Для чего нужна морфемика

Сочинение рассуждение на тему: зачем нужна морфема?

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Вопрос:

помогите написать сочинение рассуждение на тему морфема значимая часть слова

Ответы:

В начальной школе все мы изучали русский язык. Что такое морфема — вот один из вопросов, которые рассматривает языкознание. Термин «морфема» ввел в науку русско-польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Слово морфема образовано от греческого «morphe» — «форма». Что такое морфема? Морфема — это мельчайшая несамостоятельная единица языка.Морфема выполняет две основные функции: она служит для образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА, на столЕ) Морфемы могут быть обязательными (корни) и необязательными (аффиксы). Корень — это значимая часть слова.Без корня, за редким исключением, не существует и самого слова. Слово может состоять только из корня, или из корня и аффиксов. Например, слово НОС состоит из корня, слово НОС-ИК состоит из корня и суффикса.Аффикс — это вспомогательная часть слова. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать новое слово (по крайней мере, в русском языке), они присоединяются к корню. Вместе с корнями они образуют новые слова или формы слов. Аффиксы могут уточнять или дополнять смысл корня, например, козлЕНОК — суффикс ЕНОК указывает на то, что это не козел, а его детеныш. Аффиксы делятся по их положению относительно корня слова.апример, они могут располагаться перед корнем — префиксы. В русском языке префиксы еще называются приставками: ПРИехал, НАкрыть, ПЕРЕкусить и т. д. Морфемы, стоящие после корня слова, называются постфиксами или суффиксами. Они выполняют различные функции в языке. Например, слова, образованные с помощью суффиксов: стульЧИК, каменьЩИК, весеННий и т. д. Существуют также флексии или окончания, в русском языке они являются постфиксами.Окончания являются словоизменяющими постфиксами и указывают на связь слова с другими членами предложения. Например, тебЕ, тебЯ, с тобОЙ и т. д. Флексии меняются в словосочетании, обеспечивая согласование всех членов предложения: на широкОЙ дорогЕ, на широкУЮ дорогУ, широкАЯ дорогА, широкИЕ дорогИ. Итак, как мы видим, морфема — это очень важная составляющая языка. Не только филологи и лингвисты, но и каждый, кто действительно любит родной язык, должен иметь представление о том, что такое морфема.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие — для образования форм слова.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы. Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.

Нулевое окончание — это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание —а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, —у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова. В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм. Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

У большинства глаголов — два разных вида основы: одна — основа настоящего / простого будущего, и другая — основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj и чита, рисуj и рисова, бег и бежа, говор и говори.

Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а).

Есть глаголы, у которых все три основы различны: тереть, тер-л-а, тр-ут; мокну-ть, мок-л-а, мокн-ут.

Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес-ти, нес-л-а, нес-ут; вез-ти, вез-л-а, вез-ут.

Разные глагольные формы образуются от разных основ.

От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

Основа

Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.

Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

У неизменяемых слов всё слово составляет основу, например: если, пальто, вчера. У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы, например: окн-о, лежа-ть, смел-ее, прочита-л-а, сдела-нн-ый.

Сочинение рассуждение на тему: зачем нужна морфема?

В начальной школе все мы изучали русский язык. Что такое морфема — вот один из вопросов, которые рассматривает языкознание. Термин «морфема» ввел в науку русско-польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Слово морфема образовано от греческого «morphe» — «форма». Что такое морфема? Морфема — это мельчайшая несамостоятельная единица языка.

Морфема выполняет две основные функции: она служит для образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА, на столЕ) Морфемы могут быть обязательными (корни) и необязательными (аффиксы). Корень — это значимая часть слова.

Без корня, за редким исключением, не существует и самого слова. Слово может состоять только из корня, или из корня и аффиксов. Например, слово НОС состоит из корня, слово НОС-ИК состоит из корня и суффикса.

Аффикс — это вспомогательная часть слова. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать новое слово (по крайней мере, в русском языке), они присоединяются к корню. Вместе с корнями они образуют новые слова или формы слов. Аффиксы могут уточнять или дополнять смысл корня, например, козлЕНОК — суффикс ЕНОК указывает на то, что это не козел, а его детеныш. Аффиксы делятся по их положению относительно корня слова.

Например, они могут располагаться перед корнем — префиксы. В русском языке префиксы еще называются приставками: ПРИехал, НАкрыть, ПЕРЕкусить и т. д. Морфемы, стоящие после корня слова, называются постфиксами или суффиксами. Они выполняют различные функции в языке. Например, слова, образованные с помощью суффиксов: стульЧИК, каменьЩИК, весеННий и т. д. Существуют также флексии или окончания, в русском языке они являются постфиксами.

Окончания являются словоизменяющими постфиксами и указывают на связь слова с другими членами предложения. Например, тебЕ, тебЯ, с тобОЙ и т. д. Флексии меняются в словосочетании, обеспечивая согласование всех членов предложения: на широкОЙ дорогЕ, на широкУЮ дорогУ, широкАЯ дорогА, широкИЕ дорогИ. Итак, как мы видим, морфема — это очень важная составляющая языка. Не только филологи и лингвисты, но и каждый, кто действительно любит родной язык, должен иметь представление о том, что такое морфема.

Доклад на тему: «Морфемика»

– раздел языкознания, в котором изучаются морфемы (значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание, соединительные гласные – интерфикс, постфикс). Основа не считается морфемой, это все слово без окончания.

– это морфема, которая содержит в себе лексическое значение всех родственных слов. Чтобы выделить корень в слове следует подобрать как можно больше родственных слов. Подбирая родственные слова, следует учитывать возможность чередования звуков в корнях.

– значимая часть слова, стоящая перед корнем (или перед дугой приставкой) и служащая для образования новых слов.

– значимая часть слова, которая стоит после корня (или после другого суффикса).

