации стали перенос столицы в Санкт-Петербург и провозглашение Петра I императором. Россия постепенно переходила к капитализму, приобретала новые земли, укреплялась на морях и вновь вступала в ряды великих держав.
В 1920-е годы наступил черед экономической модернизации. Исключая период НЭПа, экономика нового государства основывалась на ликвидации частной собственности на средства производства и их концентрации в руках государства. Завершение процесса построения системы советской экономики связано с именем Сталина и проведением в конце 20-х, начале 30-х годов коллективизации и индустриализации. В результате СССР смог довести объем промышленного производства до мирового уровня и получить более-менее стабильную систему обеспечения государства продовольствием за счет колхозов. Логическим завершением четвертой модернизации стали тотальные репрессии [6, с. 12-17].
Направления модернизации современной экономики России
Следует отметить, что и в России за последние 20 лет кое-что произошло в области инноваций. Это было не так заметно, потому что большинство событий происходило не в Москве, а в регионах: Томске, Ставрополе, Пензе, Чебоксарах. В этих и других регионах уже существуют десятки глобально конкурентоспособных компаний с объемом продаж до 100 миллионов долларов каждая. Эти компании родились 10-12 лет назад и преодолели тысячи барьеров, поставленных нашим государством на пути инновационной экономики. Но очевидно, что России нужны сотни компаний с миллиардными оборотами.
Например, речь идет о внесении изменений в закон о техническом регулировании. Еще одной важной законодательной инициативой является Федеральный закон № 217, в котором говорится о создании малых инновационных предприятий при университетах и академических институтах. Конечно, этот документ не совершенен. Но уже сегодня в российских вузах создано более 400 малых инновационных предприятий [10].
Были внесены изменения в миграционное законодательство. С 1 июля, если у иностранца зарплата 2 миллиона рублей в год, он может приезжать в Россию без ограничений. Радикально упрощен визовый режим, регистрация при переезде и т.д.
Важнейшим сигналом является идея создания на каждом предприятии с государственным участием так называемых инновационных программ. Серьезный импульс дается и крупному частному бизнесу. В январе 2010 года на президентской комиссии было принято решение, согласно которому заявки на крупные инновационные проекты с целевым объемом продаж не менее 15 млрд рублей до 2015 года будут поддерживаться государством. Сейчас завершается процесс их оборота. В настоящее время в портфеле находится более 40 проектов [10].
Проект «РОСНАНО», как составляющая модернизации российской экономики
Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» была создана в июле 2007 года специальным Федеральным законом № 139-ФЗ от 19 июля 2007 года. В 2007 году Правительство Российской Федерации внесло имущественный взнос в размере 130 млрд рублей для обеспечения деятельности корпорации. Официально зарегистрирована 19 сентября 2007 года.
В настоящее время нанотехнологии и наноиндустрия являются одним из наиболее перспективных направлений науки, техники и промышленности.
Задача опережающего инновационного развития России, коммерциализации перспективных разработок, а также проблема рационального использования ресурсов диктуют необходимость освоения и использования новых инструментов государственной политики.
Основы государственной политики в сфере наноиндустрии определены в президентской инициативе «Стратегия развития наноиндустрии» от 24 апреля 2007 года.
Согласно этой стратегии, в ближайшие годы должно резко возрасти производство выпускаемой и востребованной нанотехнологической продукции и достигнуто насыщение соответствующих рынков.
Одновременно должна начаться разработка новых видов нанотехнологической продукции, которые появятся на рынке через несколько лет, и эти виды продукции должны быть введены в промышленное производство.
К 2015 году в стране будет сформирована национальная нанотехнологическая сеть, что создаст условия для масштабного увеличения продукции наноиндустрии.
В целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии и в соответствии с Федеральным законом «О Российской корпорации нанотехнологий» создана государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» [11].
Исходя из основных задач, определенных государственной политикой в сфере наноиндустрии и Федеральным законом «О Российской корпорации нанотехнологий», Корпорация определяет свою миссию как содействие реализации государственной политики, имеющей целью вхождение России в число мировых лидеров в сфере нанотехнологий [11].
