Для чего нужна память человеку
Значение памяти в жизни человека
О значении памяти в жизни человека мы редко задумываемся, а ведь без нее было бы невозможно наше развитие. Память нужна нам не только для того, чтобы выучить нужную информацию. Она работает всегда, она записывает всю информацию, которую мы поглощаем и позволяет нам ее воспроизвести.
Значение памяти
Память имеет огромное значение в жизни человека, это основа нашего сознания. Она отражает весь прожитый прошлый опыт, что позволяет применять знания, полученные ранее. Если бы у человека не было памяти, то он бы был всегда в стадии развития младенца и имел лишь врожденные раздражители. Без памяти мы не способны получать новые навыки.
Память обладает несколькими функциями:
Память позволяет человеку запоминать события своей жизни, получать новые навыки, запоминать чувства и эмоции, полученные ранее. Но, мы не способны запоминать абсолютно все и воспроизводить в точности. Мозг фильтрует информацию, и мы отлично запоминаем то, что часто используем. Если же долгое время не возвращаться к воспоминанию, то со временем оно стирается с памяти и воспроизвести его будет все сложнее.
Доказано, что человек проще запоминает информацию, которая связана непосредственно с ним, с его жизнью, которая вызвала определенные эмоции. Мало кто знает, что такое «память сердца». Это определение, которое означает впечатление, которое прочно засело в памяти, потому как оставило большой след в душе. То есть любое сильное эмоциональное потрясение человек отлично запоминает, если оно не стало серьезной психологической травмой.
Виды памяти
Рассмотрим основные виды памяти, которые характеризуются способом запоминания:
Опосредованная
Опосредованная память – это произвольное запоминание информации, когда цели запомнить информацию не стоит, но она сохраняется. Часто это относится к важной информации, особенно к личным событиям жизни.
Непосредственная
Непосредственная память – это запоминание информации с помощью заучивания. Этот метод часто используют школьники и студенты, чтобы выучить учебный материал. Этот вид памяти характеризуется приложением усилий и краткосрочностью сохранения информации. Зачастую, как только теряется смысл этой информации она стирается постепенно из памяти.
Виды памяти человека в психологии разделяют на два вида в зависимости от того, как долго хранится полученная информация:
Кратковременная
Кратковременная память позволяет запомнить информацию объемом до 9 единиц, например, слов или цифр, на короткий промежуток времени. Как правило, такая информация сохраняется в памяти не дольше 30 секунд. При этом, запоминается лишь важная информация. Также большую роль играют отвлекающие факторы, они легко стирают информацию.
Важно: Пример кратковременной памяти: вы запоминаете номер телефона, чтобы его набрать сразу же. Вы помните цифры несколько секунд, но уже через пару минут вы не сможете их вспомнить.
Долговременная
Долговременная память позволяет помнить неограниченное количество информации долгое время, иногда даже всю жизнь. Долговременная память сохраняет информацию, которая пригодится в будущем, а не только на данный момент. Она позволяет в любой момент вспоминать необходимую информацию. Четкость воспроизведения зависит от частоты использования этой информации. То есть, чем чаще человек пользуется этой информацией, чем прочнее она закрепляется в памяти. Память – это основа нашего сознания, которая позволяет нам развиваться. Благодаря ей мы способны получать новую информацию и использовать ее в будущем. За память отвечает несколько участков мозга, поэтому это сложный процесс, который не позволяет помнить все и всегда, но позволяет запоминать важную информацию.
Как развить память: от авторских методик до бытовых приёмов
Память — высшая психическая функция, от которой нередко зависит успешность и качество жизни человека. Если она хорошая, дети не испытывают проблем в школе, взрослые добиваются карьерных высот, пожилые не страдают от Альцгеймера и Паркинсона. Чтобы она была крепкой и не подводила в нужный момент, её требуется постоянно тренировать. В ином случае с возрастом нейронные связи и мозговое кровообращение ухудшаются, а вместе с ними теряется способность запоминать и воспроизводить нужную информацию.
Поэтому абсолютно всем полезно знать, как развить память независимо от возраста и возможностей.
Зачем это нужно
Каждый человек должен понимать, почему необходимо развивать память. Во-первых, чтобы быстро запоминать и воспроизводить нужную информацию. Это позволит избавиться от многочисленных списков и записей и держать всё в голове. Во-вторых, чтобы предупредить раннее старение и такие возрастные заболевания, как Альцгеймера или Паркинсона. В-третьих, чтобы попутно улучшить другие когнитивные способности.
Развить внимание
Оно позволяет быстро и легко сосредотачиваться на самых важных проблемах, замечать мелочи. Это упорядочивает и организует жизнь.
Развить мышление
Большинство методик позволяет одновременно улучшить работу мозга и развить память, тем самым повышая интеллект. Развивается сразу несколько видов мышления: ассоциативное, наглядно-образное, логическое. Это позволяет оперативно решать задачи, отсеивая всё ненужное и быстро отбирая только важную информацию.
Развить воображение
Появляется возможность решать проблемы нестандартными, но весьма эффективными способами.
Замедлить процессы старения
При активном использовании мозга и постоянных нагрузках на него с возрастом его состояние не ухудшается.
Особенности
Как утверждает психология, память — это динамичная нейропсихологическая система, которая может и улучшаться, и разрушаться. Её развитие может идти в двух направлениях:
В психологии выделяют следующие особенности развития в филогенезе:
Что касается онтогенеза, здесь уже каждый отдельный индивидуум самостоятельно задумывается над тем, как он будет развивать свои способности. Психологи выделяют в данном вопросе несколько направлений, по которым можно двигаться:
В. Я. Ляудис (доктор психологических наук) выделила 4 уровня развития памяти в онтогенезе:
Более подробно изучить вопрос, как развивается память в филогенезе и онтогенезе, можно, прочитав труды таких психологов, как А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, П. П. Блонский, З. М. Истомина, А. А. Смирнов, Л. С. Выготский.
Отдельно разработанные системы
Методики
Существуют специально разработанные, признанные в психологии методики. Но, прежде чем работать с ними, нужно усвоить ряд нюансов:
Небольшой обзор самых популярных методик поможет сделать правильный выбор.
Диаграмма связей
Другие названия: интеллект-карта, карта мыслей (ума), mind-map, ассоциативная (ментальная) карта.
Автор: Тони Бьюзен, британский психолог.
Суть: в центре изображается основная идея (мысль, проблема), и, исходя от неё, рисуется целое древо — пути решения. Развивает логическую и профессиональную память.
Пример интеллект-карты
Методика Бехтеревой
Автор: Н. П. Бехтерева — российский нейрофизиолог.
Суть: нужно ставить перед собой сверхзадачи, даже если изначально они кажутся невыполнимыми. Также она советовала для развития мозга и памяти ежедневно прочитывать хотя бы несколько страниц любого текста и заучивать наизусть хоть какую-то информацию.
Японская методика
Автор: Рюта Кавашима — японский нейробиолог.
Суть методики максимально проста, однако она уже доказала свою высокую эффективность. Нужно 15 мин. в день решать любые математические примеры, задачи, уравнения и 15 мин. в день читать вслух любые тексты с пониманием их смысла.
Цель — развитие интеллекта и памяти.
Методика скорочтения
Автор: Л. Л. Васильева — руководитель и тренер «Международной школы скорочтения и управления информацией».
Суть: повышение техники чтения при сохранении полного понимания смысла текста.
Основные приёмы — тренировка диагонального чтения, расширение угла зрения при чтении, деконцентрация, разорванный текст и др.
Развивает логическую память.
Методика спецслужб
Подробно расписана в книге Д. Букина «Развитие памяти по методикам спецслужб». Однако предлагаемые в ней способы не представляют собой ничего таинственного и входят в большинство программ по мнемотехнике: ассоциации, метод Айвазовского и другие.
Программы
В детских садах и школах воспитатели и учителя используют коррекционно-развивающие программы для совершенствования памяти, мышления и внимания у детей:
Для подростков и взрослых программы составляются индивидуально, так как к 14-16 годам уровень когнитивных способностей у каждого человека существенно различается и зависит от того, насколько он был развит до этого.
Об особенностях развития памяти в зависимости от возраста, читайте в наших отдельных статьях:
Техники
Чтобы максимально развить память, можно использовать современные техники, одна из самых популярных — мнемоника. Это специально разработанная система, объединяющая в себе приёмы, облегчающие фиксацию, запоминание и воспроизведение только самой необходимой информации.
Цель — увеличение объёма памяти.
Основной метод — ассоциации, когда конкретный объект или факт заменяется абстрактным понятием. Оно может иметь визуальную, слуховую или тактильную природу.