– это изменяемая значимая часть слова, служащая для образования форм одно и того же слова.

Продолжая воспитывать языковое чутье, учитель активно формирует выше названные лингвистические понятия при помощи таких мыслительных операций, как:

Анализ слова, выделение его структурных элементов (морфем), значение которых расширяет возможности понимания речевых высказываний.

Синтез частей слова, морфем по определенным законам словообразования.

Словообразование рассматривается в связи с изучением частей речи. Кроме выше названных понятий в программу средней школы введены новые понятия по этому разделу: словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.

Методическая система изучения данного раздела:

Цели изучения морфемики и словообразования.

а) дать представление

о морфеме, как об основной единице раздела, о словообразовательной системе русского языка (составе слова, словообразовательных моделях, способах словообразования)

основные словообразовательные
понятия
, умение выделять морфем в слове, умение определять их значение, умение различать основу и окончание, умение пользоваться словообразовательными и этимологически словарям.

в) выработать навык

: использовать знания о составе слова и его словообразования в речевой практике, расширять индивидуальный словарь морфем.

основа и окончание;

корень, суффикс, приставка;

различать назначения основы слова, не путая ее с отдельными морфемами;

различать значения суффиксов в именах существительных (увеличительное, пренебрежительное, уменьшительно-ласкательное);

различать значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное, неполноты качества (красноватый));

различать значение приставок в глаголах

способы образования новых слов (приставочный, суф-фиксальный, безаффиксный, приставочно-суффиксаль-ный, сложение основ)

определять от какой основы и с по-мощью чего образованы данные слова;

употреблять в устной и письменной речи слова с определенными типами морфем, учитывая их смысловые особенности

формообразующие пристав-ки и суффиксы;

неморфологические спосо-бы образования новых слов.

определять, от какой основы и с помощью каких формообразующих аффиксов образуются данные части речи.

употреблять в устной и письменной речи слова с определенными типами морфем, учитывая их смысловые и стилистические особенности

а) Структурно-семантический
принцип
– диктует необходимость в процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования.

способ связан с соотношением лексического и грамматического значений словообразовательной модели;

в) деятельностный принцип

– проявляется в осуществлении на уроке активности самостоятельности учащихся при разборе слов с точки зрения морфемного и словообразовательного подходов.

г) коммуникативный принцип

– указывает на то, что на уроках следует использовать диалоговые формы организации урока.

Примечание. Не следует путать морфемный и словообразовательный анализы слов с этимологическим. В некоторых случаях на уроках прибегают к историческим комментариям (этимологии), если в этом есть необходимость для объяснения правописания, например, словарных слов. В этом проявляется исторический принцип изучения словообразования.

Методы и приемы работы:

а) Наблюдение над фактами языка:

определение значений каждой морфемы в однокоренных словах для уточнения их значения.

определение значения каждой морфемы в слове для уточнения значения конкретной лексемы (слова).

определения значения каждой морфемы для понимания роли аффикса в однотипных словообразовательных моделях.

б) для понимания роли аффиксов в однокоренных словах. Например, паронимы болотистый, болотный.

сравнение слов и наблюдение над многозначностью морфем. Например. Перелеты (пере – повторяемость), перелесок. (пере – пространство между чем-нибудь), передозировка. (пере – чрезмерность);

в) над омонимией морфем. Например: Пошире, погромче, почитать – значение смягчения меры признака. Побежать, полететь – начало действия;

г) над словообразовательной синонимией. Например: Вымазать, обмазать, измазать, перемазать;

д) словообразовательно антонимией.

распределение слов: по словообразовательным гнездам; по словообразовательным моделям;

сопоставление лексем одной словообразовательной модели. Например: Елка-подснежница в доме растаяла, плечи расправила, ветки расставила.

Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, лишь при соблюдении ряда психолого-педагогических условий, важнейшими из которых являются: формирование положительных мотивов учения, формирования системы знания на основе самоуправления процессом учения, включение каждого школьника в процесс активного учения.

§1. Морфема

Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

Для чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемика

Морфемика как раздел языкознания

Раздел языкознания морфемика — это и совокупность, система морфем, и наука о них. Наиболее тесно она связана со словообразованием, т.к. именно по наличию тех или иных морфем становится понятным способ, при помощи которого было образовано слово. К тому же, с учётом некоторых факторов, морфема помогает определить словообразовательное значение слова и, как следствие — словообразовательные типы слов.

Если принимать термин морфема как родовой, то есть и видовые термины, или виды морфем (префикс, суффикс, корень и т.д.).

Специалисты по морфемике занимаются:

Морфемы могут быть корневыми и служебными. К служебным относятся все аффиксы, кроме окончаний.

Корень слова, его разновидности

Корневая морфема или корень слова — это основная его стержневая часть. Именно здесь содержится главная содержательная сторона слова. К примеру: корень слова «жёлтый» — жёлт, обозначает цвет. Поэтому в словах «желток, желтеть» человеком сразу прослеживается семантика цвета.

В русском языке нет слов без корня. К примеру, в слове «обуть» корень состоит всего из одной буквы: у.

При помощи корня образуется словообразовательное гнездо: во всех родственных словах корень повторяется. В слове его место не закреплено, он может быть в абсолютном начале или в середине, морфемика уделяет пристальное внимание этим частям слова.

Такие морфемы подразделяются на:

Аффиксы: определение, их типы. Флексии

Аффиксы выделяются на основе признаков по положению в слове. Учёными аффикс определяется как факультативная морфема, которая включается в себя:

Положение префикса в слове строго закреплено: он всегда предшествует корню, приставка присоединяется к целому слову. Следует отметить, что в слове может быть две-три приставки (приналечь, понавыкапывать).

Это вид морфем выполняет следующие функции:

В строгом смысле, флексия или окончание не относятся к служебным аффиксам, а как бы противопоставлено им. Они располагаются в конце или конечной части слова.

Важно отметить, что у несклоняемых слов и их форм (наречий, например) нет флексий. Окончания вводятся с целью выражения грамматического значения слов и свойств синтаксического порядка. Помимо прочего, с помощью флексий выражается отношение грамматического изменения слова к другим словам в предложении, другим языком — они помогают словам согласовываться, образуя смысловое единство.

Основа слова

Помимо морфемы в качестве отдельного элемента строения слова выделяются основа. Например, в слове стена основой является стен-, кино — кино, около — около.

Основа выражает главное значение слова и является его семантическим ядром. Она не изменяется и морфологически не оформлена. С точки зрения звукового состава основа может видоизменяться, как и другие значимые части слова. Иногда основы могут усекаться и наращиваться.

По количеству входящих в них элементов основы бывают одноморфемные (корневые), их называют непроизводными; а также многоморфемные основы (производные), иначе именуемые членимыми. Членимые основы содержат распространённый корень.

Интерфиксы, их трактование и роль в структуре слова

Соединительная гласная или интерфикс — такая морфема, которая не имеет самостоятельного значения и выполняет соединительную функцию. Располагается между основой и суффиксом. Неслучайно «интер» переводится как «между». Чаще всего интерфиксы употребляются в составе суффиксов производных слов: существительных и прилагательных. Реже в других частях речи, у глаголов, например, однако такое встречается нечасто.

Также интерфиксом называют соединительные гласные. Выделяются они только в составе сложных слов:

В слове может быть несколько соединительных гласных. Как, например, в слове вод-о-свет-о-лечение; гряз-е-вод-о-свет-о-лечение.

Некоторые учёные к списку соединительных гласных относят ещё и У в словах пол-у-тьма, пол-у-мгла; Я в слове сем-я-почка, сорок-а-летний. Однако такой подход не является официальным и не находит подтверждения в основных научных трудах и грамматиках.

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание – это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении. Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю, слушаешь, слушает, слушаем, слушаете, слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача, дачи, даче, дачу, дачей, о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении. Пример: стол – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Обсуждаем проблему толкования.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное — быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Источник

Цикл лекций по теме «Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

по теме 2.5. Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова

МДК 01.02. Русский язык с методикой преподавания

Для чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемика

Лекция 1 Морфемный состав слова в русском языке. Виды морфем. ………….…………. 4

Лекция 2 Место изучения морфемики и словообразования в курсе русского языка …….. 6 Лекция 3 Функции морфем. Методы и приемы работы над составом слова ……….……. 10

Лекция 4 Методическая система изучения морфемики. Морфемный анализ слова …….. 16

Лекция 5 Трудности изучения морфемного состава слов ……………….………………… 21

мотивации при изучении морфемики ……………………………. ……………………. 23

Список использованных источников ……………………………………….……………….. 27

Для чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемика

Лекции разработаны на основе рабочей программы профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования, учебников и учебно-методических пособий.

В разработке представлены лекции по теме 2.5. Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова.

Лекция 1 Морфемный состав слова в русском языке. Виды морфем.

Лекция 2 Место изучения морфемики и словообразования в курсе русского языка.

Лекция 3 Функции морфем. Методы и приемы работы над составом слова.

Лекция 4 Методическая система изучения морфемики. Морфемный анализ слова.

Лекция 5 Трудности изучения морфемного состава слов.

Данная разработка содержат теоретический материал, вопросы и задания для обеспечения осознанности усвоения материала, вопросы для самоконтроля после каждой лекции и список литературы, которым можно воспользоваться для уточнения и углубления знаний по теме.

Морфемный состав слова в русском языке. Виды морфем

Морфемика – раздел науки о языке, который изучает строение слова.

Звук – тоже минимальная часть слова. НО! Звук не имеет собственного значения.

Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание, интерфикс (соединительный гласный – пар о воз).

Корень – общая часть однокоренных, родственных слов, в которой заключено лексическое значение слова.

Определение из учебника нач. школы

Родственные слова – это слова, которые имеют одинаковую часть и близки по значению.

(лесник, сапожник, печник – имеют общую часть и близки по смыслу – называют людей по их профессиям? Что же получается: исходя из определения, данного в учебнике, – это однокоренные слова?)

В слове может быть один корень и 2 корня.

Слова, имеющие 2 корня, называются сложными (водопад).

Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Окончание выражает грамматическое значение слова (число, падеж, лицо, род).

Окончание изменяется при изменении формы слова.

Форма числа: лес – леса

Форма рода: синий – синяя, синее

Форма падежа: сосна – у сосны, к сосне, под сосной, сосну.

Форма лица: решаю – решаешь, решает

Что нужно сделать, чтобы выделить окончание? (Изменить слово)

Окончание может быть нулевым (невыраженным звуками). Как его обнаружить? (изменить форму слова)

Основа – часть слова без окончания.

Какие морфемы могут входить в состав основы? (приставка, корень, суффикс)

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и, как правило, служит для образования новых слов.

суффикс –ен- при образовании форм сущ-х, оканчивающихся на –мя (семя, знамя, пламя и т.д.) знамя – знамени и др.

Суффикс может следовать за другим суффиксом (рас-чет-лив-ость) и после окончания (постфикс – сме-ющ-ий-ся)

ТЬ – окончание или суффикс? Принято два варианта выделения данной морфемы.

Способы образования слов.

Приставочный (бабушка – прабабушка)

Суффиксальный (снег – снежок)

Приставочно-суффиксальный (хлеб – нахлебник)

Сложение (город-герой, стенгазета, вечнозеленый)

Вопросы для самоконтроля

Дайте определение следующих понятий: морфемика, словообразование, морфема

корень, однокоренные слова, окончание, основа, приставка, суффикс.

В чем отличие морфемы от звука?

Как по-другому называются однокоренные слова?

Как правильно объяснить учащимся смысл слов «близки по значению»?

Какие слова называются сложными?

Какое значение заключено в окончании?

Что нужно сделать, чтобы выделить окончание?

Какие части речи не имеют окончаний?

Какое окончание называется нулевым? Как его обнаружить?

Какие морфемы могут входить в состав основы?

Какие суффиксы являются формообразующими?

Какой морфемой является ТЬ?

Назовите способы словообразования, проиллюстрируйте каждый примерами.

Антонова, Е.С. Русский язык [Текст]: учебник для сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с.

Гольцова, Н.Г. Русский язык. 10-11 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 464 с.

Долбик, Е.Е. Русский язык [Электронный ресурс]: таблицы, схемы, упражнения. Для поступающих в вузы/ Е.Е. Долбик, В.Л. Леонович, В.А. Саникович — Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012. — 312 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24077.html.— ЭБС «IPRbooks»

Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

Место изучения морфемики и словообразования в курсе русского языка

Попробуйте ответить на вопросы:

Степень освоения до изучения темы

!- хотелось бы уточнить

Степень освоения после изучения темы

! хотелось бы уточнить

Зачем ребенку, изучающему русский язык, нужны знания о составе слова?

Почему именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?

Какие знания и умения необходимо сформировать у детей при изучении морфемики и словообразования?

Важен ли определенный порядок в изучении морфем?

Как правильно сформировать понятие о каждой из морфем?

Как правильно разбирать слово по составу? По какому алгоритму действовать?

Как не ошибиться в выделении каждой части слова?

Морфемный анализ и словообразовательный анализ – этот одно и то же?

С какими трудностями могут столкнуться дети при изучении морфемики и словообразования?

Для чего ребенку, изучающему русский язык, нужны знания о составе слова?

Какие у вас будут предположения?

Почему именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?

Учеными было установлено, что к школьному возрасту дети начинают на интуитивном уровне овладевать образованием новых слов, но делают это зачастую ошибочно : хочут, выстрельнул, собакина конура, втыкана веточка, спотыкнулся, заместо и т.д.

Сделайте вывод : почему же именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?

Для того чтобы у детей формировалась грамотная речь, же на начальном этапе обучения начинается изучение морфемики и словобразования.

Задачи изучения морфемики и словообразования в начальной школе

Проверим предположения. С помощью чего мы можем это сделать?

К какому документу нужно обратиться? Примерная ООП НОО

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Задачи изучения морфемики и словообразования

Сформировать представление о составе слова, о морфеме как единице языка (без введения понятия).

Познакомить с основными морфемами – корнем, приставкой, окончанием, суффиксом, основой; дать представление об их значениях.

Познакомить с понятием «родственные (однокоренные) слова». Научить различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова, однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Учить образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок.

Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

Понятия морфемики и словообразования: состав слова, основа слова, корень слова, приставка, суффикс, окончание, однокоренные слова, сложные слова, образование слова, гнездо родственных (однокоренных) слов.

В программу начальной школы входит знакомство с основными понятиями морфемики и морфемный анализ слов.

Цель морфемного анализа – определение того, из каких значимых частей состоит слово. Морфемный анализ – разбор слова по составу.

Чем отличается разбор по составу от словообразовательного анализа слова?

Цель словообразовательного анализа определение того, как образовано данное слово.

Такой анализ учащиеся начинают выполнять как специальное задание в сред­них классах. Однако практически младшие школьники устанавливают словообразовательные связи между словами.

К словообразовательному разбору учеников готовят упражнения, которые сопровождаются вопросом: «Почему так назвали?»

Например: (3 класс, 1 часть, В.П. Канакина)

Для чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемика

Этапы изучения морфемного состава слова

Изучение морфемного состава слова в младших классах проходит ряд этапов. Каждый из них имеет свое содержание и требует особой методики работы со словом.

Тема «Состав слова» имеет четкое построение, четкую структуру:

от понятия «родственные слова»

Для чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемика

к понятию «корень слова»

к понятию «окончание»

к понятиям «приставка» и «суффикс»

к понятию «основа слова»

В некоторых учебниках тема «Суффикс» дается после «Корня», до «Приставки».

В пользу первенства приставки приводится аргумент доступности: приставок мало – их легко запомнить, приставка легко выделяется, слова с двумя приставками встречаются не часто.

Аргументы в пользу первенства суффиксов: они семантически богаче приставок, ориентированы на части речи, разнообразнее и богаче выразительными возможностями – в общем, ценнее для словообразования.

Вопросы для самоконтроля

Для чего ребенку, изучающему русский язык, нужны знания о составе слова?

Почему именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?

Назовите задачи изучения морфемики и словообразования в начальной школе.

Перечислите понятия морфемики и словообразования.

Назовите цель морфемного анализа, цель словообразовательного анализа.

Как по-другому называется морфемный анализ?

На каком уровне младшие школьники усваивают словообразовательные связи между словами?

Назовите этапы изучения морфемного состава слова.

Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

Учебная программа по русскому языку УМК «Школа России».

Функции морфем. Методы и приемы работы над составом слова

Слова, имеющие общую мотивацию, составляют группы однокоренных слов.

Если же регулярно показывать, что родственные слова соотносятся с одним и тем же словом, у детей сформируется способ (действие), с помощью которого они будут устанавливать наличие или отсутствие родства слов, и в то же время наполнится конкретным содержанием выражение «сходны по смыслу».

Нахожу в словах одинаковую часть.

Проверяю, можно ли объяснить каждое слово с помощью одного и того же слова.

Если выполняются об условия, слова – родственные.

Задание. Сравните два фрагмента уроков, на которых ученики выполняли одно и то же задание: найти корень в словах желтеть, желтизна, желток, желторотый, желтуха, желтяк, желтить. В чем Вы видите различие способов объяснения? Какому из них отдаете предпочтение?

1-й учитель. Все слова, которые мы записали, имеют общую часть желт-, и все они сходны по смыслу. Значит, это однокоренные слова.

Материал, позволяющий учить детей устанавливать смысловые связи между словами, имеется в учебнике. Это упражнения, где сопоставляются слова, одно из которых простое, а другое производное, например: В.П. Канакина 2 класс 1 часть с.59

Для чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемика

Более того, есть задания, которые побуждают учащихся обращаться к мотивирующему слову: например: В.П. Канакина 2 класс, 1 часть, с.63

Для чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемика

Как научить выделять в слове корень? Необходимо подбирать однокоренные слова (несколько слов).

Но даже при подборе нескольких однокоренных слов возможны ошибки. Например, включение приставки в корень: записать, запись, записка.

Как действовать при подборе родственных слов?

Подбираем слова разных частей речи.

Пробуем отбросить, добавить или заменить приставку, суффикс.

Необходимо четко разграничивать:

Один и тот же корень и разные корни, которые совпали лишь по звуковому составу (омонимичные корни).

Однокоренные слова и слова-синонимы.

Смелость, храбрость, храбрец, храбрый.

При выделении корня важно также обращать внимание на чередование букв в корне. Если ученики составили группу однокоренных слов снег, снежок, снеговик, снежный, то учитель, уточняя ответы детей, должен сказать: «Эти слова имеют корень снег- (снеж-)».

Обойти явление чередования фонем в морфемах даже на начальном этапе изучения состава слова невозможно, так как ему подвержено подавляющее число слов в русском языке.

Первое грамматическое значение, с которого начинается знакомство школьников с окончанием как особой частью слова, это значение числа всех трех важнейших частей речи. Числовое значение из всех грамматических значений самое понятное для младших школьников. Значение числа выражает реальные различия предметов: один предмет или много предметов.

Во II классе школьники учат: «Окончание служит для связи слов в предложении».

Например, в словосочетании читает книгу слово, называющее действие, может изме­няться «как хочет»: читал книгу, читаю книгу, читаем книгу и т. п., а второе слово ему «подчиняется», выступая в форме определенного падежа: сказать «читает книгой» или «читаю книга» нельзя. И это можно показать детям.

Представление о роли окончания в речи можно сформировать на примере предложения, в словах которого неизвестны окончания.

Общий смысл понятен, но точно нельзя сказать, сколько кошек, сколько мышек и кто кого ловит. Окончание дает возможность установить связь между словами, уточнить мысль.

Формируется всеобщий способ нахождения в слове этой морфемы:

а) изменяется форма слова;

б) сравниваются исходная и полученная формы слова;

в) находится изменившаяся часть.

Например, окончание -ая говорит о том, что это прилагательное женского рода един­ственного числа именительного падежа.

Задание. Пользуясь приведенными выше рассуждениями о сущности окончания, составьте несколько заданий для учащихся; обдумайте и четко сформулируйте цель каждого задания.

Когда ученики начальных классов встретятся с нулевым окончанием у глаголов, как Вы будете работать с этой словоформой?

Приставки и суффиксы

Приставки и суффиксы главным образом выполняют словообразовательную функцию: с их помощью образуются новые слова. Однако в ряде случаев они выполняют роль средства выражения грамматических значений (например, суффикс -л- как показатель формы прошедшего времени глагола).

Как разобрать глагол с суффиксом –л-?

(-л- не входит в основу)

При таком механическом решении задачи мы упускаем из виду, что отрезок слова перед и после корня может состоять не из одного, а из нескольких аффиксов: при-у-красить, укрот-и-тель, уч-и-л и т. п. Если даже учитель будет избегать таких слов, они могут оказаться среди подобранных детьми однокоренных слов.

Кроме того сочетания букв корня могут напоминать детям приставки и суффиксы. (полоса – приставка по, а в слове нет приставки, замок – суффикс ок, а в слове нет суффикса).

Для выделения в слове приставки или суффикса нужно:

подбирать однокоренные слова с разными приставками и суффиксами и без них; (походка – заход, выход, ходит, ход, ходок);

проверять, один ли суффикс, одна ли приставка; (приукрасить, лесник – лес-ник, лес-н-ик)

доказывать существование такой приставки и суффикса подбором слов с аналогичными морфемами.

Необходимо четко разграничивать:

Одну и ту же приставку (суффикс) и разные приставки (суффиксы), которые совпали лишь по звуковому составу (омонимичные).

Морфемы, которые при разном звучании имеют одно значение (синонимичные).

Таким образом, говорить об одной и той же морфеме можно только при совпадении двух ее признаков (одинаковая часть и одинаковое или близкое значение).

сбежАть – движение предмета вниз; сбЕгать – пространственное передвижение предмета туда и обратно

Самая эффективная форма контроля по морфемике – практическое применение знаний и умений при выполнении упражнений.

Кроме того демонстрировать знания по морфемике дети будут при проверке написания корней, суффиксов, приставок, окончаний.

Критерии оценки усвоения раздела: умение разобрать слова по составу, давать определение корня, приставки, суффикса, окончания; использовать знания для орфографических целей; решать познавательные задачи по составу и образованию слов.

Наиболее высокие требования предъявляются к ориентированию в морфемном составе слов.

Вопросы для самоконтроля

Какой способ действия необходимо сформировать у учащихся при усвоении понятия «родственные слова»? Проиллюстрируйте его на примере.

Почему нельзя формально подходить к признаку родственных слов «близки по смыслу»?

Какой прием поможет детям осознать важность объяснения значения родственных слов с помощью одного – мотивирующего слова?

Как научить выделять в слове корень?

Что необходимо четко разграничивать при работе с родственными словами?

На что важно обращать внимание при выделении корня?

Какие функции окончания должны усвоить младшие школьники?

В чем заключается способ нахождения в слове окончания. Проиллюстрируйте его на примере.

Какую ошибку допускают учителя при изучении приставки?

Как должен действовать ребенок при выделении в слове приставки или суффикса?

Что необходимо четко разграничивать при работе с приставками и суффиксами?

Назовите самую эффективную форму контроля по морфемике.

Пользуясь методической литературой, указанной в списке, подберите упражнения, которые будут способствовать усвоению младшими школьниками морфемного состава слова.

Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

Жиренко, О.Е. Учим русский язык с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 класс [Текст] / О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина, Л.Н. Яровая. – М.: 5 за знания, 2007. – 240 с.

Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с.

Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.

Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка [Текст]: Методическое пособие для учителей начальных классов / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород, 2012. – 130 с.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

Методическая система изучения морфемики. Морфемный анализ слова

Рассмотрим основные методы обучения, которые используются при изучении морфемики в начальной школе.

Это наблюдение над фактами языка, морфемный анализ слова и конструирование.

Такие методы как словообразовательный и этимологический анализ используются на начальном этапе обучения только как приемы.

1. Метод наблюдения над фактами языка может быть представлен следующими приемами:

1). Определение значения каждой морфемы в слове.

2). Сравнение слов и наблюдение

над многозначностью морфем (суффикс –ант- симулянт (лицо по отношению к деятельности), лаборант (лицо по отношению к месту работы), конкурсант (лицо-участник совместной деятельности);

над омонимией морфем (по-: значение неполноты признака (погромче, пошире, помягче), значение начала действия (побежать, полететь);

над словообразовательной синонимией (вымазать – измазать – перемазать);

над словообразовательной антонимией (глаз – глазик – глазище).

3). Распределение слов по словообразовательным гнездам ( испортить, подсолнечный, польза, солнце, использование, использовать, порча, испорченность, подсолнечник, испорченный ) и по словообразовательным моделям

Для чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемика

Береза, поехать, снег, новый, побелка, ветерок.

4). Подбор однокоренных слов: сосна – сосновый, сосняк, сосенка.

Игра «Я из твоей семейки»

Детям раздаются разные слова. К доске выходит ученик со словом. Тот, у кого родственное слово к данному, должен встать и сказать: «Я из твоей семейки» и доказать. Так собирается вся семья родственных слов.

2Для чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемика. Метод конструирования может быть представлен следующими приемами:

Для чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемика

1). Составление слов по схемам

Для чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемика

3). Составление слов из морфем

На доске пишется корень, вокруг – различные морфемы (подходящие и неподходящие). Задача – составить как можно больше слов с данным корнем.

Ученики получают карточки с морфемами. Сначала к доске выходит ученик с карточкой корня, остальные сообщают, что могут присоединиться.

Игра «Найди свой домик»

Ученики получают карточки с морфемами.

4 ученика получают карточки с моделями (приставка, корень, суффикс, окончание). По сигналу учителя всем нужно собраться около своей модели.

Морфемный анализ слова

Как разобрать слово по составу?

Попробуйте составить памятку.

Давайте по вашей памятке разберем слово.

Найди в слове окончание:

а) измени форму слова;

б) сравни изменения слова;

Об­означь его рамочкой.

а) подбери однокоренные слова с разными суффиксами, приставками и без них;

Обозначь его дугой.

а) посмотри, есть ли часть слова перед корнем;

б) проверь, одна ли это приставка (попробуй убрать первую приставку, если думаешь, что их две);

г) подбери слова с такой же приставкой.

Обозначь приставку условным значком.

а) посмотри, есть ли часть слова между корнем и окончанием;

б) проверь, один ли это суффикс (попробуй образовать слово без второго, если думаешь, что их два).

в) подбери другие слова с таким же суффиксом (или суффиксами);

Обозначь суффикс условным значком.

Где в учебнике можно найти памятку разбора слова по составу?

Задание 17. Сопоставьте предложенный план с тем, который дан в учебнике. Считаете ли Вы необходимым на начальном этапе указывать в плане каждую операцию? Обоснуйте свое мнение.

Ищу корень. Слово вырубка можно объяснить словом рубить. Тем же словом объ­ясняются слова перерубить, срубить, рубленый, зарубка и т. д. Все эти слова по значению связаны со словом рубить, все имеют одинаковую часть -руб-. Это корень. Обозначаю дужкой.

Слово (на) вырубке состоит из четырех частей; окончания -е, корня -руб-, приставки вы- и суффикса -к-.

Если Ваш ученик ошибается, разбирая слово по составу, не торопитесь сами или с помощью учеников исправлять его ответ. Лучше попросите его: «Расскажи, как ты искал в этом слове корень (суффикс, окончание и т. п.)». Пусть ученик сам найдет верное решение.

При разборе слов по составу следует учитывать изменения, которые происходят в составе слов с течением времени, с развитием языка.

Современный анализ структуры слова направлен на выяснение связей между словами, существующих на данном этапе развития языка. Так, например, слово медведь в современном русском языке связано со словами медвежий, медвежонок, медвежатина, по-медвежьи и некоторыми другими. Если же подойти к тому же слову с позиций истории языка, то окажется, что слово медведь имеет связь со словом мед и со словом еда (см.: Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь. М., 1971. С. 260).

При разборе слов по составу учитель должен очень внимательно относиться к подбору слов для работы. Не следует брать сложные для морфемного анализа слова.

н., синий (корень +окончание) – лисий (корень + суффикс притяжат. прил. + нул. оконч.)

ВОДОПРОВОДЧИК – перед вторым корнем приставка

Умывать – корень МЫ …испыт ыва ть

слова с историческими чередованиями:

1) чередование гласных:

взя ть – возьм у … рон ять ( мя ть – мнет)

2) чередование согласных:

б – бл люб ить – любл ю

3) выпадение согласных звуков перед – ну: кид ать – ки нуть

Моделирование морфемной структуры слов

Часто моделирование сопровождается конструированием, т. е. подбором слов по составленной модели.

Для чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемика

Когда младшие школьники познакомятся с окончанием, важно научить детей не путать разные слова и изменения слова (словоформы). Их различие хорошо видно на моделях:

Для чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемика

Сопоставляя модели, учащиеся будут отвечать на вопросы:

На какой (каких) моделях показаны разные слова? (На всех.)

Где показаны родственные, но разные слова? (2 и 4.)

Где изображены разные слова с одной и той же приставкой? (1 и 4.)

Где разные слова с одинако­выми суффиксами? (3.)

Где разные неродственные слова? (1, 3, 5.)

Таким образом, модели позволят еще раз показать детям, что любое изменение в основе ведет к появлению нового слова.

Для чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемика

Вопросы для самоконтроля

Назовите методы обучения, которые используются при изучении морфемики в начальной школе.

Назовите приемы, которыми может быть представлен метод наблюдения над фактами языка. Проиллюстрируйте каждый прием.

Назовите приемы, которыми может быть представлен метод конструирования. Проиллюстрируйте каждый прием.

Представьте алгоритм морфемного анализа слова.

Как Вы будете действовать, если ученик допустит ошибку, разбирая слово по составу?

Что следует учитывать при разборе слова по составу?

Какие слова не следует отбирать для морфемного анализа?

Какие модели можно использовать при изучении морфемного состава слова?

Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с.

Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

Трудности изучения морфемного состава слов

Можете ли Вы привести примеры ошибок школьников в морфемном анализе слов и объяснить их причины?

1. Учет одного признака родственных слов.

Задание 3. К какой группе отнесете Вы учеников, которые считают родственными словами коза и капуста; крошка и крот; лес и роща; пугало и пуговица? Случалось ли Вам встречаться с подобными ошибками у Ваших учеников? Приведите примеры.

Прежде всего эти ошибки возникают тогда, когда форма и значение языковой едини­цы, формальный и семантический признаки морфемы рассматриваются в отрыве друг от друга: объясняют значение корня (суффикса, приставки, окончания) и не упоминают о его фонемном (звуковом) составе или обращают внимание на буквенный состав суффикса (кор­ня, окончания, приставки), а значение его не раскрывается и т. п.

2. Смешение родственных слов и словоформ.

Следствием неумелой организации работы является и такая распространенная ошибка, как смешение родственных слов и словоформ. Особенно это заметно на началь­ном этапе, когда младшие школьники еще не знают всех изменений основных частей речи. Поэтому при изучении родственных слов нужно проводить тщательную работу по разграничению понятий «родственные слова» и «формы слова».

3. Затруднения из-за плохой фонетической подготовки.

Большие затруднения испытывают учащиеся при разборе слов по составу, если у них плохая фонетическая подготовка, а также если они не понимают особенностей русской гра­фики. Так, если школьник не осознает, что в словах рука и земля одно и то же окончание [а], которое после твердого и мягкого согласного передается разными буквами, у него так и не возникнет представления о существительных одного склонения как о словах, имеющих один и тот же набор окончаний. И значит, он будет затрудняться при проверке безударных падеж­ных окончаний по ударным. Источником ошибок довольно часто служит «замаскированная» морфема. Мы имеем в виду в первую очередь своеобразие передачи на письме звука [й]. Ес­ли младший школьник не понимает, что буква ю в глаголе читаю обозначает не только окончание [у], но и звук [й], который не входит в окончание, то позже, в средних классах, ему уже не понять, как образуются глаголы повелительного наклонения и т. д. и т. п.

4. Ошибки, связанные с историческими изменениями в составе слова.

Разбор слов по составу представляет определенные трудности не только для детей, но и для учителей. На морфемном уровне активнее, чем на других языковых ярусах (например, в морфологии), происходят различные изменения: состав слова упрощается, усложняется и т. п. То, что считалось бесспорным вчера, сегодня подвергается коррекции. Так, например, учителя старшего поколения с трудом соглашаются признать, что в слове прекрасный всего две морфемы: корень и окончание (прекрасный), а слова плот и плотник относятся к разнокоренным и т. п. Без систематического обращения к справочной литературе в работе по со­ставу слова учителю не обойтись.

Вопросы для самоконтроля

Назовите возможные ошибки младших школьников при изучении морфемного состава слова.

Назовите причины этих ошибок.

Укажите пути предупреждения и коррекции ошибок, которые возможны у младших школьников при изучении морфемики.

Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с.

Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

Связь морфемики и орфографии. Приемы повышения познавательной мотивации при изучении морфемики

Большинство написаний в русском языке может быть установлено только после того, как выяснится, в какой части слова находится орфограмма.

Случалось ли Вам встречаться с тем, что ученик проверяет, например, безударный гласный в слове козочка словом коза и потому пишет «козачка»? Объясните происхождение подобных ошибок.

Можно выделить две причины, приводящие к ошибкам в ходе подбора проверочных слов.

Случается, ученик проверяет безударный гласный в суффиксе с помощью сильной по­зиции в окончании (например, «котек», потому что о коте)

2. Неумение подобрать морфему с тем же значением также приводит к ошибкам при проверке орфограмм.

На практике не всегда бывает просто решить, действительно ли в словах одинаковые морфемы, т.к. существует, например, явление омонимии не только корней, но также приставок и суффиксов

Дети учатся различать такие морфемы в процессе выполнения упражнений.

Запишите словосочетания в 2 столбика: 1) со словами, в которых суффикс – ист- имеет значение «похожий на что-то» 2) со словами, в которых – ист- означает «иметь в большом количестве».

Голосистый ребенок, серебристый тополь, бархатистая кожа, ветвистое дерево, болотистый край.

