Для чего нужна перкуссия
Для чего нужна перкуссия
Топографическая перкуссия используется для определения границ, размеров и конфигурации органов, а также патологических образований. Отграничение одного органа от другого основано на разности их плотности, разности перкуторного звука и возможно лишь в случае, если один из них имеет воздушность, другой безвоздушный. Если оба органа воздушны или безвоздушны, найти границу между ними невозможно.
Определяя границы органа с помощью перкуссии, мы проецируем его на поверхность тела. Всегда надо учитывать то, что воздушные и безвоздушные органы расположены в теле так, что заходят один на другой, границы между ними никогда не идут перпендикулярно поверхности тела. Поэтому, перкутируя глубокой перкуссией по поверхности тела от воздушного органа к безвоздушному, мы на каком-то этапе отмечаем появление разности перкуторного звука, он становится короче, глуше, выше, то есть становится притупленным. Возникает относительная тупость. Это место обычно соответствует глубоко расположенной границе между двумя органами. Дальнейшая перкуссия приводит к исчезновению громкого звука и появлению тихого, тупого звука. Это место соответствует краю воздушного органа, возникает абсолютная тупость.
Исходя из знаний анатомии и топографии органа, врач при определении его границ избирает нужный вид перкуссии — глубокую или поверхностную. Например, верхнюю границу печени, границы сердца определяют с помощью глубокой перкуссии, так как эти органы прикрыты легкими; легкие, селезенка расположены поверхностно под грудной стенкой — их границы определяются поверхностной перкуссией.
Границы безвоздушного органа, расположенные в глубине тела и покрытые воздушной тканью, называются границами относительной тупости (относительная сердечная, относительная печеночная тупость). Часть безвоздушного органа, лежащая поверхностно у грудной или брюшной стенки и непокрытая воздухосодержащими органами, имеет абсолютную тупость, ее границы называются границами абсолютной тупости (абсолютная сердечная, абсолютная печеночная тупость).
Топографическая перкуссия должна выполняться с учетом следующих правил:
• перкуссия проводится в направлении от ясного легочного звука или тимпанического звука к тупому;
• палец-плессиметр устанавливается параллельно предполагаемой границе или краю органа;
• сила перкуторного удара выбирается в зависимости от предполагаемой глубины расположения края безвоздушного или воздушного органа или патологического образования; если это не известно, то используется сначала поверхностная, а затем глубокая перкуссия;
• граница органа отмечается по наружному краю пальца-плессиметра со стороны органа, дающего громкий звук.
Общие правила перкусии:
• Перкуссия должна проводиться в теплом помещении, при охлаждении у пациента нередко возникает дрожь, затрудняющая исследование.
• Положение пациента должно быть удобным, мышцы расслаблены, дыхание спокойное, ровное. Перкуссия грудной клетки (исследование легких, сердца, сосудистого пучка) проводится в вертикальном положении пациента — стоя или сидя. Живот перкутируется в вертикальном и горизонтальном положении. Тяжелые больные исследуются в постели лежа.
• Перкуссия проводится по обнаженному телу.
Выстукивание, перкуссия (Percussio)
Исследование посредством постукивания, с оценкой возникающих при этом звуков, носит название перкуссии.
Перкуссия как метод была предложена в 1761 г. венским врачом Л. Ауэн-бруггером. В течение 47 лет открытие Ауэнбруггера считалось не имеющим практического значения. В 1808 г. Корвизар перевел работу Ауэнбруггера на французский язык и снабдил ее соответствующими примечаниями. После этого перкуссия получила широкое распространение. Дальнейшее усовершенствование и укрепление метода связано с многочисленными работами ряда ученых и практиков.
Из авторов, много потрудившихся над усовершенствованием перкуссии, следует назвать Пиорри (1827), изобретателя плессиметра (от греческого Plesso— ударяю и metron—мера) и Бэри, предложившего перкуссионный молоточек, в дальнейшем усовершенствованный Винтрихом (1841).