Вхождение России в число лидеров в области нанотехнологий должно быть достигнуто по следующим основным направлениям:
— Завоевание лидирующих позиций на мировых рынках нанотехнологической продукции;
— Признание России в мировом нанотехнологическом сообществе, в том числе в качестве международной площадки для обсуждения проблем развития наноиндустрии;
— Внесение существенного вклада в мировую «копилку» знаний.
Исходя из этой главной цели, основными задачами корпорации являются обеспечение коммерциализации разработок наноиндустрии и координация инновационной деятельности в наноиндустрии.
В начале 2011 года американское издание Fast Company, специализирующееся на инновациях, составило рейтинг ведущих инновационных компаний России. В этом рейтинге «Роснано» заняло 4-е место.
Задачи государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» по созданию нанотехнологической инфраструктуры и реализации образовательных программ выполняет Фонд инфраструктурных и образовательных программ, также созданный в результате реорганизации госкорпорации.
Заключение
Под модернизацией понимают процесс совершенствования экономических, политических и социальных механизмов развития общества по критериям западной (буржуазной) цивилизации. В период своего развития Россия прошла три этапа основных этапа модернизации.
К перспективным направлениям в модернизации России относятся: создание в специального суверенного фонда; развитие российского финансового сектора, в котором не будут введены специальные налоги; создание новых, крупных рынков с едиными правилами регулирования; формирование новых возможностей для инновационного предпринимательства и венчурных инвестиций; программа повышения энергоэффективности; использование механизмов трансферта технологий; программа распространения широкополосного Интернета по всей России; образование и инфраструктурные проекты.
Список литературы
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать курсовые работы, то на странице «что такое курсовая работа и как её сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы курсовых работ возможно они вам могут быть полезны:
Оформление курсовых работ для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Модернизация экономики России: реальные проектировки или умозрительное словоблудие?
Сегодня призывы к модернизации отечественной экономики уже начинают превращаться в навязчивую популистскую идею. Данный факт подрывает доверие к ней. Что необходимо, чтобы модернизация действительно состоялась? Что для этого необходимо сделать на стадии проектирования?
1. Что подлежит модернизации и в каком направлении? Последние 20 лет российская экономика функционировала за счёт прежних достижений, созданных в эпоху СССР. Это относится, прежде всего, к индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сфере, инфраструктуре, ядерному потенциалу страны, разведанным запасам нефти, газа и организации их добычи. Однако проедание активов и поддержка экстенсивного экономического роста не может продолжаться сколь угодно долго, поскольку активы изнашиваются, морально устаревают. В связи с этим возникает центральный вопрос: как развиваться российскому обществу, экономике дальше?
Как провозгласил Президент РФ в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 года, стратегической целью развития общества должно стать создание «умной» экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоёв населения страны. Однако эту цель можно достичь посредством только лишь системной модернизации экономики. При этом системная модернизация должна сводиться к тому, чтобы Россия свернула с сырьевого пути развития. Что это означает, каким образом можно достичь данной цели, учитывая современное состояние производственно-технологических систем экономики, трудового потенциала и инерцию кризисных явлений?
Как видно из табл.1, структура промышленного производства в России в период 1990-2008 гг. изменялась в сторону повышения доли энерго-сырьевых секторов хозяйства, при сокращении перерабатывающих отраслей, в частности, машиностроения и металлобработки в 2 раза, лёгкой промышленности – более чем в 12 раз по доле в структуре промышленного производства и т.д. Производство промышленной продукции и продукции сельского хозяйства в 2008 году относительно 1990 года составило соответственно 82,1 и 86,7%.
