Для чего нужна ординатура врачу стоматологу
Можно ли работать врачом без окончания ординатуры
Можно ли работать врачом без окончания ординатуры
Можно ли работать врачом без ординатуры? Таким вопросом задаются студенты, окончившие медицинские ВУЗы. Какие специальности могут быть заняты молодыми специалистами, не прошедшими дополнительного послевузовского образования? Можно ли работать или подрабатывать, если обучаешься в ординатуре? Ответы далее.
Как работать врачом без ординатуры
Система медицинского образования в Российской Федерации предусматривает необходимость обучения молодого специалиста в ВУЗе, который дает общие теоретические знания по выбранной специальности, интернатуре, позволяющей проверить полученные знания на практике и ординатуре, при помощи которой специалисты углубленно изучают выбранную специализацию и получают больше знаний для лечения пациентов. После получения сертификата об окончании ординатуры врач имеет возможность:
А кем можно работать без получения послевузовского образования? В соответствии с Приказом Минздрава №334н выпускники высших медицинских учреждений и иные специалисты для подтверждения своего статуса проходят аккредитацию, которая позволяет проверить соответствие врача установленным нормативным требованиям.
Для прохождения аккредитации необходимо подать письменное заявление и комплект документов в специально созданную аккредитационную комиссию. Проверка знаний проводится в форме тестирования. Оценка «сдал» выставляется, если более 70% заданий решены правильно.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения № 707н, определяющим квалификационные требования к медицинскому и фармацевтическому персоналу лица, получившие высшее образование и успешно прошедшие первичную аккредитацию, с 2016 года имеют право занимать должности:
Не зависимо от прохождения аккредитации, только на основании диплома и выписки из общего протокола о сдаче квалификационных экзаменов младшего и среднего медицинского персонала выпускник ВУЗа может работать:
Можно ли занимать должность стоматолога без ординатуры
Можно ли работать стоматологом без обучения в ординатуре? Без дополнительной подготовки молодой специалист может устроиться на работу стоматологом общей практики, в обязанности которого входят:
При приеме на работу молодые специалисты должна знать:
Можно ли работать, учась в ординатуре
Может ли ординатор работать и учиться одновременно. По Трудовому кодексу РФ молодой врач имеет право заниматься повышением собственной квалификации без отрыва от основного места работы. Это же правило установлено и Приказом Минобрнауки №1258, регулирующим порядок обучения в ординатуре.
Следует дополнительно отметить, что врач – ординатор имеет право занимать врачебные должности, установленные Приказом Минздрава №707н, должности младшего и среднего медицинского персонала или иные специальности, не противоречащие действующему законодательству. Если для работы специалиста требуется сертификат, выдаваемый после окончания ординатуры, то и получить данную работу можно только после повышения квалификации путем прохождения послевузовского обучения.
Нужна ли ординатура?
Вопрос следующий, дочка заканчивает медицинский университет, стоит вопрос поступать ли дальше в ординатуру или это не имеет смысла. Планы по специализации-терапия. Существует 2 точки зрения, которые озвучивают наши знакомые: 1)ординатура нужна в любом случае, так как она не сможет без ординатуры работать и не сможет подтвердить свое образование;
2) Нет смысла тратить время и силы на ординатуру, все-равно там никто не дает полноценно практиковаться и люди просто формально ходят туда и сдают сессии и всё. Лучше пройти аккредитацию, устроиться врачом /стоматологом/ общей практики, хотя бы на пол ставки /такая возможность есть/, после 5 лет работы пройти квалификационные экзамены и дальше работать. В дальнейшем есть планы открыть свой кабинет, который можно открыть после 5 лет стажа.
Я в этой тематике не ориентируюсь, хотелось бы выслушать ваше мнение, стоит ли все таки поступать в ординатуру или выбрать второй вариант?
Для работы врачом достаточно иметь высшее медицинское образование.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017 г. № 212н “Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры”
4. К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское и (или) высшее фармацевтическое образование*(2). При приеме на обучение учитываются квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работник
1)ординатура нужна в любом случае, так как она не сможет без ординатуры работать и не сможет подтвердить свое образование;
Образование подтверждается дипломом.
Дополнение: после получения диплома необходимо пройти аккредитацию. О лицензии уже ответил уважаемый коллега Григорьев М.
Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности
1. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
3. Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона. Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ранее действовал закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1), в котором регулировался порядок занятия частной медицинской практикой, теперь данная норма (ст. 56) отменена. Для занятия частной медицинской практикой нужен диплом о высшем образовании, свидетельство об аккредитации и лицензия. Ординатура не требуется, хотя приветствуется.
Статья 56. Право на занятие частной медицинской практикой
Частная медицинская практика — это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.
Частная медицинская практика осуществляется в соответствии с настоящими Основами, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на медицинскую деятельность.
