Для чего нужна письменность кратко
Для чего нужна письменность кратко
В настоящее время мы, люди обладаем великим даром познания – письменностью. Именно письменность позволила человечеству достичь того уровня развития, которое мы имеем сейчас. Причем, она выполнила не только функции передачи информации от одного индивидуума к другому, но и сохранения достижений человеческого ума и, посредством этого, постепенного развития человеческой цивилизации. Труды современных ученых и мыслителей зиждятся на трудах таких же ученых, но живших до них, вплоть до многих веков до этого. К примеру, всем известные древнегреческие ученые Архимед, Пифагор и Фалес открыли много математических закономерностей и привели соответствующие доказательства. Так же они смогли сформулировать многие другие задачи, которые могли помочь развитию науки. Но ввиду недостатка информации и технологий, они не смогли решить их. Однако, благодаря письменности их современники изучили данные задачи и смогли решить их.
Ярким примером прихода людей к истине путем вековых споров, отраженных в письменных источниках, является спор о геоцентрической и гелиоцентрической системе мира. Человечество уже достаточно давно пришло к тому, что верна гипотеза о гелиоцентрической системе, а вовсе не о геоцентрической. Согласно этой теории именно солнце находится в центре, а вокруг неё по своим орбитам движутся остальные планеты. Какова же роль письменности в открытии этого факта. С достаточной долей уверенности можно утверждать, что эта роль огромна и её сложно переоценить.
Как же зародилась письменность? Отличительной особенностью такой системы коммуникации как письменность является то, что она всегда ассоциируется с некоторым языком и устной речью на этом языке. Исходя из этого, можно сделать вывод, что сначала появилась устная речь, а именно определенные слова, с помощью которых первобытные люди общались между собой, а уже затем они нашли способ перенести все это на бумагу. Однако, наивно полагать, что письменность появилась сразу после возникновения устной речи. Конечно же, это не так. Давайте проследим весь путь становления письменности.
Итак, ученые смогли установить следующие последовательные этапы формирования письменности:
1. Предметное письмо.
Изначально, люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников-скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царём. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец был прав.
Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на верёвку) и кипу (счётная система и письменность инков и предшествующих им андских культур, в которой информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.
2. Пиктографическое письмо.
Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Следует отметить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Однако эти ранние попытки все же не доходили до уровня систематически используемого для передачи информации инструмента. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определённого знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека. Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография.
3. Иероглифическое письмо.
В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму. Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов.
4. Слоговое письмо.
Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), некоторые западносемитские варианты клинописи (напр. угаритская клинопись) и японские слоговые системы (катакана и хирагана). Финикийское (консонантное) письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница, кириллица и соответственно большинство современных письменностей.
5. Алфавитное письмо.
Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью консонантной финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).
Зачем нужна людям письменность?
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
«Зачем нужна людям письменность?»
Проект подготовили:
обучающиеся кружка
«Здравствуй, музей» 5 а класса
и руководитель:
учитель МХК МОУ «СОШ»19»
Данилова Е.Я.
Описание слайда:
Зачем нужна письменность?
На этот простой вопрос из учащихся 5х классов дали ответ:
полный –53% учащихся;
не внятный –30% учащихся;
не знают вовсе –17% учащихся.
Описание слайда:
Цель проекта:
Развить интеллект, обогатить знания в области древних информационных технологий.
Задачи проекта:
Формировать умение добывать информацию;
Развивать творческие, организационные способности;
Формировать опыт работы в группе, толерантное отношение к мнению других.
Описание слайда:
Зачем нужна письменность?
1. Для передачи информации на расстоянии.
2.Для записи поручений.
Описание слайда:
Как же люди раньше писали?
Виды письменности в древности:
Иероглифическое письмо.
Узелковое письмо «кипу».
Клинопись.
Алфавит.
Описание слайда:
Пиктография
Возникновение письменности относится к глубокой древности. Люди долгое время объяснялись рисунками или предметами.
Собственно письмо началось с рисунков. В пиктографии рисунки и письмо неразделимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Календарь
древних людей
в виде солнечного диска.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Глиняная табличка – это одна из первых материальных основ для книги.
Описание слайда:
Описание слайда:
Первый алфавит появился приблизительно в 2000 году до нашей эры, он предназначался для языка семитов, работавших в Египте. Принцип этого алфавита был заимствован у египетских иероглифов. Большинство существующих в наши дни алфавитов либо напрямую восходят к семитскому алфавиту (например, латинский и греческий алфавиты), либо были созданы под его влиянием
Описание слайда:
На чём же люди раньше писали?
Для письма использовались в Древнем Египте длинные ленты папируса- болотного растения. Его стебли разрезали на полоски, высушивали и склеивали, а для придания гладкости разглаживали камнем.
Писали египтяне тоненькой тростинкой, вместо чернил использовали черную и красную краски.
Текст писали черной краской, а начало каждого нового раздела выделяли красным цветом.
папирус
Описание слайда:
В Древнем Египте однако первым свидетельством считают бухгалтерские книги (приблизительно 2400 лет до н.э).
Отдельные листы папируса, для удобства хранения, склеивались в свитки. Эта традиция получила широкое распространение.
Описание слайда:
Пергамент.
Среди древних специально изготовляемых мягких материалов для письма одним из самых распространенных был пергамен (или пергамент). Его стали изготовлять во II веке до н.э., а название этот материал получил по месту первоначального производства — Пергамского царства.
Описание слайда:
Описание слайда:
Книга.
Кни́га — термин, имеющий несколько значений:
литературное или научное произведение, предназначенное для печати в виде отдельного сброшюрованного издания;
в полиграфии —непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных бумажных листов (страниц) объединенные под единым переплётом листы бумаги, предназначенные для ведения записей.
Описание слайда:
«Библос».
Старинные рукописи
Греческим словом для папируса как материала для записей стало «библион», а для книги — «библос» которое произошло от названия финикийского портового города Библос, через который папирус ввозили в Грецию.
латинское слово «liber» (либер) книга.
Описание слайда:
Самые первые книги
Самые первые книги появились более пяти тысяч лет назад в Месопотамии. Это были глиняные таблички, на которых заостренной палочкой наносились знаки клиновидной формы. Таблички обжигались на огне и приобретали прочность камня. Каждая книга состояла из десятков или даже сотен глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик — древнейший книжный переплет.
Описание слайда:
Описание слайда:
Переплет древнерусской рукописной книги.
Описание слайда:
Первые рукописные книги на Руси.
Описание слайда:
Иоганн Гуттенберг напечатал первую книгу.
Только пятьсот лет назад, в Германии, Иоганн Гуттенберг напечатал первую книгу. Не написал, а напечатал. Вырезал отдельные буквы, сложил из них слова, из слов сложил строчки, из строчек страницу, нанес краску, прижал лист бумаги – и все: страница готова. Отпечатана. И можно печатать еще одну, и десять, и сто … Это было величайшее достижение. Книга стала дешевле. Теперь она могла жить не только в богатых дворцах. Книга начала свой путь к народу.
Описание слайда:
Первые печатные книги на Руси.
Описание слайда:
Первые уроки письменности.
Описание слайда:
Вывод.
Изучая предмет МХК и работая над проектом мы больше узнали о письменности и первых книгах, существующих на Земле.
Пришли к выводу,
что письменность действительно необходима для передачи информации.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Отчет о проведении «Недели безопасности «
Выступление на районном методическом объединении
Познавательная беседа «Забытые профессии»
Презентация по теории государства и права «Теология»
Методическая разработка по проведению викторины «Мое призвание медицина»
Презентация к занятию «Мое призвание медицина»
Доклад «Методы и приемы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках бурятского языка»
Новогодний сценарий»Встреча Нового 2021 года»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5425571 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для чего нужна письменность кратко
Письменность
1. Для чего нужна письменность
Существование письменных источников было бы невозможно, если бы люди не придумали письменность.
Письменность появилась около 7 тысяч лет назад. Период до появления письменности ученые называют доисторическим. Почему?
Вспомните, что мы должны знать, чтобы составить полное представление об историческом факте (событии)?
Давайте рассмотрим следующую ситуацию:
При раскопках поселения, существовавшего до появления письменности, были найдены следы, говорящие о том, что оно было уничтожено в ходе сражения.
Как вы думаете, можем ли мы ответить на следующие вопросы?
Точная дата сражения?
Почему произошло нападение на поселение?
Имена полководцев (вождей)?
Какие выгоды от уничтожения поселения получили победители?
Наверное, нет. Ученые могут лишь строить гипотезы (предположения, версии).
Вывод: при отсутствии письменных источников невозможно получить полное представление о произошедших событиях.
2. Первые попытки передать сообщение
Древние люди еще в каменном веке пытались передавать сообщения с помощью наборов предметов, рисунков.
Подумайте, познакомившись с приведенной ниже информацией, в чем состоят недостатки такого письма?
Можно ли назвать предметное и рисуночное письмо письменностью в современном понимании?
Вы уже читали сказку Р. Киплинга «Как появилось первое письмо»? Если нет – нажмите на значок изображающий книгу и прочтите.
Ответьте на вопросы:
Уже известный нам древнегреческий историк Геродот рассказывал: «Скифы отправили персам, с которыми воевали, необычные дары. Это были лягушка, мышь, птица и пять стрел. (Животные и птица были живые, настоящие)». Персы оказались в затруднении. Как расшифровать послание?
Персидский царь Дарий I заявил: «Это знак покорности скифов. Они признают своё поражение: мышь и лягушка, живут в земле и воде, которые скифы отдают нам во владение. Птица – быстрое бегство противника, а стрелы – отказ от сопротивления».
Но советник царя перевел послание по иному: «Если вы, персы, не научитесь скакать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, и летать, как птицы, то вы все погибнете, осыпанные нашими стрелами».
Царь не прислушался к предостережениям придворного мудреца, и скифы победили персов в этой войне.
В Перу (Южная Америка) писали при помощи узелков. Их количество и форма определяли числа. Цвет верёвок обозначал считаемые предметы: жёлтый – золото, красный – воинов и т.д. Такое письмо называлось кипу. До сих пор ученые спорят как расшифровать эти «записи».
Итак, вы уже можете ответить на вопросы:
Проверьте свой ответ.
3. Клинопись, иероглифы
Это уже настоящая письменность. Слово или слог изображаются в виде упрощенного рисунка (значка). Появились они в Шумере и Египте в 3 тыс. до н.э., позднее в Китае и Японии (иероглифы).
Египетские иероглифы.
В Древнем Египте для передачи сообщений первоначально использовали знаковое письмо, где один знак-иероглиф обозначал одно или несколько понятий. Затем, для удобства письма стали дополнительно использовать иероглифы обозначающие слоги и даже звуки. С помощью них и стали записывать слова.
Клинопись
В древнем Двуречье в качестве материала для письма использовали глиняные таблички. Знаки на них выдавливали заостренными палочками – поэтому такая письменность называется клинописью. Каждый знак обозначал слово, но были сочетания знаков, передающие звуки. Благодаря тому, что глиняные таблички долговечны в Двуречье сохранилось много исторических документов – например миф о Гильгамеше. Клинописью впервые в истории царем Хамураппи были записаны законы
Справа налево: глиняная табличка, лист глиняной книги, стела с законами царя Хамураппи.
Иероглифическое письмо в настоящее время используется в Китае и Японии
4. Буквы (алфавит).
Звуки (сочетание звуков) изображаются в виде значков, собранных в алфавит.
Неудобство иероглифического письма, привело в итоге к созданию алфавита.
Первый алфавит был создан в Финикии в середине 2 тыс. до н.э.
Финикийцам, ведшим постоянные торговые записи, нужно было другое письмо – легкое простое и удобное. Они и придумали алфавит, в котором каждый знак – буква – обозначал лишь один определенный звук речи.
Финикийский алфавит состоит из 22 простых по написанию букв. Все они – согласные, потому что в финикийском языке основную роль играли согласные звуки. Чтобы прочитать слово, финикийцу достаточно было видеть его костяк, состоящий из согласных букв.
Идею финикийцев подхватили древние греки. Они создали несколько видов письменности, которые базировались на принципах финикийского алфавита.
Один знак в этих письменностях уже соответствовал одному звуку.
Постепенно греки в 9-8 вв. до н.э. добавили в алфавит буквы означавшие гласные звуки.
В греческом алфавите каждая буква имела название.
Так как многие науки приобрели современный вид именно в Древней Греции, то греческие буквы используются в них до сих пор (астрономия, физика и др.)
Древнегреческий алфавит лег в основу современных алфавитов Европы.
Посмотрите отрывок из учебного фильма «Алфавит»
В настоящее время данный вид письменности используется в большинстве стран.
Слева – латинский алфавит, справа – арабский.
5. Славянский алфавит.
Славянский алфавит был создан братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием.
В 9 в. они создали моравский алфавит, приспособив для отображения звуков моравского языка греческий алфавит. Ученики просветителей распространили кириллицу среди всех славянских народов.
Слева – Кирилл и Мефодий. Икона. Болгария. Справа – кириллица.
Посмотрите отрывок из документального фильма «Кирилл и Мефодий»
Ученые спорят, существовала ли письменность на территории нашей страны до появления славянского алфавита. Часть ученых считает такой письменностью древние «черты и резы»
С 988 года, с момента крещения Руси славянская письменность утвердилась и на территории нашей страны.
За этот период алфавит подвергся нескольким изменениям:
В начале 18 века Пётр I провёл реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом.
В 1917-1918 годах была новая реформа азбуки. В результате, которой были исключены «ять», «ижица», «фита», и «ер» в конце слова.
В обычной жизни мы пользуемся послереформенной азбукой. Но и дореформенная кириллица продолжает существовать – ее использует православная церковь.