Т.о., работа с морфемной структурой слова важна не только для лингвистического и общего развития детей, но и для формирования у них осознанных и прочных навыков право­писания.

Задания, обеспечивающие активную познавательную деятельность учащихся

Выработка осознанных действий невозможна без создания проблемных ситуаций, без использования заданий-«ловушек» и других заданий, обеспечивающих активную познавательную деятельность детей. Рассмотрим примеры таких заданий.

1. Задание, не имеющее правильного ответа.

«Найти, для какого слова окажется проверочным слово пять: опята, пятница, пятнышко, пятнистый». «Исполнитель», хорошо усвоивший понятие «корень слова», скорее всего, назовет слово пятница. Знающий ученик возразит: «Корень этого слова не надо проверять; в нем нет безударных гласных».

2. Задание, содержащее несколько точек зрения.

После их предъявления ставится вопрос: «С кем ты согласен?»

Дети читают диалог, записанный на доске.

Учитель: Вставьте пропущенную букву: за окн-ми.

Витя. Надо писать о. Проверочное слово за окном.

Учитель. Кто согласен с Витей?

Вера. Надо писать а. Проверочное слово из окна.

Петя утверждает, что родственных слов два: тюльпаны и тюлени.

А Алеша и Сам Самыч говорят, что родственных слов в этих предложениях нет.

С кем согласен ты? Почему?

3. Задание, формирующее умение запрашивать у учителя необходимую информацию.

1) Задания с недостающими данными.

Для чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемика

Аналогичный вид работы со схемой:

с помощью одного вопроса надо найти слово, подходящее к схеме (слова пронесла, придумает, перелетная, записка, подснежники).

Для воспитания привычки «спрашивания» у учителя необходимы задания, перево­рачивающие традиционную вопросно-ответную форму общения между учителем и детьми. Необходимы задания, в которых спрашивают дети, а отвечает учитель.

Например: «Я загадала одну из частей слова. Чтобы узнать её, вы можете задать мне не более 3х вопросов». Учитель может отвечать только «да» или «нет».

Вариант игры «Я загадала слово. Задавайте любые вопросы о слове, но ничего не спрашивайте о его значении!»

Дети могут спрашивать о звуко-буквенной форме слова, о его составе, просить назвать слово с такой же приставкой, короче, активно применить все свои знания о языке, задавая вопросы учителю.

4. Ложное утверждение.

Хорошо, когда ребенок начинает его опровергать, приводя аргументы.

Сторож и сторожка – это слова не родственные, потому что первое называет человека, а второе домик.

5. Неверный способ действия.

Важно не только обнаружить ошибку, но и объяснить, чего не знал тот, кто допустил ее.

Корова и теленок – родственные слова, потому что теленок – детеныш коровы.

6. Другие задания, требующие осознанного выполнения действий.

А) выделите в словах приставку: подумать, подучить, подушка; полет, поле, полевой.

Б) выпишите однокоренные слова: летний, летать, лето; левый, налево, слева, лев.

В) выпишите слова с одним и тем же суффиксом: котик, винтик, химик; читатель, чайник, лесник.

Г) с помощью корня –полз- и нужных приставок передайте значения: двигаться внутрь чего-либо, двигаться изнутри наружу, удаляться от чего-либо.

Д) по предложенным моделям составить слова, однокоренные слову МОРЕ.

Для чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемикаДля чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемикаДля чего нужна морфемика. Смотреть фото Для чего нужна морфемика. Смотреть картинку Для чего нужна морфемика. Картинка про Для чего нужна морфемика. Фото Для чего нужна морфемика

Попробуйте еще раз ответить на вопросы:

Степень освоения до изучения темы

!- хотелось бы уточнить

Степень освоения после изучения темы

! хотелось бы уточнить

Зачем ребенку, изучающему русский язык, нужны знания о составе слова?

Почему именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?

Какие знания и умения необходимо сформировать у детей при изучении морфемики и словообразования?

Важен ли определенный порядок в изучении морфем?

Как правильно сформировать понятие о каждой из морфем?

Как правильно разбирать слово по составу? По какому алгоритму действовать?

Как не ошибиться в выделении каждой части слова?

Морфемный анализ и словообразовательный анализ – этот одно и то же?

С какими трудностями могут столкнуться дети при изучении морфемики и словообразования?

Вопросы для самоконтроля

Назовите причины, приводящие к ошибкам в ходе подбора проверочных слов.

Какие упражнения могут помочь предупредить подобные ошибки.

Пользуясь методической литературой, указанной в списке, подберите подобные упражнения.

Назовите упражнения, обеспечивающие активную познавательную деятельность учащихся при изучении морфемики.

Пользуясь методической литературой, указанной в списке, подберите упражнения, которые будут способствовать повышению познавательной мотивации младших школьников при изучении морфемного состава слова.

Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

Жиренко, О.Е. Учим русский язык с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 класс [Текст] / О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина, Л.Н. Яровая. – М.: 5 за знания, 2007. – 240 с.

Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.

Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка [Текст]: Методическое пособие для учителей начальных классов / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород, 2012. – 130 с.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с.

Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Антонова Е.С. Русский язык: учебник для сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с.

Антонова Е. С., Боброва С. В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 464 с.

Долбик Е.Е. Русский язык [Электронный ресурс]: таблицы, схемы, упражнения. Для поступающих в вузы/ Е.Е. Долбик, В.Л. Леонович, В.А. Саникович— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 312 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24077.html.— ЭБС «IPRbooks»

Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский язык с увлечением: Часть речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 класс. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с.

Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский язык с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 класс. – М.: 5 за знания, 2007. – 240 с.

Литвинко Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.

Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород, 2012. – 130 с.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач / М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 256 с.

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с.

Формирование лингвистических понятий у младших школьников: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *