Для чего нужна ознакомительная практика
Чем полезна учебно-ознакомительная практика — советы по написанию отчёта
Учебно-ознакомительная практика – важный этап учебы для каждого студента, от которого зависит его отношение к выбранной профессии, дальнейшие цели и желание учиться. Во время ее прохождения рассматриваются основные цели и задачи трудового процесса, происходит знакомство со структурой предприятия, сферой его деятельности, методами работы, системой управления. Все это помогает более близко понять суть выбранной специальности.
Зачем студенту ознакомительная практика
Цели учебно-ознакомительной практики заключаются в закреплении полученной теории, расширении ее основ, принципов, пополнении набора практических знаний, умений. Иными словами, данное мероприятие имеет важное значение для каждого учащегося, благодаря ему он может лучше узнать принципы и задачи, которые ставит перед ним выбранная профессия.
Среди главных целей учебно-ознакомительной практики можно выделить:
После прохождения учебно-ознакомительной практики человек приобретает основные навыки, которые в будущем помогут ему понять суть выбранной специальности. А постоянное решение разных задач, выполнение заданий помогает накапливать опыт, легче исправлять ошибки, быстро находить правильные решения.
Место прохождения учебно-ознакомительной практики
Не во всех высших учебных заведениях действует программа, которая предоставляет учащемуся место для прохождения учебно-ознакомительной практики. Практически в 85% случаев студенту приходится искать компанию, в которой можно будет получить новые знания, навыки.
К сожалению, не все предприятия готовы взять риск на себя, чтобы принять на работу человека, который еще не закончил получать образование. У них нет возможности и базы для подготовки будущего квалифицированного специалиста. Поэтому учащиеся вузов часто сталкиваются с отказом от компаний.
Несколько полезных советов помогут найти подходящее место для прохождения учебно-ознакомительной практики:
Выбор места для прохождения практики зависит от профессии. Например, программистам подойдут IT-компании (Яндекс, Сбербанк, Тинькофф). Юристы могут обратиться в нотариальные конторы, налоговую. Экономистам и бухгалтерам предлагается большой выбор – банки, компании по торговле и продажам, производственные предприятия. Студентам, профессия которых связана с изучением английского и немецкого языка, можно обратиться в иностранные фирмы.
Полезности ознакомительной практики
В идеале студенты должны рассмотреть задачи и основы специальности еще до момента прохождения учебно-ознакомительной практики. Это поможет направить работу в правильное русло. Поэтому многие преподаватели рекомендуют студентам внимательно изучать методички, слушать лекции и выполнять поставленные задания.
Прохождение учебно-ознакомительной практики и четкое выполнение поставленных целей приносит следующую пользу:
Обязателен ли отчет по ознакомительной практике
Каждый учащийся должен вести дневник учебно-ознакомительной практики – это в дальнейшем поможет составить отчет с указанием достигнутых целей, навыков. В вузах сдача отчета считается обязательной процедурой. На его основе выставляется оценка за приобретенные знания, профессионализм.
В отчете стоит осветить принципы работы компании, основные направления деятельности, какие задачи приходилось выполнять человеку. Все это поможет создать общую картину о будущей профессии, выделить главные принципы и стандарты выбранной специализации.
Отчет по практике: структура и документация
Ниже приведена таблица, в которой содержится примерная структура отчета:
Основные разделы
Описание и особенности
Для отчета по учебно-ознакомительной практике в компании составляется стандартное содержание, в котором должны быть пункты – пояснительная записка, характеристика учащегося, дневник, введение, общие положения, анализ деятельности компании, вывод, ссылки на использованную литературу, приложения
В ней указывается основная деятельность компании, что приходилось выполнять каждый день, какие задачи ставились перед студентом и что он новое узнал
В этой части добавляют документы, которые предоставила компания. Это могут быть копии сертификатов, паспортов предприятия, приложения ГОСТа, таблицы, графики, диаграммы, инструкции, протоколы, анкетный опрос и другое
Пояснительная записка с кратким пересказом отчета по практике
Дневник учебно-ознакомительной практики
Советы по написанию отчёта по учебной практике
Чтобы правильно составить отчет по учебно-ознакомительной практике стоит рассмотреть следующие рекомендации:
Учебно-ознакомительная практика – обязательный этап учебы учащегося в вузе. Она помогает лучше узнать выбранную сферу деятельности. В будущем это поможет определиться с профессией, понять, что выбор был сделан правильно, или наоборот – может стать главным фактором для смены специализации. К практике стоит подойти с максимальной ответственностью, предварительно изучить цели, принципы прохождения и выбрать подходящую компанию.
Проходили ли вы уже учебно-ознакомительную практику? С какими нюансами столкнулись? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях, если она была вам полезной, а также сохраните ее в закладках, чтобы не потерять.
Видео пример оформления отчета по ознакомительной практике:
Что такое ознакомительная практика? Как самостоятельно сделать отчет к ней?
Учёба в вузе – это не только постижение теоретических основ будущей профессии. Какими бы вы были специалистами, начав трудиться с багажом только книжных знаний? Поэтому в студенческом расписании существует такой пункт, как практика.
Нет времени писать работу самому?
Доверь это эксперту!
Первая практика, которая предстоит студенту, носит название ознакомительной (иногда называют учебной). Какие виды практик бывают мы рассказывали в статье мы разбирали ранее. Она случается на первом-втором курсе (в зависимости от выбранной специальности). Давайте разберёмся, в чём же её особенности.
Зачем студенту ознакомительная практика?
Не надо быть гением, чтобы понять из названия ознакомительной практики, что её цель – познакомить студента с профессией. Как показывает опыт, некоторые первокурсники ещё весьма смутно представляют реалии будущей специальности. Первая практика для многих становится моментом прозрения о правильности выбранного пути.
Чем же ознакомительная практика будет отличаться от всех последующих?
В первую очередь тем, что на ней студент не включается в рабочий процесс организации, как это будет в других видах практики, а является наблюдателем, изучает процесс как бы со стороны. По сути это большая экскурсия, по которой вы должны сделать определённые выводы.
Место прохождения ознакомительной практики
Где же проходит ознакомительная практика?
Чаще всего вуз сам заключает договор с какой-либо организацией или предприятием, на базе которых будет проводиться практика студентов. Это очень удобно, так как учащемуся не надо будет тратить время на поиски. Иногда практикантов знакомят с особенностями не одного, а нескольких предприятий, что более интересно и эффективно. Студент в таком случае может сравнить, где как всё организовано.
Если позволяет специфика будущей профессии, учебную практику студенты проходят в собственном вузе, на какой-либо из кафедр.
А что, если студент хочет проходить практическое обучение в какой-то конкретной организации, которую выбрал сам и с которой надеется связать своё будущее?
Многие вузы допускают такой вариант. Но в таком случае учащийся должен минимум за месяц до практики согласовать этот вопрос с руководством. Деканат, скорее всего, попросит у вас гарантийное письмо от предприятия, которое будет подтверждением того, что вас там готовы принять.
Полезности ознакомительной практики
Чем же может быть полезна будущему специалисту ознакомительная практика?
Обязателен ли отчёт по ознакомительной практике?
Хоть эта практика и не похожа на все остальные, но отчёт о её прохождении обязателен. Пусть она похожа на экскурсию, но студент должен помнить, что он не на увеселительной прогулке, он учится. А то, чему он научился, должно быть изложено в письменной форме.
Отчёт по ознакомительной практике пишется по методическим требованиям, выданным кафедрой. То есть вы не можете в свободной форме описать где побывали и что повидали. Поэтому большой ошибкой будет читать методические требования и задание на практику уже после её прохождения: вы просто можете упустить многие вопросы, которые вам предлагается осветить. Так что, отправляясь на ознакомительную практику, думайте о своём будущем отчёте по этому мероприятию.
Отчёт по практике: структура и документация
Как мы уже отметили, отчёт по практике, даже по ознакомительной, это не сочинение по типу «Как я провёл лето». Это письменная работа, которая имеет свою чёткую структуру.
Сам отчёт состоит из:
Здесь указывается, где вы проходили практику и какие цели, и задачи ставили во время прохождения.
Она обычно поделена на разделы, часто в соответствии с индивидуальным заданием на практику или заданием, прописанным в методичке.
Первый раздел всегда описывает организацию и её структуру.
Далее уже идёт описание того, что именно вы изучали, какие нюансы или проблемы выявили, какие выводы сделали по увиденному. Если это уместно, можно высказать свои предложения по решению проблем.
Обобщаем выводы в соответствии с поставленными во Введении задачами практики.
В отчёте обязательно должны быть титульный лист, содержание, список источников и приложения (сюда входят копии документов организации).
Без чего не примут отчёт по практике на кафедре?Без дневника по практике!
Характеристику студента от организации на ознакомительной практике могут не требовать, так как вы там ещё себя не проявили в работе.
Советы по написанию отчёта по учебной практике
Таким образом, ознакомительная практика – не самая сложная из студенческих практик. Её сложность лишь в том, что она первая, и у студента ещё нет опыта в этом деле. Но, надеемся, наши советы помогут вам успешно справиться с написанием первого отчёта по практике.
Не удается самостоятельно выполнить отчет?
Отчет по ознакомительной практике для многих становится проблемой, так как он первый. Если несмотря на все инструкции очень сложно разобраться с его выполняем оформите заявку и специалисты сервиса «Тебе зачет» помогут справиться с этой проблемой и Ваш отчет будет выполнен по всем требованиям.
Доверьтесь «Тебе Зачёт!», и мы не подведем!
Не получается написать работу самому?
Доверь это эксперту!
Наши разделы
Нет времени писать работу? Доверь это специалисту!
Отчет по ознакомительной практике
Ознакомительная практика – это наглядная демонстрация будущей профессии, чью теоретическую базу студент осваивает в вузе. Ознакомительная практика помогает студенту ответить на главный вопрос: «Правильно ли я выбрал профессию?»
Часто первокурсники смутно представляют специфику будущей профессии. Ознакомительная практика порой помогает избежать серьезных ошибок, свернуть с неправильного пути и нащупать верный.
Учебная ознакомительная практика – это возможность использовать теоретические знания в реальных, полевых условиях. Тем самым развивается профессиональная компетентность и самостоятельность. Но главная цель ознакомительной практики – познакомить студента с рабочим процессом предприятия или учреждения, в котором предстоит работать в будущем.
В целом ознакомительная практика – это подробная экскурсия, по итогам которой студенту необходимо сделать выводы по поводу выбранной профессии. Студент не включается в рабочий процесс или же включается косвенно. В основном, он выступает в качестве наблюдателя.
Ознакомительная практика является неотъемлемой частью обучения во всех университетах и колледжах Российской Федерации. Зачастую, она проводится в конце первого или второго курса учебы.
Примеры отчёта по ознакомительной практике
Помощь с выполнением ознакомительной практики. Оставьте заявку: [email protected] ДЦО.РФ
Цели и задачи учебно-ознакомительной практики
Целью ознакомительной практики студента является его профессиональная ориентация. В ходе практики происходит знакомство со специализацией, формируется представление о будущей деятельности. По сути, студент воочию может наблюдать итог своего обучения.
Задачи учебно-ознакомительной практики:
Содержание учебно-ознакомительной практики
Содержание отчета по учебно-ознакомительной практике зависит от направления обучения. Так, студенту педагогического факультета необходимо провести и описать 10 уроков в школе: тему, цель и задачи, дать свои комментарии. Будущий юрист обязан описать свою работу в юридической фирме, суде или адвокатской конторе. Студент-журналист должен написать и опубликовать как минимум два материала в СМИ, а студент естественнонаучного направления — описать свой опыт во время работы в лаборатории.
Весь рабочий процесс ежедневно вносится в дневник практиканта.
Пример введения по учебно-ознакомительной практике в 2020 году
Структура отчета по учебно-ознакомительной практике
Большинство учебных заведений придерживается единого стандарта оформления учебных практик. Он представляет собой:
Что касается визуального оформления или форматирования (шрифт, выравнивание, интервалы), то у каждого университета или колледжа требования свои. С ними вы можете ознакомиться на сайте своего учебного заведения или же лично задайте вопрос руководителю вашей практики. Вам обязаны предоставить все необходимые сведения.
Введение к отчету по ознакомительной практике
Введение к отчету по ознакомительной практике должно содержать цели и задачи практики. Также в нем необходимо дать характеристику профессии в целом.
Заключение к отчету по ознакомительной практике
Заключение к отчету по учебно-ознакомительной практике – не менее важная часть работы, чем введение или дневник. Если введение – это постановка проблемы, а дневник – попытка ее решения, то заключение – это результат и обобщение опыта. В заключении следует лаконично выразить суть выполненной работы и сделать выводы, которые соответствуют целям и задачам. Также в заключении можно поделиться своими впечатлениями от практики и оценить свою работу.
Заключение показывает, насколько серьезно студент подошел к учебно-ознакомительной практике и может ли адекватно и справедливо оценить плоды своей деятельности.
Пример заключения по учебно-ознакомительной практике в 2020 году
Языковые клише, которые помогут написать заключение
Сделать выводы бывает трудно. Чтобы структурировать объемную информацию, в заключении можно использовать языковые клише:
Эти распространенные языковые конструкции помогут в работе над отчетом.
Для чего нужна ознакомительная практика
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383 “Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования”
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364) и подпунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2003 г., регистрационный № 4617).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 года.
Министр | Д.В. Ливанов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки РФ
от 27 ноября 2015 г. № 1383
Положение
о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383)
2. Программа практики разрабатывается с учетом требований, установленных пунктом 3 настоящего Положения, утверждается организацией и является составной частью ОПОП ВО, обеспечивающей реализацию стандартов.
3. Программа практики включает в себя:
указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;
перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;
указание места практики в структуре образовательной программы;
указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;
указание форм отчетности по практике;
фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;
перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;
перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);
описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.
Организация может включить в состав программы практики также иные сведения и (или) материалы.
4. Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
6. Если стандартом предусмотрена защита выпускной квалификационной работы, то в составе производственной практики обязательно проводится преддипломная практика.
7. Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков.
Производственная практика проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Конкретный тип учебной и производственной практики, предусмотренной ОПОП ВО, разработанной на основе ФГОС ВО, устанавливается организацией в соответствии с ФГОС ВО.
9. Способы проведения практики:
Стационарной является практика, которая проводится в организации либо в профильной организации, расположенной на территории населенного пункта, в котором расположена организация.
Выездной является практика, которая проводится вне населенного пункта, в котором расположена организация. Выездная производственная практика может проводиться в полевой форме в случае необходимости создания специальных условий для ее проведения.
Конкретный способ проведения практики, предусмотренной ОПОП ВО, разработанной на основе ФГОС ВО, устанавливается организацией самостоятельно с учетом требований ФГОС ВО.
10. Практика проводится в следующих формах:
Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.
11. Для руководства практикой, проводимой в организациях, назначается руководитель (руководители) практики от организации из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу данной организации.
12. Руководитель практики от организации:
составляет рабочий график (план) проведения практики;
разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;
участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в организации;
осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО;
оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной работе в ходе преддипломной практики;
оценивает результаты прохождения практики обучающимися.
13. Руководитель практики от профильной организации:
согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;
предоставляет рабочие места обучающимся;
обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.
14. При проведении практики в профильной организации руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.
15. При наличии в организации вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.
16. Направление на практику оформляется распорядительным актом руководителя организации или иного уполномоченного им должностного лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией или профильной организацией, а также с указанием вида и срока прохождения практики.
17. Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную, производственную, в том числе преддипломную практики, по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.
18. Обучающиеся в период прохождения практики:
выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программами практики;
соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.
19. Результаты прохождения практики оцениваются и учитываются в порядке, установленном организацией.
20. При прохождении практик, предусматривающих выполнение работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят соответствующие медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848).
21. Особенности организации практики лиц, обучающихся по ОПОП ВО в области медицинского или фармацевтического образования, в области искусств и в области физической культуры и спорта, определяются в соответствии с частью 8 статьи 82, частями 19 и 20 статьи 83 и частью 9 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»**.
22. При проведении выездных производственных практик обучающихся порядок оплаты проезда к месту проведения практики и обратно, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за каждый день практики, включая нахождение в пути к месту практики и обратно, устанавливаются локальным нормативным актом организации.
При прохождении стационарной практики проезд к месту проведения практики и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.
* Часть 7 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364).
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364).
Обзор документа
Утверждено новое Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (ОПОП ВО).
Это обусловлено пересмотром Закона об образовании.
Установлены требования к содержанию программы практики. Она утверждается учебным заведением и является составной частью ОПОП ВО, обеспечивающей реализацию образовательных стандартов.
Так, в программе указываются вид практики, способ и формы ее проведения, перечень планируемых результатов обучения, перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», формы отчетности по практике.
Выделяют учебную и производственную практику, в том числе преддипломную.
Прописаны полномочия руководителя практики.
Разрешается проходить практику по месту своей трудовой деятельности, если последняя соответствует требованиям к содержанию практики.
Порядок оплаты проезда к месту проведения выездной производственной практики и обратно, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за каждый день практики, включая нахождение в пути к месту ее прохождения и обратно, устанавливаются локальным нормативным актом образовательной организации.
При прохождении стационарной практики проезд к месту ее проведения и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.
Прежнее положение 2003 г. признано утратившим силу.