Уважаемый Олег! Здравствуйте! Интересный вопрос, тем более связанный с получением лицензии на медицинскую деятельность.
Тогда в силу п.п.«в, г» п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности… (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291)
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее — лицензия), являются, в т.ч.
наличие:
у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы»;
у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, — высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
у индивидуального предпринимателя — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь — среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;
г) наличие у лиц, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, стажа работы по специальности:
не менее 5 лет — при наличии высшего медицинского образования;
не менее 3 лет — при наличии среднего медицинского образования
Соответственно принимая во внимание требования приказа Минздрава России от 08.10.2015 N 707н (ред. от 15.06.2017) «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки „Здравоохранение и медицинские науки“ (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2015 N 39438) и оговорки в нем о том, что
Для лиц, получивших образование по основной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета) после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста, подготовка в интернатуре/ординатуре не является обязательной при замещении должностей врача-стоматолога
полагаю возможным 2-ой вариант. Можно еще дополнительно проконсультироваться непосредственно и в учебном заведении, как впрочем и в лицензирующем органе. Это, кстати, бесплатно.
Ординатура: что такое, учеба или работа, сколько длится
Клинической ординатурой называют одну из частей высшего образования медицинских работников, форму улучшения профессиональных качеств врача, при которой происходит становление медицинского работника, как самостоятельного специалиста. Она представлена в медицинских вузах, на факультетах медицины университетов и в институтах усовершенствования квалификации медперсонала на территории Российской Федерации и стран постсоветского пространства.
Иными словами, ординатура является такой формой самостоятельного обучения, при которой обучающийся получает возможность развивать свои профессиональные навыки, расширить свои познания в сфере медицинских технологий, а также помочь системе здравоохранения в решении кадровых задач.
Такая форма обучения (как, собственно, и интернатура), существует на официальном уровне и закреплена законодательно в 1994 году приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации. По закону, к ее прохождению допускают медицинских специалистов и специалистов в области фармацевтической деятельности, а также провизоров.
Срок обучения на очном отделении составляет два года, однако, при некоторых обстоятельствах может продлеваться и длиться более пяти лет, включая в себя трудовой стаж медицинского работника (по Положению о клинической ординатуре от 1993 года). Официально ординатура является работой, и поэтому стаж трудовой деятельности рассчитывается на общих основаниях.
Особенности обучения в ординатуре
Обучение в ординатуре в России не является обязательной частью образования медицинского работника, поэтому этот этап подготовки специалиста является сознательным выбором медика. Как и в любом учебном заведении, здесь существует определенная форма контроля знаний. Она может варьироваться в зависимости от требований конкретного образовательного учреждения, однако, чаще всего осуществляется в форме зачетов, экзаменов и устных выступлений.
Поступить в ординатуру можно любому человеку, имеющему диплом о получении высшего медицинского образования: к обучению допускаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные студенты, обладающие соответствующим документом международного образца, наделяющим их правом проходить обучение за границей.
Обучение происходит по индивидуальному плану, который разрабатывает для ординаторов руководитель. Чаще всего руководителем становится имеющий определенный опыт работы специалист – профессор, кандидат наук или доктор медицинских наук. Индивидуальный план работы утверждается заведующим кафедрой.
Что такое ординатура можно увидеть по программе подготовки специалиста. Классическим набором ординатора являются:
Обучение в ординатуре позволяет медицинскому работнику восполнить недостающие знания и подготовиться к самостоятельной работе с пациентами под присмотром руководителя.
При поступлении в выбранное учебное заведение следует учитывать количество бюджетных мест на направлении. В случае заполнения бюджетных мест по конкурсу, медицинский работник имеет право подать заявление на прохождение обучения на платной основе.
Стоматологическая ординатура
В стоматологическом отделении также существует своя ординатура. В ординатуре этой направленности студенты-дантисты проходят углубленное обучение по стоматологии и практику, а по окончании получают сертификаты, предоставляющие им право самостоятельно принимать пациентов в стоматологической клинике или открыть собственный врачебный кабинет.
Можно ли пройти обучение за границей?
Как уже отмечалось ранее, ординатура является формой образования, характерной для Российской Федерации и стран бывшего Советского Союза, поэтому как таковой ординатуры за пределами стран СНГ не существует.
Для тех же, кто хочет пройти углубленное послевузовское обучение за границей существует возможность получить статус ассистента врача или пройти курсы по подтверждению своей специализации.
Так, например, в Италии получение специализации длится от 2 до 6 лет, а в Германии не получится сменить статус ассистента на статус врача без прохождения экзамена. Это в полной мере распространяется и на врачей, специализирующихся в стоматологии.
Принципиальные различия ординатуры и интернатуры
У многих студентов нередко возникают вопросы о том, в чем разница интернатуры и ординатуры, сколько обучение займет времени, а также о том, куда лучше всего поступать. Итак, для того, чтобы ответить на эти вопросы, следует понять – что же такое интернатура.
Интернатура также является одним из этапов подготовки выпустившихся из вузов специалистов, однако, рассчитана на ускоренное прохождение. В интернатуру имеют право поступать молодые специалисты, окончившие шестилетнее обучение и имеющие на руках диплом о высшем медицинском образовании.
Время обучения в интернатуре, в отличие от ординатуры составляет всего один год, в течение которого интерн, под руководством опытных врачей, занимается практической деятельностью, однако, не принимает самостоятельных решений и не несет ответственности за свои действия.
После завершения обучения интерну выдается сертификат об окончании курса, в котором указывается приобретенная студентом специальность. Этот сертификат дает право молодому специалисту на самостоятельную работу в сфере медицины.
Разница интернатуры и ординатуры состоит в следующем:
Немного о приятных бонусах
Помимо дополнительных знаний и углубленного изучения предмета своей деятельности, обучение в ординатуре предоставляет обучающемуся некоторые льготы и гарантии:
В целом преимущества ординатуры, хотя она и длится дольше интернатуры, состоит в том, чтобы дать выпускнику медицинского вуза и больше знаний и практического опыта для применения в последующей профессиональной врачебной деятельности. История романа отцы и дети изучайте по ссылке.
Можно ли работать врачом без ординатуры
Вопрос того, можно ли работать врачом без ординатуры, крайне актуален для многих россиян, которые решили посвятить свою жизнь медицине. При этом в этом вопросе есть много тонкостей и нюансов, в зависимости от выбранной специальности, например, нет никаких оснований, запрещающих работать стоматологом без ординатуры, однако она является уже обязательной для стоматолога-терапевта.
Можно ли работать врачом без ординатуры
На текущий момент в Российской Федерации большинство выпускников учреждений высшего образования по направлению медицины должны получить помимо основного диплома в рамках специальности, какое-либо дополнительное подтверждение своих навыков и знаний, прежде чем приступать к фактическому ведению рабочей деятельности или частной медицинской практики. При этом долгое время существовало два варианта получения практических и теоретических знаний.
Интернатура предполагала годовое обучение в качестве помощника врача в больничном учреждении.
Ординатура подразумевала более длительное, двухлетнее обучение со значительным количеством изучаемых теоретических материалов для подготовки узких специалистов.
Сейчас интернатуру в качестве возможного варианта получения врачами послевузовского образования отменили, и поэтому у многих выпускников появился вопрос — можно ли работать врачом без ординатуры. Ответ на этот вопрос достаточно простой — в зависимости от программы обучения в ВУЗе, предполагается возможность сдачи экзаменов на аккредитацию в качестве участкового терапевта либо участкового педиатра.
Таким образом, ответ на вопрос, можно ли работать врачом без ординатуры, положительный. Однако, чтобы работать в качестве врача узкого профиля, необходимо будет в обязательном порядке пройти ординатуру. То же самое касается и открытия собственного кабинета и занятия частной практикой — однако для них также необходимо пройти и дополнительную процедуру аккредитации.
Можно ли работать стоматологом без ординатуры
Стоматологи относятся к отдельной категории врачей — для них предусмотрены другие образовательные программы и широкое количество различных стоматологических специальностей. Более того — различается и порядок получения аккредитации и ведения частной практики с точки зрения законодательного регулирования. И так как стоматология является одним из наиболее прибыльных и выгодных сейчас направлений медицины, многих интересует, можно ли работать стоматологом без ординатуры.
В отличие от врачей узкого профиля, не связанных с работой в сфере стоматологии, стоматологи могут работать без ординатуры — по крайней мере, замещая должности врача-стоматолога, или даже заместителя заведующего либо владельца клиники. Для ведения частной практики, конечно, придется иметь пять лет практического стажа, чтобы получить соответствующую аккредитацию. Однако общих ограничений на трудоустройство в виде полноценного врача законом не предусмотрено.
Тем не менее, определенные ограничения есть и для работы в сфере стоматологии, если не была пройдена ординатура. В частности, допускается работа исключительно в качестве врача-стоматолога общей практики. Для замещения специфических должностей в сфере стоматологии, в том числе для того, чтобы стать стоматологом-терапевтом, хирургом-стоматологом и другим специалистом в различных углубленных сферах работы, уже без ординатуры в Российской Федерации не обойтись.
