Для чего нужна панорама

Панорамная съёмка: о чём нужно знать?

Для чего нужна панорама. Смотреть фото Для чего нужна панорама. Смотреть картинку Для чего нужна панорама. Картинка про Для чего нужна панорама. Фото Для чего нужна панорама

Одним из моих новогодних обещаний было «чаще заниматься панорамной съемкой»… Не очень конкретная цель, но к концу 2017 я сделал всего пять или шесть фото. Это означает где-то один снимок раз в два месяца. Думаю, можно хотя бы удвоить эту цифру до 12.

Чтобы задать хороший старт, я начал вгрызаться в литературу о панорамной фотографии. Не понадобилось много времени, чтобы узнать, что раньше панорамные изображения были привилегией исключительно элиты и богачей. Во времена пленочной съемки сшить несколько 35мм слайдов было невероятно трудно. Поэтому, чтобы создать полную панораму требовались специальные объективы и камеры. В ту эпоху такие фотографы, как Питер Лик стали настолько известными благодаря тому, что у них были эти камеры и только они могли делать впечатляющие панорамные фотографии. Если учесть еще передовые технологии печати, становится ясно, как Питер занял такое место в мире пейзажной фотографии, что многим даже не снилось.

К счастью, современные цифровые технологии уравняли правила игры.

Да, панорамная съемка важна и может положительно повлиять на вашу карьеру фотографа. Я пренебрегал ей, но только до этого момента.

Основные техники

Я думаю, стоит начать с того, что представляет собой панорамный снимок. Я полагаю, большинство уже это знает, но для тех, кто только начал заниматься фотографией, скажу: панорамным называют снимок, соотношение сторон которого больше, чем у обычного. Однако, к таким фотографиям применяются стандартные правила. Им нужен передний и средний план, а также фон. У них все еще должен быть субъект, и они должны следовать правилам композиции, о которых я говорил в этой статье.

Ориентация камеры

При съемке панорам камеру нужно устанавливать в портретной ориентации. Для этого есть несколько причин. Соотношение сторон большинства современных зеркалок 2:3. Это означает, что фотографию можно распечатать с размером 4 х 6″. Если делать панораму в пейзажной ориентации, будут склеиваться 2х3+2х3+… сколько угодно фотографий. По вертикали будет всего 2 дюйма, а по горизонтали 3 и, по мере склеивания ширина кадра быстро увеличится, в то время, как высота останется постоянной. В итоге это выглядит как соотношение 2 х 6 или 2 х 9. Чтобы на полученном снимке можно было хоть что-то разглядеть, его нужно печатать в очень большом формате.

Теперь представьте фотографию 8 х 24″ или 9 х 27″. Она вряд ли заслужит внимание, а печать обойдется очень дорого.

Я не говорю, что нельзя печатать в этих форматах, но и не поощряю их использование. У них есть свое место и пригодны они только в некоторых ситуациях.

Как я уже сказал, правильный способ съемки панорамы – в портретной ориентации. Это обеспечивает соотношение 3 х 2. Поэтому, если добавить два таких снимка, получится 3 х 4, а к ним добавить еще один – 3 х 6, что равно соотношению 1:2. Больше об этом я расскажу в следующем разделе. В таком случае у вас больше пространства для маневров.

Соотношения сторон

Пропорция – это то, что определяет панорамные снимки. Как я упомянул ранее, фотографию можно назвать панорамой, если ее пропорция шире (или длиннее), чем пропорция камеры. Камера имеет соотношение 2:3. Это означает, что, если умножить его и получить больший снимок, он все еще будет делиться на это соотношение и пропорция останется. Например, если распечатать фотографию размером 16 х 24, ее соотношение будет 2:3.

При панорамной съемке вы получаете пропорцию 1:2, 1:3 или даже 1:4. То есть, если напечатать фотографию размером 9 х 18, соотношение ее сторон все равно будет 1:2.

Так какое же соотношение нам нужно?

Еще один пункт касательно панорам – соотношение 1:2 зачастую не подходит. Если соединить 12 фотографий, 1:2 просто не сработает. В таких ситуациях пропорции будут заказными. Я обычно стараюсь обрезать, чтобы немного стандартизировать снимки во благо принтеров и кошельков покупателей.

Главное – стараться сохранять соотношение 1:2 или стремиться приблизиться к нему.

Фокусные расстояния

Этой части статьи я уделил больше всего внимания.

Какое фокусное расстояние использовать?