Мнемоника активно использует такие методы, как:
Мнемоника использует как простейшие методики, так и достаточно сложные.
Более подробно о данной технике — в статье по ссылке.
Есть и другие технологии, развития когнитивных способностей, которые опираются на чётко разработанную методическую систему. Это эйдетика (сочетание зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, вкусовых, обонятельных образов) и «Джордано» (сложная методика, основанная на квазиголографической природе функционирования мозга).
Другие варианты
Лучшие способы
Простые в применении и эффективные способы, как развивать память и лучше запоминать нужную информацию.
Ассоциации
Отличный способ развить фотографическую память. Помощник предлагает список из слов, никак не связанных друг с другом. Их нужно запомнить, связывая каждое с какой-нибудь яркой ассоциацией.
Заучивание
Многие считают данный способ элементарным и слишком простым, и совершенно зря. Это проверенный временем и подтверждённый многими специалистами способ развить одновременно и визуальную, и слуховую память. Причём начинать лучше с коротких, детских четверостиший, независимо от того, сколько вам лет. Затем перейти на лёгкие, но большие по объёму стихи. Чуть позже взяться за классику. На заключительном этапе нужно пробовать заучивать наизусть поэмы и прозу.
Чтение вслух
Неожиданный, но научно доказанный факт: чтение вслух гораздо лучше, чем чтение про себя, развивает не только зрительную и слуховую память, но ещё и попутно моторную и эмоциональную. Это выяснили учёные из Университета Уотерлу (Канада).
Перевёртыши
Методика максимально проста: читайте все встречающиеся слова задом наперёд. В скором времени вы сами удивитесь, насколько эффективен данный метод.
Картинки
Чтобы развить зрительную память, используйте как можно больше упражнений с иллюстрациями, начиная от серьёзного метода Айвазовского и заканчивая детскими играми «Найди 10 отличий». Что касается последней, сейчас появились достаточно сложные её вариации и для взрослых («Найди 50, 100… отличий»). Пример:
Вариант игры «Найди 10 отличий» с высокой сложностью
Игры со словами
Устный счёт
Многие пренебрегают данным способом, как и заучиванием наизусть. И тоже совершенно зря. Чем больше примеров, задач и уравнений прорешивать в уме, тем совершеннее будут практически все когнитивные способности. Главное — не соблазниться калькулятором.
Взгляд в прошлое
В течение недели каждый день перед сном в деталях вспоминайте все события, которые сегодня произошли. Потом увеличьте обзор прошлого: вспоминайте 2-3 прошедших дня, затем неделю, месяц. Во-первых, увеличивается объём запоминаемой информации. Во-вторых, развивается образное мышление и стимулируется воображение.
Музыкальные упражнения
Нужно обязательно заниматься развитием музыкальной памяти. Согласно исследованиям, она включает в себя все остальные: двигательную, эмоциональную, зрительную, слуховую, логическую. Приёмы: запоминание ритмических зарисовок, танцевальных па, песен, мелодий, нот. Профессионалам можно посоветовать методику И. Гофмана, который предложил простейшую формулу запоминания любой музыки.
Гаджеты
Используйте свои телефоны и планшеты по максимуму. Ищите приложения, которые позволят вам развивать когнитивные способности во время дороги на работу, пока едете в общественном транспорте, или в обеденный перерыв.
Приложения для iOS:
Приложения для Android: Elevate — Brain Training, Lumosity, Memory.
Методы
Не менее эффективны известные авторские методы. В отличие от выше описанных способов, их разработали специалисты, но до методики (чётко организованной и оформленной системы) им далековато.
Таблица Шульте
Вальтер Шульте — немецкий психолог, психотерапевт, психиатр. Предложил хороший метод для тех, кто хочет развить зрительную память. Предлагается квадрат, разбитый на несколько ячеек, в каждой из которых написаны никак не связанные друг с другом цифры. В течение 30 с нужно внимательно изучать его, а затем воспроизвести. Рекомендуется начинать с 2х2, затем постепенно увеличивая количество отсеков. Пример:
Таблица Вальтера Шульте
Метод Айвазовского
И. К. Айвазовский — русский художник-маринист, обладал феноменальной фотографической памятью. Разработал собственный метод, как её совершенствовать. Согласно ему, нужно в течение нескольких минут внимательно рассматривать картину, а затем словесно или иллюстративно воспроизвести её. Повторять до тех пор, пока не запомнится каждая деталь. Развивает зрительную память и внимание.
Метод Цицерона
Цицерон — древнеримский философ. Предлагал представлять свой мозг в виде огромного помещения (библиотеки) со множеством комнат или полок. Нужно запоминать, какая информация где хранится.
Необычные способы
Есть оригинальные приёмы развития памяти, которые в отдельных случаях также позволяют достичь неплохих результатов.
Аромат розмарина
Занятия будут более успешными, если во время тренировок в помещении будет стоять запах розмарина. О том, что он положительно воздействует на работу гиппокампа, доказали исследования, которые проводились в Нортумбрийском университете Ньюкасл-апон-Тайн.
Медитация
Странный, но опять-таки доказанный научно метод. Его подтвердили исследования, которые проводились в Огайо и Калифорнии. Было выяснено, что медитация нормализует давление, поднимает настроение, избавляет от депрессии, учит концентрировать внимание и развивает кратковременную память. Чтобы добиться результатов, необходимо заниматься всего по 8 мин. в день.
Левша
Данный способ является одним из популярнейших упражнений нейробики. Его суть заключается в том, чтобы регулярно делать привычные бытовые действия другой, не ведущей рукой: есть, чистить зубы, рисовать, писать, расчёсываться.
Спорт
Оказывается, занятия спортом положительно влияют не только на здоровье и фигуру. Учёные из ванкуверского Института Здоровья (Канада) доказали, что силовые (не аэробные!) тренировки помогают развивать кратковременную память. Специалисты советуют при занятиях на тренажёрах или во время подъёма штанги повторять стихи наизусть — тогда эффект превзойдёт все ваши ожидания.
Эффект Моцарта
Многие знают, что классическая музыка способна улучшить интеллект. Однако Эмма Грэй, британский клинический психолог, провела собственные исследования и выяснила, что и поп-творчество, основанное на эмоциях, способствует быстрому запоминанию информации. В частности, она пишет о положительном воздействии на мозг песен Кэти Перри и Джастина Тимберлейка.
Бытовые способы
Специалисты утверждают, что вовсе не обязательно изучать основы нейробики или мнемотехники. Иногда достаточно в быту прилагать усилия и запоминать следующую информацию:
Развить феноменальную память таким способом невозможно, однако эти маленькие шаги окажут неоценимую пользу в общей программе тренировок.
Препараты
Многие принимают таблетки для улучшения памяти, однако на это необходимо разрешение врача. Среди них самые популярные:
Недостатка в способах и методах нет. Так что здесь ведущую роль играет только желание и нацеленность на результат.
Отдельные рекомендации
Чтобы повысить эффективность тренировок, придерживайтесь следующих рекомендаций от нейробиологов:
Книги по развитию памяти
Существует множество методик, как эффективно и быстро развить память, чтобы запоминать максимум информации и безошибочно воспроизводить её. Нужны лишь систематические занятия и чёткое следование цели. Поверьте: подобные тренировки не только в корне изменят качество жизни к лучшему, но и обезопасят вас в старости от множества проблем.
Роль памяти в деятельности человека
Введение 3
1.Понятие памяти 4
2. Виды памяти. Их краткая характеристика. 4
3. Процессы памяти. 7
4. Значение памяти в осуществлении деятельности 10
Заключение 13
Список литературы 14
Психологические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.
Одним из важнейших психических процессов является память.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти как важнейшей психической функции изучали многие исследователи с мировым именем: Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. Л. Смирнов, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия и др. И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного
Не подлежит сомнению, что продуктивность человеческой деятельности тесно связана с возможностями памяти.
Связи с этим целью данной работы является определить психологическую сущность памяти и ее роль в деятельности человека.
4. Значение памяти в осуществлении деятельности
Помнить о будущем: как устроена память и зачем наш мозг строит планы
Набившая оскомину фраза «без прошлого нет будущего» приобретает вполне конкретный смысл, если речь идет о работе человеческого мозга: мечтать и строить планы мы можем исключительно благодаря воспоминаниям, которые хранятся в нашей памяти. Но если то, как человек запоминает, ученые изучают достаточно давно, то вопрос, зачем он это делает и как происходит процесс планирования, встал перед наукой относительно недавно.
В книге «Это мой конек: Наука запоминания и забывания» («Альпина нон-фикшн») сестры Хильда и Ильва Эстбю — нейропсихолог и писатель из Норвегии — на основе последних исследовательских работ и интервью с учеными разобрались, как устроена наша память, почему одни воспоминания вытесняются другими и стоит ли запоминать как можно больше информации. «РБК Стиль» публикует отрывок из книги — о том, как в человеческом мозгу возникают мысли о будущем.
Зачем человеку память
Чем старше мы становимся, тем чаще предаемся воспоминаниям. В 20 лет мы рассматриваем сочинение времен начальной школы, а пожилые люди, устроившись в шезлонге, разглядывают альбом со старыми фотографиями. Мы предаемся воспоминаниям, но для эволюции в этом нет никакого смысла. Пластичные, податливые, ненадежные воспоминания податливы по одной простой причине: ими активно пользуются — это вовсе не музейные экспонаты. В них заложены предпосылки для визуализации будущего, планов, мечтаний, фантазий. Зачем природе тратить силы на огромную и вместе с тем капризную память, не получая взамен возможности пользоваться ей в жизненно важных ситуациях? Так встречаются память и будущее. Одно не живет без другого. В нашей личной машине времени они располагаются на разных концах шкалы. Сдвиньте переключатель влево — отправитесь в прошлое, сдвиньте вправо — окажетесь в будущем. Люди часто мечтают о вечной или по крайней мере долгой жизни не из-за постоянно растущей стопки воспоминаний — нас привлекает возможность смотреть вперед. Фантазии о будущем — естественная составляющая памяти, и не только потому, что в прошлом мы черпаем знания, необходимые для предсказания грядущих событий.
За живые воспоминания и фантазии о будущем отвечает один и тот же процесс.
В том, что планирование будущего — составляющая памяти, нет ничего само собой разумеющегося. Во всяком случае, ученых этот вопрос до 2000-х годов особо не интересовал.
Одним из тех, кто посвятил себя этой области, был Томас Саддендорф из Университета Квинсленда (Австралия). Он связался с нами с другого конца земного шара, совершив своего рода путешествие во времени: в Осло 8 утра, в Австралии — 4 часа пополудни. Можно сказать, Томас беседует с нами из будущего, хоть разница всего восемь часов.
«Все эти годы ученые интересовались тем, как людям удается правильно запоминать информацию, однако так и не был задан главный вопрос: зачем нам вообще память?» — говорит он.
В 1994 году Томас и профессор Майкл Корбаллис отправили статью о человеческой способности планировать будущее в несколько научных журналов, однако интереса никто не проявил.
«В итоге нас напечатали в маленьком журнале — его почти никто не читал», — продолжает рассказ Томас. Журнал с тех времен успел закрыться. «Традиционно наука о памяти уделяла внимание корректному измерению выученной информации. Будущее же измерить невозможно», — так Томас объясняет поначалу вялый интерес к его работе.
Но за десять лет наука изменилась. По версии журнала Science, изучение воображаемых путешествий во времени и планирования будущего стало одним из важнейших научных прорывов 2007 года. Опубликованная в 1997 году статья «Ментальное путешествие во времени и эволюция человеческого разума» (Mental Time Travel and the Evolution of the Human Mind) стала одним из краеугольных камней для изучения способности планировать будущее.
«Это плохая память, которая работает только назад», — говорит Королева из книжки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Оказывается, деспотичная правительница была права: хорошая память работает в обе стороны.
Почему мы забываем
По мнению Томаса Саддендорфа, в эволюции кроется разгадка, почему наша память устроена именно так. За 6 млн лет истории человека как вида среда обитания изменилась, что повлекло за собой генетические изменения. Естественный отбор учитывает не только внешние черты, такие как противопоставленный большой палец и прямохождение, благодаря которым древним людям удалось выжить и продолжить род. Эволюция сформировала и человеческий мозг. С точки зрения эволюционной психологии всегда актуален вопрос, чем та или иная функция мозга полезна для выживания и производства потомства, поскольку она универсальна и широко распространена, а не является уникальной чертой для жителей определенной местности. Память же, без сомнения, универсальна.
«Если бы для выживания было необходимо сохранить точную копию произошедшего события, наша память работала бы именно таким образом. Но зачем она нам? Значение имеет будущее. В будущем нас ждут потенциальные опасности и партнеры противоположного пола. Большинство людей, согласно общей тенденции, лучше помнят свои успехи, а не поражения. Неравнозначность заложена уже в самой памяти, из-за чего в нашем самовосприятии создается перекос. Но возможно, при встрече с потенциальными партнерами преимущество нам даст именно он, а не способность досконально точно воспроизвести свой опыт или рассказать о провалах».
По мнению Томаса Саддендорфа, значимость для эволюции — важнейший аргумент в пользу способности спланировать будущее.
Вероятно, память у нас появилась потому, что мы вообще начали представлять себе будущее.
Если говорить о выживании, прошлое полезно лишь потому, что помогает предвидеть будущее. Ошибающаяся, пластичная, но вместе с тем живая память у нас не появилась бы, если бы не выполняла функцию по созданию живых и гибких представлений о будущем.
«Это относится ко всем функциям памяти. Возьмем, например, собак Павлова. В ожидании приема пищи у них вырабатывался желудочный сок и текла слюна. Павлов перед кормлением звонил в колокольчик, и постепенно у собак начал вырабатываться желудочный сок и течь слюна от одного звона колокольчика. Перед нами считающийся хрестоматийным пример работы памяти, но разве у собак не течет слюна просто от ожидания приема пищи?»
Если разбирать этот пример, собакам не нужно думать о собственном будущем — они лишь пассивные жертвы образовавшейся в мозге связи между ощущением и событием. Работа сознания для подобного рода обучения даже не нужна, и так учатся множество представителей животного царства — от амеб до людей. Значит, даже примитивная форма памяти — результат потребности спланировать будущее и выжить, и она есть у всех живых существ.
«В процессе эволюции способность писать сценарии будущего и вызывать в памяти живые воспоминания подарила человеку огромное преимущество. Память — открытая, гибкая система, дающая возможность создавать в сознании практически неограниченное количество сценариев и оценивать их».
Когда человек начал думать о будущем
В книге «Пропасть: Наука о том, что отличает нас от других животных» (The Gap: The Science of What Separates Us from Other Animals) Томас Саддендорф приглашает нас отправиться в прошлое, в ту эпоху, когда Землю населяли представители других видов: австралопитеки, Homo erectus, неандертальцы, а затем и Homo sapiens. По сохранившимся следам их жизнедеятельности мы получаем возможность представить себе, как они думали. Ученые обнаружили сложные каменные орудия труда — они указывают на наличие не только способности добывать пищу и защищаться, но и на улучшающийся навык подготовки к будущему.
«Homo erectus, жившие 1,8 млн — 27 тыс. лет назад, изготавливали ручные топоры, применявшиеся в том числе для разделки мяса. Они довольно сложные, ими явно пользовались долго. Их использовали и как оружие», — говорит Саддендорф.
«Потенциальная добыча, гуляющая по саванне, не боится льва с сытым круглым животом, а вот сытый человек представляет собой столь же серьезную угрозу, что и голодный».
Еще более убедительный аргумент в пользу того, что Homo erectus, наш ближайший родственник, ориентировался на будущее, — сохранившиеся остатки своего рода мастерских. Их обнаружение — важнейший ключ к планированию будущего у древних людей, считает Томас Саддендорф.
«Где-то находят остатки множества каменных топоров, как будто они учились их изготавливать и обучали друг друга. Именно благодаря осознанному овладению навыками мы столь гибко размышляем о будущем. Научившись изготавливать топор, Homo erectus чувствовали себя в безопасности, даже если топор потеряется!»
Поэтому они были подготовлены к различным случайностям, ожидающим их в будущем. Способность вообразить себе опасность и сделать топор, чтобы защититься, стала первым этапом формирования навыка визуализации. Телефоны и поезда, подводные лодки и самолеты — всего этого просто не существовало бы, если бы люди не умели мечтать.
О чем мы думаем, когда не думаем
Что происходит с человеком, когда он не думает ни о чем конкретном, то есть не сосредоточивается на задаче? Начинается брожение мыслей. В наших головах — да-да, у вас тоже — играет симфония прошлого и будущего, пока мы ждем следующей задачи. Вы думаете, что будете делать после эксперимента, куда пойдете вечером, что было в прошлые выходные, вспомните смешной случай, произошедший по дороге на эксперимент.
Многое указывает на то, что состояние спокойного бодрствования — это свободный поток воспоминаний и мыслей о будущем.