В ветеринарной практике перкуссия была применена в 1824 г. Дюпуа из Альфора. Усовершенствована И. Мареком, который предложил ряд теорий, объясняющих происхождение перкуссионного звука в норме и при патологических состояниях.
Техника перкуссии. Различают перкуссию посредственную и непосредственную.
Положительной стороной дигитальной перкуссии является то, что врач не ставится в зависимость от инструмента и быстрее приучает свое ухо к звуковым оттенкам, которые получаются при перкуссии. У длинношерстных животных пальцем-плессиметром легче раздвигать шерсть и плотнее прикладывать палец к коже животного. При дигитальной перкуссии звуковое впечатление сочетается с осязательным. Возможность определить сопротивление подлежащей ткани и малая модификация звука представляют значительные преимущества перед другими методами. Этим и следует объяснить то, что в медицинской практике врачи перкутируют преимущественно пальцем по пальцу. Этот метод имеет значение и при обучении начинающих.
К недостаткам дигитальной перкуссии относится сравнительно малая интенсивность звука, болезненность пальца-плессиметра при многократных исследованиях и невозможность плотно прикладывать палец на некоторых участках грудной клетки.
В ветеринарной практике дигитальная перкуссия с успехом может применяться при исследовании мелких животных и молодняка крупных животных. Что касается взрослых лошадей и крупного рогатого скота, то при исследовании их предпочтительнее инструментальная перкуссия. Дигитальная перкуссия у крупных животных может проводиться только в тех случаях, когда нет под руками инструментария или когда необходимо провести более точную локализацию изменений звука.
Инструментальная перкуссия производится с помощью перкуссионного молоточка и плессиметра. Перкуссия пальцем по плессиметру не нашла широкого применения. Наиболее распространенным методом является перкуссия молоточком по плессиметру.
В качестве плессиметра употребляются различной формы и величины пластинки, изготовленные из металла, дерева, кости и пластмассы. Форма плес-симетра может быть круглой, овальной, четырехугольной, в виде пластинки с загнутыми ушками и в виде козьей ножки. Плессиметры с ушками и в виде козьей ножки удобны в том отношении, что они позволяют плотно прижимать их к поверхности тела. Положительной стороной их является также и то, что они портативны и прочны.
Перкуссионный звук в значительной степени зависит от качества плессиметра. При выборе плессиметра необходимо руководствоваться тем, чтобы его можно было использовать для всех животных. Наиболее пригодными являются узкие плессиметры, в виде пластинки толщиной не больше 2 мм. Плессиметр должен быть твердым и эластичным. Он должен мало сжиматься и быстро возвращаться к первоначальной форме. Потеря энергии перкуссионного молоточка в этом случае будет меньше. Рекомендуют плессиметры из кости и твердого каучука. Хороший звук получается при использовании деревянных плессиметров. Плессиметры из металла и стекла, по мнению Марека, менее пригодны, так как они дают сильный собственный звук. Менее желательны гуттаперчевые плессиметры, так как они легко сжимаются, вследствие чего уменьшается проникновение звука вглубь.
Рис. 3—4. Перкуссионные молоточки.
Перкуссионный молоточек для мелких и крупных животных отличается весом. Если для перкуссии мелких животных используются молоточки малого веса, то для крупных—среднего или большого веса. Молоточек среднего веса, от 60 до 100 г, может быть использован для перкуссии как средних, так и крупных, жирных животных, а молоточек весом от 200 до 400 г, хотя и используется при перкуссии крупных и жирных животных, но особых преимуществ не имеет по сравнению с молоточками среднего веса.
Инструментальная перкуссия хороша тем, что она вызывает более значительные и глубоко идущие сотрясения перкутируемых частей, а поэтому особенно пригодна для исследования крупных и жирных животных. Эта перкуссия производится следующим образом: плессиметр плотно прижимается к исследуемой части тела левой рукой. Перкуссионным молоточком, зажатым в правой руке, наносят короткие отрывистые удары. Рукоятка молоточка должна быть слегка подвижна, а движения руки производятся только кистью. Только в этом случае возможно отскакивание молоточка от плессиметра.
Сила удара перкуссионным молоточком необходимо изменять в зависимости от толщины грудной клетки и целей перкуссии. Перкуссия хорошо упитанных животных требует более сильного удара и дает лучший эффект при использовании металлических плессиметров; напротив, перкуссия грудной клетки слабо упитанных животных производится с меньшей силой и с использованием плессиметров костяных или деревянных. Сила удара изменяется также и в случаях расположения фокусов на неодинаковой глубине. При обнаружении поверхностно расположенных фокусов применяется слабая перкуссия, а поражения глубоколежащие распознаются только при использовании сильной перкуссии. Получение чистого, не модифицированного, звука предполагает плотное прилегание плессиметра к коже животного. При неполном соприкосновении значительная прослойка воздуха между плессиметром и поверхностью тела изменяет перкуссионный звук, придавая ему тимпанический оттенок.
При перкуссии ухо должно находиться на одном уровне с плессиметром. Для этого приходится придавать необходимое положение своему телу. Лучше всего перкутировать грудную клетку на стоящем животном и только в вынужденных случаях перкуссия проводится на животном, находящемся в лежачем положении. Удары перкуссионным молоточком или пальцем должны наноситься перпендикулярно плоскости плессиметра. При косом ударе молоточка получается тимпанический оттенок перкуссионного звука.
Наиболее удачной перкуссия получается в небольшом, закрытом помещении, если животное находится на середине этого помещения. Звук в этом случае получается более ясным и чистым, так как он усиливается благодаря воздушному столбу и отражениям звуковых волн от стен помещения; на открытом воздухе нет ни резонанса, ни отражения звуковых волн и, кроме того, мешают посторонние шорохи и шумы. Перкуссия, проведенная на открытом воздухе, требует нередко проверки ее в закрытом помещении.
Различают перкуссию стоккато и легато. Перкуссия стоккато производится отрывистыми, короткими ударами молоточка, моментально отскакивающего от поверхности плессиметра. Этот вид применяется для выявления патологических изменений в органах. Перкуссия легато, напротив, требует ленивых движений, с задержкой перкуссионного молоточка на плессиметре. Она используется для топографических исследований.
Гольдшейдер предлагает перкутировать по согнутому пальцу стеклянной палочкой и настолько слабо, чтобы звук улавливался только в местах, где под пальцем-плессиметром находится ткань, содержащая воздух. Этот способ называется перкуссией на пороге звукового восприятия.
Наилучший метод перкуссии должен удовлетворять следующим требованиям.
1. Препятствовать распространению вибраций по поверхности грудной клетки.
2. Облегчать доступ к исследуемому органу плессиметра и молоточка, уменьшая толщину грудной или брюшной стенки.
3. Выявлять только тот орган, который интересует в данный момент.
Первое условие может быть выполнено применением несильной перкуссии на ограниченном месте; второе осуществляется оттягиванием кожи с подкожной клетчаткой в сторону и третье отграничением интересующего органа от соседних органов. При сравнительной перкуссии необходимо выбирать симметричные места на грудной клетке и сравнивать ребро с ребром, межреберье с межреберьем и стараться перкутировать в одинаковые фазы дыхания.
Перкуссия, как и всякий другой метод исследования, требует постоянного упражнения и известного опыта. Необходимо тщательно соблюдать условия и основные правила перкуссии. Для правильного понимания различных вариаций в изменении звука при перкуссии следует не только освоить технику перкуссии, но и производить исследования различных животных с учетом возраста и строения грудной клетки, а также изучать перкуссионные звуки, получаемые у здорового и больного животного.
Теория перкуссии. Перкуссия в физическом смысле представляет толчок, который вызывает колебания материальной среды. Возникающие при этом звуковые волны проходят ряд сред, трансформируются в зависимости от степени эластичности последних и улавливаются нашим ухом как звук (ухо-приемник).
По классификации Шкода, качественные различия звуков, получаемых при перкуссии различных органов и тканей, разделяются на следующие основные типы.
Полный или продолжительный
Тупой (притуплённый) или тихий
Пустой или короткий
Ясный или громкий Тупой (притуплённый) или тихий
Полный или продолжительный Пустой или короткий
Эти основные типы перкуссионного звука могут комбинироваться; тимпанический звук может быть высоким и низким, громкий в то же время может быть полым и продолжительным, а тихий может быть коротким и пустым и т. д.
Качественные разнообразия звука зависят преимущественно от воздушности органа. Тела, лишенные воздуха, при перкуссии дают очень короткий и тихий звук, который называется пустым или тупым. При перкуссии органов, содержащих воздух, звук получается продолжительным и громким. Степень ясности звука в этом случае зависит не только от воздушности органа, но и от силы перкуссионного удара, напряжения стенок и толщины грудной или брюшной стенки. Ясный звук может быть тимпаническим и нетимпаническим (атимпаническим). Это зависит от числа колебаний, образующих звук. Разницу создает наше собственное ухо. Уловить высоту атимпанического звука, определить его низкий звук ухо не в состоянии, в то время, как в тимпаническом звуке ясно различается высота звука и его тоновой характер.
По свойствам появляющихся звуков этот метод позволяет судить о физическом состоянии исследуемых органов, т. е. о большем или меньшем содержании в них воздуха. Что касается заключения об анатомических и патологических изменениях, которые делаются на основании перкуссии, то здесь учитываются и сопоставляются не только данные перкуссии, но и сведения, полученные другими методами.
Перкуссия является самым трудным физическим методом исследования, требующим наибольшей тренировки. Это объясняется тем, что самому исследователю приходится извлекать звуки, выслушивать и оценивать их, быть одновременно активным и пассивным и объективно оценивать то, что слышишь.
Перкуссия
Полезное
Смотреть что такое «Перкуссия» в других словарях:
ПЕРКУССИЯ — ПЕРКУССИЯ, один из важнейших методов исследования внутренних органов. П. состоит в том, что при поколачивании исследуемой области вызывается звук, на основании свойств которого выводят заключение о свойстве органа, лежащего под перкутируемым… … Большая медицинская энциклопедия
ПЕРКУССИЯ — (лат., от percutere пробивать, ударять). В медицине: постукивание, для определения по звуку состояния органов; в музыке и риторике: такт, размер. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕРКУССИЯ… … Словарь иностранных слов русского языка
перкуссия — постукивание, обследование, выстукивание Словарь русских синонимов. перкуссия сущ., кол во синонимов: 3 • выстукивание (9) • … Словарь синонимов
перкуссия — и, ж. percussion < instruments à percussion. муз. Ударные инструменты для исполнения акустической музыки. Николай прошел нелегкую практическую музыкальную школу, он играл и на бас гитаре, и на ударных, и за Ионику вставал, и перкуссией… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПЕРКУССИЯ — (от лат. percussio букв. нанесение ударов), метод исследования сердца, легких и других внутренних органов, основан на том, что звук, возникающий при выстукивании здоровых и пораженных тканей, различен … Большой Энциклопедический словарь
ПЕРКУССИЯ — ПЕРКУССИЯ, перкуссии, мн. нет, жен. (лат. percussio) (мед.). Выстукивание человеческого тела метод врачебного исследования посредством молоточка или пальцев для определения состояния внутренних органов по высоте и тембру звука, производимого… … Толковый словарь Ушакова
Перкуссия — (от лат. percussio, буквально нанесение ударов, здесь постукивание) Перкуссия (медицина) в медицине заключается в постукивании отдельных участков тела и анализе звуковых явлений, возникающих при этом. Перкуссия… … Википедия
перкуссия — и; ж. [от лат. percussio] Спец. Метод исследования внутренних органов путём выстукивания (пальцами или молоточком) и определения по звуку больных или здоровых тканей. ◁ Перкуссионный, ая, ое. П. молоточек. П. метод исследования. * * * перкуссия… … Энциклопедический словарь
перкуссия — (лат. percussio; син. выстукивание) метод исследования внутренних органов, основанный на постукивании по поверхности тела обследуемого с оценкой характера возникающих при этом звуков … Большой медицинский словарь
Перкуссия — (от лат. percussio, буквально нанесение ударов, здесь постукивание) выстукивание, метод врачебного исследования внутренних органов. Получил признание и был внедрён в медицину в начале 19 в. после работ Л. Ауэнбруггера (1761) и Ж. Н.… … Большая советская энциклопедия
Перкуссия
Перкуссия – это диагностический метод, заключается в постукивании отдельных участков тела и анализе звуковых явлений, возникающих при этом. По характеру свойств звука врач определяет топографию внутренних органов, физическое состояние и отчасти их функцию.
Звуки можно разделить на тоны и шумы. Чистый тон — условное понятие. Это колебание одной амплитуды и частоты. В природе чистые тоны не встречаются. Шум представляет собой сумму различных по свойствам звуков, где нельзя выделить основной тон. В практике диагностического исследования врач чаще имеет дело с шумами, но во многих случаях звуки принято называть тонами, в особенности, если есть возможность выделить основные четыре свойства звуков: 1-е – силу; 2-е – высоту; 3-е – длительность звучания и 4-е — звукоподобность, из которых врач выстраивает «картину заболевания»!
Зачем?
Сравнительная перкуссия применяется для выявления патологических изменений в каком-либо участке легкого.
Для определения каких заболеваний используется?
Для заболеваний дыхательной системы: при опухолях, при абсцессе легкого, при воспалительном утолщении листков плевры, при развитии в плевре опухоли, при больших бронхоэктазах (расширении бронхов), в первой стадии пневмонии.
В «Центре пульмонологии» высококвалифицированные специалисты и современное высокотехнологичное оборудование помогут Вам определить заболевание на самых ранних стадиях.
К сведению:
В зависимости от изменения тембра легочного звука различают несколько его разновидностей: коробочный, металлический, шум треснувшего горшка.
Коробочный звук громкий, с тимпаническим оттенком. Название получил из-за сходства со звуком, возникающим при поколачивании по пустой коробке. Наблюдается при резком ослаблении эластичности легких с одновременным расширением и вздутием альвеол, что отмечается при эмфиземе легких.
Металлический звук напоминает звук при ударе по металлическому сосуду. Возникает при перкуссии над большой поверхностно располагающейся гладкостенной полостью, содержащей воздух (над каверной).
Шум треснувшего горшка прерывистый дребезжащий. Возникает при вытеснении воздуха из полости через узкое щелевидное отверстие. Выслушивается над большой каверной, сообщающейся с бронхом узким отверстием.
Перкуссия – все об ударных инструментах и их видах
Перкуссия – все об ударных инструментах и их видах
Наиболее распространенная перкуссия
Перкуссия или ударные музыкальные инструменты – это обширная семья самых разнообразных приспособлений. Общим качеством у перкуссионной группы инструментов является способ звукоизвлечения: звук извлекается за счет удара или тряски (покачивания) звучащего тела.
Вот лишь некоторый перечень ударных инструментов, распространенных по всему миру: тарелки, там-там, кастеньеты, бубен, треугольник, цимбалы, колокольчики, виброфон, литавры.
Перкуссия – самый древний в мире музыкальный инструмент. Еще первобытные племена во время празднеств и ритуалов ударяли о камни, били палками по дереву, создавая простые ритмы.
Пожалуй, более обширного семейства инструментов в инструмендоведении и не сыскать.
Percussio – в буквальном переводе означает нанесение ударов, стук.
В классификации перкуссионных инструментов выделяют:
Отметим, что перкуссионные инструменты могут иметь или не иметь определенную высоту звучания.
Перкуссионный инструмент может быть настроен на определенную ноту звукоряда, среди них:
ксилофон, барабаны, вибрафон, литавры, колокольчики.
А вот такие инструменты, как бубен, треугольник, тарелки, там-там, кастаньеты – уже не могут быть настроены на определенную ноту. Треугольники, например, так и подбираются – по конкретному размеру, частоте, и тону.
Итак, перкуссионные инструменты – это обширная группа приспособлений, служащих созданию ритма в музыке всех жанров – от традиционной акустической до электронной.
Самые распространенные перкуссионные инструменты:
Джембе – западноафриканский инструмент, имеет форму кубка с широким верхом и узким основанием; сверху натянута мембрана, чаще всего изготовленная из козьей кожи. По звукообразованию инструмент относится к мембранофонам. Традиционный инструмент Мали, который распространился по территории всей западной Африки – Берег Слоновой Кости, Гвинею, Сенегал. Широкую известность на западе джембе приобретает лишь в 1950х годах.
Кахон – этимологически происходит от слова Cajón, что на испанском означает просто – коробка или ящик. По факту, кахон – это и есть коробка из дерева или иных материалов. 5 стенок: верхняя, нижняя, две боковые, задняя. Исторически инструмент впервые появляется в Перу. К слову сказать, Пако Де Лусия был большим любителем использования кахонов в своих фламенко ансамблях. По кахону стучат и хлопают пальцами, кистями рук.
Тамбурин – старинный барабан, форма цилиндрическая. Исторически происходит из Франции (франц. Tambourine), был известен еще в XVIII веке. Обод тамбурина имеет металлические тарелочки или бубенчики. Такие инструменты можно увидеть на гравюрах и картинах прошлого. На картине Альберта Дюрера (1503 г.) изображен музыкант с тамбурином в руках. Отметим, что тамбурин может иметь или не иметь мембрану. Часто удивительный звук этого инструмента используют современные ансамбли – например, Blackmore’s Night и другие.
Шейкер – от анг. shake – трясти. И снова вспомним свои детские погремушки! Шейкер – это закрытая емкость с сыпучем наполнением (дробь, песок, зерна или бисер); форма шейкера может быть любой – все зависит только от дизайнера и его фантазии. Техника игры простая – просто совершайте движения вперед-назад или вверх-вниз. Резкие движения дадут выраженную атаку, плавные – мягкую.
Кастаньеты – небольшие деревянные дольки, похожие на морские ракушки. Звук – щелкающий, задорный и веселый. Изготавливается из твердых пород дерева, исторически происходит из Испании. Кастаньеты добавляют танцам выразительный ритмический рисунок из серий щелчков. Яркие и страстные ритмы латиноамериканских произведений становятся еще пикантнее.
Палка дождя – длинная, полая емкость (трубка) с сыпучим содержимым. Когда вы переворачиваете палку – наполнитель перемещается внутри и создаёт красивый, похожий на дождь, шум. Инструмент распространен в Перу и Чили. Палка дождя может иметь прозрачный корпус – и тогда вы увидите, как внутри перемещается наполнитель. Рейнстик – другое название палки дождя, относится к группе идиофонов. Наполнителем может быть – крупа, бисер, камешки, семена или любые другие твердые гранулы. Внутри установлена спираль, т.е. наполнитель скатывается не просто в пустоте, а по специальной «дорожке». Длина палки дождя варьируется от 25 до 70 см.
Медленно переворачивайте палку дождя – и вы услышите удивительный звук, похожий на шум ливня.
Кабаса – идиофон, издающий дребезжащий, металлический звук, похожий на гремучую змею. Используется в босса-нова, латинской музыке, а также в современных направлениях от джаза до рока. Инструмент афро-бразильского происхождения. Кабасу нужно встряхивать ли вращать, в зависимости от интенсивности подобных движений звук будет отличаться.
В этой статье мы рассмотрели лишь некоторые наиболее распространенные перкуссионные инструменты, которые и Вы сами сможете с успехом применять в своем творчестве.