Для чего нужна организация
От иерархии к играм: какие офисы нужны сегодня
Об эксперте: Юлия Волощук, Директор по созданию среды и корпоративной культуры компании Sinteza.
Работая из дома, сотрудники тоскуют по офисной среде, атмосфере и общению с коллегами. 76% опрошенных миллениалов и зумеров говорят, что офис для них по-прежнему важен. Это пространство, в котором живет корпоративная культура, дух компании. Если этого нет, мотивация падает и тормозят рабочие процессы.
Зачем нужен офис сегодня
Офис дает возможность эффективной организации труда. И хотя во время самоизоляции сотрудники пытались приспособить квартиру под рабочее пространство, многие столкнулись с проблемами. Как минимум, для этого нужны оборудование и свободная площадь. В офисе можно переключиться с одной задачи на другую, пока идешь с одного этажа на другой. В то время как дом по сути — одно цельное пространство, часто не зонированное. А для work-life balance важно разграничивать home office и сам дом, как место для сна, семьи и отдыха после работы.
Офисная среда располагает к определенному типу общения. Когда мы физически находимся рядом с собеседником, у нас больше коммуникационных возможностей. При групповом взаимодействии растет и уровень креативности: внезапная идея может прийти за чашкой кофе с коллегой. Кроме того, мотивация работника во многом зависит от включенности в группу, которую зачастую сложно организовать без офлайн-участия. И даже самым распределенным, удаленным командам, по моему опыту, хотя бы пару раз в год необходимо собираться для физического общения. Причем, чтобы почувствовать себя частью компании, не обязательно встречаться на совещаниях. Речь идет и о встречах в неформальной обстановке.
Офис — прежде всего деловое пространство, где проходят рабочие встречи, часть из которых — с клиентами. В офис можно позвать клиента, чтобы получше познакомить его с продуктом и вашей компанией. Также физическое наличие офиса подтверждает репутацию бизнеса, что повышает доверие.
Как корпоративная культура влияет на офисное пространство
Основу корпоративной культуры закладывают собственники и основатели бизнеса. Со временем она усиливается и транслируется людьми, которые работают в компании. Дизайн офиса отражает дух компании, ее ценности и свойства. Поэтому при разработке офисного дизайна учитывать корпоративную культуру важно не меньше, чем эффективность и эргономичность пространства. И хотя рабочее место — это отдельная статья расходов, и многие пытаются уплотнить размещение сотрудников, все же экономить на материалах не стоит. Ведь рабочее пространство может стать ресурсом, который способен повысить производительность сотрудников и в целом удовлетворенность работой.
Соотношение личных, переговорных и общественных пространств, их функциональное назначение и дизайн — дополнительная возможность показать и поддержать культуру организации. Кроме того, офис транслирует преимущества бренда работодателя. Например, наличие массажного кабинета и капсул для сна — показатель заботы компании о сотрудниках и доказательство комфортных условий труда. При этом иногда детали могут все решить или наоборот — разрушить. Во многих IT-компаниях команды работают в тапочках, что может оттолкнуть сотрудника условного «Газпрома». А вот в SkyEng это нормальная практика. Поэтому при проектировании офиса важно учитывать, для какой компании он делается, какая у нее культура, стратегия, ценностное предложение для сотрудников, и уже от этого отталкиваться.
Именно корпоративная культура определяет дизайн офиса, а не наоборот. Попытки скопировать известные офисы вроде Google могут закончиться плачевно. Не всем подходят игровые комнаты или яркие цвета, это должно быть подкреплено культурой компании. Иное возможно только в случае трансформации компании, когда вы осознанно, меняя среду, поддерживаете культурные изменения.
Какие бывают офисы
Согласно исследованиям ученых Мичиганского университета, большинство корпоративных культур можно разделить на три основных типа: клан, адхократия и иерархия. В зависимости от типа культуры бывают и разные офисы.
Иерархическая культура — классические офисы
Иерархический, он же бюрократический, подход к организационной культуре применяется компаниями, цель которых — обеспечить эффективный, последовательный и предсказуемый результат. Здесь четко определены границы и обязанности между сотрудниками и отделами, все процессы четко регламентированы. Такой тип культуры чаще всего наблюдается в государственных структурах и на предприятиях, которые ориентированы на соблюдение всех правил и внутренний комфорт, нежели на потребителей.
Компании с иерархической культурой чаще используют офисы кабинетно-коридорного типа — «закрытую» систему, где люди работают в основном индивидуально, командное взаимодействие сведено к минимуму. При этом коридоры, проходы, стены занимают полезную площадь.