Ответ – то, которое подходит для конкретной ситуации. Я приведу несколько примеров, чтобы можно было наглядно сравнить и понять, что лучше всего выбрать.

20 мм

С 20 мм объективом я получил наибольшее количество дисторсии. Конечно, я был близко, но из-за широкого угла мне пришлось подойти на такое короткое расстояние. Эффект мне не очень понравился.

30 мм

Здесь мне кажется, что в небе все еще есть немного дисторсии. Облака и земля выглядят так, будто их наклонило вправо. Однако, при съемке с 30 мм дисторсия слишком мала, поэтому можно спокойной печатать и фотографировать большинство пейзажей именно с таким объективом.

При съемке с 50 мм дисторсия совсем исчезает. С этим фокусным расстоянием все фотографии выглядят плоскими в том плане, в котором вы хотите их видеть.

Дополнение от автора:

Со мной связался коллега и поделился фотографией, которую он сделал в том же месте в штате Юта. Соотношение сторон моей версии, приведенной выше, равно 1:2, а он сделал снимок с пропорциями 1:3. Это позволит вам увидеть отличия и разницу в стиле обработки практически одной фотографии.

70 мм

При использовании телеобъектива перспектива начинает сжиматься. То же самое происходит при панорамной съемке с более узким углом. Чувство расстояния между горами утрачено и кажется, будто вершины одинаково отдалены от камеры.

91 мм

При 91 мм снимок становится полностью сжатым, но в данном примере это сработало очень хорошо.

При работе с более узким углом стоит отметить следующее: чтобы вся сцена поместилась в кадр, зачастую нужно делать больше снимков. Это становится проблемой при склейке. Размер фотографий кардинально возрастает и становится трудно достичь соотношения сторон 1:2.

Кстати, пропорции всех этих фотографий – 1:2.

Проблема параллакса

Один из терминов, которые начинают появляться при изучении материалов о панорамной съемке – параллакс. Параллакс – это простое понятие, которое мы видим всю жизнь, когда открываем и закрываем глаза. Параллакс представляет собой феномен, суть которого в том, что мы видим объекты с разной перспективы в зависимости от разного расстояния/угла обзора. Простой способ это визуализировать – посмотреть на предмет, расположенный близко, поочередно жмуря каждый глаз. Таким образом вы заметите, что он немного смещается. Это и есть эффект параллакса. Благодаря ему мы можем видеть трехмерный мир.

Каким же образом он относится к панорамам? Обычно во время съемки используется штатив с шаровой головкой или определенными панорамными функциями. По мере поворота камеры, она вращается вокруг центральной точки, не являющейся передним элементом объектива. Из-за этого передний элемент камеры перемещается и искривляет перспективу. Поочередно закрывая глаза, вы видите небольшое смещение объекта, камера подвергается тому же эффекту.

В большинстве случаев это не создает проблем, но, чем ближе что-то к камере, тем заметнее будет эффект. Именно поэтому сложно фотографировать панорамы с очень близким передним паном, ведь из-за параллакса появляется дисторсия. Это также объясняет почему облака на моем широкоугольном снимке подверглись влиянию дисторсии.

Как же с этим бороться?

Как и со всем другим, оборудование не делает вас лучшим фотографом, но позволяет создавать лучшие снимки. Различные компании предлагают кучу решений для борьбы с параллаксом. Нетрудно догадаться, что подобные приспособления стоят недешево и король на этом рынке –Really Right Stuff. Почти все сайты, говоря о панорамных головках для штатива, заканчивают на продуктах этой компании.

Модели линейки можно найти на официальном сайте.

Модели других компаний имеют похожий дизайн, но все равно выполняют одну функцию за исключением некоторых мелких различий в функционале.

Еще один вариант – покупка отдельных специальных головок для панорамной съемки. Проблема в том, что такие устройства все еще не могут избавиться от проблемы с параллаксом. Откровенно говоря, можно использовать обычную шариковую головку, чтобы достичь нужного результата.

Заключение

Дайте мне знать, что вы думаете и не стесняйтесь поделиться своей информацией в комментариях, если я что-то упустил. Я уверен, что сделал это. Или, если вы – гуру панорамной съемки, свяжитесь со мной. Я был бы рад устроить интервью о тех крутых вещах, которыми вы занимаетесь.

Источник

Панорамная съемка:
основы техники

Сегодня Владимир Алексеев, профессиональный пейзажный и тревел-фотограф,​ участник клуба «Российское фото», опытный путешественник, журналист, автор публикаций и книг, ведущий передачи о путешествиях «Мой путь», рассмотрит подробно тему панорамной фотографии, сделав акценты на основных терминах, технике съемки, настройках фотоаппарата и аксессуарах, необходимых для создания качественной панорамы.​

Начнем с ответа на вопрос о том, зачем вообще нужна панорамная съемка. Казалось бы, сейчас фототехника способна делать снимки с таким разрешением, что достаточно просто отойти подальше — и сфотографировать интересующую нас область, обрезав лишнее. Но, к сожалению, это не всегда возможно из-за ограниченного пространства или по другим причинам. Например, вам необходимо сфотографировать интерьер какого-то помещения. Причем так, чтобы все, что видно глазу, умещалась на одном кадре, и чтобы каждая часть помещения была очень хорошо детализирована. Как решить такую задачу? Только с помощью ряда фотографий, совмещенных в единую панораму.

Для чего нужна панорама. Смотреть фото Для чего нужна панорама. Смотреть картинку Для чего нужна панорама. Картинка про Для чего нужна панорама. Фото Для чего нужна панорама

Не последним аргументом для создания панорамы является и уровень детализации и итоговое разрешение финальной картины, которых не добиться одним кадром. Если вы видите красивый снимок с очень близким объектом на переднем плане и отличной резкостью по всему кадру — знайте, это панорама, или так называемый брекетинг по фокусу (несколько кадров, снятых камерой на штативе с фокусом попеременно на передний и дальний план). Именно поэтому панорамная съемка пользуется такой широкой популярностью.

Для чего нужна панорама. Смотреть фото Для чего нужна панорама. Смотреть картинку Для чего нужна панорама. Картинка про Для чего нужна панорама. Фото Для чего нужна панорама

Конечно, существуют широкоугольные и даже сверхширокоугольные объективы, которые действительно могут охватить большую часть пространства. Но, к сожалению, на фотографиях, выполненных широкоугольниками, крайние объекты, как правило, искажаются, заваливаясь с боков кадра к центру. Кроме того, даже широкоугольника может не хватить для задумки, не говоря уже о том, что широкий угол искажает перспективу, делая объекты на дальнем плане маленькими и невыразительными. В связи с этим многие фотографы предпочитают охватывать широкую область путем нескольких перекрывающих друг друга снимков, совмещаемых потом специальными компьютерными программами в одно изображение. Хорошо себя зарекомендовали в склеивании фотографий в единую панораму следующие компьютерные программы: PTGui, Autopano Giga, Panorama Maker, Photoshop и Microsoft ICE. Лично я пользуюсь программой PTGui — она не только интуитивно проста в использовании, но и имеет очень широкий инструментарий по работе с самой панорамой, вариантами ее сшивки, и т. д. В том же Photoshop нет даже четверти тех возможностей, что есть в PTGui.

Безусловно, создание панорамной фотографии сопряжено с определенными техническими трудностями. Они возникают, например, если панорама состоит из снимков, сделанных под разным углом к горизонту, причем как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Еще более серьезная проблема — это эффект параллакса (изменение видимого положения объекта относительно удаленного фона — по отношению к точке съемки). Звучит сложно, но понять, что это такое, и почувствовать эффект параллакса можно прямо сейчас. Вытяните перед собой палец. А теперь повертите головой вправо и влево. Вы увидите, как положение пальца относительно того, что находится за ним, меняется с каждым поворотом головы. То же самое происходит и в момент панорамной съемки, причем чем ближе к камере в вашей композиции будут находиться какие-либо объекты, тем более выражен будет этот эффект. Также это справедливо и в отношении специфики используемых объективов — чем шире угол, тем параллакс будет сильнее. В случаях, когда вы снимаете панорамы исключительно длиннофокусными объективами, такой проблемы, скорее всего, не возникнет, но в остальных случаях, когда вы планируете снимать внутри помещений, или же широкоугольными объективами, или с присутствием на панорамах переднего плана — этой проблемы не избежать, и сшить группу фотографий в одну качественную панораму практически нереально.

Для того чтобы предметы, разноудаленные от передней линзы объектива, при его вращении визуально не смещались относительно друг друга, используют штатив с панорамной головкой — специальным устройством, с помощью которого фотограф может поворачивать камеру без смещения относительно так называемой нодальной точки (по-английски она звучит как «no parallax point», то есть «точка без параллакса»). Если проще и другими словами, то панорамная головка — это то самое устройство, которое позволяет свести к нулю эффект параллакса. Только использование панорамной головки позволяет получить настолько качественную панораму, будто вы ее запечатлели одним кадром. Поговорим теперь подробнее об этой самой «точке без параллакса».

Для чего нужна панорама. Смотреть фото Для чего нужна панорама. Смотреть картинку Для чего нужна панорама. Картинка про Для чего нужна панорама. Фото Для чего нужна панорама

Нодальная точка

У каждого объектива (а точнее, у каждого конкретного фотоаппарата + объектива) есть так называемая нодальная точка. Это оптический центр объектива, точка, в которой угловое увеличение равно 1, то есть —под каким углом луч света приходит в эту точку, под таким и выходит. Этим и обеспечивается минимум искажений изображения при повороте камеры вокруг этой точки. Где конкретно располагается эта точка — вопрос непростой, и определяется он оптической схемой конкретного объектива. Чаще всего эта точка находится внутри объектива, но говорят, что бывает и так, что она «висит в воздухе» позади или впереди него (сам я с таким еще не сталкивался). Более того, если вы хотите снимать на зум-объектив, то для каждого фокусного расстояния нодальная точка может располагаться в разном месте.

Для чего нужна панорама. Смотреть фото Для чего нужна панорама. Смотреть картинку Для чего нужна панорама. Картинка про Для чего нужна панорама. Фото Для чего нужна панорама

Зачем нужно определять нодальную точку для съемки панорамы? Дело в том, что, если поворачивать фотокамеру именно относительно этой точки, то расположение объектов в кадре не будет изменяться, благодаря чему мы сможем склеить панораму без каких-либо проблем.

В ином же случае, если просто поворачивать фотоаппарат относительно точки крепления камеры к штативу, возникнет эффект параллакса. В интернете можно найти информацию по нодальным точкам для разных объективов, но лучше уточнить их местонахождение самостоятельно, опытным путем, с вашей камерой. Сделать это будет достаточно один раз — для самых часто используемых вами объективов и фокусных расстояний.

А панорамная головка как раз позволяет совместить ось поворота фотоаппарата и нодальную точку, благодаря чему мы и избавляемся от эффекта параллакса. Очевидно, что панорамная головка просто необходима, если вы всерьез решили заняться панорамами.

Для чего нужна панорама. Смотреть фото Для чего нужна панорама. Смотреть картинку Для чего нужна панорама. Картинка про Для чего нужна панорама. Фото Для чего нужна панорама

Как же понять, где на вашем объективе находится нодальная точка? Очень просто. Во-первых, как я уже и сказал, можно поискать информацию об этом в интернете. Но лучше найти нодальную точку экспериментальным путем.

4. Теперь нам необходимо взять два тонких предмета и расположить первый из них вертикально примерно в полуметре от объектива камеры, а второй через несколько метров после первого. Оба предмета (допустим, линейки) должны быть на одной линии с центром объектива. Т.е. так, чтобы мы через видоискатель не видели дальнюю линейку за ближайшей к объективу:

Для чего нужна панорама. Смотреть фото Для чего нужна панорама. Смотреть картинку Для чего нужна панорама. Картинка про Для чего нужна панорама. Фото Для чего нужна панорама

5. Поворачиваем камеру максимально вправо и влево, отмечая для себя, остались ли для нас, как наблюдателей, смотрящих через видоискатель, две установленные перед этим линейки друг за другом или нет? Т.е. дальняя линейка вам, грубо говоря, также не видна из-за ближней, как в случае с направленной строго вперед камерой, или нет? Если положение линеек в видоискателе изменяется при поворотах, значит, ось поворота камеры и нодальная точка не совпадают:

Для чего нужна панорама. Смотреть фото Для чего нужна панорама. Смотреть картинку Для чего нужна панорама. Картинка про Для чего нужна панорама. Фото Для чего нужна панорама

Что нужно делать в этом случае? Оставив камеру в последнем положении, смещаем ее вдоль объектива таким образом, чтобы дальняя линейка снова спряталась за ближней. Поворачиваем камеру прямо и в другую сторону. Отмечаем через видоискатель, спряталась ли дальняя линейка за ближней? Если да, и если при повороте во все стороны вы не видите дальнюю линейку за ближней, то поздравляю — вы нашли нодальную точку. Если нет, то снова смещаем камеру на панорамной головке вдоль объектива до тех пор, пока не добьемся того, чтобы при повороте камеры как влево, так и вправо дальняя линейка находилась четко за ближней, т. е. чтобы мы ее не видели:

Для чего нужна панорама. Смотреть фото Для чего нужна панорама. Смотреть картинку Для чего нужна панорама. Картинка про Для чего нужна панорама. Фото Для чего нужна панорама

Расположение нодальной точки необходимо определить с точностью +/- 0,5 мм. Это, конечно, требует некоторых усилий, но зато потом при любых условиях съемки вы будете получать высококачественное изображение, и при склеивании не возникнет никаких проблем.