Кризис осени 2008 г. и 2009 г., который привёл к сокращению объёмов производства и росту безработицы, ещё больше отдалил российскую экономику от значений названных показателей 1990 года. Инвестиции в основной капитал на начало 2008 года составляли всего 65% от уровня 1990 года, а реальные располагаемые доходы населения – 82,9% (см. табл.2). В табл.3 приведена динамика товарной структуры экспорта и импорта России за обозначенный период. Вывод неутешительный: сырьевой экспорт возрос за 18 лет почти в 2 раза, и почти в 3 раза снизился экспорт машин и оборудования; импорт сырья снизился, а машин и оборудования возрос до 55%. Иными словами, сложилась, так называемая, «сырьевая» структура российской экономики. Под этим следует понимать, что существенный вклад в производство валового продукта (национального дохода) до 65% даёт сырьевой комплекс страны, он же обеспечивает подавляющую часть расходов федерального бюджета и положительный торговый баланс, обеспечивая до 70% экспорта страны. При этом эффективность добычи сырья не являлась высокой, капиталоёмкость производства снижалась за прошедшие годы. В связи с этим, можно говорить даже о зыбком фундаменте сырьевой экономики. Но в чём тогда должна состоять задача модернизации?
Таблица 1. Структура промышленного производства России (в % к итогу).
Объем промышленного производства, всего
Химическая и нефтехимическая промышленность
Машиностроение и металлообработка
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
Промышленность строительных материалов
Таблица 2. Динамика продукции, инвестиций в основной капитал и доходов населения России (в % к 1990 г.).
Производство промышленной продукции
Производство продукции сельского хозяйства
Инвестиции в основной капитал
Реальные доходы населения
Таблица 3. Товарная структура экспорта и импорта РФ (в % к итогу).
Машины, оборудование и транспортные средства
Металлы, драгоценные камни и изделия из них
Если речь идёт о развитии производств, обеспечивающих продукты на внутренний и внешний рынки с высокой добавленной стоимости, причём производств, создающих эти продукты на базе современных технологий, то необходимо понимать, что решение такой задачи в сложившихся социально-экономических условиях потребует не только и не столько инноваций, сколько воссоздания отдельных видов производств и секторов хозяйства. Например, нанотехнологии, современную фотоэлектронику и реэнергетику невозможно развивать без должным образом развитой микроэлектроники и специального технологического оборудования (электронного машиностроения, вакуумного приборостроения), элементной базы и т.д. Поскольку электронная промышленность за период 1990-2008 гг. практически деградировала, то у этого инновационного направления, а именно, «нанотехнологического», подорвана база для развития. В частности, потребуются заводы по производству чистого кремния определённо перспективной мощности, которые нужно строить. А это и есть создание отдельных секторов и видов деятельности почти с нуля, либо восстановление отдельных производств, которые возможно восстановить.
За счёт каких ресурсов создавать эти виды производства? Либо отвлекать эти ресурсы от сырьевого комплекса и направлять на решение указанных задач? Но тогда потребуется компенсация потерь в виде дохода, приносимого вновь создаваемой продуктовой массой, часть которого потребуется тратить на замещение выходящих их строя фондов в сырьевых секторах. Либо потребуется нарастить добычу в сырьевых секторах с тем, чтобы дополнительный доход пустить посредством некоего механизма трансформации (через банковскую систему) на развитие инновационных производств.
Однако насколько возможно это осуществить при значительном износе фондов в сырьевых секторах? Эти два варианта стратегически являются как будто основными, но и довольно-таки трудными с точки зрения практической реализации в силу названных системных ограничений. К тому же состояние отечественных производственно-технических систем таково, что речь необходимо вести о возрождении классических консервативных цепочек производства с должным качеством, а не об инновациях. Поскольку в противном случае у инноваций просто будет отсутствовать необходимая база и широкого распространения эти инновации (продуктовые, технологические, организационные) получить не смогут. Вместе с тем, мне хотелось бы выделить третий стратегически важный вариант, при котором финансовую систему можно замкнуть на восстановление нужных производств и инновации. Эффект такого варианта может быть усилен первой стратегической линией, то есть отвлечением имеющегося ресурса от сырьевых секторов с направлением его на задачи развёртывания инновационных производств.
Модернизация экономики и общества – это вне всяких сомнений системная модернизация. Ставя задачу именно так, безусловно, признаётся де-факто низкая системная эффективность российской общественной системы (если изменений требуют практически все общественные подсистемы одновременно, то в наличии системный кризис общества) и низкий уровень жизни населения, дисфункция системы управления. Однако внесистемная постановка и отсутствие уточнения содержания такой модернизации, как и отсутствие её плана, подрывают возможность достижения необходимых результатов, да и собственно подрывают правильность понимания содержания модернизации. Например, должна ли модернизация вернуть базовые макроэкономические параметры, приведенные в табл.1-3, к уровню 1990 года и к какому сроку? Какой период должна охватывать модернизация и какую структуру экономики и общества обеспечить?
В зависимости от ответа на эти вопросы, подлежат определению периоды или этапы модернизации, основные пропорции социально-экономической системы, которые желательны с точки зрения эффективности и долгосрочных перспектив развития государства. Все иные инструменты и мероприятия должны иметь подчиненное таким установкам и пропорциям значение. Допустим, удельный вес инноваций в общем объёме производимого дохода невысок, скажем 0,5% или 3%, а в другой социально-экономической системе, скажем, 10%. Но если при этом эти 0,5 или 3% инноваций высоко эффективны, а те 10% значительно уступают по показателю эффективности? Иными словами, на 10% требуется многократно больший ресурс, нежели на 3%, скажем в 10 раз больший, тогда речь идёт о том, что в первом случае имеются интенсивные инновации, причём их объём в экономике не так велик, а во втором, экстенсивные инновации, при большем объёме в экономике. Нужно ли осуществлять структурную модернизацию, чтобы, в частности, обеспечить количественно долю инноваций в 10%? А если прибыль от этих 10%, которые ещё и экстенсивные, вывозится, условно говоря, в «куршавель»? В чём смысл и социальное назначение таких инноваций?
Вне всяких сомнений, общественные институты, технологии, уровень развития науки, техники, инженерных школ, условия создания отечественных продуктов, исходный уровень социального неравенства и даже распределение собственности влияют на инновации. В частности, высокие налоги могут в одной системе быть своеобразным стимуляторов инновационного развития, а в другой – тормозить инновации. Кривая, отражающая связь налогов и инноваций, будет определяться в целом общественным устройством, включая традиции. Ибо, если общество привыкло к тому, что государство посредством высоких налогов аккумулирует финансовые ресурсы с тем, чтобы направить их по мультиплицирующим цепочкам, стимулируя возникновение инновационных производств, как в скандинавской модели, то кривая в координатах «уровень инноваций – налоги», где по ординате отложен уровень инноваций, а по абсциссе – налоги, будет иметь положительный наклон и напоминать кривую предложения. В противном случае наклон такой кривой будет отрицательным и напоминать кривую спроса. Вид этой кривой и чувствительность влияния налоговой системы на инновации и производство потребуют уточняющих исследований и учёта многих факторов состояния общественной системы.
Во-первых, развитие общества – это довольно общее, широкое понятие, включающее не только экономику, социальные аспекты, функционирование экологических систем, но и общественные институты, технологию, знания, правовые ограничения, политическую систему и т.д. Значительную роль в обеспечении общественного развития играет наука и техника – научно-технический прогресс. Именно эти два фактора определяют инновационный уровень экономики, а также возможности снижения либо исключения загрязнений (безотходная технология является своеобразной вершиной в решении таких задач). Безусловно, развитие науки, техники, производства, а также современных информационных технологий происходит на той или иной ресурсной базе, то есть исходный уровень национального богатства обеспечивает условия общественного развития и во многом предопределяет его эффективность, которая в значительной степени детерминирована состоянием социально-экономических и политико-правовых институтов (трансакционные издержки). Представления о развитии современного общества должны не замыкаться на трёх составляющих – экономической, социальной и экологической, взаимосвязи между которыми исследуются не одним поколением экономистов, экологов, социологов, специалистами по теории систем. В рамках стереотипных представлений теории экономической политики указанные качественные цели действительно не часто фигурируют в соответствующих макроэкономических моделях, особенно неоклассического и кейнсианского типа. Однако это не означает, что данные цели не фигурируют в качестве правительственных целей в современном обществе, что они не учитываются в моделях системной динамики социально-экономических систем. Какими должны быть структурные пропорции функционирования общественной системы, какой должна быть дифференциация населения по доходу, уровню социального благополучия, знаний и квалификации внутри каждой страны, между её регионами, а также между группами стран?
Во-вторых, если пытаться дать определение общественного прогресса, то, видимо, стоит исходить из того, что существо общественного прогресса, следовательно, и общественного развития, состоит в таком замещении поколений людей, когда последующее приходящее поколение по отношению к предыдущему обладает большими знаниями, умственными возможностями, умениями по дальнейшему наращению и использованию знаний, является более производительным, располагающим более широкими функциями и материальным достатком при сохранении (как минимум) либо приумножении элементов национального богатства. Иными словами, доктрину экономического роста можно сразу представить как рост, происходящий не за счёт сокращения национального богатства, а на основе его сохранения или приумножения.
Известны в науке доктрины «роста без развития» или «обедняющего роста». Кстати, в теории «разрывов» экологическую компоненту можно учесть в виде экстернального эффекта, соответствующей прибавки в ВВП и предложить совершенно иную систему расчёта ВВП с учётом такого рода эффектов. Причём данный концептуальный подход даже не рассматривается при планировании целей экономического развития современными правительствами. При постановке задачи системной модернизации не только аспект времени, этапов, содержания каждого этапа и согласованного взаимосвязанного изменения, учитывающего взаимодействие секторов хозяйства и различных сфер жизни, должен учитываться, но и аспект необходимых пропорций, их проектирования и подбора методов и инструментов, которые были бы способны повлиять на изменение соотношений и качественное состояние общественной системы в целом. Модернизация должна накладывать особое требование на систему управления страной с целью обеспечения должной эффективности, преодоления дисфункциональных состояний в управлении и в обществе.
В-третьих, многомерность общественного развития, по всей видимости, требует такого же подхода и к оценке эффективности. Открытым остаётся вопрос относительно того, необходим ли агрегированный подход, то есть некий единственный показатель – индекс эффективности (в частности, индекс гармоничного развития и индекс эффективности), либо эффективность более целесообразно измерять набором показателей, охватывающих различные направления общественного развития. Таким образом, может существовать и существует научный подход измерения разных видов эффективности различных секторов хозяйственной системы, сфер деятельности человеческого общества, включая экологию, затраты, риски, ущерб, корректирующую оценку ВВП и т.д. и т.п. Между различными видами эффективности можно устанавливать корреляционные связи, исследовать вопросы взаимного влияния, структурной, системной эффективности, эффективного использования элементов национального богатства, управленческой, организационной, адаптивной эффективности (институциональной) и других видов.
Существует разветвлённая система индикаторов оценки уровня социально-экономического развития общества, в частности, экономики знаний, разработанная Организацией экономического сотрудничества и развития и Всемирным банком. Последняя включает 200 индикаторов по четырём направлениям: информационное общество, глобализация экономики, производительность и финансовая структура. Всемирный банк также применяет методику, включающую 81 показатель и охватывающую 132 страны, причём показатели включают экономику, институциональный режим, власть, инновационную систему, образование, гендерные показатели и информационно-коммуникационные технологии. И уже на основе этих параметров разрабатываются индексы, а именно: индекс экономики знаний и индекс знаний. По индексу знаний Россия находится примерно рядом со Словакией, Грецией, Португалией, занимая 43 место, а по индексу экономики знаний – рядом с Уругваем и Кувейтом (индекс измеряется от 0 до 10, для России индекс экономики знаний в 2005 году был 5,98, а индекс знаний – 7,07, у Дании – 9, 23 и 9, 49 соответственно).
