Для чего нужна народная культура
Почему необходимо приобщать детей к истокам русской народной культуры?
Дарья Гавриленкова
Почему необходимо приобщать детей к истокам русской народной культуры?
Россия – родина для каждого из нас, мы живем в этой стране, любим и гордимся ею. Но вряд ли мы можем с уверенностью сказать о том, что хорошо знаем духовную жизнь нашего народа, историю и культуру страны, как нам бы того хотелось.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, но педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине у ребенка, не будучи сам патриотом.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, а всячески доносить это до людей, в первую очередь, начиная с ребенка. Знакомя с русскими народными сказками, играми, песнями, потешками, хороводами, загадками, усложняя и насыщая знания с возрастом.Декоративно-прикладное искусство: хохлома, городецкая, дымковская, филимоновская игрушка. Слушание и воспроизведение фольклора.
В нашей жизни практически отсутствуют предметы народного быта, поэтому некоторые слова из фольклорных произведений могут быть непонятны детям, и задача воспитателя объяснить и научить правильно, понимать и применять эти слова.
Знакомя детей с поговорками, сказками, загадками мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, уделяя особое внимание заботе, нежности, вере в благополучие, восхваляя положительные качества людей, уважительное отношение к труду.
Так же немаловажную роль должны занимать народные традиции и праздники.
Приобщая ребенка к видам национального искусства, прививая любовь к Родине ее культуре, стараясь чтобы она стала неотъемлемой частью души ребенка с первых лет жизни, мы пораждаем личность, которая в дальнейшем проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств и нравственных позиций.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры Проект:Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Вид проекта: Творческо –познавательный (смешанный). Срок реализации: Краткосрочный,.
Формирование нравственных ценностей у детей посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры Маслова Н. В. – воспитатель Кулагина Е. В. – воспитатель БДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 356» Формирование нравственных ценностей.
Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.
Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры Одной из задач основной образовательной программы нашего образовательного учреждения является задача по приобщению ребенка к культуре своей.
Музыкальный проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к истокам русской народной культуры» ПРОЕКТ «Путешествие к истокам русской народной культуры» Вид: информационно-практико-творческий, групповой Участники: музыкальный руководитель,.
Опыт работы по Приобщению детей к истокам русской народной культуры ВВЕДЕНИЕ Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры Введение Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является.
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Направление проекта: познавательно-творческий. Тип проекта: Среднесрочный. Руководитель проекта: Дюба Марина Владимировна, воспитатель,.
Развлечение «Ярмарка». Приобщение детей к истокам русской народной культуры Воспитатель Щербакова Татьяна Леонидовна МБДОУ д/с № 23 «Радуга» общеразвивающего вида город Щелково Московская область подготовительная.
Народная культура: понятие, признаки, примеры, отличия от национальной культуры
Сегодня в обществе принято выделять три основных формы культуры: народную, массовую и элитарную. В этой статье мы изучим специфику народной культуры, узнаем в чём её особенности. Рассмотрим примеры.
Что такое народная культура?
Народная культура — форма культуры, созданная неизвестными и непрофессиональными авторами. В произведениях народного характера демонстрируется особенный, уникальный национальный опыт, раскрываются менталитет, нормы и ценности морали, нравственности, религии. Благодаря существующим традициям народная культура передается в бесписьменной форме от одного поколения к другому. В качестве наиболее распространенных примеров можно назвать сказки, танцы, обряды.
Отличительная черта народной культуры – отсутствие автора. Ее автором считается народ. Поскольку такая культура имеет в основном устную форму, народной культурой можно не только сказки, легенды, танцы, но и анекдоты, былины, рецепты национальных блюд. Для народной культуры характерна уникальность. Она возникает на основе специфики прошлого исторического периода населения страны, своеобразия природного мира, климата, географического местоположения, менталитета.
Для содержания традиционной культуры характерны такие черты, как простота, доступность, понятность и наглядность. В ней иррациональные ценности и действия преобладают над рациональными, доминируют принципы естественности, глубины, основательности, древности, низких индивидуальных притязаний личности. В отличие от других культурных форм ее можно заметить в каждой жизненной сфере народа. Например, в воспитании детей, домашнем хозяйстве.
Признаки и примеры народной культуры
Рассмотрим основные признаки народной культуры, и приведём соответствующие примеры.
Как появляется народная культура?
Корни народной культуры берут свое начало в далеком прошлом. В ее состав входят элементы, структуры, имеющие этническую особенность, осуществляющие этно-интегрирующую функцию народа.
Классическую культуру формируют люди, которые существуют в закрытом общественном и географическом пространстве, связанные происхождением, экономической деятельностью. Реализация культурной коммуникации происходит за счет активных контактов в рамках общества, обыденного воспитания детей в семье, общине. Познания, навыки, общий культурный опыт дети получают непосредственно от родителей, ученики – от мастера, прихожане – от священника без участия прочих институционально-организационных форм. Им не нужны особенная подготовка для восприятия, технические средства для хранения и воспроизводства культурного наследия.
Для народной культуры характерны непрофессиональность и анонимность. У нее нет точной специализации, конкретных авторов. Она считается творческим продуктом коллектива людей, в котором роль отдельной личности весьма мала. Поэтому нельзя сказать, кто именно придумал определенную песню, легенду и т.д. При наличии в культуре специализации она обладает довольно слабым фрагментарным уровнем. Человек, который выполняет роль гармониста, может быть плотником и торговцем. В некоторых случаях профессионализм все-таки существует, если во внимание берутся сложные области деятельности, но это чаще исключение, чем правило.
Значение народной культуры
Говоря о значении народной культуры, необходимо понимать, что пару десятков назад у людей были совершенно иные моральные ценности, и другой жизненный уклад, что нашло свое отражение в массовых продуктах прошлого времени. Культура – то, что мы совершаем ежедневно, наши мысли, действия. И в этом плане народная культура помогает человеку прикоснуться к прошлому своего народа, почувствовать самобытность и уникальность предыдущих поколений, где каждый очень серьезно относился к тому, чтобы любой человек был личностью, его действия имели конкретный смысл.
Народная культура подразумевает уважение к человеку. Ее авторами стали обыкновенные люди, которым приходилось сталкиваться с несчастьями, пороками. Они понимали реальную стоимость труда, с презрением относились к бездеятельности. В примерах народной и элитарной культуры можно было увидеть морально-нравственные посылы, о которые представители предыдущих поколений пытались поведать доступным и простым языком.
Отличия народной от национальной культуры
Как мы уже сказали, народная культура появляется и передаётся преимущественно в устной речи — принадлежность к ней не означает наличие познаний в области письма, чтения. В данном смысле безграмотность не является тождественным понятием бескультурья. В народной культуре почти нет текстов. Поэтому ее исследование осуществляют этнология, этнография и другие аналогичные науки. Можно утверждать, что народная культура — коллективная личность, за пределами которой находится отдельный человек.
Что же касается конкретно «нации», то она раскрывает свое существование именно благодаря межкультурным связям, возникшим у него с остальными нациями, тем самым обретая свою уникальность. Этого удается добиться за счет принадлежности к единой цивилизации. Нация не способна существовать изолирована — она входит в состав культурной коммуникации с другими нациями. Таким образом, базисом национальной культуры считается персональное, авторское творчество, и это решительно отличает национальную культуру от народной, которая считается анонимной. В этом плане, например, Есенин считается именно национальным поэтом, а не народным, поскольку все его произведения являются исключительно авторскими, а так же выпускаются в письменном виде.
Заключение
Сегодня в обществе в рамках социальных и культурных изменений происходит естественная потеря народной культурой своей сущности. Имитацией ее форм, методов и механизмов функционирования занимается теперь массовая культура. Однако, при изучении указанного вопроса наибольшее количество ученых делает вывод, что подлинно народная культура не имеет ничего общего с массовой культурой. Напротив, массовая культура относится враждебно к настоящей народной культуре.
Важно учесть тот факт, что сейчас в мире происходит смешивание различных культурных форм. Они оказывают непосредственное влияние друг на друга. В качестве примера можно привести классическую музыку, которая подвергается современной аранжировке и обретает «второе дыхание».
Народная культура: примеры из жизни
Все, что окружает человека изо дня в день, связано с культурой. Культура – многоуровневая система, имеющая крайне сложное строение. В целом она делится на элитарную, массовую и народную культуру. Примеры этих явлений покажут, в чем сходство и отличие разных направлений, а также то, как они влияют на развитие общества.
Формы культуры
Можно сказать, что существует две основные формы культуры: предметная и личностная. К предметной культуре относится все, что может обрести физическую форму, то есть готовые результаты деятельности человека. Личностная форма – это индивидуальное человеческое развитие, приобретение знаний, совершенствование способностей и расширение кругозора.
Деятельность каждого нового поколения является источником развития культуры. В каждую историческую эпоху человечество совершенствует свою деятельность на базе того, что было создано до него. Опыт прошлого усваивается, наследуется и перерабатывается, трансформируясь в нечто новое. Таким образом и происходит развитие культуры, когда на предшествующих элементах начинают строиться новые культурные ценности.
Взять, к примеру, массовую народную культуру. Допустим некогда, примерно столетия два-три назад, в одной далекой деревне были придуманы частушки. Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, часто дополнялись новыми рифмами и словами, чтобы в конечном итоге превратиться в гимн определенной местности.
Материальное производство
Главными сферами человеческой деятельности является создание духовного и материального. Это утверждение относится и к материальной, элитарной и народной культуре. Примерами материального наследия могут служить картины, дома, предметы быта, средства производства и т.д. Благодаря материальной культуре можно составить истинное представление о культуре народа и уровне его развития в конкретный период времени.
Духовная культура
В процессе жизнедеятельности человек производит не только материальные блага, но и трансформирует свое сознание. Так появляется духовная культура. Это мораль, менталитет, мировоззрение, правовое и эстетическое сознание и т.д. В целом, это умственная деятельность, хотя она может включать и некие материальные аспекты, к примеру, работу скульптора.
Духовная культура является самостоятельным элементом, в разные периоды она могла либо опережать экономику, то есть материальную культуру, либо отставать от нее.
Мировое и национальное наследие
Также культура делится в соответствии с ее носителями. Таким образом выделяют мировую и национальную культуру. К мировому наследию относят все лучшие достижения каждой нации. Национальная культура – это, в первую очередь, синтез массовой, элитарной и народной культуры.
К примеру, некий отдельный элемент народной культуры не может претендовать на место в мировом сообществе, потому что он представляет только так называемый «народ», оставляя позади наследия «масс» и «элит». Чтобы понять эту премудрость, стоит для начала рассмотреть основные направления развития культур.
Массовая культура
Высокая культура
Элитарная культура происходит от французского слова «elite», что значит «лучший». Это продукты, восприятие которых требует соответствующего уровня образования и специальной подготовки. Их создают настоящие профессионалы, чьи имена навсегда сохраняются в памяти человечества. К примеру, музыкальные композиций Шопена и Вагнера вряд ли по достоинству оценит среднестатистический потребитель, которому всегда были ближе песни Шакиры, Аврил Лавин и т.д.
Впервые элитарная культура возникла еще в ранних цивилизациях, где высокая культура была доступна только узкому кругу людей, не распространяясь в широкие массы.
Элитарные группы населения присутствуют в каждом обществе. Культурологи считают их самой способной к духовной деятельности частью общества, ведь представители элиты обычно одарены высокими нравственными и эстетическими качествами. Благодаря элите общество способно осознать само себя. Начиная с середины ХХ века, элитарную культуру стали считать творческой, то есть ответственной за создание новых культурных ценностей.
Народная культура: примеры и особенности
Также внимание стоит уделить народной культуре. К ней относят результаты деятельности определенного народа, которые были созданы им на протяжении всего исторического периода. Все произведения народной культуры создаются непрофессиональными, анонимными авторами. Зачастую никто не знает, кто был автором сказки или былины, кто придумал национальную одежду или изобрел предметы быта. В качестве примера произведений народной культуры можно рассмотреть одежду.
Даже сегодня неизвестно, кто придумал кокошники и сарафаны, но они стали неотъемлемыми атрибутами быта, так называемой «народной модой». В свою очередь всем известно, что маленькое черное платье придумала Коко Шанель. Изначально этот атрибут был предметом элитарной культуры, со временем трансформировавшийся в элемент массовой культуры. Это один из примеров взаимовлияния народной массовой и элитарной культуры.
Произведения народного искусства подпитывают другие культурные формы, вдохновляя композиторов, писателей, архитекторов.
Необходимость народной культуры
Но пора спуститься с небес на землю: в современном мире народная культура часто ассоциируется с чем-то странным, например, с девушками в кокошниках, которые поют частушки под балалайку. Рассматривая современные реалии, сложно игнорировать тот факт, что некоторые культурные продукты являются откровенно бесполезными.
Еще несколько десятилетий назад люди имели абсолютно другие моральные ценности, которые произошли из народной культуры и отобразились в массовых продуктах того времени. Культура – это то что мы делаем каждый день, наши мысли и наши поступки. Все это культура, и то, на что она будет ориентирована, зависит от того, каким произведениям человек отдает предпочтение.
Народная культура возвращает человека к простому трудовому народу, для которого было важно, чтобы каждый оставался личностью, а его поступки были осмысленными.
Народная культура несет уважение к человеку. Ее создавали простые люди, которым не чужды были горе и пороки, которые знали цену труду и презирали гедонистическую бездеятельность. На такие произведения не влияли продукты массового культурного потребления. Примеры народной и элитарной культуры несли в себе одинаковую мораль и смысл, просто народ рассказывал о них простыми, доступными каждому словами.
Народная культура в современной России: возвращение к истокам или попытка стилизации
«Народная культура в современной России:
возвращение к истокам или попытка стилизации»
Культура любого народа при поверхностном знакомстве чаще всего представляется нам как набор образчиков предметной культуры. Так, при упоминании Великобритании на ум приходят часы Биг Бен, гвардейцы Букингемского дворца, британский флаг, английский футбол, туман и прочие ассоциации. Точно так же в глазах несведущего иностранца Россия – это matryoshka, balalaika, vodka и другие «достояния». В наше время подобные представления играют на руку тем, кто желает опереться на национальный колорит, показать принадлежность к народу, к нации. Когда демонстративность начинает преобладать над искренностью, элементы народной культуры превращаются в стилизацию под неё.
В начале 1990-х годов, при развале СССР, в бывших союзных республиках усилилось национальное движение. Культурные ценности советской эпохи были отвергнуты, «единый советский народ» перестал существовать, поэтому власть в новых государствах опёрлась на националистические чувства населения. Внимание народа было обращено на дореволюционную эпоху и глубже, на поиск древних истоков, своего происхождения, национальных особенностей. В России проведением параллелей со старинным наследием занимались, прежде всего, политические националистические организации: Национально-патриотический Фронт «Память», Русское национальное единство и др. Программы этих обществ опирались на такие ценности, как патриотизм, православие, жёсткую вертикаль власти (самодержавие). В символике организаций зачастую используются меч, обратный коловрат (свастика) и крест.
Обращение к устоявшимся атрибутам русской народной культуры широко начало использоваться в коммерции, в основном, в рекламе продуктов. В рекламных роликах демонстрируется ассоциативный ряд из лугов, лесов, фруктовых садов, огородов, деревень, домашнего скота, молока, кваса – символов «русскости». Под рекламируемый товар подгоняется культурная база, представляющая его народным, соответствующим исконно русским традициям.
Двоякую роль играет развитие народных промыслов в производстве сувениров: матрёшек, расписной посуды, жостовских подносов, народных музыкальных инструментов. С одной стороны, материальные вложения в развитие этих искусств позволяют им благополучно существовать в современном мире. С другой стороны, требования к количеству сувениров и их красочному оформлению могут отрицательно сказаться на самобытности промыслов, лишить их первозданной глубины.
Отдельно стоит упомянуть о применении дореволюционной орфографии в названиях газет, в вывесках и прочих местах, где автор желает создать стилизацию под старинное письмо. Редко, где слова «Трактиръ», «Банкъ» и т. п. выглядят уместно, не говоря о том, что немногие умеют правильно писать на дореформенном русском.
Наконец, уже в наше время на волне интереса к делам давно ушедших лет получили распространение литературные произведения, использующие колорит Киевской Руси: славянское язычество, князья с их дружинами, устная речь в духе «Повести временных лет». Писатели этого направления образовали поджанр «славянское фэнтези», о его состоятельности на самом деле продолжают вестись споры в среде любителей фантастической литературы: стоит ли вообще выделять романы этой серии, если жанр создаётся единичными авторами, а большая их часть лишь использует модную славянскую стилистику для размещения в ней событий, которые могли произойти в любом выдуманном мире.
Однако, всё это явления мира политического и коммерческого, стилизацией под народную культуру занимаются профессионалы для экономической или какой-либо другой выгоды. Подлинные же достояния русской народной культуры были перенесены в современный мир, прежде всего, самим народом.
Заметней всего это в устной речи, которая, несмотря на обилие неологизмов, обрастание жаргонами и диалектами и обнищание, по мнению преподавателей русского языка, сохранила отличительные черты русского народа. Во-первых, это детские сказки, словесные обороты, присказки, афоризмы, устаревшие слова, не нашедшие достойных аналогов в современной речи. Во-вторых, это приметы, суеверия, частично сохранившиеся праздники и обряды, устоявшиеся в сознании русского человека. В-третьих, в России лучше, чем на Западе, сохранилась традиция народного юмора, сеть интернет дала ему новую жизнь: меткие шутки, анекдоты, истории из жизни популяризуются, начинают ходить в некотором кругу пользователей интернета, избранные из них просачиваются в реальную жизнь. Для повсеместного развития этой области русского народного творчества не хватает массовости: постоянные пользователи сети в большом количестве есть только в крупных городах страны.
Параллельно с устной речью традиции русской народной культуры сохраняются в литературных произведениях современности. В жанрах нашего времени присутствуют романы о героях-одиночках и авантюристах, что весьма схоже со сказками и былинами о богатырях, хитрых купцах и дураках. Произведениям современных авторов свойственна крайняя жестокость, присущая сказкам и сказаниям старины.
Особо стоит отметить бум среди музыкальных коллективов, ориентирующихся на славянскую культуру. Подавляющее их большинство основано энтузиастами, экспериментирующими на смешении жанров, стилей, инструментов. Вновь стали популярными народные музыкальные инструменты, а старые песни получили n-ую по счёту жизнь.
Русская народная культура сохранилась и продолжает развиваться в условиях современного мира. В литературе и музыке прослеживаются её характерные черты, устное творчество и речь содержат в себе вековые традиции, незаметные на первый взгляд, а оттого более крепкие, чем кажется хранителям русской словесности. К сожалению, популяризация русской народной культуры в виде её символов, ключевых идей и предметной культуры не пошла нам на пользу: в массовом сознании складывается однобокий образ «русскости», показывающий наш народ ущербным и простоватым. Обнадёживает, что в последние двадцать лет имеет место тенденция к переходу от стилизаций к искренности, а значит, через какое-то время русская культура перестанет представляться нашему человеку в виде матрёшек, расписанных под хохлому.
Использованные источники
http://www. *****/lib/narcult/nar-cult-raw. htm
2. Википедия – Русский национализм.
http://ru. wikipedia. org/wiki/Категория:Русский_национализм
3. Официальный сайт общественно-политического движения «Русское национальное единство».
4. «Немного о дореволюционной орфографии», Артемий Лебедев.
5. «Жанры: русское фэнтези», журнал «Мир фантастики» №11, 07.2004, Борис Невский.
6. «Славянское фэнтези», форум журнала «Мир фантастики».
http://forum. *****/showthread. php? t=3107
xommep
xommep
Как обычно, надо обратиться к первоисточникам и определениям, что же такое культура:
И вот тут нельзя не припомнить моё основное хобби, народную культуру. В сознании обывателя это, опять же, балалайки с кокошниками; но мы уже выше видели, что обывательская картина мира набита информационным мусором и подменой понятий. Если, опять же, поворотиться к определениям, то там написано:
Народная культура — традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации
Нужно каким-то образом вернуть народную культуру в процесс воспитания и вообще культуры, как процесса формирования и поддержания поведенческих правил. Информационное поле, конечно, ушло в сторону системы образования и прочих интернетов, но это не повод отказываться от собственной субъектности, и обезьянить за пассажирами из телевизира. Как это всё сделать, вам скорее всего не скажет никто; но как-то надо, дабы не деграднуть до уровня тех самых пассажиров.
И снова музыкальный привет от неведомых мне фольклористов:
Это не клип, а просто трое мужичков собрались и поют. Не профи, не за деньги. Как-то так и выглядит народная культура.
ЗЫ: Работники культуры, конечно, тоже нужны, для поддержания того же искусства. Но оно не должно противоречить народной культуре. Пока что это, увы, не так.