Можно ли работать, учась в ординатуре
Ординатура — это специфический способ послевузовской подготовки врачей. На текущий момент особенности правового регулирования ординатуры имеют несколько правовых коллизий, которые связаны с возможностью трудоустройства в этот период. Так, в ординатуру будущий или действующий врач может попасть тремя путями:
При этом действующие нормативы законодательства предполагают, что врачам, проходящим обучение по программам ординатуры, выплачивается стипендия. Однако, предусмотрена также и возможность работы по принципу совместительства — то есть на полставки или ниже. Но реализовать такую возможность, не нарушая законодательства, нельзя. Ведь чтобы оформиться совместителем, нужно уже иметь определенное место работы, а во время обучения в ординатуре врач не считается трудоустроенным, а является именно обучающимся лицом. Все это лишь усугубляет проблемы российской медицины и здравоохранения.
Тем не менее, реформирование системы здравоохранения и образования сейчас в Российской Федерации продолжается. И эти проблемы также обрабатываются Минздравом и Минобром в полной мере, поэтому в ближайшие годы ситуация может измениться и медикам предоставят адекватную возможность работать, имея высшее образование, но не имея ординатуры.
«На обучение я потратила около 500 тысяч рублей»: сколько зарабатывает детский стоматолог
В Люберцах
В этот раз детский стоматолог Юлия объяснила нам, почему докторам сложно найти работу сразу после вуза, из-за чего детская стоматология не так прибыльна и популярна, как взрослая, а также что сложнее — лечить детей или успокаивать их родителей.
Выбор профессии
В моей семье много врачей: папа, бабушки, тетя. Поэтому в детстве вопрос «Кем ты станешь?» не задавался, ставился другой — «Каким врачом ты будешь?». Я росла в медицинской среде, мне было интересно слушать за ужином разговоры про пациентов, и решение было осознанным.
Вначале я хотела учиться на лечебном факультете и даже поступила туда. Но моя бабушка, которая сама была стоматологом и знала, что для женщины это хорошая профессия, немного схитрила. Она посоветовала мне поступить на стоматологический факультет, потому что там легче учиться, а затем уже перевестись на лечфак. Так я и сделала: пошла на стоматфак да там и осталась. Бабушки не стало в прошлом году, но я очень ей благодарна за то, что она смогла повлиять на выбор моей специальности.
Образование
Я родилась в Брянской области, училась в гимназии. Готовиться к поступлению начала с девятого класса. В 17 лет сдала ЕГЭ и вступительные экзамены в Третий медико-стоматологический университет, поступила на бюджет и переехала в общежитие в Москву.
Поступать было действительно сложно. Желающих стать врачами немало: многим романтикам-подросткам медицина кажется чем-то красивым и благородным. Впрочем, я до сих пор так считаю. Причем если в советские времена стоматология считалась непрестижной специальностью, все хотели быть военными хирургами, то сейчас все изменилось: по статистике, зубные врачи получают больше, чем участковые терапевты.
Пять лет училась в Третьем меде. Было нелегко, особенно в первые три года, но «троек» и пересдач у меня не было. Не могу сказать, что я обладала какими-то фантастическими способностями, просто сидела и учила ночами. Многие так же, как я, приезжают в Москву из маленьких городов и не могут устоять перед столичными соблазнами. Но если не ходить в клубы и заниматься, то все можно осилить.
На четвертом курсе стало полегче, я подрабатывала ассистентом стоматолога. Начинала с 2000 Р за 12-часовой рабочий день. Потом хорошо себя зарекомендовала, многому научилась и ставку подняли до 3000—3500 Р за такую же смену. В неделю их было от трех до пяти.
Сегодня система последипломного обучения врачей выглядит иначе: после вуза все сразу идут в ординатуру, получают узкопрофильное образование. Когда я училась, сначала нужно было идти в интернатуру, а потом проходить «первичку» или поступать в ординатуру, и многие выбирали первичную специализацию, потому что она короче и дешевле.
Но, как и тогда, сейчас даже после всех этих ступеней устроиться на работу вчерашним студентам-медикам очень трудно. В российском медицинском образовании — как минимум в стоматологии — есть большая проблема: у выпускников вузов неплохая теоретическая база, но они абсолютно оторваны от практики. Если за время учебы ты принял пять пациентов, под руководством преподавателя пролечил или удалил зубы — считай, тебе повезло.
Теоретически на третьем курсе стоматологи сначала должны тренироваться на пластмассовых головах с зубами, а потом отрабатывать навыки на несложных случаях у живых пациентов на клинических базах, где врач-куратор должен обучать студентов и все контролировать. Но на практике преподаватели не очень заинтересованы во всем этом, и частенько мы просто отсиживали время занятий и уходили.
Даже после интернатуры мне пришлось всему учиться на работе.
К моменту окончания вуза у меня был опыт работы ассистентом у хорошего стоматолога, и мне уже было не так боязно дотронуться до живого человека. Но я сразу начала работать с детьми, и, конечно, страх сделать ребенку плохо все равно был.
Так что я заново читала книги, уже применительно к практике, ходила на платные семинары. Сейчас в стоматологии очень распространены курсы на базе частных клиник. Один-два дня стоят 25—30 тысяч рублей. У ортодонтов, которые специализируются на исправлении прикуса, и у ортопедов, занимающихся протезированием, стоимость курсов начинается от 100 тысяч. Работать после таких семинаров, конечно, проще, особенно после практических занятий. В моем направлении это упражнения на фантомах — пластмассовых зубах или удаленных ранее настоящих. Хирурги учатся оперировать и проводить имплантацию на свиных головах. В идеале всему этому, конечно, должны обучать в вузах.
Через пару лет работы я поняла, что мне не хватает знаний, поступила в ординатуру и параллельно продолжила работать в поликлинике на полставки. С ординатурой мне повезло: попала к хорошему специалисту на базе кафедры детской стоматологии Третьего меда, который нас всему научил. Ну и обучение в ординатуре — это все-таки практика. По сути, мы занимались благотворительностью: бесплатно лечили сирот, которым помогала организация «Детские деревни — SOS».
И во время ординатуры, и после я продолжала проходить частные курсы. Тогда без подобного рода «учеб» в хорошую клинику устроиться было невозможно. Ведь все хотят сразу специалиста с навыками, никому не интересно брать вчерашнего студента и учить его на своих же пациентах.
Ирония в том, что ошибки случаются и у опытных врачей. Сегодня больше котируются специалисты, ведущие фотопротокол своих работ. Делаются снимки «до», в идеале фиксируются этапы работы и фотографируется результат как подтверждение мануальных навыков специалиста. Ведь всем понятно, что можно пройти миллион курсов, но оставаться не очень компетентным стоматологом. Конечно, до сих пор предпочтение отдается тем, кто прошел какое-то дополнительное обучение, но это лишь преимущество, а не решающий фактор.
Сейчас учусь реже — раз в три месяца или полгода. Какой-то багаж знаний и навыков у меня уже есть, и слушать одно и то же нет смысла. Ну и нужно понимать, что это бизнес: многие преподаватели сотрудничают с производителями материалов. Откровенного антинаучного бреда эти лекторы не несут, но тратить время на скрытую рекламу все равно не хочется. Поэтому важно уметь выбирать и ходить к независимым лекторам.
Суть профессии
В стоматологии «детство» — самая непопулярная специализация. И оттого востребованная: хороших специалистов мало. Сейчас ситуация постепенно меняется, но многие до сих пор не хотят идти в детскую стоматологию, потому что коммуникация с ребенком — это сложно. Чтобы уговорить четырехлетку сделать укол в десну, даже пряча шприц, нужно иметь железное терпение. При этом, по сравнению со взрослой стоматологией, детская не очень прибыльна.
Лечение детских зубов, как правило, стоит дешевле, а напрягов больше.
Работа действительно тяжела морально: дети плачут, родители, бабушки и няни нервничают, иногда злятся. Получается такая двойная нагрузка: надо не только договориться с ребенком, но и объяснить все его родителям, сохраняя спокойствие и доброжелательный настрой.
Все эти страшные истории из советского детства о том, как вдесятером держали бедного ребенка, чтобы вырвать ему зуб, ушли в прошлое, по крайней мере в Москве и области. Сегодня во всем мире понимают, что ребенок — человек со своим характером и правами.
Необходимость в лечении под общим наркозом возникает, конечно, не всегда: все зависит от ребенка и объема работы. Открыть рот без криков и истерик может ребенок и в полтора-два года — просто иногда не в кресле, а где-то в коридоре и в игровой форме. Другое дело — когда нужно спокойно сидеть, открыв рот, вытерпеть анестезию, сверление и установку пломбы. Если никто не напугал трехлетнего ребенка страшными рассказами про стоматологов и вообще он достаточно доверчивый, спокойный и не гиперактивный, то лечение одного зуба он вполне способен вытерпеть. Но когда речь идет о лечении 16 зубов из 20, которое подразумевает пять-шесть посещений, то тут даже шестилетний ребенок не выдержит.
К детям с аутизмом и особенными потребностями тоже нужно относиться уважительно: им больно, они часто боятся просто потому, что не понимают, что с ними делают. Их и в 10, и в 15 лет мы берем лечить в наркозе. Не хочется быть человеком, который напугает. Хочется, чтобы лечение ассоциировалась с чем-то как минимум безболезненным. В стоматологии сейчас вообще все нестрашно, небольно и поправимо.
Конечно, у меня, как и у любого врача, бывали неудачи. Хотя откровенных фейлов и ужасных исходов вспомнить не могу. Неосознанно пугала детей, передавливала там, где нужно было отпустить. Бывало, что пролечила зуб, все сделала по протоколу, а он разболелся, и пришлось его удалить. Раньше ошибок было больше, но все они вписываются в рамки допустимых статистических погрешностей для врача.
Многое приходит с опытом. Врачи любой специальности меня поймут: заходит пациент — и уже по его ботиночкам, движениям и общению с родителями понимаешь, как он будет себя вести, будет ли он сидеть, знает ли ребенок слово «нет». Никогда никого не осуждаю: я лечу зубы, детей воспитывают родители. Но с избалованными детьми обычно сложнее.
Мешает процессу и гиперопека родителей. Я все понимаю: это выстраданные любимые дети. Но когда ребенок в первый раз идет к стоматологу, он его не боится. А родители приходят уже с определенным жизненным опытом. У многих абсолютно устойчивая ассоциация, что лечить зубы больно, страшно, дорого, и родители проецируют свое тревожное поведение на детей. Здесь помогают только разговоры и поддержка: без устали повторяю, что это нестрашно, это нужно. Но иногда, если ребенок сидит нормально, а родитель нервничает, приходится просить его либо пересесть вне поля зрения ребенка, либо вообще выйти в коридор.
Стараюсь на приеме рассказывать родителям, какие последствия могут быть как для здоровья, так и для кошелька, если не лечить ребенку зубы. Пытаюсь менять ситуацию, в которой мы приучаем детей мыть руки, голову, стричь ногти, а про зубы упоминаем как-то вскользь. Людям сложно принять, что зубы — изнашиваемые органы и раз в полгода требуют технического обслуживания.
Слава богу, сейчас много доступной информации в интернете, и многие родители приходят уже подкованными. Конечно, в основном это благополучный средний класс в Москве. Если отъехать за 100 километров от столицы, то там все осталось как в 1983 году.
Детские зубы лечить не надо, они выпадут, зачем вообще на это деньги тратить, лучше игрушку купить.
К сожалению, не в последнюю очередь это следствие скудного оснащения клиник и проблем с доступностью обучения в регионах. Уровень заработка пациентов формирует рынок предложений.
Место работы
Я очень люблю свою профессию, но, работая в государственном учреждении, постоянно ощущала себя пловцом, гребущим в горной реке против течения. Есть годами отлаженный огромный механизм, который работает так, как работает. А ты просто винтик, который своего мнения иметь не должен. И либо ты работаешь, либо уходишь.
Многие врачи не любят «бумажки», но заполнение медицинской документации — важная часть нашей работы. Просто в государственных клиниках ее слишком много. А материалов, наоборот, часто не хватает.
Сложно общаться с пациентами: огромный поток людей, за 20 минут сложно оказать квалифицированную помощь, уделить каждому внимание. При всем желании, золотых руках и любви к человечеству это просто невозможно. Лица меняются так быстро, что не запоминаешь имен. Через две недели к тебе приходит твой четырехлетний пациент, называет любимым доктором.
А ты вообще не понимаешь, кто он, пока в рот не посмотришь: о, да, пульпит, нижняя пятерочка, помню-помню.
Не люди, а ходячие зубы. Поняла, что из любящего врача начинаю превращаться в ремесленника. Для меня это неприемлемо.
Поэтому после ординатуры я ушла из поликлиники и стала искать новую работу. Немножко помыкалась по частным клиникам: где-то не было пациентов, где-то были завышенные требования — такое часто происходит, когда руководит не врач, а менеджер, не понимающий каких-то медицинских аспектов.
Потом случайно попала в большую многопрофильную клинику в Люберцах, где сейчас работаю. Коллега порекомендовала меня заведующему, который искал детского стоматолога. Мы с ним созвонились, и все сразу стало понятно. На тот момент я уже обладала какими-то навыками, имела хорошее, полностью завершенное образование, миллион курсов, фотопортфолио, шесть лет стажа. Работаю здесь уже больше полугода. Было трудно адаптироваться: огромный коллектив, здание, все бегут, море пациентов… Но постепенно привыкла.
Главное, что здесь у меня адекватное начальство. Генеральный директор этой клиники — тоже не врач, а бизнесмен. Но он сразу предупредил, что для решения медицинских вопросов есть заведующие. Считаю это адекватным подходом. Наш заведующий — талантливый ортодонт. С одной стороны, контролирует ситуацию в отделении, с другой — не лезет куда не следует. Но, если нужна помощь, быстро все решает. Еще на собеседовании мне понравилась его фраза о том, что есть суперпремиальные клиники — кофе-чай-массаж рук и маникюр прямо в стоматологическом кресле. Но у нас история больше про медицину, а не про бизнес. Хотя наш медцентр хорошо зарекомендовал себя в регионе, если пациенту не подошла я как врач или не понравилась сама клиника и он ушел — никто не станет меня терроризировать, почему я ему не сделала «хотя бы чисточку» и в кассу ничего не внесла.
Здесь у меня есть свобода действий и свобода заработка. Устала — значит, работаю поменьше. Чувствую в себе силы, нужны деньги — значит, в этом месяце беру побольше смен. Когда начинаешь перегорать, можно сокращать смены, уменьшать нагрузку. Тебя слышат, держатся за хорошего специалиста.
Рабочий день
Живу в Домодедове в частном доме, в клинику в Люберцах езжу на машине. Мои рабочие дни — понедельник, среда, суббота, воскресенье. У меня четыре смены с 9:00 до 21:00, но если устала, прошу сократить смену в среду или понедельник и работаю с 9:00 до 15:00 или с 15:00 до 21:00.
Во время карантина мы оказывали помощь по острой боли. Сейчас клиника вернулась к докарантинному графику, у нас полная запись, несмотря на масочный режим. Никаких проблем с масками, респираторами и одноразовыми халатами у нас нет — все выдают.
Люблю приезжать на работу пораньше, обычно в 8:30 я уже на месте. Глажу форму, включаю компьютер, смотрю запись на день. Изучаю карты пациентов: возраст, лечились ли, если лечились — смотрю снимки. Уже по возрасту приблизительно понимаю, с какими проблемами могут прийти, делаю пометки для ассистента и администратора.
В 9:00 начинается прием. Первым делом выбираем с ребенком мультики. Оказывается, это не так просто: одни дети от радости не могут вспомнить, какой мультфильм у них любимый, другие отказываются — стесняются или их просто напрягает новая обстановка. Тогда спрашиваю у родителя, что включить. Дети постарше просят блогеров на «Ютубе» или прохождение игр. Видео идет как бы фоном, но ребенок волей-неволей начинает смотреть. Я в это время разговариваю с родителем или ассистентом и «между делом» лечу зубы. Совершенно неважно, про что говорить — про банки, засолку, рецепты, сказки. Просто дети любят погреть уши разговорами взрослых, а ты раз — и уже зуб вылечил. Конечно, не со всеми прокатывает, но метод хороший.
За день обычно успеваю принять 10—12 пациентов. На стандартное лечение выделяется час, если работа большая — полтора. Официальный обеденный перерыв длится полчаса. Бывают «окна» — например, если пациент записался и заболел. Тогда тоже отдыхаем с ассистентом. Пью кофе, читаю. В иные дни пациентов так много, что остаемся вообще без обеда.
Когда случается «наркозная» смена, мое утро начинается в операционной. Обычно из-за запрета на прием пищи перед наркозом мы записываем пациентов для лечения под общей анестезией на 8—9 утра. В операционной тоже все стандартно: заполняем документы, анестезиолог занимается с пациентами, я в это время моюсь в предоперационной, потом провожу лечение. После принимаю других пациентов, заполняю карты и уезжаю домой.
Чтобы восстановиться после работы, для меня нет ничего лучше, чем взять двух своих псов и уйти на полдня в лес погулять. Оставить телефон дома, ни с кем не общаться, просто смотреть на деревья и играть с собаками. Муж знает, что, если я пришла с работы уставшая, некоторое время со мной лучше не разговаривать, дать мне переключиться на домашнее состояние.
Случаи
Если десять раз спросить, не больно ли, не страшно ли, дети начинают что-то подозревать.
А однажды мне удалось полечить полуторагодовалого мальчика без наркоза, слез и насильственного удержания — просто у мамы на руках, со сказками и мультиками. В моей профессии это чудо. Это был мой самый маленький пациент, который при этом вообще меня не боялся, а наоборот — смотрел влюбленными глазами. Опять же, я его боялась больше — вдруг дернет головой, а у меня в руках вращающиеся инструменты. Но все прошло хорошо благодаря родителям, которые понимали ребенка и умели его успокаивать. А ведь вначале планировали лечить в наркозе.
Другой случай — не из моей практики. Коллега рассказывал, как к нему на прием привели девочку лет четырех. Ей ставили отставание в развитии, потому что она не разговаривала и тяжело шла на контакт. Ей нужно было лечить миллион зубов, а родители ни в какую не хотели наркоз. И стоматолог совершенно случайно увидел, что у девочки аденоиды — оказалось, из-за осложнения она не слышит. Ее прооперировали, вылечили и зубы, и аденоиды, и через три года это была первоклассница, абсолютно не отстающая в развитии от своих сверстников.
Подработки
Все эти истории с арендой кабинетов — не мое. Считаю, что врач должен быть трудоустроен, потому что если вдруг произойдет какая-то конфликтная ситуация или вмешательство повлечет за собой ущерб здоровью пациента, кто будет за это отвечать? Мне спокойнее, когда все официально и с нормальной медицинской документацией.
Да и всех денег не заработать: я работаю три-четыре дня в неделю и мне моей зарплаты хватает. Если еще какими-то подработками заниматься, то когда отдыхать, когда уделять время семье? У меня были периоды, когда я работала в двух клиниках, это очень сложно, требует постоянных разъездов. Я больше уставала, чем зарабатывала. Лично для меня лучше качественно работать и хорошо отдыхать, чтобы оставались силы для эмпатии и участия в жизни пациента.
Доходы и расходы
Говорят, в государственных клиниках бывает тринадцатая зарплата, но у меня ни разу такого не было. Мой доход вырос только со сменой места работы. Сейчас получаю около 100 тысяч, в зависимости от количества рабочих дней и загруженности пациентами. У меня есть окладная часть, хотя для частных клиник это редкость. Обычно в таких медцентрах врачи сидят на проценте. Здесь же, даже если нет пациентов, мне все равно оплачивают «окна». Плюс есть процентная часть — соответственно, чем больше пациентов приняла, тем больше заработала.
За июнь я получила около 125 тысяч, и, честно говоря, эта сумма далась мне нелегко. Работа тяжелая, выматывающая, и иногда даже становится обидно, что иной менеджер по продаже диванов, не несущий ответственности за здоровье своих клиентов, получает столько же или даже больше. Правда, быстро вспоминаю, что я всегда хотела быть врачом и у меня благородная профессия.
Мой муж — частный предприниматель. Уровень доходов его устраивает, и, наверное, я даже могла бы не работать и сидеть дома. Денег станет меньше, но с голоду никто не умрет. Однако зависеть от кого-то не очень для меня приемлемо, мне важна самостоятельность и финансовая свобода. И я не считаю правильным получить такое образование, вложить столько времени и сил в любимую профессию и не работать.
На обучение за все годы я потратила около 500 тысяч рублей.
А если бы я не поступила на бюджет, сумма получилась бы вообще астрономическая.
Основные расходы — это еда на двоих, кредиты на строительство дома, в который мы въехали в конце прошлого года, и недоделанный в нем ремонт. Какая-то сумма уходит на двух собак — у нас лабрадор и лайка. Забрали их к себе от родителей, которым с возрастом стало тяжело с ними справляться. Раз в год собакам нужно делать прививки, раз в три месяца — давать таблетку от клещей. Недешевыми оказались услуги кинолога — 1500 Р за одно занятие. Мы занимались с ним около двух месяцев два раза в неделю.
Может, я просто стоматологический шопоголик?
Сколько получается откладывать, сказать сложно. Еще со студенческих времен планирую бюджет не на месяц, а на неделю, остаток в конце месяца откладываю. Обычно трачу в неделю около 9 тысяч на еду и текущие нужды. Зарплата мне приходит два раза в месяц: сначала аванс, затем основная часть с процентами. На первую часть живем, это где-то 30 тысяч, а всю основную часть — от 50 до 70 тысяч — стараюсь откладывать, но получается так себе. Впрочем, у меня всегда есть какая-то подушка безопасности, около 200—300 тысяч. Она выручила меня, например, в прошлом году, когда я сломала ногу и какое-то время не работала.
В целом у меня достаточно безалаберное отношение к деньгам, хочется это изменить. Поэтому я наконец начала считать расходы и вести бюджет.
Финансовые цели
Мечтаю купить квартиру под сдачу. В идеале, конечно, в Москве, но нужно реально смотреть на вещи. Наверное, все-таки в ближнем Подмосковье — может быть, в Видном или тех же Люберцах. Другого варианта пассивного дохода, кроме как от сдачи жилья, я для себя пока не нашла. Инвестиции, банковские операции, торговля на бирже — для меня темный лес.
Будущее
Я абсолютно счастливый человек, у меня крепкая счастливая семья, любимая работа. Детей хочется.
Думаю, лет через 10—15 все еще буду работать детским стоматологом. Для многих дантистов карьерный рост заключается в открытии своей клиники, но пока я себя в этом не вижу. Может, лет через пять это и изменится, хотя в целом я не бизнесмен, с деньгами у меня отношения так себе. Возможно, через 10 лет стану заведующей отделением, но это все-таки больше административная работа, я свое развитие пока вижу именно в медицине.
Мне не встречались люди, считающие, что детская стоматология — их призвание. Просто у кого-то получилось, у кого-то нет. Мне повезло. Я люблю общаться с детьми, они непосредственные, открытые, чистые, забирают много энергии, но и отдают не меньше. Если пациент тебя любит, то он будет тебя обнимать, целовать, приносить тебе снеговиков из пластилина, рисовать мелками зубных фей. И такое доверие, конечно, нельзя не оправдать.
Медицина и здоровье. Выясняем, можно ли сэкономить, когда дело доходит до врачей и лекарств, а также пытаемся вести более здоровый образ жизни