Относительно оценки эффективности общественного развития вряд ли уместно сводить её к одному показателю, например, к условным результатам развития в числителе, а в знаменателе – затратам на это развитие («финансовый расчёт» эффективности!), либо к темпу роста в краткосрочной перспективе или темпу роста долгосрочного ВВП. Учитывая многовекторность общественного развития, оценку его эффективности необходимо осуществлять по каждому вектор-направлению. Если обратиться к современной трактовке закона Вагнера о росте государственных расходов, то, можно сказать, что экономическая эффективность потребует меньших государственных расходов, чем общественная эффективность, поскольку экономическое развитие составляет лишь элемент общественного развития, что необходимо учитывать и при оценке эффективности. Однако добавка по госрасходам тратится тогда на социальную, экологическую, институциональную, технологическую (информационную) эффективность. Причём каждая из видов эффективности может быть связана с тем, каково качество и структура конкретных подсистем экономики, которые потребляют эти расходы. Именно это определяет и эффективность самих расходов, и конечную экономическую эффективность и эффективность общественного развития. Если дальнейшее наращивание государственных расходов будет приводить экономическую эффективность к снижению, а общественная эффективность при этом будет возрастать, например, с убывающим итогом, то за счёт чего может происходить рост эффективности общественного развития в принципе? За счёт социальной и экологической составляющих? Тогда этот прирост должен быть выше сокращения эффективности экономической. Совершенно не ясно, удастся ли сохранить и нарастить социальную и экологическую эффективность при снижении экономической эффективности. Кроме того, необходимо учитывать изменения в эффективности институтов, технологии, инфраструктуре, если угодно «правовую» эффективность хозяйственной системы, степень управленческой дисфункциональности системы и т.д.
2. Поведение государства и общественное развитие. Увеличение государственных расходов и расширение степени монетизации не означают эффективности того и другого мероприятия, хотя без изменений в данных инструментах бюджетной и денежно-кредитной политики вряд ли удастся обойтись. Собственно, эффективность инструментов макроэкономической политики требует учёта реализации принципа Тинбергена-Тейла «цели-инструменты». Если число инструментов явно ниже числа целей, то это означает либо нарушение принципа Тинбергена-Тейла, либо возможность достижения большего числа целей меньшим набором инструментов. Например, если рост государственных расходов вызывает эффект монетизации экономики, учитывающийся на уровне соответствующих макроэкономических моделей, то еще не факт, что цели могут быть не достигнуты, как и при выполнении принципа можно целей не достигнуть, если содержательно инструменты не предназначены для достижения данных целей. Иными словами, речь необходимо вести о качественном наполнении мероприятий правительственной политики, причём главным условием эффективности общественного развития выступает структурная макроэкономическая политика и её планирование.
Применительно к решению задач модернизации общественной системы, которые несравнимо шире, нежели аспекты экономической модернизации, учитывающие социальную и экологическую компоненты развития, сформулируем четыре принципа И.И.Янжула, которые, на мой взгляд, демонстрируют комплексность и сложность, а также долгосрочный характер задач, стоящих перед российским обществом:
1. В интересах чисто материального благосостояния народов необходимо максимально широкое развитие нравственности и особенно честности во всеобъемлющем значении этого слова.
2. Народ, который честен, силён не только нравственно, но и экономически, основанием нравственного инстинкта у человека является симпатия и сочувствие.
3. Лишь единовременное развитие образования и улучшение нравственности и честности может значительно поднять всю настоящую культуру.
4. Ни одна из добродетелей, создающих наибольшие богатства в стране, не имеет такого значения, как честность (исполнение обещания, уважение к чужой собственности, чужим правам, существующим законам и нравственным правилам). Сколько бы школ в России ни настроили, но пока у нас не поднимется значение честности, нельзя ожидать успешного хода общего благосостояния.
Очень важной проблемой модернизации общества является исходное качественное состояние системы, ее способность менять собственные пропорции и готовность агентов к таким изменениям. Достаточно ли ресурсов, энергии и способностей людей осуществлять масштабные изменения, желают ли они качественных изменений по существу? Это тема для большого отдельного разговора. Но уже сейчас можно заметить, что низкое нравственное содержание человеческого капитала становится тормозом развития, главным препятствием реализации различных правительственных программ и развития инновационной экономики.
Существует точка зрения, согласно которой только высокая нравственность может обеспечить необходимое социально-экономическое развитие с точки зрения достижения социальных стандартов. К сожалению, низменные качества, проявление оппортунизма также способны создать ощущение полного благополучия и благоденствия.
Представьте агента Х, который обещает что-либо агенту Y, например, отвечает на его чувства и говорит, что станет ему супругом(ой), желает завести ребёнка, создать семью. Теперь представим, что агент X одновременно поддерживает отношения с бывшим мужем (женой), агентом Z, с которым его связывают прошлые отношения, например, имеется общий ребёнок. Причём агент Z совершил предательские действия в отношении агента X. Однако по прошествии времени Z начинает зондировать агента X на предмет возможного контакта при том, что агент X все свои действия подчиняет возможности такого контакта, включая использование агента Y, который благодаря своим чувствам полностью становится игрушкой такого варианта игры. Тем самым агент Y в итоге испытывает на себе предательство агента X, желающего восстановить контакты с агентом Z. Но здесь возникает самый важный вопрос: почему и ради чего агент X совершает подобные действия и намеренно (осознанно или неосознанно) вводит в заблуждение агента Y, прикрывая свою явную нечестность и непорядочность наличием общего ребёнка, как и оправдывая все свои текущие и последующие действия. Ценой жестокой фрустрации агента Y, агент X достигает своей цели, и свои цели достигнет агент Z, который ранее совершил предательство агента X, но который «прощён» благодаря наличию общей связи (допустим, что ребёнок уже достиг совершеннолетия). В любом случае, янжуловские принципы со всей очевидностью нарушены, а именно произошёл отказ отданного слова и обязательств (факт обмана), нарушены нравственные правила и права агента Y. Иными словами, агенту Y нанесен морально-психологический урон, который даже трудно оценить материально. Этот урон может быть столь значителен, что может сказаться вообще на траектории жизни этого агента, как и на её продолжительности. Однако никаких последствий от таких действий для агента X и тем более агента Z не будет. В таком случае общество должно обладать развитыми институтами «социального порицания» и действия агента X должны получить соответствующую оценку как не согласующиеся с представлениями о честности и нравственности. Представим, если такие модели поведения пронизывают всю хозяйственную и бытовую ткань общества, а именно это наблюдается в России сегодня. Тогда о каком качественном содержании развития можно говорить?
Обобщая, необходимо отметить, что в России существует яркая проблема правильной постановки задачи модернизации. Причём аспект культуры и нравственности здесь не стоит сбрасывать со счетов. Актуальными становятся следующие вопросы:
1. Возможна ли модернизация за счёт сырьевого комплекса страны, если учесть, что эффективность нефтегазовой отрасли постоянно снижается, а инфляция издержек становится всё более регламентирующей функционирование этой отрасли, в том числе по причине технологической отсталости и отсутствия необходимого капитала?
2. Насколько возможно модернизировать экономику, сохраняя задачу удвоения ВВП, и какой должны быть глубина модернизации? Кроме того, насколько адекватно провозглашение задач модернизации в условиях недостатка ликвидности и финансово-экономического кризиса, является ли модернизация этапным планированием преодоления кризиса и инерционных посткризисных явлений, а затем уже изменением хозяйственных пропорций и каков её алгоритм?
4. Почему модернизацию экономики не рассматривать как структурную задачу формирования соответствующих хозяйственных пропорций? Ведь это требуется для рассмотрения проектировочной задачи, использования методов планирования и подбора необходимого инструментария, воздействующего на компоненты этой и предполагаемой (желательной) структуры.
Только продвинувшись в части ответов на поставленные вопросы и поняв причины кризиса внутри самой экономической науки, можно подойти к созданию новой модели современного общественного развития, модифицируя неэффективную и изжившую себя капиталистическую форму общественного воспроизводства и социо-культурного развития. Мне представляется важным отметить, что подлинное существо модернизации состоит в решении структурной задачи, обозначенной мной в 3-ем пункте – по компонентам национального богатства, структуре секторов и «структурной вилке» национальной экономики. Именно так должна быть поставлена задача, а её решение должно предлагаться на основе методов планирования, проектирования пропорций, национализации части производств и ресурсной базы и развития эффективного и масштабного для России государственного сектора, иначе деградация нашей страны, которая наблюдается сегодня, будет только усилена и необратима.