Для чего нужна парта в школе

В 2020 году исполнится 150 лет с момента изобретения парты

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

В классе Светланы Николаевны, единственном в школе, стоят парты. Она убеждена, что они намного комфортнее столов со стульями, особенно для маленьких детей. Часто бываю на ее уроках и вижу: да, детям за партой удобнее. Удобнее сидеть, удобнее писать, удобнее рисовать. Удобнее лежать. Да, лежать: видел, как ученик притомился и улегся на скамейку.

Дисциплина и здоровье

У Естегнеевой за десятилетия работы оформились свои наблюдения:

— парта дисциплинирует, вырабатывает правильную осанку;

— когда дети встают, нет шума отодвигаемых стульев;

— конструкция парты позволяет ребенку сидеть за ней в наиболее удобной позе, что способствует нормальному развитию организма ребенка;

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

— правильное расстояние от глаз ученика до текста в тетради или книге 30-40 сантиметров;

— у парты нет острых углов, выступающих частей крепежных элементов, потому не причинит повреждений ребенку;

— у парты прочная конструкция, поэтому ребенку сложно ее сломать;

— ученик не мешает соседу, отвечая урок, он встает, не выходя из-за парты (в скобках замечу: дети у Светланы Николаевны не встают при ответе, то есть не теряется лишнее время);

— конструкция парты позволяет формировать правильную осанку школьника, за партой поза с прямой осанкой наименее утомительна и способствует большей работоспособности школьника, удобна для письма и чтения.

Привет из Швейцарии

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Победа уборщиц

Министерство здравоохранения СССР разработало в 1958 году методичку по мерам профилактики расстройств зрения у детей дошкольного возраста и в годы школьного обучения, в документе было отмечено благотворное влияние парты не только на зрение, но и на весь детский организм.

Парты в советское время использовали в воспитательных целях. В школе номер 1 Ульяновска есть мемориальный класс, в котором парта, за которой сидел Владимир Ильич Ленин. Сидел, разумеется, в свои гимназические годы. За этой партой фотографировали лучших учеников. Теперь такой традиции нет.

Царствовали парты в школах до 70-х годов прошлого века. А потом в классах столы перешли в наступление. Парты еще держались в начальной школе, потом только в первых классах, но и оттуда их вытеснили. Вот только у Светланы Николаевны парты держатся.

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Защитник студентов

Последние годы изобретателя школьной парты Федора Эрисмана были омрачены одним инцидентом. В 1896 году он вступился за студентов, арестованных во время волнений, за что был уволен из университета и уехал в Цюрих, где с 1901 года заведовал санитарной частью городского управления.

Источник

Детская парта для дома – излишняя роскошь или необходимость?

Многие родители считают, что приобретение детской парты является излишней роскошью. Мы сажаем детей за стол на кухню, за простой письменный стол при этом не обращаем внимание удобно это ребенку или нет, хорошо ли это для его здоровья или нет? В данной статье мы разберем зачем все же нужна парта и на что стоит обратить внимание при покупке. Также мы развеем мифы, что парта это дорогое не нужное удовольствие.

Зачем нужна парта?

В первую очередь обратите внимание на Вашего ребенка когда он занимается за столом:

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

На рисунке выше изображен ребенок который сидит за простым столом.

В раннем возрасте мышцы спины ребенка еще не до конца сформированы в отличие от взрослого человека, поэтому ребенок не может прямо сидеть за письменным столом для взрослых. Также у простого стула спинка расположена достаточно далеко от спины ребенка и он не может правильно опираться. Стол, в свою очередь, может быть слишком высоким или слишком низким.

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Что же мы видим когда ребенок сидит за специальной партой:

То есть риск возникновения болезней спины при учебе и занятиях на парте минимален. Также стоит обратить внимание, что Вы можете поставить монитор на специальную полку и настроить его под правильным углом.

Какие бывают парты?

Как выбрать парту для дома для школьника?

В первую очередь при покупке парты нужно обратить внимание на возможности регулировки по высоте и по углу наклона. Это поможет ребенку занять максимально удобное положение, а также за счет регулировок по высоте парта прослужит Вам не один год! Ниже представлена таблица рекомендаций по настройке:

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

По рекомендации от врачей – парту нужно регулировать два раза в год, корректируя ее под рост ребенка. Если у Вас двое детей разного возраста, то лучше всего ставить 2 парты с разными настройками.

При покупке обратите внимание на ширину – по рекомендациям профессионалов ширина должна быть не менее 1 метра. Это позволит комфортно расположить все требуемое на столе.

Здесь очень Важно обратить внимание какая комплектность.

Лучше всего сразу купить максимальный комплект Парта + стул + тумбочка + лампа + все различные ящички.

Выглядеть она будет примерно так:

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Существует огромное количество цветов столешниц, боковин и стульев. Как правило, девочкам покупают парты розового или нежного цвета. Для мальчиков больше подходят парты голубого и зеленого цвета. Перед покупкой посоветуйтесь с ребенком для выбора наиболее интересной ему модели.

Парты делают из следующих материалов:

Не покупайте парту для дома если она имеет острые не скругленные углы! Это может травмировать Вашего малыша! Проверьте ее на устойчивость, так как ребенок может уронить ее на себя!

Выбираем стул для парты

При выборе стула стоит обратить внимание на:

Топовые бренды рынка по школьным партам

Достаточно дорогие и высококачественные парты. Их стоимость варьируется от 32 000 до 60 000 руб. Сделаны они из МДФ и идеально подходят для детей с ростом от 115 см до 185 см. Парты комплектом не продаются! Нужно будет отдельно докупать стул или кресло. Все парты регулируются по высоте и углу наклона.

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Это более дешевый сегмент. Цены начинаются от 9 950 рублей. Выполнены они из ЛДСП, пластика и МДФ. Это отличный вариант если у Вас небольшой бюджет или мало места в квартире. Парты подходят для роста от 105 см до 185 см.

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Немецкие парты – гарант высокого качества. Достаточно консервативные парты выполненные в классическом стиле. Цены начинаются от 20 000 рублей. Как правило продаются без стульев, поэтому будьте готовы потратится еще и на него. Материал – МДФ, металл, пластик.

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Самые популярные парты на Российском рынке. Огромный ассортимент более 110 позиций на любой вкус и цвет. Цены от 11 до 45 000 рублей! Выполнены из пластика металла и Массива дерева. Продаются как комплектами так и отдельно. Подходят как для малышей дошкольного возраста, так и для более взрослых ростом до 190 см! Комплектуются партой, ящиками, подставкой, лампой, стулом и многим другим!

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Более 310 позиций представлено на рынке. Имеют более 50 различных цветовых оттенков. Цены начинаются от 14 920 рублей. Продаются как отдельными элементами так и в сборе со стулом. Материалы – МДФ, пластик, металл. Бывают одноместные и двухместные. Богатый выбор комплектаций. Подходят для роста от 90 до 190 см.

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Более 366 позиций! Имеют более 100 различных цветов! Цена начинается от 5990 рублей за эконом вариант, до 30580 рублей за навороченный вариант со всеми аксессуарами! Продаются как отдельно стоящая парта, так и парта + стул. Бывают одноместные и двухместные. Материал – массив дерева, пластик, металл. Огромный выбор по комплектациям. Идеально для роста от 90 до 190 см.

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Самые дорогие парты на рынке. Около 40 позиций. Цены начинаются от 30 000 рублей. Продаются как отдельно, так и комплектом. Производят их в Германии. Выполненные из массива дерева. Идеально подходит под рост от 110 до 185 см.

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Заключение

Если Вы все-таки решили покупать парту, то не скупитесь и приобретите хорошую модель, которая долго прослужит Вам. Мы рекомендуем перед покупкой обязательно посетить Шоу рум или выставочный зал, где Вы сможете посидеть и понять, что конкретно Вам нужно! Заботьтесь о здоровье ребенка!

Источник

Первая парта: кому она нужна, а кому — нет

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

На первую парту учителя часто сажают в наказание, чтобы было видно нерадивого ученика. Учительница Анастасия Дурягина указывает на то, что в распределении парт учителям стоит руководствоваться несколькими принципами.

Многим мамам важно, чтобы их дети были ближе к учителю и к доске. Бытует мнение, что первые парты всех рядов — это самые популярные места. Давайте разберёмся, кто на самом деле может занимать место в определённом ряду и за определённой партой.

Кто со справкой?

Перед началом учебного года некоторые мамы ведут свои детей по врачам, чтобы иметь медицинское подтверждение, чтобы учитель смогла с лёгкостью выполнить рассадку детей в классе.

Кому обычно выдают справку?

Учитель и школьная медсестра строго следят за тем, чтобы всех рассадить согласно медицинским заключениям врачей. Если у вашего ребёнка есть какие-либо нарушения по здоровью, не ждите, что состояние ребёнка ухудшится, а последняя парта сыграет в этом свою роль.

На всех не хватит…

В современных классах сейчас бывает до 35 человек. В частных школах классы по численности сокращены до 15 человек. Понимаете разницу? Это бесспорный плюс частной школы. Но вернёмся к проблеме парт и мест. Так что же должен делать учитель, если парт не хватает, а все несут справки? Рассаживая учеников за парты, учитель должен ориентироваться на:

А что делать с остальными школьниками? Предлагаю посмотреть список возможных решений:

Есть правило «сильный — слабый» ученик, его никто не отменял. Оно гласит: «Если посадить слабого ученика с сильным, то, скорее всего, этот слабый ученик начнет учиться хоть немного лучше». Мы знаем, что учителям очень важно иметь высокий коэффицент успеваемости. Обратные процессы тоже встречаются, но гораздо реже.

Учитель, который возьмёт на заметку данные советы, сможет справиться с таким вопросом «А куда посадить Васю?», «Как поделить места среди всех, у кого справочки?» и избежит очередного конфликта с родителями.

Источник

Для чего нужна парта в школе

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Наверное каждый помнит свою первую школьную парту. Одни думают о ней с нежностью, другие испытывают более грубые эмоции. Парта была с нами все школьные годы. А когда она появилась, и как менялась со временем? Рассказываем!

Школьные парты в современном понимании появились только в конце XIX века. До этого, в них просто не было надобности, ведь в школах детей училось не много, да и законов, обязывающих посещать учебное заведение не было. Многие с самого раннего возраста начинали помогать родителям, работать в поле, в мастерских, а позже и на фабриках. Только немногих счастливчиков сами родители или специально нанятые учителя обучали дома. Если же дети и ходили в школу, то учились за общими длинными столами в классах, а бедняки просто сидели на скамьях и писали на коленях. В древности ученики и писцы использовали глиняные, вощёные или деревянные дощечки, так было в древнем Риме, Греции и Египте. Намного позже в Европе появились первые специальные предметы мебели для учёбы и письма, это были конторки, поставцы, секретеры. Часто они снабжались множеством выдвижных ящичков и откидными крышками, что позволяло хранить внутри стола письменные принадлежности.

Необходимость в специальной школьной мебели появилась в конце XIX века. И вот почему. Образование в России стало массовым только после 1861 года, когда была проведена крестьянская реформа, упразднившая крепостное право. Во множестве стали открываться народные и крестьянские школы, росло число гимназий и реальных училищ, учеников в классах становилось всё больше. Тогда же стали заметны и негативные последствия учебы, их позже назовут школьными заболеваниями. Молодой петербургский офтальмолог, Фёдор Фёдорович Эрисман одним из первых предположил, что снижение остроты зрения и нарушения осанки у гимназистов выпускных классов связаны именно с образовательным процессом. Он же предложил изящный и простой способ предотвращения этих неприятных последствий. Фёдор Фёдорович разработал конструкцию школьной парты позволяющей ученикам сохранять оптимальное положение тела во время уроков

Подробнее о выдающемся медике, основоположнике школьной гигиены Фёдоре Фёдоровиче Эрисмане читайте здесь.

Казалось, в парте идеально всё, но, через некоторое время обнаружились проблемы. Одноместные парты было сложно размещать в небольших помещениях, в основном это касалось сельских школ, где учеников было много, а классы не отличались просторностью.

Сельский учитель Петр Феоктистович Коротков предложил изменить конструкцию, увеличить длину, чтобы за партой могли сидеть два ученика. Ещё, он дополнил её откидной крышкой, крючками для ранцев, углублениями для чернильницы и ручек, предложил разместить под столешницей полку для книг.

Именно такой, усовершенствованный Коротковым вариант парты Эрисмана и стал с 1887 года «золотым стандартом» школьной мебели на целых 150 лет. И только в семидесятых годах прошлого века в школах стали появляться не парты а столы, с горизонтальными столешницами.

В наше время требования к учебной мебели строго регламентированы. Так, учитываются размеры, которые должны соответствовать росту ученика (например, ребенку ростом 130-145 см нужен стол высотой 58 см и стул с высотой сиденья 34 см, при росте 145-160 см, стол должен быть высотой 64 см, а стул – 38 см, при росте 160-175 см – 70 см и 42 см, а при 175-185 см – 76 см и 46 см соответственно). Регламентируется и порядок расстановки мебели в классе. Так, расстояние между столами и стенами, а также между рядами столов должно быть не меньше 50 см, от учебной доски до первого ряда столов – 240 см, а до последнего ряда столов – не более 860 см. Меньшие по размеру парты должны стоять ближе к доске, а большие – дальше от нее. В учебных помещениях нельзя использовать табуретки и скамейки вместо стульев, вся приобретаемая мебель должна иметь документы, подтверждающие соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции».

Источник

Школьная парта Эрисмана. Правильная осанка ребёнка при чтении и письме

Содержание:

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

«Прежде всего не навреди!» — это принцип из области врачебной этики. Реальные врачи не всегда придерживаются его на практике, однако уже сама по себе декларация столь благородного намерения — явление в высшей степени отрадное.

В системе школьного образования такой принцип отсутствует совершенно. Если выпускник написал экзаменационную контрольную работу на отлично, то учитель может по праву гордиться своим профессионализмом. А то, что у ученика при этом на носу очки, а на спине чуть ли не горб — до этого учителю нет никакого дела.

На всяком предприятии от работников требуют (хотя бы формально) соблюдения техники безопасности. От ребенка же в школе могут потребовать что угодно, но только не бережного отношения к своему здоровью. А между тем, по моему глубокому убеждению, все школьные премудрости, вместе взятые, не стоят ни одной диоптрии испорченного зрения, ни одного градуса искривленного позвоночника.

Можно назвать множество причин, по которым в школе никогда не будет введена техника безопасности. Школьный учебный процесс уже сейчас настолько неэффективен, что любое дополнительное «обременение» застопорит его окончательно. Даже при домашнем обучении соблюдение техники безопасности дается непросто.

— Пап, а можно посмотреть мультики?
— А ты сегодня какую букву научился писать?
Молчание.
— Ты, вообще, сегодня писал?
— Нет.
— Так поди, поучись сперва писать букву «а». Как только напишешь три красивые буквы подряд, тогда можно будет смотреть мультики.

Ребенок, крайне раздосадованный, удаляется.

Через несколько минут я вхожу в детскую, и глазам предстает душераздирающее зрелище. В комнате полумрак. Настольная лампа выключена. Ребенок сидит со скрюченной спиной, поднятые плечи прижаты к ушам, локти висят в воздухе, нос утыкается в самый лист с прописями. Письменный стол завален горами игрушек, книжек, карандашей — для прописей едва нашлось место, и то лишь, с самого краешку, поверх каких-то других бумажек. Кончик новой капиллярной ручки уже измочален и сделался похож на кисточку из щетины. Он оставляет на бумаге корявый, уродливый след.

Выводить буквы — это настолько трудное занятие для ребенка, что оно поглощает все ресурсы его внимания, и их уже не хватает на то, чтобы следить за правильностью позы. Приучить его держать осанку — задача не из легких. Честно признaюсь — у меня нет готовых решений. Остается только набраться терпения и день за днем, месяц за месяцем, год за годом напоминать, увещевать, вразумлять. Но слова действуют далеко не всегда, потому что ребенок может даже не подозревать о всей своей зажатости. Тогда в ход идут поглаживания и постукивания — иногда легкие, иногда посильней.

На первых порах приходится просто сидеть рядом и время от времени своими руками вправлять непослушные части тела ребенка в правильное положение. Таков уж родительский удел. Никакие специалисты — ни школьные педагоги, ни ведущие групп раннего развития — заниматься этим нудным делом не будут. Специалисты, прикрываясь своей специализацией, всегда имеют возможность выбирать себе задачи попроще и поинтереснее. Задачи, оставшиеся неразобранными, ложатся исключительно на плечи родителей.

Почему же во время занятия письмом ребенок непременно норовит скрючиться? Я думаю, это происходит оттого, что он бессознательно хочет как можно лучше рассмотреть линию, которую пытается провести. Чем ближе предмет к глазам, тем детальнее он воспринимается. Поэтому ребенок наклоняется всё ниже и ниже, пока не достигает предела зрительной аккомодации. В результате, глаза перенапрягаются, а позвоночник скрючивается.

Не секрет, что именно глаза и позвоночник подвергаются наибольшему риску. Так, может быть, врачи, которые ведают этими органами, — окулисты и ортопеды — могут предложить нам какую-нибудь эффективную технику безопасности? — Увы, нет.

Я считаю себя знатоком по части предотвращения близорукости и много писал на эту тему (см. страницу «Как сохранить зоркость детских глаз?» и ссылки, приведенные там). В области ортопедии у меня опыта нет. Однако уже после самого беглого знакомства с сайтами ортопедической тематики мне стало ясно, что со сколиозом дела обстоят в точности так же, как и с близорукостью. Заболевание неизлечимо, им страдает большинство населения, причины его неизвестны, меры профилактики не разработаны. Вместе с тем, частные медицинские центры бодро зазывают к себе пациентов, обещая быстрое облегчение недуга новыми патентованными средствами. Словом, у меня не сложилось впечатления, что ортопеды заслуживают большего доверия, чем окулисты.

Остается одно — призвать на помощь здравый смысл. Противостоять скрюченности позвоночника логичнее всего его распрямлением. Поэтому домашний детский спортивный комплекс столь же необходим при обучении письму, как бумага и ручка. Я в свое время зашел в первый попавшийся магазин спорттоваров и купил спорткомплекс «Юниор».

Если засадить ребенка за письменный стол может оказаться не так-то просто, то загнать его на спорткомплекс никакой проблемы не представляет. Иногда гораздо труднее его оттуда выманить. И всё же некоторое «насилие» я себе поначалу позволил.

— Я вижу, ты опять сидишь скрючившись, — говорил я своему старшему сыну Денису. — Поди-ка теперь повиси на верхней перекладине — распрями позвоночник.

С непривычки висение на перекладине — занятие очень тяжелое. Мы начинали с десяти секунд и без малейшего энтузиазма. Но постепенно в детях проснулись инстинкты далеких предков, и они пристрастились к длительным «прогулкам» по верхним перекладинам, вися на руках, с такими же раскачиваниями и ужимками, как у обезьян в зоопарке.

Замечу, что за такой способ передвижения очень ратовал Глен Доман. Я, хоть и считаю его мистификатором, должен всё же признать, что многие его идеи прочно засели в моем сознании. Мнение специалистов-ортопедов о детских спортивных комплексах мне неизвестно. Ввод в поисковую машину ключевых слов «ортопед» и «детский спортивный комплекс» практически ничего не дал. Пожалуй, можно считать это хорошим признаком: это косвенно указывает на то, что дети, у которых в квартире установлен спорткомплекс, на прием к ортопедам не ходят.

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Рис. 27. Основные элементы парты и их размеры:
А — горизонтальная доска крышки парты; Б, В — наклонная доска; Б — неподвижная часть; В — поднимающаяся часть; Г — спинка скамьи; Е —боковые стойки; Ж — полозья-бруски; ЦТ — центр тяжести; ТО — точка опоры.

Высота сиденья скамьи должна соответствовать величине длины голени от подколенной ямки до подошвы плюс 2 см на толщину каблука. При правильной посадке нога в коленном суставе должна быть согнута под прямым углом.

Глубина сиденья должна быть такова, чтобы большая часть бедра (2/3—3/4) опиралась на сиденье. Спинка парты делается из одного или двух брусков, лучше из двух, что обеспечивает пояснично-крестцовую и подлопаточную опору.

Дифференция — расстояние по вертикали от края стола до плоскости сиденья — должна быть равна расстоянию от локтя (при опущенной и согнутой в локтевом суставе руки) до сиденья плюс 2 см. В норме это 1/7— 1/8 часть роста.

Дистанция скамьи — расстояния по горизонтали между задним краем стола парты и передним краем сиденья — отражает соотношение между краем стола и краем скамьи. Различают положительную, нулевую, отрицательную дистанцию. Дистанция скамьи должна быть отрицательной, т. е. край скамьи должен заходить под край стола на 3—4 см (рис. 28).

Оптимальная длина стола для различных номеров парт колеблется от 120 до 140 см. Крышка стола парты должна иметь наклон 15°. При таком наклоне ось зрения перпендикулярна плоскости книги, что создает при меньшем напряжении органа зрения хорошую видимость.
далее здесь


Школьная парта по своей конструкции должна не только обеспечивать правильную посадку детей, но побуждать к ней. Это возможно только при хорошем соответствии ее размеров росту ученика. Основная задача при конструировании парты — обеспечить такую посадку, для сохранения которой нужны минимальные мышечные усилия. Если центр тяжести тела, находящийся впереди нижних грудных позвонков, располагается над точками опоры сидящего человека, если при этом часть тяжести тела переносится на добавочную опору (спинку парты), то положение туловища устойчиво, а мышечные усилия минимальны. В таких условиях легче и голову держать прямо, и меньше устают мышцы спины. Поэтому при наличии постоянного педагогического контроля у детей не может развиться привычка читать и писать с сильным наклоном туловища и головы. Для достижения этой цели размеры парт и их отдельных деталей должны соответствовать росту учащихся.

В настоящее время выпускаются парты 12 размеров, рассчитанные на ростовые группы детей от 110–119 до 170— 179 см. Задний край крышки парты должен заходить за передний край сиденья парты на 4 см (так называемая отрицательная дистанция сиденья парты). (Расстояние от заднего края крышки парты до сиденья (по вертикали).) Эта особенность парт важна, так как она принуждает учеников сидеть прямо. Итак, высота парты и ее сиденья, дифференция и дистанция — это основные элементы учебной парты, которые должны находиться в соответствии между собой и ростом учащихся. На рис. 150 эти взаимоотношения показаны для различных номеров учебных парт.

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Необходимо соблюдать следующие правила правильной посадки (рис. 151 а и б): 1. сидеть прямо, голову весьма немного наклонить вперед; 2. опираться спиной на спинку парты; 3. туловище, голову, плечи держать параллельно краю парты, не наклоняя вправо или влево. От груди до края парты должно быть расстояние на ширину ладони; 4. ноги ставить на пол или на подножку, согнув их под прямым или несколько большим углом (100–110°). Весьма важно то, что крышка учебных парт расположена слегка наклонно (12–15°). Этот наклон крышки парты и легкий наклон головы позволяют рассматривать отдельные части текста на одинаковом расстоянии, что не удается без дополнительного наклона головы и туловища, если читать книгу, расположенную на столе. Поэтому желательно, чтобы учащиеся во время домашних занятий пользовались пюпитрами либо складного типа (рис. 152),

либо постоянными (рис. 153).

Большое значение имеет также положение тетради во время письма. Это зависит от того, каково направление почерка. Старый спорный вопрос о косом или прямом почерке не решен до сих пор (см. об этом ниже). При косом почерке тетрадь должна лежать на пюпитре против середины туловища и косо (под углом 30–40°) по отношению к краю парты или стола. При косом письме не очень легко удерживать правильное положение плечей и туловища (параллельно краю стола). В результате получается наклон туловища, влекущий за собой боковые искривления позвоночника. При прямом почерке тетрадь должна лежать против туловища без всякого наклона по отношению края парты или стола. При переходе от одной строчки к другой надо передвигать тетрадь кверху для того, чтобы не изменялось расстояние от глаз. В советской школе общепринято косое письмо с наклоном в 10–15°, что позволяет использовать преимущества и косого, и прямого письма. Необходимо обучать детей не только правильной посадке, но и правильному положению книг и тетрадей во время занятий.

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школеРазмеры, высота и спинка важны. Правильная и неправильные посадки за школьными столами (слева направо):
при низком столе и положительной дистанции сидения;
при низком столе и низкой скамье;
за высоким столом
и за столом соответствующих размеров.

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

ГОСТ 5994-93
Парты. Типы и функциональные размеры
Распространяется на парты, предназначенные для оборудования i-iv классов общеобразовательных школ и лечебно-воспитательных учреждений, и устанавливает их типы и функциональные размеры.
http://standartgost.ru/g/ГОСТ_5994-93

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

↑ Эргономическое описание школьной парты сталинских времен

↑ Школьная парта

Основным предметом оборудования школы является школьная учебная парта. Правильно устроенная парта создаёт наиболее удобные условия для занятий, в первую очередь для письма, чтения и рисования.

Коренным отличием парты от обычного стола является наклонное положение крышки и наличие в её конструкции ряда других условий, способствующих правильной гигиенической позе во время занятий. В гигиеническом отношении правильная парта характеризуется следующими особенностями:

а) конструкция и размеры этой парты соответствуют пропорциям тела учащихся; благодаря этому дети могут сидеть за партой в удобной и неутомительной позе, способствующей нормальному развитию организма;

б) парта не представляет опасности ушибов и других повреждений учеников; в ней нет острых углов, подвижного сиденья, выступающих петель;

в) парта проста по конструкции и при полной устойчивости вполне подвижна; она допускает тщательную уборку как самой парты, так и класса (путём сдвигания парт).

Большое гигиеническое значение имеют также следующие преимущества парты, особенно важные в педагогическом отношении. Учащийся занимает и оставляет своё место за партой, не мешая соседу. При ответе на вопрос учителя и при других обстоятельствах ученик может встать, не выходя из-за парты; вставание и опускание на место не должно вызывать шума.

Конструкция парты должна быть прочной и не давать дрожаний, могущих помешать аккуратному письму учащихся.

Изложенные выше гигиенические требования к учебной мебели выполнены в двухместной деревянной парте конструкции проф. Ф. Ф. Эрисмана.

Учителя и директоры школ должны знать все эти условия, так как нередко заготовители парт и ремонтирующие организации нарушают их, а администрация школы (по незнанию) принимает парты, не отвечающие требованиям школьной гигиены.

↑ Физиологические основы посадки за партой

За исключением уроков физкультуры, пения и ряда практических занятий, учащиеся находятся в школе в сидячем положении. Необходимо обучать учеников такой посадке за партой, которая является наиболее удобной для занятий и наименее утомительной.

Туловище человека находится во время сиденья в состоянии неустойчивого равновесия, так как центр тяжести тела находится вышей впереди точек опоры. Вертикальное положение тела и головы обеспечивается постоянным напряжением задних шейных и спинных мышц, удерживающих туловище и голову от падения вперёд. Наименее утомительной является такая посадка, когда организм затрачивает минимальные мышечные усилия для сохранения сидячего положения. Такое положение создаётся, если центр тяжести тела, находящийся впереди нижних грудных позвонков, располагается непосредственно над точками опоры сидящего человека (линия силы тяжести проходит через плоскость опоры). Таким образом, прямая посадка, при которой туловище находится в вертикальном положении, является менее всего утомительной, так как при ней центр тяжести туловища находится прямо (или почти прямо) над точками опоры. Ещё менее утомительным является такое положение ученика, когда он может перенести часть тяжести тела на какую-либо добавочную опору, например, на спинку парты.

Если парта имеет спинку, находящуюся на уровне поясничного изгиба позвоночника и если форма спинки соответствует этой вогнутости, то ученик с удобством может использовать её как опору. В этом случае центр тяжести тела находится над треугольником, образуемым тазовыми костями и точкой опоры позвоночника (спинка парты).

Устойчивое положение корпуса поддерживается конструкцией сиденья: если сиденье по профилю соответствует форме бедра и таза, имеет выемку или уклон назад, то сидящий школьник не сползает по скамье вперёд, но имеет добавочный упор в сиденье и удобную устойчивую позу. Всё это способствует наиболее длительной работоспособности организма.

При верно сконструированной парте правильная посадка создаёт ряд удобств для учебных занятий ученика. Вследствие точного учёта пропорций тела школьника при конструировании спинки ученик, используя при правильной посадке спинку для опоры, находится вместе с тем на таком расстоянии от крышки парты (3-5 см), что имеет возможность свободно положить предплечья на крышку парты и писать; при этом он не должен ни нагибаться вперёд, ни облокачиваться. Так как руки не используются учеником для опоры, то мышечная сила затрачивается лишь на движения, необходимые для письма; поэтому при данной посадке ученик менее всего утомляется при письме.

Расстояние от глаз до крышки парты будет при правильной посадке в пределах 30-40 см, т. е. соответствует нормальному.

Наклонное положение крышки парты является весьма важным в отношении гигиены зрения и сохранения сил учащихся при занятиях. Известно, что человек лучше всего видит изображение, рассматриваемое им под прямым углом. Будучи расположено под косым углом к линии зрения, изображение видно глазу в сокращённом или даже искажённом виде. Не случайно при точных чертёжных работах предпочитают настолько наклоняться над чертежом, чтобы видеть его прямо сверху. Как изложено выше, для организма наименее утомительно держать голову возможно ближе к вертикальному положению. Наклонное положение крышки парты позволяет ученику видеть учебник или тетрадь на парте под наибольшим углом при наименьшем наклоне головы. Парта имеет наклон в 12-15°, сам глаз может отклоняться вниз от горизонтальной линии на 35°; путём небольшого наклона головы ученик при занятиях за партой получает значительный по величине, приближающийся к прямому, угол, под которым ему хорошо видна плоскость крышки парты.

При работе за горизонтальной плоскостью учащийся должен сильно согнуть спину и опустить голову, чтобы видеть книгу или тетрадь под достаточно большим углом.

Наклонное, положение крышки парты облегчает также аккомодационную работу глаз при письме и чтении. При наклонной крышке разница в расстоянии между глазами и любой строкой книги (тетради) является незначительной и глаз при чтении сохраняет примерно одну и ту же аккомодацию. При горизонтальном столе расстояние от глаза до верхней строчки значительно больше расстояния от него до нижней строчки. Таким образом, глазным мышцам при чтении приходится всё время приспосабливаться к меняющемуся расстоянию от глаза до читаемой строчки.

Ввиду значительных преимуществ наклонного положения книги при чтении желательно, чтобы ученики при занятиях дома пользовались складными пюпитрами. Школа должна проводить в этом направлении работу с родителями и учениками.

Основные элементы школьной парты. Удобства, создаваемые партой для правильной позы ученика во время занятий, вытекают не только из вышеизложенных общих принципов её конструкции. Весьма важными являются размеры и взаимоотношения основных элементов парты. Они тщательно разработаны на основе изучения пропорций тела ученика и его позы во время занятий.

↑ Крышка парты должна удовлетворять следующим требованиям:

а) Размеры крышки правильно устроенной парты являются такими, что ученик может свободно разместить на ней тетрадь и предплечья (под углом в 45-35° к краю парты). Иначе ученик окажется стеснённым при движении пишущей руки или будет мешать соседу.

↑ Скамья парты должна удовлетворять следующим требованиям:

а) Ширина скамьи должна быть не менее 2/3 бедра ученика (от 2/3 до 3/4); в этом случае тяжесть туловища распределяется на значительную поверхность бёдер, опирающихся в свою очередь на скамью. При большей ширине скамьи может происходить сжатие кровеносных сосудов и нервов в области коленного сгиба.

б) Высота сиденья над полом равна длине ноги ученика до подколенной впадины плюс 2 см на толщину каблука. При чрезмерной высоте сидения ноги ученика висят и он, не будучи в состоянии опереться ими на пол или подножку, съезжает со скамьи. При малой высоте скамьи голень с бедром и бедро с тазом сочленяются под острым углом, что может обусловить затруднение для кровообращения конечностей.

в) Брусок спинки скамьи находится на уровне поясничного изгиба позвоночника и имеет сечение, соответствующее форме этой извилины, т. е. скос, идущий вперёд и вниз.

↑ Крышка парты и скамья со спинкой находятся в определённых точно обоснованных взаимоотношениях, а именно:

а) Дистанция спинки, т. е. расстояние между спинкой парты и краем стола, обращенным к ученику, не должна превышать передне-задний диаметр туловища более чем на 3-5 см.

При чрезмерном удалении спинки ученик не может использовать её для опоры, так как в этом случае туловище окажется излишне удалённым от крышки парты, рукам станет неудобно писать, а глаза окажутся на большом расстоянии от книги или тетради. Не имея возможности опереться на спинку скамьи, ученик неизбежно будет облокачиваться на парту, а это вызовет стеснённое положение грудной клетки, появление поверхностного дыхания и ускорит наступление утомления учащегося. Кроме того, вследствие сильного наклона туловища глаза учащегося окажутся на весьма близком расстоянии от парты, и это обусловит напряжение глазных мышц. Постоянно согнутое положение туловища может привести к уплощению грудной клетки.

Приближение спинки скамьи к крышке парты вызовет стеснённое положение ученика за партой: он будет «зажат» между спинкой и краем доски парты.

б) Дистанция сиденья, т. е. расстояние между передним краем скамьи и краем парты, обращенным к сиденью, бывает трёх родов: положительная, нулевая и отрицательная.

При положительной дистанции между краем крышки парты и краем сиденья имеется то или другое расстояние.

Положительная дистанция недопустима в партах, так как при ней спинка сиденья чрезмерно удалена от края парты и учащийся не может использовать спинку для опоры. Посадка за такой партой ведёт к более быстрому утомлению учащихся.

В партах с нулевой дистанцией край крышки расположен непосредственно над краем сиденья, или, иначе говоря, перпендикулярно, опущенный с края крышки парты, касается края сиденья.

Нулевая дистанция считается допустимой, но не рекомендуемой. При ней приходится, заботясь о правильной величине дистанции спинки, сужать сиденье; иначе спинка скамьи будет чрезмерно удалена от крышки парты.

Отрицательная дистанция бывает в тех случаях, когда край крышки парты заходит за край сиденья; в этом случае перпендикуляр, опущенный с края крышки, упадёт на поверхность сиденья. При отрицательной дистанции спинка скамьи, несмотря на достаточную ширину сиденья, оказывается расположенной на таком расстоянии от крышки парты, что ученик может с удобством использовать её для опоры. Поэтому отрицательная дистанция является рекомендуемой для парт.

в) Высота крышки парты над сиденьем (по вертикали), должна соответствовать росту и пропорциям тела учащегося. Она делается такой, чтобы ученик мог положить на парту предплечья, не опуская корпуса или, наоборот, не приподнимая предплечий. Правильное расстояние равняется расстоянию от сиденья до локтя руки, прижатой к туловищу, плюс 2 см. При недостаточном расстоянии ученик принуждён склоняться над столом. Это вызывает затруднение для дыхательных движений грудной клетки, обусловливает согнутое положение туловища и невозможность соблюдения правильной посадки, что влечёт за собой быстрое утомление учащихся. Если парта очень низка для ученика, то ему приходится сильно опускать правое плечо; при этом позвоночник изгибается влево. Это может привести к стойким искривлениям позвоночника влево (левосторонний сколиоз). Большое расстояние заставляет ученика приподнимать правое плечо, чтобы положить предплечье на парту. Такая поза может привести к искривлениям позвоночника вправо (правосторонний сколиоз).

↑ Соответствие школьных парт пропорциям тела и росту учащихся

Чтобы парта соответствовала учащемуся, каждый элемент её должен иметь определённые размеры сообразно пропорциям его тела.

Отдельные части тела ученика в его развитии находятся в известном соотношении с ростом всего тела; поэтому рост принимают за основную величину, из которой исходят при определении размеров.

Наблюдения и исследования показали, что одна и та же школьная парта может быть без ущерба для правильной посадки и занятий за нею использована учащимися, рост которых отличается лишь на 10 см, но не более. Таким образом, для наших школ разработаны парты разных размеров соответственно росту учащихся. Размеры элементов парты того или иного номера разработаны на основании многочисленных измерений роста и отдельных частей тела учащихся. Приводим ниже размеры элементов парты, предложенные О. В. Флёровым на основании его исследований, и сравнительного изучения материалов Ф. Ф. Эрисмана, Л. А. Сыркина, Д. И. Арон и ряда других источников.

Каждый учащийся должен быть посажен учителем за парту, соответствующую ему по размерам.

При размещении учащихся в классе учителю следует руководствоваться такими правилами:

2) Учащихся с пониженным зрением надо посадить впереди и ближе к окнам.

3) Учащиеся с ослабленным слухом сажаются впереди и ближе к учителю.

При размещении учащихся по партам школьных работников нередко затрудняет отсутствие на партах обозначений номеров их. Таким образом, является невозможным судить о том, для каких учеников подходит каждая из парт.

Для измерения роста учащихся и определения номеров парт О. В. Флёровым предложен портативный и весьма простой прибор. Прибор представляет собой складную линейку, на которой в определённой системе нанесены соответствующие обозначения.

Другая сторона прибора служит для определения того, какой номер парты нужен каждому из учащихся. На ней поверх обычных делений на сантиметры и полусантиметры нанесены полосы в 10 см шириной; на каждой полосе проставлен римской цифрой номер парты, подходящей для учащихся данного роста. Линейка вешается на уровне 1 м от пола и в таком виде представляет собою прибор для установления роста детей с одновременным определением номера парты, подходящей для учащегося; по соответствию роста учащегося той или другой полосе узнают номер парты, которая нужна учащемуся; номер записывается в журнал. В верхней части прибора делается отверстие для подвески его при втором из определений. Прибор легко и быстро можно приготовить самому учителю из обычного метра.

Определение номера парты, подходящей для каждого из учеников, может быть произведено ещё таким весьма доступным способом: на стене прикрепляется сантиметровая лента так, чтобы нижний конец её был на уровне 100 см. Ученики, распределённые по росту, проходят мимо ленты, и номер парты, подходящей каждому, записывается учителем сообразно росту учеников.

↑ Типы школьных парт, правильная посадка за партой

Все гигиенические требования к учебной мебели выполнены в двухместной деревянной парте конструкции проф. Ф. Ф. Эрисмана.

Введение металла в конструкцию школьной парты позволило создать образцы парт, имеющих несомненные преимущества в гигиеническом отношении. Эти парты отличаются простотой конструкции, большой прочностью и устойчивостью значительной экономией материалов (дерево, краски, клей). При тщательном изготовлении и отделке такие парты имеют вид изящной мебели, украшающей класс, способствующей воспитанию бережного обращения с оборудованием повышению культуры учебного труда и соблюдению правил гигиены.

Вследствие применения каркаса из труб парта при достаточной прочности получается как бы «сквозной». Это обеспечивает более полную возможность наблюдения за позой учащихся, а также за состоянием пола. Свет и воздух, не задерживаясь массивными стойками из дерева, пронизывает весь класс; пространство под партами и проходы между ними являются хорошо освещенными, объём свободного воздуха в классе увеличивается на 1-2 куб. м. Облегчаются уборка пола и содержание в чистоте и порядке самих парт.

В партах с металлическим каркасом введена двойная спинка, которая предоставляет опору туловищу как при письме (нижняя планка), так и при других занятиях и во время выслушивания преподавателя (с изменением позы с опорой на обе планки); применение металлической стойки для спинки сиденья делает эту конструкцию спинки вполне прочной (в отличие от двойной спинки при деревянной стойке).

Применение металла делает осуществимой и вполне практичной конструкцию парты с изменяющимися размерами.

Благодаря особому механизму простейшего устройства такая парта может быть приспособлена для учащихся двух смежных ростовых групп (например, для учащихся ростом 140-149 и 130-139 см). Таким образом, в V-X классах средней школы можно обеспечить учащихся мебелью соответствующего размера при наличии парт двух номеров (№№ 8-9 и 10-11), что имеет большое практическое значение для осуществления гигиенических требований при оборудовании класса.

Подъёмные парты допускают также приспособление размеров сообразно индивидуальным особенностям в строении тела отдельных учащихся.

Обучение детей правильной посадке за партой. Поза ученика за партой не является единой, независимой от характера занятий учащегося; одну посадку он обязательно должен соблюдать при письме, другую он может занять при слушании учителя и товарищей. Однако каждая поза должна быть удобна для данного занятия и безусловно удовлетворять гигиеническим требованиям.

Во время письма и чтения ученик должен выполнять следующие условия правильной посадки:

а) Сидеть прямо. При этом туловище располагается отвесно, голова немного наклонена вперёд. В случае наклона туловища и головы центр тяжести их переносится вперёд по отношению к точке опоры, и мышцам шеи и спины приходится затрачивать всё больше и больше энергии, чтобы удержать их от опускания к парте.

б) Использовать для опоры спинку сиденья. Соблюдение этого условия значительно отодвигает наступление утомления при сидении за партой. Выполнение этого требования возможно лишь при правильных размерах парты.

в) Не опираться грудью на парту. Между туловищем и краем крышки должно быть расстояние примерно в толщину ладони.

г) Туловище, голову и плечи следует держать ровно. Нельзя отклонять их вправо или влево. Плечи находятся на одном уровне. Корпус располагается параллельно краю парты.

д) Ноги надо ставить прямо на пол или подножку. Ноги в коленях должны быть согнуты под прямым или несколько большим (100-110°) углом.

В младших классах учителя путём показа и желательно при помощи наглядного пособия знакомят детей е правилами гигиенической посадки и в процессе занятий обучают соблюдению их.

В последующем, в старших классах, учителя должны следить за тем, чтобы правильная посадка вошла у учащихся в привычку. Работа над правильной посадкой является обязанностью всех преподавателей.

При чтении следует соблюдать ту же прямую посадку, что и при письме. Читая вслух и про себя, учащийся берёт книгу в руки или кладёт её посредине крышки парты. При переходе на следующую страницу ученик сдвигает книгу так, чтобы читаемый текст снова приходился против средней линии парты и туловища ученика.

Если ученик длительное время держит книгу в руках, то руки начинают дрожать, а с ними дрожит и книга. Это вредно для глаз. Кроме того, в этом случае ученик нередко теряет место, где он читает. В результате тратится время, внимание учащегося рассеивается, затрудняется понимание того, что он читает. При чтении длинного текста вслух всему классу надо, вызывая ученика, предупреждать его, что он может не вставать. Или надо вызвать ученика к столу учителя и предложить положить книгу на стол. Хорошо, если на столе есть небольшой пюпитр для чтения. Особенно существенно иметь это в виду в отношении учащихся младших классов.

Если учитель будет делать периоды чтения и письма чрезмерно длинными, без пауз и перемены вида работы, то дети не смогут соблюдать правильной посадки. Надо также иметь в виду, что полная неподвижность противоречит природе ребёнка и подростка.

Общее утомление учащихся от занятий отражается на позе ученика. По начинающейся непоседливости и другим признакам преподаватель может судить о первых признаках и дальнейших проявлениях утомления учащихся.

Закрепление привычки сидеть правильно часто тормозится тем, что учащиеся дома при письме сидят кое-как. Путём связи с родителями и воспитательной работы с детьми учитель должен добиваться правильной посадки учащихся дома. То же относится к кружковым и внешкольным занятиям.

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Это были сталинские санитарные нормы. Но они были ловко пересмотрены когда изменилась ситуация в стране.

В 1970-1980х годах, в рамках скрытого ползучего вредительства, удобные для детей и практичные школьные парты Эрисмана были заменены на плоские столы с отдельными стульями.

Это было сделано на высшем уровне министерством образования на основании следующего якобы «исследования». Текст заказного «исследования» случайно сохранился в одном месте в сети. (Как менялась школьная программа после 1953 года читайте в других темах форума)

Вот оно, длинное заказное исследование, но для истории надо оставить.

↑ Изменение осанки у учащихся при использовании разных типов школьной мебели

Как известно, учащиеся начальной школы (особенно первых классов) испытывают во время занятий большую статическую нагрузку, так как в течение длительного времени, а иногда и всего урока им приходится сидеть относительно неподвижно. Если при сидении учащиеся принимают неправильную позу, то нагрузка становится еще большей, что приводит к ряду нежелательных последствий (повышенная утомляемость, нарушение зрения, неправильная осанка). Неправильная поза при сидении может быть обусловлена, в частности, использованием неподходящей (по размерам, по конструкции) школьной мебели.

Для чего нужна парта в школе. Смотреть фото Для чего нужна парта в школе. Смотреть картинку Для чего нужна парта в школе. Картинка про Для чего нужна парта в школе. Фото Для чего нужна парта в школе

Многие авторы указывают на определенную коррелятивную связь между плохой осанкой учащихся и их неправильной посадкой, обусловленной использованием в школах неприспособленной мебели.

В школьной практике до последних лет из различных типов школьной мебели, используемой в классных комнатах, более всего распространена парта типа Эрисмана, размеры которой были узаконены ГОСТом.

Размеры основных элементов парты и фиксированное расстояние между столом и скамьей обеспечивают наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащихся. При занятиях за партой обеспечиваются: прямая посадка, менее всего вызывающая асимметрию тонуса мышц туловища, а следовательно, и отклонения в положении позвоночного столба; постоянное расстояние от глаз до рассматриваемого предмета; благоприятные условия для дыхания и кровообращения.

В связи с организацией школ с продленным днем и широким внедрением самообслуживания требуется учебная мебель, обладающая возможно большей портативностью и мобильностью, что позволяет быстро и легко трансформировать учебное помещение.

В ряде школ-новостроек вместо парт используются столы и стулья не только для оборудования учебных помещений старших классов, но и в качестве основной школьной мебели в начальных классах. В то же время вопрос о целесообразности замены парт на столы и стулья в начальной школе пока остается открытым.

Отсутствие жесткой связи между столом и стулом позволяет учащимся самим произвольно изменять дистанцию сидения. Изменение дистанции сидения до нулевой и положительной приводит к тому, что при письме учащиеся принимают неправильную позу и не могут использовать спинку в качестве дополнительной опоры. Это увеличивает и без того большую статическую нагрузку, испытываемую организмом при длительном сидении.

Изменение дистанции от отрицательной до положительной вызывает резкие изменения позы: перемещается центр тяжести, увеличивается мышечное усилие, необходимое для поддержания корпуса в правильном положении, которое позволяет учащемуся работать без особого напряжения как в течение 45-минутного урока, так и всего дня. Кроме того, изменение дистанции может приводить к принятию наклонной позы. Длительное же сидение в наклонной позе увеличивает статическую нагрузку, вызывает застойные явления в суставах и мышцах, приводит к сдавливанию внутренних органов. Учащиеся вынуждены использовать в качестве дополнительной опоры крышку стола.

Сдавливание органов брюшной полости создает предпосылки к замедлению венозного кровотока, ведет к уменьшению сокоотделения и слабому продвижению пищевых масс в желудочно-кишечном тракте.

У человека в позе сидя при резком наклоне вперед уменьшается экскурсия грудной клетки, что снижает легочную вентиляцию.

По данным Г. Ф. Выходова, у многих учащихся, которые опираются во время занятий грудной клеткой о край стола, снижается минутный объем легочной вентиляции (до 75% по сравнению с уровнем легочной вентиляции в положении стоя) и уровень оксигенации крови.

В имеющейся литературе отсутствуют исследования, направленные на изучение влияния занятий за столами и стульями на работоспособность, состояние костно-мышечной системы и зрение учащихся начальной школы. Поэтому вопрос о допустимости использования столов и стульев потребовал специального исследования.

Прежде всего необходимо было получить исходные данные по состоянию осанки и зрения у учащихся начальных классов, учебные помещения которых оборудованы различной мебелью, и установить за этими школьниками погодовые наблюдения.

Важно было также выяснить, являются ли занятия за столами и стульями (при прочих равных условиях) более утомительными для учащихся начальной школы, чем занятия за партой.

В течение всего учебного дня в этом же классе осуществлялась актография, позволяющая объективно регистрировать количество движений, совершаемых учащимися при занятиях за партой или за столом и стулом.

На сиденьях, спинках стула и скамьях парт, на внутренней поверхности крышек столов были установлены пневмодатчики. Изменения давления в системе, возникающие при каждом движении учащегося, регистрировались на ленте актографа. Мотор актографа обеспечивал постоянную скорость лентопротяжного механизма 2,5 см/мин. Номер мебели соответствовал основным ростовым размерам тела учащихся. Дети, находящиеся под наблюдением, опрашивались во время урока учителем наравне с другими учениками, однако они отвечали, не поднимаясь с места, что диктовалось необходимостью исключить из записей на актограммах те движения, которые не связаны непосредственно с учебными занятиями в положении сидя. Все исследуемые учащиеся первого года обучения имели упорядоченный режим дня. Вставали утром в 7-7 час. 30 мин., ложились спать в 20- 21 час, днем бывали достаточное время на воздухе, регулярно принимали пищу дома, в школе во время большой перемены получали горячий завтрак. За период наблюдения все учащиеся успевали и перешли во II класс.

Перед началом эксперимента детям разъясняли, почему нужно соблюдать правильную посадку, особо было обращено внимание на сохранение отрицательной дистанции сидения. Помимо этого, в течение урока учащиеся получали указания от учителя о соблюдении правильной посадки.

Известно, что с нарастанием утомления учащийся все чаще отвлекается от педагогического процесса, часто меняет положение тела. Так, по данным Л. И. Александровой, число учащихся, отвлекающихся от занятий, постепенно повышается от первого к четвертому уроку и достигает на последнем часу занятий 70 %.

Такое «двигательное беспокойство» детей затем нередко сменяется вялостью, сонливостью, что является проявлением охранительного торможения, развивающегося в нейтральной нервной системе.

Можно предположить, что в связи с дополнительной статической нагрузкой, обусловленной возможностью произвольного изменения дистанции сидения, утомление организма под влиянием учебной работы будет развиваться более интенсивно.

Описываемый эксперимент был начат во втором полугодии учебного года, что позволило избежать многих разнообразных факторов, влияющих на двигательную активность учащихся первого года обучения во время урока, как например: различный уровень грамотности детей в начале года, отсутствие у них привычки к усидчивым занятиям и неустойчивость внимания. Во втором же полугодии все исследуемые группы учащихся умели бегло читать и хорошо считали (умели производить 4 арифметических действия в пределах 20). Дисциплина в классе была хорошая. В эксперименте участвовало 25 учащихся, каждый из них исследовался в течение всего учебного дня и учебной недели. В классе поддерживалось относительное постоянство воздушно-теплового и светового режимов. Все учащиеся, принимающие участие в эксперименте, по очереди сидели сначала за партой, а затем за столом и стулом, приспособленными для актографии. Это позволило нам устранить влияние индивидуальных особенностей каждого учащегося на показатели устойчивости прямостояния.

Устойчивость прямостояния. Устойчивость прямостояния определялась при помощи стабилографа следующим образом: учащийся становился на площадку стабилографа так, чтобы стопы располагались в пределах контуров, обозначенных на площадке. Площадка стабилографа представляет собой воспринимающую часть прибора, сделана она из двух стальных плит, между которыми по углам размещены датчики. Увеличение или уменьшение нагрузки на упругий датчик влечет за собой деформацию последнего. Эти деформации трансформируются в изменения электрического сопротивления.

Методика стабилографии применялась как своеобразная «функциональная проба», выявляющая состояние двигательного анализатора.

В положении сидя центр тяжести туловища располагается между IX и X грудными позвонками, а точки опоры находятся в области седалищных бугров подвздошных костей. Поскольку центр тяжести туловища выше его точек опоры, тело учащегося находится в состоянии неустойчивого равновесия. Для поддержания туловища в прямом положении вовлекаются шейные мышцы, длинные и широкие мышцы спины, ромбовидные мышцы.

Эти группы мышц при сидении длительное время находятся в состоянии активности. В исследованиях А. Лундерфольда и Б. Акерблома указывается, что при наклонном положении тела, в позе сидя, резко увеличиваются биоэлектрические потенциалы всех групп мышц спины. В позе сидя при неправильной дистанции сиденья стула тело ребенка как раз и принимает наклонное положение.

Однако большинство авторов указывает, что в позе стоя также отмечается активная деятельность мышц туловища и конечностей.

Колебания тела при стоянии имеют очень сложную природу. Центр тяжести может изменить свое положение под влиянием дыхательных движений, деятельности сердца, перемещения жидкостей внутри тела и т. п.

В процессе прямостояния, как рефлекторного акта, принимают участие почти все афферентные системы: мышечное чувство, зрение, вестибулярный аппарат, прессорецепторы и тактильные окончания, хотя до сих пор и не выяснено, какой из упомянутых органов чувств играет ведущую роль. Во всяком случае, трудно себе представить, чтобы этот сложный рефлекторный акт не отражал процессов утомления, развивающихся в детском организме. Из литературы известно, что уже издавна применялась графическая запись колебаний тела с целью изучения влияния на организм различных факторов внешней среды.

Наблюдение за посадкой учащихся. В школе № 139, где учебные помещения оборудованы столами и стульями, в I-III классах было проведено специальное наблюдение за позой учащихся во время занятий. На протяжении урока наблюдающий регистрировал, как часто учащиеся изменяют положение стула по отношению к столу. Для этих целей на полу класса были нанесены линии соответственно расположению стула в положительной, нулевой и отрицательной дистанциях сидения, что позволило одновременно наблюдать за 10-20 учащимися. Положение стула относительно стола отмечалось каждые 5 минут на уроках письма, арифметики, чтения, труда и других занятиях. Чередование уроков каждый день недели было одинаковым.

Соблюдение дистанции. Регистрация положения стула по отношению к краю стола позволила получить данные, свидетельствующие о том, что основная масса учащихся в течение урока соблюдает отрицательную дистанцию. На уроках письма, арифметики и чтения число учащихся, соблюдающих правильную дистанцию, остается все время одинаковым. Лишь на уроках труда (лепка, шитье) дистанция сидения изменяется с приближением к нулевой, что связано непосредственно с характером урока труда. От первого года обучения к третьему число учащихся, соблюдающих правильную дистанцию сидения стула, увеличивается.

Изменение двигательного беспокойства. Данные актотрафии позволили проследить в динамике «двигательное беспокойство» учащихся во время учебных занятий при использовании ими в качестве основного учебного оборудования парт, столов и стульев.

В каждый из дней недели учащиеся, сидящие за партой, столом и стулом, совершали одинаковое количество движений, имеющиеся различия несущественны. В обеих сравниваемых группах количество этих движений нарастает к концу недели. Причем в первые три дня недели количество совершаемых движений держится примерно на одном уровне, имеющиеся различия недостоверны.

Отсутствие достоверных различий между средними позволило объединить все данные за три дня и получить единую исходную величину количества движений, характерную для первой половины учебной недели. При сравнении исходной средней и средних, характерных для последующих дней недели (четверг, пятница, суббота), мы получили данные, говорящие о том, что количество движений от четверга к субботе значительно увеличивается. Данное явление, вероятно, является следствием нарастающего утомления к концу недели.

Как уже отмечалось, существенная разница в количестве движений, совершаемых учащимися в зависимости от вида используемой мебели как на протяжении одного учебного дня, так и всей недели, отсутствовала. Это позволяет утверждать, что число движений, совершаемых учащимися от начала к концу недели, нарастает с одинаковой интенсивностью независимо от типа мебели, используемой для занятий. Помимо записи изменения нагрузки, падающей на пневмодатчик сиденья парты или стула, велась одновременно регистрация нагрузки на другие датчики, фиксирующие движения, связанные с использованием спинки скамьи (стула) и крышки парты (стола) как дополнительных опор.

Обработка записей в отведениях от пневмодатчиков, расположенных под крышкой стола, показала, что движения по своей частоте и амплитуде оставались одинаковыми на протяжении всего урока и от урока к уроку существенно не изменялись. Характер этих движений определялся работой учащихся: макание ручки в чернильницу, раскладывание азбуки, палочек и т. д. В записях от датчиков спинки (скамьи и стула) учитывались движения с большой амплитудой (свыше 4 мм). Колебания такой амплитуды связаны с резкой деформацией пневмодатчиков в момент, когда ребенок откидывался на спинку скамьи или стула. Такие движения характеризовали во времени периоды «относительной неподвижности».

Типы исследуемой нами мебели в равной мере обеспечивают учащимся возможность частой перемены положения тела при сидении.

Общая работоспособность. Показатели «общей» работоспособности учащихся первых классов на протяжении учебного дня существенно не изменялись.

Динамика показателей работоспособности зрительно-моторных реакций учащихся, занимающихся за столами и стульями, была такой же, как и у занимающихся за партой.

Видимо, на фоне рационального режима дня, небольшого количества уроков, гигиенически правильно организованного педагогического процесса статическое усилие, затрачиваемое организмом на сохранение прямого или слегка наклонного положения корпуса, не является для семилетнего ребенка чрезмерным и не сказывается на его работоспособности.

Стабилография проводилась у учащихся I-III классов в дополнение к актографическим исследованиям.

Анализ стабилографических данных показал, что средняя амплитуда смещения проекции общего центра тяжести у учащихся I-II и III классов от начала уроков к концу их существенно изменялась, причем у одних и тех же учащихся, занимающихся за сравниваемыми типами мебели, эти изменения были однонаправленными, без существенных различий.

Частота колебаний за определенный отрезок времени и соотношение амплитуды колебаний проекции общего центра тяжести учащихся в позе стоя с открытыми и закрытыми глазами существенно не изменялись.

В колебаниях проекции общего центра тяжести у учащихся проявляются определенные возрастные различия: средняя амплитуда отклонения проекции общего центра тяжести с возрастом уменьшается.

Ряд авторов указывает на то, что устойчивость человека при прямостоянии с возрастом изменяется. Еще в 1887 году Г. Хиндсдейл установил, проведя исследование на 25 девочках в возрасте 7-13 лет, что амплитуда колебаний тела у детей больше, чем у взрослых.
В более позднее время многие авторы отмечали возрастные изменения в показателях прямостояния, причем в младшем возрасте либо были большими по своей амплитуде колебания, либо увеличивалась длина атаксиометрической кривой. Устойчивость прямостояния значительно увеличивается у детей от 5 до 7 лет. По данным В. А. Крапивинцевой, амплитуда и частота колебаний тела с возрастом уменьшаются (девочки от 7 до 15 лет).

В возрасте от 7 до 10 лет устойчивость тела при прямостоянии наименьшая, до 11 лет увеличивается незначительно, и лишь в 14-15 лет этот показатель достигает уровня, близкого к таковому у взрослых. Возрастание устойчивости прямостояния от младшего возраста к старшему связано с увеличением площади опоры (длина стоп с возрастом становится больше), постепенно смещается общий центр тяжести от уровня IX-X грудных позвонков до уровня второго крестцового позвонка. В школьном возрасте функциональные возможности мышц изменяются, возрастают силы, выносливость, причем в 14-15 лет эти изменения в основном заканчиваются. По данным Л. К. Семеновой, мышцы спины и брюшного пресса, на которые главным образом падает статическая нагрузка во время сидения, окончательно формируются лишь к 12-14 годам. Постепенное становление мышечного аппарата повышает устойчивость прямостояния.

На зависимость прямостояния от самочувствия и настроения испытуемого указывал В. В. Петров. Л. В. Латманизова установила, что у людей с отклонениями в состоянии нервной системы частота колебаний тела выше, чем у здоровых людей. Е. Кушке отмечал, что при концентрации внимания на стоянии колебания тела уменьшаются, но затем быстрее наступает утомление и амплитуда колебаний увеличивается. А. Г. Сухарев исследовал процесс утомления во время работы учащихся старших классов за чертежным столом различной высоты и установил, что амплитуда колебаний тела увеличивается при неправильных позах, способствующих быстрому нарастанию утомления. Анализируя данные, полученные нами в эксперименте, мы пришли к выводу, что факт увеличения амплитуды колебания общего центра тяжести у учащихся от начала уроков к концу их свидетельствует о нарастании процессов утомления в течение учебного дня. Причем, учитывая сложный рефлекторный характер прямостояния, можно предположить, что этот показатель отражает состояние не только мышечного аппарата, но и высших отделов нервной системы. Отсутствие достоверных различий в стабилографических индексах у одних и тех же учащихся, занимающихся за партами, столами и стульями, позволяет думать, что сравниваемые типы учебной мебели различного влияния на учащихся начальной школы не оказывают. Этот факт согласуется с данными о том, что подавляющее большинство учащихся соблюдает правильную дистанцию сиденья стула.

Увеличение амплитуды колебаний общего центра тяжести у учащихся от начала урока к концу занятий и отсутствие различий в этом показателе при использовании разного типа мебели наглядно видно на индивидуальных стабилограммах.

Мальчик Ваня К., 8 лет, учащийся I класса, среднего физического развития, средней успеваемости. При занятиях за партой записана стабилотрамма до уроков и после уроков. Во всех стабилограммах вначале идет запись колебания общего центра тяжести при стоянии с открытыми глазами (30 сек), затем с закрытыми (30 сек). После занятий наблюдается увеличение частоты и амплитуда колебаний. У того же ученика при занятиях за столом и стулом мы видим аналогичные изменения от начала занятий к концу их. Различий же в этих показателях при занятиях за сравниваемыми видами мебели не отмечается. Это подтверждается и при обработке всех данных методами математической статистики.

Осанка. В школах, оборудованных мебелью разного типа, особое внимание уделялось состоянию осанки учащихся. Осанка оценивалась субъективно-описательным методом, а также объективно, путем изменения глубины шейного и поясничного изгибов позвоночника. Отклонение глубины шейного и поясничного изгибов от средних величин, принятых за норму для соответствующих возрастно-половых групп, расценивалось как указание о нарушениях осанки.

Сопоставление результатов наблюдения показало, что у 30% учащихся, поступающих в I класс, уже имеются те или иные нарушения осанки. Аналогичные данные были получены А. Г. Цейтлином и Г. В. Терентьевой. В группе детей с нарушенной осанкой в значительном числе случаев отмечаются явления рахита. В течение трех лет обучения частота нарушений осанки несколько нарастает, достигая в III классе 40%. У учащихся, занимающихся в школах со сравниваемыми типами учебной мебели, эти изменения идут однонаправленно.

Приведенные факты говорят о том, что:

1) постоянное использование в начальной школе столов и стульев не способствует более частым нарушениям осанки у учащихся;

2) использование столов и стульев в качестве учебной мебели не ухудшает обычной динамики (почасовой, дневной и недельной) изменения функционального состояния центральной нервной системы учащихся;

3) результаты всех исследований и наблюдений, изложенные в настоящей работе, позволяют считать допустимым оборудование учебных помещений учащихся начальной школы столами и стульями равно как и партами;

4) при использовании столов и стульев учитель должен постоянно обращать особое внимание на соблюдение учащимися во время письма и чтения отрицательной дистанции сиденья стула.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *