Для чего нужна перестройка в ссср для международных отношений
Перестройка в СССР (1985–1991 гг.)
Презентация к уроку
Тип урока: урок изучения новой темы (тема изучается на 2-х часовом занятии)
Ход урока
Организационный момент.
Изучение новой темы.
Перестройка – это комплекс реформ, проводимых во всех сферах жизни Компартией и Советским правительством с 1985 г. с целью ликвидации застойных явлений.
Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения.
1. Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.
На мартовском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем избран М.С.Горбачев. Он предложил курс на модернизацию советской системы, который был назван “перестройкой”.
Перестройка – это комплекс реформ, проводимых во всех сферах жизни Компартией и Советским правительством с 1985 г. с целью ликвидации застойных явлений.
Задание: слушая рассказ, назвать причины реформ во всех сферах жизни общества.
К середине 80-х гг. в социально-экономической системе СССР “застой” постепенно переходил в кризисную ситуацию. Советская экономика утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности. Кризисные явления наблюдались в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с падением мировых цен на нефть).
В 1965-1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Происходила деградация правящей верхушки – номенклатуры, которая погрязла в коррупции и протекционизме. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие больные лидеры.
Обозначился кризис и в социальной сфере. В нач. 80-х годов реальные доходы на душу населения понизились, происходило сокращение продолжительности жизни. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий номенклатуры.
Наметились проблемы в межнациональных отношениях. Союзные республики требовали реальных прав и возможности самостоятельно решать экономические и социальные проблемы, обвиняя русское население в кризисной ситуации,
Продолжавшаяся “холодная война”, сложившаяся биполярная система во главе с США и СССР вылились в изматывающую гонку вооружений. Обострению международной обстановки способствовала зашедшая в тупик афганская война. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран.
Задание: исходя из причин, сформулировать задачи перестройки.
Вывод: в начале 80-х гг. в стране созрел кризис системы, все слои общества были заинтересованы в преобразованиях.
2. Реформа политической системы.
Направления осуществление перестройки
Ускорение социально-экономического развития | Реформа политической системы | Реформа в духовной сфере. Политика гласности. |
Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения (впервые термин появился в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС).
Первый этап перестройки – кадровая революция (1985-86 гг.), когда проходило омолаживание состава партийно-государственных руководителей, поддержка ими перестройки.
Второй этап – реформа политической системы. Решения приняты на:
— Демократизация процесса выборов в представительные органы власти.
— Курс на создание социалистического правового государства.
— Разделение властей. Установление двухуровневой системы законодательной власти – Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, избираемого из депутатов съезда.
— Закон об изменении избирательной системы (1988 г.) Прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов – 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и др.
— Начало становления многопартийной системы.
— Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6-й статьи Конституции.
— Введение поста Президента СССР (март 1990 г., III съезд народных депутатов).
В мае-июне 1989 г. состоялся Первый съезд народных депутатов, на котором председателем Верховного Совета был избран Горбачев, Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н.Ельцин.
Третий съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР.
12 июня 1991 г. Президентом РСФСР избран Ельцин Б.Н.
К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.
Достижения политики гласности | Издержки гласности |
Признание кризиса системы; |
Стремление к полной информированности народа;
Публикация работ эмигрантов “третьей волны” (Бродский, Галич, Солженицын, Войнович)
Реабилитация репрессированных 20-50-х гг.
Принятие Декларации о незаконности сталинской политики насильственного переселения народов (ноябрь 1989 г.)
Заполнение белых пятен истории.
Защита сталинизма (напечатано письмо Н.Андреевой “Не могу поступиться принципами”, 1988 г. в защиту Сталина).
Гласность способствовала столкновению идейных, социальных, национальных и иных течений, что привело к обострению межнациональных противоречий и распаду СССР.
Расцвет желтой прессы.
3. Экономические реформы. Стратегия ускорения.
СССР отставал по темпам экономического развития от ведущих мировых держав, экономика погрузилась в кризисное состояние. Во всем мире происходила структурная перестройка экономики, т.е. осуществлялся переход к информационному обществу, в нашей стране экономика переживала застой.
Задание: Самостоятельная групповая работа учащихся с текстом учебника [1,273-274, параграф 97], выделение 3-х этапов экономической реформы. Сделать записи в виде схемы.
Цель: сохранить существующую экономическую систему.
Итог: ускорение зашло в тупик.
Курс на ускорение соц.-экон. развития страны
Техническое перевооружение машиностроения
Активизация “человеческого фактора”
Введение госприемки, что привело к росту управленческого аппарата, увеличению материальных затрат;
Интенсивная эксплуатация старого оборудования привела к увеличению аварийности (самая крупная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.)
Цель: переход от административных методов к экономическим при сохранении
централизованного управления (т.е. введение элементов рыночной экономики)
Закон о предприятии (1987 г.)
Начало развития законы сферы частной инициативы
создание кооперативов деятельности”
Варианты перехода к рыночной экономике
Цель: переход к рыночной экономике
Быстрый переход к рынку в течение 500 дней (т.е. 1,5 года)
4. Внешняя политика СССР в годы перестройки.
Слово учителя. Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена приходом в МИД в 1985 г. нового руководства во главе с Шеварднадзе Э.А.
Горбачев М.С. выдвинул новую философско-политическую концепцию, получившую название “новое политическое мышление”. Её основные положения предусматривали:
— отказ от идеи раскола мира на две противоборствующие системы, т.е. отказ от политики “холодной войны”;
— отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;
— признание мира целостным и неделимым;
— приоритет общечеловеческих ценностей, признание общепринятых норм морали.
Новое политическое мышление – это совокупность идей и подходов, выражающих интересы людей, независимо от их национальной и государственной принадлежности и обеспечивающих выживание человечества в ядерно-космический век.
Направления внешней политики СССР
Нормализация отношений Восток-Запад | Разблокирование региональных конфликтов | Установление экон. и полит.контактов |
— встречи руководителей США-СССР: |
— договор об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия;
— нормализация отношений с Китаем Израилем;
— отказ СССР от вмешательства в региональные конфликтов в Эфиопии Анголе Никарагуа;
— вывод СА из Монголии, Вьетнама, Кампучии.
Перестройка в СССР и её влияние на международные отношения
«Перестройка в СССР и её влияние на международные отношения»
Политика Перестройки, распад Советского Союза неизбежно привели к изменению баланса сил в международных отношениях не только в Восточной Европе, но и на самой территории бывшего СССР. Прекратили действие принципы прежней, биполярной, системы международных отношений. Резко изменилось положение России в её непосредственном окружении и в мире в целом.
Когда М. Горбачев начинал перестройку, в обществе произошла подлинная революция умов, которая сделала невозможным возврат к прежнему его состоянию. В 1987-88 гг. г. популярность Горбачева за рубежами СССР достигла пика. В США и странах Западной Европы газеты писали о «феномене Горбачева» и «горбомании». По мере развития этого процесса росла общественная критика многих аспектов внутренней и внешней политики советского руководства в годы, предшествовавшие приходу к власти Горбачева.
Один из главных вопросов современной политической жизни звучит так: как могло случиться, что с мировой исторической арены настолько быстро и неожиданно ушел такой мощный политический актор, как СССР? Были ли возможности избежать многих негативных последствий это исторического события? Эти вопросы остаются актуальными и спустя 21 год. Однозначно ответить на них невозможно.
Существует два основных диаметрально противоположных подхода к объяснению причин распада СССР. Первый подход отводит ведущую роль в разрушении советского государства деятельности конкретных политических сил и лиц. Сторонники этого подхода часто критикуют Горбачева за непоследовательность политики, отсутствие четкой экономической стратегии. А, например, точка зрения нынешнего лидера российских коммунистов Г.А. Зюганова заключается в том, что разрушение СССР было результатом целенаправленной политики Запада, а непосредственно эту задачу осуществили силы, сосредоточившиеся вокруг Б.Н. Ельцина. Второй подход характеризует распад СССР как действие неких исторических закономерностей.
Целью работы является изучение внешней политики Перестройки, влияния поворота в советской внешней политике и распада СССР на международные отношения. В работе также будут рассмотрены двусторонние отношения СССР и США в период краха биполярности, завершения «холодной войны». Также будет описана стратегия Америки по усилению лидерства в период распада СССР и распространение демократии на страны Центральной и Восточной Европы.
В главе «Кризис и реформы в странах Центральной и Восточной Европы. Демократизация Восточной Европы» приводятся цитаты из учебников Богатурова «История международных отношений», Дубинина «История международных отношений» и Боффа «История Советского Союза».
1.1 Новое политическое мышление советского руководства
1. Смягчение международной напряженности между Востоком и Западом посредством активизации переговоров с США о ядерном разоружении,
2. Урегулирование региональных конфликтов, прежде всего, в Афганистане,
3. Признание сложившегося миропорядка и расширение экономических отношений со всеми странами мира независимо от политической ориентации.
1. В ходе первого СССР и США надлежало наполовину (до 6000 боезарядов) сократить свои стратегические арсеналы, а также полностью ликвидировать ракеты средней дальности в Европе, запретить проведение ядерных испытаний и призвать другие ядерные державы присоединиться к этому мораторию. Все эти меры должны происходить при условии отказа как США, так и СССР от создания космических вооружений;
Базовыми принципами стали:
1. Отказ от концепции противоборства как основы внешней политики;
2. Деидеологизация международных отношений, их гуманизация, переход к общечеловеческим ценностям.
К концу 1980-х гг. СССР встал на путь существенной демократизации политической жизни страны.
На международной арене этот период знаменовался активной работой над достижением критически важных договоренностей с большинством внешнеполитических партнеров СССР по ключевым проблемам безопасности и сотрудничества: по завершению советской силовой акции в Афганистане и выводу войск из этой страны, переговорам об урегулировании кампучийской проблемы, снятию препятствий на пути нормализации отношений с Китаем, согласованию комплекса проблем с объединением Германии, укреплением европейской безопасности, сокращением стратегических наступательных вооружений и т.д.
1.2 Влияние поворота в советской внешней политике на международные отношения
Советский союз в тот период был одним из центров биполярной системы международных отношений и изменения в его внутриполитическом и внешнеполитическом курсах не могли не оказывать существенного влияния на происходившие в мире процессы. Наблюдатели отметили заметную активизацию советской внешней политики, особенно после проведенного в мае 1986г. совещания руководящих работников МИД СССР. Еще летом 1985 г. руководство МИД было поручено Э.А. Шеварнадзе, активно поддержавшему политику Горбачева.
Расширились контакты с развивающимися государствами (встречи с руководителями Индии, государств «делийской шестерки», впервые после 10-летнего перерыва состоялся визит МИДа СССР в Японию).
В отличие от прежних руководителей СССР, стремившихся превратить каждую встречу на высшем уровне в грандиозное шоу с непременным подписанием многочисленных двусторонних документов, курс был взят на проведение рабочих контактов, имеющих целью согласование позиций, решение накопившихся проблем (встречи с президентом США Р. Рейганом в Женеве-1985г. и Рейкьявике-1986г.; советско-французские, советско-британские и советско-западногерманские переговоры на высшем уровне и т.д.)
Кардинально пересмотренные подходы к своим внешнеполитическим целям и задачам позволяли выступить с рядом конкретных предложений, на которые советская сторона прежде не решалась.
В области ограничения вооружений и разоружения:
2. В области стратегических вооружений СССР выражал готовность учесть американские позиции по вопросам советских тяжелых межконтинентальных ракет наземного базирования;
3. СССР, стремясь к полному запрещению всех ядерных испытаний, согласился разрешить контроль на местах, допустить на взаимной основе иностранных инспекторов в районы своих ядерных полигонов;
4. СССР включился в переговорный процесс по запрещению химического оружия;
5. СССР впервые пошел на одностороннее сокращение военных расходов (примерно на 15%) и сокращение производства вооружений и военной техники (примерно на 20%).
В области урегулирования региональных конфликтов:
перестройка советский союз международный
2. При активной поддержке СССР были прекращены военные действия между Эфиопией и Сомали в 1988г. и выведены кубинские войска из Эфиопии в 1989-1990 гг.
3. После многолетней войны в Афганистане были приняты решения о выводе оттуда советских войск, что позволило СССР принять участие в международном урегулировании и подписании Женевских соглашений в 1988г.
6. СССР принял активное участие в разблокировании ближневосточного конфликта, что было реализовано в процессе подготовки международной конференции по Ближнему Востоку (1991г.), включая готовность к восстановлению дипломатических отношений с Израилем.
В области укрепления региональной безопасности:
1. Успешное завершение Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия, безопасности и разоружению в Европе (1986г.), обеспечение достижения ряда важнейших договоренностей на Венской встрече СБСЕ (1986-1989гг.), подписание фундаментального договора о сокращении вооруженных сил в Европе (1990г.)
2. В азиатском регионе были сделаны шаги по нормализации отношений с КНР, предпринята попытка разблокировки отношений с Японией, с которой так и не был заключен мирный договор, установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, вступление в диалог с АСЕАН.
Экономическая дипломатия СССР:
1. СССР наладил контакты с «большой восьмеркой».
2. Подписание меморандумов о взаимодействии с ГАТТ, МВФ и Всемирным банком.
3. СССР выдвинута концепция международной экономической безопасности (о путях экономического взаимодействия, новых формах внешнеэкономических связей, зонах совместного предпринимательства), которая получила одобрение в ООН.
Наглядным свидетельством воздействия новой политической линии СССР на международные отношения явилось гармонизированное политическое взаимодействие, проявившееся во время острого международного кризиса в Персидском заливе. Советский Союз активно поддержал все резолюции Совета Безопасности ООН, осуждающие агрессию Ирака против Кувейта, включая введение экономических санкций.
Курс нового политического мышления обеспечил условия для прекращения «холодной войны» и способствовал переходу международных отношений из состояния беспрерывной глобальной конфронтации к поиску сотрудничества и компромисса. Этим была подведена черта под существованием ялтинско-потсдамской системы международных отношений.
2.1. Завершение «холодной войны» и конец биполярной системы международных отношений в Европе. Завершение «холодной войны» в Европе
В экономической области первым свидетельством перемен к лучшему в Европе стало подписание в июне 1988г. Совместной декларации об установлении официальных отношений между Советом экономической взаимопомощи и Европейским экономическим сообществом. В августе 1988 г. последовало установление официальных отношений между СССР и Европейскими сообществами. Появление этих документов символизировало окончание «холодной войны» в отношениях между СЭВ (Советом экономической взаимопомощи) и ЕЭС (Европейским экономическим сообществом).
В рамках контактов ОВД и НАТО в тот период обсуждалась идея трансформации обоих союзов, то есть перенесение акцента с военно-политических на преимущественно политические сферы деятельности.
Центральное место в переговорах между НАТО и ОВД в тот период занимал вопрос о сокращении обычных вооружений. Обсуждение этого вопроса проходило в рамках «переговоров 23-х», начавшихся в соответствии с венским мандатом СБСЕ 6 марта 1989 г.
Со второй половины 1989 г., когда состоялось несколько весьма успешных западноевропейских визитов М.С. Горбачева, начал формироваться новый формат двусторонних отношений между СССР и западноевропейскими государствами.
Парижская хартия для новой Европы констатировала, что «эра конфронтации и раскола Европы закончилась».
1. Установить примерное равенство в обычных вооружениях между НАТО и ОВД на более низком уровне;
3. Установить уровень достаточности вооружений для одной страны-участницы договора. Этот уровень не должен был превышать 1/3 от совокупного военного потенциала НАТО и ОВД в Европе.
4. Исключить возможность концентрации войск для осуществления внезапного нападения.
5. Создать действенную систему контроля за выполнением договора, включающую принцип инспекции на местах.
За два дня до подписания ДОВСЕ 17 ноября 1990г. был подписан разработанный в рамках «переговоров 35-ти» Венский документ о мерах укрепления доверия.
Распад биполярной системы международных отношений в Европе
После Парижской встречи на высшем уровне в рамках СБСЕ в Европе теоретически возникла возможность сосуществования двух систем на неконфронтационной основе. Но с осени 1989 г. в связи со сменой политических режимов в странах Центральной и Восточной Европы начался распад биполярности в международных отношениях.
Позиция государств Вышеградской группы сыграла большую роль в подготовке решения о реформе ОВД, принятого на прошедшем в Москве 7 июня 1990г. совещании Политического консультативного комитета ОВД. В вопросе о свертывании военной организации ОВД Венгрию поддержали Польша и Чехословакия.
Ускорение демонтажа военной структуры ОВД произошло под воздействием событий января 1991 г. в Вильнюсе и Риге. Государства ЦВЕ расценили события в Вильнюсе и Риге как свидетельство агрессивности СССР и как весомый аргумент для сближения с западными экономическими и военно-политическими структурами.
Тот факт, что СССР за два месяца до событий в Вильнюсе и в Риге поставил свою подпись под Парижской хартией для новой Европы, приняв на себя обязательство уважать новые общеевропейские ценности, достаточной гарантией против «советского империализма» не считался. Именно вскоре после вооруженного подавления выступления оппозиций в Вильнюсе и Риге последовало требование государств Вышеградской группы о роспуске ОВД.
2.2 Горбачев и Рейган у власти. Соглашения с Рейганом
Встреча Горбачева и Рейгана в Женеве
В Женевской встрече Горбачева с Рейганом, назначенной на ноябрь 1985г., советской стороне было важно показать Вашингтону готовность европейцев вести диалог с Москвой с опережением по отношению к Соединенным Штатам.
На позицию Горбачева влияли внутриполитические обстоятельства. Внутри правящей партии его курс разделяли не все. Новому лидеру требовался крупный внешнеполитический успех, который мог укрепить его авторитет в глазах советской элиты и простых граждан. Между тем, в декабре 1985г. с одобрения М.С. Горбачева первым секретарем Московского городского комитета КПСС стал Б.Н. Ельцин, спустя несколько лет оказавшийся его политическим конкурентом.
Советско-американский саммит в Женеве не дал практических результатов, но позволил Советскому Союзу начать с США диалог, результаты которого в последующие пять лет полностью изменили направленность международно-политических тенденций.
Встреча Горбачева и Рейгана в Рейкьявике
В октябре 1986г. в Рейкьявике (Исландия) состоялся советско-американский саммит. В ходе переговоров прозвучало предложение СССР полностью ликвидировать ядерные арсеналы обеих стран в течение 10 лет. Однако США не дали на это своего согласия.
Встреча в Рейкьявике не принесла конкретных результатов. Но дипломаты обеих стран вынесли из нее твердое убеждение, что советско-американский компромисс возможен, хотя условия для него не созрели. Горбачев продолжил настаивать на продолжении диалога с США.
Встреча Горбачева и Рейгана в Вашингтоне
Этот договор означал прорыв в прекращении гонки вооружений, т.к. ознаменовался уничтожением целого класса ракет.
Летом 1988г. начались советско-американские переговоры о сокращении стратегических наступательных вооружений.
2.3. Горбачев и Буш. Встреча на Мальте, соглашения СНВ
С президентством Буша начался заключительный этап процесса демонтажа политико-правового и военного арсенала холодной войны в Европе. Уже в декабре 1988г., выступая на Генеральной Ассамблее ООН, Горбачев объявил о своем намерении вывести в одностороннем порядке советские войска из стран Варшавского договора: еще один шаг в сторону разрядки, который, вместе с тем, скрывал растущие трудности, возникшие в отношениях СССР с союзниками.
Перестройка в СССР и её влияние на международные отношения
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.05.2012 |
Размер файла | 79,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
«Перестройка в СССР и её влияние на международные отношения»
Введение
Когда М. Горбачев начинал перестройку, в обществе произошла подлинная революция умов, которая сделала невозможным возврат к прежнему его состоянию. В 1987-88 гг. г. популярность Горбачева за рубежами СССР достигла пика. В США и странах Западной Европы газеты писали о «феномене Горбачева» и «горбомании». По мере развития этого процесса росла общественная критика многих аспектов внутренней и внешней политики советского руководства в годы, предшествовавшие приходу к власти Горбачева.
Один из главных вопросов современной политической жизни звучит так: как могло случиться, что с мировой исторической арены настолько быстро и неожиданно ушел такой мощный политический актор, как СССР? Были ли возможности избежать многих негативных последствий это исторического события? Эти вопросы остаются актуальными и спустя 21 год. Однозначно ответить на них невозможно.
Существует два основных диаметрально противоположных подхода к объяснению причин распада СССР. Первый подход отводит ведущую роль в разрушении советского государства деятельности конкретных политических сил и лиц. Сторонники этого подхода часто критикуют Горбачева за непоследовательность политики, отсутствие четкой экономической стратегии. А, например, точка зрения нынешнего лидера российских коммунистов Г.А. Зюганова заключается в том, что разрушение СССР было результатом целенаправленной политики Запада, а непосредственно эту задачу осуществили силы, сосредоточившиеся вокруг Б.Н. Ельцина. Второй подход характеризует распад СССР как действие неких исторических закономерностей.
Целью работы является изучение внешней политики Перестройки, влияния поворота в советской внешней политике и распада СССР на международные отношения. В работе также будут рассмотрены двусторонние отношения СССР и США в период краха биполярности, завершения «холодной войны». Также будет описана стратегия Америки по усилению лидерства в период распада СССР и распространение демократии на страны Центральной и Восточной Европы.
Обзор литературы
В главе «Кризис и реформы в странах Центральной и Восточной Европы. Демократизация Восточной Европы» приводятся цитаты из учебников Богатурова «История международных отношений», Дубинина «История международных отношений» и Боффа «История Советского Союза».
1. Смягчение международной напряженности между Востоком и Западом посредством активизации переговоров с США о ядерном разоружении,
2. Урегулирование региональных конфликтов, прежде всего, в Афганистане,
3. Признание сложившегося миропорядка и расширение экономических отношений со всеми странами мира независимо от политической ориентации.
1. В ходе первого СССР и США надлежало наполовину (до 6000 боезарядов) сократить свои стратегические арсеналы, а также полностью ликвидировать ракеты средней дальности в Европе, запретить проведение ядерных испытаний и призвать другие ядерные державы присоединиться к этому мораторию. Все эти меры должны происходить при условии отказа как США, так и СССР от создания космических вооружений;
Базовыми принципами стали:
1. Отказ от концепции противоборства как основы внешней политики;
2. Деидеологизация международных отношений, их гуманизация, переход к общечеловеческим ценностям.
К концу 1980-х гг. СССР встал на путь существенной демократизации политической жизни страны.
На международной арене этот период знаменовался активной работой над достижением критически важных договоренностей с большинством внешнеполитических партнеров СССР по ключевым проблемам безопасности и сотрудничества: по завершению советской силовой акции в Афганистане и выводу войск из этой страны, переговорам об урегулировании кампучийской проблемы, снятию препятствий на пути нормализации отношений с Китаем, согласованию комплекса проблем с объединением Германии, укреплением европейской безопасности, сокращением стратегических наступательных вооружений и т.д.
1.2 Влияние поворота в советской внешней политике на международные отношения
Расширились контакты с развивающимися государствами (встречи с руководителями Индии, государств «делийской шестерки», впервые после 10-летнего перерыва состоялся визит МИДа СССР в Японию).
В отличие от прежних руководителей СССР, стремившихся превратить каждую встречу на высшем уровне в грандиозное шоу с непременным подписанием многочисленных двусторонних документов, курс был взят на проведение рабочих контактов, имеющих целью согласование позиций, решение накопившихся проблем (встречи с президентом США Р. Рейганом в Женеве-1985г. и Рейкьявике-1986г.; советско-французские, советско-британские и советско-западногерманские переговоры на высшем уровне и т.д.)
2. В области стратегических вооружений СССР выражал готовность учесть американские позиции по вопросам советских тяжелых межконтинентальных ракет наземного базирования;
3. СССР, стремясь к полному запрещению всех ядерных испытаний, согласился разрешить контроль на местах, допустить на взаимной основе иностранных инспекторов в районы своих ядерных полигонов;
4. СССР включился в переговорный процесс по запрещению химического оружия;
5. СССР впервые пошел на одностороннее сокращение военных расходов (примерно на 15%) и сокращение производства вооружений и военной техники (примерно на 20%).
В области урегулирования региональных конфликтов:
перестройка советский союз международный
2. При активной поддержке СССР были прекращены военные действия между Эфиопией и Сомали в 1988г. и выведены кубинские войска из Эфиопии в 1989-1990 гг.
3. После многолетней войны в Афганистане были приняты решения о выводе оттуда советских войск, что позволило СССР принять участие в международном урегулировании и подписании Женевских соглашений в 1988г.
6. СССР принял активное участие в разблокировании ближневосточного конфликта, что было реализовано в процессе подготовки международной конференции по Ближнему Востоку (1991г.), включая готовность к восстановлению дипломатических отношений с Израилем.
В области укрепления региональной безопасности:
1. Успешное завершение Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия, безопасности и разоружению в Европе (1986г.), обеспечение достижения ряда важнейших договоренностей на Венской встрече СБСЕ (1986-1989гг.), подписание фундаментального договора о сокращении вооруженных сил в Европе (1990г.)
2. В азиатском регионе были сделаны шаги по нормализации отношений с КНР, предпринята попытка разблокировки отношений с Японией, с которой так и не был заключен мирный договор, установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, вступление в диалог с АСЕАН.
1. СССР наладил контакты с «большой восьмеркой».
2. Подписание меморандумов о взаимодействии с ГАТТ, МВФ и Всемирным банком.
3. СССР выдвинута концепция международной экономической безопасности (о путях экономического взаимодействия, новых формах внешнеэкономических связей, зонах совместного предпринимательства), которая получила одобрение в ООН.
Подводя итоги по 1 главе, можно отметить, что все действия периода нового политического мышления делали советскую политику инициативной, наступательной — в отличие от первой половины 1980-х гг., когда внешнеполитическая инициатива в международных делах принадлежала неоконсервативным кругам Запада.
Наглядным свидетельством воздействия новой политической линии СССР на международные отношения явилось гармонизированное политическое взаимодействие, проявившееся во время острого международного кризиса в Персидском заливе. Советский Союз активно поддержал все резолюции Совета Безопасности ООН, осуждающие агрессию Ирака против Кувейта, включая введение экономических санкций.
Курс нового политического мышления обеспечил условия для прекращения «холодной войны« и способствовал переходу международных отношений из состояния беспрерывной глобальной конфронтации к поиску сотрудничества и компромисса. Этим была подведена черта под существованием ялтинско-потсдамской системы международных отношений.
В экономической области первым свидетельством перемен к лучшему в Европе стало подписание в июне 1988г. Совместной декларации об установлении официальных отношений между Советом экономической взаимопомощи и Европейским экономическим сообществом. В августе 1988 г. последовало установление официальных отношений между СССР и Европейскими сообществами. Появление этих документов символизировало окончание «холодной войны« в отношениях между СЭВ (Советом экономической взаимопомощи) и ЕЭС (Европейским экономическим сообществом).
В рамках контактов ОВД и НАТО в тот период обсуждалась идея трансформации обоих союзов, то есть перенесение акцента с военно-политических на преимущественно политические сферы деятельности.
Центральное место в переговорах между НАТО и ОВД в тот период занимал вопрос о сокращении обычных вооружений. Обсуждение этого вопроса проходило в рамках «переговоров 23-х«, начавшихся в соответствии с венским мандатом СБСЕ 6 марта 1989 г.
Со второй половины 1989 г., когда состоялось несколько весьма успешных западноевропейских визитов М.С. Горбачева, начал формироваться новый формат двусторонних отношений между СССР и западноевропейскими государствами.
Парижская хартия для новой Европы констатировала, что «эра конфронтации и раскола Европы закончилась».
1. Установить примерное равенство в обычных вооружениях между НАТО и ОВД на более низком уровне;
3. Установить уровень достаточности вооружений для одной страны-участницы договора. Этот уровень не должен был превышать 1/3 от совокупного военного потенциала НАТО и ОВД в Европе.
4. Исключить возможность концентрации войск для осуществления внезапного нападения.
5. Создать действенную систему контроля за выполнением договора, включающую принцип инспекции на местах.
За два дня до подписания ДОВСЕ 17 ноября 1990г. был подписан разработанный в рамках «переговоров 35-ти« Венский документ о мерах укрепления доверия.
Распад биполярной системы международных отношений в Европе
Курс на дистанцирование государств ЦВЕ от СССР начал обретать очертания в 1990 г., когда по инициативе нового президента Чехословакии В. Гавела оформилась Вышеградская группа. Группу составили Венгрия, Польша и Чехословакия — три государства, объединившиеся вокруг общей цели «возврата в Европу».
Позиция государств Вышеградской группы сыграла большую роль в подготовке решения о реформе ОВД, принятого на прошедшем в Москве 7 июня 1990г. совещании Политического консультативного комитета ОВД. В вопросе о свертывании военной организации ОВД Венгрию поддержали Польша и Чехословакия.
Ускорение демонтажа военной структуры ОВД произошло под воздействием событий января 1991 г. в Вильнюсе и Риге. Государства ЦВЕ расценили события в Вильнюсе и Риге как свидетельство агрессивности СССР и как весомый аргумент для сближения с западными экономическими и военно-политическими структурами.
Тот факт, что СССР за два месяца до событий в Вильнюсе и в Риге поставил свою подпись под Парижской хартией для новой Европы, приняв на себя обязательство уважать новые общеевропейские ценности, достаточной гарантией против «советского империализма» не считался. Именно вскоре после вооруженного подавления выступления оппозиций в Вильнюсе и Риге последовало требование государств Вышеградской группы о роспуске ОВД.
2.2 Горбачев и Рейган у власти. Соглашения с Рейганом
На позицию Горбачева влияли внутриполитические обстоятельства. Внутри правящей партии его курс разделяли не все. Новому лидеру требовался крупный внешнеполитический успех, который мог укрепить его авторитет в глазах советской элиты и простых граждан. Между тем, в декабре 1985г. с одобрения М.С. Горбачева первым секретарем Московского городского комитета КПСС стал Б.Н. Ельцин, спустя несколько лет оказавшийся его политическим конкурентом.
Советско-американский саммит в Женеве не дал практических результатов, но позволил Советскому Союзу начать с США диалог, результаты которого в последующие пять лет полностью изменили направленность международно-политических тенденций.
Встреча Горбачева и Рейгана в Рейкьявике
В октябре 1986г. в Рейкьявике (Исландия) состоялся советско—американский саммит. В ходе переговоров прозвучало предложение СССР полностью ликвидировать ядерные арсеналы обеих стран в течение 10 лет. Однако США не дали на это своего согласия.
Встреча в Рейкьявике не принесла конкретных результатов. Но дипломаты обеих стран вынесли из нее твердое убеждение, что советско-американский компромисс возможен, хотя условия для него не созрели. Горбачев продолжил настаивать на продолжении диалога с США.
Встреча Горбачева и Рейгана в Вашингтоне
Этот договор означал прорыв в прекращении гонки вооружений, т.к. ознаменовался уничтожением целого класса ракет.
Летом 1988г. начались советско-американские переговоры о сокращении стратегических наступательных вооружений.
2.3. Горбачев и Буш. Встреча на Мальте, соглашения СНВ
Подобные документы
Основные события внешней политики и международных отношений. Разрядка международной напряженности, причины перехода от разрядки к конфронтации. Начало распада «социалистического лагеря». СССР и международные конфликты. Отношения СССР со странами Запада.
презентация [63,0 K], добавлен 27.05.2013
Хронологическая таблица развития процесса перестройки в Советском Союзе. Реформа политической системы: цели, этапы, итоги. Экономические изменения первых лет «перестройки». Новое политическое мышление, разоружение и поведение СССР на международной арене.
реферат [21,2 K], добавлен 25.06.2013
Период перестройки в Советском Союзе. Направления внутренней политики. Проведение референдума, роль М.С. Горбачева. Задачи Академии наук СССР. Сухой закон в СССР. Чернобыльская авария, землетрясение в Спитаке, кораблекрушение парохода Адмирал Нахимов.
презентация [5,0 M], добавлен 14.12.2009
Основные причины и цели перестройки. Основные события в период перестройки и движения. Реформы, проведённые в ходе перестройки Горбачевым: антиалкогольная, экономическая, в политической системе СССР. Кризис власти, распад СССР и образование СНГ.
реферат [55,2 K], добавлен 01.03.2009
Предпосылки наступления перестройки в Советском Союзе, характер и направления изменений внешней политики государства и разрушение социалистического строя. Особенности внутренней политики страны в 1984-1991 гг., формирование партий с новыми программами.
презентация [1023,3 K], добавлен 22.11.2012
Социально-экономическое и внутриполитическое положение в Советском Союзе в середине 1980-х гг. Основные причины и предпосылки перестройки, этапы ее протекания и оценка последствий. Начало экономических и политических реформ, демократизация общества.
контрольная работа [22,3 K], добавлен 17.11.2010
«Перестройка» в общественно-политической жизни. Концепция «ускорения социально-экономического развития страны». Внешнеполитическая деятельность правительства. Кризис национальных отношений. Внутренняя политика России в 90-е гг. Международные связи России.
реферат [17,8 K], добавлен 26.01.2010