Например, в «Газпром нефти» выбор кабинетно-коридорной планировки объясняют тем, что большая часть сотрудников работает с информацией конфиденциального характера. В то же время компания пытается достичь баланса между закрытой деятельностью и общением — эту задачу решают гибкие функциональные пространства. Сосредоточенность работников поддерживает и оформление пространства: выбран минималистичный стиль, который не отвлекает людей от работы. Атмосферу доброжелательности создают светлые тона и правильно подобранное освещение, а обилие растений, зеленых стен, панно из мха дает сотрудникам почувствовать себя частью природы даже в таком закрытом пространстве. Доказано, что озеленение офисов повышает удовлетворенность работой. Надо отметить, что игровых зон в этом проекте нет.
Компании с преобладающей иерархической культурой стремятся подчеркнуть свою респектабельность, консервативность и сдержанность и в дизайне офиса. Например, Объединенная вагонная компания, которая называет своей основной ценностью лидерство и инновационность в вагоностроении, для нового офиса перевезла старую массивную мебель с кожаным покрытием. В представительских зонах оформление перекликается с интерьером лобби дорогого отеля или бизнес-клуба. В отделке предпочтение отдают натуральным материалам. Но даже такие заказчики понимают, что без перемен не обойтись, поэтому в новом проекте к традиционной кабинетной рассадке добавили зоны опенспейса. Чтобы поддержать заявленную инновационность компании выбирают при строительстве экологичные материалы, могут организовать в офисе раздельный сбор мусора, а на территории организовать велопарковки для тех сотрудников, которые готовы отказаться от автомобиля.
Компании с бюрократической корпоративной культурой также могут существовать в условиях опенспейса, но даже офис открытого типа у них будет организован так, что сотрудники могут чувствовать себя в приватной обстановке. Медицинская компания Baxter выбрала рабочие места в виде кубиклов — станции, отделенной от других перегородками. Отделка и декор — максимально лаконичные и соответствуют культуре компании. Миссией бренда заявлено спасение жизней.
При этом и компании с иерархической культурой пытаются следовать тренду на открытость. Когда сам офис из закрытой в открытую систему руководство переводить не готово, для всеобщего доступа открывают общественные пространства на территории объекта. Так будет с новой штаб-квартирой РЖД.
Семейная культура — гибкие офисы
Компаниями с преобладающей клановой культурой движет чувство единства и общности. Для такого типа рабочей среды характерны семейные качества. Как правило, менеджеры в этих организациях стремятся расширить возможности сотрудников, активно вовлекают их в деятельность, топ-менеджмент общается с подчиненными на равных, иерархия почти отсутствует. Офис, построенный на основе клановой культуры, должен поддерживать командную работу, демонстрировать гибкость и заботу о людях. Следовательно, для отдельного сотрудника будет выделено меньшее пространство, куда больше роли отводится пространствам для групповых взаимодействий, собраний и брейнштормов. Чаще всего компании с клановой, или семейной, культурой работают с клиентами: в розничной торговле или сфере услуг.
Один из таких примеров — онлайн-ретейлер Lamoda. Наиболее активные сотрудники компании даже участвовали проектировке офиса. В компании есть несколько типов пространств для встреч и командной работы: коворкинги, стандартные переговорные (некоторые можно при необходимости объединить для проведения тренинга), тихие будки для созвонов, мягкие зоны разных форматов с пуфами или диванами, разбросанные по всему офису. Так как Lamoda — компания с сильным ИТ-отделом, офис наполнили технологическими решениями. Для перемещений по офису используют Face ID, а для бронирования переговорных — централизованную систему с интерактивным экраном у каждой комнаты. Важным моментом для ретейлера было привести внутреннее (корпоративную культуру) в соответствие с внешним. Так что теперь даже стены и надписи на полу о стиле жизни напоминают сотрудникам, что они работают в индустрии моды. Стеклянные стены с зеркальной пленкой создают впечатление, что ты находишься в магазине с кучей зеркал и примерочных.
Всё популярнее становится концепция офисов с незакрепленными рабочими местами (хотя у той же Lamoda она не прижилась). Сотруднику предоставляется свой шкафчик-локер для хранения вещей, вместо тумбочек, которые занимают место и захламленных столов, что позволяет поддерживать чистоту. В остальном же человеку предоставлена полная мобильность в пространстве: он может выбрать любое незанятое рабочее место. В России такой офис использует фармацевтическая компания GSK. В пространстве есть 18 focus rooms, мест для индивидуальной работы, где сотрудник может уединиться и сосредоточиться на проекте. В офисе нет отдельных кабинетов и строгой иерархии: топ-менеджеры и руководители также работают в опенспейсе.
Пять переговорных комнат являются трансформерами: за счет мобильных перегородок можно сделать одно огромное пространство для мероприятий. В опен-спейсе в роли перегородок между отделами выступают подвесные орнаментальные акустические панели. Они поглощают шум и создают камерную уютную атмосферу, при этом не перегружая пространства и не создавая вокруг сотрудников ограждения. Используется система освещения, которая автоматически регулирует теплоту источника света в зависимости от погоды и времени суток.
По принципу hot desking устроен и офис ИТ-компании Mafin. Сотрудник сам выбирает себе рабочее место в зависимости от актуальной задачи. В офисе также есть так называемые зоны коллаборации, которые подходят как для быстрых встреч, так и для длительной работы. Отдохнуть тоже есть где: помимо лаунж-зон в офисе установлены капсулы сна.
Адхократия — игровые офисы
Наконец, есть адхократия. В компаниях с такой культурой сотрудникам предоставлена свобода мыслей и действий, а стратегические предпосылки этой офисной культуры основаны на инновациях и вере в то, что новаторские инициативы приведут к успеху. Руководство всячески способствует творчеству и активности сотрудников. Адхократии не имеют централизованной власти, вместо этого власть передается от человека к человеку.
Культура адхократии ориентирована на творчество, поэтому дизайн должен стимулировать творческий процесс в компании. Офисные помещения — это не только пространство для непосредственно работы, здесь решаются и другие задачи. Поэтому такой подход требует создания игровой атмосферы, чтобы в офисе было где отдохнуть и повеселиться, переключить внимание с работы.
Особое внимание зонам для отдыха и игр уделили в штаб-квартире «Авито», где сотрудники могут полежать в гамаках или посетить лаунж-зону с искусственным прудом. Avito также следит за здоровьем своих сотрудников — помимо кабинета врача в офисе имеются два спортзала. Один из принципов компании — Work Hard, Play Hard. Поэтому в свободное время команду зовут поиграть в футбол, пинг-понг, заняться йогой, альпинизмом, бегом, принять участие в марафонах. Также в офисе предусмотрены бесплатные обеды.
Интерактивной составляющей офиса уделяют внимание и в CPA-сети Admitad. Само пространство оформлено в супергеройской тематике: на стенах развешаны плакаты героев комиксов и мультфильмов. Помимо зон отдыха для сотрудников есть библиотека и два кофе-пойнта. При организации пространства дизайнеры старались сделать такой офис, который был стал вторым домом для сотрудников. После работы для команды организовывают коллективные дегустации и мастер-классы: кулинарные или по рисованию.
Каким должен быть офис
Необходимость офиса ставится под вопрос не первый год, и весенний карантин приблизил многих к ответу. Компании вынужденно перешли на дистанционный режим и на своем опыте поняли, как им работается удаленно. Многие команды в новых условиях, вне офиса, показали себя менее эффективно: возникали проблемы в коммуникации и концентрации.
Однако перед тем, как переходить к организации офиса, нужно разобраться с корпоративной культурой. Один из способов понять, какое рабочее пространство вам нужно, воспользоваться принципом «Шести П»:
Офис служит объединяющим звеном для всех игроков: руководства, сотрудников и клиентов — здесь проявляется корпоративная культура компании. Если в интерьере, освещении, зонах для отдыха невозможно проследить ваши ценности — это повод задуматься и поработать над офисом, превратив его в визитную карточку. Сейчас самое время, чтобы пересмотреть наполнение офиса, учитывая новые реалии.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Что такое группа компаний и зачем ее создают?
Группа компаний — это организации, объединенные по какому-то признаку: например, у них общий собственник, руководство или ресурсы. Группы создают, чтобы оптимизировать процессы и снижать издержки, но разделять бизнес только ради налоговой выгоды — незаконно
Виктор Подгорский
Дмитрий интересуется: «Я — владелец маркетингового агентства. За последние годы у нас сформировался сильный и самостоятельный отдел разработки. Партнеры посоветовали мне вывести его в отдельную организацию и создать группу компаний, чтобы оптимизировать управление и сэкономить на налогах. Это хороший совет? Что такое группа компаний, какие преимущества она дает?»
В законе нет понятия «группа компаний», а на деле группы есть
В российских законах нет понятия «группа компаний», но на деле многие компании так себя называют, например «Тинькофф», «М.Видео — Эльдорадо», «ПИК».
Группа компаний — это две или более организаций, которые добровольно признают себя группой и объединены по признаку: например, у них общий собственник, руководство или ресурсы. Между компаниями в группе могут быть имущественные, хозяйственные и управленческие отношения, но ни один из этих критериев не обязателен.
Вид деятельности у каждой компании в группе может быть никак не связан с остальными. Например, одна компания торгует компьютерами, другая производит шоколад, третья занимается образовательными курсами.
Есть несколько близких по смыслу юридических понятий, которые можно отнести к группе компаний:
В случае разбирательств с участием компаний в составе группы суд руководствуется этими положениями законов.
Зачем создают группы компаний
Группы создают, когда нужно объединить действия компаний для достижения общих целей либо, наоборот, разделить риски, налоги и операционные задачи. Примеры ситуаций, когда целесообразно организовывать группу компаний:
Принимая решение о создании группы, нужно взвесить все преимущества, недостатки и риски, о которых мы рассказываем дальше.
Преимущества группы компаний зависят от конкретной ситуации, вот самые очевидные:
При создании дочерних компаний | При объединении компаний |
---|---|
Законная оптимизация налогов. Некоторые компаний из группы могут применять льготные налоговые режимы и минимизировать общие расходы | Общая стратегия развития, согласованное управление и совместное лоббирование интересов |
Распределение коммерческих рисков. Если одна из компаний будет убыточна, доходы другой это перекроют | Экономия на совместных закупках: поставщики сделают скидки за большой объем |
Увеличение управляемости: каждая компания занимается своим направлением и есть менеджеры, глубоко погруженные в процесс | Контроль по единым стандартам качества на всех этапах бизнеса |
Часто группы создают для оптимизации налогов, но здесь есть серьезные нюансы.
Отдельно о налогах. Важно отметить, что экономия на налогах не может быть единственной причиной создания группы: ФНС признает это незаконным дроблением бизнеса.
Пленум Высшего арбитражного суда РФ разъяснил: если суд установил, что главной целью разделения бизнеса было получение дохода только за счет налоговой выгоды, без намерения оптимизировать работу в других аспектах, — такое дробление незаконно.
За незаконное разделение бизнеса налоговая доначислит упущенную разницу, выпишет штраф — 40% от неуплаченной суммы налога, а руководителя компании могут судить по уголовной статье.
Суд признал разделение бизнеса незаконным
и взыскал доначисленные налоги
Что случилось. По результатам выездной проверки налоговая решила, что ООО «» — крупная сеть АЗС — искусственно разделило бизнес на отдельные ООО по несколько заправок, чтобы сохранить право на применение УСН и не платить НДС, налоги на прибыль и имущество. Арбитражный суд и апелляция поддержали позицию налоговой и доначислили эти налоги. «» обжаловало решение в кассационном суде.
Как налоговая доказала дробление. У всех организаций был общий бухгалтер, товарный знак, сайт, реквизиты. Сотрудники «» — менеджер, энергетик и управляющий — были учредителями и директорами организаций — участников схемы. За счет этого налоговая доказала, что ООО «» раздробило бизнес на подконтрольные компании только с целью минимизировать налоги.
Решение суда. Кассационный суд согласился с налоговой и утвердил решения нижестоящих судов. Налоговая правомерно перевела компанию с УСН на ОСН и доначислила неуплаченные НДС, налоги на прибыль и имущество.
Чтобы сэкономить на налогах законно, нужны дополнительные обоснования для создания группы компаний.
В судебной практике есть случаи, когда компаниям группы удалось доказать, что они делят бизнес с целью реальной оптимизации, а не только ради налогов. В следующем примере есть несколько аргументов, которые подтверждают добросовестность создания группы.
Суд признал разделение бизнеса законным и отменил требования налоговой
Что случилось. По результатам выездной проверки налоговая решила, что ЗАО ПТФ «Пекоф» искусственно создало несколько ООО: ТД «Пекоф», «Пекоф», «Вергинэ», «Пекофф», «Пекоф ЛТД» и «Чембар», чтобы разделить между ними собственность и процессы, применять в них УСН и ЕНВД и сократить налоги на добавленную стоимость, прибыль и имущество. Арбитражный суд и апелляция сочли претензии обоснованными и взыскали доначисленные налоги. ЗАО ПТФ «Пекоф» подало кассационную жалобу.
Аргументы компаний. С момента создания ТД «Пекоф» до регистрации «Чембара» прошло больше десяти лет. За это время у компаний прошли две выездные налоговые проверки и к ним не было претензий. Тот факт, что компании контролирует одно лицо, не является основанием для вывода о незаконном дроблении бизнеса
Все ООО вели раздельный бухгалтерский учет, имели отдельные балансы и расчетные счета, сами нанимали сотрудников, арендовали торговые площади, рассчитывались с контрагентами, за собственные средства закупали оборудование, платили налоги и сборы.
Представители компаний объяснили причины создания каждого ООО:
— Производственное предприятие ЗАО ПТФ «Пекоф» создало торговую компанию — ТД «Пекоф», чтобы снизить затраты на организацию розницы и выйти на новые рынки сбыта.
— «Пекоф» создали для исполнения инвестиционной программы правительства Пензенской области, при этом состав участников и руководителей этой компании неоднократно менялись.
— «Вергинэ» появилось в ходе российско-итальянского проекта. Итальянские партнеры потребовали зарегистрировать самостоятельную компанию для выпуска продукции под их брендом.
— ООО «Пекофф», ООО «Пекоф ЛТД» и ООО «Чембар» открыли для исполнения решений совета директоров Ассоциации пензенских промышленников и товаропроизводителей для «расширения номенклатуры, увеличения объемов, улучшения качества товаров народного потребления, пользующихся спросом у населения».
Решение суда. Кассационный суд признал позицию налоговой недоказанной, а требования об уплате доначисленных налогов — недействительными.
Недостатки группы компаний. Недостатки, как и преимущества, зависят от формы организации и системы управления компаниями. Среди проблем групп можно выделить следующие:
Компании группы обычно работают по согласованным правилам для выполнения общих стратегических задач. Это может ограничивать управление денежными потоками, принятие кадровых решений и другие аспекты работы каждой отдельной компании.
Как оформить группу компаний
Создание группы компаний не нужно оформлять юридически, это фиксируют только внутренними документами. Образование группы происходит через:
Типы групп. Группы компаний по структуре можно условно разделить на четыре типа:
Тип структуры | Описание | Пример |
---|---|---|
Вертикальная, последовательная | Одна компания дополняет другую, каждая из них — составляющая общего бизнес-процесса | Одна компания занимается производством, другая — рекламой и маркетингом, третья — продажами |
Горизонтальная, параллельная | Компании построены по принципу аналогии и копируют удачную бизнес-модель исходного бизнеса | Компания успешно продает люстры в Новосибирске. Она решает открыть еще две компании по продаже таких же товаров — в Санкт-Петербурге и Москве |
Смешанная | Объединяет признаки вертикальной и горизонтальной структуры | Европейский сетевой магазин одежды открывает собственное производство аксессуаров в России |
Разнородная | Один предприниматель просто инвестирует в разные бизнесы, которые считает выгодным | Бизнесмен покупает к имеющемуся магазину игрушек турфирму и еще открывает автомойку |
Управление в группе. Участниками группы одновременно могут быть организации разных форм: ИП, ООО, АО, ПАО, кооперативы и товарищества. Они могут принадлежать одному или нескольким владельцам. При этом каждая из компаний группы может действовать как независимая организация со своим уставом, структурой и руководителем.
Централизация управления группой компании может быть сильной и слабой:
Что такое некоммерческие организации и зачем они нужны
И где они могут взять деньги
В 2016—2019 годах я был начальником муниципального отдела по работе с общественностью в одном из регионов. В числе прочего занимался сотрудничеством с некоммерческими организациями — НКО.
Я ушел из чиновников, а сейчас состою сразу в двух местных экологических НКО. Я помогаю им взаимодействовать с властью, вести отчетность и получать гранты. В этой статье я расскажу, как устроены такие организации, где и для чего они могут взять деньги.
Что такое НКО и чем они занимаются
Если несколько человек хотят заниматься каким-то общественно полезным делом, они могут объединиться и создать некоммерческую организацию. С точки зрения закона, НКО — это юридическое лицо, которое должно иметь свой устав и отчетность. Отмечу, что юрлица тоже могут создать НКО: например, некоммерческое партнерство или ассоциацию.
Главное отличие такой организации от коммерческой фирмы в том, что НКО создают не для заработка, а чтобы делать добрые дела: помогать бездомным, заботиться об экологии, защищать права человека, проводить культурные мероприятия и даже продвигать какую-то политику или религию. Юридически Русская православная церковь — это тоже некоммерческая организация.
Составить полный перечень всех направлений работы некоммерческих организаций невозможно: общественная жизнь и потребности людей могут быть самыми разными. Например, НКО «Друзья океана» занимается защитой морских животных, а объединение «Космопоиск» ищет инопланетные цивилизации.
В этой статье я расскажу о формах существования и способах поддержки не всех НКО: садоводческие и огороднические товарищества, товарищества собственников недвижимости, потребительские кооперативы и политические партии — это тоже НКО, но их деятельность регулируют отдельные законы, и здесь о них я говорить не буду.
Как зарегистрировать НКО
Регистрацией некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции. Если вы живете не в Москве, то в само министерство в столице ехать необязательно: в каждом регионе есть отделения Минюста.
Для регистрации придется собрать пакет документов. Главный — устав. Прежде чем его писать, необходимо решить, как, где и чем будет заниматься организация.
Сформулировать цель организации лучше максимально широко. Если потом захотите получить грант, может оказаться, что цель в уставе слишком узкая, и в конкурсе ваша организация участвовать не сможет. Поэтому лучше писать не конкретно «поддержка матерей», «защита женщин от домашнего насилия» или «обучение женщин вождению автомобиля», а указать более абстрактную формулировку «поддержка женщин».
Целей может быть несколько, но лучше, если они будут каким-то образом связаны между собой. Заявку на регистрацию НКО, которая хочет сохранять памятники архитектуры и развивать городские пространства, Минюст, скорее всего, одобрит. Если же организация планирует сохранять памятники и одновременно учить детей играть на виолончели, то документы вернут и скажут создать две разные НКО. Еще я советую не употреблять размытые формулировки вроде «иные цели» или «иные виды деятельности»: как показывает мой опыт, такое в Минюсте не любят.
Выбрать организационно-правовую форму. Полный список всех видов НКО перечислен в профильном законе. Я советую отталкиваться от того, как именно будет работать организация. Если вы планируете собирать деньги, а затем распределять их среди нуждающихся, то лучше регистрировать фонд. Если хотите оказывать какие-то услуги, например учить женщин водить автомобиль или детей — играть на виолончели, создавайте автономную некоммерческую организацию. Если будете защищать памятники, регистрируйте общественную организацию.
Определиться с географией вашей организации. Если зарегистрировать Общество любителей вязания крючком Краснодарского края, то в последующем получить субсидию из бюджета другого региона не получится. Организация может быть и всероссийской, и региональной, и местной. Я советую исходить из того, где вы действительно планируете работать.
Придумать название, которое будет отражать организационно-правовую форму, уставные цели и географию деятельности. Если хотите защищать редких животных в рязанских заповедниках, то название может звучать так: «Рязанская региональная экологическая общественная организация защиты животных “Цапля”».
Определиться, где возьмете деньги, помещение и другое имущество. Организация может собирать членские взносы или пожертвования, получать субсидии из бюджета, участвовать в конкурсах на гранты, оказывать услуги и даже зарабатывать на своем имуществе: например, владеть акциями и получать с них дивиденды. Организация «Ночлежка», которая помогает бездомным в Москве и Санкт-Петербурге, живет главным образом на пожертвования, а многие спортивные секции — за счет оказания услуг: так зарабатывает школа айкидо в Омске.
Провести учредительное собрание, если организацию создают несколько человек или юрлиц. Факт того, что собрание действительно было, нужно подтвердить протоколом. Если НКО создает один участник, то он должен написать решение единственного учредителя. Четких требований к этим документам закон не предъявляет.
В итоге в Минюсте потребуют четыре документа:
Все документы нужно отнести в местный Минюст. Можно зарегистрировать НКО и по почте, но тогда заявление придется заверять у нотариуса.
По закону документы на регистрацию общественных организаций и движений обязаны рассмотреть за 28 календарных дней, религиозных организаций — за 6 месяцев, так как может понадобиться религиоведческая экспертиза. Для других форм НКО срок составляет 12 рабочих дней.
Часто чиновники Минюста отказывают в регистрации и возвращают документы даже из-за незначительных ошибок вроде опечатки или поставленной не в том месте точки. Я знаю про случай, когда НКО не зарегистрировали, потому что в устав вкралась опечатка «ПредседательПредседатель». Если документы вернут, ошибки можно исправить и сдать снова. Второй раз пошлину оплачивать уже не надо.
Во многих регионах существуют специальные организации для помощи НКО: ресурсные центры. Здесь посоветуют, что надо написать в уставе, помогут подобрать название и собрать документы для регистрации. Есть ли ресурсный центр в вашем городе, подскажут в муниципалитете.
Как только НКО зарегистрируют, у учредителей сразу появится обязанность вести бухгалтерию организации и отчитываться Минюсту каждый год до 15 апреля. Отчетность ничего сложного из себя не представляет, важно только помнить, что она отличается для разных организационно-правовых форм НКО.
Отчеты в Минюст
Общественные организации сдают два отчета. Первый — уведомление о продолжении деятельности, в котором необходимо указать название руководящего органа организации, место его нахождения и сведения о руководителях. Второй — отчет о финансировании из иностранных источников по утвержденной министерством форме.
Религиозные организации должны сдавать специальный отчет в Минюст, где надо указать виды деятельности и способы формирования имущества.
Прочие НКО без иностранного участия с годовым доходом меньше 3 млн рублей должны также предоставить два документа: уведомление о продолжении деятельности и уведомление об отсутствии иностранного финансирования. Строгих форм нет, все можно сдать в произвольном виде.
Прочие НКО с годовым доходом более 3 млн рублей или с иностранным участием сдают два отчета:
Несмотря на то что для небольших НКО отчеты не вызывают особых трудностей, иногда они все же бывают. Если возникнут сложности, советую обратиться в ресурсный центр в вашем городе или к юристам. Например, ассоциация «Юристы за гражданское общество» может бесплатно помочь консультацией.
Отчеты в налоговую
НКО облагаются налогами. По умолчанию все организации попадают под основную систему налогообложения — в этом случае придется платить по общей ставке НДС, налог на доходы и на имущество. Поэтому я советую во время регистрации в Минюсте вместе с пакетом документов подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Упрощенная система налогообложения существенно облегчает жизнь НКО: если выбрать объект налогообложения «Доходы», то платить придется всего 6%. Если выбрать систему «Доходы минус расходы», ставка составит 15% от прибыли.
Чтобы перейти на УСН, в организации должно работать меньше 100 сотрудников, а годовой доход не должен превышать 150 млн рублей. Кроме того, нельзя пользоваться упрощенной системой, если больше 25% учредителей организации — другие юридические лица.
При расчете налоговой базы НКО могут не учитывать некоторые виды доходов. Например, членские взносы, пожертвования, гранты. Полный список перечислен в статье 251 налогового кодекса.
Где НКО может найти деньги
Совсем без денег некоммерческая организация работать не может: ей нужно оплачивать аренду, где-то брать транспорт, печатать листовки или брошюры. Поэтому заниматься деятельностью, которая приносит доход, НКО не запрещено. Главное, чтобы заработанные деньги тратили на достижение прописанных в уставе целей, а не распределяли между членами организации.
Деньги и другое имущество, например недвижимость, мебель или ценные бумаги, НКО могут получать от членских взносов, продажи товаров или услуг, пожертвований, грантов, а также из местных бюджетов.
Если с пожертвованиями, предпринимательством и членскими взносами все понятно, то с грантами, в том числе государственными, немного сложнее.
Кто может получить помощь от государства
Для того чтобы претендовать на бюджетные деньги, организация должна соответствовать нескольким требованиям. Главное — быть социально ориентированной организацией. В эту категорию попадают только те НКО, у которых в уставе прописаны определенные виды деятельности.
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита. К этому типу относят общества людей с инвалидностью, хосписы или организации, которые помогают незащищенным категориям граждан: например, центр помощи жертвам домашнего насилия «Насилию-нет».
Центр «Насилию-нет» внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать
Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и других катастроф. Такие организации могут обучать правильно себя вести во время землетрясения или при пожаре.
Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, военных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам. Самая известная подобная НКО — Красный Крест.
Охрана окружающей среды и защита животных. Это не только крупные НКО вроде Всемирного фонда дикой природы, но и мелкие экологические организации и приюты для животных. Например, сочинская НКО «Дельфа» занимается спасением черноморских дельфинов.
Охрана объектов исторического, культурного или природоохранного значения. К примеру, в Татарстане работает Объединенная природоохранная дружина имени Фаи Мухамадеевой.
Оказание юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям, деятельность по защите прав и свобод человека. В Воронеже работает Центр защиты прав СМИ, который консультирует журналистов и представляет их интересы в судах.
Благотворительность и волонтерство. Как правило, подобной работой занимаются различные фонды, которые собирают деньги на лечение или организовывают добровольцев для социальных проектов. Например, фонд «Вера», который помогает хосписам.
Образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, спорт. В эту категорию попадают всевозможные кружки, спортивные секции и даже театры. Московский театр мюзикла — тоже НКО.
Борьба с коррупцией. Самая известная такая организация — Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального. В России она признана иностранным агентом.
Развитие межнационального сотрудничества, а также сохранение и защита культуры, языков и традиций народов России. Сюда относят все национальные организации, общины и диаспоры.
Патриотическое воспитание — это различные союзы ветеранов, военные клубы и даже просто краеведческие кружки.
Поиск воинских захоронений и установление имен погибших и пропавших без вести — такие поисковые отряды, которые ищут и перезахоранивают солдат времен Великой Отечественной войны, есть практически в каждом регионе.
Профилактика и тушение пожаров — это, например, добровольческие дружины. Самая известная организация — Всероссийское добровольческое пожарное общество.
Адаптация и интеграция мигрантов — эти организации помогают приезжим с жильем и работой, обучают языку, оказывают правовую помощь. В Москве такой деятельностью занимается комитет «Гражданское содействие».
Увековечение памяти жертв политических репрессий. Такие организации изучают архивные документы, собирают информацию о репрессированных, публикуют ее, устанавливают мемориальные таблички и памятники. Самая известная подобная НКО в России — «Мемориал». Она относится к иностранным агентам.
Международный Мемориал внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать
Как государство помогает НКО
Финансовую помощь от власти НКО обычно получают в виде субсидий из бюджета на реализацию социально значимых проектов. Это значит, что деньги дают не просто на то, чтобы организация продолжала работу, а под конкретное мероприятие, которое решает какую-то социальную проблему. От НКО требуют обосновать существование этой проблемы, описать, как проект поможет в ее решении и какие результаты будут достигнуты, и составить смету расходов. В нее можно включить и зарплату сотрудников, которые задействованы в проекте.
Например, в Перми НКО могут получить субсидии от местной администрации на военно-патриотическую подготовку, проведение семинаров и фестивалей и даже на празднование Первомая.
Иногда можно получить субсидию на покупку имущества, необходимого НКО. Я помогал обществу слепых получить деньги на мебель. Субсидию провели как социально значимый проект: за новым столом члены устроили серию чаепитий. Один шахматный клуб закупил наборы шахмат для проведения турниров. Соревнования прошли, а шахматы остались у клуба.
Кроме субсидий, из муниципальных и региональных бюджетов можно получать и федеральные гранты. Самый крупный грантодатель в России — Фонд президентских грантов. Требования к участникам суровые: заявку оценивают независимо друг от друга сразу несколько экспертов, форма сметы для конкурсных проектов очень сложная, а в случае победы фонд получает право контролировать расчетный счет НКО и все имущество, приобретенное за счет гранта.
Зато объем возможных субсидий в разы больше, чем можно получить от муниципалитета. Формально размер гранта не ограничен, но для новичков и небольших организаций, планирующих реализовать проект в пределах одного поселка или города, лучше просить не больше 500 тысяч рублей. Критерии оценки проектов от НКО на такие суммы менее жесткие, чем для тех, кто хочет миллионы.
Кроме Фонда президентских грантов, деньги на конкурсной основе выделяют и другие организации. Православные НКО могут подать заявку на грант в фонд «Соработничество», популяризаторы русского языка — в «Русский мир», экологи — в российское отделение Всемирного фонда дикой природы. Недавно Фонд Владимира Потанина объявил конкурс на поддержку НКО, работающих с социально незащищенными и уязвимыми группами людей в условиях распространения коронавируса.
По своему опыту знаю, что обычно чиновники заинтересованы в том, чтобы НКО участвовали в грантовых конкурсах. Количество заявок от каждого муниципалитета в Фонд президентских грантов — один из критериев оценки работы администрации с гражданами. На языке чиновников это называется конструктивной общественной повесткой. Если из города не было ни одной заявки, значит, мэрия не работает с общественностью. Поэтому муниципалитеты и региональные администрации периодически устраивают семинары для НКО, где рассказывают, как правильно оформить заявку на грант, на что обращают внимание эксперты Фонда, как отчитываться за полученные деньги.
О чем нужно помнить, если НКО выдали бюджетные деньги
Надо контролировать все расходы. Советую нанять бухгалтера, который будет следить за финансами. Я сталкивался с обидными ситуациями, когда по невнимательности сотрудники организации теряли чеки или направляли деньги на нужные для проектов, но не указанные в заявке расходы. Я знаю историю, когда корейская диаспора в Приморье получила субсидию на проведение Чхусока — национального праздника. За бюджетные деньги арендовали концертный зал, пригласили музыкантов, сшили костюмы. А еще купили продукты для национального блюда сонпхён. Кулинарной статьи расходов не было в смете, и деньги за продукты пришлось возвращать в бюджет.
Вовремя платить налоги. Отсутствие долгов перед налоговой — обязательное условие для НКО, которые подают заявки на гранты или бюджетные субсидии. Я знаю случаи, когда организация вовремя вносила все платежи в бюджет, но из-за ошибки налоговой у нее появлялись долги. Чтобы избежать таких ситуаций, советую перед подачей заявки на грант поинтересоваться в налоговой, все ли в порядке.
Внимательно читать договор на предоставление субсидий. Иногда в этих документах пишут странные вещи. Например, в договоре может быть указано, что НКО не имеет права покупать товары и заказывать услуги для проекта за пределами конкретного региона.
Сначала читать, потом подписывать
Соблюдать сроки отчетности по грантам и субсидиям: из-за просрочки в один день могут потребовать вернуть все деньги, хотя они уже потрачены.
Сохранять все чеки и договоры. Неиспользованные средства придется вернуть в бюджет, а если на какую-то вещь нет чека, то государство сочтет, что вы ничего не покупали.
Трижды подумать, прежде чем получать гранты или пожертвования из-за границы. Это не запрещено, но такая НКО автоматически получает статус иностранного агента. Это влечет за собой массу неприятных последствий: например, организации придется везде указывать, что она иностранный агент. А еще к таким НКО предъявляют жесткие требования по ежегодной отчетности, которую надо сдавать в Минюст.
Ассоциация «Юристы за гражданское общество» провела исследование и выяснила, что содержание такой НКО обходится дороже в среднем на 273 тысячи рублей в год. Это деньги, которые организация тратит на подготовку всех требуемых Минюстом документов. Кроме того, если обычную НКО могут в течение года не проверять вообще, то иностранного агента ждут постоянные визиты контролеров.
В следующей статье расскажу про личный опыт получения субсидии для НКО.