Техника съемки панорамы

Несколько советов для съемки панорамы:

Все, теперь осталось последовательно сделать столько снимков по горизонтали и вертикали, чтобы мы смогли захватить всю интересующую нас область. Снимать лучше всего в формате RAW, чтобы у нас потом был максимум возможностей по обработке фотографий, которой не избежать при их склеивании в панораму. Еще я бы вам посоветовал не покидать место съемки до тех пор, пока вы не убедитесь, что снятые кадры вас устраивают. Если вы не уверены в качестве своих фотографий, то лучше повторите съемку панорамы еще раз. И не бойтесь экспериментировать — иногда бывает так, что всего шаг влево/вправо делает картинку намного выразительнее.

Панорамные головки

Панорамные головки можно разделить на два основных подвида: однорядные (Single-row) и сферические (VR, Multi-row). Предназначение первых следует из названия, т. е. с помощью Single-row-головок можно фотографировать только один ряд панорамы в горизонтальной плоскости. Их конструкция не позволяет менять угол наклона камеры по вертикальной оси. А вот сферические панорамные головки — это уже универсальные устройства, с помощью которых фотокамера может вращаться вокруг своей вертикальной и горизонтальной оси на все 360 градусов. Единственный минус сферических головок — они заметно дороже своих однорядных собратьев, зато не ограничивают возможности фотографа.

В рамках этой статьи мы не будем рассматривать достоинства и недостатки различных панорамных головок. Лично я, изучив для себя характеристики и показатели различных моделей («Сфера-2», Novoflex Panorama VR-System 6/8 и другие), остановил свой выбор на панорамной головке Manfrotto 303SPH.

Главным элементом этой панорамной головки, как считает сам итальянский производитель, является ротатор, который позволяет поворачивать камеру по горизонтали не только на произвольное количество градусов, но и через каждые 5°, 10°, 15°, 20°, 24°, 30°, 36°, 45°, 60° или 90°. Наклон камеры в вертикальной плоскости не имеет фиксированного шага. Manfrotto 303SPH выдерживает фотооборудование весом до 4 кг. Цена головки достаточно высокая и составляет порядка 55 000 рублей, но стоит ее взять в руки, как сразу понимаешь, что она того стоит.

У Manfrotto, кстати, благодаря двум наборам плейт (скользящих платформ) можно уменьшать не только вес, но и размер конструкции. А еще эта головка удобно складывается для транспортировки.

Также мне очень нравится, что на плейтах Manfrotto 303SPH помимо фиксаторов предусмотрены кнопки блокировки. Таким образом, скользящие платформы имеют двойную страховку от падения камеры из-за необдуманных или неаккуратных манипуляций с конструкцией головки.

Для чего нужна панорама. Смотреть фото Для чего нужна панорама. Смотреть картинку Для чего нужна панорама. Картинка про Для чего нужна панорама. Фото Для чего нужна панорама

Единственным минусом, а вернее, особенностью я бы назвал вес. Эта панорамная головка сделана из стали и алюминия, поэтому весит 2,43 кг. Тяжесть конструкции целиком и полностью себя оправдывает, когда вам неспешно нужно приехать в какое-то конкретное место и отснять необходимые кадры. В таких случаях это идеальный выбор — панорамная головка Manfrotto очень надежна, монументальна, добротна и качественна. А еще и удобна. Но если вы собираетесь в поход или у вас запланированы длительные треки — таскать с собой такой вес не всегда удобно. Хотя я шагал с ней и 8 км в гору — как говорится, красота требует жертв.

Самодельные панорамные головки

Безусловно, есть выход даже в том случае, если у вас нет денег на специальные приспособления для качественной панорамной съемки. В интернете можно найти чертежи, по которым фотографы собирают для себя панорамные головки самостоятельно. Такая затея, конечно, может потребовать вложения определенного количества времени и сил, но обойдется вам дешевле, чем промышленный экземпляр. Если же вы не умеете или не хотите конструировать самодельную панорамную головку, то вас могут выручить бесплатные доски объявлений и аукционы. Возможно, через интернет вам удастся купить за приемлемую цену даже промышленный экземпляр панорамной головки. Все-таки выверенный оригинал значительно надежнее и станет вашим верным спутником в увлекательном процессе съемки панорам.

Успехов вам в освоении панорамной фотографии, друзья! И не забывайте, пожалуйста, что главным является не то, ЧТО вы фотографируете, а в каком внутреннем СОСТОЯНИИ вы это делаете, с каким чувством.

Источник

Реальность в движении. Панорама, виды движения кадра

Как многим из нас известно, камера способна снимать не только в статике, но и в движении. Один из вариантов ее движения — это панорама. Виды этой панорамы, ее возможности и конкретные примеры применения мы разберем в этой статье. А заодно и вспомним, когда кинематографисты вообще придумали шевелить съемочный аппарат ради достижения большего эффекта.

Пандемия COVID-19, поразившая человечество в 2020-м году, заставила остановиться многие процессы, происходящие в нашей жизни. В том числе вынужденный перерыв взяли и большинство кинематографистов, кроме самых отчаянных партизан. Теперь постепенно кинематограф (как студийный, так и независимый) выходит из сумрака, а значит, всё вокруг вновь приходит в движение. И в связи с этим хотелось бы вспомнить о том, как это самое движение может быть воплощено в кино. Поговорим о приеме, который традиционно называется панорама.

Для чего нужна панорама. Смотреть фото Для чего нужна панорама. Смотреть картинку Для чего нужна панорама. Картинка про Для чего нужна панорама. Фото Для чего нужна панорама

Первые открытия

Обратившись к исторической ретроспективе, мы легко выясним, что изначально кино снималось статичным кадром — это естественно, т. к. киносъемка берет свое начало в фотографии. И первые кинооператоры были, как правило, действующими или бывшими фотографами. Но природа киноизображения сама по себе предполагает действие, движение — поэтому рано или поздно кому-то должно было прийти в голову начать двигать съемочный аппарат. Заглянуть в историю нам позволит великий исследователь Жорж Садуль.

Идея вращать камеру на штативе появилась довольно рано. В 1899-м году Жорж Мельес (о котором мы уже говорили в рубрике «Великие») впервые применяет панорамирование при съемках натуры.

«Мельес не был первым, применив их [вращающиеся штативные головы — прим. В.Д.] , ибо в начале 1899 года экспедиция Диксона в Трансваале была снабжена штативами, пригодными для панорамирования. С другой стороны, и Гомон в 1900 году выпустил в продажу специальные вращающиеся штативные головки для кинокамеры. Возможно, что их-то и использовал Мельес и операторы Патэ, которые в это время снимали круговые панорамы для выставки. По-видимому, Мельес употреблял панорамирование только в натурных съемках и никогда — в студии, в драматических целях. Верный своему пониманию экрана как эквивалента сцены, он считал, что декорация может двигаться, а аппарат — нет.»
(Жорж Садуль, «Всеобщая история кино»)

Но, как следует из слов Садуля, Мельес еще не до конца осознавал, что можно делать с движущейся камерой вне съемок пейзажа. Новые открытия не заставили себя ждать — со своими экспериментами подоспел другой французский постановщик Фернан Зекка, в 1903-м году снявший фильм «Жизнь и страсти Иисуса Христа».

«Поклонение волхвов» — наиболее удачная из этих кинокартин [имеется в виду глава фильма — прим. В.Д.] . Декорации выделяются значительностью своих размеров. Чтобы представить себе эти размеры, надо вспомнить, что, показав пресвятую деву и Иосифа, аппарат панорамирует в глубину декораций, показывая волхвов с их верблюдами. Потом, оставив волхвов, аппарат возвращается к святому семейству. Техника этого передвижения аппарата еще очень неискусна. И тем не менее на пути развития кинотехники она оставляет далеко позади эстетические приемы, которыми пользовался Мельес до самого конца своей кинодеятельности»
(Жорж Садуль, «Всеобщая история кино»)

Зекка обнаружил способность камеры рассматривать декорацию, показывая зрителю различные элементы сцены, отдельных персонажей или детали, не прибегая при этом к монтажу. Можно сказать, что Фернан Зекка сумел почувствовать основное предназначение панорамы — дальше нужно было уже развивать этот прием.

Датскому режиссеру эпохи немого кино Хольгеру Мадсену тоже пришлась по вкусу панорама. Виды движения камеры в его руках стали более разнообразными.

«Мадсен широко пользовался павильонными съемками, применяя разработанные им новые технические приемы. Панорамирующая камера следовала за движением героев. Иногда кинокамера движением снизу вверх открывала неожиданные подробности. Для усиления драматического напряжения или подчеркивания декоративных эффектов Мадсен постоянно применял съемку изображений в зеркалах. Наконец, в «Спиритах» одна и та же сцена снималась с разных точек и ракурсов — новый прием, который до тех пор не встречался ни в одном из французских, итальянских или американских фильмов.»
(Жорж Садуль, «Всеобщая история кино»)

Разумеется, с совершенствованием киносъемочной техники прогрессировал и метод работы с движением камеры — прогрессировала панорама.

Панорама, виды и возможности

Сегодня панорама уже давно стала привычным делом. Зритель, пожалуй, даже не обращает особого внимания на ее наличие, также, как не обращает внимания и на крупность планов. Но тем не менее любому кинематографисту нужно знать, для чего этот прием нужно применять, и зачем нужна панорама.

Прежде, чем перейти к разновидностям панорамы по их целеполаганию, упомянем, что они бывают статическими и динамическими.
При статическом панорамировании камера жестко зафиксирована на штативе и только вращается по оси горизонтально или вертикально.
Динамическое панорамирование характеризуется перемещением самой камеры. Соответственно, это могут быть наезды, отъезды, перемещения по вертикали, диагонали или в любом другом направлении (для чего используются тележки, стэдикамы, краны, слайдеры и даже просто человеческие ноги).

В дальнейшей статье, при приведении примеров, жесткого разделения на статическое и динамическое панорамирование осуществляться не будет, потому что так мы рискуем утонуть в терминологических дискуссиях (например, некоторые вообще не относят динамическое панорамирование к панорамам), а данный материал создается для практических, а не для теоретических целей.

Итак, виды панорамирования традиционно разделяются на три варианта.

Панорама обзора (она же обзорная панорама или панорама оглядывания). Камера в движении осматривает пейзаж, интерьер или любой другой объект. Такая панорама нужна для того, чтобы подробно визуально охарактеризовать предмет или локацию.
Хрестоматийный пример панорамы обзора можно увидеть в самом начале культового пеплума Ридли Скотта «Гладиатор».

В экспозиционной сцене фильма мы находимся в мрачных и пасмурных германских землях, а камера показывает нам сначала пейзаж в дымке и сожженными деревьями с лесом вдали, затем в кадре появляются римские всадники, после чего камера разворачивается и открывает нам более полную картину — мы видим расположившиеся на холме многотысячные легионы.

Другой случай — в кульминации японского нео-нуара «Бледный цветок» (режиссер Масахиро Синода), где гангстер Мураки осматривает ресторан, в котором намеревается совершить убийство.

Оператор ведет кадр от одного конца помещения до другого, имитируя направление взгляда персонажа, пока, наконец, не останавливается на будущей жертве.

Панорама сопровождения. Как следует из названия, киносъемочный аппарат в данном случае держит в кадре движущийся объект и следует за ним. С формальной точки зрения панорама такого типа помогает показать физическое передвижение человека или иного объекта (скажем, автомобиля) из точки А в точку Б. Но, разумеется, панорама сопровождения может применяться и для более концептуальных целей.

Вспомним, как оператор Тонино Делли Колли снимает актера Элая Уоллаха (играющего Туко) в кульминации «Хорошего, плохого, злого», пока тот бежит по кладбищу.

Очевидно, что авторы в данном случае передают внутреннее состояние героя — его возбуждение, связанное с близостью желаемого богатства. При панораме мы видим частокол могильных крестов — мельканием этих вертикальных линий формируется дополнительное ощущение динамики. К тому же, не смотря на то, что камера сопровождает Туко, она также движется будто по кругу, так как и герой бежит по такой траектории. Всё это создает весьма экспрессивный эффект.

В дебютной криминальной драме Майкла Манна «Вор» один из эпизодов предлагает нам сразу несколько панорам сопровождения.

Грабитель Фрэнк приезжает на некий промышленный объект, чтобы встретиться с одним из своих многочисленных подельников. Сначала камера следит за автомобилем Фрэнка на улице. Затем, в другом кадре, он уже идет через заводской цех. И еще дальше оператор уже сопровождает Фрэнка, идущего через производственное помещение вместе с собеседником.

«Переброска». Такой тип панорамы предполагает, что камера молниеносно перемещается с одного объекта на другой, радикально и резко перекидывая наше внимание. Наиболее наглядно это видно в одном из эпизодов фильма «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино.

Камера активно перемещается между героями в сцене допроса и каждый раз берет в объектив именно того персонажа, который говорит что-то или показывает куда-то пальцем в настоящий момент.

Этот прием есть также в сцене комедии Ричарда Раша «Напрямик», где протагонист Гарри Бейли заглядывает домой к своему приятелю и случайно находит там на тусовке свою бывшую девушку.

Камера в данном случае играет роль субъективного взгляда Гарри, имитируя движения его глаз — герой будто бы смотрит то на одного присутствующего человека, то на другого.

В чистом виде панорама, разумеется, встречается не так часто. Бывает, что одна панорама тут же перетекает в другую, разрезается склейкой или же включает в себя сложное движение с наездом или отъездом, что позволяет говорить уже скорее о внутрикадровом монтаже, чем о панораме. Тем не менее, знание классификации безусловно поможет ориентироваться в разновидностях этого элемента киноязыка.

Концептуальное применение

Панорама, виды этой панорамы, как и любой другой прием, могут использоваться как средство, поддерживающее авторскую концепцию фильма. Конечно вариантов их использования существует бесчисленное множество — автор этой статьи даже не станет пытаться охватить всё многообразие подходов. Но привести ряд различных примеров определенно стоит хотя бы для того, чтобы понять диапазон возможностей.

Во второй половине фантастического хоррора «Чужой» команда космического корабля пытается найти и поймать кровожадное инопланетное чудовище, проникшее на борт. В одной из сцен второстепенный персонаж Бретт проверяет один из отсеков корабля.

Камера медленно движется (сначала при помощи наезда, а затем уже панорамой), позволяя зрителю осмотреть помещение вместе с персонажем. И в данном случае панорама обзора очень эффективно работает на поддержание саспенса и напряжения — ведь мы мучительно ждем того, что сейчас случится, а потому вглядываемся в каждый угол и каждую тень.

В «Сталкере» Андрея Тарковского, уже другой фантастической ленте (в которой по счастливому стечению обстоятельств обошлось без смертоносных монстров), режиссер нередко использует панораму для погружения аудитории в атмосферу иррационального и метафизического.

В этой сцене панорама показывает различные предметы, оставшиеся в магической Зоне еще с давних времен. И от тлеющих углей, свидетельствующих о присутствии человека, кадр движется к покрытым илом кафельным плитам, заржавевшим автоматам, шприцам, сгнившим документам, скрытым под небольшим слоем воды. Панорама помогает соединить естественное и сверхъестественное, показать присутствие чего-то странного и загадочного возле людей.

Полицейский детектив Кёртиса Хэнсона «Секреты Лос-Анджелеса» показывает, как при помощи передвижения камеры можно открывать все больше деталей.

Детектив Эд Эксли (Гай Пирс) появляется на месте преступления — в забегаловке «Ночная сова». Постепенно панорама обзора показывает сначала странно опустевшее кафе, затем демонстрирует все больше информации о том, что здесь произошло убийство. Включенные конфорки и сгоревшая еда, бесхозная посуда, наконец, убитый повар, лужа крови, револьвер и открытая касса. То есть режиссер вместе со своим оператором Данте Спинотти панорамой раскрывают нам все больше сведений о событии, произошедшем на локации.

Историческая мелодрама «Необычный день» режиссера Этторе Скола почти сразу начинается с очень длинной обзорной панорамы, оглядывающей двор многоквартирного итальянского дома середины 30-х годов (собственно, в нем и будет развиваться действие всей ленты).

С остановкой камеры на окне героини Софи Лорен кадр не завершается — оператор «въезжает» в квартиру, и принимается сопровождать персонажа, что уже можно смело называть внутрикадровым монтажом. И такой подход позволяет авторам очень глубоко, очень подробно и очень по-человечески заявить жизнь героев.

В конечном итоге именно потребность драматургии помогает выбрать нужный прием, и панорама здесь не исключение. Поэтому режиссеру всегда нужно поверять все свои действия замыслом и нуждами материала — это самое главное.

Надеюсь, этот материал станет полезным подспорьем на пути к освоению киноязыка, и кто-то из читателей сможет применить на практике тот или иной вид панорамы для рассказа своей истории.

Независимый режиссёр и сценарист. Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте, Instagram и Patreon

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *