Для чего нужна обувь
Конспект познавательного занятия «Обувь разная нужна, обувь всякая важна»
Татьяна Стебунова
Конспект познавательного занятия «Обувь разная нужна, обувь всякая важна»
Образовательные области: познание, коммуникация.
Цель:
Обобщить знания детей об обуви.
Задачи:
Рассказать о происхождении обуви.
Формировать представления об изменении обуви со временем.
Закрепить знания свойств материалов6 меха, кожи, резины, войлока.
Развивать у детей сенсорное восприятие путем обследования.
Материал и оборудование:
различная обувь для выставки
кусочки материалов (резина, кожа, мех, войлок)
Словарная работа:
Развивать связную речь, умение анализировать, делать выводы.
Упражнять в правильном названии слов множественного числа, родительного падежа.
Предварительная работа:
подбор разнообразной обуви и организация выставки.
чтение стихотворения Чуковского «Чудо – дерево».
Ход познавательного занятия.
Вы любите загадки? Отгадав мою загадку вы поймете о чем пойдет речь сегодня.
«Всегда шагаем мы вдвоем
Похожие, как братья,
Мы за обедом под столом,
А ночью под кроватью»
Правильно, речь идет об обуви.
Я вас приглашаю на выставку обуви под названием «Обувь разная нужна, обувь всякая важна».
Как вы думаете, сколько человеку нужно обуви. По рассуждайте
(Дети рассказывают какая и для чего нужна обувь)
Правильно: простые, утепленные ботинки, резиновые сапоги,
лыжные, шлепки, босоножки, праздничные туфли и так далее.
По нескольку раз в день нам приходиться переодеваться.
Утром встав с постели, мы первым делом ищем под кроватью комнатную обувь.
Перед тем, как идти в школу, на работу, надеваем туфли, ботинки, сапоги.
На работе многие тоже переодеваются, там может быть специальная обувь,
например бутсы для рабочих на заводе.
Вечером, собираясь в театр, надеваем красивые туфли.
Все мы привыкли к обуви. Она кажется такой обыкновенной, будто она была у человека всегда.
У самого обыкновенного ботинка очень длинная и очень интересная история.
(Воспитатель читает детям «Когда появилась обувь?»)
Давайте попробуем, как это первобытные люди ходили по острым камням без обуви?
(Дети проходят по каменной дорожке с одной раздетой ногой.)
Какие у вас ощущения? (колко, больно, неприятно, неудобно).
А для обутой ноги? (легко, свободно, уверенно)
Ребята, а кто делает обувь? (обувщик, сапожник)
Да, эта профессия появилась – 5 тысяч лет назад. И год от года сапожники делали, более удобную, более прочную, более красивую обувь. Среди сапожников были большие мастера своего дела. Они шили красивые, изящные туфельки из цветной кожи с блестящими пряжками и красивыми узорами.
Ребята, обратите внимание, какая красивая обувь на «чудо – дереве» выросла.
(Воспитатель читает отрывок стихотворения «чудо – дерево»)
А теперь давайте поиграем в игру «наоборот» с мчом.
Физкультминутка «Веселые ножки»
Долгое время самым распространенным материалом для изготовления обуви была кожа животных.
Какое ценное свойство имеет кожа?
Правильно она мягкая, гибкая, ее можно прошить, пробить, приклеить.
Возьмите кусочек кожи и расскажите, какая она?
(прочная, мягкая, легкая)
Но самое ценное в ней это то, что она «дышит», т. е.
Пропускает через свои поры или отверстия воздух. Поэтому в кожаной обуви нога чувствует себя хорошо, не устает, не потеет. А из какого материала еще можно изготавливать обувь? (резина, мех, войлок, сукно)
Вспомните в какой обуви вы ходили в морозные дни? (в валенках)
Из какого материала они изготовлены? (из войлока)
Какие свойства у этого материала? (плотный, теплый, водопроницаемый)
Его делают из овечьей шерсти.
А если на улице потеплело что мы оденем? (кожаные сапоги)
Кожаные сапоги или ботинки утепляют мехом, что бы и в мороз их можно было одеть.
А вот и ручейки и лужи появились, что же тогда у нас на ногах? (резиновые сапоги)
Ребята, мы сегодня познакомились с различной обувью и материалами из которых она сделана.
Дома рассмотрите обувь вашей семьи и расскажите нам о том в какую погоду ее надо носить и из чего она сделана!
А на последок мы с вами поиграем в игру «Найди свою пару»
(дети снимают по одному ботинку и с завязанными глазами ищут свою пару обуви)
НОД на тему «Предметы домашнего обихода. Обувь» (итоговое), в средней группе Тема недели: «Предметы домашнего обихода» Тема дня: «Обувь». Цель: Помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный, рукотворный.
НОД Развитие речи по теме «Обувь» Нурыева Инна Николаевна воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №24 «Космос» г. Сургут Тюменская обл. НОД Развитие речи по теме.
Устаревший Internet Explorer
Простите, но Вы используете уже сильно устаревший браузер. Пожалуйста, посетите сайт browsehappy.com и выберите новый браузер на свой вкус.
Для чего ребёнку нужна обувь? Четыре важнейших аспекта
Как только дети начинают ходить, педиатры и ортопеды рекомендуют обувать их в специальную обувь, для профилактики плоскостопия и других патологий формирования стопы. Обратите внимание на четыре важных аспекта необходимости обуви:
1. Защита
Этот аспект важен не только для детей, но и для взрослых. Обувь защищает нас от предметов окружающей среды: камней, осколков стекла, острых и металлических предметов, которые могут повредить наши ноги. Но это не единственная опасность, которая подстерегает нас на улице. Кожа ребенка очень нежная и чувствительная, и без дополнительной защиты через нее в организм может проникнуть инфекция. Профилактика всегда лучше лечения, поэтому важно, чтобы малыш носил правильную, хорошо подобранную по размеру, сезону, погоде обувь.
2. Функциональность
Выбирать обувь нужно, исходя из того, что в ней будет делать ваш ребенок. Дети очень подвижны, они бегают, прыгают, лазают по деревьям. Понятно, что для этого им нужна определенная обувь – кроссовки, ботинки. Сланцы для такой активности не подходят, и могут привести к травмам. Выбирайте только такую обувь, которая будет идеально подходить ребенку при выполнении им определенных действий:
3. Оптимальная форма
Форма первой обуви задаёт форму будущей ножки ребенка. Поэтому для профилактики плоскостопия у малыша необходимо с самого начала обувь с супинатором (ортопедической стелькой, изготовленной из кожи, пластмассы, пробки). Многие считают плоскостопие безобидным, однако оно может привести к тяжелым последствиям: нарушению осанки, сутулости. Обувь должна идеально подходить ребенку, не должна быть слишком жесткой и большой по размеру.
4. Поддержка лодыжки
Последний, но не менее важный аспект, который необходимо учитывать при выборе детской обуви. Высокие задники предназначены для защиты лодыжек. Такая поддержка нужна, когда ребенок учится ходить, чтобы исключить искривление ноги под действием тяжести тела, особенно это важно для малышей, у которых обнаружен дефицит кальция.
Однако, если ваш ребенок давно уже крепко стоит на ногах, это не значит, что опасность миновала. Такая обувь важна для детей, которые занимаются спортом: играют в баскетбол, волейбол, футбол и другие игры, которые требуют большой физической нагрузки, а также для детей постарше, у которых уже диагностировали плоскостопие и нужна коррекция и поддержка. Поэтому им также нужна обувь, имеющая высокий задник, защищающий лодыжки. Если не будет надлежащей поддержки, ваш ребенок может растянуть или вывихнуть ногу.
Ответственно подходите к выбору обуви для ребёнка. Учитывайте следующие факторы:
Доверяйте мнению ребёнка, берите его с собой в магазин: дети лучше всего могут сказать, подходит им обувь или нет, комфортно они себя в ней чувствуют или нет, нравится она им внешне или они никогда её не наденут.
Запомните важнейшее правило: обувь – это не элемент моды. Особенно это касается детей. Не стоит покупать ультрамодные ботинки, если вашему ребенку в них неудобно. Возможно, у него низкий подъём и такая форма обуви ему просто не подходит.
Заботьтесь о своих ногах и ножках ваших детей, подходите к выбору обуви с умом.
При перепечатке или ином использовании данной статьи ссылка
на сайт https://sando.ru обязательна.
«Обувь разная нужна, обувь всякая важна»
О
бразовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет
Обувь разная нужна, обувь всякая важна…
Автор идеи: Моргунова Надежда Борисовна, г. Самара
Целевая аудитория: родители и дети 6-7 лет.
в том и ходить станешь.
Первая обувь была создана человеком лишь как средство защиты от неблагоприятных условий среды. Ее возникновение неразрывно связано с приспособлением первобытных людей к окружающей среде, с естественной потребностью защитить тело от неблагоприятных природных воздействий (жары, холода, влаги и пр.) и от механических повреждений.
Кто бы мог тогда подумать, что обувь будет не только средством защиты, но и элементом стиля. Современная обувь совершенно отличается от своих далеких предков.
Сегодня обувь – это не просто защита от воздействий среды, а отдельный предмет гардероба, но мы часто при выборе обуви даже не задумываемся, как она пагубно может влиять на здоровье человека.
Предлагаем и вам вместе со своим ребенком на некоторое время превратиться в исследователей.
Исследовать обувь, не только как средство защиты и предмет гардероба, но и как она влияет на здоровье человека.
Шаг 1. История обуви.
Начните ваше исследование с обсуждения вопросов: «Откуда появилась обувь и для чего она нужна?».
Спровоцируйте интерес к теме и расскажите ребенку, что история обуви насчитывает не одно тысячелетие. Существует мнение, что обувь появилась 26-30 тыс. лет назад на западе Евразии.
Первые в истории человечества ботинки представляли собой что-то вроде портянок из медвежьих шкур, утепленных изнутри сухой травой.
Сведения о том, какую обувь носили в Древнем Египте, более достоверны: сандалии из пальмовых листьев или папируса прикреплялись к ноге кожаными ремешками.
Но настоящей революцией стало изобретение греками обувной пары, когда правый и левый ботинки шились по разным лекалам. К этой идее человечество шло много веков.
Туфельки, которые столетия назад носили китаянки – настоящие произведения искусства, поражающие своими крошечными размерами и изяществом.
Новаторство двадцатого века главным образом состоит в том, что форма обуви начинает повторять очертания стопы.
Мы каждый день пользуемся обувью и привыкли к ней, пожалуй, не меньше, чем к собственным ногам, но часто ли мы задумываемся – а как вообще придумали обувь? И какой долгий путь она прошла, превратившись из примитивной защиты в удобную, красивую, комфортную обувь. А ведь история обуви таит в себе немало интересного и познавательного.
Это позволит вам расширить свой кругозор, поддержать интересный разговор с ребенком и, конечно, повысить свой авторитет! Только не забудьте говорить о том, что об этих интересных фактах вы узнали из статей интернета. Формируйте у ребенка отношение к сети, как к уникальному источнику новых знаний.
Обсудите вместе с детьми следующие вопросы:
ткуда появилась обувь?
Из чего были сделаны первые ботинки?
Какой была самой распространённой обувью русского народа?
Как раньше называли человека, который изготовлял обувь? и др.
Шаг 2. Виды обуви и её назначение.
В настоящее время гардероб любого современного человека просто невозможно представить без множества обуви. И так важно подобрать ту пару, которая будет не только радовать глаз, но и комфортно сидеть на ноге и не натирать. На сегодняшний день на полках магазинов представлено огромное разнообразие обуви на любой вкус и цвет. Если всего пару десятилетий назад достаточно было лишь пары туфель и сапог, то сегодня все изменилось.
иды обуви и её назначение довольно разнообразны. На сегодняшний день в магазинах представлена обувь для женщин, мужчин и детей самых разных моделей. Чтобы определиться в таком многообразии, надо хорошо изучить каждый вид, его назначение, а также основные признаки.
атериал для совместного просмотра:
Что такое обувь и из чего она состоит? –
осле просмотра предложенных материалов поинтересуйтесь, что ребенок нового узнал об обуви. Поговорите с ребенком об основных назначениях обуви ( повседневная, модельная, домашняя, для активного отдыха, специальная, ортопедическая, детская).
Обсудите вместе с детьми следующие вопросы:
Какие виды обуви бывают?
какой обуви можно заниматься спортом?
Для чего нужна ортопедическая обувь?
Чем отличается обувь для взрослых и детей?
Основной вывод, который вы должны сделать вместе с детьми: обувь существует и применяется в разных видах и назначение обуви разное.
Во все времена очень востребован ремонт обуви. Даже большое число ателье по ремонту обуви не оставят мастера-обувщика без дела. Особенно перед началом каждого нового сезона.
Материал для совместного просмотра:
В чём ходить дома: в носках или тапочках — отвечают эксперты
Как позаботиться о здоровье стоп? Безопасно ли ходить босиком? Обязательно ли носить домашнюю обувь?
От здоровья стоп зависит наше самочувствие, состояние суставов, позвоночника и даже прикус. При этом стопы испытывают нагрузку, когда мы ходим или просто стоим на одном месте. Даже неправильная ходьба по дому может негативно влиять на организм, если не соблюдать меры предосторожности.
Почему стопы не должны быть плоскими?
Стопа имеет арочную форму, чтобы человек мог более безопасно передвигаться по неровным поверхностям, удерживая равновесие и опору. Детям неслучайно рекомендуют больше ходить по траве, галечным камням, песку. При такой ходьбе воздействие на рецепторы стопы укрепляет связки и мышцы. То же самое касается и взрослых.
Благодаря арочной форме ступни выполняют функцию амортизатора и защищают ноги и позвоночник от ударных нагрузок. Если человек ходит босиком по ровным поверхностям, то стопы больше распластываются. Это способствует развитию плоскостопия — патологии, при которой своды стопы со временем уменьшаются, поэтому их арки становятся более плоскими. Впоследствии ортопедическое заболевание не даёт ногам правильно выполнять функцию амортизатора, что приводит к изнашиванию суставов, появлению воспаления и боли. Также отсутствие нормальной опоры становится причиной перенапряжения мышц голени, бедра и поясницы.
Неправильная обувь, постоянная ходьба босиком, работа на ногах, слишком интенсивные физические нагрузки, полученные травмы — эти факторы могут спровоцировать развитие плоскостопия или усугубить его течение. Плоскостопие ухудшает биомеханику походки, так как нагрузка на стопы распределяется неправильно. Опора идёт на всю подошву, и походка меняется. Из-за этого также перенапрягаются мышцы и связки, что сказывается на выносливости организма.
Какую обувь нужно носить в том числе дома?
Начнём с того, что нужно всегда носить обувь с широким передним отделом, каблуком 2-4 см и формоустойчивым задником. Дополнительно стоит использовать ортопедические стельки, которые фиксируют стопу в анатомически правильном положении и снижают ударную нагрузку на организм.
Высокие каблуки, обувь на абсолютно плоской подошве и туфли с узким мысом стоит исключить из гардероба. Ношение такой обуви вредит всему позвоночнику и способствует развитию ортопедических заболеваний.
Дома не рекомендуется ходить босиком, чтобы не подвергать стопы дополнительной нагрузке в конце дня. Лучше ходите в тапочках. Только надо учитывать, что, если у них очень тонкая подошва, они не защитят ноги. Выбирайте тапочки с хорошей амортизирующей подошвой или специальную ортопедическую обувь для дома.
Почему спортсменам нужно уделять особое внимание здоровью стоп?
Особенно внимательно нужно относиться к обуви, если вы занимаетесь спортом. Ведь от состояния ног зачастую зависит эффективность тренировок. Постоянное ношение неправильной обуви и ходьба босиком дома создают дополнительную нагрузку на ступни. Она может привести не только к плоскостопию, но и, как следствие, к проблемам с коленями.
Если стопы не справляются с ударной нагрузкой во время тренировок, страдают даже межпозвонковые диски. Их изменения приводят к появлению грыж. Когда мышцы ног перенапряжены, ступни быстрее устают, начинают болеть. Это сказывается на эффективности тренировок, так как становится сложнее выполнять упражнения и восстанавливаться между тренировками. Кроме того, плоскостопие увеличивает риск получить травму и способствует дополнительному перенапряжению организма.
Обувь
Обувь — элемент одежды. Надевается на ноги. Применяется в первую очередь для тепловой и механической защиты ног.
Содержание
История
История обуви начинается примерно с верхнего палеолита. Изучение наиболее раннего периода истории обуви представляет особенный интерес для археологов и антропологов. [1]
Древнейшая обувь
История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Историк Эрик Тринакус из частного Университета Вашингтона в Сент-Луисе, штат Миссури, США, пришёл к выводу, что обувь появилась 26-30 тыс. лет назад на западе Евразии. Он проанализировал особенности скелета живших там в эпоху среднего и позднего палеолита людей, обращая внимание на мизинец стопы, заметил, что мизинец становился все слабее, а затем начала изменяться и форма стопы. Эта характерная деформация связана с постоянным ношением обуви.
Первая обувь, скорее всего, была кожаной. Кроме того, для изготовления обуви использовались и растительные материалы — древесная кора, камыш, папирус, лыко, солома, а также грубая толстая пряжа, войлок и даже дерево (японцы, например, до сих пор носят гэта — деревянные сандалии). Производство обуви у первобытных народов было поставлено в прямом смысле слова «на широкую ногу»: в США, в пещере Ламос (штат Невада) археологи нашли настоящий склад древней обуви — 300 пар плетённых из травы сандалий. Несмотря на свой более чем почтенный возраст — 9000 лет — эти сандалии оказались настолько красивыми и удобными, что местные жители тут же начали плести точно такие же для продажи туристам.
По мнению исследователей, первые в истории человечества ботинки представляли собой что-то вроде портянок из медвежьих шкур, утепленных изнутри сухой травой. И это не просто предположение — именно такие башмаки оказались на ногах мумифицированного трупа мужчины, погибшего 5300 лет назад, который был найден в 1991 г. в Эцтальских Альпах (на границе между Австрией и Италией).
В Армении при раскопках пещеры Арени в сентябре 2008 года была найдена самая древняя обувь, возраст которой более 5500 лет. Находка датируется периодом энеолита (3600-3500 гг. до н.э). Это мягкие туфли с заостренными концами — чарохи. Обнаруженная обувь стала самой старой археологической находкой в Европе и Азии. Согласно специалистам эта обувь практически не отличается от той, которую носили в армянских селениях [2] [3] [4]
Древний Восток
Сведения о том, какую обувь носили в Древнем Египте, более достоверны. Самым распространённым видом обуви были сандалии из пальмовых листьев или папируса, похожие по форме на стремя: подошва, на носке загнутая кверху, прикреплялась к ноге кожаными ремешками, один из которых шёл поперёк стопы, а другой крепился перпендикулярно к нему. Родовитые египтяне украшали ремешки изысканными рисунками и драгоценными камнями. Известны были также туфли с закрытым носком, без пятки, напоминавшие по виду и назначению современные «шлёпанцы». В храмах и дворце фараона было принято ходить босиком, обувь оставляли за порогом.
У ассирийцев, кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, были в ходу и высокие башмаки, очень напоминающие современные.
Древние евреи делали обувь из кожи, шерсти, тростника и дерева. Известно было три типа обуви — сандалии, башмаки (они закрывали стопу до подъёма, всегда имели каблуки, а на ноге удерживались с помощью шнурков, которые завязывали красивым бантиком) и сапоги, в которых ходили путешественники и солдаты. У богатых людей обувь бывала чрезвычайно роскошной — в каблуки башмаков, например, часто вкладывали маленькие флакончики с духами. С ношением обуви было связано множество традиций, запретов и предписаний. Так, ходить босиком обычно считалось крайне неприличным, но в определённых случаях полагалось снимать обувь — например, при восхождении на Храмовую гору в Иерусалиме или в присутствии гостя, которому хозяева хотели выразить свое особое уважение. Обувь снимали также, чтобы подчеркнуть важность и бесповоротность принимаемого решения — например, в суде или при передаче недвижимого имущества. В Библии упомянут ещё один любопытный обычай, связанный с разуванием. Если человек умирал, оставив жену бездетной, его брат (или другой родственник) должен был жениться на ней. В случае отказа он подвергался публичному унижению: невестка, от которой он отказался, при всём народе снимала с его ноги обувь и плевала ему в лицо со словами: «Так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему!».
Античность
В Древней Греции, кроме простых сандалий, умели шить полуботинки с задником, сапожки на шнуровке, подчеркивавшие стройность ног и пользовавшиеся большим спросом у женщин, персикай — сапоги-чулки из мягкой кожи, и эндромиды — сапоги без носка. Но настоящей революцией стало изобретение греками обувной пары, когда правый и левый ботинки шьются по разным лекалам. К столь очевидной, на наш нынешний взгляд, идее человечество шло много веков. Говорят, этому открытию способствовали гетеры. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла на песке следы с надписью «Следуй за мной». Актёры на сцене обували котурны — сандалии на очень высокой подошве. Дома ходили босиком.
У римлян существовало несколько видов обуви: calceus — туфли, закрывающие всю ногу и завязывающиеся спереди ленточкой или шнурком, solea — сандалии, прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющися к стопе ремешками, socci — плетёные верёвочные тапочки (их носили актёры, игравшие в комедиях) и др. Солдатской обувью были caligae — башмаки без носка, на прочной подошве, подбитой гвоздями (печально известный император Калигула получил своё прозвище именно в честь этой обуви). Появляться в публичных местах в открытой обуви считалось дурным тоном (отголосок этой традиции до сих пор очень силен в Италии. Женская обувь была в основном белого цвета, мужская — чёрного. В особо торжественных случаях римляне надевали пурпурные или алые туфли, украшенные вышивками и жемчугом. Патриции прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи — одним.
Скифские племена, по одной из гипотез — предки восточных славян, предпочитали мягкие высокие сапоги, в которые они заправляли штаны. Эти сапоги, напоминающие кожаный чулок, обтягивали ногу с помощью ремней, охватывающих ступню и щиколотку. Под сапоги скифы надевали длинные войлочные чулки с пришитой войлочной подошвой. По верхнему краю чулок часто нашивались полосы с орнаментом из разноцветных лоскутов. Поверх чулок натягивались сапоги с мягкой кожаной головкой, с голенищами до колен — так, чтобы был виден орнаментированный верх чулок. Голенища сапог были мозаичными: они сшивались из чередующихся квадратиков меха и кожи (или меха и цветного войлока). В итоге обувь выглядела настолько своеобразно, что древние прозвали её «скифской».
Женская обувь скифских народов — полусапожки — чаще всего изготовлялась из тонкой кожи красного цвета и была богато орнаментирована. По месту соединения головки с голенищем была вшита полоска красной шерстяной тесьмы, украшенной кожаными аппликациями. Оригинально были отделаны и подошвы — для украшения использовали кожу, бисер, сухожильную нить. Богатая отделка подошв скифской обуви особенно удивляет историков: такие украшения имели место только при обычае сидеть, сложив ноги «калачиком», как это и сейчас принято у степных народов Азии.
Средние века
Средневековая Европа отвергла классические сандалии, отдав предпочтение претенциозным туфлям с длинными, загнутыми вверх носами — пулены, которые, по моде того времени, украшались колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель отражала знатность их владельца: рядовым дворянам разрешалось покупать обувь на полтора, баронам — на два, князьям — на три сантиметра больше истинного размера ноги. Чтобы не спотыкаться, князья нередко привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечевкой.
Эпоха Возрождения и Реформации
XV век принес модникам заметное облегчение: туфли стали короче и шире (т. н.»коровьи морды»).С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъеме. Обувь изготавливали из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани красного, голубого, жёлтого и других цветов. Носки их, по тогдашней моде, украшали разрезами, через которые была видна подкладка из ткани или кожи другого цвета. Чтобы они выглядели поизящнее, обувщики придумали прибивать к ним деревянные каблуки. Женская обувь того времени ничем не примечательна: приличия не позволяли дамам показывать даже носки туфель. Во второй половине XVI в. туфли стали более изящными. В употребление вошли сапоги из мягкой кожи или замши. Их голенища делали такими длинными, что они доходили до верхней части бёдер. Носили сапоги только мужчины и, как правило, только для верховой езды или охоты.
Эпоха барокко и классицизма
В конце XVII — начале XVIII веков произошло ещё одно значимое для развития обувного дела событие: юбки дам стали гораздо короче и игривее. Грубые башмаки на толстых каблуках сменили изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи. И если раньше, когда обувь скрывало длинное платье, высота подошв башмаков была умеренной, то со временем их стали делать выше. Обувь, отделанную шитьем и другими украшениями, охотно выставляли напоказ. Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых оканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами, которые шились в виде кулька и вверху (там, где они выглядывали из сапог) отделывали тонкими кружевами. Такие «каноны» вместе с кружевными подвязками нередко стоили намного дороже, чем весь остальной костюм. На сапоги обязательно прикрепляли шпоры, даже если шли пешком (и даже если вообще не имели лошади). Простолюдины в деревнях обувались в деревянные башмаки — сабо, или ходили босиком.
XVIII век
В XVIII веке, во время господства рококо, в моду вновь входят остроносые туфли и сапоги, ещё больше возрастет значение украшений и декора — прежде всего пряжек, шнуровок и бантов на высоких подъемах. Эпоха Просвещения тоже внесла свои коррективы в обувную моду.
XIX век
С середины XIX века место шелковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботиночки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки с меховой отделкой на каблучке-«рюмочке» средней высоты.
ХХ век
Новаторство двадцатого века главным образом состоит в том, что форма обуви начинает повторять очертания стопы, стелька становится асимметричной. В 20-е годы очередной бум переживают сандалии, а после Второй мировой дизайнеры начинают экспериментировать с материалами более дешевыми, чем кожа: войлоком, парусиной, резиной. Обувь стала объектом внимания художников и конструкторов, но как и прежде, оставалась признаком социального различия владельцев. Так аристократическая обувь — узкая в ступне, остроносая, на фигурном каблуке. В зависимости от назначения носили туфли кожаные и атласные, замшевые и шелковые, ботинки на шнурках, крючках и пуговицах. Основной обувью мужчин были сапоги, а также штиблеты и полусапоги.
Российских башмачников начала прошлого века называли «волчками» за то, что обувь они чинили в малюсеньких мастерских, сидя в стороне от людей как одинокие волки. Меккой башмачного дела была Марьина роща. Именно туда приезжали заказать модные туфли многие заграничные модники.
Материалы для изготовления обуви
Различают натуральные и синтетические материалы.
Материалы для отделки обуви разнообразнее: от стекла до бриллиантов. Все больше ювелирных домов борются за сотрудничество с обувными компаниями.
Компоненты обуви
Обувь состоит из следующих частей
Декоративная деталь обуви, прослойка между верхом обуви и подошвой, не несущая существенной функции.
Промежуточная деталь верха обуви в носочной её части, между верхом и подкладкой. Сохраняет форму носочной части, а также служит для защиты ног от внешних механических воздействий.
Наружная деталь верха обуви, закрывающая верхнюю поверхность стопы. Может быть усилена текстильными деталями: межподкладкой и боковиной, препятствующими растягиванию верха и деформации боковых сторон. В процессе эксплуатации обуви союзка (перед) подвергается сильной деформации из-за многочисленных повторных изгибов и именно поэтому она является ответственной деталью верха обуви.
Запрос Берцы перенаправляется сюда. О высоких армейских ботинках со шнурками см. Военные ботинки.
Наружные детали верха обуви, закрывающие тыльную поверхность стопы. На берцах располагаются шнурки или ремни с пряжками. В процессе эксплуатации обуви берцы подвергаются менее интенсивным механическим воздействиям, чем союзка.
Внутренняя деталь верха обуви из кожи растительного дубления — она непосредственно соприкасается со стопой и должна быть особенно мягкой, способной пропускать воздух. Наиболее интенсивно подкладка изнашивается в носочном и пяточном участках.
Внутренний задник — упрочняющий элемент на заднем соединении обеих деталей верха обуви. Располагается между мягким пластом задника (подкладкой) и задником (ЗНР). Обеспечивает формоустойчивость пяточной части, а также служит для защиты ног от внешних механических воздействий и способствует фиксации ноги в обуви. Выполняется из натуральных чепрачных кож, термопластов, кожкартона, гранитоли и т. д.
Деталь низа обуви, которая непосредственно соприкасается с землей. У модельной обуви её толщина около 5 мм, у прочной — соответственно, больше. Она предохраняет стопу от соприкосновения с грунтом, смягчает механические воздействия при ходьбе, беге, прыжках, защищает обувь от износа, проникновения в неё воды и грязи, а также от воздействия агрессивных сред. Наряду с наружными деталями верха, дизайн подошвы также участвует в формировании внешнего вида обуви. Рисунком протектора (ходового слоя подошвы) определяются антифрикционные (сопротивление скольжению) свойства обуви. При носке обуви подошва подвергается интенсивным воздействиям — истиранию о грунт, многократным деформациям при сжатии и изгибе, увлажнению и высушиванию, перепадам температур. От качества подошвы во многом зависит длительность носки обуви.
Деталь обуви, соответствующая по форме основной стельке. Служит для улучшения эстетических, комфортных и гигиенических свойств обуви. Представляет собой слой особо мягкой кожи, который соприкасается с нижней поверхностью стопы.
Основная — втачная стелька
Деталь низа обуви, расположенная под всей поверхностью стопы, к которой прикрепляют верх и низ обуви. При эксплуатации обуви стелька подвергается многократным изгибам и сжатиям, а при отсутствии вкладной стельки — действию пота, истиранию со стороны стопы. Материалы, применяемые для изготовления стельки, должны быть устойчивыми к этим воздействиям, хорошо поглощать пот, прочно удерживать гвозди, нитки. В обуви применяют стельки кожаные (одинарные и склеенные из двух слоев), комбинированные (из слоя кожи и искусственного стелечного материала или спецкартона).
Служит для заполнения полостей, образующихся в процессе затягивания верха обуви на колодку.
Деталь обуви, закрепляемая внутри несущей стельки. Представляет собой изготовленную из дерева (давно не используется) или стали пружину (10×1,5 см или больше). Размещается с середины каблука до начала подъема. Создает стабильный упор и предотвращает искривление каблука.
Ответственная деталь низа обуви, предназначенная для подъема пяточной части стопы на определённую высоту.
Наружная деталь верха обуви, закрывающая тыльную поверхность пальцев стопы. В процессе носки обуви на носок действуют наибольшие механические и физико-механические воздействия, в результате чего на нём остаются царапины, загрязнения и др.
Наружная деталь верха обуви, закрывающая голень, иногда часть её; может доходить до бедра.
Наружная деталь верха ботинок или полуботинок, расположенная под передней частью берцев для предохранения стопы от повреждения блочками и давления шнурками.
Типы обуви
Наиболее значимый признак классификации обуви — её вид. Согласно ГОСТ 23251 «Обувь. Термины и определения» к видам обуви относятся: сапоги, сапожки, полусапоги, полусапожки, ботинки, полуботинки, туфли, сандалии, туфли комнатные, чувяки, мокасины, пантолеты, опанки, таби.
Дизайнеры обуви
Переработка обуви
Во многих странах Европы на мусоросборных площадках спальных районов, помимо контейнеров для сбора металла, пластика, бумаги и стекла, появились контейнеры для сбора использованной одежды, обуви и тряпи.
Вся тряпь поступает в сортировочный центр. Здесь происходит отбор одежды, которая ещё может быть пригодна для использования, она впоследствии поступает в благотворительные ассоциации для малоимущих, церкви и красный крест. Непригодная одежда проходит тщательный отбор: отделяются все металлические и пластмассовые детали (пуговицы, змейки, кнопки и пр.), затем разделяют по типу ткани (хлопок, лён, полиэстер и т. д.). Например джинсовая ткань поступает на заводы по производству бумаги, где ткань измельчается и отмачивается, после этого процесс производства идентичен целлюлозному. Метод производства бумаги из ткани сохранился неизменным уже многие столетия и был завезен в Европу Марко Поло, когда он в первый раз посетил Китай. В результате получается два типа бумаги: 1. «Артистический» для акварели или гравюры со своей текстурой, прочностью и долговечностью. 2. Бумага для производства банкнот.
Обувь подвергается похожему процессу сортировки: подошва отделяется от верха, компоненты сортируются по типу материала, после чего поступают на предприятия по переработки резины, пластмассы и т. д. В этом своего успеха достигла инновационная компания спортивной одежды NIKE, в магазинах которой в США можно получить скидку, оставив свои сношенные кроссовки.